Лечебная физическая культура при переломе костей

Поделиться с друзьями

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.

I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.

Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.

Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.

Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.

Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).

3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).

4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).

5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.

6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.

7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.

II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.

Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.

К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

Специальные упражнения II периода:

1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).

2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).

3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.

4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).

5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).

6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.

III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.

Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).

Средства ЛФК третьего периода:

1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.

2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.

Источник

Перелом — нарушение целости кости под влиянием одномоментного действия травмирующей силы.

Переломы бедра.. Лечат переломы наложением скелетного вытяжения, гипсовой повязкой, путем остеосинтеза .Медиальные переломы шейки бедра плохо срастаются вследствие плохого кровоснабжения области шейки и головки бедра, отсутствия на шейке бедра надкостницы. Основным методом лечения при медиальных переломах шейки бедра является оперативный: в область перелома вводят трехлопастный металлический гвоздь.

Период иммобилизации. Занятия лечебной гимнастикой назначают на 2-3-й день после операции. В течение первых 5-7 дней после операции конечность находится на стандартной шине. Упражнения выполняются лежа на спине. В занятия включают общеразвивающие и дыхательные упражнения: движения во всех суставах верхних конечностей, повороты, наклоны головы, приподнимание туловища и таза. Для создания опороспособности неповрежденной ноги в занятиях необходимо использовать: активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение конечности, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности (с экспозицией 5-7 с), захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов и др. Из специальных упражнений для оперированной конечности показаны упражнения для пальцев стопы (сгибание и разгибание), тыльное и подошвенное сгибание стопы и ротационные движения в голеностопном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени. С 4-5-го дня после операции рекомендуют активные движения в коленном суставе (при разгрузке конечности): сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели; разрешается сидеть и опускать ноги. В этот период еще противопоказаны изолированные движения для тазобедренного сустава. При переходе больного в вертикальное положение необходимо соблюдать определенную последовательность действий с тем, чтобы не вызвать у него ортостатической реакции (головокружение, обморок.

С 6-7-го дня после операции занятия лечебной гимнастикой проводятся с целью восстановления движения в суставах и укрепления мышц оперированной ноги, обучения больных навыкам передвижения с помощью костылей. В занятия включают те же упражнения, что и в первые дни после операции, но каждое упражнения повторяют большее число раз. Стандартную шину удаляют, и конечность переводят на плоскость постели, но еще несколько дней рекомендуется выполнять специальные движения из облегченных исходных положений (с целью разгрузки области тазобедренного сустава): лежа на спине, на животе, на боку, сидя.

На 10-12-й день после операции при удовлетворительном состоянии больного можно разрешить ему вставать с помощью костылей и пользоваться ими при ходьбе.

Во втором периоде на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений выполняются упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях, в разных исходных положения. Значительное место в занятиях отводится обучению больного ходьбе на костылях: по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой. Необходимо следить за осанкой, включать в занятия специальные упражнения на формирование правильной осанки

В третьем периоде увеличивается нагрузка на оперированную конечность за счет включения дозированного отягощения, упражнений с сопротивлением, с гимнастическими предметами и на снарядах. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (в среднем к концу 4-6-го месяца). Трехлопастный гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренной кости пожизненно.

Переломы костей голени. Повреждения костей голени делят на переломы большеберцовой кости, переломы малоберцовой кости, переломы обеих костей голени и переломы лодыжек. При диафизарных переломах костей голени без смещения или с незначительным расхождением отломков, не требующих репозици, лечение осуществляется гипсовой повязкой от кончиков пальцев до середины бедра. Переломы со смещением отломков лечат одновременным вправлением и фиксацией гипсовой повязкой без вытяжения или со скелетным вытяжением за пяточную кость. Если не удается сопоставить отломки одномоментно или путем скелетного вытяжения, прибегают к оперативному вмешательству – отломки фиксируют с помощью компрессионного аппарата Илизарова, металлосинтеза гвоздем, стержнем, винтами, пластиной. ЛФК проводится по той же методике, что и при переломах бедра, в зависимости от выбранного метода лечения.

