Как вести себя ребенку при переломе руки

Как вести себя ребенку при переломе руки thumbnail
Поделиться с друзьями

Переломы у детей – не редкость. Зимой травмы случаются из-за гололеда, катания на лыжах и коньках, с ледяных горок и на опасных ватрушках, летом – из-за велосипедов, скейтов, роликов, и в любое время года на детских площадках. Как правильно восстанавливаться после перелома, чтобы не спровоцировать осложнения или следующую травму? MedMe рассказывает про реабилитацию после переломов конечностей у детей.

Как распознать перелом у ребенка?

Костные ткани у ребенка содержат меньше минералов, но больше воды и органических соединений. А еще между «головкой» трубчатых костей и самой «трубкой» в детском возрасте находится не костная, а хрящевая ткань, зона роста. Это самое слабое место, которое чаще всего травмируется.

Факт!

В первые 10 лет переломы случаются у каждого 15-го ребенка в России, а к 15 годам – у каждого восьмого.

Чаще всего ломаются кости предплечья – 37% всех детских переломов, в 22% – голень и лодыжка, в 9% – ключица.

С любой серьезной травмой или с той, на которую ребенок жалуется (как бы она не выглядела), нужно идти в травмпункт или к врачу. У закрытых переломов костей и трещин есть свои признаки. Они не совсем специфичные, но с любым таким симптомом нужна срочная помощь.

  • После падения, ушиба появляется сильная боль, которая не проходит. Хотя и не обязательно: бывают переломы без боли.
  • На месте травмы образуется обширная гематома (синяк) и отек, место выглядит опухшим.
  • Самый показательный признак – рука или нога укорочена, деформирована, выглядит не так, как раньше.

У детей старшего школьного возраста, активно занимающихся спортом, танцами и т. д., возможны стрессовые переломы со своим спектром симптомов.

Открытый перелом не спутать ни с чем: на месте травмы есть рана, кровотечение, видна поврежденная кость.

Когда надо начинать реабилитацию после перелома?

После перелома кажется, что самое сложное – пережить период до снятия гипса, а уж потом будет легче. Однако по факту оказывается, что самый тяжелый период только наступает. Особенно непросто родителям детей до 6 лет с переломами ног. Нередко кажется, что малыш за время иммобилизации разучился ходить – и на самом деле примерно так и есть. Что делать, чтобы все прошло быстрее?

Сколько будет длиться восстановление после перелома, зависит от состояния ребенка, особенностей травмы – ее места, обширности, сложности, смещения костей и иных факторов. Но при сравнении длительности периода у детей с реабилитационными мероприятиями и без них, а также начале работы над восстановлением функций, исследования четко показывают: чем раньше и активнее человек занимается, тем быстрее все проходит. Итак, когда начинать?

Как ни удивительно, реабилитацию надо начать тогда, когда рука или нога еще в гипсе. В целом – как только состояние ребенка позволит двигаться. Причем двигать надо не больной конечностью, а здоровой! Это нужно, чтобы сохранять двигательную память мышечных волокон.

Для полноценного восстановления после перелома может потребоваться не только ЛФК, но и массаж, физиотерапия и даже диеты.

Поврежденную конечность начинают разрабатывать, когда сняли гипс. Комплекс лечебно-профилактических упражнений вводят в режим постепенно, начиная с простых движений и увеличивая сложность, амплитуду, нагрузку осторожно, но планомерно.

Зачем нужна реабилитация после перелома?

За время срастания костных тканей в поврежденной конечности происходит немало неприятных процессов. Сначала они возникают из-за травмы, затем из-за вынужденной неподвижности, а нередко и из-за наложения гипсовой повязки. Реабилитация после перелома помогает:

  • Восстанавливать утраченную подвижность, двигательные способности;
  • Улучшать кровообращение – оно нарушается из-за того, что конечностью не пользуются, а порой и из-за гипса;
  • Уменьшать отечность, вернуть тонус тканям;
  • Возвращать подвижность суставам, а связкам – эластичность. Особенно хорошо помогает плавание;
  • Восстанавливать атрофированную мышечную массу – из-за неподвижности мышечных волокон становится меньше. Нередко это заметно внешне – когда гипс снимают, больная рука или нога выглядят «усохшими», тоньше здоровой.

Совет!

Быстрее справиться с отеком и восстановлением кровообращения поможет массаж. А ускорению выздоровления способствуют овощи и фрукты с их витаминами и обязательный прием препаратов кальция по назначению врача.

Начинаем занятия: когда и что делать?

Заниматься надо начинать практически сразу.

До снятия гипса

Первый период – иммобилизация, когда поврежденная конечность еще жестко зафиксирована. В это время нужны упражнения для профилактики вторичных нарушений:

  • Нагрузка на неповрежденные и нефиксированные мышцы больной руки или ноги, чтобы сохранить их подвижность и не допустить атрофии.
  • Статическая нагрузка на иммобилизированную конечность – чтобы поддержать мышечный тонус (напрягать и расслаблять мышцы).
  • Разработка здоровой конечности для улучшения кровообращения и сохранения двигательных навыков.
  • Идеомоторная группа. Надо мысленно представлять себе движения поврежденной конечностью, «как будто» рисовать, «как будто» маршировать, малышам помогает смотреть при этом на картинки, мультфильмы и мысленно повторять движения.

Это нужно, чтобы не допустить координационные нарушения моторики, сохранить наработанные динамические стереотипы.

Факт!

Мысленное представление движений помогает не только при переломах. В известном эксперименте взрослым музыкантам предлагали три варианта разучивания новой пьесы: одна группа тренировалась на инструменте, вторая «проигрывала» его только в представлениях, контрольная после первого знакомства с нотами не делала ничего.

Так вот по итогам мысленные тренировки были в 2 раза более эффективны, чем ничего, и только на 30% уступали реальным занятиям! Все потому, что нейронным связям и управлению мышцами достаточно умственных усилий.

После снятия гипса

В постиммобилизационном периоде основная цель – уменьшение контрактуры тканей. Что назначают?

  • ЛФК с увеличением объема активного движения для устранения контрактур.
  • Пассивные компоненты движения – ЛФК с нагрузкой.
  • Обучение правильному позиционированию конечности: помочь руке или ноге «вспомнить», как надо двигаться правильно.
  • Лечебную физкультуру в воде.
  • Возможно применение криотерапии, физиопроцедур.

Основная цель этого периода – восстановить структурный компонент движения, подвижность, амплитуду, объем мышц.

Восстановительный период

Реабилитация не заканчивается с постиммобилизационным периодом. Можно заметить, что ребенок, например, уже может уверенно брать карандаш или правильно ходить, но рисует или двигается не так ловко, хорошо, долго, как раньше. Это – восстановительный период.

На этом этапе рекомендованы разнообразные манипуляции с предметами, чтобы вернуть ловкость, двигательное мастерство, выносливость. Для этого показаны различные игры – с мячом, со спортивными снарядами, бытовая активность – самостоятельная еда, раскрашивание, уборка и т. д.

После травмы дети часто «берегут» поврежденную конечность даже тогда, когда нет ни боли от перелома, ни дискомфорта от контрактур. Они опасаются опять использовать больную ногу или руку.

В этом случае надо обязательно постепенно поправлять ребенка, давать ложку в правильную руку, уменьшать помощь там, где нужны две руки, меньше поддерживать при ходьбе, чтобы вернуть уверенность в себе и побороть страхи.

Восстановление ребенка после переломов – комплексная задача, в которой нужна не только медицинская, но и социальная реабилитация. По данным статистики, только 50% детей проходят реабилитационные процедуры в государственных клиниках, и чаще всего все ограничивается вопросами физического здоровья. Остальным приходится заниматься родителям. К счастью, компенсаторные возможности у детей весьма велики, важно только начать заниматься вовремя.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Перелом руки у ребенка – это нарушение целостности плечевой кости, костей предплечья или кисти. Проявляется болью, отеком, костным хрустом, патологической подвижностью. При надломах, поднадкостничных повреждениях и поражениях зоны роста часть перечисленных симптомов отсутствует. Диагноз устанавливается на основании жалоб, данных осмотра, рентгенологического исследования, УЗИ, других визуализационных методик. Осуществляется репозиция, иммобилизация гипсовой либо пластиковой повязкой, реже показано вытяжение. При невозможности сопоставления или удержания фрагментов необходима операция.

Общие сведения

Переломы руки являются наиболее распространенным повреждением костных структур у детей, составляют 84% от общего количества переломов костей конечностей. Первое место по частоте занимают травмы костей предплечья, второе – плечевой кости. Пик заболеваемости приходится на средний и старший детский возраст. Наибольшие диагностические трудности из-за незначительной выраженности симптомов и недостаточной информативности рентгенограмм представляют переломы рук у детей первых лет жизни.

Перелом руки у ребенка

Перелом руки у ребенка

Причины

Маленькие дети чаще травмируются в быту. Дети школьного и старшего дошкольного возраста получают переломы во время прогулок, активных игр, падений с качелей, деревьев, велосипедов, занятий различными видами спорта. Вид повреждения руки определяется характером травматического воздействия:

  • Плечевая кость. Нарушения целостности верхней части возникают в результате падения на плечевой сустав, средней – прямого удара, нижней – удара по локтю, падения на локоть.
  • Кости предплечья. Верхняя часть луча повреждается вследствие падения на вытянутую руку, локтевой отросток и средняя часть предплечья страдают при прямом ударе. Причиной травмирования нижней трети становится падение на ладонь.
  • Кости кисти. Мелкие кости запястья, пясти, пальцев ломаются после прямых ударов, падения тяжелых предметов, придавливания дверью. Травмы костей пясти могут быть получены в драке.

Патогенез

Разнообразие механизмов переломов руки у детей обусловлено наличием эластичной надкостницы и широких полосок хряща (ростковых зон) между эпифизом и метафизом. Наряду с обычными полными переломами у пациентов детского возраста встречаются надломы, повреждения по типу «зеленой ветки», при которых отломки удерживаются целой надкостницей, не смещаются, а располагаются под углом друг к другу.

Возможны также поднадкостничные переломы, при которых надкостница остается целой, угловое смещение костных фрагментов отсутствует. При эпифизеолизе ломается не кость, а ростковый хрящ, расположенный вблизи сустава. Все это обуславливает большое количество травм со сглаженными клиническими проявлениями, затрудняющими диагностику.

Классификация

С учетом локализации различают следующие типы переломов руки:

1. Плечо:

  • Проксимальная часть: хирургической шейки, чрезбугорковые, надбугорковые.
  • Диафиз: косые, поперечные, оскольчатые, винтообразные.
  • Дистальная часть: чрезмыщелковые, надмыщелковые, блока, головчатого возвышения, надмыщелковых возвышений.

2. Предплечье:

  • Проксимальная часть: шейки и головки луча, локтевого отростка.
  • Диафиз: изолированные лучевой либо локтевой кости, обеих костей предплечья, Монтеджи.
  • Дистальная часть: луча в типичном месте (с преобладанием эпифизеолизов).

3. Кисть: запястья, пястных костей, костей пальцев.

Переломы руки могут быть со смещением, без смещения, открытыми, закрытыми. Выделяют две разновидности открытых поражений: первично и вторично открытые. В первом случае в результате травматического воздействия возникает рана, сочетающаяся с переломом. Во втором кожа повреждается изнутри смещенным острым отломком.

Симптомы

Классическая клиническая картина включает боль, усиливающуюся при движениях, нарушения функции руки, припухлость, деформацию, патологическую подвижность, костный хруст. При первично открытых повреждениях на руке видна рана, через которую иногда просматривается кость. Вторично открытые поражения характеризуются небольшим дефектом кожи, в который может выстоять конец костного фрагмента.

Хруст, подвижность отломков нередко не выявляются, болевой синдром у детей выражен нерезко. При отсутствии смещения либо незначительном смещении деформация визуально не определяется. Все перечисленное становится причиной недооценки тяжести поражения. Постоянным признаком перелома является усиление болезненности при надавливании по оси, но этот признак рекомендуется проверять крайне осторожно, чтобы не усугубить тяжесть травмы.

Переломы плеча

При повреждении верхних отделов плеча пациент жалуется на боль в плечевом суставе. Рука ребенка свисает вдоль туловища, отведение ограничено или невозможно. Верхняя часть плеча отечна, дельтовидная мышца напряжена. При движении, ощупывании иногда определяется крепитация, однако, проверка этого симптома должна проводиться с осторожностью из-за риска повреждения нервов и сосудов.

