Компрессионном переломе позвоночника история болезни
Лечение компрессионного перелома позвоночника различными методами
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…
Читать далее »
Позвоночнику человека, состоящему из множества сегментов – позвонков, подвластно выдерживать большие нагрузки. Однако при получении травмы в результате сильного удара, падения с высоты, поднятия тяжелых предметов или уменьшения плотности костей, позвоночный столб может механически травмироваться, следствием чего может стать компрессионный перелом позвоночника. Он происходит при одновременном сжатии и сгибании позвоночника. Лечение компрессионного перелома позвоночника позволяет вернуть позвоночнику былую осанку и гибкость.
Содержание:
- Виды переломов позвоночника
- Последствия
- Оказание первой помощи
- Лечение перелома позвоночника
- Консервативное лечение
- Реабилитация
Виды переломов позвоночника
Врачи выделяют следующие разновидности компрессионных переломов позвоночника:
- шейного отдела;
- грудного поясничного отдела;
- копчикового отдела;
- крестцовой части.
Также специалисты выделяют осложненные и неосложненные компрессионные переломы позвоночника.
При неосложненных пострадавший испытывает сильные болевые ощущения в месте перелома, которые возникают из-за раздражения нервного окончания в этой зоне. В процессе лечения болевые ощущения притупляются и полностью исчезают в момент выздоровления.
При осложненных переломах сдавливается спинной мозг, и потерпевший может не ощущать боли совсем. Такие переломы происходят чаще всего при получении многочисленных травм во время аварии, при падении с высоты, у пожилых людей из-за хрупкости костей.
Осложненный перелом характеризуется тем, что его достаточно сложно выявить во время первичного осмотра. Продиагностировать его можно с помощью рентгенографического обследования.
Последствия
При отсутствии лечения компрессионный перелом позвоночника приводит к деформации позвоночного столба, а значит к травме спинного мозга, а далее к параличу.
Придавленные нервные корешки и разрушенный межпозвоночный диск приводят к посттравматическому радикулиту и остеохондрозу.
Оказание первой помощи
Если в результате травмы и жалоб пострадавшего предполагается перелом позвоночника, то первым делом нужно вызвать скорую помощь и не предпринимать более никаких действий. Однако в ситуации, когда пострадавшего невозможно оставить на месте происшествия, необходимо оказать больному первую помощь.
Основное ее правило – это правильная транспортировка больного. Пострадавшего необходимо как можно меньше передвигать, а также не давать ему садиться или вставать с целью не допущения смещения возможных осколков. Перевозить или переносить больного необходимо на твердой и ровной поверхности. При этом нужно отслеживать, чтобы и голова, и шея поворачивались с туловищем, т.е. все отделы позвоночника были в одной плоскости.
Лечение перелома позвоночника
В результате проведения необходимых исследований позвоночного столба устанавливается диагноз и после этого начинается соответствующее лечение при компрессионном переломе позвоночника. Оно обычно длится достаточно долго, поэтому от больного ждут самодисциплины и соблюдения постельного режима.
Выбор методов и приемов лечения перелома специалист делает в зависимости от состояния пострадавшего и тяжести перелома. Существует первая, вторая и третья стадии перелома позвоночника. И если при первой степени возможно применение только консервативного лечения, то при третьей степени сложности перелома позвоночника, скорее всего, потребуется хирургическое вмешательство.
Консервативное лечение, вертебропластика, кифопластика – основные направления лечения переломов позвоночника.
Консервативное лечение
Консервативное лечение компрессионных переломов включает:
- проведение обезболивающих процедур;
- временную фиксацию позвоночника при помощи специального корсета;
- выполнение специальных лечебных упражнений;
- курс специального массажа;
- применение физиотерапевтических процедур.
На первых порах консервативного лечения компрессионного перелома позвоночника пациент находится на жесткой постели, которая стоит под наклоном. Больному противопоказаны любые нагрузки, чтобы дать поврежденному позвоночнику время восстановиться. Далее лечащий врач в зависимости от времени, прошедшего с момента травмы, от характера травмы и особенностей течения болезни назначает занятия лечебной физкультурой. Она помогает:
- восстановлению правильной оси и естественных изгибов позвоночника;
- укреплению длинных мышц на спине и др. групп мышц туловища;
- восстановлению гибкости и нормальной подвижности позвоночника;
- созданию мышечного корсета, который удерживает позвоночник в нормальном положении.
Четыре-пять месяцев занятий физкультурой помогают восстановить нормальную трудоспособность пациентов.
Время ношения корсета, который желательно изготовить на заказ, составляет период от одного месяца до двух. Корсет содействует расправлению места перелома и создает дополнительную фиксацию позвоночного столба.
Лечение малоинвазивными операциями
Компрессионные переломы сложной степени требуют хирургического вмешательства. Если повреждены спиной мозг и нервные корешки проводится открытая операция. В других случаях можно обойтись и применением малоинвазивных методов: вертебропластикой или кифопластикой.
При вертебропластике на коже пациента делают небольшой надрез. В него под флуороскопическим контролем вводят иглу. А через нее в поврежденный позвонок позвоночного столба вводят специальный цемент, который предотвращает разрушение позвонка. Вертебропластика позволяет устранить болевые ощущения в области спины и содействует укреплению позвонка.
Кифопластика позволяет скорректировать положение и форму поврежденного позвонка. При кифопластике делают несколько небольших надрезов кожи и вводят с разных сторон к поврежденному позвонку две иглы. С помощью микрохирургических инструментов в позвонке проделывают два отверстия. В них аккуратно вводят 2 спущенные камеры. Затем, надув их и восстановив положенную высоту позвонка, с помощью специального костного цемента их фиксируют в необходимом положении.
