Как в древности лечили переломы ног

Как в древности лечили переломы ног thumbnail
Поделиться с друзьями

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Источниками наших знаний о болезнях и их лечении в те далекие времена служат, напр. , результаты раскопок поселений и захоронений первобытного человека, изучение отдельных этнических групп, которые в силу особых условий своей истории и сейчас находятся на примитивном уровне развития. Научные данные с несомненностью свидетельствуют о том, что никаким “совершенным” здоровьем человек тогда не обладал.

Прямой узел

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules – геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки

В Египте существовали сорта ячменя, в колосе которых находилось четыре или шесть зерен, хотя изредка встречались другие разновидности этого растения. В древние времена ячмень был одной из основных пищевых культур. Он использовался для производства хлеба и пива. Зерна ячменя находили в захоронениях, датированных додинастичееким периодом. Очищенные зерна ячменя были найдены в гробнице Амснофиса I. Побеги ячменя, обнаруженные во время раскопок, были частью обряда похорон, однако они также употреблялись в пищу и живыми людьми.
Переломы костей лечили следующим составом: коровье молоко и муку из свежего ячменя смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Херст, 219).

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для останов­ки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижига­ния, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки.

Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработанные Гиппократом

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы) , о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведенные раскопки позволили составить определенное представление о хирургии начиная с 6-7 тысячелетия до нашей эры. Необходимость развития хирургии была связана с элементарным желанием выжить, оказать помощь раненому сородичу.
При лечении переломов Гиппократ применял своеобразные шины, вытяжение, гимнастику, до сих пор известен способ Гиппократа для вправления вывиха в плечевом суставе. Для остановки кровотечения он предлагал возвышенное положение конечности, еще до нашей эры осуществлял дренирование плевральной полости.
Корнелий ЦЕЛЬС (30 г. до н. э. – 38 г. н. э.) создал основательный трактат по хирургии, где были описаны многие операции (камнесечение, трепанация черепа, ампутация) , лечение вывихов и переломов,

Источник

Результаты лечения переломов костей десятки тысяч лет назад стали нам известны благодаря археологическим находкам.

Л. П. Николаев (1935) приводит ряд интересных сведений, почерпнутых из литературы, и описания музейных экспонатов, которые демонстрируют отдаленные исходы переломов и позволяют предполагать существование в древности еще очень примитивного, но тем не менее медицинского подхода к лечению повреждений скелета человека.

Рассматривая скелеты доисторических людей с теми или иными повреждениями, некоторые склонны считать, что в лечении переломов существовал известный «ортопедический под­ход». Доказательством этого является хорошее сращение перело­мов при правильном сопоставлении фрагментов костей. Так, у неандертальцев были обнаружены следы сращения костей, а перелом ключицы срастался при абсолютно правильном стоянии отломков. Давая оценку результатам лечения переломов некоторых трубчатых костей в неолитический период, Паэлс приводит сведения о 36 раз­личных переломах, при которых только у 11 скелетов отмечены неудовлетворительные результаты сращения и «сомнительные» у двух. Представляет интерес, что для сращения большинства этих переломов требуется надежная иммобилизация (шейка бедра, средняя треть ключицы). Обнаружение черепов со следами трепана­ций в доисторическом периоде еще раз подтверждает, что приблизи­тельно 10 000 лет назад первобытный человек уже имел представле­ние о хирургическом подходе к лечению повреждений.

О лечении заболеваний костного аппарата у древних людей пока ничего неизвестно, однако большинство заболеваний, наблюдаю­щихся у современного человека, встречалось и в неандертальский период. Так, в неолитический период деформирующий артроз суставов и особенно часто позвоночника достигал, по материалам раскопок, 20% (возможно, причиной являлось пребывание людей в темных и сырых пещерах, скудость и однообразие пищи, неблагоприятный климат). Раскопки показали, что у древних людей встречалось поражение костей и суставов туберкулезом, а также сифи­литическое поражение большеберцовой кости. Довольно частым было поражение костей, характерное для рахитического процесса. Сопоставление данных раскопок в различных частях света свидетель­ствует о неравномерности распределения тех или иных заболеваний костно-суставной системы человека. Так, туберкулез костей был довольно частым заболеванием в Египте в бронзовом веке, а у мумий этого же периода в Южной Америке туберкулезного поражения скелета не отмечено. Возможно, туберкулез был завезен туда позднее из Европы.

