Переломов империя цинь первое централизованное государство в китае

Поделиться с друзьями

Поделиться с друзьями в соцсетях

М. Изд-во восточной литературы. 1962. 244 стр. Тираж 1200. Цена 1 руб.

Несмотря на интерес, который издавна вызывал рассматриваемый в монографии Л. С. Переломова период китайской истории, он до сих пор еще недостаточно исследован. Не ясен, в частности, социальный фон тех политических катаклизмов, которые привели сначала к победе, а затем к быстрому крушению империи Цинь. Изучавшие эту эпоху специалисты, привлеченные яркостью и напряженностью политических событий, как правило, оставляли в стороне процессы, происходившие в китайской деревне1 . В отличие от этих работ в рецензируемой книге подробно анализируются аграрные отношения в Китае конца III в. до н. э., и именно поэтому она заслуживает высокой оценки.

Автор начинает с предпосылок и истории объединения Китая. Он, безусловно, прав, объясняя военные успехи царства Цинь преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине IV в. до н. э. Но результаты деятельности Шан Яна в Цинь не исчерпываются лишь тем, о чем пишет Л. С. Переломов: ликвидацией общинной собственности на землю, укреплением государственного аппарата и армии. Большое значение имело и то, что с середины IV в. идеология “фацзя” стала в циньском государстве, по существу, официальной. Она решительно порывала с традиционным для тогдашнего Китая подчинением политики нормам патриархальной морали. Представители школы “фацзя” разработали методы, при помощи которых могла быть достигнута максимальная концентрация власти в руках правителя, причем важнейшими предпосылками успеха они считали полный отказ от моральных принципов и убеждение в допустимости любых средств. На первый план при этом выдвигались система доносов и беспощадный террор внутри страны, шпионаж и подкуп – вовне. Известно, что прежде, чем приступать к военным действиям, Цинь Ши-хуан посылал в страну, с которой он собирался воевать, своих агентов с заданием подкупить виднейших сановников этого государства или же устранить их путем тайных убийств, а также “сеять рознь между правителем и народом”2 . Лишь после этого переходили в наступление циньские войска. Именно сочетание методов подкупа, тайных убийств и прямого военного подавления помогло Цинь Ши-хуану ликвидировать коалиции, создававшиеся против него правителями Восточного Китая3 .

Удачей автора следует признать обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи. Особый интерес представляет данный в книге анализ органов общинного самоуправления, самое наличие которых в период Цинь до сих пор отрицалось. Л. С. Переломов доказывает, что термины “фулао”, “личжэн” и “саньлао” обозначали не государственных чиновников, а выборных лиц, руководивших хозяйственной жизнью общины и представлявших ее интересы в сношениях с внешним миром. Устанавливая, что в источниках есть сведения о сохранении должности саньлао и при Цинь Ши-хуане, но нет никаких данных о получении ими материального довольствия (в то время как в отношении остальных должностей такие сведения имеются), автор приходит к выводу, что саньлао и в период Цинь продолжали выполнять функции руководителей межобщинных культовых объединений, являясь при этом членами одной из общин. Таким образом, Л. С. Переломову удалось исправить ошибочную интерпретацию этого термина авторами сочинения “Цянь Хань-шу”, воспринятую позднейшими историками. Роль общинной организации была особенно значительной в момент свержения циньской деспотии: содействие общинных органов самоуправления, пишет автор, было необходимо как вождю повстанцев Чэнь Шэну, так и основателю ханьской династии Лю Бану (стр. 81 – 82), который вынужден был даже ввести саньлао в состав уездной администрации.

Вывод о сохранении общины в период Цинь обосновывается Л. С. Переломовым и путем привлечения археологических материалов, которые до сих пор в нашей

1 См., например: Ян Куань. Цинь Ши-хуан. Шанхай. 1956 (на китайском яз.); D. Bodde. China’s First Unifier. Leiden. 1938.

2 Сыма Цянь. Шицзи. Т. 3. Пекин. 1955, стр. 1496. Биография Ли Сы, где идет речь об этом, имеется в русском переводе (см. Сыма Цянь. Избранное. М. 1955, стр. 220).

3 Ян Куань. Указ, соч., стр. 44.

