Что такое ушиб обж 9 класс

Ушиб
Ушибом называется местное закрытое повреждение тканей и органов без нарушения целости внешних покровов. Чаще ушиб возникает после удара тупым предметом или вследствие падения. При этом травмируются мягкие ткани (мышцы, подкожная клетчатка), происходит разрыв мелких сосудов с кровоизлиянием.
Симптомы:
Боль, припухлость, нарушение функции повреждённой части тела.
Кожа в области ушиба приобретает красно – бурый цвет, который в течение нескольких дней изменяется от синюшного до зеленовато-жёлтого вследствие рассасывания крови.
Первая помощь:
1. Холодный компресс или двойной полиэтиленовый пакет со льдом, снегом, холодной водой на область ушиба.
2. Тугая повязка.
3. Ограничение подвижности, вплоть до иммобилизации поражённого участка.
Сложность в классификации такого состояния заключается в том, что этому виду травмы может быть подвержена абсолютно любая часть тела, в том числе внутренние органы.
Особенности ушибов
Говоря о том, что такое ушиб, следует подчеркнуть, что нередко он сочетается с такими разновидностями травм, как сотрясение, ссадина, разрывы внутренних органов, размятия, вывихи и переломы.
Ушибы довольно часто приводят к образованию гематом и кровоподтеков. При этом окраска кожных покровов может служить неким параметром, на основании которого легко определяется срок давности полученной травмы. В первые часы цвет места ушиба красно-багровый. Далее он становится сине-багровым, буро-зеленым и с желтоватым оттенком.
Виды ушиба (степени)
В современной медицине такую травму классифицируют следующим образом:
Первая степень. Кожа повреждена в незначительной степени. На ней могут быть видны небольшие ссадины или царапины. Такой ушиб проходит безболезненно и самостоятельно через 3-4 дня.
Вторая степень. Травма сопровождается разрывом мышц, что приводит к образованию гематомы и возникновению отека. При этом больной ощущает резкую боль.
Третья степень. К этому виду относят ушиб кости, повреждения сухожилий или мышц, а также сопутствующие вывихи. Такие удары представляют собой особую опасность, если речь идет о травмах головы, колена, суставов или копчика.
Четвертая степень. Является самой выраженной и сопровождается изменениями, полностью нарушающими нормальную работу органов и систем человека. Его общее состояние может быть критическим.
Последствия ушиба
При получении травм последствия не заставляют себя долго ждать:
• При ушибе голени, где подкожная клетчатка и кожа прилегают к кости, возможно омертвение тканей и их последующее отторжение.
• При падениях на мало защищенные мягкие ткани возникают не только сильные боли в надкостнице с ее отслоением, но и такие повреждения костей, как переломы и трещины.
• Косой удар по отношению к поверхности кожных покровов может вызвать их отслойку с подкожной клетчаткой.
• При ударе по мягким тканям нарастает кровоизлияние. Не удивляйтесь, если увидите, что этот участок тела опух. Ушиб сильно болит, а также место пропитывается кровью, в результате чего возникает гемартроз.
• При травме сустава нарушается его функция, усиливается боль.
• При ударе головы может отмечаться незначительная припухлость. Если травма сопровождается слабостью, потерей сознания, тошнотой и рвотой, то это свидетельствует о сотрясении или даже ушибе головного мозга.
• При повреждении шеи может нарушаться кровоток, что влияет на кровоснабжение головного мозга.
• При ушибе спины или позвоночника нарушается кровообращение спинного мозга.
• При травме грудной клетки отмечаются лишь местные изменения, однако при сильном ударе может нарушаться дыхание или даже произойти его остановка.
• Ушиб живота сопровождается повреждением органов.
• В месте удара образуются неглубокие ранения кожи и ссадины, через которые внутрь организма попадают возбудители различных инфекций.
