Первая помощь при ожогах поражении электрическим током переломах
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДКНО
Заместитель министра
труда
и социального развития
Российской Федерации
Оказание первой помощи пострадавшим при
ожогах, кровотечениях, переломах, ушибах, поражении электрическим током .
(рекомендуемое)
При тяжелых ожогах огнем, горячей водой, паром, расплавленным
битумом и пр. нужно осторожно снять одежду (обувь), перевязать обожженное место
стерилизованным материалом, закрепить бинтом и направить пострадавшего в
больницу.
Ни в коем случае не допускаются очистка обожженного
места от обгоревших кусков одежды, прилипших материалов и смазка какими-либо
мазями и растворами.
Первая помощь при ожогах, вызванных кислотами,
негашеной известью, заключается в немедленном промывании обожженного места
сильной струей воды или полоскании конечностей в ведре, баке с чистой водой на
протяжении 10-15 мин. Затем на обожженное место накладывается примочка из
содового раствора при ожоге кислотой и из борной кислоты при ожоге негашеной
известью.
В зависимости от величины кровеносного сосуда и
характера его повреждения кровотечение можно остановить при помощи давящей
повязки. Для этого рану закрывают стерильным материалом и плотно забинтовывают.
При этом сдавливают сосуды, и кровотечение прекращается.
Артериальное кровотечение, являющееся наиболее
опасным, можно остановить, прижав пальцем артерию, согнув конечность в суставе,
наложив жгут или закрутку. На теле человека имеется ряд точек, где можно
сильным прижатием артерии к кости остановить кровотечение. При транспортировке
пострадавшего наиболее приемлемы следующие способы: при отсутствии переломов
кости кровотечение можно остановить сильным сгибанием конечности в суставе, для
чего во впадину в месте сгиба сустава вкладывается матерчатый валик, сустав
сгибается до отказа, и в таком положении конечность привязывают к туловищу.
При этом сдавливаются артерии, проходящие в месте
сгиба, и кровотечение останавливается. Более надежно наложение специальных
резиновых жгутов или других предметов из резиновых материалов, которые
сдавливают сосуды, приостанавливают кровотечение. Для предотвращения
повреждения кожи жгут накладывают поверх какой-нибудь ткани, рукавов, брюк.
Держать жгут следует не более 1,5-2 ч, так как дальнейшее применение жгута
может привести к омертвлению обескровленной конечности. При отсутствии жгута
для остановки кровотечения пользуются закруткой из нерастягивающегося материала
(бинта, куска ткани, полотенца, веревки и т. п.).
Переломы различают двух видов: открытые и закрытые.
При закрытом переломе кожный покров в месте перелома не поврежден. Признаками
перелома любой кости являются неестественная форма, изменение длины и
подвижности конечности, резкая боль, припухлость, кровоизлияние.
Оказывая помощь при переломе, в первую очередь необходимо
придать пострадавшему удобное и спокойное положение, исключающее движение
поврежденной части тела. Это может быть достигнуто при помощи наложения шин.
При отсутствии специальных шин можно использовать
любые подручные средства – доски, палки, куски картона, фанеры и т. д. Крепятся
шины к конечностям бинтами, ремнями или веревками. Правильное наложение шин
придает поврежденной части неподвижное состояние во время транспортировки и
уменьшает болезненное ощущение.
Для предотвращения загрязнения раны при открытом
переломе нужно смазать поверхность кожи вокруг раны настойкой йода и наложить
стерильную повязку.
Ушибы и растяжения характеризуются появлением
припухлости, болями, а также ограничением активности конечности. При оказании
первой помощи необходимо обеспечить покой пострадавшему и приложить холод на
поврежденное место (куски льда, снег или полотенце, смоченное в холодной воде).
