Переломы ушибы вывихи лекция

Переломы ушибы вывихи лекция thumbnail
Поделиться с друзьями

Ушиб — наиболее распространенный вид повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова. Ушибы возникают в результате воздействия на мягкие ткани тупых предметов, при падении или ударе о твердые предметы. Для ушибов характерны сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы, сохранение в течение определенного времени болезненности и затруднения движения в области травмированной части тела, а также появление на месте ушиба припухлости (гематомы) и кровоподтека (синяка). При ушибах могут повреждаться поверхностно расположенные ткани и внутренние органы. При оказании первой помощи пострадавшему накладывают давящую повязку, придают возвышенное положение пострадавшей части тела, применяют холод на месте ушиба (лед или холодную воду в пузыре, холодную примочку), обеспечивают покой.

Иногда в результате ушиба возникает носовое кровотечение. В этом случае пострадавшего следует усадить, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин. На область носа можно положить пузырь со льдом или кусочек ткани, смоченной холодной водой. Не следует класть пострадавшего горизонтально или сильно закидывать голову назад, так как кровь, попадая в глотку, может вызвать рвоту. Если кровь идет сильно и, несмотря на все усилия, не останавливается, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

При травмах головы возможен ушиб или сотрясение головного мозга. Признаками ушиба головного мозга являются головные боли, подташнивание, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания, тошнотой и рвотой, сильными головными болями, головокружением. Первая помощь при ушибе и сотрясении головного мозга заключается в создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.

Сильные ушибы груди или живота могут сопровождаться повреждением внутренних органов и внутренним кровотечением. В этом случае на место ушиба необходимо положить холод и срочно доставить пораженного в медицинское учреждение.

Для транспортировки пораженного применяются санитарные носилки. При их отсутствии носилки можно изготовить из подручных j материалов: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и-переплетенных лямками (веревкой, ремнями), из тюфячной наволочки и двух жердей, из двух мешков и двух жердей и т.п. Можно переносить пораженного на спине, на плече, на руках с использованием и без использования подручных средств (лямок, ремней и др. — рис. 5.11).

Перелом — это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии. Переломы могут “быть закрытыми и открытыми (рис. 5.12). При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы.

Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

При открытом переломе края открытой раны (по ее окружности) обработайте так же, как и в случае ранения.

При переломе (открытом или закрытом) конечности исключите возможность ее движения. Неподвижность (иммобилизация) в месте перелома обеспечивают наложением специальных шин или подручными средствами путем фиксации двух близлежащих суставов (выше и ниже перелома). Предварительно шину следует выстелить ватой, мхом, тряпкой и т.п. Основные виды шин: металлические лестничные и сетчатые, фанерные, специальные деревянные Дитерихса (рис. 5.13). Подручными средствами для изготовления шин могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы, используя которые можно обеспечить неподвижность в месте перелома.

Как правило, шину накладывают с обеих сторон конечности — внутренней и наружной.

Если нет ни шин, ни подручного материала, то при переломе нижней конечности поврежденную ногу привязывают к здоровой. При переломе верхней конечности поврежденную руку прибинтовывают к туловищу.

При переломе костей черепа, пораженного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или используют ватно-марлевый круг.

Поврежденные верхнюю и нижнюю челюсти фиксируют праще- видной повязкой, при этом голову поворачивают набок во избежание западания языка, который может закрыть дыхательное горло и вызвать удушье.

При переломах костей плеча или предплечья шину накладывают на руку, согнутую в локте. При переломе костей предплечья шина должна захватывать локтевой и лучезапястный суставы. Пострадавшему с переломом плеча шину накладывают так, чтобы она захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Руке необходимо придать согнутое в локте положение. Для этого шину сгибают под прямым углом в области локтевого сустава и моделируют на себе.

При переломах ключицы на область надплечий накладывают два ватно-марлевых кольца, которые связывают на спине, руку подвешивают на косынке.

При переломе пальцев кисти им придают полусогнутое положение и в кисть вкладывают индивидуальный перевязочный пакет, комок плотно свернутой ваты.

При переломах ребер на грудную клетку в состоянии выдоха накладывают тугую бинтовую повязку или стягивают грудную клетку поло тенцем и зашивают его.

