Частота переломов длинных трубчатых костей
Частота переломов при следовании в стационар. Повреждение длинных трубчатых костей при дорожно-транспортных происшествиях6.XI 1968 г. примерно в 18 ч на гражданина Б., 48 лет, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд автомобиль «Волга» М-21. Удар фарой, передним крылом и бампером пришелся по тазовой области, голени и бедру Возникли множественный перелом костей таза с центральным вывихом бедра, забрюшинная гематома, разрыв перепончатой части уретры, подвертельный перелом левого бедра, двойной перелом левой голени, а при дальнейшем падении — перелом костей предплечья, ссадины и раны волосистой части головы, сотрясение головного мозга. Госпитализирован в крайне тяжелом состоянии. Шок III степени развился через полтора часа после травмы. Проведена противошоковая терапия, наложена эпицистома, произведена обработка ран головы, наложено скелетное вытяжение на левую голень и бедро. Одномоментная репозиция костей предплечья осуществлена ввиду тяжести состояния пострадавшего только на третьи сутки. Выписан на амбулаторное лечение через 120 дней В дальнейшем наступило восстановление трудоспособности. Заканчивая статьи о повреждениях костей таза при дорожно-транспортных происшествиях, приведем наши данные о частоте возникновения этих повреждений у лиц, погибших на месте происшествия, на пути следования в лечебное учреждение, в период получения лечебной стационарной помощи и у пострадавших, успешно закончивших лечение. На месте дорожно-транспортного происшествия переломы костей таза возникли у 20,15%, у умерших на пути следования в лечебное учреждение они оказались у 15, 70% пострадавших, у лиц, умерших в период лечения в лечебном учреждении, их было 18,51% и у закончивших лечение выздоровлением —9,52%. Таким образом, наибольшее количество переломов костей таза наблюдалось у тех пострадавших, которые погибли на месте происшествия или в пути следования в лечебное учреждение, т. е. практически до оказания пострадавшим квалифицированной медицинской помощи в стационаре. На месте дорожно-транспортного происшествия переломы костей таза возникли у 20,15%, у умерших на пути следования в лечебное учреждение они оказались у 15, 70% пострадавших, у лиц, умерших в период лечения в лечебном учреждении, их было 18,51% и у закончивших лечение выздоровлением —9,52%. Таким образом, наибольшее количество переломов костей таза наблюдалось у тех пострадавших, которые погибли на месте происшествия или в пути следования в лечебное учреждение, т. е. практически до оказания пострадавшим квалифицированной медицинской помощи в стационаре. Повреждение длинных трубчатых костей при дорожно-транспортных происшествиях чаще всего происходит в области нижних конечностей (Н. М. Волкова, П. И. Максимов, 1958; П. А. Носов, 1964). Большинство переломов возникает от непосредственного воздействия на ткани человека частей автомобиля в первой фазе дорожно-транспортного происшествия (соприкосновение тела человека с частями движущегося автомобиля). Некоторые переломы возникают также при ударе пострадавшего о дорожное покрытие в момент падения. Среди травматологов установилось мнение о том, что, если поверхность приложения силы и масса действующего (травмирующего) предмета велики, удар, направленный перпендикулярно по отношению к длинной оси трубчатой кости, вызывает перелом и смещение дистального фрагмента по отношению к проксимальному по типу сдвига. Образуется поперечный или поперечно-зубчатый перелом, который клиницисты называют применительно к удару автомобиля «бамперный перелом». Однако некоторые судебные медики, и в частности А. А. Солохин (1968), считают, что подобный механизм образования переломов длинных трубчатых костей у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях не всегда типичен, хотя и встречается. По нашим данным, упомянутый механизм травмы встречается довольно часто: при ударе передней частью легкового автомобиля в область нижних конечностей, как правило, у пострадавшего возникают поперечные переломы длинных трубчатых костей нижних конечностей. – Также рекомендуем “Наезд на нижнюю конечность. Бамперный перелом” Оглавление темы “Механизмы травм на дороге”: |
Источник
áîáìéú é óôòõëôõòá ðåòåìïíï÷ äìéîîùè ôòõâþáôùè ëïóôåê
(ÐÏ ÄÁÎÎÙÍ áÌÔÁÊÓËÏÇÏ ËÒÁÅ×ÏÇÏ ÂÀÒÏ óíü ÚÁ 2000 ÇÏÄ)/>
÷.á. ëÌÅ×ÎÏ, á.ó. îÏ×ÏÓÅÌÏ×
âÁÒÎÁÕÌ
/>
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ ËÏÓÔÅÊ ÐÏ ÞÁÓÔÏÔÅ ×ÓÔÒÅÞÁÅÍÏÓÔÉ ÚÁÎÉÍÁÀÔ ÔÒÅÔØÅ ÍÅÓÔÏ ÐÏÓÌÅ
ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ËÏÓÔÅÊ ÞÅÒÅÐÁ É ÇÒÕÄÎÏÊ ËÌÅÔËÉ ÐÒÉ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÏÊ ÔÒÁ×ÍÅ ÓÏ
ÓÍÅÒÔÅÌØÎÙÍ ÉÓÈÏÄÏÍ. áÎÁÌÉÚ ÍÏÒÆÏÌÏÇÉÉ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ
ËÏÓÔÅÊ × ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔÉ Ó ÄÒÕÇÉÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÔÅÌÁ, ÐÏÚ×ÏÌÑÅÔ
ÕÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÔØ ÍÅÈÁÎÏÇÅÎÅÚ ÔÒÁ×ÍÙ × ÃÅÌÏÍ, ÔÅÍ ÓÁÍÙÍ, ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÑ
×ÏÓÓÏÚÄÁÎÉÀ ÏÂÓÔÏÑÔÅÌØÓÔ× ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÑ.