Лечение компрессионного перелома позвоночника у детей во многих учреждениях проводится по аналогии с лечением взрослых. Однако некоторые специалисты считают, что лечение детских переломов позвоночника должно строиться не на вытяжении его, а скорее на дополнительной нагрузке.
Реабилитация
После травмы позвоночника реабилитация помогает достигнуть постепенной мобилизации больного. Чаще всего в этом случае применяют физиотерапию. Но приступать к ней можно спустя полтора месяца после момента травмы. Для снятия болевых ощущений применяют холодотерапию, массаж или электростимуляцию.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Благодаря эффективной физиотерапии у пациентов восстанавливается осанка, повышается гибкость и подвижность позвонков.
Переломы позвоночника относятся к серьезным повреждениям осевого скелета, которые имеют достаточно широкую распространенность среди всех слоев населения. Падения с высоты, ныряние в воду, дорожно-транспортные происшествия – основные причины таких травм. А у пожилых пациентов переломы могут возникать даже при выполнении повседневных задач, что объясняется остеопорозом позвонков.
Общие сведения
Механизм образования компрессионного перелома обусловлен воздействием механического фактора вдоль оси позвоночника. За счет сжатия наблюдается повреждение костных структур с образованием клиновидной деформации. Тела отдельных позвонков сплющиваются или раздавливаются вышележащими, появляются патологические изгибы. Костные отломки могут внедряться в спинномозговой канал, осложняя течение перелома.
Чаще всего травмируются нижние позвонки грудного отдела и поясница. Именно эти участки испытывают максимальную нагрузку в повседневной жизни, они же и подвергаются наибольшей компрессии. Это сопровождается выраженной болью в спине и ограничением подвижности позвоночника. А если перелом ассоциирован с травмой спинного мозга, то появляются неврологические признаки – парезы и параличи, расстройства функции тазовых органов. Кроме того, частыми последствиями могут быть: нестабильность отдельных сегментов, искривления, стеноз позвоночного канала, радикулит.
Учитывая вышеизложенное, пациенты, перенесшие переломы позвоночника, требуют незамедлительного и активного лечения. Применяемые методы коррекции будут зависеть от вида травмы, ее степени и наличия осложнений. Но в любом из случаев показана лечебная физкультура (ЛФК). Без нее сложно надеяться на полное восстановление после травмы.
Большая роль в лечении переломов осевого скелета отводится гимнастике. Она показана всем пациентам, перенесшим травму.
Принципы ЛФК
После перелома пациент госпитализируется в профильное лечебное учреждение для оказания квалифицированной помощи. Он должен строго соблюдать предписанный режим и выполнять все рекомендации врача. Основной задачей гимнастики будет создание прочного мышечного корсета, стабилизация места перелома и восстановление утраченной двигательной функции. А основными принципами ЛФК будут:
- Исключить длительное сидение.
- Запрещены резкие движения и наклоны вперед.
- В положение стоя переходить из коленно-кистевой позы.
- Все упражнения делают плавно и осторожно.
- Соблюдение правильной осанки.
- Ходьба разрешена лишь после получения положительного результата функциональных проб, оценивающих силу околопозвоночных мышц.
Комплекс упражнений состоит из пассивных и активных движений. При этом сначала выполняются более легкие, а после их освоения переходят к занятиям посложнее. Гимнастика оказывает хороший эффект при сочетании с рефлексотерапией и массажем. Они оказывают дополнительное положительное воздействие на мышечную систему и нервную регуляцию двигательных функций. Обязателен и специальный уход за пациентами с травмами осевого скелета, особенно при осложненных переломах. Им необходимы мероприятия по профилактике пролежней, а также предотвращению пневмоний и варикоза нижних конечностях, которые могут развиваться по причине застойных явлений.
Нужно понимать, что лечение переломов позвоночника – процесс достаточно длительный. И здесь важен индивидуальный подход, который определяется не только характером травмы и сопутствующими состояниями, но и отношением самого пациента к проблеме. От него требуются не меньшие усилия для преодоления последствий и восстановление после перелома. Дисциплинированность, усердие, терпение и нацеленность на результат – вот основные качества, необходимые для достижения успеха в лечении.
ЛФК при переломах позвоночного столба имеет определенные особенности, которые следует усвоить каждому пациенту.
Упражнения
Какие упражнения показаны пациенту, определяет врач. Составление гимнастической программы осуществляется на основании данных обследования. И особое значение при этом отводится характеру повреждения. Подходы к лечебной физкультуре и упражнения будут иметь свои особенности, что определяется видом перелома:
- Стабильный неосложненный.
- Стабильный неосложненный с фиксацией корсетом.
- Нестабильный осложненный.
Многие упражнения для поясничного и грудного отдела схожи, поэтому можно их рассматривать в едином комплексе.
Гимнастика при стабильном неосложненном переломе
При таких травмах наложение гипсового корсета, как правило, не требуется. Лишь в случаях с низкой дисциплинированностью пациента могут на короткое время делать специальную фиксацию. Занятия начинаются с первых суток после повреждения. Сначала выполняются подготовительные упражнения в постели с участием мелких и средних мышц, дыхательная гимнастика. Когда пациент сможет оторвать прямую ногу от кровати на уровень 15 градусов и удержать ее без боли, то переходят на следующий этап.
Через неделю комплекс ЛФК расширяют, чтобы в течение месяца укрепить мышцы спины и подготовить пациента к вставанию. Больному постепенно разрешают поворачиваться на живот, отрывать ноги от кровати, принимать коленно-кистевое положение. Применяются такие движения:
- Лежа на спине, согнув ноги в коленных суставах, поднимать грудь и поясничный отдел, опираясь на стопы и локти.
