Оказание первой медицинской помощи при ушибах в доу

Поделиться с друзьями

Консультация для родителей и воспитателей

«Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах»

Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус. Ребенок не может вырасти без падений и ушибов, поэтому родителям нужно знать, что делать и как помочь ребенку, когда он упал и ушибся, нужно уметь правильно и быстро действовать в ситуациях получения ссадин на коже, при порезах и ожогах.

При ушибе головы

Уложите ребенка, приложите компресс с холодной водой к ушибу, но сразу меняйте его, как только компресс согреется. Если у ребенка началась рвота, головокружение, головная боль, немедленно вызывайте скорую помощь, так как возможно сотрясение мозга.

При ушибах и растяжениях

При повреждении конечностей необходимо обеспечить ребенку покой и разгрузку поврежденной конечности. На поврежденный сустав наложите мягкую фиксирующую повязку, в первые сутки накладывайте пузырь со льдом. Не стоит делать согревающих компрессов, а также не используйте раздражающих мазей и растираний.

Порезы и царапины

Тщательно промойте раствором перекиси водорода поврежденное место, чтобы дезинфицировать его и остановить кровотечение. Края смажьте йодом или зеленкой, наложите стерильную повязку. Если же рана глубокая и продолжает кровоточить, немедленно обратитесь к хирургу.

При ожогах

Если ребенок получил небольшой ожог, локальная гипотермия (холод) поможет снять боль в первый момент, поэтому как можно быстрее опустите пострадавшую конечность в холодную воду. Если ожог сильный (больше чем ладонь ребенка), необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. До приезда врача накройте стерильной повязкой поврежденное место. Не стоит ничем смазывать и присыпать место ожога.

Травма ногтя или кончика пальца

После сильного удара по пальцу ноготь в течение нескольких часов синеет или чернеет. Более 90% повреждений кончиков пальцев не требует врачебной помощи, сильная боль вызвана скоплением крови между ногтем и костью.

Обратитесь к врачу, если:

  • деформация кости дает основание подозревать перелом или вывих;
  • ребенок не может выпрямить палец, что позволяет подозревать травму сухожилия;
  • не проходит сильная боль;
  • движения пальца болезненны;      

Средства первой необходимости: лед или холодная вода.

Кровотечение из носа

При кровотечении из носа,  ребенку необходимо слегка наклонить голову вперед (если он сидит), или повернуть в сторону (если лежит). Нельзя сморкаться или задерживать нос платком. Ребенка нужно сначала успокоить, затем носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода, а на переносицу положить кусочек льда (снега) завернутые в непромокаемую ткань. Если кровотечение не останавливается, ребенка необходимо доставить в медицинское учреждение.

Отморожение

У детей чаще бывают местные отморожение рук, ног, щек, носа, ушных раковин. Пораженные участки бывают бледные или синюшные, их нужно осторожно растереть чистой рукой до восстановления кровообращения, можно смочить руку спиртом. Употребление снега, мазей, жира при растирании противопоказано.

При общем замерзании ребенка нужно вначале согреть в теплом помещении, напоить горячим чаем, растереть конечности, затем поместить в ванну с теплой водой.

Уважаемые взрослые! От адекватно оказанной доврачебной помощи ребенку во многом будет зависеть его дальнейшее здоровье и жизнь.

Источник

Елена Саросеко
Консультация для родителей и воспитателей «Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах»

Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус. Ребенок не может вырасти без падений и ушибов, поэтому родителям нужно знать, что делать и как помочь ребенку, когда он упал и ушибся, нужно уметь правильно и быстро действовать в ситуациях получения ссадин на коже, при порезах и ожогах.

При ушибе головы

Уложите ребенка, приложите компресс с холодной водой к ушибу, но сразу меняйте его, как только компресс согреется. Если у ребенка началась рвота, головокружение, головная боль, немедленно вызывайте скорую помощь, так как возможно сотрясение мозга.

При ушибах и растяжениях

При повреждении конечностей необходимо обеспечить ребенку покой и разгрузку поврежденной конечности. На поврежденный сустав наложите мягкую фиксирующую повязку, в первые сутки накладывайте пузырь со льдом. Не стоит делать согревающих компрессов, а также не используйте раздражающих мазей и растираний.

Порезы и царапины

Тщательно промойте раствором перекиси водорода поврежденное место, чтобы дезинфицировать его и остановить кровотечение. Края смажьте йодом или зеленкой, наложите стерильную повязку. Если же рана глубокая и продолжает кровоточить, немедленно обратитесь к хирургу.

