Лфк при диафизарных переломах костей

Лфк при диафизарных переломах костей thumbnail
Поделиться с друзьями

Упражнения сложные на координацию – увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения – снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Оценка эффективности занятий ЛФК.

Учет эффективности занятий лечебной физической культурой проводится для оценки курса лечения в целом и отдельного занятия. Предварительная оценка функционального состояния больного до применения лечебной физической культуры позволяет правильно распределять больных на группы, планировать занятия и дозировать нагрузку. Текущие обследования в процессе занятий дают возможность своевременно вносить изменения в план лечения, в методику занятий. И, наконец, учет эффективности в конце курса лечения подводит итог занятий. Обобщение и анализ результатов в конце лечения позволяет совершенствовать организацию и методику занятий.

Для оценки эффективности лечебной физической культуры всем больным производят антропометрические измерения; в зависимости от характера заболевания или травмы проводят исследования функционального состояния различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.); при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата измеряют силу различных мышц, амплитуду движений в суставах, окружность различных сегментов конечностей, тонус мышц, опороспособность и т. д.

ЛФК при диафизарных переломах плечевой кости (щадящий и тонизирующий режимы).

Щадящий режим совпадает с острым периодом травмы. ЛФК проводится на фоне максимального щажения поврежденной конечности. Воздействие на нее осуществляется опосредованно через общеразвивающие и дыхательные упражнения. Продолжительность режима – 5-6 дней.

Задачи: предупреждение осложнений; поддержание функционального состояния всех систем организма; ускорение процессов продуктов распада.

ЛФК назначают на 2-3 день, когда стихают температура, боль.

Тонизирующий – совпадает с подострым периодом заболевания, начинает формироваться костная мозоль.

Задачи: стимуляция процессов регенерации поврежденных тканей; предупреждение развития тугоподвижности суставов, свободных от иммобилизации; предупреждение развития атрофии и контрактуры мышц; формирование временных компенсаторных движений.

ЛФК при диафизарных переломах плечевой кости (восстановительный и тренирующий режимы).

Восстановительный – окончательное формирование костной мозоли и начинается этап восстановления функций поврежденной конечности. После снятия иммобилизации конечность атрофирована, мышечный тонус изменен, сила мышц снижена, амплитуда движений в суставах ограничена.

Задачи: стимуляция формирования вторичной костной мозоли; ликвидация мышечной атрофии; восстановление силы ослабленных групп мышц; снижение патологического гипертонуса мышц; ликвидация ненужных компенсаций; восстановление координации движений, способности к самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых навыков.

Тренирующий – образование прочной костной мозоли.

Задача: полная реадаптация к привычной бытовой и профессиональной деятельности.

ЛФК при диафизарных переломах костей предплечья (щадящий и тонизирующий режимы).

Щадящий режим совпадает с острым периодом травмы. ЛФК проводится на фоне максимального щажения поврежденной конечности. Воздействие на нее осуществляется опосредованно через общеразвивающие и дыхательные упражнения. Продолжительность режима – 5-6 дней.

Задачи: предупреждение осложнений; поддержание функционального состояния всех систем организма; ускорение процессов продуктов распада.

ЛФК назначают на 2-3 день, когда стихают температура, боль.

Тонизирующий – совпадает с подострым периодом заболевания, начинает формироваться костная мозоль.

Задачи: стимуляция процессов регенерации поврежденных тканей; предупреждение развития тугоподвижности суставов, свободных от иммобилизации; предупреждение развития атрофии и контрактуры мышц; формирование временных компенсаторных движений.

ЛФК при диафизарных переломах костей предплечья (восстановительный и тренирующий режимы).

Восстановительный – окончательное формирование костной мозоли и начинается этап восстановления функций поврежденной конечности. После снятия иммобилизации конечность атрофирована, мышечный тонус изменен, сила мышц снижена, амплитуда движений в суставах ограничена.

Задачи: стимуляция формирования вторичной костной мозоли; ликвидация мышечной атрофии; восстановление силы ослабленных групп мышц; снижение патологического гипертонуса мышц; ликвидация ненужных компенсаций; восстановление координации движений, способности к самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых навыков.

Тренирующий – образование прочной костной мозоли.

