Кто вы вот я весь боль и ушиб в маяковский
Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо —
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!
Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.
Вознес над суетой столичной одури
строгое — древних икон — чело.
На теле твоем — как на смертном одре —
сердце дни кончило.
В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
«В мягкой постели он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика».
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
Помните:
под ношей креста
Христос
секунду
усталый стал.
Толпа орала:
«Марала!
Мааарррааала!»
Правильно!
Каждого,
кто
об отдыхе взмолится,
оплюй в его весеннем дне!
Армии подвижников, обреченных добровольцам
от человека пощады нет!
Довольно!
Теперь —
клянусь моей языческой силою!-
дайте
любую
красивую,
юную,-
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!
Око за око!
Севы мести и в тысячу крат жни!
В каждое ухо ввой:
вся земля —
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Око за око!
Убьете,
похороните —
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешенный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.
Ночью вскочите!
Я
звал!
Белым быком возрос над землей:
Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
над язвой смерчи мух.
Лосем обернусь,
в провода
впутаю голову ветвистую
с налитыми кровью глазами.
Да!
Затравленным зверем над миром выстою.
Не уйти человеку!
Молитва у рта,-
лег на плиты просящ и грязен он.
Я возьму
намалюю
на царские врата
на божьем лике Разина.
Солнце! Лучей не кинь!
Сохните, реки, жажду утолить не дав ему,-
чтоб тысячами рождались мои ученики
трубить с площадей анафему!
И когда,
наконец,
на веков верхи став,
последний выйдет день им,-
в черных душах убийц и анархистов
зажгусь кровавым видением!
Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.
Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердце
вылью
в исповеди!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Анализ стихотворения «Ко всему» Маяковского
Публикация произведения Владимира Владимировича Маяковского «Ко всему» впервые состоялась в альманахе «Стрелец».
Стихотворение датируется осенью 1916 годом. Поэт молод, определен служить ратником в Автомобильную школу, сочиняет поэмы, знакомится с литературными кругами, даже дарит свои стихи А. Блоку. Поводом для создания стихотворения послужила история, случившаяся с Л. Брик и ее мужем в день свадьбы. Их общая знакомая принесла к ним домой вино и фрукты. Эта банальная подробность произвела на В. Маяковского сильное впечатление. Он живо представил всю сцену и излил свое отчаяние в стихах. Жанр – любовная лирика, размер – акцентный стих с подобием перекрестной рифмовки. Лирический герой – сам влюбленный растерзанный ревностью автор. Слова и строки здесь как выстрелы. Начинается лесенка с града отрицаний, обращений, вопросов и восклицаний. «И ты?»: как в известном выражении «и ты, Брут?» Рефрен: за что? Свое чувство ему кажется романтическим, возвышенным. Интимная деталь чужой семейной жизни выставляет вдруг его дураком. «Не выкрал ложек»: даже тени какого-то черного чувства к этой паре не допускал. «Пятого этажа»: числительное придает правдоподобия всей истории. Весь мир хохочет над Дон-Кихотом, который возомнил, что он героине нужен. Его любовь запачкана похотью. Героиня будто убивает его словом. Он даже вспоминает Бога без привычного вызова. Впрочем, в данном контексте такое сравнение кощунственно. «Марала»: библейский город. Со второй половины стиха поэт практически приходит в исступление, провозглашает себя ненасытным язычником: любую изнасилую. Без чувств, «как рожок на рожок влез». Дьявольская метафора: в сердце плюну. Нормы для ветхозаветных людей теперь привлекают его: око за око. Кому грозит он в бессильной ярости – непонятно. Просто пытается уничтожить себя, а заодно и весь мир. Сравнения: земля – каторжник, собакой забьюсь. Градация глаголов и диких метафор, где он, мертвец, вылезает из гроба, кусает ножища (просторечный увеличительный суффикс), как оборотень, мощным быком, затравленным лосем несется на этот мир. Наконец, приходит время прямому кощунству. С. Разин, бунтовщик, был предан церковной анафеме. Поэт же малюет его портрет на иконостасе. Вот уже толпы убийц идут резать спящий город. Анафора: от окон. Одушевление: у неба рот. Обращение к грядущим людям, которым поэт звучной метафорой завещает фруктовый (ирония, намек на те самые фрукты) сад «великой души».