Об искусстве лечения переломов задолго до нашей эры свидетельствуют находки мумий за 2500 лет до н. э. Уже тогда переломы лечили, соблюдая принципы иммобилизации отломков костей (рис. 1). О том, что в древности на Ближнем Востоке были искусные врачеватели, свидетельствует бессмертное произведение Гомера «Илиада». В нем говорится об искусстве врачей «вырезывать стрелы» из ран, «выгонять кровь» и рану «врачествами осыпать» и упоминается даже о лекарстве, дающем местный обезболивающий эффект: «…присыпал горьким, врачующим боли, который ему совершенно боль утолил, и кровь унялась, и рана подсохла».

Как в древности лечили переломы ног

Рис. 1. Фиксация переломов костей пальмовыми листьями а Древнем Египте (мумия).

В этом же произведении Гомер, оценивая значение врача, особенно во время войны, отмечал:

«Опытный врач драгоценней многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и раны лечить врачествами».

В IV веке до н. э. (460—356) изложил свои знания по медицине ве­ликий ученый Гиппократ.

Красной нитью во всех его сочинениях проходит знаменитое положение, ставшее законом для врачей всех времен: «врач должен лечить не болезни, а больного». Наибольший интерес для нас представляют труды Гиппокра­та «О переломах», «О суста­вах», «О рычаге», «Ранение го­ловы».

В трактатах подробно излага­ются симптоматика и методы лечения вывихов и переломов. Многие из них послужили в даль­нейшем прототипами различных аппаратов для репозиции, а ме­тол вправления вывихов по Гип­пократу не утратил своей ценно­сти до настоящего времени.

Гиппократ предложил разли­чные способы вправления выви­хов плеча — рукой, пяткой, пле­чом, круглой палкой по методу рычага (пестом) и посредством планки (рис. 2). После вправле­ния вывихов Гиппократ рекомендовал во избежание рецидива надежную иммобилизацию (подкладывать валик в подмы­шечную ямку, а плечо привязы­вать к телу мягкой повязкой). Много внимания уделял Гиппократ вывихам бедра. Он предложил для вправления их несколько методов с применением специальных устройств. Один из методов с валиком-распоркой между ног и тягой с помощью ворота показан на рис. 3.

 Как в древности лечили переломы ног

Рис. 2. Вправление вывиха плеча при помощи планки по Гиппократу.

Рис. 3. Вправление вывиха бедра. 1 — поврежденная конечность; 2 – валик; 3 — вороты, действующие противоположном направлении

Очень оригинален метод лечения врожденной косолапости, при котором производились манипуляции, аналогичные применяемым в настоящее время. Гиппократ советовал поставить в правильное положение все «отклоненные и неестественно растянутые части, производя выпрямление их руками и повязкой». После редрессации он рекомендовал носить специальный свинцовый башмачок, по идее напоминающий современную ортопедическую обувь.

Для репозиции переломов Гиппократ пользовался аппаратами. При переломе плеча им предложено приспособление, благодаря которому можно было производить вытяжение по оси, а осво­божденными руками врач производил репозицию фрагментов кости. Для репозиции костей голени Гиппократ предложил оригинальную методику, основанную на длительном растяжении отломков посред­ством двух колец, надетых на голень в области лодыжек и мыщелков большеберцовой кости. С целью иммобилизации и постоянного растяжения использовались упругие и эластичные прутья, которые вставлялись в эти кольца как распорки. Кроме того, Гиппократ предложил универсальное устройство (скамья Гиппократа) для вправления переломов любой локализации, рычаговое приспособле­ние для репозиции вывиха позвоночника и многие другие аппараты.

Все переломы Гиппократ делил на простые и осложненные (открытые). Говоря об открытых переломах, он рекомендовал отпиливать выступающий на поверхность раны кусок кости, «если нельзя ее сдвинуть на свое место».

Много различных консервативных способов предложил Гиппократ для ускорения сращения костей. Особое значение он придавал методу постукивания по отломкам для ускорения сращения. Он использовал также солнечные и водяные ванны, а особенно советовал «растира­ние» поврежденной конечности. Метод «растирания» намного позд­нее был систематизирован арабской школой врачей и получил на­звание массажа (от арабского слова «таяв», что переводится как «нежное давление»).