стр. 151

литературе не использовались: купчих, обнаруженных на бамбуковых дощечках, найденных в 1930 г. в Цзюйяне (Восточная Монголия). Их тексты свидетельствуют, что община существовала и в конце III в. до н. э., причем соответствующие записи автор интерпретирует, привлекая аналогичные факты из истории древнего Двуречья.

Однако некоторые положения книги – там, где в ней рассматривается внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуана, – вряд ли можно принять. Говоря о законодательстве Цинь Ши-хуана, Л. С. Переломов останавливается на системе взаимной ответственности, которую он неудачно называет “поручительской системой наказаний”, и пишет: “Установление подобной системы… объясняется тем, что в первой половине IV в. до н. э. в царстве Цинь были даже сильны пережитки родовой общины. Господствующий класс в лице Шан Яна, первого советника царя, пытался использовать отдельные институты сельской общины, в частности обычай круговой поруки, в своих чисто фискальных интересах” (стр. 132). Едва ли есть основания считать, что система взаимной ответственности была как-то связана с взаимопомощью, существовавшей в родовой и сельской общине. Ведь никаких упоминаний об этой системе в период Чуньцю, когда деспотическое государство в древнем Китае еще не возникло, мы не встречаем. Введение системы взаимной ответственности было одним из мероприятий, проводившихся Шан Яном для осуществления повсеместного полицейского надзора. Не следует упускать из виду и то, что взаимная ответственность заключалась в продаже в рабство соседей, не донесших на преступника4 . Вряд ли такой закон мог быть принят до того, как появилась широкая потребность в рабах, то есть до периода Чжаньго5 .

Еще более серьезные возражения вызывает оценка, которую дает Л. С. Переломов уничтожению древней литературы, осуществленному Цинь Ши-хуаном. Автор пишет, что оно означало закрепление, хотя и временное, победы “фацзя” над конфуцианским учением в масштабах всего Китая, и отмечает “прогрессивность” этого мероприятия (стр. 179). Но ведь сжигалась не только конфуцианская литература. Ни памятник древней поэзии Шицзин, ни сборник документов и речей Шуцзин, против которых был направлен приказ Цинь Ши-хуана, не могут быть признаны книгами, содержащими конфуцианские идеи, хотя бы уже потому, что оба памятника состоят из материалов, относящихся к периоду до рождения Конфуция. Из сферы действия приказа изымались лишь книги по медицине, фармакологии, гаданию и сельскому хозяйству (стр. 178), а все произведения древней философии, поэзии и историографии были обречены на сожжение. Не будет преувеличением сказать, что это было наступление против гуманитарной культуры древности, попытка ликвидировать ее традиции с тем, чтобы проповедовавшаяся правящей династией теория “фацзя” не встречала никакого противодействия. Единственными дозволенными занятиями народа в циньской империи были признаны в первую очередь война, а затем земледелие. Можно ли считать хотя бы в какой-то степени прогрессивной эту милитаристскую идеологию, как это делает автор? Мы в этом сомневаемся.

Трудно согласиться и с представлением об изначальной реакционности древнего конфуцианства. Лица, понимающие древнее конфуцианство лишь как идеологию оправдания классового неравенства и насилия, беспрекословной покорности народа власть имущим, оказываются, по существу, в плену у позднефеодальных интерпретаторов древнего конфуцианства, замалчивавших наличие в нем демократических идей. Достаточно вспомнить о том, что конфуцианский философ Мэн-цзы выдвинул положение о праве народа на свержение угнетающего его правителя; о том, что сам Конфуций решительно возражал против увеличения налогового гнета, был противником войны и отстаивал мысль, что народ имеет право критиковать своего правителя.

Страницы, на которых освещаются ход и движущие силы восстания, ликвидировавшего циньскую деспотию, принадлежат к лучшим в книге. Разбираемым здесь вопросам Л. С. Переломов посвятил еще свои ранение работы6 . Приводимые автором мате-

4 Ян Куань. Шан Ян бяньфа. Шанхай. 1955, стр. 27 – 28.

5 E. G. Pulleyblank. The Origins and Nature of Chattel Slavery in China. “Journal of the Economic and Social History of the Orient”. T. I, 1958, N 2; см. также В. А. Рубин. Рабовладение в древнем Китае в VII – V вв. до н. э. “Вестник древней истории”, 1959, N 3.