Бешеная ярость ломаного стихотворения «Ко всему» В. Маяковского вызвана ревностью к прошлому его пассии Л. Брик.
- Следующий стих → Владимир Маяковский — Кофта фата
- Предыдущий стих → Владимир Маяковский — Дешевая распродажа
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Владимир Маяковский — Ко всему на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
На этой странице читайти стихи «Ко всему» русского поэта Владимира Маяковского, написанные в 1916 году.
Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо –
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!
Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.
Вознес над суетой столичной одури
строгое –
древних икон –
чело.
На теле твоем – как на смертном одре –
сердце
дни
кончило.
В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
“В мягкой постели
он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика”.
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите –
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
Помните:
под ношей креста
Христос
секунду
усталый стал.
Толпа орала:
“Марала!
Мааарррааала!”
Правильно!
Каждого,
кто
об отдыхе взмолится,
оплюй в его весеннем дне!
Армии подвижников, обреченных добровольцам
от человека пощады нет!
Довольно!
Теперь –
клянусь моей языческой силою!-
дайте
любую
красивую,
юную,-
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!
Око за око!
Севы мести и в тысячу крат жни!
В каждое ухо ввой:
вся земля –
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Око за око!
Убьете,
похороните –
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешенный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.
Ночью вскочите!
Я
звал!
Белым быком возрос над землей:
Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
над язвой смерчи мух.
Лосем обернусь,
в провода
впутаю голову ветвистую
с налитыми кровью глазами.
Да!
Затравленным зверем над миром выстою.
Не уйти человеку!
Молитва у рта,-
лег на плиты просящ и грязен он.
Я возьму
намалюю
на царские врата
на божьем лике Разина.
Солнце! Лучей не кинь!
Сохните, реки, жажду утолить не дав ему,-
чтоб тысячами рождались мои ученики
трубить с площадей анафему!
И когда,
наконец,
на веков верхи став,
последний выйдет день им,-
в черных душах убийц и анархистов
зажгусь кровавым видением!
Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.
Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердце
вылью
в исповеди!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Владимир Маяковский. Лирика.
Москва, “Художественная Литература”, 1967.
Другие стихи Владимира Маяковского
» Испания
Ты — я думал —
райский сад.
Ложь
подпивших бардов….
» Казань
Стара,
коса
стоит
Казань….
» Кофта фата
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,…
» Крым
Хожу,
гляжу в окно ли я
цветы
да небо синее,…
» Левый марш
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше…
» Лиличка!
Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни -…
Владимир Маяковский
Источник
Ëåò äâàäöàòü ïÿòü íàçàä íåîæèäàííî äëÿ ñòðàíû, ãäå òàéíî ïðåâîçíîñèòü äèññèäåíòîâ âñåãäà áûëî áîëåå ïî÷åòíî, ÷åì âîñõèùàòüñÿ îôèöèàëüíî ïðèçíàííûìè ìàñòåðàìè, ñäåëàëîñü ìîäíûì ëþáèòü Ìàÿêîâñêîãî. Íå âñåãî, à èçáèðàòåëüíî åãî ñòèõè î ëþáâè.  1983 ñòðàíà åãî ñòðàíà, ÑÑÑÐ îòìå÷àëà äåâÿíîñòîëåòèå ïîýòà. Âûõîäèëè ñòàòüè ñ èíòåðåñíûìè âîñïîìèíàíèÿìè, ïóáëèêîâàëèñü åãî ýêñïðîìòû. «Ëîæå ïðîêðóñòîâî: ëåæó è ïîõðóñòûâàþ». «Ìàÿêîâñêèé, âàì ýòî êîëüöî íå ê ëèöó. Îòòîãî ÿ íîøó åãî íà ïàëüöå, à íå íà íîñó!». Èçäàâàëèñü ñáîðíèêè ñ ëèðèêîé ïîýòà. Ïîìíþ, äàæå áûë òàêîé â ìÿãêîé îáëîæêå ñîâñåì òåòðàäî÷êà «Ñïëîøíîå ñåðäöå» (àëëþçèÿ íà «ñïëîøíûå ãóáû» èç «Îáëàêà â øòàíàõ»). Äàæå ÷åðåç ñèëó çàïèõèâàþùèå â ñåáÿ «Ñòèõè î ñîâåòñêîì ïàñïîðòå» ñòàðøåêëàññíèöû âäðóã íå çàáûëè çàìëåòü íàä åãî ñòèõàìè, ïî òî÷íîìó åãî æå ïðåäñêàçàíèþ.