В I веке нашей эры римский врач Корнелий Цельс написал трактат «О медицине», в котором углубил и дополнил представление Гиппократа о ранах, дал характеристику некоторых заболеваний костей и дополнил понятие об операциях на костях (выскабливание, прижигание, резекция кости до момента появления небольшого количества крови и т. д.). Это уже те советы врачам, которым мы следуем в настоящее время. Цельс предложил ряд инструментов для операции на костях (венечный трепан по типу цилиндрической трубки с острыми зубцами по краю цилиндра, менингофилакс — предохра­нитель мозговой оболочки и т. д.). Кроме того, он значительно обогатил систематику черепно-мозговой травмы: потеря зрения, спутанность сознания и бред, расстройство речи, сна, аппетита, ригидность затылочных мышц и т. д.

Почти в одно время с Цельсом разрабатывал вопросы деформаций и повреждения скелета человека Гален (131—206 гг. н. э.), которому мы обязаны введением таких распространенных по сей день терминов, как «лордоз», «кифоз», «сколиоз».

Гален и Цельс отмечали своеобразие в течении некоторых деформаций и заболеваний у детей, а Цельс, кроме того, указывал, что детей следует лечить иначе, чем взрослых.

Большой вклад в учение о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата внесли представители греко-римской и араб­ской школ. Так, Авиценна (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) подробно описал переломы, вывихи и предложил способ вправления вывиха плеча посредством давления на его головку. Абулказис (926—1013 гг.) в своих трудах изобразил инструментарий, приме­нявшийся в хирургии, и ряд аппаратов для репозиции костных отломков.

Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес французский врач Амбруаз Парэ (1510—1590). Он предложил много методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Основное внимание он сосредоточил на применении различных корригирующих и удерживающих приспособлений. Впервые ввел жестяной корсет для вправления искривления позвоночника, реко­мендовал специальную обувь при косолапости и т. д.

Много внимания Парэ уделял протезированию. Описание протезов дано им в специальном трактате, опубликованном в 1564 г. В этой работе Парэ указывает, что чертежи различных протезных аппара­тов ему удалось сделать совместно со слесарем, вследствие чего приведенные в работе чертежи и схемы понятны каждому слесарю; это позволило изготовлять аппараты-протезы в широких масшта­бах. В его протезах механическое устройство позволяло приводить в движение пальцы и кисть.

Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить «науку об искривлениях» как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, впервые говорит о переломах надколенника и методах его лечения, отдельно выделяет переломы шейки бедра. Особенно ценным явилось предложение Парэ о накладывании специальных металлических шин с отверстиями при открытых переломах костей конечностей, что позволило производить перевязку, не снимая иммобилизирующих приспособлений.

В лечении больных с различными дефектами опорно-двигательно­го аппарата Парэ исходил из основ консервативного лечения, и непоколебимость его авторитета задержала прогресс ортопедии.

Гаспаром Тальякоцци (1546—1599) предложена кожная пластика на питающей ножке, получившая название итальянского способа. Но еще в VI веке метод пластики на питающей ножке использовался в Индии для закрытия дефектов носа. Классический труд Тальякоцци «О хирургии дефектов всаживанием» вышел в 1597 г. Излагаемые в книге принципы пластической хирургии были истолкованы духовен­ством как попытка вмешаться в дела господа бога. Автор был предан анафеме, останки его изъяты из гроба и захоронены на «неосвящен­ной» земле. Так инквизиция подавляла развитие науки.

В следующем столетии появились работы некоторых ученых (в основном консервативного направления), работающих над исправлением деформации тела человека и лечением переломов.

В 1660 г. вышло сочинение Глиссона (1597—1677) о рахитических изменениях, которые автор предлагал лечить рядом консервативных методов. Одним из предложений Глиссона широко пользуются и в настоящее время для фиксации и растяжения шейного отдела позвоночника — так называемая петля Глиссона.

В доасептический период ограничение числа операций объясняется тем, что тяжелые осложнения удерживали хирургов даже от простых вмешательств.

Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г.