- Лежа на животе и опираясь на руки, поднимать верхнюю часть тела, разгибая при этом спину.
- Движения ногами типа «велосипед», имитация ходьбы.
- Поочередное или одномоментное поднятие, отведение ног, скольжение стопами.
- Стоя на коленях с опорой на руки, выгибать поясницу, поочередно поднимать прямые конечности.
Так происходит подготовка к вставанию, минуя этап сидения. Ходить можно тогда, когда пациент, лежа на животе, может удерживать поднятыми ноги и верхнюю часть туловища в течение 2 минут (функциональная проба). Это говорит о достаточном развитии мышц спины. Стоя делают наклоны в стороны и назад, полуприседания, вис на перекладине. Полностью восстановиться можно спустя год после травмы.
Неосложненные переломы достаточно хорошо поддаются лечению, оканчиваясь полным возвращением пациента к активной жизни.
Гимнастика при стабильном неосложненном переломе с ношением корсета
Корсет может накладывается тем пациентам, которым сложно выполнять рекомендации врача относительно двигательного режима. Хотя его снимут уже через 2 недели, но ЛФК должна проводиться сразу. Занятия проводят групповым методом и включают упражнения, направленные на улучшение работы респираторной и кардиоваскулярной систем, борьбу с лишним весом. Рекомендуют различные движения для конечностей и дыхательную гимнастику. Также необходимы упражнения с постизизометрической релаксацией, выполняемые лежа:
- Согнув ноги в коленных суставах, приподнять голову с плечевым поясом и посмотреть вперед.
- Держа ноги прямыми, приподнять верхнюю часть туловища, потянувшись руками к носкам.
- Сделать то же, но в положении с одной ногой, закинутой на другую.
Период напряжения должен продолжаться в течение 7 секунд, после чего следует расслабление мышц. Это необходимо для формирования хорошего брюшного пресса. Постепенно разрешают спать без корсета, а потом и стоять, постепенно увеличивая время. Затем можно передвигаться, ориентируясь на дистанцию, проходимую без появления боли. Полностью отказаться от корсета можно в течение года. А после этого пациентам рекомендована гимнастика, обычно назначаемая при остеохондрозе.
Если после травмы позвоночника требуется ношение корсета, то гимнастика также проводится с первого дня, но имеет определенные особенности, связанные с низкой подвижностью пациента.
Гимнастика при нестабильном осложненном переломе
Если травма позвоночника протекает с повреждением спинномозговых структур, то гимнастика начинается сразу после установления соответствующего диагноза. Она будет зависеть от уровня повреждения и симптоматики. Если страдает поясничный отдел, то развивается вялый паралич нижних конечностей, а при переломах грудных сегментов – спастический. Первый поддается лечению гораздо хуже. Эффект ЛФК также будет зависеть от тяжести повреждения спинного мозга: неполные разрывы дают надежду на восстановление двигательной активности, а при полных отрывах можно добиться лишь адаптации пациента для жизни в условиях ограниченной функциональности.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Осложненные травмы требуют упражнений, назначаемых при инсультах. Они включают:
- Укладку конечностей в функциональном положении для предотвращения контрактур.
- Сначала пассивные, а затем активные движения.
- Идеомоторные акты, когда пациент мысленно формирует установку на сокращение определенных мышц.
- Параллельное выполнение массажа.
Такие пациенты требуют частой смены положения тела во избежание пролежней. А по мере расширения двигательной функции выполняют гимнастику сначала сидя и стоя, затем тренируют ходьбу и проводят занятия на тренажерах. Полная реабилитация может потребовать значительных временных и психологических ресурсов пациента.
Гимнастика при переломах позвоночного столба – важная составляющая консервативной терапии, без которой невозможно добиться восстановления двигательной функции. Скорость и выраженность результата зависит от характера травмы, настойчивости пациента и его уверенности в положительном исходе проводимых мероприятий.
Æàëîáû ïàöèåíòà ïðè ïîñòóïëåíèè íà ëå÷åíèå, àíàìíåç è îáùåå ñîñòîÿíèå îðãàíîâ. Íåâðîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ áîëüíîãî. Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç – ñïèíàëüíàÿ îïóõîëü. Äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Âûñòàâëåíèå êëèíè÷åñêîãî äèàãíîçà íà îñíîâàíèè îáñëåäîâàíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÑòÃÌÓ
Êàôåäðà íåâðîëîãèè
Çàâ. êàôåäðîé: ê.ì.í., ïðîôåññîð Êàðïîâ Ñ.Ì.
Ðóêîâîäèòåëü: ïðîôåññîð Ñòàðîäóáöåâ À.È.
Èñòîðèÿ áîëåçíè
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì Th7 – Th8 ïîçâîíêîâ
Ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ: –
Îñëîæíåíèÿ: –
Ëå÷åáíûé ôàêóëüòåò
Êóðàòîð: ñòóäåíò 407 «Á» ãðóïïû
Æóìåô À.Ñ.
Ñòàâðîïîëü, 2016
Ïàñïîðòíàÿ ÷àñòü
Ô.È.Î.
Äàòà ðîæäåíèÿ: 11.03.1986 ã
Âîçðàñò: 30 ëåò
Ïîë: ìóæñêîé
Äîìàøíèé àäðåñ:
Ìåñòî ðàáîòû è äîëæíîñòü: íå ðàáîòàåò
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì Th7 – Th8 ïîçâîíêîâ .
Æàëîáû íà : áîëè â ñïèíå, ðàñïðîñòðàíåíèå áîëè ïî âñåé ãðóäíîé êëåòêå, áûñòðóþ óòîìëÿåìîñòü, äèñêîìôîðò â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå.