Задача: полная реадаптация к привычной бытовой и профессиональной деятельности.

ЛФК при диафизарных переломах бедра (щадящий и тонизирующий режимы).

Щадящий режим совпадает с острым периодом травмы. ЛФК проводится на фоне максимального щажения поврежденной конечности. Воздействие на нее осуществляется опосредованно через общеразвивающие и дыхательные упражнения. Продолжительность режима – 5-6 дней.

Задачи: предупреждение осложнений; поддержание функционального состояния всех систем организма; ускорение процессов продуктов распада.

ЛФК назначают на 2-3 день, когда стихают температура, боль.

Тонизирующий – совпадает с подострым периодом заболевания, начинает формироваться костная мозоль.

Задачи: стимуляция процессов регенерации поврежденных тканей; предупреждение развития тугоподвижности суставов, свободных от иммобилизации; предупреждение развития атрофии и контрактуры мышц; формирование временных компенсаторных движений.

ЛФК при диафизарных переломах бедра (восстановительный и тренировочный режимы).

Восстановительный – окончательное формирование костной мозоли и начинается этап восстановления функций поврежденной конечности. После снятия иммобилизации конечность атрофирована, мышечный тонус изменен, сила мышц снижена, амплитуда движений в суставах ограничена.

Задачи: стимуляция формирования вторичной костной мозоли; ликвидация мышечной атрофии; восстановление силы ослабленных групп мышц; снижение патологического гипертонуса мышц; ликвидация ненужных компенсаций; восстановление координации движений, способности к самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых навыков.

Тренирующий – образование прочной костной мозоли.

Задача: полная реадаптация к привычной бытовой и профессиональной деятельности.

ЛФК при диафизарных переломах костей голени (щадящий и тонизирующий режимы).

Щадящий режим совпадает с острым периодом травмы. ЛФК проводится на фоне максимального щажения поврежденной конечности. Воздействие на нее осуществляется опосредованно через общеразвивающие и дыхательные упражнения. Продолжительность режима – 5-6 дней.

Задачи: предупреждение осложнений; поддержание функционального состояния всех систем организма; ускорение процессов продуктов распада.

ЛФК назначают на 2-3 день, когда стихают температура, боль.

Тонизирующий – совпадает с подострым периодом заболевания, начинает формироваться костная мозоль.

Задачи: стимуляция процессов регенерации поврежденных тканей; предупреждение развития тугоподвижности суставов, свободных от иммобилизации; предупреждение развития атрофии и контрактуры мышц; формирование временных компенсаторных движений.

ЛФК при диафизарных переломах костей голени (восстановительный и тренировочный режимы).

Восстановительный – окончательное формирование костной мозоли и начинается этап восстановления функций поврежденной конечности. После снятия иммобилизации конечность атрофирована, мышечный тонус изменен, сила мышц снижена, амплитуда движений в суставах ограничена.

Задачи: стимуляция формирования вторичной костной мозоли; ликвидация мышечной атрофии; восстановление силы ослабленных групп мышц; снижение патологического гипертонуса мышц; ликвидация ненужных компенсаций; восстановление координации движений, способности к самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых навыков.

Тренирующий – образование прочной костной мозоли.

Задача: полная реадаптация к привычной бытовой и профессиональной деятельности.

Компрессионные переломы позвоночника. Функции позвоночника, причины возникновения переломов позвоночника.

Компрессионный перелом позвоночника возникает при одновременном сгибании и сжатии позвоночного столба. Это приводит к значительному повышению давления на передние структуры позвоночника – на тела позвонков и диски. При возникновении компрессионного перелома тело позвонка в передней части сплющивается, приобретая форму клина. При значительном снижении высоты передних отделов тела позвонка задняя часть тела может внедряться в позвоночный канал и приводить к сдавливанию спинного мозга. К счастью, такие значительные переломы встречаются нечасто.

Наиболее часто компрессионные переломы тел позвонков возникают в области грудо-поясничного перехода (11 – 12 грудные позвонки и 1-й поясничный). Но возможны другие локализации. Возникают такие переломы при падении с высоты, транспортной аварии. У пожилых людей компрессионные переломы могут возникать и при незначительной травме. Это происходит из-за повышенной хрупкости костей в следствие остеопороза. Компрессионный перелом может быть осложнением другого заболевания, приводящего к изменению костной плотности.

