Оказание первой медицинской помощи при переломах обж 7 класс
Учебник для 7 класса
ОБЖ
Общие правила оказания первой помощи при ушибах
Ушиб — это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целостности кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.
Если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку. Для наложения повязки ушибленную конечность приподнимают.
Затем к ушибленному месту прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1—2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).
Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.
Потом ушибленной части тела обеспечивают неподвижность (ушибленную руку необходимо подвесить на перевязь, а ушибленной ноге придать горизонтальное положение). После этого пострадавшему обеспечивают покой и дают тёплое питьё.
Общие правила оказания первой помощи при переломах конечностей
Перелом — это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.
При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.
Первая помощь при переломах является началом их лечения.
При оказании первой помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).
При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.
Накладывать шины следует только в том случае, когда на место происшествия невозможно прибытие «скорой помощи» или спасательных служб и требуется транспортировка пострадавшего.
Иммобилизация руки с помощью подручных средств при переломе плечевой кости
Существует ряд общих правил при оказании первой помощи при переломах конечностей.
- Для прочной иммобилизации (иммобилизация — создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины — специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал — лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.
- Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.
- Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.
- Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку — к туловищу, ногу — к здоровой ноге.
- Приложить к месту повреждения холод.
- Укрыть пострадавшего, особенно при холодной погоде.
- Обеспечить доставку в медицинское учреждение.
Первая помощь при травме плечевого сустава
Ушибы плечевого сустава сопровождаются болью, отёком и ограничением амплитуды движений. Нередко наблюдаются кровоизлияния в ткани, окружающие плечевой сустав. Во всех случаях повреждений мягких тканей первая помощь включает создание покоя (применяют косыночную повязку), холод (в первые дни).
Наложение косыночной повязки на плечо и плечевой сустав: а, б, в – этапы наложения повязки
В качестве косыночной повязки можно использовать треугольный лоскут какой-нибудь материи или платок. При повреждениях плечевого сустава на него накладывают бинтовую повязку. Повязку начинают накладывать от здоровой стороны из подмышечной впадины по груди (1) и наружной поверхности повреждённого плеча сзади через подмышечную впадину на плечо (2), по спине через здоровую подмышечную впадину на грудь. Затем, повторяя ходы бинта, пока не закроют весь плечевой сустав, закрепляют конец бинта на груди булавкой.
Повязка при травме плечевого сустава
Первая помощь при травме голеностопного сустава
При отсутствии бинта временную повязку на голеностопный сустав можно наложить с помощью косынки. Для этого размещают косынку так, чтобы двумя её концами можно было обернуть средний отдел стопы с подошвы на тыльную поверхность и третий завернуть через пятку на голень. Затем два конца, выведенные на тыл стопы, перекрещивают на передней поверхности голеностопного сустава чуть выше лодыжек. Предварительно третий конец косынки, которым обёрнута пятка, расправляют на боковых поверхностях сустава. Для закрепления повязки два перекрещенных конца косынки оборачивают в надлодыжечной области вокруг голени и завязывают. При необходимости третий конец косынки подтягивают вверх и расправляют складки.
Наложение косыночной повязки на голеностопный сустав
Как правило, при травме голеностопного сустава из бинтовых повязок отдают предпочтение восьмиобразной повязке, так как она даёт возможность хорошо закрыть голеностопный сустав со всех сторон и не сползает при движениях.
Первая помощь при травме голеностопного сустава
Первый фиксирующий ход бинта делают выше лодыжки (1), далее вниз на подошву (2) и вокруг стопы (3). Затем бинт ведут по тыльной стороне стопы (4) выше лодыжки и возвращаются (5) на стопу, затем на лодыжку (6). Закрепляют конец бинта круговыми ходами (7 и 8) выше лодыжки.
Проверьте себя
- Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?
- Каковы общие правила оказания первой помощи при переломах?
- Составь короткие рассказы о ситуациях, в которые попали подростки с переломами различных частей тела, изображённые на рисунках. Какие личные правила безопасности были ими нарушены?
После уроков
Потренируйтесь дома со своими одноклассниками в накладывании повязок при различных случаях переломов.
Практикум
Вы обнаружили травмированного человека с признаками перелома. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой помощи до приезда «скорой помощи»?