ãÅÌØÀ ÄÁÎÎÏÇÏ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ Ñ×ÉÌÏÓØ ÉÚÕÞÅÎÉÅ ÓÔÒÕËÔÕÒÙ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ
ËÏÓÔÅÊ ÐÒÉ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ×ÉÄÁÈ ÔÕÐÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ.
éÚÕÞÅÎÙ 100 “úÁËÌÀÞÅÎÉÊ ÜËÓÐÅÒÔÁ” É “áËÔÏ× ÓÕÄÅÂÎÏ-ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÇÏ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÔÒÕÐÏ×” ÌÉà ÏÂÏÅÇÏ ÐÏÌÁ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏÔ 2 ÄÏ 88 ÌÅÔ,
Õ ËÏÔÏÒÙÈ ÐÒÉ ÁÕÔÏÐÓÉÉ ÂÙÌÉ ÏÂÎÁÒÕÖÅÎÙ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ
ËÏÓÔÅÊ. õÞÉÔÙ×ÁÌÉ ×ÓÅ ÓÌÕÞÁÉ ÉÚÏÌÉÒÏ×ÁÎÎÏÊ É ÔÕÐÏÊ ÓÏÞÅÔÁÎÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ:
Á×ÔÏÍÏÂÉÌØÎÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ (54%), ÐÁÄÅÎÉÑ Ó ×ÙÓÏÔÙ (30%), ÖÅÌÅÚÎÏÄÏÒÏÖÎÁÑ
ÔÒÁ×ÍÁ (14%), ÔÒÁ×ÍÁ
ÔÕÐÙÍÉ ÐÒÅÄÍÅÔÁÍÉ (2%).
óÒÅÄÉ ÐÏÇÉÂÛÉÈ Ó ÐÅÒÅÌÏÍÁÍÉ ËÏÓÔÅÊ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ ÂÏÌØÛÕÀ ÞÁÓÔØ ÓÏÓÔÁ×ÉÌÉ ÍÕÖÞÉÎÙ (67%).
îÁÉÂÏÌØÛÅÅ ÞÉÓÌÏ ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÉÈ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÎÁ ÔÒÕÄÏÓÐÏÓÏÂÎÙÊ ×ÏÚÒÁÓÔ ÏÔ
20 ÄÏ 59 ÌÅÔ (56 ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÉÈ ÉÚ 100), ÓÒÅÄÉ ËÏÔÏÒÙÈ ÎÁÉÂÏÌØÛÕÀ ÄÏÌÀ
ÓÏÓÔÁ×ÉÌÉ ×ÏÚÒÁÓÔÎÙÅ ÇÒÕÐÐÙ 20 – 29 ÌÅÔ É 40 – 49 ÌÅÔ (×
ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔÉ 39%).
÷Ï ×ÒÅÍÑ ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÑ ÂÏÌÅÅ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÐÏÇÉÂÛÉÈ ÎÁÈÏÄÉÌÉÓØ × ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ ÁÌËÏÇÏÌØÎÏÇÏ ÏÐØÑÎÅÎÉÑ
(55%), ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÓÉÌØÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ, ÉÚ ËÏÔÏÒÙÈ ÂÏÌØÛÕÀ ÞÁÓÔØ
ÓÏÓÔÁ×ÉÌÉ ÌÉÃÁ ÍÕÖÓËÏÇÏ ÐÏÌÁ (32%), ÞÔÏ ÎÁÇÌÑÄÎÏ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÏ ×
ÔÁÂÌÉÃÅ 1.