В первом периоде в занятия лечебной гимнастикой включают общеразвивающие и дыхательные упражнения (статического и динамического характера), упражнения, способствующие тренировке вестибулярного аппарата, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и верхних конечностей, упражнения для сохранения опороспособности здоровой нижней конечности, которые чередуют со специальными. Для поврежденной конечности рекомендуются активные движения пальцами стопы, изометрические напряжения мышц бедра и голени, активные движения в тазобедренном суставе, идеомоторные упражнения для голеностопного сустава. Для улучшения кровообращения и уменьшения отека необходимо периодически опускать поврежденную ногу с кровати, придавая ей затем возвышенное положение. Через 3-5 дней после травмы разрешается передвигаться в пределах палаты, а затем и в отделении с помощью костылей.

Во втором периоде физические упражнения применяются с целью восстановления движения в голеностопном суставе, рессорной функции стопы, борьбы с отечностью поврежденной конечности, профилактики травматического плоскостопия и искривления пальцев, овладения навыками самостоятельного передвижения. В занятия наряду с дыхательными и общеразвивающими упражнениями, охватывающими все группы мышц, включают специальные. В первые дни все специальные упражнения выполняют в облегченных условиях (под ногу подводят скользящую плоскость, используют роликовые тележки, блочные установки, специальные качалки, лямки). Рекомендуются активные движения пальцами стопы и в голеностопном и коленном суставах (захватывание мелких предметов, их удержание, движение стопой, тыльное и подошвенное сгибание, супинация и пронация, перекатывание ногой теннисного мяча и др.). Постепенно амплитуда движений увеличивается. Упражнения, связанные с мышечным напряжением, чередуют с расслаблением мышц. Упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, сидя. Желательно выполнение упражнений в теплой воде.

В дальнейшем включают в процедуру лечебной гимнастики маховые движения конечностью, упражнения с отягощением и сопротивлением, у гимнастической стенки, с гимнастическими предметами. Значительное место в восстановительном периоде уделяется упражнениям в различных вариантах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном своде стопы, вперед, спиной, боком, скрестным шагом, в полуприседе; упражнения с опорой стопы на рейку гимнастической стенки, на велотренажере и др.

Переломы костей стопы. Одним из повреждений в области стопы являются переломы ее костей: предплюсны (таранной и пяточной), плюсны и пальцев. Лечение переломов костей стопы без смещения отломков осуществляется наложением гипсовой повязки до коленного сустава сроков в среднем от 4 до 8 недель. Стопа в анатомическом и функциональном отношении представляет собой сложный орган, образованный множеством костей и суставов, соединенных между собой большим числом связок и мышц. Выполняя функцию опоры и движения, стопа играет исключительно важную роль в статико-динамическом равновесии тела человека. Одновременно она осуществляет функцию рессорного аппарата, способствующего мягкому отталкиванию во время ходьбы, бега, прыжков, оберегающего от резких толчков и сотрясений внутренние органы, костно-суставные образования нижних конечностей, таза, позвоночного столба и т.д. В связи с этим при лечении переломов в области стопы чрезвычайно важное значение имеют не только восстановление анатомической целостности и формы поврежденных тканей, но и нормализации рессорной функции и функции опоры стопы и всей конечности в целом, которая не всегда восстанавливается с достаточной полнотой. Это требует при лечении травм стопы обязательного выполнения комплекса лечебных мероприятий, среди которых значительное место на всех этапах лечения занимает ЛФК.

В первом периоде занятий лечебной гимнастикой большинство упражнений направлено на улучшение кровоснабжение стопы и регенеративных процессов. Необходимо систематически выполнять движения пальцами, упражнения с давлением на подошвенную поверхность, а также движения в коленном и тазобедренном суставах. Для сохранения тонуса мышц сводов стопы постоянно следует проводить под гипсовой повязкой сокращения коротких мышц подошвенной поверхности. Во время ходьбы с костылем большое значение имеют правильная постановка стопы и выполнение всех компонентов нормального шага.

Во втором периоде основное внимание должно быть уделено восстановлению опорно-рессорной функции стопы. При этом очень важным является нормализация подвижности во всех суставах стопы и укрепление мышц, поддерживающих ее своды. Учитывая, что составляющие стопу элементы в биомеханическом отношении являются единым целым и в различных видах движений принимают участие все ее суставы и мышцы, следует широко использовать упражнения, вовлекающие в движения межфаланговые, плюснефаланговые, подтаранные и голеностопные суставы. Особый смысл это приобретает при повреждении того или иного сустава или в том случае, когда травма произошла в непосредственной близости от него. Если восстановить подвижность в отдельном суставе не удается, следует формировать компенсации за счет дистальных или проксимальных суставов стопы и конечности в целом. Во втором периоде необходимо постоянно акцентировать внимание больного на восстановление правильного механизма ходьбы.