Источник

Как в древности лечили переломы рук и ног?

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Источниками наших знаний о болезнях и их лечении в те далекие времена служат, напр. , результаты раскопок поселений и захоронений первобытного человека, изучение отдельных этнических групп, которые в силу особых условий своей истории и сейчас находятся на примитивном уровне развития. Научные данные с несомненностью свидетельствуют о том, что никаким “совершенным” здоровьем человек тогда не обладал.

Прямой узел

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки

В Египте существовали сорта ячменя, в колосе которых находилось четыре или шесть зерен, хотя изредка встречались другие разновидности этого растения. В древние времена ячмень был одной из основных пищевых культур. Он использовался для производства хлеба и пива. Зерна ячменя находили в захоронениях, датированных додинастичееким периодом. Очищенные зерна ячменя были найдены в гробнице Амснофиса I. Побеги ячменя, обнаруженные во время раскопок, были частью обряда похорон, однако они также употреблялись в пищу и живыми людьми.

Переломы костей лечили следующим составом: коровье молоко и муку из свежего ячменя смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Херст, 219).

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для останов­ки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижига­ния, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки.

Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработанные Гиппократом

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы) , о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведенные раскопки позволили составить определенное представление о хирургии начиная с 6-7 тысячелетия до нашей эры. Необходимость развития хирургии была связана с элементарным желанием выжить, оказать помощь раненому сородичу.
При лечении переломов Гиппократ применял своеобразные шины, вытяжение, гимнастику, до сих пор известен способ Гиппократа для вправления вывиха в плечевом суставе. Для остановки кровотечения он предлагал возвышенное положение конечности, еще до нашей эры осуществлял дренирование плевральной полости.
Корнелий ЦЕЛЬС (30 г. до н. э. — 38 г. н. э.) создал основательный трактат по хирургии, где были описаны многие операции (камнесечение, трепанация черепа, ампутация) , лечение вывихов и переломов,

Источник статьи: https://otvet.mail.ru/question/22191266

Средневековая медицина. Хирургия -Не для слабонервных. длиннопост.

Средневековая медицина: 10 мучительных способов исцеления

Суббота, 28 марта 2009, 19:06, Ratso

Статья Девида Мортона. Внимание: не для слабонервных

1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно

Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но. если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик.

Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.

Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно! (Фото из Википедии: Урок анатомии)

2. Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом

Белладонна: старо-английское обезболивающее

В Средние века к хирургии прибегали только в самых запущенных ситуациях — под нож или смерть. Одна из причин этого в том, что действительно надежного обезболивающего средства, способного облегчить мучительную боль от суровых резательно-рубительных процедур, просто не существовало. Конечно можно было достать какие-то непонятные зелья облегчающие боль или усыпляющие на время операции, но кто знает что подсунет вам незнакомый торговец снадобьями. Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белины, сока болиголова и уксуса. Этот «коктейль» подмешивали в вино прежде чем дать пациенту.

В английском языке времен Средневековья существовало слово, описывающее обезболивающее — «dwale» (произносится как dwaluh). Слово это означает белладонна.

Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать

Парацельс, швейцарский медик, был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто. Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке. Парацельс также использовал лауданум — настойку опия, чтобы облегчить боль. (Фото pubmedcentral: Белладонна — старо-английское обезболивающее)

3. Колдовство: Языческие ритуалы и религиозная епитимья как форма лечения

Ранняя Средневековая медицина чаще всего представляла собой гремучую смесь язычества, религии и плодов науки. С тех пор как церковь получила больше власти, проведение языческих «ритуалов» стало наказуемым преступлением. Среди таких наказуемых преступлений, возможно, было и следующее:

«Если целитель, приближаясь к дому, где лежит больной, увидит рядом лежащий камень, перевернет его, и, если он [целитель] увидит под ним какое-нибудь живое существо — будь то червь, муравей иль другая тварь, то целитель может с уверенностью утверждать, что больной выздоровеет.» (Из книги «The Corrector & Physician», англ. «Напривитель и медик»)

Пациентам когда-либо контактировавшими с больными бубонной чумой советовали провести епитимью — заключалась в том, что Вы признаетесь во всех своих грехах после чего произносите0 молитву, предписанную священником. Кстати говоря, это был самый популярный способ «лечения». Больным говорили, что, возможно, смерть пройдет стороной, если они правильно признаются во всех своих грехах. (Фото motv)