ôÁÂÌÉÃÁ 1
þÉÓÌÏ ÐÏÇÉÂÛÉÈ ÌÉÃ, ÎÁÈÏÄÉ×ÛÉÈÓÑ × ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ ÁÌËÏÇÏÌØÎÏÇÏ ÏÐØÑÎÅÎÉÑ
óÔÅÐÅÎØ ÁÌËÏÇÏÌØÎÏÇÏ ÏÐØÑÎÅÎÉÑ / ÐÏÌ | íÕÖÞÉÎÙ | öÅÎÝÉÎÙ | ÷ÓÅÇÏ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ËÏÌ-×Ï | % | ËÏÌ-×Ï | % | ËÏÌ-×Ï | % | |
ìÅÇËÁÑ | 5 | 5,0 | 5 | 5,0 | 10 | 10,0 |
îÁÉÂÏÌÅÅ ÞÁÓÔÏ ÔÒÁ×ÍÙ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ × ÌÅÔÎÉÅ (ÉÀÎØ – Á×ÇÕÓÔ) É ÏÓÅÎÎÉÊ ÍÅÓÑÃÙ (ÏËÔÑÂÒØ),
(× ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔÉ ÓÏÓÔÁ×ÉÌÏ 59%).
ðÏ ÄÁÎÎÙÍ ÷.÷. çÏÒÉÎÅ×ÓËÏÊ (1952) É ó.ñ. æÒÅÊÄÌÉÎÁ (1971), ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÄÌÉÎÎÙÈ
ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ ËÏÓÔÅÊ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÏÔ 48 ÄÏ 70% ÓÒÅÄÉ ×ÓÅÈ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ
ËÏÓÔÅÊ ÓËÅÌÅÔÁ; ÐÏ ÎÁÛÉÍ ÄÁÎÎÙÍ – 68%, ÐÒÉÞÅÍ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÎÉÖÎÉÈ
ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ – × 1,8 ÒÁÚÁ ×ÓÔÒÅÞÁÌÉÓØ ÞÁÝÅ, ÞÅÍ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ×ÅÒÈÎÉÈ
ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ; ÐÏ ÄÁÎÎÙÍ
÷.á. ëÏÒÎÉÌÏ×Á É ÄÒ.(1987) – × 2 ÒÁÚÁ.
ðÏ ÎÁÛÉÍ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÑÍ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ ÞÁÝÅ ÎÁÂÌÀÄÁÌÉÓØ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ
Ó ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÄÒÕÇÉÈ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÏÂÌÁÓÔÅÊ ÔÅÌÁ ÞÅÌÏ×ÅËÁ
(92% ÓÌÕÞÁÅ×). ôÁËÏÅ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏ ÄÌÑ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ
×ÉÄÏ× ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ (Á×ÔÏÍÏÂÉÌØÎÏÊ É ÖÅÌÅÚÎÏÄÏÒÏÖÎÏÊ) É ÐÁÄÅÎÉÊ
Ó ×ÙÓÏÔÙ. éÚÏÌÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, × ÓÌÕÞÁÑÈ
ÐÁÄÅÎÉÑ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÎÁ ÐÌÏÓËÏÓÔÉ É (ÉÌÉ) ÐÒÉ ÕÄÁÒÁÈ ÔÕÐÙÍÉ Ô×ÅÒÄÙÍÉ
ÐÒÅÄÍÅÔÁÍÉ (× ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔÉ ÓÏÓÔÁ×ÉÌÉ ×ÓÅÇÏ 8%).
äÉÁÆÉÚÁÒÎÙÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÂÙÌÉ × 73% ÓÌÕÞÁÅ×, ÐÅÒÅÌÏÍÙ × ÏÂÌÁÓÔÉ ËÒÕÐÎÙÈ ÓÕÓÔÁ×Ï×, ËÁË
ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÎÏÓÉÌÉ ÈÁÒÁËÔÅÒ ËÏÎÓÔÒÕËÃÉÏÎÎÙÈ.