Источник
Инфоурок
›
ОБЖ
›Презентации›Урок ОБЖ “Оказание ПМП при переломах” (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок ОБЖ по теме: Основы оказания первой помощи при переломах. 7 класс
2 слайд
Описание слайда:
План урока: Научиться отличать переломы от других механических повреждений по типичным признакам Разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов Освоить основные правила иммобилизации и особенности транспортировки пострадавших с переломами Познакомиться со способами укрепления костей
3 слайд
Описание слайда:
Скелет человека
4 слайд
Описание слайда:
Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее Виды переломов По тяжести повреждения: полные неполные (трещины, надломы)
5 слайд
Описание слайда:
Виды переломов 2. По форме и направлению перелома: поперечные (перпендикулярно оси кости) продольные (параллельно оси кости) косые (под острым углом к оси кости) винтообразные (с вращением костных обломков) оскольчатые (кость раздроблена на отдельные отломки)
6 слайд
Описание слайда:
Виды переломов 3. По целостности кожных покровов: закрытые (не сопровождаются ранениями тканей) открытые (сопровождаются ранами и сообщаются с внешней средой)
7 слайд
Описание слайда:
Учись отличать переломы от других механических повреждений по характерным признакам
8 слайд
Описание слайда:
Признаки перелома Относительные признаки перелома (свойственны и другим видам травм) Боль – усиливается в месте перелома Отек – возникает в области повреждения Гематома – появляется в области перелома Нарушение функции поврежденной конечности Изменение формы конечности Абсолютные признаки перелома (характерны только для этого повреждения) Патологическая подвижность – конечность подвижна в том месте, где нет сустава Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома Костные отломки – при открытом переломе они могут быть видны в ране
9 слайд
Описание слайда:
Алгоритм оказания первой помощи при переломах Общие задачи Порядок мероприятий по оказанию первой помощи при закрытых переломах Порядок мероприятий по оказанию первой помощи при открытых переломах Оценить тяжесть состояния пострадавшего Уменьшить боль с помощью обезболивающего средства Определить, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия медицинского персонала (при травмах позвоночника передвигать больного нельзя) Обеспечить раненому покой Дать обезболивающее средство Иммобилизировать поврежденный участок, используя шины (без особой необходимости одежду с поврежденной части тела не снимать) При наличии кровотечения остановить его известным способом Обработать рану Наложить бинтовую повязку на рану Провести иммобилизацию поврежденного участка
10 слайд
Описание слайда:
Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе Шины – приспособления, предназначенные для обездвиживания участков тела при повреждении костей Транспортные шины: а — Дитерихса; б — Крамера; в и г — фанерные; д — ж — импровизированные.
11 слайд
Описание слайда:
Виды иммобилизационных шин Шины Белера для фаланг пальцев кисти: 1 — проволочные шины; 2 — 4 — шины, обернутые гипсовым бинтом. Импровизированная фиксация кисти: 1 — на комке ваты; 2 — на бутылке.
12 слайд
Описание слайда:
Правила иммобилизации: Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, не пытаясь вправить кость на место Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава При наложении шины и наличии ран сначала остановить кровотечение и обработать рану перелом ребер перелом голени перелом предплечья перелом бедра
13 слайд
Описание слайда:
Как сделать кости крепкими?
14 слайд
Описание слайда:
Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее: Принимайте солнечные ванны (витамин D сохраняет здоровье костей) Ешьте зеленые овощи (это источник кальция и витамина К, укрепляющего кости)
15 слайд
Описание слайда:
Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее: Пейте молоко ежедневно(1 стакан молока – 300 мг кальция) Скажите «нет» кофеину(кофе выводит из организма кальций и кости становятся хрупкими)
16 слайд
Описание слайда:
Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее: Добавьте в ваш рацион кальций (альтернативой могут стать пищевые добавки) Уменьшите стресс (учитесь снимать напряжение)
17 слайд
Описание слайда:
Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее: Ешьте больше фруктов (полезны чернослив, яблоки, бананы) Делайте упражнения (это стимулирует кости и помогает им оставаться сильными)
18 слайд
Описание слайда:
Нестандартная проблемная ситуация В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.
19 слайд
Описание слайда:
Интересные, удивительные и занимательные факты Кости Проблема лечения переломов всегда являлась значимой, как для отдельного индивида, так и для социума. Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии «костоправа» — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
20 слайд
Описание слайда:
Факт №1: Почти половина всех костей человека находится в запястьях и ступнях. Факт №2: У рыбы сарган зелёные кости. Факт №3: Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца. Факт №4: У ребёнка около 270 костей, у взрослого их 206. Этот удивительный факт объясняется тем, что с годами некоторые кости срастаются в одну. Факт №5: Самая длинная у человека—бедренная кость, или femur. Как правило, она составляет 27,5% от его роста. Самая маленькая человеческая кость (от 2,6 до 3,4 мм в длину и весом от 2,0 до 4,3 мг)— в среднем ухе—стремечко.