При ожогах

Если ребенок получил небольшой ожог, локальная гипотермия (холод) поможет снять боль в первый момент, поэтому как можно быстрее опустите пострадавшую конечность в холодную воду. Если ожог сильный (больше чем ладонь ребенка, необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. До приезда врача накройте стерильной повязкой поврежденное место. Не стоит ничем смазывать и присыпать место ожога.

Травма ногтя или кончика пальца

После сильного удара по пальцу ноготь в течение нескольких часов синеет или чернеет. Более 90% повреждений кончиков пальцев не требует врачебной помощи, сильная боль вызвана скоплением крови между ногтем и костью.

Обратитесь к врачу,если:

деформация кости дает основание подозревать перелом или вывих;

ребенок не может выпрямить палец, что позволяет подозревать травму сухожилия;

не проходит сильная боль;

движения пальца болезненны;

Средства первой необходимости: лед или холодная вода.

Кровотечение из носа

При кровотечении из носа, ребенку необходимо слегка наклонить голову вперед (если он сидит, или повернуть в сторону (если лежит). Нельзя сморкаться или задерживать нос платком. Ребенка нужно сначала успокоить, затем носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода, а на переносицу положить кусочек льда (снега) завернутые в непромокаемую ткань. Если кровотечение не останавливается, ребенка необходимо доставить в медицинское учреждение.

Отморожение

У детей чаще бывают местные отморожение рук, ног, щек, носа, ушных раковин. Пораженные участки бывают бледные или синюшные, их нужно осторожно растереть чистой рукой до восстановления кровообращения, можно смочить руку спиртом. Употребление снега, мазей, жира при растирании противопоказано.

При общем замерзании ребенка нужно вначале согреть в теплом помещении, напоить горячим чаем, растереть конечности, затем поместить в ванну с теплой водой.

Уважаемые взрослые! От адекватно оказанной доврачебной помощи ребенку во многом будет зависеть его дальнейшее здоровье и жизнь.

Источник

Елена Николаева
НОД по развитию познавательной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Ушиб. Оказание первой помощи».

Возраст детей: старшая группа (подгруппа 8-10 детей)

Цель применения ИКТ: повышение уровня мотивации познавательной деятельности у детей; внесение разнообразия в образовательную деятельность детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ: Использование яркой, интересной, современной формы наглядности при изучении нового материала и закреплении знаний в самостоятельной деятельности. Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов.

Продолжительность использования цифрового ресурса в данной разработке: 8 минут.

Цель: ознакомление детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи при ушибах.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ушибах и носовом кровотечении.

3. Воспитывать желание быть здоровым, оказывать помощь и чувство ответственности за личную безопасность.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Активизировать речь детей, развивать умение рассуждать и делать выводы.

6. Развивать моторику пальцев рук.

7.В индивидуальной игровой деятельности на компьютере:

a) закрепить знания о первой помощи при солнечном (тепловом) ударе, носовом кровотечении;

b) самостоятельно применить предложенный в игре способ действия для получения новых знаний – первой помощи при ссадине, колотой ране (ориентировка на зону ближайшего развития).

Предварительная работа:

• Подбор дидактического материала по теме.

• Беседы о здоровом образе жизни.

• Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой о содержимом аптечки первой помощи.

• Рассматривание плакатов по оказанию первой помощи.

•Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека». Введение роли диспетчера и журнала приёма вызовов в сюжетно-ролевой игре «Больница».

• Использование в совместной со взрослым игровой деятельности д/и: «Если малыш поранился».

Оборудование:

• Мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерные презентации.

• Ноутбуки по количеству детей.

• Журнал записи вызовов в игровом уголке «Больница».

• Тазики с водой (один на двоих, полотенце (на каждого ребёнка, деревянные палочки или очищенные спички (на каждого ребёнка, йод (один на двоих, вата, клеёнки (на каждый стол).

• Кукла Маша.

Конспект НОД

Мотивация детей к проведению занятия

Презентация. Слайд 2.

Появление главного героя – Маши.

Воспитатель привлекает внимание играющих детей к экрану и сообщает детям, что в гости пришла Маша (из мультфильма «Маша и медведь»).

-Что мы скажем Маше?

-Мы поздоровались,сказали: «Здравствуй». А что же это значит?