ôÒÁ×ÍÉÒÏ×ÁÌÉÓØ ÞÁÝÅ ËÏÓÔÉ ÇÏÌÅÎÉ (35%). ÷ ÏÓÎÏ×ÎÏÍ, ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÇÏÌÅÎÉ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ
ÐÒÉ Á×ÔÏÍÏÂÉÌØÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÅ É ÐÁÄÅÎÉÑÈ Ó ÂÏÌØÛÏÊ ×ÙÓÏÔÙ (× ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔÉ
60%). ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÇÏÌÅÎÉ ÐÒÉ Á×ÔÏÍÏÂÉÌØÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÅ ÞÁÝÅ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ
× ×ÅÒÈÎÅÊ ÔÒÅÔÉ (51%) É ËÁÖÄÙÊ ÔÒÅÔÉÊ ÐÅÒÅÌÏÍ ÂÙÌ
ÏÓËÏÌØÞÁÔÏ-ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÒÎÙÍ. á ÐÒÉ ÐÁÄÅÎÉÉ Ó ×ÙÓÏÔÙ – 40%
ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÌÏËÁÌÉÚÏ×ÁÌÉÓØ × ÎÉÖÎÅÊ ÔÒÅÔÉ É ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÞÁÓÔÏ
ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÌÉÓØ ÐÅÒÅÌÏÍÁÍÉ ÌÏÄÙÖÅË. ðÒÉ ÓÔÏÌËÎÏ×ÅÎÉÉ Ä×ÉÖÕÝÅÇÏÓÑ
Á×ÔÏÍÏÂÉÌÑ Ó ÞÅÌÏ×ÅËÏÍ ÎÅÒÅÄËÏ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ ÂÁÍÐÅÒ-ÐÅÒÅÌÏÍÙ (25% ÓÌÕÞÁÅ×
×ÓÅÊ Á×ÔÏÍÏÂÉÌØÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ). ä×ÕÓÔÏÒÏÎÎÉÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÇÏÌÅÎÉ ÂÙÌÉ
× 38% ÓÌÕÞÁÅ×.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÂÅÄÒÅÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ × Ä×Á ÒÁÚÁ ÒÅÖÅ, ÞÅÍ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÇÏÌÅÎÉ
(29% ÐÒÏÔÉ× 60%) ÐÒÉ ÔÅÈ ÖÅ ÏÂÓÔÏÑÔÅÌØÓÔ×ÁÈ ÔÒÁ×ÍÙ. ðÏÞÔÉ ÐÏÌÏ×ÉÎÁ
ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÂÅÄÒÅÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ ÌÏËÁÌÉÚÏ×ÁÌÉÓØ × ×ÅÒÈÎÅÊ ÔÒÅÔÉ ÄÉÁÆÉÚÁ (44%
ÏÔ ÉÈ ÏÂÝÅÇÏ ÞÉÓÌÁ) É × 15% ÂÙÌÉ ÏÓËÏÌØÞÁÔÏ-ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÒÎÙÍÉ. íÅÎØÛÁÑ
ÞÁÓÔÏÔÁ ÏÓËÏÌØÞÁÔÏ-ÆÒÁÇÍÅÎÔÁÒÎÙÈ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÂÅÄÒÁ, × ÓÒÁ×ÎÅÎÉÉ Ó
ÇÏÌÅÎØÀ, ÏÂßÑÓÎÑÅÔÓÑ ÔÅÍ, ÞÔÏ ÂÅÄÒÏ ÉÍÅÅÔ ÓÉÌØÎÏ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÊ ÍÙÛÅÞÎÙÊ
ÓÌÏÊ. ôÁÍ, ÇÄÅ ËÏÓÔØ ÉÍÅÅÔ ÍÅÎÅÅ ÛÉÒÏËÉÊ ÄÉÁÍÅÔÒ ÏÓËÏÌÏË × ÚÏÎÅ
ÄÏÌÏÍÁ ÎÅ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ; Á ÎÁ ÕÒÏ×ÎÅ ÂÏÌØÛÅÇÏ ÄÉÁÍÅÔÒÁ – ÏÂÒÁÚÕÅÔÓÑ
(÷.é. âÁÈÍÅÔØÅ×, ÷.î.
ëÒÀËÏ×, ÷.ð. îÏ×ÏÓÅÌÏ× É ÄÒ., 1996).
÷ ÐÑÔÉ ÓÌÕÞÁÑÈ ÓÔÏÌËÎÏ×ÅÎÉÑ Ä×ÉÖÕÝÅÇÏÓÑ Á×ÔÏÍÏÂÉÌÑ ×ÁÇÏÎÎÏÊ ËÏÍÐÁÎÏ×ËÉ Ó ÞÅÌÏ×ÅËÏÍ,
×ÏÚÎÉËÁÌÉ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ×ÅÒÔÌÕÖÎÏÊ ×ÐÁÄÉÎÙ (ÔÁË ÎÁÚÙ×ÁÅÍÙÊ “ÃÅÎÔÒÁÌØÎÙÊ
×Ù×ÉÈ ÂÅÄÒÁ”). ðÒÉ ÔÁÎÇÅÎÃÉÁÌØÎÏÍ ÕÄÁÒÅ ×ÙÓÔÕÐÁÀÝÉÍÉ ÞÁÓÔÑÍÉ
ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÁ Õ Ä×ÕÈ ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÉÈ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÌÉÓØ ×ÉÎÔÏÏÂÒÁÚÎÙÅ
ÂÅÚÏÓËÏÌØÞÁÔÙÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ. îÁ ÄÏÌÀ ËÏÓÏÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÎÏÊ ÔÒÁÅËÔÏÒÉÉ
ÍÁÇÉÓÔÒÁÌØÎÏÊ ÔÒÅÝÉÎÙ ÐÒÉÛÌÏÓØ 2/3 ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÂÅÄÒÅÎÎÏÊ ËÏÓÔÉ, ÎÁ ÄÏÌÀ
ÐÏÐÅÒÅÞÎÏÊ ÔÒÁÅËÔÏÒÉÉ – 1/3. äÌÑ ÐÏÖÉÌÙÈ ÌÀÄÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÙÍÉ
ÂÙÌÉ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÛÅÊËÉ ÂÅÄÒÁ; × ÎÁÛÉÈ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÑÈ ÐÏÄÏÂÎÙÅ ÐÅÒÅÌÏÍÙ
×ÓÔÒÅÔÉÌÉÓØ × ÐÑÔÉ ÓÌÕÞÁÑÈ Õ ÌÉà ÐÏÖÉÌÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ É ÔÏÌØËÏ ÏÄÉÎ ÒÁÚ
– Õ ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÅÇÏ ÍÏÌÏÄÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ.