К третьему периоду можно переходить после того, как больной стал хорошо и самостоятельно передвигаться. Основными задачами ЛФК в это время являются: отработка правильного шага, тренировка в беге, прыжках, выработка выносливости и возвращение пострадавшего к его основному виду деятельности. Из показанных упражнений составляют индивидуальные комплексы с учетом характера и локализации повреждения, течения регенеративных процессов, состояния функции суставов и мышц поврежденной стопы, а также профессиональной занятости больного.

В целях нормализации функции нервно-мышечного аппарата поврежденной стопы необходимо, начиная со второго периода, обеспечить систематическую и длительную тренировку ее мышц. К активным фиксаторам стопы относятся подошвенные мышцы, обладающие большой сократительной силой и выносливостью к нагрузкам. Эти мышцы участвуют в удержании сводов стопы и придают ей рессорность. Из мышц голени большое значение для опорно-двигательной функции стопы имеют задняя большеберцовая, длинный сгибатель первого пальца и длинный сгибатель пальцев, которые осуществляют сгибание стопы и фаланг пальцев. В комплекс упражнений включают разнообразные упражнения в супинации и пронации стопы, удержание пальцами различных мелких предметов. Захваты стопами набивных мячей, цилиндров, разновидности ходьбы и др.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîì – íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòíîé òêàíè â ðåçóëüòàòå âíåøíåãî ïîâðåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ èëè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòíîé òêàíè. Ïåðåëîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: îòêðûòûå, çàêðûòûå, ïîëíûå, ÷àñòè÷íûå (òðåùèíû), ñî ñìåùåíèåì, áåç ñìåùåíèÿ, âíóòðèñóñòàâíûå, îêîëîñóñòàâíûå, ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé, ïðîäîëüíûå, ïîïåðå÷íûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, âêîëî÷åííûå. Ñèìïòîìû ïåðåëîìîâ: áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, íååñòåñòâåííàÿ ïîäâèæíîñòü, îòåê.

Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü øîêîâóþ ðåàêöèþ íà áîëü è òðàâìó (äàòü îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò, îáåçäâèæèòü ìåñòî ïåðåëîìà äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðàâì ìÿãêèõ òêàíåé). Ïðè îêàçàíèè ñïåöèàëèçèðîâàííîé ïîìîùè íåîáõîäèìî ñîïîñòàâèòü îòëîìêè êîñòåé îäíîìîìåíòíî ïîä íàðêîçîì èëè ïóòåì âûòÿæåíèÿ, óäåðæàòü èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè äî ñðàñòàíèÿ (ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà èëè ëîíãåòà) è âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà. Âîçìîæíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ: ñîïîñòàâëåíèå îòëîìêîâ ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêîãî, êîñòíîãî èëè äðóãîãî ñòåðæíÿ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé. Ãèïñîâàÿ ôèêñàöèÿ íàêëàäûâàåòñÿ íà äâà ñìåæíûõ ñ òðàâìîé ñóñòàâà, êðîìå òðàâì ïëå÷à èëè áåäðà, ãäå íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü òðè ñóñòàâà êîíå÷íîñòè âñëåäñòâèå ìàññèâíîñòè ìûøö. Ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ: êîíòðàêòóðà (îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå èç-çà óêîðî÷åíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé), òóãî-ïîäâèæíîñòü â ñóñòàâå (èç-çà àòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìûøöàõ), àíêèëîç (ïîòåðÿ ïîäâèæíîñòè èç-çà ñðàñòàíèÿ êîñòåé), ëîæíûé ñóñòàâ â ìåñòå ïåðåëîìà, îñòåîìèåëèò (âîñïàëåíèå êîñòíîãî ìîçãà ñ ðàçðóøåíèåì êîñòè è îòòîðæåíèåì îìåðòâåâøèõ òêàíåé). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé â ðåàáèëèòàöèè ïîñòðàäàâøèõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ è äðóãèå ñðåäñòâà.

Ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòåé ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì ñðåäñòâîì äëÿ ëå÷åíèÿ çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ìàññàæ ïðîòèâîïîêàçàí, ïîòîìó ÷òî îíè ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ìåñòíîé èëè îáùåé èíôåêöèåé.

Ìàññàæ ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü íà 2—3-é äåíü ïîñëå ïåðåëîìà. Ìàññàæ íà ðàííåé ñòàäèè çàæèâëåíèÿ ïåðåëîìà ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü, ñïîñîáñòâóåò ðàññàñûâàíèþ êðîâîèçëèÿíèé â îáëàñòè ïåðåëîìà, óëó÷øàåò òðîôèêó òêàíåé â ìåñòå ïåðåëîìà, óìåíüøàåò âðåìÿ îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè è âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè, ïðåäóïðåæäàåò àòðîôèþ ìûøö. Ìàññàæ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ìîæíî ïðîâîäèòü â ãèïñîâîé ïîâÿçêå èëè ïðè íàëîæåíèè ëþáîãî âèäà âûòÿæåíèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ðóêè ìàññàæ íóæíî âûïîëíÿòü â îáëàñòè øåéíî-çàòûëî÷íîãî è âåðõíåãðóäíîãî îòäåëîâ, â ìåñòå âûõîäà ñïèííîìîçãîâûõ êîðåøêîâ ñëåâà è ñïðàâà. Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü â îáëàñòè ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîãî è íèæíåãðóäíîãî îòäåëîâ.

Ïîñëå âûïîëíåíèÿ ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ îáëàñòÿõ íåîáõîäèìî äåëàòü ìàññàæ ìûøö íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è ìàññàæ ÷àñòåé ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûõ îò ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íà ìûøöàõ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû îò ëèíèè, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåò íèæíèå óãëû ëîïàòîê, äî íàäïëå÷üÿ. Ïðèìåíÿþò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè); êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ïðè ìàññàæå ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà).

Ïðè ìàññàæå â ìåñòàõ âûõîäà íåðâíûõ êîðåøêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ìåòîäèêó ìàññàæà âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà: ïðÿìîëèíåéíîå ðàñòèðàíèå 2-ì è 3-ì ïàëüöàìè, ìåæäó êîòîðûìè äîëæåí íàõîäèòüñÿ ñòîëá ïîçâîíî÷íèêà (ïðèåì ñëåäóåò âûïîëíÿòü â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ, îò êðåñòöà äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà); øòðèõîâàíèå ïîäóøå÷êàìè 2-ãî è 3-ãî ïàëüöåâ; ñäâèãàíèå (â íàïðàâëåíèè îò ñåáÿ ñëåâà è ñïðàâà îò ïîçâîíî÷íèêà, â íàïðàâëåíèè íà ñåáÿ – îò ïîÿñíèöû äî ëîïàòîê); ðàñòèðàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå â íàïðàâëåíèè âäîëü ïàðàâåðòåáðàëüíûõ çîí; ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ è êóëàêàìè – áîëüøîé ïàëåö ïðàâîé ðóêè, ñæàòîé â êóëàê, ðàçìåñòèòü â êóëàêå ëåâîé ðóêè; ñîåäèíåííûå òàêèì îáðàçîì êóëàêè ðàñïîëîæèòü êîñòÿøêàìè âíèç â îáëàñòè ïîÿñíèöû è ïåðåìåùàòü â íàïðàâëåíèè ââåðõ äî øåè; çàòåì ðàçæàòü êóëàêè è êîí÷èêàìè ïàëüöåâ âûïîëíèòü çèãçàãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ñâåðõó âíèç; çèãçàãîîáðàçíîå îñíîâàíèÿìè ëàäîíåé (îñíîâàíèÿ ëàäîíåé ðàñïîëîæèòü íà ïîÿñíèöå, à ïàëüöû ïðèïîäíÿòü; âûïîëíÿòü óïðàæíåíèå â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ); ïîòðÿõèâàíèå; ëþáîé óäàðíûé ïðèåì; ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå. Íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè øåè ïðîâîäÿò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå – â íàïðàâëåíèè âíèç îò ìåñòà ðîñòà âîëîñ äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, ðåáðîì ëàäîíè, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå – êèñòüþ ñ òîé è äðóãîé ñòîðîíû øåè (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ëó÷åâîé ñòîðîíîé êèñòè); ïîãëàæèâàíèÿ; ðàñòèðàíèÿ – âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âíèç äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöå⠖ êàê îäíîâðåìåííî, òàê è ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöå⠖ ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè âñåõ ïàëüöåâ, êðîìå áîëüøîãî – ñíà÷àëà îäíîé, à çàòåì îáåèìè ðóêàìè; êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöå⠖ ñíà÷àëà îäíîé ðóêîé, à çàòåì îáåèìè; êðóãîîáðàçíîå êîíöåâûìè ôàëàíãàìè ïàëüöåâ òûëüíîé ñòîðîíû – îáåèìè ðóêàìè); ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå – ÷åòûðå ïàëüöà îäíîé ðóêè íóæíî íàëîæèòü íà øåþ ïàëüöàìè âïåðåä âíèç, áîëüøîé ïàëåö íàëîæèòü íà ïîçâîíî÷íèê.