À åù¸ ïàðó ëåò ñïóñòÿ ìóòíàÿ âîëíà ïåðåñòðîéêè ïîíåñëà â ïå÷àòü îòêðîâåíèÿ Ëèëè÷êè, êîâûðÿíèå â ðàíàõ è ñåêðåòû èíòèìíîé æèçíè Âëàäèìèðà Ìàÿêîâñêîãî. Ïîòðåáèòåëü, êîòîðîãî íå íàçîâó çäåñü ÷èòàòåëåì, çàáûë, ÷òî ýòîò ÷åëîâåê åù¸ è ñòèõè ïèñàë. Äà è â øêîëå îòíîøåíèå ê íåìó èçìåíèëîñü. Çàìåòàëèñü ïåäàãîãè ÷åìó ó÷èòü, êàê ó÷èòü? Íåäîó÷åííûå ò¸òóøêè, çåâàÿ, ìèìîõîäîì ãîâîðèëè, ÷òî-äå áûë òàêîé âîò ïðîñîâåòñêèé ïèñàòåëü è, êàæåòñÿ, åù¸ õóäîæíèê.
Ñåé÷àñ, âðîäå áû, ñíîâà ïðî Ìàÿêîâñêîãî âñïîìíèëè. Ïî-ðàçíîìó. Êòî-òî âîçìóùàåòñÿ, ÷òî õâàëèë Ñîâåòñêóþ âëàñòü. Êòî-òî êàê ïðåæäå çà÷èòûâàåòñÿ ëèðèêîé. Êîãî-òî îïÿòü çà óøè íå îòòàùèøü îò çàìî÷íîé ñêâàæèíû â ñïàëüíå ïîýòà.
Âîñõèùàþñü Ìàÿêîâñêèì. Çà åãî èñêðåííîñòü. È â ñòèõàõ, è â æèçíè.
À ÷òîá óçíàòü, êàêîé îí áûë â æèçíè, ñîâñåì íåîáÿçàòåëüíî ÷èòàòü ñêàíäàëüíûå ðåïîðòàæè èç äîìà Ëèëè÷êè è Îñè Áðèêîâ. Âîçüìèòå 11 òîì ìîåãî ëþáèìîãî ñîáðàíèÿ ñî÷èíåíèé ïðîëåòàðñêè-êðàñíîãî ñ îôèöèîçíûì çîëîòûì òèñíåíèåì è ïðî÷òèòå ñòåíîãðàììû åãî âûñòóïëåíèé. «Òîâàðèùè, æàëêî, ÷òî óøåë Ëóíà÷àðñêèé. ß õîòåë åãî ïðèâåòñòâîâàòü îò èìåíè ñìåðäÿùèõ òðóïîâ, î êîòîðûõ îí ñ òàêîé çàëèõâàòñêîé ìàíåðîé ñåãîäíÿ ãîâîðèë». «Ïî÷åìó âû ðæåòå, òîâàðèùè?». «Âû âñ¸ âðåòå. Ñ ýòèì Ïðîòàçàíîâûì ëåçóò ñòîëåòíèå äðåâíîñòè êèíåìàòîãðàôèè. Êèíåìàòîãðàôà íå áûëî, à óæå áûë Ïðîòàçàíîâ ñ åãî <ïðîïóñê â ñòåíîãðàììå>». Ïðî÷òèòå åãî ñòàòüè. «Òû õâàñòàåøüñÿ, ÷òî òû õîðîøî âëàäååøü ñëîâîì? Áóäü äîáð, íàïèøè îáðàçöîâîå «Ïîñòàíîâëåíèå ìåñòêîìà îá óáîðêå ìóñîðà ñî äâîðà». Íå õî÷åøü? Ãîâîðèøü, ó òåáÿ áîëåå âîçâûøåííûé ñòèëü? Òîãäà íàïèøè îáðàçöîâóþ ïåðåäîâèöó, îáðàùåííóþ ê íàðîäàì ìèðà, ðàçâå ìîæåò áûòü áîëåå âîçâûøåííàÿ çàäà÷à?»