ðÒÉ ÓÔÏÌËÎÏ×ÅÎÉÉ Ä×ÉÖÕÝÅÇÏÓÑ Á×ÔÏÍÏÂÉÌÑ Ó ÞÅÌÏ×ÅËÏÍ ÉÌÉ ÐÒÉ ÔÒÁ×ÍÅ ×ÎÕÔÒÉ ÓÁÌÏÎÁ
Á×ÔÏÍÏÂÉÌÑ É ÕÄÁÒÅ ËÏÌÅÎÎÙÍÉ ÓÕÓÔÁ×ÁÍÉ Ï ÐÅÒÅÄÎÀÀ ÐÁÎÅÌØ ×ÏÚÎÉËÁÌÉ
ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ËÏÌÅÎÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á × ×ÉÄÅ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÎÁÄËÏÌÅÎÎÉËÁ, ÒÁÚÒÙ×Á
ËÁÐÓÕÌÙ ÓÕÓÔÁ×Á É Ó×ÑÚÏË Ó ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÇÅÍÁÒÔÒÏÚÁ × 30% ÓÌÕÞÁÅ×.
óÒÅÄÉ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ËÏÓÔÅÊ ×ÅÒÈÎÉÈ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÌÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑ ËÏÓÔÅÊ ÐÒÅÄÐÌÅÞØÑ,
ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ËÏÔÏÒÙÈ × 1,5 ÒÁÚÁ ÂÏÌØÛÅ ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÐÌÅÞÅ×ÏÊ ËÏÓÔÉ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÌÅÞÁ É ÐÒÅÄÐÌÅÞØÑ ×ÓÔÒÅÞÁÌÉÓØ ÐÒÉ ×ÓÅÈ ×ÉÄÁÈ ÔÕÐÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÐÌÅÞÁ ÏÄÉÎÁËÏ×Ï ÞÁÓÔÏ ÌÏËÁÌÉÚÏ×ÁÌÉÓØ ËÁË × ×ÅÒÈÎÅÊ, ÔÁË É ×
ÓÒÅÄÎÅÊ ÔÒÅÔÉ (ÐÏ 35% ÏÔ ÉÈ ÏÂÝÅÇÏ ÞÉÓÌÁ) É ÐÏÞÔÉ ×ÓÅÇÄÁ ÂÙÌÉ
ÂÅÚÏÓËÏÌØÞÁÔÙÍÉ. âÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÐÅÒÅÌÏÍÏ× ÂÙÌÉ ËÏÓÏÐÏÐÅÒÅÞÎÙÍÉ (80%).
ðÅÒÅÌÏÍÙ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÐÌÅÞÅ×ÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÂÙÌÉ ËÏÎÓÔÒÕËÃÉÏÎÎÙÍÉ. ÷
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÐÁÄÅÎÉÑ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÎÁ ×ÙÔÑÎÕÔÕÀ ÒÕËÕ É ÐÒÉ ÎÁÈÏÖÄÅÎÉÉ
× ÓÁÌÏÎÅ Á×ÔÏÍÏÂÉÌÑ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÓÔÏÌËÎÏ×ÅÎÉÑ, ×ÏÚÎÉËÁÌÉ ×ËÏÌÏÞÅÎÎÙÅ
ÐÅÒÅÌÏÍÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÓÏÓÔÁ×ÉÌÉ 9% ÎÁÛÉÈ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÊ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÌÏËÔÅ×ÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÞÁÓÔÏ ÂÙÌÉ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÙ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ
ÎÁÄÍÙÝÅÌËÏ×, ÞÔÏ ÓÏ×ÐÁÄÁÅÔ Ó ÄÁÎÎÙÍÉ î.æ. óÁ×ÅÎËÏ (1962). õ ÏÄÎÏÇÏ
ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÅÇÏ ÂÙÌ ËÏÓÏÊ ÐÅÒÅÌÏÍ ÌÏËÔÅ×ÏÇÏ ÏÔÒÏÓÔËÁ ÐÒÉ ÐÁÄÅÎÉÉ ÎÁ
ÌÏËÏÔØ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÌÕÞÅÚÁÐÑÓÔÎÏÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÔÁËÖÅ ÞÁÓÔÏ ÎÏÓÉÌÉ ËÏÎÓÔÒÕËÃÉÏÎÎÙÊ
ÈÁÒÁËÔÅÒ É ÌÏËÁÌÉÚÏ×ÁÌÉÓØ × ÄÉÓÔÁÌØÎÏÍ ÍÅÔÁÜÐÉÆÉÚÅ, ÉÚ×ÅÓÔÎÙÅ ËÁË
ÐÅÒÅÌÏÍ “ÌÕÞÁ × ÔÉÐÉÞÎÏÍ ÍÅÓÔÅ”. ôÁËÉÈ ÐÅÒÅÌÏÍÏ×
×ÓÔÒÅÔÉÌÏÓØ 13.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ × ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× ÉÍÅÌÉ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÊ ÔÒÁ×ÍÁÔÉÚÁÃÉÉ ÐÒÉ
ÐÅÒÅÅÚÄÅ ÔÅÌÁ ËÏÌÅÓÁÍÉ ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÁ É ×ÏÌÏÞÅÎÉÉ ÅÇÏ ÐÏÅÚÄÏÍ ÐÏ
ÖÅÌÅÚÎÏÄÏÒÏÖÎÏÍÕ ÐÏÌÏÔÎÕ.