Пострадавшему необходимо расстегнуть стесняющую одежду
и открыть рот. Для удаления воды из желудка спасатель кладет пострадавшего на
живот и закладывает с обеих сторон большие пальцы своих рук на верхние края
нижней челюсти; остальными четырьмя пальцами обеих рук нажимает на подбородок,
опуская нижнюю челюсть пострадавшего вниз и выдвигая ее вперед. При этом рот
пострадавшего открывается и вода выливается из желудка. Затем рог пострадавшего
очищают от водорослей. Важно добиться, чтобы не было воды и пены в верхних
дыхательных путях.
После того как удалена вода, приступают к
искусственному дыханию методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос».
Всю подготовку к искусственному дыханию надо проводить
быстро, но с осторожностью, так как при грубом обращении может прекратиться
ослабленная сердечная деятельность.
У пострадавших, побелевших, как правило, воды в
дыхательных путях не бывает, поэтому после извлечения их из воды надо сразу же
приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.
Способ искусственного дыхания «рот в рот» и непрямой
массаж сердца
Способ искусственного дыхания «рот в рот» заключается
в том, что оказывающий помощь производит выдох из своих легких в легкие
пострадавшего через специальное приспособление или непосредственно в рот или
нос пострадавшего.
Этот способ является сравнительно новым и наиболее
эффективным, поскольку количество воздуха, поступающего в легкие пострадавшего
за один вдох, в 4 раза больше, чем при старых способах искусственного дыхания.
Кроме того, при применении данного метода искусственного дыхания обеспечивается
возможность контроля поступления воздуха в легкие пострадавшего по отчетливо
видимому расширению грудной клетки после каждого вдувания воздуха к
последующему спадению грудной клетки после прекращения вдувания в результате
пассивного выдоха через дыхательные пути наружу. Для производства
искусственного дыхания пострадавшего следует уложить на спину, раскрыть ему рот
и после удаления изо рта посторонних предметов и слизи закинуть ему голову и
оттянуть нижнюю челюсть. После этого оказывающий помощь делает глубокий вдох и
с силой выдыхает в рот пострадавшего. При вдувании воздуха оказывающий помощь
плотно прижимает свой рот к лицу пострадавшего так, чтобы по возможности
охватить своим ртом рот пострадавшего, а своим лицом зажать ему нос.
После этого спасающий откидывается назад и делает
вдох. В этот период грудная клетка пострадавшего опускается, и он произвольно
делает пассивный выдох. При невозможности полного охвата рта пострадавшего
вдувать воздух в его рот следует через нос, плотно закрыв при этом рот пострадавшего.
Вдувание воздуха в рот или нос можно производить через
марлю, сал<|>етку или носовой платок, следя затем, чтобы при каждом
вдувании происходило достаточное расширение грудной клетки пострадавшего.
При отсутствии у пострадавшего пульса для поддержания
жизнедеятельности организма необходимо независимо от причины, вызвавшей
прекращение работы сердца, одновременно с искусственным дыханием проводить
наружный массаж сердца.
Для проведения наружного массажа сердца пострадавшего
следует уложить спиной на жесткую поверхность, обнажить у него грудную клетку,
снять пояс и другие стесняющие дыхание предметы. Оказывающий помощь должен
встать с правой или левой стороны пострадавшего и занять такое положение, при
котором возможен более или менее значительный наклон над пострадавшим.
Если пострадавший уложен на стуле, оказывающий помощь
должен встать на нижний стул, а при нахождении пострадавшего на полу
оказывающий помощь должен стать на колени рядом с пострадавшим.
Определив положение нижний трети грудины, оказывающий
помощь должен положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, а
затем поверх руки наложить другую руку и надавливать на грудную клетку.
Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюю
часть грудины вниз в сторону позвоночника. Усилие следует концентрировать на
нижнюю часть грудины, которая благодаря прикреплению ее к хрящевым окончаниям
нижних ребер является подвижной.
В данном случае прежде всего необходимо освободить
пострадавшего от действия тока, а затем до прибытия врача приступить к оказанию
помощи.