-А что значит быть здоровым?

-Что мы делаем, если заболели?

-А что делаем, если у нас очень высокая температура и никакие таблетки и микстуры не помогают?

Подводит детей к выводу о том, что надо вызывать «Скорую помощь». Заинтересовываются и рассаживаются полукругом для беседы с Машей (воспитателем).

(Активное слушание, ответы на вопросы, рассуждение.)

Мотивация к общей игре. Фронтальная игровая деятельность

Слайд 3-13 Игра «Собери сундучок доктора».

Во время игры включаются анимационные эффекты и звучит голос Маши (при правильном выполнении задания).

Воспитатель:

-Маша любит играть в «Скорую помощь» и быть доктором. Сейчас она как раз собирается к больному. Предлагаю вместе с Машей собрать сундучок доктора.

Во время игры просит уточнить, зачем конкретно нужен тот или иной предмет, активизируя мышление детей. Индивидуальная работа. (Дети глядя на экран, последовательно называют те предметы, которые нужны для оказания первой помощи. Индивидуальные ответы.)

Мотивация к физкультминутке. Динамическая пауза.

Слайд 14

Песня «Детская Зверобика» включается при нажатии на управляющую кнопку «звук».

Приложение 1.

Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и показать Маше несколько упражнений, чтобы быть здоровым и как можно реже обращаться к докторам. Включает песню «Детская Зверобика» и выполняет зарядку вместе с детьми. (Дети выполняют зарядку по показу воспитателя.)

Мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 15-16

Отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» (Маша едет на машине «Скорая помощь»).

Переход слайдов автоматический.

Воспитатель:

-Посмотрим, к кому же так спешит Маша…

После показа слайда:

-Уехала, а куда, к кому – не сказала.

Предлагает угадать с помощью загадки:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге –

От мороза прячет нос.

Показывает запись в журнале приёма вызова.

Предлагает прочитать детям (читающим)

(Дети читают запись о том, что случилось с медведем (сильный ушиб).)

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь и встречает куклу Машу, которая вернулась за помощью, так как не знает, какую помощь оказать пострадавшему при ушибе.

Вместе с детьми рассуждает о том, что можно повредить, если случился сильный ушиб, какую помощь при этом нужно оказать.Активизирует мышление детей вопросами:

-Обо что можно удариться и что при этом можно повредить?

-Что мы делаем, если стукнулись головой?

-Что холодное можно приложить к месту ушиба? (монетку, завёрнутый в полотенце лёд, намоченное холодной водой полотенце и т. д.) Просмотр видео фрагмента.

Индивидуальная исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где находятся заранее приготовленные тазики с водой и сухие полотенца и, намочив полотенце водой, приложить его себе на лоб, как бы отрабатывая способ действия в подобной ситуации. Обращает внимание на способ выкручивания полотенца при отжиме воды.

-А если ушибли руку или ногу, что нужно делать?

Предлагает детям накрутить ватку на деревянную палочку и окунув её в йод, нарисовать йодовую сеточку друг другу, вновь отрабатывая способ действия в подобной ситуации. Показывает способ накручивания ватки на палочку.

-А если стукнулись носом, и потекла кровь из носа, открылось носовое кровотечение, что нужно делать?

Предлагает детям из ватки изготовить жгутики для остановки носового кровотечения, которые в дальнейшем можно использовать только для лечения кукол в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Скорая помощь», «Поликлиника».

Обращает внимание на то, что ватный жгутик нельзя вставлять в нос просто так, без острой необходимости, обучая детей правилам безопасного поведения. При необходимости показывает способ скручивания жгутика из ваты.

Индивидуальная работа. (Самостоятельная практическая деятельность. Индивидуальная работа. Слушают объяснение и выполняют самостоятельную практическую деятельность. Работа в парах.)

Воспитатель от имени Маши благодарит детей за объяснения и показ способов действий при оказании помощи больному, получившему ушиб. Провожает Машу.

(Дети слушают и прощаются с куклой Машей.)

Мотивация к индивидуальной игре «Что сначала – что потом…». Индивидуальная игровая деятельность

Приложение дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Предлагает детям представить себя в роли врача «Скорой помощи» и самостоятельно «оказать» первую помощьпри следующих травмах: солнечный удар, носовое кровотечение, ссадина, колотая рана.

Воспитатель приглашает детей к столам с ноутбуками, где приготовлены индивидуальные игровые задания.