Позвоночник является частью опорно-двигательной системы человека и выполняет следующие функции: опорная, защитная, амортизационная, двигательная.

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника на щадящем режиме.

Задачи лечебной физкультуры в первом периоде лечения: вывести больного из состояния угнетенности, связанного с травмой; восстановить мышечный тонус нижних конечностей (так как у пострадавшего отмечается симптом «прилипшей пятки» — он не может поднять прямые ноги вверх и удержать их на весу); нормализовать обмен веществ; улучшить работу органов дыхания, кровообращения и выделения, нарушенную в связи с травмой и вынужденным положением тела при вытяжении.

Первый период длится с момента травмы до того, как больной сможет поворачиваться на живот (примерно 10— 12 дней). Поворачиваться на живот можно при условии, если больной поднимает выпрямленные в тазобедренных суставах ноги вверх (до угла 35—40 градусов).

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника на восстановительном режиме.

Этот период длится с момента поворота на живот до вставания и хождения. Задачи лечебной физкультуры этого периода: укрепить мышцы спины, то есть создать естественный мышечный корсет, сформировать правильную осанку, тренировать мышцы нижних конечностей, восстановить подвижность позвоночника во всех направлениях и сформировать нормальную походку. Упражнения выполняют из исходных положений стоя, в ходьбе, на гимнастической стенке и тренажерах; с предметами: палкой, волейбольным или резиновым мячом, обручем. В занятия включают элементы волейбола, гребли, плавания.

Осанка, ее формирование и значение.

Осанка— привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета. Возраст 8 – 17 лет – самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.

Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, но и плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.

Таким образом, осанка является важным показателем физического развития человека.

Причины, вызывающие нарушения осанки. Классификация ее нарушений в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Нарушение осанки – любое отклонение от нормальной осанки принято считать ее нарушением.

Основные причины нарушения осанки: длительное нахождение человека в неподвижной, нефизиологичной позе, ослабленность организма, особенно в возрасте, когда формируется осанка, недостаток физического воспитания.

Классификация нарушений осанки Дефекты осанки различают по двум плоскостям отклонений: сагиттальной и фронтальной.

Дефекты осанки в сагиттальной плоскости характерны либо повышенным изгибом позвоночника, либо пониженным:

– при повышенных изгибах позвоночника возникают: сутулость, круглая спина, кругло-вогнутая спина,

– при пониженных изгибах возникают: плоская спина, плоско-вогнутая спина.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости характерны асимметрией осанки или сколиозом.

Функции позвоночного столба. Изменения его формы и угла наклона таза при нарушении осанки.

Позвоночник является частью опорно-двигательной системы человека и выполняет следующие функции:1. Опорная функция. 2. Защитная функция. 3. Амортизационная функция. 4. Двигательная функция.

Сколиоз— стойкое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. В отличие от искривлений в сагиттальной плоскости (кифоза, лордоза) сколиоз всегда является патологическим. В зависимости от анатомических особенностей различают неструктурные, или простые, и структурные, или сложные, сколиозы.

Структурные сколиозы бывают врожденными и приобретенными. В ряде случаев боковое искривление позвоночника является ведущим признаком сколиотической болезни. Структурные сколиозы подразделяют на группы: невропатические, миопатические, остеопатические и метаболические сколиозы.

В качестве критерия тяжести деформации используют ряд показателей— выраженность торсии позвонков, стабильность искривления и его величину в градусах.

Различают четыре степени сколиоза: I степень— искривление до 10° (170°); II степень— искривление до 25° (155°); III степень— искривление до 40° (140°); IV степень— искривление более 40°.

По локализации вершины угла первичного искривления выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный и комбинированный (двойной).

Состояние мышц туловища и нижних конечностей при различных нарушениях осанки.

Лфк при диафизарных переломах костей

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.

I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.

Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.

Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.

Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.

Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).

3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).

4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).

5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.

6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.

7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.

II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.

Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.

К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

Специальные упражнения II периода:

1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).

2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).

3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.

4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).

5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).

6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.

III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.

Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).

Средства ЛФК третьего периода:

1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.

2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.

Источник