Читайте также:  Комплекс лфк при переломе таза первый период

6 Л. С. Переломов. Крестьянское восстание в Китае в 209 – 208 гг. до н. э. “Советское востоковедение”, 1956, N 3; “Сыма Цянь о Чэнь Шэне”. Перевод, вступительная статья и комментарии Л. С. Переломова. “Советское китаеведение”, 1958, N 4.

стр. 152

риалы подтверждают правильность основного тезиса книги, сформулированного в заключении: “Весь сложный многоступенчатый административный аппарат циньской империи действовал вне сферы общины… Императорские органы управления доходили до общины, устанавливая даже частичный контроль над ее деятельностью, но так и не смогли проникнуть внутрь общины” (стр. 222).

Особенностью, рецензируемой монографии является глубокий интерес автора к основным закономерностям развития древневосточного общества, поиски вне Китая явлений, аналогичных тем, какие он находит в этой стране в конце III в. до н. э. Поэтому книга будет полезна для всех, кто изучает общие проблемы истории Древнего Востока.

© elibrary.com.ua

Постоянный адрес данной публикации:

https://elibrary.com.ua/m/articles/view/Л-С-ПЕРЕЛОМОВ-ИМПЕРИЯ-ЦИНЬ-ПЕРВОЕ-ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ-ГОСУДАРСТВО-В-КИТАЕ-221-202-ГГ-ДО-Н-Э

Похожие публикации: LRussiaLWorldY G

Источник

После эпохи Чжоу Древний Китай представлял собой не единую страну, а ряд раздробленных царств, которые кроме того враждовали и вели сражения за власть. Объединить Китай в 221 году до н. э. и навести порядок в стране с помощью жестких засад легизма смог правитель Царства Цинь, а вскоре император Империи Цинь – Цинь Шуан.
Историки делят историю Китая на периоды, название которых определяет правящая династия. С 221 по 206 год до нашей эры правит династия Цинь, период которой следует после Династии Чжоу и предшествует смутным временам противостояния династии Хань и Чу. Следовательно, можем сделать вывод, что Империя Цинь просуществовала лишь 15 лет, а после смерти Императора Цинь массовые восстания объединенных царств прекратили ее существование.
Изначально царство Цинь было удельным царством, а вследствие междоусобных противостояний оно смогло объединить Китай. Царство появилось в 778 году до нашей эры и просуществовало до 221 года до нашей эры. Эти временные рамки охватывают такие периоды китайской истории, как Весна и Осень и период Сражающихся государств, которые относятся ко временам правления династии Джоу. Сначала правящая семья династии Цинь имела фамилию Ин.
Цинь Шихуан является основателем династии Цинь и первым императором объединенных царств Китая. Объединив все отдельные царства в Империю, он разделил государство на тридцать шесть провинций. Во главе каждой провинции стоял чиновник назначенный императором. Провинции в свою очередь были поделены на уезды, возглавленныеуездными начальниками, а уезды состояли из волостей, каждая из которых насчитывала несколько десятков деревень.
Положив в основу учение легизма, император Цинь создал централизованное управление государством. В управлении государством императору помогали два министра, одному из них – Ли Сы отводилась главная роль. Императора Цинь Шихуан большое значение приделял усовершенствованию административной системы. Вплоть до того, что вышеупомянутые 36 провинций были поделены не в соответствии с границами предшествующих царств. Большое внимание уделялось «лестнице» рангов и должностей.
Кроме этого, он проводил репрессии среди сторонников конфуцианства. В 213 году н.э. был выдан указ про сожжение запрещенных сочинений, найденных у частных лиц, вскоре в 212 году н.э. к казни – закапывание живьем, было приговорено 460 конфуцианцев, а многие другие были отправлены на границы.
Император Цинь прекратил все войны, собрав все оружие у князей других царств. Он переплавил его на колокола и 12 бронзовых монументов, показав этим конец междоусобных войн. К делам Цинь Шихуаня причисляют приведение в порядок мер и весов, введение стандартного написания иероглифов, организация жесткой бюрократической системы правления. Он проводил много общественных работ, задействовав миллионы граждан империи. Кроме того, именно в период правление Цинь началось возведение Великой Китайской стены, длина которой составляла около 8852 километров. Была также возведена гробница императора Цинь Ши Хуана, в которой находилась терракотовая армия, и дворец императора Эпан.
Империю опоясывала сеть дорог, длина которых в сумме была семь с половиной тысяч километров. Их ширина была около 15 метров с 3 полосами, при этом полоса по центру была предназначена для императора.
На жизнь императора два раза покушались в 218 и 216 гг. до нашей эры, потому последние годы своей жизни Цинь Шихуан провел скрытно, стараясь не останавливаться в каком либо дворце больше чем на одну ночь. И по причинам страха смерти он не извещал кого-либо о месте своего пребывания.
Цинь Шихуан умер в 210 г. до нашей эры в поездке по империи в сопровождении младшего сына Ху Хая, главного советника Ли Сы и начальника канцелярии Чжао Гао. В опасении восстаний, они решили скрыть смерть Цинь Шихуаня. Сговорившись, они подделали письмо от имени императора. В письме престол передавался младшему сыну императора Ху Хай, а не старшему – Фу Су. Письмо приказывало «даровать почетную смерть» старшему сыну и военному начальнику Мэн Тяну.
Младший сын Цинь Шихуаня – Ху Хай в 21 год стал новым императором Цинь и начал носить имя Эр Ши-Хуанди, но на деле он был марионеткой в руках главы канцелярии Чжао Гао, по приказанию которого через 3 года молодой император покончил жизнь самоубийством.
Вскоре после смерти императора Цинь Шихуаня в 209 г. до нашей эры произошло первое восстание против порядков, введенных династией Цинь в Китае. Мало популярный и слабовольный Эр Ши-Хуанди не смог сдержать народное восстание, потому повстанческие настроения поглотили всю страну, что привело в 207 г. до нашей эры к падению Империи Цинь.
Среди лидеров народных повстанцев началась борьба за власть, из которой вышел победителем Лю Бан. Лю Бан был обычным крестьянином, но это не помешало ему провозгласить себя императором новоиспеченной династии Хань.