Для освобождения пострадавшего от действия тока
необходимо быстро отключить токоведущие части или провода, которых он касается:
оторвать от контакта с землей или оттянуть от проводов. При этом оказывающий
помощь должен принять меры предосторожности, чтобы самому не попасть под
напряжение. Ни в коем случае нельзя касаться тела, находящегося под напряжением
пострадавшего незащищенными руками.
Обязательно следует надевать диэлектрические перчатки.
Можно отделять пострадавшего от токоведущих частей палкой, доской и др.
Освободив пострадавшего от действия электрического тока, в зависимости от его
состояния следует оказать первую помощь. Пострадавшему следует расстегнуть
одежду, обеспечить приток свежего воздуха. При прекращении дыхания и остановке
сердца необходимо делать искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. При закрытом
массаже сердца оказывающий помощь становится слева от пострадавшего и после
каждого вдувания ритмично 5-6 раз надавливает ладонями на нижнюю треть грудной
клетки, смещая ее каждый раз на 4-5 см. После надавливания следует быстро
отнимать руки для свободного выпрямления грудной клетки. При надавливании
сжимается сердце и выталкивает кровь в кровеносную систему. Применяя эти
методы, необходимо за минуту произвести 48-50 сжатий грудной клетки и 10-12
вдуваний в минуту воздуха в легкие.
Перемещать пострадавших необходимо на стандартных
медицинских носилках, а при отсутствии их- на подручных средствах. Следует
иметь в виду, что носилки должны быть удобны для обеспечения относительного
покоя пострадавшему.
Источник
Íàðóøåíèÿ ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ ýëåêòðîïðèáîðàìè êàê ïðè÷èíà íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ ñâÿçàííûõ ñ ïîðàæåíèåì òîêà. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïîðàæåíèè ÷åëîâåêà òîêîì è õèìè÷åñêèõ îæîãàõ. Ìåðû äëÿ ñîêðàùåíèÿ ðàçðóøåíèÿ òêàíåé ïðè õèìè÷åñêîì îæîãå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Îæîãè ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå ïîä äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû, ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, êèñëîò, ùåëî÷åé èëè èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå è ëó÷åâûå îæîãè. Òåðìè÷åñêèå îæîãè âñòðå÷àþòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî, íà íèõ ïðèõîäèòñÿ 90-95% âñåõ îæîãîâ.
Òÿæåñòü îæîãîâ îïðåäåëÿåòñÿ ïëîùàäüþ è ãëóáèíîé ïîðàæåíèÿ òêàíåé.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ ðàçëè÷àþò ÷åòûðå ñòåïåíè îæîãîâ. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè (I, II ñòåïåíåé) ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ãëóáîêèå îæîãîâ (III è IV ñòåïåíè) ïîðàæàþò êðîìå êîæè è ãëóáîêîëåæàùèå òêàíè, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ òðåáóåòñÿ ïåðåñàäêà êîæè. Ó áîëüøèíñòâà ïîðàæåííûõ îáû÷íî íàáëþäàåòñÿ ñî÷åòàíèå îæîãîâ ðàçëè÷íûõ ñòåïåíåé.
Âäûõàíèå ïëàìåíè, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà è ïàðà ìîæåò âûçâàòü îæîã âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòåê ãîðòàíè ñ ðàçâèòèåì íàðóøåíèé äûõàíèÿ. Âäûõàåìûé äûì ìîæåò ñîäåðæàòü àçîòíóþ èëè àçîòèñòóþ êèñëîòû, à ïðè ñãîðàíèè ïëàñòèêà — ôîñãåí è ãàçîîáðàçíóþ ãèäðîöèàíîâóþ êèñëîòó. Òàêîé äûì ÿäîâèò, îí âûçûâàåò õèìè÷åñêèé îæîã è îòåê ëåãêèõ. Ïðè ïîæàðàõ â çàêðûòîì ïîìåùåíèè ó ïîñòðàäàâøèõ âñåãäà ñëåäóåò ïîäîçðåâàòü ïîðàæåíèå ëåãêèõ. Îæîã âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ïîâðåæäåíèå ëåãêèõ ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ äîñòàâêè êèñëîðîäà ê òêàíÿì îðãàíèçìà (ãèïîêñèè).
