Переломы и ушибы задачи

Переломы и ушибы задачи thumbnail
Поделиться с друзьями

Задача №1

Во время несения службы охранник частного предприятия подвергся нападению и получил огнестрельное ранение в правое плечо.

Объективно: на передней поверхности в С/3 правого плеча имеется умеренно кровоточащая рана размером 1×1см, неправильно округлой формы, на задней поверхности – аналогичная рана несколько больших размеров с неровными краями. Из анамнеза выяснилось, что в пострадавшего стреляли на расстоянии около 30м из пистолета. В здравпункте соседнего предприятия дежурил фельдшер, к которому и обратился пострадавший.

Задания

1.Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

2.Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.

3.Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки на плечо, используя индивидуальный перевязочный пакет применительно к ситуации.

Эталон ответа

1. DS:Сквозное огнестрельное (пулевое) ранение правого плеча.

2. Алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи:

а) визуальный осмотр раны;

б) туалет раны и наложение асептической давящей повязки;

в) подвесить руку на косынке;

г) немедленно сообщить в дежурную часть МВД по тел. “02” о происшедшем;

д) вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Задача №2

В ФАП милицией доставлен пострадавший от нападения вооруженного ножом преступника.

Жалобы на боль в правой половине грудной клетки и правой руке, слабость, головокружение.

Объективно: Состояние средней тяжести, пострадавший возбужден. Пульс 90 в минуту, АД 100/70 мм рт. ст. Кожные покровы бледные, на внутренней поверхности средней трети правого плеча — резаная рана – 2,5-3см, сильное пульсирующее кровотечение. На передней поверхности правой половины грудной клетки – множественные резаные раны, в пределах кожи, кровотечение незначительное.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа.

1. DS:Резаная рана правого плеча, с повреждением плечевой артерии. Геморрагический шок I ст.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) для остановки кровотечения необходимо вначале произвести пальцевое прижатие плечевой артерии у внутреннего края двухглавой мышцы к плечевой кости, затем наложить выше раны жгут, с указанием времени его наложения (под жгут подложить прокладку);

б) для купирования боли ввести 1-2 мл 50% р-ра анальгина в/м;

в) наложить асептическую повязку на рану плеча для профилактики инфекции;

г) произвести иммобилизацию конечности с помощью косынки;

д) произвести туалет раны передней поверхности грудной клетки;

е) начать введение полиглюкина;

ж) вызвать бригаду скорой медицинской помощи для госпитализации в хирургическое отделение, для проведения окончательной остановки артериального кровотечения, ПХО раны, профилактики столбняка;

з) транспортировать пациента на носилках, в положении лежа на спине.

Задача №3

В ФАП доставлен мальчик, 10 лет, получивший самодельным взрывным устройством ранение правого глаза и кисти. Жалобы на сильную боль в правом глазу, головную боль, тошноту, снижение зрения, боль в руке.

Объективно: Состояние средней тяжести. АД 100/70 мм рт. ст. Пульс 90 в минуту. Кожа бледная. На веках обоих глаз множество мелких резаных ран, на склере правого глазного яблока на 8-10 часах, на расстоянии 5 мм от лимба линейная, сквозная рана, длиной около 10 мм. Зрачок овальный, смещен в медиальную сторону. На ладонной поверхности правой кисти рана 3,5х2 см с неровными краями, кровотечение умеренное, активные движения ограничены из-за боли.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Проникающее ранение правого глазного яблока. Рваная рана ладонной поверхности правой кисти.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызов санитарной авиации для доставки пациента в глазное отделение;

б) снятие боли: анальгин, баралгин;

в) промывание правой коньюнктивальной полости раствором фурацилина 1:5000, инстилляция р-ра антибиотика, наложение асептической повязки на оба глаза;

г) удаление из ран век поверхностно расположенных инородных тел, обработка краев ран йодонатом;

д) туалет раны кисти, с последующей иммобилизацией конечности косыночной повязкой;

е) введение антибиотиков для профилактики инфекции;

Задача №4

В ФАП к фельдшеру доставлен мужчина 50 лет с жалобами на сильную боль в области правого бедра, усиливающуюся при ходьбе.