Anamnesmorbi
7 àâãóñòà 2014 ã. Ïîïàë â ÄÒÏ, â ðåçóëüòàòå ïîëó÷èëà òðàâìó. Áûë ãîñïèòàëèçèðîâàí â ÃÊÁ ÑÌÏ ¹1 ã. Ñòàâðîïîëü. Áûëà ñäåëàíà îïåðàöèÿ, â ðåçóëüòàòå êîòîðîé ñêîáàìè ôèêñèðîâàëè ïîçâîíêè. Ïîñëå ÷åãî, ñîñòîÿíèå óëó÷øèëîñü.  ôåâðàëå 2016ã ãîñïèòàëèçèðîâàíà â 4 ÃÊÁÑÌÏ íà ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ.
Anamnesisvitae
Ðîäèëñÿ â ã. Ñòàâðîïîëü, ðîäû áåç îòÿãîùåíèÿ. Íà÷àë õîäèòü â ãîä, ðàçãîâàðèâàòü â 1,5 ãîäà. Ðîñ â íîðìàëüíûõ óñëîâèÿõ, õîäèë â ñàäèê, â øêîëå ó÷èëñÿ õîðîøî. Ðîñò 171 ñì, âåñ 68 êã. Ïîëîâîå ñîçðåâàíèå â 15 ëåò. Áåðåìåííîñòè íå áûëî. Òóáåðêóëåç, âèðóñíûé ãåïàòèò, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò. Àëëåðãèè è ëåêàðñòâåííîé íåïåðåíîñèìîñòè íå âûÿâëåíî. Íàñëåäñòâåííîñòü íå îòÿãîùåíà. Âðåäíûõ ïðèâû÷åê íåò.
Statuspraesensobjectivus
Îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ïðàâèëüíîãî òåëîñëîæåíèÿ.
Ïîëîæåíèå àêòèâíîå.
Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå.
Êîæíûå ïîêðîâû: ÷èñòûå, öâåò áëåäíî-ðîçîâûé, ýëàñòè÷íîñòü íîðìàëüíàÿ, ñòåïåíü âëàæíîñòè íîðìàëüíàÿ; çóäà íåò; ðóáöîâ-íåò.
Âèäèìûå ñëèçèñòûå: áëåäíî-ðîçîâîãî öâåòà, âûñûïàíèé, ýððîçèé, òðåùèí íåò.
Îðãàíû äûõàíèÿ: äûõàíèå â ëåãêèõ âåçèêóëÿðíîå, õðèïîâ íåò. Îäûøêè è êàøëÿ íåò. Ïåðêóòîðíî ëåãêèå â ïðåäåëàõ íîðìû
Íèæíÿÿ ãðàíèöà ïðàâîãî ëåãêîãî | Íèæíÿÿ ãðàíèöà ëåâîãî ëåãêîãî | |
Ñðåäèííî-êëþ÷è÷íàÿ | VI ðåáðî | – |
Ïåðåäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ | VII ðåáðî | VII ðåáðî |
Ñðåäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ | VIII ðåáðî | IX ðåáðî |
Çàäíÿÿ ïîäìûøå÷íàÿ | IX ðåáðî | IX ðåáðî |
Ëîïàòî÷íàÿ | X ðåáðî | X ðåáðî |
Îêîëîïîçâîíî÷íàÿ | Îñòèñòûé îòðîñòîê XI ãðóäíîãî ïîçâîíêà |
Îðãàíû êðîâîîáðàùåíèÿ: Òîíû ðèòìè÷íûå, ïîáî÷íûõ øóìîâ íåò. Ïóëüñ 70 â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, ñèíõðîííûé, íîðìàëüíîãî íàïîëíåíèÿ è íàïðÿæåíèÿ, ÀÄ – 110/70 ìì ðò.ñò. Ïåðêóòîðíî â ïðåäåëàõ íîðìû.
Àáäîìèíàëüíîå îáñëåäîâàíèÿ: Ïðè ïîâåðõíîñòíîé ïàëüïàöèè æèâîò áåçáîëåçíåííûé, ìÿãêèé, íàïðÿæåíèÿ ìûøö ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè íå îòìå÷àåòñÿ; îïóõîëåé, ãðûæ, ðàñõîæäåíèé ïðÿìûõ ìûøö æèâîòà íåò. Ïðè ãëóáîêîé ïàëüïàöèè îðãàíû áðþøíîé ïîëîñòè áåçáîëåçíåííû, ìÿãêîé êîíñèñòåíöèè, íå óâåëè÷åíû. Íèæíÿÿ ãðàíèöà ïå÷åíè ïðîõîäèò ïî êðàþ ïðàâîé ðåáåðíîé äóãè. Ïåðêóòîðíî ãðàíèöû ïå÷åíè íå èçìåíåíû.
Ìî÷åâûäåëèòåëüíàÿ ñèñòåìà: Ìî÷åèñïóñêàíèå ñâîáîäíîå, áåçáîëåçíåííîå, ñòóë íîðìàëüíûé.
Íåâðîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Îáùåå ñîñòîÿíèå
óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñàìî÷óâñòâèå õîðîøåå. Ñîçíàíèå ÿñíîå. Âûðàæåíèå ëèöà îñìûñëåííîå.
Îáùåìîçãîâûå ñèìïòîìû: ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, ðâîòà – íå ìó÷àþò.
Ìåíèíãèàëüíûå ñèìïòîìû: ðèãèäíîñòüìûøö çàòûëêà íå îòìå÷àåòñÿ, ñèìòîìû Êåðíèãà è Áðóäçèíñêîãî îòðèöàòåëüíû.