4. Хирургия глаз: болезненно и грозит слепотой

Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы и вытолкать ее вниз к нижней части глаза

Как только мусульманская медицина получила широкое распространение в средневековой Европе, техника проведения операций над катарактой была улучшена. Для извлечения катаракты теперь использовали шприц. Нежелательную затуманивающую зрение субстанцию просто высасывали им. Полый металлический подкожный шприц вставляли в белую часть глаза и успешно удаляли катаракту, просто высасывая ее.

5. У Вас затруднение мочеиспускания? Вставьте туда металлический катетер!

Застой мочи в мочевом пузыре из-за сифилиса и других венерических заболеваний без сомнений можно назвать одним из самых распространенных заболеваний того времени, когда антибиотиков просто не было. Катетер для мочи — это такая металлическая трубка, которую вставляли через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь. Впервые ее начали использовать в середине 1300-х годов. Когда трубкой не получалось достичь цели для того, чтобы устранить преграду испусканию вод, приходилось придумывать другие процедуры, некоторые из них были весьма изобретательны, но, вероятнее всего, все были достаточно болезненные, впрочем как и сама ситуация.

Вот описание лечения почечных камней: «Если Вы собираетесь удалять почечные камни, то, прежде всего, убедитесь в том, что у Вас все есть: человека с не дюжей силой нужно посадить на скамью, а ноги его положить на стул; пациент должен сидеть на коленках, ноги его должны быть привязаны к шее повязкой или лежать на плечах ассистента. Лекарь должен встать подле пациента и вставить два пальца правой руки в анус, давя при этом левой рукой на лобковую область пациента. Как только пальцы дотянутся до пузыря сверху, его нужно будет весь ощупать. Если пальцы нащупают твердый, крепко засевший шарик, то это почечный камень. Если Вы хотите извлечь камень, то этому должна предшествовать легкая диета и голодание в течении двух дней. На третий день. нащупайте камень, протолкните его к шейке пузыря; там, на входе, приложите два пальца над анусом и сделайте продольный разрез инструментом, после чего извлеките камень.» (Фото: Коллекция Мак-Кинни)

6. Хирург на поле брани: стрелы вытаскивать — это тебе не в носу ковырять.

Длинный лук — большое и мощное оружие, способное посылать стрелы на огромные дистанции, в Средние века обрел много поклонников. Но это и создало настоящую проблему для полевых хирургов: как же вытащить стрелу из тел солдат.

Наконечники боевых стрел не всегда приклеивали к древку, чаще они прикреплялись теплым пчелиным воском. Когда воск затвердевал, стрелами можно было без проблем пользоваться, но после выстрела, когда нужно было вытащить стрелу, древко стрелы вытаскивалось, а наконечник не редко оставался внутри тела.

Одно из решений этой проблемы — это ложка для стрел, созданная по идее арабского медика по имени Альбукасис (Albucasis). Ложка вставлялась в рану и прикреплялась к наконечнику стрелы, чтобы ее можно было спокойно вытащить из раны не причиняя ущерба, т. к. зубцы наконечника были закрыты.

Раны подобные этой также лечились прижиганием, когда накаленный до красна кусок железа прикладывали к ране, чтобы прижечь ткань и кровеносные сосуды и предотвратить кровопотерю и инфекции. Прижигание часто использовалось при ампутации.

На иллюстрации выше можно увидеть гравюру «Израненный человек», которая часто использовалась в различных медицинских трактатах для иллюстрации тех ран, которые полевой хирург может увидеть на поле боя. (Фото: FM)

7. Кровопускание: панацея от всех болезней

Медики Средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле (!). Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены.

При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок.

Вскрытие вены — это прямое разрезание вен, обычно на внутренней стороне руки, для последующего высвобождения приличного количества крови. Для этой процедуры использовали ланцет — тонкий примерно в 1,27 см длинной нож, протыкающий вену и оставляющий небольшую ранку. Кровь стекала в миску, которую использовали для определения количества полученной крови.