Со слов пострадавшего, около часа назад получил сильный удар мешком при разгрузке вагона.

Объективно: состояние удовлетворительное. Симптомов перелома бедра не выявлено. На передней поверхности правого бедра обширный кровоподтек и припухлость овальной формы. Отмечается увеличение окружности правого бедра в средней и нижней трети на 4-5 см, по сравнению с левой нижней конечностью, симптом “зыбления” при пальпации.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. Диагноз: Ушиб мягких тканей передней поверхности правого бедра. Гематома.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) с целью гемостаза приподнять нижнюю конечность, наложить давящую повязку на правое бедро;

б) приложить холод на поражённый участок конечности для профилактики усиления кровотечения;

в) ввести гемостатические препараты (10% раствор глюконата кальция 10 мл в/в, дицинон в/в);

г) вызвать бригаду скорой медицинской помощи для доставки в хирургический стационар с целью уточнения диагноза и решения вопроса дальнейшей лечебной тактики;

д) транспортировать пациента в положении лежа на носилках с приподнятой поврежденной конечностью.

Задача №5

В ФАП обратилась женщина 62 лет с жалобами на боль в левом коленном суставе, усиливающуюся при ходьбе. За два дня до обращения упала на улице коленом на асфальт. Дома применяла компресс без положительного эффекта.

Объективно: Состояние удовлетворительное. Температура 36,70. Левая нижняя конечность находится в полусогнутом положении. Левый коленный сустав увеличен в объеме, в области надколенника ссадина размером 4х6 см, покрытая коричневой корочкой. Движения в суставе несколько ограничены и болезненны. Пальпаторно определяются болезненность и баллотирование подколенника. Температура кожи над суставом не увеличена.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS: Ушиб левого коленного сустава. Гемартроз. Ссадина в области коленного сустава.

Жидкость в суставе может быть реактивным выпотом или кровью. Точный диагноз может быть поставлен в ЛПУ, после выполнения Ro- графии сустава и пункции.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) пациентку уложить, оценить состояние гемодинамики с учетом возраста;

б) вызвать скорую помощь для доставки в травмпункт;

в) ввести раствор 50% анальгина 2,0 внутримышечно;

г) осуществить транспортную иммобилизацию шиной Крамера;

д) транспортировка осуществляется на носилках.

Задача №6

В ФАП доставлен мальчик 10 лет с жалобами на боли в правом лучезапястном суставе. Со слов сопровождающего учителя, упал в школьном коридоре на вытянутую руку, кисть при этом подвернулась внутрь.

Объективно: Состояние удовлетворительное. Визуально отмечается отек тыльной поверхности лучезапястного сустава. Пальпация сустава вызывает ощущение боли, которая резко усиливается при сгибании кисти. Нагрузка по оси предплечья безболезненна.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику транспортной иммобилизации конечности, применительно к данной ситуации (разными способами).

Эталон ответа

1. Диагноз:Растяжение связок правого лучезапястного сустава.

Точный диагноз может быть поставлен в ЛПУ только после выполнения рентгенографии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) с целью обезболивания ввести 25% раствор анальгина и 1% раствор димедрола внутримышечно;

б) приложить холод на лучезапястный сустав;

в) вызвать скорую помощь для доставки в травмпункт;

г) наложить повязку, фиксирующую сустав;

д) осуществить транспортную иммобилизацию правой верхней конечности;

е) транспортировка в травмпункт в положении сидя.

Задача №7

Во время спортивной борьбы, после проведения приема, один из борцов почувствовал острую боль в области левого плечевого сустава и надплечья, невозможность движений в верхней конечности.

