Что такое ушиб обж 9 класс

Что такое ушиб обж 9 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Ушиб

Что такое ушиб обж 9 класс

Ушибом называется местное закрытое повреждение тканей и органов без нарушения целости внешних покровов. Чаще ушиб возникает после удара тупым предметом или вследствие падения. При этом травмируются мягкие ткани (мышцы, подкожная клетчатка), происходит разрыв мелких сосудов с кровоизлиянием.

Симптомы:

Боль, припухлость, нарушение функции повреждённой части тела.

Кожа в области ушиба приобретает красно – бурый цвет, который в течение нескольких дней изменяется от синюшного до зеленовато-жёлтого вследствие рассасывания крови.

Первая помощь:

1. Холодный компресс или двойной полиэтиленовый пакет со льдом, снегом, холодной водой на область ушиба.

2. Тугая повязка.

3. Ограничение подвижности, вплоть до иммобилизации поражённого участка.

Сложность в классификации такого состояния заключается в том, что этому виду травмы может быть подвержена абсолютно любая часть тела, в том числе внутренние органы.

Особенности ушибов

Говоря о том, что такое ушиб, следует подчеркнуть, что нередко он сочетается с такими разновидностями травм, как сотрясение, ссадина, разрывы внутренних органов, размятия, вывихи и переломы.

Ушибы довольно часто приводят к образованию гематом и кровоподтеков. При этом окраска кожных покровов может служить неким параметром, на основании которого легко определяется срок давности полученной травмы. В первые часы цвет места ушиба красно-багровый. Далее он становится сине-багровым, буро-зеленым и с желтоватым оттенком.

Виды ушиба (степени)

В современной медицине такую травму классифицируют следующим образом:

Первая степень. Кожа повреждена в незначительной степени. На ней могут быть видны небольшие ссадины или царапины. Такой ушиб проходит безболезненно и самостоятельно через 3-4 дня.

Вторая степень. Травма сопровождается разрывом мышц, что приводит к образованию гематомы и возникновению отека. При этом больной ощущает резкую боль.

Третья степень. К этому виду относят ушиб кости, повреждения сухожилий или мышц, а также сопутствующие вывихи. Такие удары представляют собой особую опасность, если речь идет о травмах головы, колена, суставов или копчика.

Четвертая степень. Является самой выраженной и сопровождается изменениями, полностью нарушающими нормальную работу органов и систем человека. Его общее состояние может быть критическим.

Последствия ушиба

При получении травм последствия не заставляют себя долго ждать:

• При ушибе голени, где подкожная клетчатка и кожа прилегают к кости, возможно омертвение тканей и их последующее отторжение.

• При падениях на мало защищенные мягкие ткани возникают не только сильные боли в надкостнице с ее отслоением, но и такие повреждения костей, как переломы и трещины.

• Косой удар по отношению к поверхности кожных покровов может вызвать их отслойку с подкожной клетчаткой.

• При ударе по мягким тканям нарастает кровоизлияние. Не удивляйтесь, если увидите, что этот участок тела опух. Ушиб сильно болит, а также место пропитывается кровью, в результате чего возникает гемартроз.

• При травме сустава нарушается его функция, усиливается боль.

• При ударе головы может отмечаться незначительная припухлость. Если травма сопровождается слабостью, потерей сознания, тошнотой и рвотой, то это свидетельствует о сотрясении или даже ушибе головного мозга.

• При повреждении шеи может нарушаться кровоток, что влияет на кровоснабжение головного мозга.

• При ушибе спины или позвоночника нарушается кровообращение спинного мозга.

• При травме грудной клетки отмечаются лишь местные изменения, однако при сильном ударе может нарушаться дыхание или даже произойти его остановка.

• Ушиб живота сопровождается повреждением органов.

• В месте удара образуются неглубокие ранения кожи и ссадины, через которые внутрь организма попадают возбудители различных инфекций.

Лечение в домашних условиях и в стационаре

Лечение ушибов в стационаре требуется лишь тогда, когда произошла травма значительной силы. Например, ушибы головы, поясницы, живота и грудной клетки требуют немедленной госпитализации больного в хирургическое отделение. После проведения соответствующих диагностических манипуляций врачи принимают решение о дальнейшем лечении травмы. В наиболее тяжелых случаях проводится хирургическая операция. Доступ к поврежденному участку осуществляется посредством эндоскопии или открытым способом. При этом ушиваются разрывы паренхиматозных органов и крупных сосудов, а также удаляется появившаяся кровь. После этого рану дренируют.

Одновременно с этим пациенту назначают обезболивающие и противовоспалительные средства.

Также следует отметить, что при нетяжелых травмах их можно лечить самостоятельно. Сторонники народной медицины рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций:

• В первый день на место ушиба необходимо приложить холодные примочки. Для их приготовления следует использовать такие травы, как зверобой, подорожник, полынь, тысячелистник и вереск.

• Также для лечения ушибов применяют охлажденную чайную заварку.

• Еще одним эффективным средством от опухоли является бодяга. Аптечный порошок разводят водой, а затем получившейся кашицей смазывают место ушиба, а сверху накрывают тканью или компрессом.

• Для лечения травмы в районе сустава следует делать легкий массаж, используя при этом каплю эфирного масла пихты, герани или лимона.

• Ушибленное место можно слегка растереть бальзамом «Звездочка».

• От сильных ушибов конечностей помогает избавиться такое простое народное средство, как творог. Молочный продукт в холодном виде прикладывают к больному месту и держат около 15 минут.

Читайте также:  Что помогает от ушибов и вывихов

Используя эти рецепты, вы сможете за короткий промежуток времени избавиться от ушиба и предотвратить его последствия.

Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. – с.156.

Источник: Сайт: FB.ru (https://fb.ru/info/about)

Источник

Памятка для 8 – 9 классов.

«Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах».

    Существующие травмы и повреждение при занятиях физкультурой и спортом возникают в результате нарушения ряда правил. Запомните основные из них, чтобы избежать травматизма.

  • Используйте специальные защитные и профилактические средства.
  • Учитывайте метеорологические факторы во время уроков и соревнований.
  • Играйте по правилам, иными словами, не применяйте запрещенных, опасных, грубых приемов.

     Каждый должен знать простейшие правила оказания первой помощи при травмах.

  • Ушибы, растяжения.

     Необходимо создать покой  поврежденному участку и положить на него холод на один час с перерывами по 15 мин 3 – 4 раза.

     При ушибе носа необходимо голову слегка наклонить вперед, зажав крылья носа пальцами в течение 10 – 15 мин, а также использовать холод.

     При ушибе головы пострадавшему необходимо обеспечить покой в горизонтальном положении. При транспортировке его нужно уложить на спину, подложив по голову подушку или любой другой предмет, предохраняющий голову от сотрясения.

  • Переломы, вывихи.

      При подозрении на перелом, вывих, подвывих, растяжение связок нельзя самим вправлять поврежденное место, тянуть за него. Необходимо создать максимальный покой, неподвижность поврежденной части тела с помощью транспортной шины (или другого подручного твердого материала), чтобы она захватила суставы ниже и выше места повреждения.

     При переломе костей голени две шины укладываются по наружной и внутренней поверхностям ноги от стопы до верхней трети бедра.

     При переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от подмышечной впадины поврежденной стороны до стопы, а вторую – по внутренней стороне от паха до стопы. Шины туго прибинтовывают к ноге бинтом или полотенцем в 3-4 местах. Стопу фиксируют тугой повязкой.

     При переломе руки, ключицы или вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку прижимают к туловищу, закрепляют повязкой.

  • Ранения.

     Оказывая помощь при ранении, необходимо остановить кровотечение, наложить стерильную повязку и доставить пострадавшего к врачу. При кровотечении из конечности  в виде капель или ровной непрерывной струи достаточно прикрыть рану стерильной салфеткой, положив сверху комок ваты, и туго забинтовать, а затем приподнять конечность.

     При обильном кровотечении толчками или выходе струи под давлением кровоточащий сосуд следует прижать к кости выше места ранения, а если кровотечение на руке или ноге, то после прижатия максимально согнуть конечность в суставе и забинтовать ее в таком положении. Затем накладывается жгут на 5  – 10 см выше раны. При наложении жгута следует подложить под него ткань. Жгут нельзя оставлять на конечности на срок более 1 ч 30 мин.

     Нельзя промывать рану водой, трогать ее руками, прикладывать или перевязывать нестерильной повязкой. Рану смазывают йодом по краям, накрывают стерильным тампоном и перевязывают таким же бинтом.

  • Отморожение.

     При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, разведенным спиртом растереть ему побелевшее место до появления чувствительности кожи, напоить горячим чаем. Если кожа в месте отморожения отекла и приняла красно – синюшный оттенок, растирать ее нельзя. Необходимо ее потереть спиртовым раствором и наложить сухую стерильную повязку.

  • Солнечный и тепловой удар.
Читайте также:  Ушибы на лице признаки

     Для оказания первой помощи необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой.

Источник: Физическая культура. 8 – 9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/В. И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. Ред. В.И. Ляха.  – 7 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.: ил. – ISBN 978 -5 -09 – 023999 -8.

Источник

Цель: познакомить учащихся с понятиями
“травма”, “специальные и подручные средства” и
правилами оказания первой до врачебной помощи.

Задачи:

1) повторить и закрепить знания учащихся о видах
бытовых травм;

2) научить оказывать первую помощь (самопомощь)
при различных видах травм; познакомить со
стандартными средствами первой медицинской
помощи;

3) напомнить о мерах предосторожности;
развивать навыки совместных действий;

4) воспитывать бережное отношение к своёму
здоровью, здоровью окружающих людей.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-игра.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные,
словесные, наглядные. Практическая (деловая)
“Травм пункт” игра для стимулирования интереса
к учению

Инновационные технологии:

  • развивающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой
    деятельности.

Оборудование: презентация (мультимедиа),
раздаточный материал “Специальные и подручные
средства для оказания первой медицинской
помощи”, медицинские халаты и шапочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?

2. Постановка темы, цели урока.

– Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о
чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

а) Горькими бывают, сладкими бывают.

Ойкают дети и запивают! (таблетки)

б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;

Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(Термометр, градусник)

в) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)

г) Что дороже денег? (жизнь)

– Так о чём же мы будем говорить сегодня на
уроке? (варианты рассуждений учащихся)

Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь
своё здоровье. (Приложение 1)

Сообщение темы урока “Основные виды травм и
первая помощь при них” (Слайды 2, 3)

Двигательная активность жизненно необходима
для человека. Она способствует формированию
сильного и выносливого человека, а неподвижность
ведёт к снижению работоспособности,
заболеваниям. Но необдуманное поведение –
беготня, подножки, толчки могут привести к
различным видам травм.

– Что же такое травма? (Слайды 4, 5)

3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.

Травмой называют внезапное, острое нарушение
здоровья с повреждением тканей и органов.

Нанесение вреда здоровью человека в результате
стечения обстоятельств или неправильного
поведения.

-Где и как чаще всего можно получить травму?

(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке,
озере и т. д.)

– Какие бывают травмы? (Слайд 6)

открытые закрытые
вызывают кровотечениекожа и слизистые оболочки не нарушены
(ушибы, вывихи, растяжения)

Трудно перечислить всё многообразие травм и
причины их вызывающие, но “близкого знакомства”
[1] с серьёзной травмой можно избежать, будучи
осмотрительным и осторожным. Главной причиной
травмы является неосторожность. Внимательный
человек, привыкший обдумывать свои поступки,
редко получает травмы. [1]

Царапины заживают, проходят синяки, шишки,
вылечиваются переломы. Но сколько ребят,
получивших тяжёлые увечья по своей
неосмотрительности, расстались с мыслью
заняться любимыми делами

Слайд 7 Причины: (примеры приводят учащиеся)

  • Неосторожность
  • Недостаточное внимание
  • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание
    несчастья, волнение делают человека суетливым.
  • Пренебрежение правилами безопасности

Минутка отдыха для глаз + небольшое количество
физических упражнений.

Фронтальная беседа. (Слайды 8, 9)

“Я здоровье берегу, сам себе я помогу!”

От несчастного случая никто не застрахован –
он может произойти с каждым. Хорошо если есть
рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)

Читайте также:  После ушиба с годами

Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли
кто – то задумывался над тем, как правильно
оказать первую помощь, что можно и нужно для
этого.

– Как вы думаете, что нужно делать, если
произошёл несчастный случай?

Травму можно получить и при таких
обстоятельствах, когда врача рядом нет.

– Какая помощь, по вашему мнению, называется
“Первая помощь”?

– Какая помощь называется “самопомощью”?

4. Работа с учебником стр. 125 – 128

Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она
не была, должна бать правильно и своевременно
обработана. Даже обычная царапина, вовремя не
обработанная может вызвать заражение крови.

– Каждый человек должен знать основные правила,
сделать всё возможное , чтобы облегчить боль,
помешать развитию более опасных травм.

5. Формирование умений и навыков: практическая
работа. (Слайды 10 – 13)

Прежде всего, надо знать какие средства можно
использовать на месте происшествия, для оказания
первой помощи. Таблица составляется учащимися во
время обсуждения поставленного вопроса.
(Групповая работа)

Специальные средстваПодручные средства
Перевязочный пакет

Бинты марлевые

Медицинская вата

Лейкопластырь

Кровоостанавливающий жгут

Раствор йода или зелёнки

Нашатырный спирт

Перекись водорода

Чистый носовой платок

Карандаш или
палочка

Лист подорожника или крапивы

Жгут – закрутка

Дощечка или ровная палочка

Чистая вода

Лёд, снег

Физминутка

Движенье – это здоровье.
Движенье – это жизнь.
Не ленись – подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!

Практическая работа. Деловая игра “Травм
пункт”

Учебник страница 129 – 131

6. Закрепление изучаемого материала в виде
деловой игры.
(Слайды 14 – 26)

Первая медицинская помощь и самопомощь при
ушибах и носовых кровотечениях.

Давайте потренируемся оказывать первую
“медицинскую” помощь друг другу.

– Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ
попали в беду?

Работа группами. Задания по группам:

МПП при ушибах и вывихах.

При спуске по лестнице ученик прыгал через
несколько ступенек

Вывод: при сильных ушибах головы, грудной
клетки, живота могут возникнуть внутренние
кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.

МПП при носовом кровотечении

Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или
долго находился в душном помещении, пошла кровь
из носа.

Вопросы мини теста: (Слайды 19, 20)

Как правильно оказать помощь другу (подруге)
при кровотечении из носа?

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову
    назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее
    средство.
  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли
    и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 –
    10 минут.

Ответы: 2, 4, 5, 6.

  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 –
    10 минут.
  • Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли
    и ввести их в носовые ходы.

МПП при ссадинах и порезах, или сильном
кровотечении.

На уроке физической культуры ребята
соревновались в эстафетах, мальчик при падении
защитил себя рукой.

Вывод: через раны в организм может
попасть инфекция. Поэтому главная задача –
предохранить рану от загрязнения.

7. Итог урока. (Слайды 28 – 30)

– Где в нашей школе, городе вам окажут первую
медицинскую помощь?

(повторить местонахождение медицинских
учреждений нашего города)

– Объясните смысловое значение пословиц:

  • “Берегись бед, пока их нет”
  • “Здоровье не купишь, его разум даёт”

Вывод: здоровье дает природа “бог”, а наша
задача правильно с ним обращаться.

– Что понравилось?

– Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.

Рефлексия: на слайдах появлялся маленький
мальчик.

– Почему он плакал?

– От чего радуется и хлопает в ладоши?

Вывод: “Малые услуги, оказанные вовремя,
являются величайшим благодияниями для тех, кто
их получает”.
(Демокрит)

Используемая литература.

  1. В. Я. Синьков Методика преподавания курса
    “Основы безопасности жизнедеятельности” 1 – 4
    классы, Москва “Просвещение” 2003
  2. Л. П. Анастасова “Основы безопасности
    жизнедеятельности”, учебник 3 – 4 классы, Москва
    “Просвещение” 2009
  3. https://bsi63.ucoz.ru/blog/2009-05-23-13
  4. https://www.citydoctor.ru/content/2366.html

Источник