Î÷àãîâûå ñèìïòîìû(×ÌÍ)
I ïàðà – n. olfactorius (îáîíÿòåëüíûé íåðâ)
Çàïàõè ðàçëè÷àåò õîðîøî, îäèíàêîâî îáåèìè ïîëîâèíàìè íîñà.
Îáîíÿòåëüíûõ ãàëëþöèíàöèé íåò.
II ïàðà – n. opticus (çðèòåëüíûé íåðâ)
visus OD = 1; visus OS = 1. Öâåòîîùóùåíèå íå ñòðàäàåò. Âûïàäåíèé ïîëåé çðåíèÿ íåò. Çðèòåëüíûõ ãàëëþöèíàöèé íåò.
III,IV,VIïàðû – n.n. oculomotorius, trochlearis, abducens
(ãëàçîäâèãàòåëüíûé, áëîêîâîé, îòâîäÿùèé)
Øèðèíà ãëàçíûõ ùåëåé äîñòàòî÷íàÿ, D=S. Ïòîçà, êîñîãëàçèÿ, ýêçî- è ýíäîôòàëüìà, áëåôàðîñïàçìà íåò.Îòìå÷àåòñÿ äèïëîïèÿ. Çðà÷êè îêðóãëîé ôîðìû, äèàìåòð 3 ìì, ðàâíîìåðíûå (D=S), ðåàêöèÿ íà ñâåò æèâàÿ, ðåàêöèÿ íà àêêîìîäàöèþ è êîíâåðãåíöèþ íå íàðóøåíà.
V ïàðà – n. trigeminus (òðîéíè÷íûé)
Áîëåé è ïàðåñòåçèé â ëèöå íå îòìå÷àåòñÿ. Òðèãåìèíàëüíûå òî÷êè ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííû. ×óâñòâèòåëüíîñòü ëèöà íå íàðóøåíà.
Êîðíåàëüíûé è íèæíå÷åëþñòíîé ðåôëåêñû ñîõðàíåíû, íå íàðóøåíû.
Çàòðóäíåíèé ïðè æåâàíèè íå èñïûòûâàåò, ïðèçíàêîâ àòðîôèè æåâàòåëüíîé è âèñî÷íîé ìûøö íåò, ïðè îòêðûâàíèè ðòà íèæíÿÿ ÷åëþñòü íå îòêëîíÿåòñÿ îò ñðåäèííîé ëèíèè. Ñèëà è íàïðÿæåíèå æåâàòåëüíûõ ìûøö äîñòàòî÷íûå, D=S.
VII ïàðà – n. facialis (ëèöåâîé)
Ëèöî â ïîêîå ñèììåòðè÷íî. Íîñîãóáíûå ñêëàäêè îäèíàêîâû ñ îáåèõ ñòîðîí, (D=S). Ëàãîôòàëüì è ãèïåðàêóçèÿ îòñóòñòâóþò, ñèìïòîì Áåëëà îòðèöàòåëüíûé. Ñëåçîîòäåëèòåëüíàÿ ôóíêöèÿ íå íàðóøåíà. Âêóñ íà ïåðåäíèõ 2/3 ÿçûêà íå íàðóøåí (ñëàäêîå è êèñëîå ðàçëè÷àåò).
VIII ïàðà – n. vestibulocochlearis (ïðåääâåðíî-óëèòêîâûé)
Ñëóõîâàÿ ïîðöèÿ.
Øåïîòíóþ ðå÷ü ðàçëè÷àåò ñïðàâà è ñëåâà íà ðàññòîÿíèè 6 ì. Øóìà, çâîíà â óøàõ è ñëóõîâûõ ãàëëþöèíàöèé íå îòìå÷àåò.
Âåñòèáóëÿðíàÿ ïîðöèÿ.
Ãîëîâîêðóæåíèÿ, íèñòàãìà, àòàêñèè íå íàáëþäàåòñÿ.
IX,X ïàðû – n.n. glossopharingeusetvagus (ÿçûêîãëîòî÷íûé èáëóæäàþùèé)
Ãîëîñ çâó÷íûé, ãëîòàíèå ñâîáîäíîå, ïîïåðõèâàíèÿ íåò. Ìÿãêîå íåáî è ÿçû÷îê â ïîêîå íå ïðîâèñàþò, ïðè ôîíàöèè íåáíàÿ çàíàâåñêà ïîäòÿãèâàåòñÿ ðàâíîìåðíî. Íåáíûé è ãëîòî÷íûé ðåôëåêñû íå ñíèæåíû.
Ñîëåíîå è ãîðüêîå íå çàäíåé òðåòè ÿçûêà ðàçëè÷àåò. Íàðóøåíèé ñåðäå÷íîãî ðèòìà è ðàññòðîéñòâ äûõàíèÿ íå îòìå÷àåò.
XI ïàðà – n. accessorius (äîáàâî÷íûé)
Ãîëîâà íå îòêëîíåíà îò ñðåäèííîé ëèíèè. Ïîâîðîòû è íàêëîíû ãîëîâû, ïîäíÿòèÿ íàäïëå÷èé, ñáëèæåíèå ëîïàòîê îñóùåñòâëÿåò â ïîëíîì îáúåìå.
Ñèëà ãðóäèííî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé, à òàêæå òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû îöåíåíà â 5 áàëëîâ. Àòðîôèÿ, ôèáðèëëÿðíûå è ôàñöèêóëÿðíûå ïîäåðãèâàíèÿ îòñóòñòâóþò.
XII ïàðà – n. hypoglossus (ïîäúÿçû÷íûé)
ßçûê ïðè âûñîâûâàíèè ðàñïîëîæåí ïî ñðåäèííîé ëèíèè. Àòðîôèè, ôèáðèëëÿðíûõ è ôàñöèêóëÿðíûõ ïîäåðãèâàíèé íå íàáëþäàåòñÿ.