Объективно: Пораженную конечность пострадавший придерживает здоровой рукой, голова наклонена в сторону больного надплечья, визуально плечевой сустав деформирован, целостность кожи не нарушена, при пальпации головка плечевой кости определяется в подмышечной впадине. Спортсмен стонет от боли.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи пострадавшему, аргументируйте свой ответ.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый вывих левого плеча.

Точный диагноз может быть поставлен только после выполнения рентгенографии в ЛПУ.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) обезболивание с целью профилактики болевого шока (орошение области сустава хлорэтилом или введение растворов аналгина, тригана, максигана, трамала внутримышечно);

б) транспортная иммобилизация шиной Крамера в том положении, которое приняла конечность;

в) применение холода на область сустава (уменьшает боль и внутреннее кровотечение);

г) транспортировка в ЛПУ в положении сидя санитарным транспортом.

Задача№8

В фельдшерский пункт обратился больной, который, поскользнувшись, упал на вытянутую руку и ударился правым плечом об асфальт. Жалобы на боли в правой надключичной области, движения в правом плечевом суставе резко болезненны.

Объективно: Правое надплечье несколько опущено, в средней трети ключицы определяются деформация, кровоизлияние, при осторожной пальпации определяется патологическая подвижность в проекции деформации. Затруднено и болезненно отведение руки, движения в плечевом суставе ограничены, больной поддерживает руку и приподнимает ее за предплечье, прижимая локоть к груди. Верхняя конечность ротирована кнутри.

Задания

1. cформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз;

2. составьте и обоснуйте алгоритм оказания неотложной помощи;

3. продемонстрируйте технику наложения повязки Дезо.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый перелом правой ключицы.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) введение анальгетика (50% раствор анальгина 2 мл в/м);

б) фиксация верхней конечности кольцами Дельбе либо повязкой Дезо, либо 8-образной повязкой;

в) подвешивание предплечья на косынке.

г) госпитализация в травматологическое отделение в положении «сидя».

Задача №9

В условиях гололеда женщина 72 лет поскользнулась и упала на вытянутую правую руку, опершись кистью на лед. Одновременно почувствовала сильную боль в области нижней трети правого предплечья на стороне I пальца, ближе к лучезапястному суставу.

Объективно: состояние больной удовлетворительное, жалуется на локальную боль в нижней трети правого предплечья, где имеется “штыкообразная” деформация в проекции лучевой кости. Легкое поколачивание по I пальцу и пальпация нижней трети предплечья усиливают боль, и на месте деформации имеется вероятность патологической подвижности.

Задания:

1. сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз;

2. расскажите о дополнительных симптомах, необходимых для уточнения диагноза и методике их определения;

3. составьте алгоритм оказания неотложной помощи;

4. составьте диагностическую лечебную программу в ЛПУ.

Эталон ответа

1. DS:закрытый перелом правой лучевой кости в “типичном месте”.

2. Дополнительными признаками могут быть:

Кровоизлияния на тыльной поверхности кисти, крепитация отломков при пальпации, определение чего нежелательно из-за вероятности увеличения смещения отломков и усиления болей, как и попытка выявить патологическую подвижность в месте перелома.

3. Алгоритм неотложной медицинской помощи:

а) введение анальгетика (50% раствора анальгина 2 мл в/м);

б) при необходимости, учитывая возраст пострадавшей, сердечно-сосудистые препараты (раствор кордиамина 2 мл, корвалол, валокардин);

в) транспортная иммобилизация конечности;

г) транспортировка в положении сидя в травматологический пункт.

План диагностических исследований

В травматологическом пункте следует произвести Ro-графию предплечья в 2-х проекциях, при необходимости репозицию отломков под местным обезболиванием и наложение гипсовой повязки, подвесить руку на косынке.