Ïåðâàÿ ïîìîùü ñîñòîèò â ïðåêðàùåíèè äåéñòâèÿ ïîðàæàþùåãî ôàêòîðà. Ïðè îæîãàõ ïëàìåíåì ñëåäóåò ïîòóøèòü ãîðÿùóþ îäåæäó, âûíåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû ïîæàðà; ïðè îæîãàõ ãîðÿ÷èìè æèäêîñòÿìè èëè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì – áûñòðî óäàëèòü îäåæäó ñ îáëàñòè îæîãîâ. Äëÿ ïðåêðàùåíèÿ âîçäåéñòâèÿ òåìïåðàòóðíîãî ôàêòîðà íåîáõîäèìî áûñòðîå îõëàæäåíèå ïîðàæåííîãî ó÷àñòêà òåëà ïóòåì ïîãðóæåíèÿ â õîëîäíóþ âîäó, ïîä ñòðóþ õîëîäíîé âîäû èëè îðîøåíèåì õëîðýòèëîì. Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ (êðîìå îæîãîâ íåãàøåíîé èçâåñòüþ) ïîðàæåííóþ ïîâåðõíîñòü êàê ìîæíî áûñòðåå îáèëüíî ïðîìûâàþò âîäîé èç-ïîä êðàíà.  ñëó÷àå ïðîïèòûâàíèÿ õèìè÷åñêè àêòèâíûì âåùåñòâîì îäåæäû íóæíî ñòðåìèòüñÿ áûñòðî óäàëèòü åå. Àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíû êàêèå-ëèáî ìàíèïóëÿöèè íà îæîãîâûõ ðàíàõ. Ñ öåëüþ îáåçáîëèâàíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò àíàëüãèí (ïåíòàëãèí, òåìïàëãèí, ñåäàëãèí). Ïðè áîëüøèõ îæîãàõ ïîñòðàäàâøèé ïðèíèìàåò 2-3 òàáëåòêè àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû (àñïèðèíà) è 1 òàáëåòêó äèìåäðîëà. Äî ïðèáûòèÿ âðà÷à äàþò ïèòü ãîðÿ÷èé ÷àé è êîôå, ùåëî÷íóþ ìèíåðàëüíóþ âîäó (500-2000 ìë) èëè ñëåäóþùèå ðàñòâîðû: I ðàñòâîð – ãèäðîêàðáîíàò íàòðèÿ (ïèùåâàÿ ñîäà) 1/2 ÷àéí. ë., õëîðèä íàòðèÿ (ïîâàðåííàÿ ñîëü) 1 ÷àéí. ë. íà 1 ë âîäû; II ðàñòâîð – ÷àé, íà 1 ë êîòîðîãî äîáàâëÿþò 1 ÷àéí. ë. ïîâàðåííîé ñîëè è 2/3 ÷àéí. ë. ãèäðîêàðáîíàòà èëè öèòðàòà íàòðèÿ. Íà îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè ïîñëå îáðàáîòêè èõ 70% ýòèëîâûì ñïèðòîì èëè âîäêîé íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêèå ïîâÿçêè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ïîñòðàäàâøåãî çàâåðòûâàþò â ÷èñòóþ òêàíü èëè ïðîñòûíþ è íåìåäëåííî äîñòàâëÿþò â áîëüíèöó.
1. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÏÎÐÀÆÅÍÈÈ ÝËÅÊÒÐÈ×ÅÑÊÈÌ ÒÎÊÎÌ
Îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ, îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ áûòîâûìè ýëåêòðîïðèáîðàìè è ïðîìûøëåííûìè ýëåêòðîóñòàíîâêàìè. Áîëüøàÿ ÷àñòü ïîðàæåíèé âûçûâàåòñÿ ïåðåìåííûì òîêîì ïðîìûøëåííîé ÷àñòîòû (50 Ãö). Ýëåêòðîòðàâìà âîçíèêàåò íå òîëüêî ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ñîïðèêîñíîâåíèè òåëà ÷åëîâåêà ñ èñòî÷íèêîì òîêà, íî è ïðè äóãîâîì êîíòàêòå, êîãäà ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ âáëèçè îò óñòàíîâêè ñ íàïðÿæåíèåì áîëåå 1000 Â, îñîáåííî â ïîìåùåíèÿõ ñ âûñîêîé âëàæíîñòüþ âîçäóõà.
Ýëåêòðè÷åñêèé òîê âûçûâàåò ìåñòíûå è îáùèå íàðóøåíèÿ â îðãàíèçìå. Ìåñòíûå èçìåíåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ îæîãàìè òêàíè â ìåñòàõ âûõîäà è âõîäà ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà.  çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî (âëàæíàÿ êîæà, óòîìëåíèå, èñòîùåíèå è äð.), ñèëû è íàïðÿæåíèÿ òîêà âîçìîæíû ðàçëè÷íûå ìåñòíûå ïðîÿâëåíèÿ – îò ïîòåðè ÷óâñòâèòåëüíîñòè äî ãëóáîêèõ îæîãîâ. Ïðè âîçäåéñòâèè ïåðåìåííîãî òîêà ñèëîé 15 ìÀ ó ïîñòðàäàâøåãî âîçíèêàþò ñóäîðîãè (òàê íàçûâàåìûé íåîòïóñêàþùèé òîê).  ñëó÷àå ïîðàæåíèÿ òîêîì ñèëîé 25-50 ìÀ íàñòóïàåò îñòàíîâêà äûõàíèÿ. Èç-çà ñïàçìà ãîëîñîâûõ ñâÿçîê ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò êðèêíóòü è ïîçâàòü íà ïîìîùü. Åñëè äåéñòâèå òîêà íå ïðåêðàùàåòñÿ, ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ïðîèñõîäèò îñòàíîâêà ñåðäöà â ðåçóëüòàòå ãèïîêñèè è íàñòóïàåò ñìåðòü ïîñòðàäàâøåãî. Ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî â ìîìåíò ýëåêòðîòðàâìû ìîæåò áûòü íàñòîëüêî òÿæåëûì, ÷òî îí âíåøíå ìàëî ÷åì îòëè÷àåòñÿ îò óìåðøåãî: áëåäíàÿ êîæà, øèðîêèå, íå ðåàãèðóþùèå íà ñâåò çðà÷êè, îòñóòñòâèå äûõàíèÿ è ïóëüñà — «ìíèìàÿ ñìåðòü». Ìåñòíûå ïîâðåæäåíèÿ ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé àíàëîãè÷íû ïîâðåæäåíèÿì, íàñòóïàþùèì ïðè âîçäåéñòâèè ïðîìûøëåííîãî ýëåêòðè÷åñòâà. Íà êîæå ÷àñòî ïîÿâëÿþòñÿ ïÿòíà òåìíî-ñèíåãî öâåòà, íàïîìèíàþùèå ðàçâåòâëåíèÿ äåðåâà («çíàêè ìîëíèè»), ÷òî îáóñëîâëåíî ðàñøèðåíèåì ñîñóäîâ. Ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé îáùèå ÿâëåíèÿ âûðàæåíû çíà÷èòåëüíåå. Õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ïàðàëè÷åé, ãëóõîòà, íåìîòà è îñòàíîâêà äûõàíèÿ.