Âðàíü¸ (íàâåÿííîå íåâåðíûì òîëêîâàíèåì åãî ñòèõîâ, êñòàòè), ÷òî Ìàÿêîâñêèé ñ ïðåíåáðåæåíèåì îòíîñèëñÿ ê ñâîèì êîëëåãàì-ñîâðåìåííèêàì è êëàññèêàì. «Ïîñëå ñìåðòè Õëåáíèêîâà ïîÿâèëèñü ñòàòüè, ïîëíûå ñî÷óâñòâèÿ. Ñ îòâðàùåíèåì ïðî÷èòàë. Êîãäà, íàêîíåö, êîí÷èòñÿ êîìåäèÿ ïîñìåðòíûõ ëå÷åíèé?! Ãäå áûëè ïèøóùèå, êîãäà æèâîé Õëåáíèêîâ, îïë¸âàííûé êðèòèêîé, æèâûì õîäèë ïî Ðîññèè?». «Ìåíÿ óïðåêàþò â íåóâàæåíèè ê ïðåäêàì, à ìåñÿö òîìó íàçàä, âî âðåìÿ ðàáîòû, Áðèê íà÷àë ÷èòàòü «Åâãåíèÿ Îíåãèíà», êîòîðîãî ÿ çíàþ íàèçóñòü, è ÿ íå ìîã îòîðâàòüñÿ è ñëóøàë äî êîíöà è äâà äíÿ õîäèë ïîä îáàÿíèåì ÷åòâåðîñòèøèÿ:
«ß çíàþ: æðåáèé ìîé èçìåðåí;
Íî ÷òîá ïðîäëèëàñü æèçíü ìîÿ,
ß óòðîì äîëæåí áûòü óâåðåí,
×òî ñ âàìè äí¸ì óâèæóñü ÿ
»
Ïðî÷òèòå åãî ñòðîêè î ×åõîâå (íàïèñàííûå â 19 – ! ëåò), î Áëîêå, î Òîëñòîì, Íåêðàñîâå, Ïóøêèíå.
Íî, êîíå÷íî æå, ãëàâíîå ýòî åãî ñòèõè. ß èíîãäà ÷èòàþ îòðûâêè ñâîèì çíàêîìûì, è ñëóøàòåëè óäèâëÿþòñÿ äà íåóæåëè Ìàÿêîâñêèé? Äà îòêóäà æå ýòî? À ïóáëèêîâàëîñü?
Äà, Ìàÿêîâñêèé. Äà, ïóáëèêîâàëîñü. È èçó÷àëîñü â øêîëå! Íó, êîìó êàê ïîâåçëî
Âñåìîãóùèé, òû âûäóìàë ïàðó ðóê.
Ñäåëàë, ÷òî ó êàæäîãî åñòü ãîëîâà.
Îò÷åãî òû íå ñäåëàë, ÷òîá áûëî áåç ìóê
Öåëîâàòü, öåëîâàòü, öåëîâàòü?
***
Ãðÿäóùèå ëþäè!
Êòî âû?
Âîò ÿ, âåñü áîëü è óøèá.
Âàì çàâåùàþ ÿ ñàä ôðóêòîâûé
Ìîåé âåëèêîé äóøè.
***
Ìàëî èçâîç÷èêîâ? Òåøüòåñü ëîæüþ.
Âèäàíà ëü øóòêà ïëîùå ÷üÿ?
Óëèöó âðàñïëîõ îãëÿäèòå èç ðîæ å¸
×üÿ íå èçâîç÷è÷üÿ?
***
Áóäåò ëóíà. Åñòü óæå íåìíîæêî.
À âîò è ïîëíàÿ ïîâèñëà â âîçäóõå.
Ýòî áîã, äîëæíî áûòü, äèâíîé ñåðåáðÿíîé ëîæêîé
Ðîåòñÿ â çâåçä óõÅ.
***
Ýòîò âå÷åð ðåøàë, íå â ëþáîâíèêè âûéòè ëü íàì?