Источник

Династия Цинь ( 221 – 207 гг. до н.э.) династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.

Династия Цинь пришла к власти свергнув Династию Чжоу. В эпоху Цинь были заложены принципы управления Китаем на несколько столетий вперед.

Император имел титул – Первый величественный правитель Цинь. Согласно его политике было положено начало централизованного государства, в котором юристами были чиновники.

Страну разделили на округа и уезды. Реформа предусмотрела унификации измерения веса, пространства, монет, а также письма. Вследствие этого стало легче вести торговлю, не зависимо от региональных различий.

Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. государств.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 917
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-cin-221-207-do-n-e/

Создание централизованного государства

древний китай государство община

В четвертом в.до н.э. постепенно складываются объективные предпосылки для создания единого древнекитайского государства и все чаше высказываются доводы о необходимости преодолеть междоусобную рознь и объединить древнекитайские государства под властью одного правителя.

Одной из таких предпосылок было развитие товарно- денежных отношений и налаживания постоянных хозяйственных связей между отдельными царствами. (В.И. Кузищин 2005г с. 337-338 )

Множество каналов, соединяя большие и малые реки, образовывало сеть водных сообщений, связывавшую все южны и северные районы, .

Во всех царствах строились плотины. Во время засухи из-за воды постоянно возникали распри, в период проливных дождей воду спускали на территорию соседних владений. Например, когда княжество Восточное Чжоу собиралось сажать рис, Западное Чжоу не дало воды (в 367 г. до н. э. Чжоу было разделено на два царства — Восточное и Западное); земли царств Вэй и Чжао находились на возвышенности, а земли Ци — в низине; если воды Хуанхе не прорывали дискую плотину, они затапливали земли Чжао и Вэй . Задержка и пуск воды были для землевладельцев и крестьян вопросом жизни или смерти. Установление единого управления ирригацией являлось общим требованием обоих классов.

Читайте также:  Что делать в первую очередь при открытом переломе

Развитию водного и сухопутного сообщения препятствовали сторожевые посты на переправах, городские стены и огромные крепостные рвы, сооруженные в каждом царстве. Препятствием на пути развития торговли были жестокие поборы. Развитию ирригации мешали различные плотины, которыми огораживалось каждое государство от своего соседа. Это все были искусственные препятствия. Только при объединении всей страны можно было уничтожить или хотя бы уменьшить все бедствия, порожденные разобщенностью отдельных районов страны.

