Биология 8 класс первая помощь при переломах
Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.
Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.
При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).
При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.
Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.
Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов
У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.
При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.
Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.
При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.
Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).
Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.
Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.
При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.
Чаще происходят переломы костей конечностей.
Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.
При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.
На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.
Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.
При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.
При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.
При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.
При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.
Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Источник
План-конспект урока
Дата Предмет «Биология»Класс 8 № урока 25
Тема урока: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Цель урока: ученики должны знать про Первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Обучающая: дать знания об оказании Первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Развивающая: развить память, мышление, речь
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к своему здоровью
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: словесный
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.
2. Этап проверки домашнего задания
1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).
2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.
3. Часть ноги от колена до стопы.
4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.
5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.
6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.
7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.
8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
4. Этап изучения нового материала.
Первая помощь
В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на турслете, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмахопорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы,
ТРАВМА – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.
ПЕРЕЛОМ -это повреждение костей.
Рис. 1. Перелом
На видео мы с вами посмотрим оказание помощи при переломах голени
Бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простыебез смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Осколочный перелом
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков
Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей.
Чем вызваны переломы?
Рис. 2. Частый случай – патологический перелом шейки бедра.
Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота
Оказание первой помощи (рис. 3)
• обеспечить неподвижность,
• наложить шину,
• холод,
Рис. 3. Оказание первой помощиРАСТЯЖЕНИЕ – это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы – боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц,
Рис. 4. Растяжение
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• Холод, ВЫВИХ – это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений
Рис. 5.Вывих
Виды вывихов:
• вывих плечевого сустава
• Вывих локтевого сустава
• Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность – это может привести к повреждению связок,
Оказание первой помощи:
• покой суставу
• Мягкая давящая повязка
• Косыночная повязка
• Холод
УШИБ – это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба
Выводы урока
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Принебрежение правилами техники безопасности,
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
5.Этап первичной проверки новых знаний.
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы. О них нам расскажут агенты “Медицинских новостей”.
6.Этап информации о домашнем задании. Повторить параграф 25
7.Этап подведения итогов урока. Итак, мы с вами сегодня познакомились с оказанием первой медицинской помощи . У кого есть вопросы? Выставление оценок.
8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?
Понравился ли Вам урок?
Что именно понравилось, а что не понравилось?
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии 8 класс на тему: “Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов Биология 8 класс Учитель биологии Чкаловской средней школы №1 Домбровский А.Ф.
2 слайд
Описание слайда:
Цель урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов; сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших); установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.
3 слайд
Описание слайда:
Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений. Тест. Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений. 1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества. 2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно. 3.Хрящи образованы эпителиальной тканью. 4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции. 5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом. 6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения. 7.Сустав это подвижное соединение костей. 8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья. 9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость 10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом. 11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. 12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества. 13.Кости образованы соединительной тканью. 14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется. 15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
4 слайд
Описание слайда:
1 2 Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок – Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета 3
5 слайд
Описание слайда:
Рис. 1. Перелом Рис. 2. Перелом шейки бедра. Перелом
6 слайд
Описание слайда:
Иммобилизация верхней конечности с помощью подручной шины при переломе предплечья – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?
7 слайд
Описание слайда:
https://youtu.be/YRYSoUm8fsk Вставить видео по сылке
8 слайд
Описание слайда:
Фиксация переломов Такой валик используется при травмах головы Так фиксируются сломанные пальцы Так поступают при переломе ключицы При сломанных ребрах, туго бинтуют грудную клетку При переломе позвоночника пострадавшего осторожно укладывают на ровную доску
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
https://youtu.be/KHdI9wZeCLc Вставить видео по ссылке
11 слайд
Описание слайда:
Вывихом называют смещение костей, сочленяющихся в суставной сумке, с полной или частичной утратой их соприкосновения. Вывих
12 слайд
Описание слайда:
– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом? – Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе? Вид сустава при вывихе
13 слайд
Описание слайда:
14 слайд
Описание слайда:
Внешний вид конечности при растяжении связок Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?
15 слайд
Описание слайда:
16 слайд
Описание слайда:
Виды повреждения скелета Растяжение связок Вывихи Переломы Боль, отечность тканей, деформация конечности Нарушение целостности кости Обездвиживание (иммобилизация) Боль, припухлость сустава, посинение, ограниченность движений из-за боли Растяжение или разрыв связок при травме сустава Мягкая фиксирующая повязка на сустав. Холод на область сустава Из-за разрыва или растяжения суставной сумки головка кости выходит из ямки сустава Резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль Обездвиживание (иммобилизация). Холод на область сустава Бережно доставить пострадавшего в ближайший травмпункт
17 слайд
Описание слайда:
Основные термины: Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием) Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. Хирургия(от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. Ортопедия(от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.
18 слайд
Описание слайда:
Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму. Закрепление.
19 слайд
Описание слайда:
№1. Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе. Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
20 слайд
Описание слайда:
№2. Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
21 слайд
Описание слайда:
№3. После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
22 слайд
Описание слайда:
№4. Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
23 слайд
Описание слайда:
№5. Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание. Определить тип повреждения. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
24 слайд
Описание слайда:
Список литературы: 1.Урок на тему ” Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей ” Радина Лариса Николаевна учитель биологии, МОУ «Киреевская гимназия». 2.Урок на тему ” Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей ” Дикарева Ирина Геннадиевна, учитель биологии и химии, г. Челябинск, СШ № 107. 3.Урок на тему ” Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей ” Шумова Любовь Петровна, г. Владивосток, СШ № 17. 4. Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева Биология, 8 кл. – Алматы: Мектеп, 2012г. 5. Г. М. Муртазин « Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 2008. 7. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 2003.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Знакомит учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;
рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;
изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.
Постановка задачи. Первая помощь. В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, если несчастье произошло, то как поступить.
Оставьте свой комментарий
Источник