Диафизарные переломы сопровождаются укорочением, деформацией руки, подвижностью, костным хрустом, резкой болезненностью, усиливающейся при малейших движениях. Поражения средней трети кости чреваты сдавлением либо разрывом лучевого нерва, поэтому у детей тщательно исследуют движения и чувствительность в области иннервации нервного ствола.

Травмы дистального отдела плеча бывают вне- либо внутрисуставными. При внесуставных повреждениях ребенок жалуется на боли. Визуально выявляются припухлость, ограничение движений, при выраженном смещении – деформация в виде нарушения оси конечности. Внутрисуставные поражения проявляются резкой болью, значительным прогрессирующим отеком, полной или практически полной утратой движений в суставе.

Переломы предплечья

Переломы головки и шейки луча характеризуются умеренным отеком, болями в проекции локтевого сгиба, ограничением вращения рукой при достаточной сохранности сгибательных и разгибательных движений. При травмах локтевого отростка наблюдаются отек, боль в локте, усиливающаяся при сгибании руки.

Поражения диафиза часто неполные или поднадкостничные, сопровождаются умеренной болью, незначительным отеком. Типичное смещение – к тылу сегмента, с образованием угла, открытого к разгибательной поверхности предплечья. Полные переломы обеих костей проявляются смещением отломков, резкой болью, патологической подвижностью, крепитацией. При переломах одной кости симптоматика сглаженная.

Перелом Монтеджи – повреждение локтевой кости в сочетании с вывихом головки луча. Боль в предплечье, как правило, выражена сильнее, чем в локтевой ямке. Среди травм дистальной трети преобладают эпифизеолизы. Симптоматика включает припухлость, незначительную либо умеренную болезненность, усиливающуюся при ощупывании. Хруст, патологическая подвижность отсутствуют. Визуально нередко обнаруживается штыкообразная деформация.

Переломы кисти

Среди костей запястья страдает ладьевидная, реже – полулунная. Наблюдаются припухлость, болезненность преимущественно по тылу кисти, ограничение движений. Травмы пястных костей проявляются локальной болезненностью, которая усиливается при осевой нагрузке на соответствующий палец. Наряду с отеком может наблюдаться угловая деформация. Верхушка угла направлена к тылу, расположена в дистальной части кисти. Переломы и эпифизеолизы фаланг сопровождаются отеком, умеренной болью, ограничением функции кисти, иногда – деформацией пальца.

Осложнения

Отсутствие репозиции становится причиной вальгусного либо варусного искривления оси конечности, укорочения сегмента. Излишнее воздействие на срастающуюся кость в ходе реабилитационных мероприятий может провоцировать оссифицирующий миозит. После внутрисуставных повреждений в ряде случаев наблюдаются ограничения движений различной степени выраженности, нестабильность сустава. В отдаленном периоде внутрисуставные травмы чреваты развитием посттравматического артроза.

Диагностика

Определением характера поражения занимаются детские травматологи. В процессе диагностики используются жалобы, информация об обстоятельствах травмы, данные объективного осмотра, дополнительных исследований. Из-за невозможности уточнить анамнез, отсутствия смещения, хорошо выраженной подкожной клетчатки, затрудняющей пальпацию, трудности в ходе диагностического поиска чаще возникают при обследовании детей младшего возраста.

По мере взросления клиническая картина все больше напоминает переломы руки у взрослых, количество диагностических ошибок уменьшается. Пациентам могут назначаться следующие визуализационные методы:

  • Рентгенография. Является базовым исследованием, производится в двух проекциях. По рентгеновским снимкам определяют уровень и вид перелома, наличие смещения отломков. Методика нередко малоинформативна при эпифизеолизах.
  • УЗИ. Дает возможность распознавать повреждения зоны роста при эпифизеолизе. В отличие от рентгенографии, предполагающей наличие малого количества статических проекций, предусматривает изучение области повреждения с различных точек, при разных положениях конечности.
  • КТ и МРТ. Применяются при неоднозначных данных рентгенографии и ультрасонографии, в период подготовки к хирургическому вмешательству. Область поражения изучается в различных плоскостях. Создание объемной модели позволяет точно установить направление и выраженность смещения, подобрать оптимальную оперативную методику.

Переломы рук у детей чаще всего приходится дифференцировать с ушибами. Из-за повышения температуры тела, которое нередко наблюдается у пациентов младшей возрастной группы, может потребоваться исключение гематогенного остеомиелита.