Важной предпосылкой была консолидация этнической общности древних китайцев. На среднекитайской равнине, этническое самосознание хуася всё больше начинает связываться с представлением о том, что населенная ими территория находится в центре Поднебесной. Постепенно процесс консолидации этнической общности древних китайцев приведет к созданию культурного стереотипа, распространившегося на все основные царства Древнего Китая.

Объединение древнекитайских царств было подготовлено самой логикой политической ситуации того времени. Стремление к ликвидации самостоятельности враждебных царств и поглощению их территории означало в перспективе дальнейшее сокращение числа независимых политических образований. Стремясь получить дополнительные шансы в борьбе против соседей, большинство претендентов на роль объединителя страны используют политику союзов с наиболее удаленными царствами. Так возникли « вертикальный союз» Чжао и Чу и «горизонтальный союз» Цинь и Цы.

Результатом заключения « горизонтального союза» было, в частности , то, что в 288 г. до н. э. правители Цинь и Ци договорились о своего рода разделе сфер влияния: после победы над противниками циньский правитель должен был принять титул « Западного императора», а циский- « Восточного» (В.И. Кузищин 2005г с. 337-338 )

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3112
Источник: https://studwood.ru/1464095/istoriya/sozdanie_tsentralizovannogo_gosudarstva_kitae_reformy_tsin_huan

Первая императорская династия Китая – Цинь

Прошло более 2 тыс. лет от того, как в 221 г. до н.э. была создана первое в Китае централизованное государство – империя Цинь, которая имела важное значение для истории Китая.

Период с 255 по 222 г. до н.э. называется периодом Чжаньго – Период Борющихся Царств. К концу III в. до н.э. усилилось княжество Цинь (пров. Шаньси), которое вело успешные войны с другими княжествами, а затем уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. Ин Чжэн проводил уверенную политику объединения страны, что было необходимо в связи с развитием земледелия и торговли.

Многие китайцы воевали с гуннами – кочевниками, населявшими Монголию. У гуннов была мощная подвижная конница. Набеги кочевников опустошали северные провинции Китая, и борьба с ними была тяжелой для китайской армии, поскольку у китайцев было мало конницы.

Обычно гунны легко выходили из-под удара и отступали вглубь Монголии до тех пор, пока китайская армия не прекращала преследований за отсутствия продовольствия и не возвращалась обратно. Вслед за этим гунны совершали новые набеги с того места, откуда их меньше всего можно было ожидать.

В 221 г. до н.э. Чжэну удалось разгромить всех своих противников и завершить объединение страны. Князь циньского княжества Ин Чжэн стал первым правителем Китая, провозгласив себя первым императором, то есть «Цинь Шихуан-ди», что в переводе означает – первый священный император Цинь.

Объединение Китая имело большое значение для истории Китая. Император создал четкую систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с контурами прежних царств и княжеств. А во главе них стояли цзюньшоу – губернаторы.

Области делились на уезды – сянь, во главе с «сяньлинами», а уезды – сянь – на волости – сян, и более мелкие единицы – «тин». В каждом «тине» было по 10 общин – ли. Все крестьяне империи получили наделы земли.

В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы: строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения.

Еще одним важным вкладом в культуру Китая после объединения –  стало введение единой письменности. До династии Цинь в разных княжествах были свои письмена. Это создавало препятствия в культурном обмене. После объединения под властью Цинь, Сяочжуань – один из видов китайского древнего письма, стала общепринятой письменностью.

Употребление китайских иероглифов было узаконено, что сыграло важную роль в развитии культуры.

Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император Китая также ввел единый денежный оборот с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.

213 г. до н.э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все древние книги, а в 212 г. до н.э. казнили 460 наиболее активных идеологических противников императора из среды конфуцианцев.

Еще в конце IV в. до н.э. для защиты от набегов гуннов княжества Инь, Чжоу и Цинь начали строить большую защитную стену. Остатки этой стены не сохранились.

В 214 г. до н.э. китайцы начали строительство стены Бянь-чен – пограничной стены. Великая китайская стена начинается у старой китайской крепости-таможни Шаньхайгуань и идет на запад горными хребтами, берегами рек и заканчивается у крепости Дзяюйгуань рядом с хребта рихгофен.