ðÅÒÅÌÏÍÙ ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ ËÏÓÔÅÊ ÎÅ Ñ×ÌÑÌÉÓØ ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏÊ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÍÅÒÔÉ
ÐÏÓÔÒÁÄÁ×ÛÉÈ. ÷ 52% ÓÌÕÞÁÅ× ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏÊ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÍÅÒÔÉ ÂÙÌÉ
ÔÒÁ×ÍÁÔÉÞÅÓËÉÊ ÛÏË É ÏÂÉÌØÎÁÑ ËÒÏ×ÏÐÏÔÅÒÑ, × 38% – ÓÏÞÅÔÁÎÎÁÑ
ÞÅÒÅÐÎÏ-ÍÏÚÇÏ×ÁÑ ÔÒÁ×ÍÁ É ÅÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ, ÒÅÖÅ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÍÅÒÔÉ ÂÙÌÉ
ÏÔÄÁÌÅÎÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ × ×ÉÄÅ ÐÎÅ×ÍÏÎÉÉ, ÓÅÐÓÉÓÁ É ÔÒÏÍÂÏÜÍÂÏÌÉÉ
ÌÅÇÏÞÎÏÊ ÁÒÔÅÒÉÉ (× 10%).
åÓÌÉ ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ ÓÏÞÅÔÁÌÉÓØ Ó ÍÁÓÓÉ×ÎÙÍÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÇÏÌÏ×Ù,
ÇÒÕÄÉ É ÖÉ×ÏÔÁ, ÔÏ ÓÍÅÒÔØ ÎÁÓÔÕÐÁÌÁ × 60% ÓÌÕÞÁÅ× ÎÁ ÍÅÓÔÅ
ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÑ ÏÔ ÔÒÁ×Í, ÎÅÓÏ×ÍÅÓÔÉÍÙÈ Ó ÖÉÚÎØÀ; ÏÓÔÁÌØÎÙÅ ÕÍÅÒÌÉ ×
ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ (40%): 22% – × ÐÅÒ×ÙÅ ÓÕÔËÉ, 10% – × ÔÅÞÅÎÉÅ ÎÅÄÅÌÉ, 5% –
× ÔÅÞÅÎÉÅ ÍÅÓÑÃÁ É 3% – Ó×ÙÛÅ ÍÅÓÑÃÁ ÏÔ ÍÏÍÅÎÔÁ ÔÒÁ×ÍÙ.
ôÁËÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÐÅÒÅÌÏÍÙ ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ ËÏÓÔÅÊ, ÎÅÓÍÏÔÒÑ ÎÁ ÔÏ, ÞÔÏ ÓÁÍÉ ÐÏ ÓÅÂÅ ÎÅ
Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏÊ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÓÍÅÒÔÉ, × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÄÒÕÇÉÍÉ
ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÑÍÉ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÏÂÌÁÓÔÅÊ ÔÅÌÁ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÕÔÑÖÅÌÑÀÔ
ÓÁÍÕ ÔÒÁ×ÍÕ É ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÀÔ ÓÍÅÒÔÅÌØÎÏÍÕ ÉÓÈÏÄÕ. áÂÓÏÌÀÔÎÏÅ
ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÐÏÇÉÂÛÉÈ ÏÔ ÜÔÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÌÉÃÁ ÍÕÖÓËÏÇÏ ÐÏÌÁ,
ÔÒÕÄÏÓÐÏÓÏÂÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ, ÎÁÈÏÄÉ×ÛÉÅÓÑ × ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ ÁÌËÏÇÏÌØÎÏÇÏ
ÏÐØÑÎÅÎÉÑ, ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ × ÌÅÔÎÅ-ÏÓÅÎÎÉÊ ÐÅÒÉÏÄ ÇÏÄÁ. îÁÉÂÏÌÅÅ
ÞÁÓÔÙÍÉ ÏÂÓÔÏÑÔÅÌØÓÔ×ÁÍÉ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÑ ÔÁËÏÊ ÔÒÁ×ÍÙ Ñ×ÌÑÌÉÓØ
ÄÏÒÏÖÎÏ-ÔÒÁÎÓÐÏÒÔÎÙÅ ÐÒÏÉÓÛÅÓÔ×ÉÑ, ÚÁÔÅÍ ÐÁÄÅÎÉÑ Ó ×ÙÓÏÔÙ. óÒÅÄÉ
ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ÄÌÉÎÎÙÈ ÔÒÕÂÞÁÔÙÈ ËÏÓÔÅÊ ÎÉÖÎÉÈ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ ÐÒÅ×ÁÌÉÒÏ×ÁÌÉ
ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÇÏÌÅÎÉ, ÓÒÅÄÉ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÊ ×ÅÒÈÎÉÈ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÅÊ –
ÐÅÒÅÌÏÍÙ ËÏÓÔÅÊ ÐÒÅÄÐÌÅÞØÑ.
áÌØÍÁÎÁÈ ÓÕÄÅÂÎÏÊ ÍÅÄÉÃÉÎÙ N 2 (2001), ÓÔÒ.
Источник
Лечение открытых переломов длинных трубчатых костей. Захарова Г.Н., Топилина Н.П. Библиотека практического врача. Москва. Медицина. 1974 год.
Ведущие специалисты в области травматологии и ортопедии
Сикилинда Владимир Данилович — Профессор, Заведующий кафедрой травматологии, и ортопедии Ростовского государственного медицинского университета. Доктор медицинских наук, профессор. Член SICOT от России. Вице-президент Всероссийской Ассоциации травматологов- ортопедов. Травматолог-ортопед высшей категории. Председатель общества ортопедов-травматологов Ростовской области.
Прочитать о докторе подробнее
Голубев Георгий Шотович — Профессор, доктор медицинских наук, главный травматолог-ортопед ЮФО, Заведующий кафедрой травматологии и ортопедии, ЛФК и спортивной медицины ФПК и ППС РостГМУ, Заведующий ортопедическим отделением МЛ ПУЗ «ГБ № 1 им. Н. А. Семашко», Член Международной ассоциации по изучению и внедрению метода Илизарова (ASAMI), Член Американской ассоциации хирургов-ортопедов (AAOS), Член Российской артроскопической ассоциации.
Прочитать о докторе подробнее
Кролевец Игорь Владимирович-Доктор медицинских наук, Травматолог-ортопед высшей категории, Ассистент кафедры травматологии и ортопедии, лечебной физкультуры и спортивной медицины ФПК и ППС, Действительный член Российского артроскопического общества, председатель Ростовского-на-Дону отделения.
Прочитать о докторе подробнее
Алабут Анна Владимировна, доцент кафедры травматологии и ортопедии, Заведующая отделением травматологии и ортопедии клиники РостГМУ, доктор медицинских наук
Прочитать о докторе подробнее
Ащев Александр Викторович- Ассистент кафедры травматологии и ортопедии, ЛФК и спортивной медицины ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, Кандидат медицинских наук, Травматолог-ортопед высшей категории.
Прочитать о докторе подробнее
Забродин Михаил Алексеевич- Заведующий травматологическим пунктом, МБУЗ «Городская больница №1 им. Н.А. Семашко» города Ростова-на-Дону, Травматолог-ортопед первой квалификационной категории, Главный внештатный рабиолог МЗ Ростовской области, Медицинский юрист
Редактор страницы: Крючкова Оксана Александровна
Открытые переломы длинных трубчатых костей являются довольно частым видом повреждений. В мирное время травмам чаще подвержены люди наиболее работоспособного возраста. В военное время этот вид травмы носит массовый характер, поэтому проблема лечения открытых переломов в мирное и особенно в военное время приобретает большое практическое значение.
В клинике госпитальной хирургии Саратова с 1951 по 1972 г. лечилось 414 больных с открытыми переломами длинных трубчатых костей (в 78% наблюдений открытые переломы трубчатых костей были у лиц в возрасте 16—50 лет).