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Îäíèì èç ãëàâíûõ ìîìåíòîâ ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííîå ïðåêðàùåíèå äåéñòâèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà. Ýòî äîñòèãàåòñÿ âûêëþ÷åíèåì òîêà (ïîâîðîòîì ðóáèëüíèêà, âûêëþ÷àòåëÿ, ïðîáêè, îáðûâîì ïðîâîäîâ), îòâåäåíèåì ýëåêòðè÷åñêèõ ïðîâîäîâ îò ïîñòðàäàâøåãî (ñóõîé âåðåâêîé, ïàëêîé), çàçåìëåíèåì èëè øóíòèðîâàíèåì ïðîâîäîâ (ñîåäèíèòü ìåæäó ñîáîé äâà òîêîâåäóùèõ ïðîâîäà). Ïðèêîñíîâåíèå ê ïîñòðàäàâøåìó íåçàùèùåííûìè ðóêàìè ïðè íå îòêëþ÷åííîì ýëåêòðè÷åñêîì òîêå îïàñíî. Îòäåëèâ ïîñòðàäàâøåãî îò ïðîâîäîâ , íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü åãî. Ìåñòíûå ïîâðåæäåíèÿ ñëåäóåò îáðàáîòàòü è çàêðûòü ïîâÿçêîé, êàê ïðè îæîãàõ.
Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ëåãêèìè îáùèìè ÿâëåíèÿìè (îáìîðîê, êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, áîëè â îáëàñòè ñåðäöà), ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè ïîêîÿ è äîñòàâêå áîëüíîãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ðåçêî è âíåçàïíî óõóäøèòüñÿ â áëèæàéøèå ÷àñû ïîñëå òðàâìû: âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ êðîâîñíàáæåíèÿ ìûøöû ñåðäöà, ÿâëåíèÿ âòîðè÷íîãî øîêà è ò.ä. Ïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ èíîãäà íàáëþäàþòñÿ äàæå ó ïîðàæåííîãî ñ ñàìûìè ëåãêèìè îáùèìè ïðîÿâëåíèÿìè (ãîëîâíàÿ áîëü, îáùàÿ ñëàáîñòü); ïîýòîìó âñå ëèöà, ïîëó÷èâøèå ýëåêòðîòðàâìó, ïîäëåæàò ãîñïèòàëèçàöèè.  êà÷åñòâå ïåðâîé ïîìîùè ìîãóò áûòü äàíû áîëåóòîëÿþùèå (0,25 ã àìèäîïèðèíà, 0,25 ã àíàëüãèíà), óñïîêàèâàþùèå (ìèêñòóðà Áåõòåðåâà, íàñòîéêà âàëåðèàíû), ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà (êàïëè Çåëåíèíà è äð.).
Ïðè òÿæåëûõ îáùèõ ÿâëåíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ðàññòðîéñòâîì èëè îñòàíîâêîé äûõàíèÿ, ðàçâèòèåì ñîñòîÿíèÿ «ìíèìîé ñìåðòè», åäèíñòâåííî äåéñòâåííîé ìåðîé ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííîå ïðîâåäåíèå èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ, èíîãäà â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ ïîäðÿä. Ïðè ðàáîòàþùåì ñåðäöå èñêóññòâåííîå äûõàíèå áûñòðî óëó÷øàåò ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, êîæíûé ïîêðîâ ïðèîáðåòàåò åñòåñòâåííóþ îêðàñêó, ïîÿâëÿåòñÿ ïóëüñ, íà÷èíàåò îïðåäåëÿòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíî èñêóññòâåííîå äûõàíèå ðîò â ðîò (16-20 âäîõîâ â ìèíóòó).
Ïîñëå òîãî êàê ê ïîñòðàäàâøåìó âåðíåòñÿ ñîçíàíèå, åãî íåîáõîäèìî íàïîèòü (âîäà, ÷àé, êîìïîò, íî íå àëêîãîëüíûå íàïèòêè è êîôå), òåïëî óêðûòü.