Лечение в домашних условиях и в стационаре
Лечение ушибов в стационаре требуется лишь тогда, когда произошла травма значительной силы. Например, ушибы головы, поясницы, живота и грудной клетки требуют немедленной госпитализации больного в хирургическое отделение. После проведения соответствующих диагностических манипуляций врачи принимают решение о дальнейшем лечении травмы. В наиболее тяжелых случаях проводится хирургическая операция. Доступ к поврежденному участку осуществляется посредством эндоскопии или открытым способом. При этом ушиваются разрывы паренхиматозных органов и крупных сосудов, а также удаляется появившаяся кровь. После этого рану дренируют.
Одновременно с этим пациенту назначают обезболивающие и противовоспалительные средства.
Также следует отметить, что при нетяжелых травмах их можно лечить самостоятельно. Сторонники народной медицины рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций:
• В первый день на место ушиба необходимо приложить холодные примочки. Для их приготовления следует использовать такие травы, как зверобой, подорожник, полынь, тысячелистник и вереск.
• Также для лечения ушибов применяют охлажденную чайную заварку.
• Еще одним эффективным средством от опухоли является бодяга. Аптечный порошок разводят водой, а затем получившейся кашицей смазывают место ушиба, а сверху накрывают тканью или компрессом.
• Для лечения травмы в районе сустава следует делать легкий массаж, используя при этом каплю эфирного масла пихты, герани или лимона.
• Ушибленное место можно слегка растереть бальзамом «Звездочка».
• От сильных ушибов конечностей помогает избавиться такое простое народное средство, как творог. Молочный продукт в холодном виде прикладывают к больному месту и держат около 15 минут.
Используя эти рецепты, вы сможете за короткий промежуток времени избавиться от ушиба и предотвратить его последствия.
Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. – с.156.
Источник: Сайт: FB.ru (https://fb.ru/info/about)
Источник
Памятка для 8 – 9 классов.
«Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах».
Существующие травмы и повреждение при занятиях физкультурой и спортом возникают в результате нарушения ряда правил. Запомните основные из них, чтобы избежать травматизма.
- Используйте специальные защитные и профилактические средства.
- Учитывайте метеорологические факторы во время уроков и соревнований.
- Играйте по правилам, иными словами, не применяйте запрещенных, опасных, грубых приемов.
Каждый должен знать простейшие правила оказания первой помощи при травмах.
- Ушибы, растяжения.
Необходимо создать покой поврежденному участку и положить на него холод на один час с перерывами по 15 мин 3 – 4 раза.
При ушибе носа необходимо голову слегка наклонить вперед, зажав крылья носа пальцами в течение 10 – 15 мин, а также использовать холод.
При ушибе головы пострадавшему необходимо обеспечить покой в горизонтальном положении. При транспортировке его нужно уложить на спину, подложив по голову подушку или любой другой предмет, предохраняющий голову от сотрясения.
- Переломы, вывихи.
При подозрении на перелом, вывих, подвывих, растяжение связок нельзя самим вправлять поврежденное место, тянуть за него. Необходимо создать максимальный покой, неподвижность поврежденной части тела с помощью транспортной шины (или другого подручного твердого материала), чтобы она захватила суставы ниже и выше места повреждения.
При переломе костей голени две шины укладываются по наружной и внутренней поверхностям ноги от стопы до верхней трети бедра.
При переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от подмышечной впадины поврежденной стороны до стопы, а вторую – по внутренней стороне от паха до стопы. Шины туго прибинтовывают к ноге бинтом или полотенцем в 3-4 местах. Стопу фиксируют тугой повязкой.
При переломе руки, ключицы или вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку прижимают к туловищу, закрепляют повязкой.
- Ранения.
Оказывая помощь при ранении, необходимо остановить кровотечение, наложить стерильную повязку и доставить пострадавшего к врачу. При кровотечении из конечности в виде капель или ровной непрерывной струи достаточно прикрыть рану стерильной салфеткой, положив сверху комок ваты, и туго забинтовать, а затем приподнять конечность.
При обильном кровотечении толчками или выходе струи под давлением кровоточащий сосуд следует прижать к кости выше места ранения, а если кровотечение на руке или ноге, то после прижатия максимально согнуть конечность в суставе и забинтовать ее в таком положении. Затем накладывается жгут на 5 – 10 см выше раны. При наложении жгута следует подложить под него ткань. Жгут нельзя оставлять на конечности на срок более 1 ч 30 мин.