При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего укладывают на твердый щит животом вниз, а при переломах в шейном отделе — на спину.

При переломах костей таза пораженного укладывают на спину на твердый щит (фанеру, доски), под колени подкладывают скатанную одежду или одеяло, так чтобы нижние конечности были полусогнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны (положение «лягушка»).

– При переломе бедра шину накладывают с наружной стороны его от подмышки до пятки, а с внутренней стороны — от паха до пятки.

У пострадавших с переломом костей голени наружную и внутреннюю шины (желательно и заднюю по бедру до кончиков пальцев) накладывают так, чтобы они захватывали коленный и голеностопный суставы.

Главной опасностью при переломах может оказаться травматический шок, основной причиной которого являются болевые ощущения. Особенно часто развивается шок при открытых переломах с артериальным кровотечением.

Травматический шок — опасное для жизни осложнение тяжелых поражений, которое характеризуется расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ и других жизненно важных функций.

В развитии травматического шока различают две фазы — возбуждение и торможение. Фаза возбуждения развивается сразу же после травмы как ответная реакция организма на сильнейшие болевые раздражители. При этом пораженный проявляет беспокойство, мечется от боли, кричит, просит о помощи. Эта фаза кратковременная (10—20 мин) и не всегда может быть обнаружена при оказании первой доврачебной помощи. Вслед за ней наступает торможение: при полном сознании пораженный не просит о помощи, заторможен, безучастен к окружающему, все жизненно важные функции угнетены, тело холодное, лицо бледное, пульс слабый, дыхание едва заметное.

Основные виды профилактики шока: устранение или ослабление боли после получения травмы, остановка кровотечения, исключение переохлаждения, бережное выполнение приемов первой доврачебной помощи и щадящая транспортировка. При оказании первой доврачебной помощи пораженному в состоянии шока необходимо остановить опасное для жизни кровотечение, ввести шприц-тюбиком противоболевое средство, защитить от холода, при наличии переломов провести транспортную иммобилизацию.

В тех случаях, когда шприц-тюбик с противоболевым средством отсутствует, пораженному в состоянии шока, если нет проникающего ранёния живота, можно дать алкоголь (вино, водку, разведенный спирт), горячий чай, кофе. Пораженного укрывают одеялом и как можно быстрее бережно на носилках транспортируют в медицинское учреждение.

Читайте также:  Травмы ушибы растяжения первая помощь

Основное правило оказания первой доврачебной помощи при переломах — выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного: остановка артериального кровотечения, предупреждение травматического шока, а затем наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.

Основная цель иммобилизации – достижение неподвижности костей в месте перелома. При этом уменьшаются боли, что способствует предупреждению травматического шока. Приемы проведения иммобилизации должны быть щадящими.

Способы и очередность выполнения приемов первой доврачебной помощи при переломах определяется тяжестью и локализацией (местом) перелома, наличием кровотечения или шока. При наложении повязки на рану и проведении иммобилизации нельзя допустить смещения обломков костей и превращения закрытого перелома в открытый.

Вывихи— смещение суставной поверхности костей одна относительно другой. Вывих характеризует припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении. Поэтому первая помощь при вывихе должна быть Направлена прежде всего на уменьшение боли — холодные примочки и лед на пострадавшее место, а при наличии — применение обезболивающих средств (анальгина, амидопирина). Затем следует зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы и обратиться к врачу. Недопустимо «вправлять» вывих самостоятельно.

Растяжения (разрыв) связок чаще всего бывают в голеностопном и кистевом суставах. Растяжение связок происходит при резком движении в суставе, когда объем этих движений превышает нормальный. При частичном или полном разрыве связок происходит кровоизлияние в ткани. Признаками растяжения являются резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе. При растяжении необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.

В условиях длительного сдавливания мягких тканей отдельных частей тела, нижних или верхних конечностей при попадании человека в завал может развиться очень тяжелое поражение, получившее название синдрома длительного сдавливания конечностей или травматического токсикоза. Оно обусловлено всасыванием в кровь токсических веществ, являющихся продуктами распада размозженных мягких тканей.

Пораженные с травматическим токсикозом жалуются на боли в поврежденной части тела, тошноту, головную боль, жажду. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющие очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30— 40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.

