Конспект по переломам костей

Конспект по переломам костей thumbnail
Поделиться с друзьями

  • 1. Классификация переломов костей по механизму, характеру взаимного расположения осколков, степени повреждения кожных покровов
  • 2. Переломы. Общеклинические, лабораторные и инструментальные методы исследования, применяемые в диагностике заболевания
  • 3. Первая медицинская помощь при подозрении на перелом
  • 4. Принципы лечения переломов. Общие принципы лечения – адекватное обезболивание, репозиция и фиксация отломков в правильном положении
  • ЛЕКЦИЯ № 28. Основы травматологии. Переломы костей

    1. Классификация переломов костей по механизму, характеру взаимного расположения осколков, степени повреждения кожных покровов

    Перелом представляет собой возникшее в результате механического воздействия повреждение кости, приводящее к нарушению ее целостности. Переломы классифицируются по признаку нарушения целостности кожных покровов на открытые, при которых костные отломки изнутри повреждают кожные покровы и при осмотре могут быть видны в глубине раны, и закрытые, когда кожные покровы не повреждены, а о переломе можно судить только по наличию определенных признаков перелома. По характеру повреждения переломы делятся на поперечные, винтообразные, оскольчатые, косые. Об этом судят по характеру взаиморасположения отломков дистального и проксимального конца кости, данным рентгенологического исследования. Однако предположить характер перелома можно по механизму травмы, например, прямой механизм, когда воздействие травмирующего агента перпендикулярно длиннику кости, чаще вызывает поперечные переломы, а скручивание (например перелом голени по этому принципу происходит, когда стопа фиксирована, а туловище поворачивается) приводит к косым переломам. Падение тяжелого предмета с высоты на кость, например лучевую, приведет к раздробленному перелому. По принципу смещения отломков различают переломы со смещением и без него. Смещение отломков происходит при большой силе, воздействующей на кость. Смещение отломков может быть ротационным, а может происходить по длине, ширине, оси. Для определения смещения необходимо провести на рентгенологическом снимке воображаемые линии, соответствующие осям дистального и проксимального отломков. Так, если эти линии пересекаются под определенным углом, то это смещение по оси (с углом, открытым кнаружи, кнутри, кзади или кпереди), если отломки заходят друг за друга, то это смещение по длине, если в стороны друг за друга, смещение по ширине.

    2. Переломы. Общеклинические, лабораторные и инструментальные методы исследования, применяемые в диагностике заболевания

    Закрытые переломы можно заподозрить при наличии следующих признаков: из анамнеза выясняется наличие какой-либо травмы с типичным механизмом, после которой больной почувствовал боль, появились припухлость, гиперемия, иногда – нарушение функций. Это основные признаки перелома. Боль, возникшая в момент перелома, очень интенсивная, постоянная, ноющего характера. Она локализуется непосредственно в месте расположения перелома, причем, если произвести поколачивание по оси конечности, боль усиливается в месте перелома.

    В месте перелома в результате отека окружающих тканей сразу же образуется припухлость.

    При пальпации и попытке смещения дистального и проксимального отломков возможно определение хруста трущихся конечностей (крепитация) и это патогномоничный признак перелома. Перелом вызывает патологическое движение конечности в месте перелома, однако во избежание повреждения мягких тканей и сосудисто-нервных пучков этот симптом следует определять максимально аккуратно. Иногда в результате перелома возникает изменение формы, конфигурации конечности, определяемое визуально. Иногда наблюдается значительное нарушение функции, активные движение могут быть полностью утрачены. Смещение отломков может быть опасным, поскольку могут повреждаться сосудисто-нервные пучки, проходящие по внутренней стороне конечности.

    Для уточнения характера перелома необходимо определить чувствительность и двигательную функцию конечности. С этим связана необходимость транспортной иммобилизации конечности в том положении, в котором она оказалась в момент оказания первой помощи. Перелом конечности можно заподозрить при сравнивании длины конечностей, иногда смещение отломков по длине вызывает удлинение поврежденной конечности на несколько сантиметров.

    Иногда переломы не сопровождаются выраженными болевыми ощущениями и могут даже остаться не замеченными больными, что нередко связано с остеопорозом, возникающим у женщин в климактерический период, осложнением глюкокортикоидной терапии, патологией паращитовидных желез. Различают патологические переломы, возникающие в месте костной опухоли при истончении костной ткани.

    Открытые переломы сопровождаются появлением всех вышеуказанных симптомов, наличие в ране костных отломков является достоверным признаком перелома. Эти переломы сопровождаются значительно большим количеством осложнений, нежели закрытые. К ним относятся повреждение нервных стволов и сосудистых пучков, инфекционные осложнения, повреждение внутренних органов, неправильное сращение и др. Инфекционные осложнения возникают чаще всего при открытых переломах с загрязнением раны землей, причем самым неблагоприятным осложнением является развитие анаэробной инфекции столбняка и газовой гангрены.

    Читайте также:  Правила транспортировки при переломе костей таза

    Предположительный диагноз устанавливается на месте происшествия бригадой скорой медицинской помощи, в приемном отделении больницы, травмпункте. Для подтверждения предположительного диагноза необходимо произвести рентгенологические снимки, минимум – в двух проекциях. Обычно требуются прямая (или фронтальная), боковая (или сагиттальная) прое и проекция 3/4. Рентгенологические снимки позволяют достоверно диагностировать сам факт перелома, уточнить его характер, что крайне важно для дальнейшей тактики лечения.