Äâèãàòåëüíàÿ ñèñòåìà
Ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà óìåðåííî ðàçâèòà. Ïðè îñìîòðå ìóñêóëàòóðû êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà àòðîôèé, ãèïåðòðîôèé, ôèáðèëëÿðíûõ è ôàñöèêóëÿðíûõ ïîäåðãèâàíèé íå âûÿâëåíî.Îáúåì àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé â ñóñòàâàõ íîã ñíèæåí. Ñèëà ìûøö â ïðàâîé íîãå îöåíèâàåòñÿ â 4áàëëà, â ëåâîé íîãå – 4áàëëà, â ðóêàõ – 5 áàëëîâ.
Ðåôëåêòîðíàÿ ñôåðà: Ñóõîæèëüíûå, ïåðèîñòàëüíûå è ïîâåðõíîñòíûå ðåôëåêñû ñïðàâà è ñëåâà æèâûå.D=S, êîëåííûé ðåôëåêñ ïîâûøåí.Ñèíåðãèè è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñèíêèíåçèé íåò.
Ïàòîëîãè÷åñêèå ðåôëåêñû: íå îòìå÷àþòñÿ. Êëîíóñîâ íåò. Òðåìîð íå îòìå÷àåòñÿ.
Êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé
 ïîçå Ðîìáåðãà – óñòîé÷èâà. Ïàëüöå – íîñîâóþ è êîëåíî – ïÿòî÷íóþ ïðîáû âûïîëíÿåò íåóâåðåííî. Ïðîáû íà àñèíåðãèþ (Áàáèíñêîãî è Ñòþàðòà-Õîëìñà) îòðèöàòåëüíû. Àäèàäîõîêèíåçà íå îòìå÷åíî.
×óâñòâèòåëüíàÿ ñôåðà
Ïàðåñòåçèè, áîëåé íå îòìå÷àåò. Ñèìïòîìû Ëàñåãà, Âàññåðìàíà, Íåðè îòðèöàòåëüíûå.
Ïîâåðõíîñòíàÿ, òåìïåðàòóðíàÿ è òàêòèëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü íå èçìåíåíû.
Ãëóáîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ìûøå÷íî-ñóñòàâíîå, âèáðàöèîííîå, ÷óâñòâî äàâëåíèÿ, âåñà) íå íàðóøåíà.Ñëîæíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (êèíåñòåòè÷åñêàÿ, äèñêðèìèíàöèîíàÿ, äâóìåðíî-ïðîñòðàíñòâåííàÿ, ÷óâñòâî ëîêàëèçàöèè) íå íàðóøåíà. Ñòåðåîàíåñòåçèè íåò.
Âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè
Ðå÷ü. Óñòíóþ ðå÷ü ïîíèìàåò, ñïîñîáåí îñìûñëåííî âûñêàçûâàòüñÿ â âèäå àêòèâíîé óñòíîé ðå÷è. Ðå÷åâàÿ àêòèâíîñòü íå íàðóøåíà.
×òåíèå. Ïðåäëîæåííûé òåêñò ÷èòàåò, ïðî÷èòàííîå ïðîíèìàåò.
Ïèñüìî. Ñïèñûâàåò ïðåäëîæåííûé òåêñò, ñïîñîáíîñòü ïèñàòü ïîä äèêòîâêó íå óòðà÷åíà. Ñ÷åò. Ñ÷åòíûå îïåðàöèè ïðîèçâîäèò íà óðîâíå ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ. Ïðàêñèñ. Ñïîñîáíîñòü âûïîëíÿòü ïîñëåäîâàòåëüíûå êîìïëåêñû äâèæåíèé è ñîâåðøàòü öåëåíàïðàâëåííûå äåéñòâèÿ ïî âûðàáîòàííîìó ïëàíó íå íàðóøåíà. Ãíîçèñ. Ñïîñîáíîñòü óçíàâàòü èçâåñòíûå áîëüíîìó ïðåäìåòû ïî ÷óâñòâèòåëüíûì âîñïðèÿòèÿì íå íàðóøåíà. Ïàìÿòü íå íàðóøåíà.
Ïñèõè÷åñêàÿ ñôåðà
Îðèåíòèðóåòñÿ â ïðîñòðàíñòâå, âî âðåìåíè, ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè, îêðóæàþùèõ ïðåäìåòàõ è ëèöàõ. Ñ îêðóæàþùèìè õîðîøî êîíòàêòèðóåò, êðèòè÷åñêè îöåíèâàåò ñîñòîÿíèå ñîáñòâåííîãî çäîðîâüÿ. Ìûøëåíèå, ïàìÿòü, âíèìàíèå, èíòåëëåêò ñîîòâåòñòâóþò âîçðàñòó, îáðàçîâàíèþ è ñîöèàëüíîìó ïîëîæåíèþ. Ëè÷íîñòü áîëüíîãî ñîõðàíåíà. Ïîâåäåíèå àäåêâàòíîå. Çàñûïàåò áûñòðî, ñîí ãëóáîêèé è ïðîäîëæèòåëüíûé. Ïîñëå ïðîáóæäåíèÿ ÷óâñòâóåò ñåáÿ õîðîøî.
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Ñïèíàëüíàÿ îïóõîëü
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ëþáîé îïóõîëè ñïèííîãî ìîçãà ïðîÿâëÿåòñÿ:
– íàðóøåíèÿìè ÷óâñòâèòåëüíîñòè
– äâèãàòåëüíûìè íàðóøåíèÿìè,
– íàðóøåíèÿìè ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ,
– íàðóøåíèÿìè òðîôèêè.