21 слайд
Описание слайда:
Существует ли «костяной клей», склеивающий сломанную кость? Факт № 6: В наши дни есть медицинская процедура, позволяющая быстро залечивать переломы. Клей – смесь кальция и фосфатов – вводится непосредственно в место перелома. Эта смесь быстро застывает и в течение 12 часов обретает прочность естественной кости. Можно ли опознать человека по ДНК, взятой из кости? Факт №7: В наши дни ученые могут идентифицировать пропавшего человека по крошечному фрагменту кости, одному зубу или участку ДНК с других частей тела. Останки скелета, кости и зубы могут рассказать о возрасте и росте на момент смерти, о том, какого пола был человек и даже какая у него этническая принадлежность. Правда ли, что у нас есть «веселая кость»? Факт №8: «Веселой кости» у нас нет, зато у нас есть «веселый нерв». Это локтевой нерв, отвечающий за ощущения плеча, предплечья, кисти и пальцев. Большая часть локтевого нерва спрятана глубоко под кожей, где он хорошо защищен. Однако в области локтя нерв очень близко подходит к поверхности и покрыт тонким слоем кожи и соединительной ткани. Поэтому если вы неудачно ударитесь локтем, то испытаете необычную боль. Таким образом вы травмируете непосредственно локтевой нерв. Ощущение боли длится несколько секунд. Довольно странно, что этот нерв называют«веселым».
22 слайд
Описание слайда:
Правда ли, что существует церковь из человеческих костей? Факт №11: Изумительный и ужасающий архитектурный памятник, созданный специально для того чтобы напомнить нам о смерти, всемирно известен под именем Костница, Чехия. Украшения, буквы надписей, пирамиды, люстра – всё здесь сделано из действительно необычного материала, из костей человека. Церковь из костей состоит из останков 40 000 людей.
23 слайд
Описание слайда:
Костница, Чехия
24 слайд
Описание слайда:
Здоровье – это отсутствие внутренних помех для жизнедеятельности Мы желаем Вам здоровья!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-136975
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Цели:
- закрепить знания о травмах, видах и типах кровотечений
- познакомиться с понятиями «открытый перелом», «закрытый перелом», иммобилизация, правилами оказания первой медицинской помощи при переломах
- воспитывать сострадание, милосердие, готовность прийти на помощь
Задачи:
- усвоить понятия «открытый перелом», «закрытый перелом», правила оказания первой медицинской помощи при переломах
- формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения и правильного поведения в ситуациях
- прививать чувства товарищества у подростков
Оборудование:
- Бинты
- Карточки с заданиями
- Интерактивная доска
- Проектор
- Видеофрагмент
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учеников класса.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок.
II. Целеполагание и мотивация обучающихся:
Тема нашего урока: «Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей» (Слайд 1) (Приложение 1)
Цели (Слайд 2)
Задачи (Слайд 3)
– На урок пришли не зря!
Помощь нам всегда нужна!
Кто отсутствует, скажите,
О причине доложите.
Ольга: отсутствует Южиков Саша. Причина неизвестна.
В класс входит Южиков С.
Южиков: Здравствуйте. А у меня что-то с рукой, наверное, сломал. Отпустите меня домой.
Учитель: Все понятно. Но прежде, чем отпустить тебя в медицинское учреждение, где точно определят перелом у тебя или нет. Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое перелом, какие виды переломов бывают. И, конечно, какую первую медицинскую помощь мы можем оказать пострадавшему при переломе.
Итак, тема сегодняшнего урока (Слайд 4)
«Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей»
Запишите тему урока в тетрадь.
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
– Какие травмы может получить человек в чрезвычайной ситуации?
– Ушиб, ссадина, растяжение, вывих, порез, резаные, колотые, рваные, рубленные, огнестрельные раны, переломы
– Хорошо. А сейчас выполните следующее задание.
Разделитесь на 2 группы.
У вас на столах лежат карточки №1 и №2. (Приложение 2)
I группа выполняет задание с карточки №1, II группа выполняет задания с карточки №2.
Задания – соответствия
Рядом с повреждением нужно поставить цифру какую помощь вы будете оказывать при повреждении и в каком порядке.
Вам на обсуждение дается 3 минуты, а затем проверим у доски.