Обращает внимание детей на то, что способ действия в первых двух заданиях им известен, а для выполнения двух других заданий им необходимо проявить смекалку.

Индивидуальная работа. Дети проходят к индивидуальным ноутбукам и самостоятельно выполняют игровые задания по оказанию первой помощипри следующих травмах: солнечный удар, носовое кровотечение (закрепление, ссадина, колотая рана (новый материал).

Во время выполнения задания ребёнок выбирает (нажимает) на слайде правильный вариант ответа (рисунок с гиперссылкой) и переходит на следующий этап игры. Во время игры включаются анимационные эффекты и звучит голос Маши (при правильном выполнении задания).

Итог НОД

Воспитатель:

– Подумайте и скажите, что нового вы сегодня узнали и чему научились. (Дети слушают, отвечают на вопросы. Индивидуальные ответы.)

Использованные ресурсы:

1. Мультфильм «Маша и медведь» находится в свободном пользовании на yandex.ru/.

2.Картинки для презентации: https://images.yandex.ru/

3. Песня «Детская Зверобика» https://www.muznarod.net/song/50268

4. Электронный вариант дидактического пособия «Если малыш поранился»: https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-56-55/148-2011-04-12-13-39-15

Приложение 1.

Детская Зверобика

1. Уселась кошка на окошко

И стала лапой уши мыть, (руки перед собой согнуты в локтях, скрестить опущенные вниз ладошки сначала влево, потом вправо)

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можно повторить. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори,

3-4-5, повтори опять. (выполняем движение «кошка моет ушки» то левой, то правой рукой)

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

2. Стоит весь день в болоте цапля, (стоя на левой ноге руки на поясе)

И ловит клювом лягушат, (стоя ноги вместе, сложить пальцы рук как клюв птицы, выполнять перед собой движение «раскроем» клюв)

Не трудно нам стоять ни капли,

Для нас, для тренированных ребят. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори, (стойка на левой ноге правая рука, со сложенными в клюв пальцами вверху)

3-4-5, повтори опять. (стойка на правой ноге левая рука, со сложенными в клюв пальцами вверху)

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

3. Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит, (волнообразные движения перед собой руками, сложенными друг с другом ладошками)

Ее движение такое

Рукою можно так изобразить. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори, (волнообразные движения правой рукой влево левая рука на поясе)

3-4-5, повтори опять. (волнообразные движения левой рукой вправо правая рука на поясе)

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

4. Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей,

Но человек он друг природы.

Он должен знать повадки всех зверей. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори,

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

Источник

Памятка для воспитателей по теме: «Оказание первой медицинской помощи детям при несчастных случаях и неотложных состояниях»

УШИБЫ РАНЫ ССАДИНЫ ЦАРАПИНЫ

Ушибы  – результат повреждения мягких тканей и органов тела тупым предметом.

Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела. На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы).

Симптомы:

•наличие ссадины и (или) синяка на месте ушиба, образование кровоподтека, нарастает припухлость (отек), боль.

Первая помощь:
1. Создать покой поврежденному органу.
2. Придать этой области возвышенное положение.
3. Применить холод (пузырь со льдом, полотенце, смоченное холодной водой), который вызывает местный спазм сосудов, значительно уменьшает кровоизлияние в мягкие ткани. 

Раны – повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целости кожи и слизистых оболочек. Различают колотые, ушибленные, резаные, огнестрельные, укушенные раны. Они сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функции поврежденного органа и могут осложняться инфекцией.

Раны бывают: Поверхностные, глубокие, закрытые, острые, колотые, резаные, рваные, рубленые, укушенные, ушибленные.

Первая помощь:

1.Кожу вокруг раны обработать спиртом и зеленкой (1% раствор бриллиантовой зелени).

2.Наложить ватно-марлевую повязку из индивидуального пакета (можно наложить на рану несколько стерильных салфеток, накрыть их стерильной ватой и прибинтовать).

Ссадины и царапины  – поверхностное повреждение наружных кожных покровов.

Первая помощь:

1. Удалить с кожи загрязнения марлевой салфеткой, смоченной в слабом растворе марганца или перекиси водорода.

2. Смазать йодом или зеленкой края раны.

3. Накрыть поврежденный участок стерильными бинтом, марлей или салфеткой, сложенной в 4 раза. Повреждения кожи, а тем более глубокие, нельзя засыпать порошками, покрывать мазями, закрывать изоляционной лентой и т.д.