Ïîñëåäíèå äâà ïðèçíàêà îáû÷íî ïîÿâëÿþòñÿ â ôèíàëå áîëåçíè.
 êëèíè÷åñêîì òå÷åíèè ýêñòðàìåäóëëÿðíûõ ÎÑÌ ïðèíÿòî ðàçëè÷àòü 3 ñòàäèè: êîðåøêîâóþ, áðîóíñåêàðîâñêóþ (ïîëîâèííîå ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà) è ïàðàïëåãè÷åñêóþ.
Êîðåøêîâàÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ èíòåíñèâíûìè áîëÿìè â çîíå èííåðâàöèè òåõ èëè èíûõ êîðåøêîâ. Íàèáîëåå ÿðêèé áîëåâîé ñèíäðîì îòìå÷àåòñÿ ïðè îïóõîëÿõ êîíñêîãî õâîñòà è øåéíîãî óòîëùåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè âûÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè ðàçäðàæåíèÿ ëèáî âûêëþ÷åíèÿ ôóíêöèè êîðåøêîâ.  ýòîé ñòàäèè ïðîöåíò äèàãíîñòè÷åñêèõ îøèáîê íàèáîëåå âûñîê. Äèàãíîñòèðóþò ïëåâðèò, õîëåöèñòèò, àïïåíäèöèò, ðàäèêóëèò, îñòåîõîíäðîç ïîçâîíî÷íèêà è ò.ï. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî èíòåíñèâíîñòü áîëåâîãî ñèíäðîìà çàâèñèò îò ïîëîæåíèÿ ïàöèåíòà. Áîëè óñèëèâàþòñÿ â ëåæà÷åì ïîëîæåíèè, â íî÷íîå âðåìÿ. Íåêîòîðûå áîëüíûå âûíóæäåíû ñïàòü ñèäÿ. Îòìå÷àåòñÿ áîëåçíåííîñòü ïðè ïåðêóññèè îñòèñòûõ îòðîñòêîâ ïîçâîíêîâ íà óðîâíå îïóõîëè — ñèìïòîì Ðàçäîëüñêîãî. Õàðàêòåðåí ñèìïòîì ëèêâîðíîãî òîë÷êà: âîçíèêíîâåíèå èëè óñèëåíèå áîëè ïðè ñäàâëåíèè ÿðåìíûõ âåí.
Áðîóíñåêàðîâñêàÿ ñòàäèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïî ìåðå ðîñòà ÎÑÌ: íàñòóïàåò ïîëîâèííîå ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà — âûÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì Áðîóí-Ñåêàðà (öåíòðàëüíûé ïàðåç è íàðóøåíèå ãëóáîêîìûøå÷íîãî ÷óâñòâà íà ñòîðîíå îïóõîëè è âûïàäåíèå áîëåâîé è òåìïåðàòóðíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ñ ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû). Íà÷èíàþò ïðîÿâëÿòüñÿ ëåãêèå íàðóøåíèÿ ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ñèíäðîì Áðîóí-Ñåêàðà â êëàññè÷åñêîì âèäå âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî è îáû÷íî íåïðîäîëæèòåëåí. Îäíàêî âåðîÿòíîñòü òî÷íîé äèàãíîñòèêè â ýòîì ïåðèîäå çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì â êîðåøêîâîì. Òîòàëüíîå óäàëåíèå ÎÑÌ â ýòîé ñòàäèè ÷àùå âñåãî âåäåò ê ïîëíîìó âîññòàíîâëåíèþ óòðà÷åííûõ ôóíêöèé.
 ðÿäå íàáëþäåíèé, îñîáåííî ïðè âåíòðîëàòåðàëüíîé êîìïðåññèè ñïèííîãî ìîçãà, âûÿâëÿåòñÿ «ðàñùåïëåíèå» êëàññè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ (íèçêèé ìûøå÷íûé òîíóñ è ãèïåððåôëåêñèÿ ëèáî îáðàòíîå ñîîòíîøåíèå). Ïîðîé ïðè ëîêàëèçàöèè íîâîîáðàçîâàíèÿ â ãðóäíîì îòäåëå îòìå÷àåòñÿ èñòèííîå íåäåðæàíèå ìî÷è, à ïðè îïóõîëÿõ êîíñêîãî õâîñòà — ïèðàìèäíàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ïîäîáíàÿ äèññîöèàöèÿ íåâðîëîãè÷åñêèõ ôåíîìåíîâ ìîæåò áûòü îáúÿñíåíà âòîðè÷íîé ñïèíàëüíîé äèçãåìèåé, ñîïóòñòâóþùèì âîñïàëèòåëüíûì ïðîöåññîì îáîëî÷åê.
Íåóêëîííîå ïðîãðåññèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ ïðèâîäèò ê ïîëíîìó ïîïåðå÷íîìó ïîðàæåíèþ ñïèííîãî ìîçãà. Íàñòóïàåò ïàðàïëåãè÷åñêàÿ ñòàäèÿ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ïðîäîëæèòåëüíîé. Ó áîëüíûõ êîíñòàòèðóåòñÿ ïàðà- èëè òåòðàïëåãèÿ, íàðóøåíèå âñåõ âèäîâ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïî ïðîâîäíèêîâîìó òèïó. Íàñòóïàåò çàäåðæêà (íåäåðæàíèå) ìî÷è è ñòóëà, ðàçâèâàþòñÿ âåãåòàòèâíî-òðîôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.