    3. Первая медицинская помощь при подозрении на перелом

    Если у пострадавшего имеется закрытый перелом, категорически запрещается производить вправление на месте происшествия. Необходимо произвести обезболивание, транспортную иммобилизацию табельными или подручными средствами, закрыть рану асептической повязкой, если необходимо, остановить кровотечение и доставить больного в специализированный стационар. Если перелом закрытый, после проведения транспортной иммобилизации больного доставляют в стационар.

    4. Принципы лечения переломов. Общие принципы лечения – адекватное обезболивание, репозиция и фиксация отломков в правильном положении

    Лечение переломов в стационаре заключается в различных способах репозиции и фиксации отломков в необходимом положении. Общие принципы лечения включают в себя правильное питание (употребление продуктов, богатых кальцием, таких как молоко, творог, сметана) и применение препаратов, ускоряющих формирование костного регенерата.

    Для адекватного обезболивания достаточно введения в область перелома 20—50 мл (в зависимости от массивности повреждения переломы крупных костей требуют большего количества анестетика). Для обезболивания производят вкол иглы непосредственно в гематому, затем потягивают поршень шприца на себя и, если в шприце появилась кровь, содержимое шприца вводят в область гематомы. После обезболивания возможно проведение репозиции. Различают открытую и закрытую репозицию. Открытая репозиция осуществляется непосредственно в ране, если перелом открытый. Кроме того, показаниями для открытой репозиции является интерпозиция мягких тканей или осколков кости между отломками. Закрытая репозиция осуществляется посредством тяги по оси конечности и управления ее дистальным отломком. Для проведения репозиции необходим помощник, удерживающий проксимальный отломок кости. В соответствии с характером перелома, установленным по рентгеновскому снимку, производят репозицию отломков. Так, смещение по оси устраняется тракцией по оси конечности, смещение по ширине – тягой дистального отломка в противоположную смещению сторону. Ротационное смещение устраняется тягой по оси конечности с одновременным вращением ее дистального отломка в сторону, противоположную смещению, с одновременным удерживанием проксимального. Эффективность ручной репозиции контролируется по результатам рентгенологического снимка. Если с помощью ручной репозиции полного восстановления оси не произошло, необходимо прибегнуть к методам аппаратной репозиции. Фиксация отломков в правильном положении может быть осуществлена с помощью наложения гипсовой повязки, удерживающей отломки в правильном положении. Существуют методы аппаратной репозиции и фиксации, позволяющие не только устранить смещение, но и удержать отломки в правильном положении до формирования костного регенерата. К таким методам относится скелетное вытяжение, при котором за различные костные выступы проводятся специальные спицы, к которым прикрепляется груз. При репозиции правильная ось конечности определяется по проксимальному отломку. Наибольший груз используется при переломах бедренной кости. Смещения устраняются за счет создания тяги, противоположной смещению отломков. К методам фиксации относят закрытый и открытый остеосинтез. Широко используются специальные шины ЦИТО, аппарат Илизарова. Благоприятным исходом перелома может быть полное восстановление целостности кости с сохранением ее функции, менее благоприятными – сросшийся перелом с частичным нарушением функции, формирование ложного сустава, неправильно сросшиеся переломы с сохранением функции и частичной ее утратой. Неблагоприятные исходы могут быть связаны как с неправильной тактикой лечения, так и с индивидуальными особенностями организма (такими, как авитаминоз, недостаточность питания, сахарный диабет, тяжелые хронические заболевания), при которых замедлено образование костного регенерата.

    Источник

    Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область

    Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.

    Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.

    Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи. 

    Задачи урока: 

    1.Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.

    Читайте также:  Повторный перелом пяточной кости

    2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

    Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.

    3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: лекция – беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа

    ФОПД: индивидуальная, групповая

    Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016   

    Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины 

    Ход урока:

    Организационный момент

      Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

      1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета

      Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»

      2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?

      Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)

      3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

      4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).

      Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)

      6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?

      Что обозначено цифрами 1 и 2?

        Объяснение нового материала

        Проанализируйте ситуацию

        Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

        – Что бы вы сделали на месте девочек?

        Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

        Тема урока:

        Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)

        Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:

        Большая берцовая кость – 1650 кг .

        Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка -600 кг.

        Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.

        Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита –в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность

        Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время

        перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

        – занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

        – учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

        – соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

        В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

        Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

        Работа в группах

        Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.

        План работы:

        1. Дайте определение вида травмы

        2. Перечислите симптомы этого вида травмы?

        3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?

        4. Практическое задание: окажите первую помощь

        1. Группа – специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)

        2. Группа – специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)

        Читайте также:  Перелом таранной кости без смещения стопы

        3. Группа – специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)

        4. Группа – специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)

        5. Группа – специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)

        Выступление представителей групп.

        Ученики заполняют таблицу:

        1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.

        2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.

        Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).

        3. Обратиться в травмопункт

        1. Полный покой сустава. Приложить холод.

        2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.

        3. Вправлять сустав может только врач

        Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг

        Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.

        Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту

          Закрепление нового материала

          1. Перечислите виды повреждений скелета

          2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?

          3. Другие переломы.

          4. Транспортировка пострадавшего.

          Тесты

          1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.

          2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности

          3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав

          4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину

          5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко

          Биологические ситуации

          1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?

          Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.

          Биологические ситуации  4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

          Дополнительные вопросы на закрепление

          1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?

          2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?

            Домашнее задание

            Пар.24 читать, отвечать на вопросы

            Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов

            Составить кроссворд

              Подведение итогов урока, оценивание

              Источник