4. Наложить на травмированное место давящуюся повязку.

ОЖОГИ

Ожог – это повреждение кожи, иногда тканей, мышц и костей, связанное с воздействием на кожу огня, электричества или химических веществ. Чем дольше продолжался контакт, тем сильнее будет ожог.

Термические ожоги

Термический ожог- это повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры (огня, кипятка, пламя, раскаленного утюга).

1 степень- покраснение кожи

2 степень – появились волдыри

3 степень – рана – волдыри лопнули

4 степень – обугливание и отсутствие чувствительности

Признаки термического ожога:

•Кружится голова;

•Кожа бледнеет, становится холодной и влажной;

•Дыхание поверхностное и учащенное;

•Пульс слабый и частый;

•Ребенок плохо реагирует на окружающее.

Первая помощь:

•Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);

•Снять одежду и обувь с пораженного участка;

•Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;

•Наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;

•Дать обильное питье;

•Обработать обожженный участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой, или одеколоном.

Нельзя:

•Трогать руками обожженные участки кожи или смазывать их мазями, жирами; 

•Вскрывать пузыри;

•Удалять различные вещества, материалы, грязь приставшие к обожженному месту.

Тепловой и солнечные удары

Тепловой удар – это определенный симптомо-комплекс, возникающий вследствие сильного перегрева организма. Суть теплового удара заключается в ускорении процессов теплообразования и параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте.

Признаки теплового удара:

1.Расстройство сознания, изменения в поведении ребенка (сначала перевозбуждение, затем заторможенность, усталость, апатия и сонливость).

2.Расширение зрачков.

3.Одышка, жажда, рвота.

4.Температура более 39,6 градусов.

5.Носовое кровотечение.

6.Учащенный пульс.

7.Мышечные боли.

8.Сухая горячая кожа.параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте.

Солнечный удар – это разновидность или частный случай теплового удара, возникающий из-за воздействия прямых солнечных лучей. Вследствие перегрева возникает расширение сосудов головы, соответственно, увеличивается приток крови к этой области.

Признаки солнечного удара:

1.Сильная головная боль.

2.Покраснение лица.

3.Головокружение.

4.Потемнение в глазах.

5.Тошнота.

Первая  помощь при тепловом или солнечном ударе:

1.Найти комфортные условия для того, чтобы не продолжалась потеря влаги. Перейти в прохладное место.

2.Освободить ребенка от одежды, уложить.

3.Протереть лицо и конечности влажной тканью.

4.Одновременно с этим небольшими глотками напоить ребенка водой или Регидроном.

5.Если состояние ребенка не улучшается, срочно вызвать бригаду скорой помощи.

ОБМОРОЖЕНИЕ

Обморожение происходит под воздействием низких температур, а его результатом может стать повреждение частей тела или даже их омертвение. Достаточной для обморожения может стать температура ниже -10°С – -20°С. При этой температуре происходят сосудистые изменения, спазмируются мелкие кровеносные сосуды. При температуре ниже -30°С уже гибнут клетки. Ниже -34°С происходит общее охлаждение организма. Это более распространенные условия для обморожения, характерные для зимнего периода. Но даже весной или осенью, при температуре окружающей среды выше О°С, можно получить обморожение кожи. Причинами обморожения будут: сильный ветер, высокая влажность, длительное пребывание на улице. 

Признаки обморожения у детей:

•бледная, холодная кожа с мурашками или белыми пятнами;

•дрожь;

•сонливость или излишняя разговорчивость;

•трудности с произношением слов, отрывистость речи;

•кожа теряет чувствительность, становиться твердой на ощупь;

•температура тела около 35С;

•потеря чувствительности, онемение;

•покалывание в онемевших участках тела;

•появление волдырей как при ожогах.

Первая помощь при обморожении:

•срочно обеспечить ребенку теплое помещение;

•дать ребенку теплое питьё;

•не дать уснуть;

•если на пальцах или запястьях ребенка есть какие-либо украшения – немедленно снять пока не развился отек, также нужно снять носки;

•в тепле медленно отогревать обмороженные участки – укутайте ребенка одеялами и подложите грелки;

•если у ребенка слабость, сильные отеки в местах обморожения или появились волдыри – немедленно вызывайте скорую помощь;

•если произошло обморожение пальцев, то обязательно следует проложить между ними полоски бинта;

•напоите ребенка горячим чаем или молоком.

Источник