Задача №10

Вызов фельдшера скорой помощи на строительную площадку. Рабочему 28 лет, на правую голень упала металлическая балка. Пострадавший стонет от боли, бледен, покрыт холодным потом. На передней поверхности верхней трети правой голени имеется рана размером 10х3 см, из которой пульсирующей струей вытекает алая кровь, выступают отломки большеберцовой кости. Отмечаются выраженная деформация и укорочение голени.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Открытый перелом диафиза большеберцовой кости справа, осложненный артериальным кровотечением.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) остановить кровотечение;

Категорически запрещено поверх жгута накладывать повязку. Жгут должен бросаться в глаза!

б) оценить состояние пострадавшего и состояние гемодинамики для диагностики симптомов травматического шока;

в) купировать болевой синдром по возможности наркоз закисью азота при помощи аппарата АН-8;

г) осуществить туалет раны, наложение асептической повязки;

д) обеспечить иммобилизацию правой нижней конечности с помощью 3-ёх шин Крамера;

е) транспортировать пациента на носилках в машину скорой помощи;

ж) применить местно холод для уменьшения боли и отека.

В машине скорой помощи в ходе транспортировки при наличии симптомов травматического шока проводят противошоковую терапию.

Задача №11

Хрупкую пожилую женщину сбило машиной. Подошедший мужчина поднял женщину за подмышки, и так внес в здание соседней школы. Больную уложили на медицинскую кушетку.

Объективно: сознание ясное, беспокоят боли в левой голени, АД 90/60 мм рт.ст., пульс 100уд. в минуту. В области средней трети голени выраженная деформация, отчетливо видно поперечное смещение костей голени. Кожа цела, функция конечности отсутствует – движения невозможны, пульсация периферических артериальных сосудов отчетливая.

Задания

1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый перелом обеих костей C/3 левой голени, травматический шок первой степени.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 28530 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,

переломов».
Цель:  познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.

Задачи:

-совершенствовать умение слаженно работать в группах;

-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-развивать стремление быть здоровым.

Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели

2. Вступительная часть.

Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься. 
3.Основная часть.

– Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)

– Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма. 
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.

– Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?

Какие травмы вы можете назвать?

– Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.

– бытовой

– уличный

– школьный

– спортивный

– прочие виды

Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.

– А сегодня мы начнем разговор о первой группе – бытовом травматизме.

Работа в группах.

– Объясните смысл этого выражения – бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?

(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы) 
Разбор конкретных бытовых травм 
Самый легкий вид травм – это ушиб.

– Что это такое? (Когда человек ударился)

– Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк) 
– Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.

– Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)

– Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу) 
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.

– Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)

– Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)

– Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?

Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.

Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.

Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.

В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу. 
Вопросы после прослушивания рассказов

– Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае? 
Выслушиваются ответы детей.

– Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.

Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.

– В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)

– У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)

– Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы учащихся.

Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.

– Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы. 

Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.

а) Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (пылесос)

б) Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул. (утюг)

в) Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)

– Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)

– Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)

– Относится ли удар током к бытовым травмам?

– Как надо обращаться с электроприборами?

– Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)

– Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».) 
Следующий вид бытового травматизма – отравление.

– Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)

– Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником. 
Рассказ заранее подготовленного ученика.

Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки

Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.

У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.

– В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)

– Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.

– О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)

– Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста 
Тест 

  1. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно: 

а) приложить что-нибудь холодное;

б) наложить повязку;

в) срочно обратиться к врачу. 

  1. Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться: 

а) своими руками;

б) деревянной ручкой от щетки;

в) железной линейкой. 

3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге: 

а) баночка с кремом;

б) холодная вода;

в) йод или зеленка. 

4. Собрать пролитую ртуть можно: 

а) пылесосом;

б) медной фольгой;

в) веником. 

– Что такое травма?

– Какие виды травматизма вы можете назвать?

– Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?

– Перечислите бытовые травмы.

– Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)

– Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?

4. Итог занятия.
– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким. 

Источник