Сооружение Великой стены говорит о высоком уровне военно-инженерного дела в древнем Китае. При империи Цинь строились и стратегические пути, а также сооружали водную магистраль – Большой канал.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3571
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-cin-221-207-do-n-e/

Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь

Полтора десятилетия существования империи Цинь – это целая эпоха в истории Китая. В это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй. Поэтому не суть важно, что империя просуществовала пятнадцать лет, что крайне мало по историческим меркам. Объединение протогосударственных образований в одно целое было исторически обусловлено, и заурядный дворцовый переворот не повлиял сколько-нибудь значительно на исторический процесс. За время существования первой империи были проведены важные реформы. Территория страны была поделена на 36 административных округов. Каждый состоял из уездов, которые делились на волости, включавшие несколько общин. Во главе округов стояли начальники, назначаемые императором. Вторым лицом в округе был командующий войсками, расквартированными на территории округа.

Таким образом, было создано сильно милитаризованное государство, где роль первой скрипки играли знатные солдафоны. Излишняя степень милитаризации говорила о насильственном характере политической централизации. Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи. Ему подчинялись начальники окружных военных ведомств.

В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства.

Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуан начинает военные действия против сюнну (племена кочевников). В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников.

Войны с соседями, грандиозные строительные работы требовали дополнительных поступлений в казну. При Цинь Шихуане резко увеличивается налог на крестьян. Военный аппарат нужно было кормить и снаряжать. В результате практически не прекращающихся войн основная масса крестьян любыми путями пыталась прорваться в армию, надеясь хоть как-то свести концы с концами. Первым толчком, потрясшим Циньскую империю, было восстание бедноты. Во главе повстанцев становятся примкнувшие к восстанию представители старой знати. Древняя родовая знать не могла простить императору того, что ее представителей попытались заставить повиноваться. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Нужно сказать, что подобное явление политической раздробленности и междоусобицы было характерно для ситуации «всеобщего бунта». В это время на территории империи бунтовали практически все: и аристократы, и крестьяне. Случались бунты и в армии, в основном из-за несвоевременной выплаты жалования. Милитаризованный характер империи выявил форсированный характер политической централизации. Форсированная централизация опасна тем, что она ставит под удар процесс объединения. Силовое давление, тем более не своевременное, грозит тем, что нарушает естественный ход событий. После форсированной централизации при агрессивной внешней политике правящих кругов неизбежен всплеск центробежных политических тенденций. В январе 202 г. Лю Бан одержал победу. Он провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу.

Читайте также:  Гипс при переломе первой пястной кости

Перед новым правителем стояла следующая задача «мягкой» политической централизации. Планируемые меры включали в себя: постепенное реформирование бюрократической системы; создание гибкого и разветвленного аппарата. Другой трудной задачей была демилитаризация системы при сохранении сильной армии. Основные трудности реформирования выпали на плечи китайского крестьянства.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3856
Источник: https://redstory.ru/world/oldworld/29.html

Итоги и последствия

После того, как царство Цинь завоевало все остальные царства Китая, его правитель отдал приказ первым советникам и цензорам:

В своё время ханьский ван поднёс нам земли, вручил печать и просил считать его нашим слугой. Однако вскоре он нарушил соглашение, объединился с княжествами Чжао и Вэй в союз по вертикали и восстал против Цинь, поэтому я послал войска, покарал их и взял в плен правителя Хань. Я считал, что это принесёт добрые результаты и, может быть, прекратятся военные действия. После этого правитель княжества Чжао прислал своего первого советника Ли Му заключить союз с Цинь, и поэтому мы вернули княжича дома Чжао, бывшего у нас заложником. Однако вскоре чжаоский ван нарушил союз и поднялся против нас в Тайюани. Поэтому я послал войска, покарал Чжао и взял их вана в плен. Тогда княжич Чжао по имени Цзя объявил себя Дай-ваном, поэтому я послал войска, разбил и уничтожил его. Вэйский ван вначале договорился с нами и изъявил свою покорность Цинь, но вскоре вместе с княжествами Хань и Чжао замыслил неожиданно напасть на Цинь, тогда циньские войска и наши слуги покарали его и покончили с его владениями. Цзинский ван ( правитель Чу ) поднёс нам земли к западу от Цинъяна, но вскоре нарушил договор и напал на нашу область Наньцзюнь, из-за этого я послал войска покарать его, взял в плен их правителя и умиротворил земли Цзин. Правитель княжества Янь по своему неразумению творил беспорядки, а его наследник Дань тайком приказал Цзин Кэ совершить злодейство против меня, вот почему я послал войска и своих слуг покарать его и покончил с его владением. Правитель княжества Ци, следуя советам Хоу Шэна, перестал посылать в Цинь послов и намеревался поднять бунт, поэтому войска и наши слуги покарали циского вана, взяли его в плен и умиротворили земли Ци.