òåìíî,íèêòî íå óâèäèò íàñ.
ß íàêëîíèëñÿ äåéñòâèòåëüíî,
è äåéñòâèòåëüíî ÿ, íàêëîíÿñü,
ñêàçàë åé, êàê äîáðûé ðîäèòåëü:
«Ñòðàñòè êðóò îáðûâ
áóäüòå äîáðû, îòîéäèòå.
Îòîéäèòå, áóäüòå äîáðû».
***
À ïîðòñèãàð áëåñòåë â îêðóæàþùåå ñ ïðåçðåíèåì:
Ýõ òû, ìîë, ïðèðîäà!
***
Áàëàíñèðóÿ (÷åòûð¸õëåòíèé íàâûê!),
Òàùóñü ìåæ êàíàâèù, êàíàâ è êàíàâîê.
È òî íà ëåòó âñïîìèíàÿ ìàìó
Ñ ðàçìàõà ó ïî÷òàìòà ïëþõàþñü â ÿìó.
***
Ëàïû ¸ëîê, ëàïêè, ëàïóøêè
Âñå â ñíåãó, à ò¸ïëûå êàêèå!
Áóäòî â ãîñòè ê ñòàðîé-ñòàðîé áàáóøêå
ß â÷åðà ïðèåõàë â Êèåâ.
Ïðîäîëæàòü ìîæíî áåñêîíå÷íî.
Áîëüíî ïðè ìûñëè î òîì, ÷òî ÷åðåç ñòîëüêî-òî, ñòîëüêî-òî ëåò – ñëîâîì, íå âûæèâó – îñëåïëåííûå äåø¸âûì (ïî ñóòè, à íå âî âñåîáùåì ýêâèâàëåíòå) ãëàìóðü¸ì ÷èòàòåëè âûðîäÿòñÿ îêîí÷àòåëüíî â ïîòðåáèòåëåé è ïåðåñòàíóò ïåðå÷èòûâàòü Ìàÿêîâñêîãî.
Источник
И вот каков эффект изобразительности – в том же стихотворении: «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок!» Пластика чувственна – это уже вопреки рационалистическим схемам футуризма. Но во всех остальных компонентах стихотворения «Из улицы в улицу» – его наглядная иллюстрация.
Или стихотворение «Несколько слов обо мне самом». С одной стороны – грубейший эпатаж: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Явный, нарочитый вызов, «желтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание: кто же не откликнется на столь чудовищный, столь бесчеловечный по смыслу стих.5 А его выкрикнули от отчаяния, от жуткого одиночества, которое скрывалось внешней бравадой, дерзостью, эпатирующими публику выходками. Но его не скрыть в стихах.
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
Это исступленный крик одинокой души, которая бьется в тисках противоречий, ища выхода то в грубом антиэстетизме и наговоре на себя (как в процитированной выше строке стихотворения), то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства – без разбора.
Противоречия, контрасты прямо-таки бьют в глаз: мажорный зачин в первых же стихах, звонкие декларации, блестящие речи, остроумные – то веселые, то колкие, разящие реплики, пристальное внимание прессы – все слагаемые успеха, и одиночество, неутоленность, ощущение неполноты своей жизни, неполноты знания о ней.
Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Несовершенство буржуазного миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилась инвектива «Нате!». В разладе с ним и в мечтах о будущем родились строки, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность Маяковского, воплотившиеся «в пароходы, строчки и в другие долгие дела». Они обращены к нам:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст – изначально – терзает душу поэта. Он – весь! – «боль и ушиб» – взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей. В этих строках – идея жертвенного служения людям, характерная для русской литературы.
Хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-главаря», кажется, не допускает мысли о душевной слабине. Поэт – в зрелую пору – не любил выносить на люди душевную смуту, «становясь на горло собственной песне». Более чувствительный к ушибам Есенин тоже – помните? – старался скрыть их от людей: «Ничего! Я споткнулся о камень, это к завтраму все заживет!»