Нельзя промывать рану водой, трогать ее руками, прикладывать или перевязывать нестерильной повязкой. Рану смазывают йодом по краям, накрывают стерильным тампоном и перевязывают таким же бинтом.
- Отморожение.
При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, разведенным спиртом растереть ему побелевшее место до появления чувствительности кожи, напоить горячим чаем. Если кожа в месте отморожения отекла и приняла красно – синюшный оттенок, растирать ее нельзя. Необходимо ее потереть спиртовым раствором и наложить сухую стерильную повязку.
- Солнечный и тепловой удар.
Для оказания первой помощи необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой.
Источник: Физическая культура. 8 – 9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/В. И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. Ред. В.И. Ляха. – 7 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.: ил. – ISBN 978 -5 -09 – 023999 -8.
Источник
Цель: познакомить учащихся с понятиями
“травма”, “специальные и подручные средства” и
правилами оказания первой до врачебной помощи.
Задачи:
1) повторить и закрепить знания учащихся о видах
бытовых травм;
2) научить оказывать первую помощь (самопомощь)
при различных видах травм; познакомить со
стандартными средствами первой медицинской
помощи;
3) напомнить о мерах предосторожности;
развивать навыки совместных действий;
4) воспитывать бережное отношение к своёму
здоровью, здоровью окружающих людей.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-игра.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные,
словесные, наглядные. Практическая (деловая)
“Травм пункт” игра для стимулирования интереса
к учению
Инновационные технологии:
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой
деятельности.
Оборудование: презентация (мультимедиа),
раздаточный материал “Специальные и подручные
средства для оказания первой медицинской
помощи”, медицинские халаты и шапочки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?
2. Постановка темы, цели урока.
– Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о
чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
а) Горькими бывают, сладкими бывают.
Ойкают дети и запивают! (таблетки)
б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;
Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(Термометр, градусник)
в) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)
г) Что дороже денег? (жизнь)
– Так о чём же мы будем говорить сегодня на
уроке? (варианты рассуждений учащихся)
Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь
своё здоровье. (Приложение 1)
Сообщение темы урока “Основные виды травм и
первая помощь при них” (Слайды 2, 3)
Двигательная активность жизненно необходима
для человека. Она способствует формированию
сильного и выносливого человека, а неподвижность
ведёт к снижению работоспособности,
заболеваниям. Но необдуманное поведение –
беготня, подножки, толчки могут привести к
различным видам травм.
– Что же такое травма? (Слайды 4, 5)
3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.
Травмой называют внезапное, острое нарушение
здоровья с повреждением тканей и органов.
Нанесение вреда здоровью человека в результате
стечения обстоятельств или неправильного
поведения.
-Где и как чаще всего можно получить травму?
(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке,
озере и т. д.)
– Какие бывают травмы? (Слайд 6)
открытые | закрытые |
вызывают кровотечение | кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения) |
Трудно перечислить всё многообразие травм и
причины их вызывающие, но “близкого знакомства”
[1] с серьёзной травмой можно избежать, будучи
осмотрительным и осторожным. Главной причиной
травмы является неосторожность. Внимательный
человек, привыкший обдумывать свои поступки,
редко получает травмы. [1]
Царапины заживают, проходят синяки, шишки,
вылечиваются переломы. Но сколько ребят,
получивших тяжёлые увечья по своей
неосмотрительности, расстались с мыслью
заняться любимыми делами
Слайд 7 Причины: (примеры приводят учащиеся)
- Неосторожность
- Недостаточное внимание
- Состояние неосознанной тревоги. Ожидание
несчастья, волнение делают человека суетливым. - Пренебрежение правилами безопасности
Минутка отдыха для глаз + небольшое количество
физических упражнений.
Фронтальная беседа. (Слайды 8, 9)
“Я здоровье берегу, сам себе я помогу!”