Я со своими слабыми силами смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных, только опираясь на помощь духов своих предков, так правители шести княжеств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворённой. Ныне, если не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам. Обсудите, каким быть титулу императора!

После дискуссии с министрами циньский правитель принял титул «император» (хуанди). Так появилась первая централизованная империя на территории Китая.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2339
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D1%8C

Гробница Императора Цинь Шихуанди

Ничто не иллюстрирует мощь Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был возведен еще при жизни императора. Сооружение гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего г. Сианя.

По свидетельству Сыма Цяня до создания мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет. Периметр внешней стены захоронения составляла 6 км.

Гробница с захоронением первого императора была найдена археологами лишь в 1974 году, тогда выяснилось, что гора Лишань – это рукотворный некрополь. Его изучение продолжается до сих пор, причем место захоронения императора еще ждет вскрытия.

Курган венчало некое пирамидальное помещение, где, по одной из версий, душа покойного должна подняться в небо.

И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором в гробнице были похоронены их копии – терракотовая армия, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй терракотовых воинов вместе с Цинь Шихуанди было зарыто по разным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц.

Интересно! Комплекс гробницы первого императора Династии Цинь – Шихуанди первым среди китайских объектов был внесен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1357
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-cin-221-207-do-n-e/

Конец жизни первого императора Китая – Цинь Шихуанди

За последние десять лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он постоянно объезжал различные уголки государства, принося жертвы в местных храмах, извещая местные божества о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.

Объездами собственных владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из “Ши цзи” ханьского историка Сыма Цяня, китайского императора беспокоили мысли о собственной смерти. Во время своих странствий он познакомился с многими волшебниками и ведунами, надеясь узнать от них тайну эликсира бессмертия.

В 219 г. он снарядил на поиски экспедицию к островам Восточного Моря (вероятно, в Японии). Конфуцианские ученые видели в этом пустые суеверия, за что жестоко поплатились: как гласит легенда, император приказал закопать 460 из них живьем в землю.

В 213 г. до н. э Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, которые касались сельского хозяйства, медицины и гадания. Кроме того, не тронули книги из императорских собраний и хроники цинского правителей.

В последние годы жизни, отчаявшись и потеряв веру в обретение бессмертия когда-либо, Цинь Шихуанди все реже объезжал границы своего государства, отгородившись от мира в огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император надеялся, что люди будут видетьв нем божество.

Вместо этого, тоталитарное правление первого императора Китая вызывало рост недовольства среди населения. Раскрыв три заговора, император не мог доверять ни одному из своих приближенных.

Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. е. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярии Чжао Гао и главный советник Ли Сы.

Боясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от его имени письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший – Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о даровании почетной смерти Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Шихуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был вынужден совершить самоубийство по его же приказу.

В империи начались восстания, возглавляемые Чэнь Шеном, в Гуаном и Лю Баном (кон. 209 – нач. 208 гг. Н.э.). В октябре 207 г. до н. е. столицу империи Сяньян был взят армией Лю Бана, провозглашенного императором. Он стал основателем династии Хань.

Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства. В ее состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и др. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были мощные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2896
Источник: https://azialand.ru/dinastiya-cin-221-207-do-n-e/

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 18048
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://azialand.ru/dinastiya-cin-221-207-do-n-e/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 8741 (48%)
  2. https://redstory.ru/world/oldworld/29.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3856 (21%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D1%8C: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 2339 (13%)
  4. https://studwood.ru/1464095/istoriya/sozdanie_tsentralizovannogo_gosudarstva_kitae_reformy_tsin_huan: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3112 (17%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Источник