В течение травматического токсикоза различают три периода: ранний, промежуточный и поздний. В раннем периоде сразу же после травмы и в течение двух часов пораженный возбужден, сознание сохранено, он пытается освободиться из завала, просит о помощи. После пребывания в завале в течение двух часов наступает промежуточный период. В организме нарастают токсические явления. Возбуждение проходит, пораженный становится относительно спокойным, подает о себе сигналы, отвечает на вопросы, периодически может впадать в дремотное состояние, отмечается сухость во рту, жажда, общая слабость. В поздний период общее состояние пострадавшего резко ухудшается: появляется возбуждение, неадекватная реакция на окружающее, сознание нарушается, возникает бред, озноб, рвота, зрачки сначала сильно суживаются, а затем расширяются, пульс слабый и частый. В тяжелых случаях наступает смерть.

При оказании первой доврачёбной помощи при синдроме длительного сдавливания после извлечения пострадавшего из завала на раны и ссадины накладывают стерильную повязку. Если у пораженного холодные, синюшного цвета, сильно поврежденные конечности, на них накладывают выше места сдавливания жгут. Это приостанавливает всасывание токсических веществ из раздавленных мягких тканей в кровеносное русло. Жгут надо накладывать не очень туго, чтобы полностью не нарушить приток крови к поврежденным конечностям. В случаях когда конечности теплые на ощупь и повреждены не сильно, на них накладывают тугую бинтовую повязку. После наложения жгута или тугой бинтовой повязки поврежденные конечности обкладывают пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой, а самому пораженному вводят противоболевое средство, а при его отсутствии ему дают алкоголь, горячий чай, кофе и тепло укрывают. Поврежденные конечности даже при отсутствии переломов иммобилизуют шинами или С помощью подручных средств и как можно скорее доставляют пораженного в медицинское учреждение.

Источник

Перелом
(fractura)
– полное или частичное нарушение целости
кости
при внезапном механическом воздействии.
Причем сила, приложенная непосредственно
в месте повреждения или вдали от него,
должна превосходить упругость костной
ткани.

В
практической работе переломы встречаются
довольно часто. По статистике среди
всех больных, обращающихся с травмами
в стационары, поликлиники или
травматологические пункты, переломы
костей различных локализаций выявляются
почти у каждого третьего (33%), а частота
переломов костей конечностей среди них
составляет 65-70%.

Классификация переломов: По происхождению:

1.
Врожденные – при внутриутробном развитии.

2.
Приобретенные – переломы при родах и
далее в последующие годы.

По
причинам возникновения:

  1. Травматические
    (при падении, ударе, компрессии, ротации).

  2. Патологические
    (при остеомиелите, опухолях, нарушении
    обмена веществ), когда повреждение
    костной ткани возникает на месте
    патологического изменения и к перелому
    может привести незначительное физическое
    воздействие.

По состоянию кожных покровов и слизистых:

1.
Закрытые – без повреждения кожи и
слизистых.

2.
Открытые – с повреждением кожных покровов
и слизистых.

Такое
деление переломов имеет большое
практическое значение, так как раневая
инфекция может стать причиной серьезных
гнойных осложнений. Если рана имеет
соединение с местом перелома, то такой
перелом называют открытым
проникающим

ране могут быть видны костные отломки).
Когда раневой канал не сообщается с
местом повреждения кости, перелом
относят к разряду открытых
непроникающих

(поверхностные, скальпированные раны
без повреждения фасций). Следует помнить,
что перелом может быть первично
открытым
,
т.е. повреждение кожных покровов произошло
одновременно с переломом, и вторично
открытым
,
когда кожные покровы повреждаются
костными отломками во время транспортировки.
Естественно, что последняя ситуация
должна быть рассмотрена как следствие
грубой ошибки при оказании первой помощи
пострадавшему на месте происшествия.

По полноте
перелома:

  1. Полные.

  2. Неполные:
    а) т.н. «трещины»; б) поднадкостничные
    и по типу “зеленой ветки” у детей.

По локализации:

  1. Диафизарные
    – наиболее часто встречающиеся в
    клинической практике. В диагнозе обычно
    указывают более точное расположение
    перелома на протяжении диафиза – в
    верхней, средней или нижней трети.

  2. Метафизарные
    (околосуставные) – могут сопровождаться
    внедрением отломков друг в друга
    (вколоченный
    перелом
    ),
    что часто маскирует клиническую картину.

  3. Эпифизарные
    (чаще внутрисуставные). Очень часто
    нарушается конгруэнтность суставных
    поверхностей, разрушается хрящ, что
    ведет к развитию осложнений, наиболее
    частым из которых является посттравматическая
    контрактура (ограничение движений в
    суставе). Существуют переломы характерные
    только для детей и подростков. Это отрыв
    эпифиза по зоне роста –эпифизиолиз
    и остеоэпифизиолиз
    отрыв
    эпифиза с костным фрагментом метафиза.

По линии перелома:

  1. Поперечные
    – линия перелома располагается
    перпендикулярно к оси кости.

  2. Продольные
    – линия перелома идет вдоль оси кости.

  3. Косые
    – линия перелома направлена под углом
    к оси кости.

  4. Винтообразные
    или спиральные – возникают от скручивания
    отломков кости
    по ее оси.

  5. Оскольчатые
    – с образованием нескольких костных
    фрагментов.

  6. Отрывные
    – в результате резкого мышечного
    сокращения, наступающего внезапно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Читайте также:  Что такое ушиб в биологии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОТРОИЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

«утверждаю»

Директор гбпоу нсхт

____________

План – конспект открытого урока

по УД ОП 06. Правила безопасности дорожного движения

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

разработала преподаватель:

________________Шестакова О.Ю.

Ст. Новотроицкая, 2019г.

Раздел:  Доврачебная помощь пострадавшим

Группа № 311 по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока:  Раны, ушибы, вывихи, переломы. Первая доврачебная медицинская помощь (слайд 1)

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

1.Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях повреждений опорно – двигательного аппарата(переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), а также последствия безграмотного оказания или неоказания помощи при подобного рода травмах. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.

2.Развивающая: Развитие у обучающихся навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать развитию познавательной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Формирование убеждений о необходимости соблюдения правил безопасности дорожного движения.(слайд 2)

Межпредметные связи: биология, ОБЖ, ПДД.

Элементы педагогических технологий:
– личностно-ориентированные технологии;
– технологии содружества;
– игровые технологии;

– информационно-коммуникационные технологии.

Формируемые общие и профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Методы обучения: словесный, наглядно – практический, рассказ, беседа, моделирование ситуации, проблемный метод, групповой, АМО – технологии.

Материально – техническое обеспечение: учебные плакаты, шины, медицинская аптечка, набор для оказания первой медицинской помощи, мультимедийная аппаратура.

Основная литература:

  1. В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов Первая доврачебная медицинская помощь.М: Издательский центр «Академия», 2018

  2. Руководство для врачей скорой медицинской помощи. Под ред. В. А. Михайловича, А. Г. Мирошниченко. – 3-е издание, переработанное и дополненное. Санкт–Петербург , 2015г.

  3. Петров С. В., Бубнов В. Г.(при содействии Объединенной редакции Министерства внутренних дел) Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – Москва: Изд-во НЦ ЭНАС 2018 г.

Интернет-ресурсы:

studwood.ru›1576981/meditsina/okazanie…pomoschi…

vajnovsem.ru›2syna.ru›2017/03/27/pervaya-medicinskaya-pomoshh/

studopedia.ru›14_22283_okazanie…pomoshchi…pri

Планурока

I. Организационная часть (3-5 мин.)

1.1. Проверка явки и готовности к уроку (докладывает староста).  

1.2. Организация внимания обучающихся.

II. Проверка домашнего задания

III. Изложение нового материала

IV. Заключительный

Ход урока.

І. Вступительная часть.

Приветствие, проверка внешнего вида и наличия обучающихся.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях, узнаем о способах транспортной мобилизации пострадавшего, научимся накладывать шины, бинтованию, останавливать кровотечения смоделируем различные ситуации, при которых нам пригодятся эти знания и умения.

Для того чтобы начать нашу увлекательную работу, мы с вами должны вспомнить предыдущую тему.

Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях (Опрос). Оценивание.

ІІІ. Мотивация обучения.

Как оказать помощь при чрезвычайных ситуациях?

Постановка проблемной ситуации

– Представьте:

Произошло дорожно – транспортное происшествие: на пешеходном переходе произошел наезд на молодую пару. При первичном осмотре водителем выяснилось, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом кости голени. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина также был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только кисть правой верхней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).

– И вот теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кому помощь более необходима? Кто больше пострадал при дорожно-транспортном происшествии? Как нужно поступить в данной ситуации? (обучающиеся предлагают варианты решения проблемы).

– Ребята, вы сами видите, что мнения разделились, так вот, чтобы грамотно разобраться в этой нелёгкой проблеме, давайте сначала разберёмся, какие же бывают травмы ОДС, а потом, когда мы изучим тему, мы вернёмся к этой задаче и решим её. Вы согласны со мной?

IV. Формирование новых знаний. Объявление темы и целей урока.

Изложение нового материала.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

  • Понятие о ранах

    • Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

    • Понятие о переломах костей и их признаки.

    • Виды переломов и их осложнения.

    • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.

Рассказ преподавателя сопровождается презентацией

Рана – это открытое повреждение, называются нарушения целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия. (слайд 3)

Признаки:

· боль;

· кровотечение;

· зияние краев раны (расхождение краев);

· нарушение функции поврежденного органа.

По характеру повреждения различают:

1. Колотые раны возникают при воздействии колющего предмета (ножа, шила, иглы). Характеризуются небольшим наружным отверстием, обычно большой глубиной раневого канала. Представляют опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов.

2. Резаные раны могут быть нанесены острым режущим предметом (нож, бритва, стекло, скальпель). Имеют ровные края, кровотечение наиболее выражено. Хорошо заживают.

3. Рубленые раны возникают при нанесении повреждения острым, но тяжелым предметом (топор, шашка). Края раны имеют размозженный характер, кровотечение выражено в значительной степени.

4.Ушибленные и рваные раны есть результат воздействия тупого предмета (молоток, камень) на ткани. Края этих ран размозжены, неровные, пропитаны кровью, рана широко зияет.

5. Укушенные раны характеризуются массовой инфицированностью вирулентной флорой рта человека или животного. Осложняются чаще других ран развитием острой инфекции. Укушенные раны могут быть заражены вирусом бешенства.

6. Огнестрельные раны – раны, полученные в результате воздействия пули. При сквозных ранениях наличие входного и выходного отверстий. (слайд 4)

В зависимости от глубины поражения:

1. Поверхностные – характеризуются повреждением кожи и слизистых оболочек.

2. Глубокие – сопровождаются повреждением сосудов, нервов, костей, сухожилий, внутренних органов.

3. Сквозные раны – ранящий предмет проходит насквозь и рана имеет входное и выходное отверстие.

4. Слепые раны – ранящий предмет застревает в теле, в тканях раневого канала.

Читайте также:  Воспалительный процесс после ушиба

5. Касательные раны – ранящим предметом нанесено поверхностное повреждение или он прошел рядом с органом, лишь частично его задев.

Правила обработки ран:

1. Обработать рану перекисью водорода;

2. Обработать кожу вокруг раны (от раны к периферии) спиртосодержащим раствором: йода, бриллиантовой зелени, водкой и т.д. Рану нельзя промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

3. Рана накрывается стерильной салфеткой. Далее накладывают давящую или обыкновенную повязку (давящая повязка противопоказана, если в ране находится инородное тело). При отсутствии перевязочного материала используют чистую белую проутюженную с обеих сторон хлопчатобумажную ткань.(слайд 5)

4. Провести противошоковые мероприятия:

• Приложить холод на область раны;

• Обеспечить согревание пострадавшего (укрыть теплыми вещами, дать горячий чай)

• Обезболивающие средства (анальгетики)

• Выполнить иммобилизацию;

• Сердечные и успокаивающие препараты – при остановившемся кровотечении.

• Придать пострадавшему правильное транспортное положение.

5. Во время оказания первой помощи поддерживать словесный контакт с пострадавшим.

6. Если прибытие медицинской помощи ожидается позднее, чем через 30 минут, самостоятельно или попутным транспортом доставить пострадавшего в лечебное учреждение для проведения хирургической обработки раны. Всем раненым вводят противостолбнячную сыворотку. (слайд 6 )

Запрещается:

• рану промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

• вправлять выпавшие органы и накладывать на них давящие повязки;

• удалять из раны инородные тела и торчащие костные отломки;

• поить пострадавшего при травме живота (даже при подозрении на нее), в бессознательном состоянии и при неукротимой рвоте;

• накладывать на рану мазевые повязки, засыпать в рану порошки лекарственных препаратов (антибиотики, стрептоцид и другие), прикладывать вату.(слайд7)

Ушиб  – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа. (слайд 8)

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс. (слайд 9)

Вывих – повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.(слайд 10)

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;

  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);

  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;

  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

(слайд 11)

Понятие о переломах костей и их признаки.

Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

Переломы подразделяются на:

  1. закрытые и открытые;

  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости). (слайд 12)

Признаки переломов:

  • боль на месте перелома;

  • нарушение функции;

  • укорочение конечности;

  • изменение формы конечности;

  • наличие ненормальной подвижности в области повреждения;

  • иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);

  • повышения температуры тела (до 38 градусов);

  • при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д. (слайд 13)

Первая медицинская помощь при переломах костей. Наложение транспортной шины.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • дать обезболивающее;

  • транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела;

  • госпитализация в леч. учреждение.

Открытые переломы требуют особого внимания. Вправлять отломки, касаться раны нельзя. На рану следует наложить стерильную повязку.

(слайд 14)

При кровотечении из артерий наложить жгут. (слайд 15)  Правила иммобилизации:

  • фиксировать не менее двух соседних суставов, при переломах плечевой бедренной костей фиксировать три сустава;

  • правильно готовить, моделировать шины. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватной – марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью;

  • надёжно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками и т. д.;

  • при закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава;

  • в холодное время надо обеспечить надёжное утепление пострадавшего, повреждённой конечности; ( слайд 16)

  • при открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой медицинской помощи при проникающих ранах;

  • обезболивание (дать 1-2 таблетки анальгина, пенталгина или другого средства, предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками, полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды- 1 2 чайной ложки), при массивной кровопотере дать солевой раствор, горячий сладкий чай, кофе;

  • применять надёжные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации, учитывая особенности дорог.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её бинтом. Отмоделировать шины. Использовать вату, бинты, ватно-марлевые подкладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев.

Переломы костей верхних конечностей, плечевого пояса – транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 град. И придания кисти так называемого физиологического (то есть среднего) положения, при котором второй – пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь валике из мягкой ткани; сама ткань должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. (слайд17)

Переломы костей нижней конечности – иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надёжной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения. (Слайд 18)

При переломах позвоночника – транспортировка и иммобилизация на щите.

(слайд 19)

При переломе рёбер – наложение тугой циркулярной повязки на грудную клетку. (слайд 20)

V. Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала рассмотрим следующие ситуации.

1-я группа: В результате ДТП пассажиром было получено ранение (резаная рана)

2-я группа: В результате резкого экстренного торможения, водитель, который не был пристёгнут, сильно ударился плечом.

3-я группа: Пассажир, выходя из транспортного средства, упал и подвернул кисть. (вывих)

4 –ая группа: В результате ДТП – у женщины была повреждена грудная клетка – переломы рёбер.

5-ая группа: пешеход перебегал дорогу в неположенном месте, пренебрегая

требованиями правил дорожного движения, в результате столкновения с ТС

получил серьёзные повреждения бедренной кости – открытый перелом .

Ваши действия?

Оказывают помощь пострадавшему два человека.

Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки .

VІ. Рефлексия.

Работа в парах. Составить синквейн к словам « Милосердие», «Сострадание», «Гуманизм», «Человек», «Помощь».

Например:

1.Милосердие
2. Безвозмездное, терпеливое
3. Сближает, спасает, поддерживает 
4.Готовность прийти на помощь
5. Сострадание

VІІ. Подведения итогов урока, оценивание работы за урок, задание на дом.

Смоделировать нестандартную ситуацию и описать вид доврачебной помощи.

Источник