По данным Ф. С. Юсупова (1960), И. С. Полещука (1967), О. Н. Марковой (1968), подавляющее большинство больных с открытыми переломами длинных трубчатых костей также составляют лица в возрасте 18— 40 лет. Большую часть (72,3%) больных с открытыми повреждениями конечностей, по нашим данным, составили мужчины, 27,7%—женщины. Больший процент открытых переломов у мужчин по сравнению с женщинами, по-видимому, связан с характером работы. Чаще всего переломы возникают от падения с большой высоты, в результате автомобильных катастроф, при разгрузке и транспортировке грузов. Немаловажным моментом, способствующим возникновению открытых переломов у мужчин, является алкогольное опьянение. В состоянии алкогольного опьянения, явившегося главной причиной травмы, поступило 40% наших больных. По материалам Московской станции скорой медицинской помощи (Л. Б. Шапиро, 1966), большая часть пострадавших мужчин (30,1%) также была в состоянии алкогольного опьянения.
Представление о причине возникновения открытых переломов конечностей дано в табл 1.
Из таблицы видно, что 52,6% травм связано со средствами движения, 24,4% открытых переломов произошло на производстве, в 23% случаев, открытых повреждений конечностей, имела место бытовая травма. По данным Московской станции скорой медицинской помощи, у 73,2% больных открытая травма трубчатых костей связана с автомобильным транспортом. Следует отметить, что число больных, поступивших с открытыми переломами, в значительной степени зависит от времени года. По нашим данным, в период с декабря по апрель поступило 20,4% больных с открытыми переломами, а с мая по ноябрь — 79,6%. Причину большего поступления больных с открытой травмой конечностей в теплое время года, по-видимому, следует искать в увеличении на улицах города числа автомашин, мотоциклов и велосипедов.
Помимо возрастания частоты транспортного травматизма, в летнее время увеличивается процент производственных травм. Что касается частоты тех или иных повреждений, то данные литературы и наши наблюдения позволяют прежде всего отметить существенное преобладание частоты повреждений нижних конечностей. У наших больных наблюдалась следующая локализация открытых переломов (табл. 2).
В 53,7% наших наблюдений открытые переломы голени возникли при автомобильных катастрофах. У 21,5% больных открытые переломы голени связаны с производственной травмой. Транспортный травматизм, как правило, сопровождался первично открытыми перелома.
Таблица 2
ми. У 68% больных переломы были поперечными и поперечно-оскольчатыми и у 32%— косыми и винтообразными. Наиболее частым уровнем повреждения на голени являлась граница средней и нижней трети ее (85%). Д. Г. Тахавиева и Ф. Ш. Бахтиозин (1968) приводят данные о локализации переломов на этом уровне голени у 74% больных.
Вторично открытые переломы костей голени встречаются относительно редко. По нашим данным, они отмечены у 27,16% больных. Причиной возникновения переломов у этой группы больных было падение с высоты. Нередко причиной подобных переломов служит спортивная или бытовая травмы.
Основной причиной возникновения открытых переломов бедренной и плечевой костей были автомобильные катастрофы.
По данным (1937), переломы плечевой кости и бедра были отмечены у 8,7% больных, переломы плеча — у 3,8%. Что касается открытых повреждений костей предплечья, то они обусловлены чаще всего бытовой и производственной травмами. При производственной травме конечность нередко попадает в движущиеся части станка, при этом, как правило, возникает первично открытый перелом с обширным повреждением мягких тканей и костей.
Открытые переломы предплечья в половине наблюдений связаны с бытовой травмой (падение на руку). Эти переломы чаще всего бывают вторично открытыми и обычно встречаются у лиц пожилого возраста. По нашим данным, переломы костей предплечья были у 20,3% больных. Ф. Р. Богданов и Н. В. Новиков (1966) отметили, что из 1095 больных с открытыми переломами трубчатых костей открытые переломы предплечья имелись у 230 (21,6%). По данным О. Н. Марковой (1968), открытые переломы костей предплечья встретились у 26,3% больных.
Совершенно особую группу составляют пострадавшие с железнодорожной и трамвайной травмами. Массивные повреждения конечностей у них нередко сочетаются с повреждением других органов. Как правило, при пом возникают множественные переломы. Из 60 наших больных, которые имели подобные травмы, умерло 13. Кик выяснилось на судебно-медицинском вскрытии, эти больные, кроме множественных переломов конечностей, имели тяжелую сочетанную травму (травма черепа, повреждение органов брюшной полости, перелом костей 1тыа и др.). По данным В. И. Стручкова (1958), из 52 больных с переломами бедра от железнодорожной травмы смертельный исход наступил в 40% случаев, у 34,9%’ больных произведены первичные ампутации. О. Н. Маркова (1968) отметила, что 36,1%’ больных с открытыми переломами трубчатых костей, лечившихся в ЦИТО, имели сочетанные повреждения.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что железнодорожная и трамвайная травмы ведут к наиболее тяжелым повреждениям, где наряду с открытым переломом, подчас граничащим с отрывом конечности, могут протекать тяжелые сочетанные повреждения других органов. Подобные повреждения нередко заканчиваются первичной ампутацией конечности и являются причиной гибели.
В.ОК. 10.02.2016г.
ОПТ. ОК. 10.02.2016г.
Источник