От несчастного случая никто не застрахован –
он может произойти с каждым. Хорошо если есть
рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)
Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли
кто – то задумывался над тем, как правильно
оказать первую помощь, что можно и нужно для
этого.
– Как вы думаете, что нужно делать, если
произошёл несчастный случай?
Травму можно получить и при таких
обстоятельствах, когда врача рядом нет.
– Какая помощь, по вашему мнению, называется
“Первая помощь”?
– Какая помощь называется “самопомощью”?
4. Работа с учебником стр. 125 – 128
Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она
не была, должна бать правильно и своевременно
обработана. Даже обычная царапина, вовремя не
обработанная может вызвать заражение крови.
– Каждый человек должен знать основные правила,
сделать всё возможное , чтобы облегчить боль,
помешать развитию более опасных травм.
5. Формирование умений и навыков: практическая
работа. (Слайды 10 – 13)
Прежде всего, надо знать какие средства можно
использовать на месте происшествия, для оказания
первой помощи. Таблица составляется учащимися во
время обсуждения поставленного вопроса.
(Групповая работа)
Специальные средства | Подручные средства |
Перевязочный пакет Бинты марлевые Медицинская вата Лейкопластырь Кровоостанавливающий жгут Раствор йода или зелёнки Нашатырный спирт Перекись водорода | Чистый носовой платок Карандаш или Лист подорожника или крапивы Жгут – закрутка Дощечка или ровная палочка Чистая вода Лёд, снег |
Физминутка
Движенье – это здоровье.
Движенье – это жизнь.
Не ленись – подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!
Практическая работа. Деловая игра “Травм
пункт”
Учебник страница 129 – 131
6. Закрепление изучаемого материала в виде
деловой игры. (Слайды 14 – 26)
Первая медицинская помощь и самопомощь при
ушибах и носовых кровотечениях.
Давайте потренируемся оказывать первую
“медицинскую” помощь друг другу.
– Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ
попали в беду?
Работа группами. Задания по группам:
МПП при ушибах и вывихах.
При спуске по лестнице ученик прыгал через
несколько ступенек
Вывод: при сильных ушибах головы, грудной
клетки, живота могут возникнуть внутренние
кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.
МПП при носовом кровотечении
Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или
долго находился в душном помещении, пошла кровь
из носа.
Вопросы мини теста: (Слайды 19, 20)
Как правильно оказать помощь другу (подруге)
при кровотечении из носа?
- Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову
назад, и не шевелился. - Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Измерить температуру и дать обезболивающее
средство. - Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли
и ввести их в носовые ходы. - Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 –
10 минут.
Ответы: 2, 4, 5, 6.
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 –
10 минут. - Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли
и ввести их в носовые ходы.
МПП при ссадинах и порезах, или сильном
кровотечении.
На уроке физической культуры ребята
соревновались в эстафетах, мальчик при падении
защитил себя рукой.
Вывод: через раны в организм может
попасть инфекция. Поэтому главная задача –
предохранить рану от загрязнения.
7. Итог урока. (Слайды 28 – 30)
– Где в нашей школе, городе вам окажут первую
медицинскую помощь?
(повторить местонахождение медицинских
учреждений нашего города)
– Объясните смысловое значение пословиц:
- “Берегись бед, пока их нет”
- “Здоровье не купишь, его разум даёт”
Вывод: здоровье дает природа “бог”, а наша
задача правильно с ним обращаться.
– Что понравилось?
– Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.
Рефлексия: на слайдах появлялся маленький
мальчик.
– Почему он плакал?
– От чего радуется и хлопает в ладоши?
Вывод: “Малые услуги, оказанные вовремя,
являются величайшим благодияниями для тех, кто
их получает”. (Демокрит)
Используемая литература.
- В. Я. Синьков Методика преподавания курса
“Основы безопасности жизнедеятельности” 1 – 4
классы, Москва “Просвещение” 2003 - Л. П. Анастасова “Основы безопасности
жизнедеятельности”, учебник 3 – 4 классы, Москва
“Просвещение” 2009 - https://bsi63.ucoz.ru/blog/2009-05-23-13
- https://www.citydoctor.ru/content/2366.html
Источник