Èíòðàìåäóëëÿðíûå ÎÑÌ ñîñòàâëÿþò îêîëî 15% âñåõ íîâîîáðàçîâàíèé. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ýïåíäèìîìû, ñïîíãèîáëàñòîìû, ðåæå — ìåäóëëîáëàñòîìû, àñòðîöèòîìû. ÎÑÌ ìîãóò áûòü îãðàíè÷åííûå, äèôôóçíûå, êèñòîçíîïåðåðîæäåííûå. Ãëèîìû îáíàðóæèâàþò òåíäåíöèþ ê ðîñòó â âåðòèêàëüíîì íàïðàâëåíèè è çàõâàòûâàþò 4-8 ñåãìåíòîâ. Íî îíè ìîãóò ðàñòè è â ñòîðîíû äî ïîâåðõíîñòè ñïèííîãî ìîçãà è ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ïî ñóáàðàõíîèäàëüíîìó ïðîñòðàíñòâó. Íàèáîëåå ÷àñòî èíòðàìåäóëëÿðíûå ÎÑÌ âñòðå÷àþòñÿ â øåéíîì è âåðõíåãðóäíîì îòäåëàõ. Ñïèííîé ìîçã â îáëàñòè ðàñïîëîæåíèÿ ÎÑÌ óòîëùåí, êàê áû âçäóò è ìîæåò ïîëíîñòüþ çàïîëíÿòü ñóáàðàõíîèäàëüíîå ïðîñòðàíñòâî. Íà÷àëüíûå ïðîÿâëåíèÿ — ïàðåñòåçèè, ÷óâñòâî õîëîäà, òåïëà, ææåíèÿ â ñîîòâåòñòâóþùèõ ñåãìåíòàõ. Êîðåøêîâûå áîëè îòñóòñòâóþò. Ñòàäèÿ Áðîóí-Ñåêàðà íå õàðàêòåðíà. Êàê ïðàâèëî, íàáëþäàåòñÿ äèññîöèèðîâàííûé òèï ðàññòðîéñòâà ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïî ñåãìåíòàðíîìó âàðèàíòó. Çàòåì ïî ìåðå íàðàñòàíèÿ ïðîöåññà è ïîðàæåíèÿ ïåðåäíèõ ðîãîâ ïîÿâëÿþòñÿ âÿëûå ïàðåçû. Ïîçäíåå ïðèñîåäèíÿþòñÿ ïðîâîäíèêîâûå íàðóøåíèÿ: ñïàñòè÷åñêèå ïàðåçû è ïàðàëè÷è, ïðîâîäíèêîâûå ðàññòðîéñòâà ÷óâñòâèòåëüíîñòè, òàçîâûå íàðóøåíèÿ.
ïàöèåíò îáñëåäîâàíèå íåâðîëîãè÷åñêèé äèàãíîç
Äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäûèññëåäîâàíèÿ
1. Àíàëèç êðîâè êëèíè÷åñêèé
2. Àíàëèç ìî÷è îáùèé
3. Àíàëèç ëèêâîðà
4. Áèîõèìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå êðîâè
5. ÌÐÒ
1.Êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè.
Ýðèòðîöèòû 4,1 × 1012/ë,
ãåìîãëîáèí 120 ã/ë, ÖÏ 0,9,
ëåéêîöèòû 8,7 × 109/ë,
áàçîôèëû 1%,
ýîçèíîôèëû 2 %,
ïàëî÷êîÿäåðíûå 4 %,
ñåãìåíòîÿäåðíûå 67 %,
ëèìôîöèòû 23 %,
ìîíîöèòû 3 %, ÑÎÝ 5 ìì/÷.
Çàêëþ÷åíèå: ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî
2.Îáùèé àíàëèç ìî÷è.
Îáú¸ì ìî÷è – 75 ìë.
Öâåò – ñâåòëî – æåëòûé,
ðåàêöèÿ – íåéòðàëüíàÿ,
óäåëüíûé âåñ – 1017,
áåëîê, ñàõàð, ñëèçü – íå îáíàðóæåíû,
ëåéêîöèòû – 1 – 2 â ï/ç,
ýðèòðîöèòû – 0 – 1 â ï/ç.
Çàêëþ÷åíèå: ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî
3.Àíàëèç ëèêâîðà
Ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî
4.Áèîõèìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå êðîâè.
· Bi îáùèé – 8 ìêìîëü/ë;
· Bi ïðÿìîé – 0 ìêìîëü/ë;
· Bi íåïðÿìîé – 8 ìêìîëü/ë;
· Õîëåñòåðèí îáùèé – 4,5 ììîëü/ë;
· Õîëåñòåðèí ñâîáîäíûé – 2,2 ììîëü/ë;
· ËÏÂÏ – 1,2 ììîëü/ë;
· ËÏÍÏ – 3,0 ììîëü/ë;
· Ùåëî÷íàÿôîñôîòàçà – 1,0 ììîëü/ë/÷àñ;
· Nà+- 139 ììîëü/ë/÷àñ;
· Ê+- 3,5 ììîëü/ë/÷àñ.
Çàêëþ÷åíèå: ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî
5. ÌÐÒ. Çàêëþ÷åíèå: ïåðåëîì òåë Th7 – Th8 ïîçâîíêîâ.
Òîïè÷åñêèé äèàãíîç
íà îñíîâàíèè äàííûõ îáñëåäîâàíèÿ âûÿâèëè ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ â ïîçâîíî÷íèêå.
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç
Íà îñíîâàíèè ïðåäâàðèòåëüíîãî äèàãíîçà è äàííûõ äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ îáñëåäîâàíèÿ – ÌÐÒ: ïåðåëîì Th7 – Th8 ïîçâîíêîâ – ìîæíî âûñòàâèòü êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì Th 7 – Th8 ïîçâîíêîâ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник