Первая медицинская помощь при травмах и переломах 8 класс

Первая медицинская помощь при травмах и переломах 8 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Урок СБО

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ УШИБАХ И ПЕРЕЛОМАХ

Выполнила учитель СБО Григорьева Е.О

Цель урока: научить распознавать ушибы и переломы и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных ситуациях.

Задачи урока:

-стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

-повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

– сформировать у учащихся представления о травмах опорно- двигательного аппарата.

– развивать навыки наблюдения, сравнения и обобщения.

– формировать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: ИКТ, бинт эластичный, марлевый бинт, импровизированные шины

Ход урока

1.Организация класса.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

  • Актуализация знаний.

  • Работа над новым материалом.

Ушиб – это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целости кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.

hello_html_m570fdf69.jpg

Оказание первой медицинской помощи:

К ушибленному месту сразу прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1-2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).

hello_html_m4b8a6a06.jpg

Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.

hello_html_3dd6b358.jpg

После примочек, если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку и обеспечить полный покой, для чего руку необходимо подвесить на перевязь, а ноге придать горизонтальное положение.

hello_html_416bd7c.jpg

Перелом – это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.

При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.

hello_html_m7c842fc1.jpg

Первая медицинская помощь при переломах является началом их лечения.

При оказании первой медицинской помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).

hello_html_6a59f2cc.jpg

При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.

hello_html_m5f5e1aa7.png

Существует ряд общих правил при оказании первой медицинской помощи при переломах.

  1. Для прочной иммобилизации (иммобилизация – создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины – специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал – лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.

  2. Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.

  3. Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.

  4. Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку – к туловищу, ногу – к здоровой ноге.

hello_html_4b9b00f1.jpg

3. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

Практическая работа.

Детям предлагается оказать друг другу первую медицинскую помощь при ушибах и переломах (наложение повязок, импровизированных шин)

4.Итог урока.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

  1. Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?

  2. Каковы общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах?

Окончание урока.

Выставление оценок

Источник

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 8 класса

ОБЖ

   
   

Травма — это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешнего воздействия.

Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова). Наиболее распространенным видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях.

Выделяют четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Первая медицинская помощь при переломах

Перелом — это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях, в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми. При открытых переломах в месте перелома образуется рана.

Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное.

Неподвижность в месте перелома

Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручными средствами с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома)

При оказании первой медицинской помощи при переломах в первую очередь выполняют приемы, которые обеспечивают сохранение жизни пострадавшего и исключают возможность превращения закрытого перелома в открытый.

Обеспечивается неподвижность кости в месте ее перелома путем иммобилизации конечности.

При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, пострадавшему вводят противоболевое средство и только после этого проводят иммобилизацию табельными или подручными средствами. Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручных средств с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома).

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нем, изменение формы сустава.

Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в поврежденном суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения бедра или голени.

Во время оказания первой медицинской помощи при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо:

  • не причинить пострадавшему дополнительной боли;
  • помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность поврежденной части тела;
  • перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.
Читайте также:  Перелом первая помощь таблица

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно к травмированному месту прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль.

При растяжении связок и мышц после того как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления.

Вопросы

  1. Чем вызывается растяжение мышц и сухожилий?
  2. В каких случаях к травмированному месту прикладывают лед?
  3. Что образуется при открытых переломах в месте перелома?
  4. Какой наиболее распространенный вид травм вы знаете?
  5. С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома?

Задания

  1. Дайте определения травме и перелому.
  2. Назовите основные признаки переломов.

Источник

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.

Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.

На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Источник

Слайд 2

1. Введение 2. Первая помощь при ранениях 3. Первая помощь при переломах 4. Первая помощь при ушибах 5. Первая помощь при вывихах 6. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

Слайд 3

Травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешних воздействий . Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова) Наиболее распространённым видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях. Выделяют четыре основных вида травм опорно- двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Слайд 4

Перелом – это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми . При открытых переломах в месте перелома образуется рана. Основные признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтёк и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное кровотечение. При оказании ПМП при переломах в первую очередь обеспечивается неподвижность кости в месте перелома путём иммобилизации конечности. При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, вводят обезболивающее и затем проводят иммобилизацию.

Слайд 5

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава. Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в повреждённом суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.

Слайд 6

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения бедра или голени. Во время оказания ПМП при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо: не причинять пострадавшему дополнительной боли; помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность повреждённой части тела; перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается прибытие «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.

Слайд 7

Слайд 10

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ Самое главное – не суетись Вздохни поглубже и вспомни последовательность действий ( Не продуманные и спонтанные поступки обречены на непоправимые ошибки ) ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ Прежде чем начать действовать – обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (Только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот) ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Только уверенные действия и чёткие команды позволят взять ситуацию под контроль ( Это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия ЗАПОВЕДЬ ЧЕРВЁРТАЯ Если ты остался с пострадавшим один – не отчаивайся! Главное повернуть его на живот (По крайней мере в этой ситуации ты сделал самое необходимое)

Читайте также:  Основные клинические признаки перелома костей оказание первой помощи

Слайд 11

При любой травме, за исключением открытого перелома целесообразно к травмированному месту прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. При растяжении связок и мышц после того, как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области Домашнее задание § 8.3 стр.212-215

Источник

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
  • определить цели доврачебной помощи;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление, творческие способности  с помощью проблемных ситуаций;  
  • развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
  • обеспечить смену видов деятельности

     Тип урока: комбинированный

Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.

Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»

Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

– Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится!

– Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

– Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)

Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.

Тест.  Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.

–  А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего

 Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

– Хорошо, молодец.

  1. Изучение новой темы

Вы знаете, что в  различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это “но вдруг”, Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача,  фельдшера,  медицинскую сестру…  А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной  помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

– Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?

(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

– А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:

  1. Травма 
  1. Травматология 
  1. Хирургия 
  1. Ортопедия 
  1. Рентгенография
  1. Ампутация
  1. Перелом
  1. Вывих

– Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma – рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа)

В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

 – Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18)  Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение).  В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя  текст учебника (параграф 16),  заполните таблицу.

Читайте также:  Открытые переломы костей неотложная помощь

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

Схематическое изображение травмы

Тип травмы

Растяжение связок

Перелом

Вывих

ушиб

Симптомы травмы

Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)

Боль.

повреждении сосудов возможно развитие гематомы – ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.

Меры первой помощи

Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.

Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.

Зафиксировать конечности(шина).

Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.

При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.

В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.

Противопоказания

Нельзя травмировать движениями.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.

Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.

нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать  
-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4—5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)

Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.

– Хорошо, молодцы.

– Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)

-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый.  Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)

– Молодцы!

– Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19)  (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

– Отдохнули? Поехали дальше.

Работа в группах. Разбор ситуации.  (Приложение 3)  Слайд 20.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?  (ответы учащихся)

НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

–  У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации.  Время выполнения 5 мин.

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы. 
Ситуация  2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы. 

2 группа.

Ситуация  1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация  2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои. 
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по – этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация  2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.

4 группа

Ситуация 1.  Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком:  «Смотрите, как я могу!»  – покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие,  упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Опред