Карточка № 1
- – Ушиб
- – Назвать виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного
- – Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении
ПРИЕМЫ ПМП:
- жгут
- давящая повязка
- покой
- тугая повязка
- холод
- приподнятое положение поврежденной части тела
- максимальное сгибание конечности
- возвышенное положение
- доставка в больницу
- искусственное дыхание
Ключ: Ушиб – 5, 4, 3, 9
Ключ: при Артериальном кровотечении – 1, 2, 9
Карточка № 2
- – Растяжение
- – Назвать типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов
- – Первая медицинская помощь при венозном кровотечении:
ПРИЕМЫ ПМП:
- жгут
- давящая повязка
- покой
- тугая повязка
- холод
- приподнятое положение поврежденной части тела
- максимальное сгибание конечности
- возвышенное положение
- доставка в больницу
- искусственное дыхание
Ключ: Растяжение – 5, 4, 3, 6, 9
Ключ: При венозном кровотечении – 2, 6, 9
Посмотрим, как вы справились с заданием.
1 задание карточка №1 – Ушиб (Слайд 5)
1 задание карточка №2 – Растяжение (Слайд 6)
2 задание карточка №1:
– Назвать виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного (Слайд 7)
Ответ: Наружное, внутреннее (Слайд 8)
2 задание карточка №2:
– Назвать типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов (Слайд 9)
Ответ: Капиллярное, венозное, артериальное (Слайд 10)
3 задание карточка №1:
– Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении: (Слайд 11)
3 задание карточка №2:
– Первая медицинская помощь при венозном кровотечении: (Слайд 12)
IV. Изучение нового материала
– Ребята, как вы думаете, что такое ПЕРЕЛОМ? (высказывают предположения)
ПЕРЕЛОМ – полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, сдавливания, перегиба или другого воздействия. (Слайд 13)
– Запишите определение в тетради.
– А теперь посмотрим ролик
– Какие виды переломов бывают. (Ролик 1)
– Просмотрев ролик, скажите, какие виды переломов бывают?
(Слайд 14) Схема: Виды переломов: открытый перелом и закрытый перелом.
– Перечертите схему в тетрадь
(Слайд 15) Назовите признаки этих переломов.
- искривление, перегиб конечности в том месте, где его не должно быть
- наличие отека в области сустава
- сильная боль
- кровотечение
– Сейчас просмотрим еще видеоролик об оказании первой медицинской помощи при переломах.
По окончании просмотра вы должны составить таблицу: (Слайд 16, 17)
Вид перелома | Что нужно делать | Что нельзя делать |
Открытый перелом |
|
|
Закрытый перелом |
|
|
Открытый перелом ноги |
|
|
– Вы посмотрели видеоролик о ПМП при переломах, заполнили таблицу, а сейчас еще раз посмотрим на экран:
– какую помощь нужно оказывать при переломах? (Слайд 18, 19, 20)
– Введём еще одно понятие.
Вы обратили внимание, что в роликах говорится об обязательной неподвижности поврежденной конечности.
Эта неподвижность называется – ИММОБИЛИЗАЦИЕЙ.
Запишите определение в тетрадь.
Иммобилизация – обездвиживание места перелома (как правило, конечности) (Слайд 21)
– При иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое положение.
Во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен поддерживать помощник.
Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.
– Как вы думаете, какие переломы опаснее: открытые или закрытые? Почему?
V. Проверка изученного материала
Ролевая игра
– Ребята, часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случится где-то далеко, там, где нас нет и мы не можем там оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок на себя стянул с плиты горячий чайник, малыш упал и ударился, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся, и именно вы оказались рядом, что же вы будете делать?
Давайте рассмотрим такие жизненные ситуации.
Ребятам предлагается разделиться на 3 группы.
Ребята вытягивают по одной ситуации на группу из школьной жизни.
Им необходимо оценить ситуацию, принять решение по оказанию ПМП и оказать её. На обдумывание и принятие решения у вас есть 2 минуты.
Ситуация 1. На спортивной площадке.
Играя в футбол, ученик пнул по штанге, вы видите, что ему очень больно. Ваши действия. (Слайд 22)
Ситуация 2. В столовой.
Ученик поскользнулся на пролитом киселе, упал, поцарапался. Вы наблюдаете, что у него из пальца на руке бежит кровь. Ваши действия. (Слайд 23)
Ситуация3. На перемене.
Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом сильную боль в руке. Ваши действия. (Слайд 24)
Оценивается: анализ ситуации (признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.
VI. Оценивание
VII. Домашнее задание
Повторить записи в тетради и в таблице (Слайд 25)
VIII. Проверка усвоения но?