Ìàññàæ ìûøö âîêðóã 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïðèåìû â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ñæàòèå (ìåæäó óêàçàòåëüíûìè è áîëüøèìè ïàëüöàìè ðóê, ìåæäó òûëüíûìè ñòîðîíàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ); ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöå⠖ ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé); ðàçìèíàíèå äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå.

Ìàññàæ ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè. Íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè íóæíî ãîëîâó ìàññèðóåìîãî îòêèíóòü íàçàä (ïðè ýòîì ìûøöû øåè äîëæíû áûòü ðàññëàáëåíû). Âñå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü â íàïðàâëåíèè ñâåðõó âíèç. Ñíà÷àëà íóæíî ìàññèðîâàòü áîêîâóþ ÷àñòü øåè: ïîãëàæèâàíèÿ (óêàçàòåëüíûé ïàëåö äâèæåòñÿ ïî âíóòðåííåìó êðàþ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû; ñðåäíèé, áåçûìÿííûé, ìèçèíåö – ïî áðþøêó ìûøöû äî ùèòîâèäíîãî õðÿùà, ó êîòîðîãî ìàññàæíûé ïðèåì âûïîëíÿåòñÿ ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ êèñòè äî ÿðåìíîé âûðåçêè ãðóäèíû, çàòåì ëàäîíü ðàñïîëàãàåòñÿ ïîä êðàåì íèæíåé ÷åëþñòè è âåäåòñÿ âíèç äî ãðóäèíû); ðàñòèðàíèå êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ, ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ. Íà ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöå, êðîìå ïîãëàæèâàíèÿ â âèäå ùèïêîâ, ìîæíî èñïîëüçîâàòü êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ è ùèïöåâèäíîå ðàçìèíàíèå. Ìàññàæ íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íóæíî ïðîâîäèòü ïî ìåòîäèêå ìàññàæà ìûøö ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïàëüöåâ è êèñòè ìàññàæ íóæíî ïðîâîäèòü â òàêîì ïîðÿäêå: ìûøöû ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è îáëàñòè, ðàñïîëîæåííîé âûøå ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ëîíãåòû ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå ðàçìèíàíèå ïàëüöåâ êèñòè; âèáðàöèÿ ïàëüöàìè îáëàñòè ïåðåëîìà.

Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ íóæíî ìàññèðîâàòü ìûøöû ïëå÷à, ëîêòåâîé ñóñòàâ; îáëàñòè, íàõîäÿùèåñÿ âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ìåñòà; êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíîé ëîíãåòû ñëåäóåò äåëàòü ìàññàæ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå: íåæíîå ïîãëàæèâàíèå, ëåãêîå ïóíêòèðîâàíèå, ðàñòèðàíèÿ, ðàçìèíàíèÿ.

Ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ ìûøö íàäïëå÷üÿ, ïðåäïëå÷üÿ, øåè è êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíûõ ãèïñîâûõ ëîíãåò íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæ ìûøö ïëå÷à ñ ïðèìåíåíèåì àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ìàññàæ íåîáõîäèìî äåëàòü â òå÷åíèå 15 ìèí. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû, â òàçîâîé, ïîÿñíè÷íîé îáëàñòÿõ, íà íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íà ó÷àñòêàõ, íàõîäÿùèõñÿ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà íóæíî ìàññàæèðîâàòü è áîëüíîé ó÷àñòîê.

Источник