Правда, кто-то из мудрецов сказал, что скрытность – прибежище слабых. Такой суровый приговор скрытности может быть и оспорен, когда речь идет о своих болях. Высший гуманизм состоит в том, чтобы не распространять свою боль на других, на человечество. Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровоточит. Бездушная поэзия – не поэзия. Клокочущую страсть выплеснула душа молодого Маяковского, выплеснула в грубых и исполненных огромной внутренней силы поэтических строках, заставивших прислушаться к ним сначала хотя и далеких по духу, но наиболее проницательных художников того времени, а потом и более широкую читательскую аудиторию.
Маяковский пришел в русскую поэзию под флагом футуризма, не одухотворенного высокой идеей, замкнутого в эстетических условностях. Преодолевая его, он вмешивался в ход жизни. Цветаева права: «Единственный выход из его стихов – выход в действие». И несмотря на то, что он с юных лет жил очень напряженной и сосредоточенной внутренней жизнью, Маяковский в корне разрушал собою представление о поэте как небожителе, олимпийце, затворнике, в тоске и рефлексии ожидающем вдохновения и парящем в высотах духа, когда оно нисходит на него. В молодые годы он даже не имел рабочего места, да оно и не нужно было Маяковскому, все время находившемуся в движении, не пропускавшему, кажется, ни одной выставки, собрания, диспута, доклада, где можно было не только что-то увидеть и услышать, но и сказать свое слово, поспорить, ввязаться в драку. Но работал над стихами – везде: вышагивая по улице, сидя в трамвае, в вагоне поезда, за игрой в покер.
Знавшие поэта единодушны в том, что, несмотря на резкость суждений, иногда грубый тон в полемике с оппонентами, Маяковский был внутренне очень деликатным, застенчивым и замкнутым человеком. И абсолютно порядочным. То есть не переносил споры и несогласия по вопросам искусства на человеческие отношения. Например, поссорившись и резко разойдясь с Северяниным, продолжал читать нравящиеся ему стихи поэта в своих докладах и выступлениях.
На сцене молодой Маяковский выглядел самоуверенно. Им руководила в этих обстоятельствах одна цель – поколебать мещанское благополучие, нарушить внешнюю благопристойность общества, в котором он оказался, прорвать блокаду условностей. Ради достижения этой цели он не стеснялся в средствах. Его вела в бой ненависть к буржуазному мироустройству. Маяковский испепелял себя в открытом бою, рядом с соратниками, но он был одинок, ибо переживал драму собственной души. Она и накладывала на него тот отпечаток трагизма, который ощутили люди, знавшие его еще совсем молодым человеком. С. Спасский, рассказывая о выступлении Маяковского в Тифлисе, обратил на это особое внимание: «В тот вечер он читал «Тиану» Северянина, придавая этой пустяковой пьесе окраску трагедии. И вообще, непонятный, ни на чем не основанный, опровергаемый его молодостью, его удачливой смелостью, но все же явно ощутимый трагизм пронизывал всего Маяковского. И, может, это и выделяло его из всех, И так привлекало к нему».
Может, и это. Если угадывалась, ощущалась внутренняя подоплека трагизма, драма души. Не случайно пьеса «Владимир Маяковский» получила жанровое определение трагедии. Поэт в ней – фигура трагическая. Потрясенный человеческим страданьем, он весь – боль, смятение, даже растерянность. У сильного, уверенного в себе молодого человека вдруг прорвалось совсем беззащитное, почти детское:
Господа!
Послушайте, –
я не могу!
Вам хорошо,
а мне с болью-то как?
Не только трагедия «Владимир Маяковский», но и другие стихи, которые уже цитировались здесь, говорят о том, как внутренние противоречия раздирали молодого Маяковского, который хотя и нашел культурную среду, в какой-то мере созвучную его душе, нашел товарищей, которые были единомышленниками в стремлении создать новое искусство, но который не удовлетворялся ролью поджигателя и формального экспериментатора, «героя» литературных скандалов, ощущая в себе мощь трибуна, чье слово обращено к массам, борца за переустройство мира – не только обновления искусства. Футуризм в этом направлении не давал и не мог дать положительной программы в силу своей философской и социальной ограниченности.
Талант такой мощи не мог развиваться и набирать силу только в русле футуризма. Молодой поэт, претендовавший на то, чтобы объять вселенную, припадает к земле, в ней ищет опору и источник своей крепости.
Источник