Монахи во многих монастырях часто прибегали к процедуре кровопускания — причем, не зависимо от того больны они или нет. Так сказать, для профилактики. При этом их освобождали на несколько дней от своих обычных обязанностей для реабилитации. (Фото: Коллекция Мак-Кинни и FM)

8. Деторождение: женщинам говорили — готовьтесь к вашей смерти

Деторождение в Средние века считалось настолько летальным действом, что Церковь советовала беременным женщинам заранее готовить саван и признаться в содеянных грехах на случай смерти.

Акушерки были важны для Церкви из-за их роли в крещении при чрезвычайных ситуациях и их деятельность регулировалась римским-католическим законом. Популярная средневековая пословица говорит: «Чем лучше ведьма, тем лучше из нее акушерка» («The better the witch; the better the midwife»). Чтобы обезопаситься от ведьмовства, Церковь обязывала акушерок получать лицензию у епископов и давать клятву не применять магию на работе при родах.

В ситуациях, когда ребенок рождается в неправильной позиции и выход затруднен, акушеркам приходилось разворачивать ребенка прямо в чреве или трясти кровать, чтобы попытаться придать более правильное положение плоду. Мертвого ребенка, которого не удалось извлечь, обычно резали на кусочки прямо в матке острыми инструментами и вытаскивали специальным инструментом. Оставшуюся плаценту извлекали с помощью противовеса, который вытаскивал ее силой. (Фото: Википедия)

9. Клистир: средневековый метод введения лекарств в анус

Клистир — это средневековая версия клизмы, инструмента для введения жидкости в тело через анус. Клистир выглядит как длинная металлическая трубка с чашеобразной вершиной, через которую лекарь заливал лечебные жидкости. На другом конце, узком, было проделано несколько отверстий. Этим концом сей инструмент и вставляли в место пониже спины. Жидкость заливалась, а для пущего эффекта, чтобы загнать лекарственные средства в кишку, использовался инструмент, напоминающий поршень.

Самой популярной жидкостью, заливаемой клистиром, была теплая вода. Тем не менее, иногда использовались и различные мифические чудодейственные снадобья, например, приготовленные из желчи голодного хряка или уксуса.

В 16 и 17 веках средневековый клистир заменила более привычная нам клизменная груша. Во Франции, такое лечение даже стало довольно модным. Королю Людовику XIV поставили 2,000 клизм за все время своего правления. (Фото CMA)

10. Геморрой: лечим агонию ануса закаленным железом

Лечим по методу Гиппократа

Лечение многих болезней в Средние века часто включало молитвы святым покровителям в надежде на божественное вмешательство. Ирландский монах 7 века, Святой Фиакр был покровителем страдающих геморроем. Из-за работы в саду у него развился геморрой, но, однажды, сидя на камне, он чудесным образом исцелился. Камень дожил до сегодняшних дней и его посещают до сих пор все, ищущие подобного исцеления. В Средние века эту болезнь часто называли «Проклятье Св. Фиакра».

В особо тяжелых случаях геморроя средневековые лекари применяли прижигание раскаленным металлом для лечения. Другие же верили, что решить проблему можно, вытолкнув геморрой ногтями. Этот метод лечения предложил греческий медик Гиппократ.

Еврейский медик 12-ого века Моисей Египетский (также известен под именами Маймомид и Рамбам) написал целый трактат из 7 глав о том, как лечить геморрой. Он не согласен с тем, что для лечения нужно применять хирургию. Вместо этого он предлагает самый распространенный на сегодня метод лечения — сидячие ванны. (Фото: Коллекция Мак-Кинни)

Дэвид Мортон Девид Мортон — блоггер и писатель из Ванкувера, работающий над романом о монастырях в Средние века. Еще он работает учителем английского как второго языка. Его блог можно почитать по адресу: https://blog.dmorton.ca

Перевод с английского и импровизация — Ratso.

Внимание! 15.09.2010 Статья обновлена. Добавлены ссылки на персоналии в Википедию, имена врачей и ученых приведены к правильному варианту написания на русском.

Оригинальное название статьи — 10 Excruciating Medical Treatments from the Middle Ages

Источник статьи: https://pikabu.ru/story/srednevekovaya_meditsina_khirurgiya_ne_dlya_slabonervnyikh_dlinnopost_4609237

Источник