Лечение переломов руки у детей

Помощь на догоспитальном этапе

Раны закрывают стерильной салфеткой, выполняют перевязку. При отсутствии патологической подвижности руку фиксируют косыночной повязкой. При подвижности костных фрагментов требуется иммобилизация шиной. К области поражения прикладывают холод – грелку с холодной водой либо полиэтиленовый пакет, завернутый в полотенце. При выраженном болевом синдроме дают обезболивающее средство. Ребенка срочно доставляют в травмпункт или травматологическое отделение.

Консервативная терапия

Лечение чаще консервативное. Госпитализация показана при открытых поражениях, диафизарных переломах, переломовывихах, смещении, требующем постоянного наблюдения или проведения хирургического вмешательства, значительном отеке с угрозой возникновения компартмент-синдрома, повреждении сосудов и нервов. Пациентам с открытыми травмами выполняют ПХО. Для коррекции положения отломков и фиксации фрагментов используют следующие методы:

  • Репозиция. Производится под наркозом, у детей старшего возраста применяется местная анестезия. Показания к манипуляции определяются в соответствии с клиническими рекомендациями, учитывающими как способность детских костей к самостоятельной коррекции остаточных деформаций, так и риск развития осложнений при недостаточно точном сопоставлении отломков.
  • Иммобилизация гипсовой повязкой. Вначале на руку накладывают лонгету с захватом 2 соседних суставов. После спадания отека (через 5-8 дней) осуществляют циркуляцию. При увеличении отека, появлении нарастающих болей, онемения пальцев лонгету ослабляют для восстановления кровообращения.
  • Вытяжение. Клеевое либо скелетное вытяжение используют при травмах плечевой кости, которые плохо удерживаются с помощью гипса. Методика применяется у детей старше 4-5 лет, позволяет постепенно устранить смещение, фиксировать фрагменты в нужном положении. После образования первичной мозоли вытяжение снимают, руку фиксируют гипсом.

Детям назначают анальгетики, физиотерапию, ЛФК, витаминизированную диету. При ранах проводят антибиотикотерапию. Сроки иммобилизации определяют с учетом расположения перелома, возраста ребенка. Продолжительность фиксации при травмах руки у детей не превышает 1,5 месяцев, в среднем составляет около 3 недель. После снятия гипса продолжают ЛФК, физиотерапевтическое лечение. Массаж выполняют осторожно, без воздействия на область перелома, чтобы не допустить избыточной оссификации.

Хирургическое лечение

Показаниями к оперативному вмешательству являются две или три безуспешных попытки репозиции, интерпозиция мягких тканей между костными фрагментами, обширные открытые повреждения, неправильно сросшиеся переломы с угрозой развития деформации, тугоподвижности сустава. Пластины и другие массивные металлоконструкции у детей используют редко. Предпочтительными способами фиксации являются:

  • внедрение одного отломка в другой;
  • прошивание капроном, шелком или кетгутом;
  • металлоостеосинтез проволокой, спицей Киршнера или внутрикостным штифтом;
  • остеосинтез с использованием костного штифта из собственной кости больного, гомо- или гетерокости.

Чаще всего операции требуются при переломах диафиза плеча и предплечья со значительным смещением отломков, внутрисуставных и околосуставных травмах нижней части плеча. В послеоперационном периоде осуществляются те же реабилитационные мероприятия, что при консервативном ведении.

Прогноз

Исход обычно благоприятный. Кости хорошо срастаются, псевдоартрозы образуются крайне редко. Остаточные деформации со временем компенсируются, особенно в младшем возрасте. Объем лечения увеличивается при позднем обращении – отломки у детей очень быстро консолидируются, на второй неделе и позже для устранения смещения может потребоваться операция. Прогноз ухудшается при переломовывихах, внутрисуставных переломах со смещением, повреждении сосудисто-нервного пучка.

Профилактика

В основе профилактики лежат мероприятия по снижению уровня травматизма. Важными задачами являются создание безопасной среды, контроль техники безопасности при занятиях спортом, обучение правилам поведения, снижающим вероятность травм. Родителям необходимо внимательно относиться к жалобам детей на боли и другие симптомы после травмы, обращаться за специализированной помощью при малейшем подозрении на перелом.

Источник