 ñëó÷àÿõ, êîãäà íåîñòîðîæíûé êîíòàêò ñ ýëåêòðîïðîâîäîì ïðîèçîøåë â òðóäíîäîñòóïíîì ìåñòå – íà âûøêå ýëåêòðîïåðåäà÷è, íà ñòîëáå – íåîáõîäèìî íà÷àòü îêàçàíèå ïîìîùè ñ èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ, à ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà – íàíåñòè 1-2 óäàðà ïî ãðóäèíå â îáëàñòü ñåðäöà è ïðèíÿòü ìåðû äëÿ ñêîðåéøåãî îïóñêàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî íà çåìëþ, ãäå ìîæíî ïðîâîäèòü ýôôåêòèâíóþ ðåàíèìàöèþ.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà äîëæíà áûòü íà÷àòà êàê ìîæíî ðàíüøå, ò. å. â ïåðâûå 5 ìèí, êîãäà åùå ïðîäîëæàþò æèòü êëåòêè ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà. Ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â îäíîâðåìåííîì ïðîâåäåíèè èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ è íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà. Ìàññàæ ñåðäöà è èñêóññòâåííîå äûõàíèå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîäîëæàòü äî ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ èõ ôóíêöèé èëè ïîÿâëåíèÿ ÿâíûõ ïðèçíàêîâ ñìåðòè. Ïî âîçìîæíîñòè ìàññàæ ñåðäöà ñëåäóåò ñî÷åòàòü ñ ââåäåíèåì ñåðäå÷íûõ ñðåäñòâ.
Ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðóþò â ïîëîæåíèè ëåæà. Âî âðåìÿ òðàíñïîðòèðîâêè ñëåäóåò îáåñïå÷èòü âíèìàòåëüíîå íàáëþäåíèå çà òàêèì áîëüíûì, ò.ê. â ëþáîå âðåìÿ ó íåãî ìîæåò ïðîèçîéòè îñòàíîâêà äûõàíèÿ èëè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè, è íàäî áûòü ãîòîâûì â ïóòè îêàçàòü áûñòðóþ è ýôôåêòèâíóþ ïîìîùü. Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå ïîñòðàäàâøèõ, íàõîäÿùèõñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè èëè ñ íå ïîëíîñòüþ âîññòàíîâëåííûì ñàìîñòîÿòåëüíûì äûõàíèåì, ïðåêðàùàòü èñêóññòâåííîå äûõàíèå íåëüçÿ.
Çàðûâàòü â çåìëþ ïîðàæåííîãî ìîëíèåé êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ! Çàêàïûâàíèå â çåìëþ ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíûå íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ: óõóäøàåò äûõàíèå ïîñòðàäàâøåãî (åñëè îíî èìåëîñü), âûçûâàåò îõëàæäåíèå, çàòðóäíÿåò êðîâîîáðàùåíèå è, ÷òî îñîáåííî âàæíî, çàòÿãèâàåò âðåìÿ îêàçàíèÿ äåéñòâåííîé ïîìîùè.
Ïîñòðàäàâøèå, ó êîòîðûõ ïîñëå óäàðà ìîëíèåé íå íàñòóïèëà îñòàíîâêà ñåðäöà, èìåþò õîðîøèå øàíñû íà âûæèâàíèå. Ïðè îäíîâðåìåííîì ïîðàæåíèè ìîëíèåé íåñêîëüêèõ ÷åëîâåê, ïîìîùü íåîáõîäèìî îêàçûâàòü âíà÷àëå ïîñòðàäàâøèì, íàõîäÿùèìñÿ â ñîñòîÿíèè êëèíè÷åñêîé ñìåðòè, à óæ çàòåì äðóãèì, ó êîòîðûõ ïðèçíàêè æèçíè ñîõðàíèëèñü.
Ïðîôèëàêòèêà ïîðàæåíèÿ ìîëíèåé: ïðè ñèëüíîé ãðîçå îòêëþ÷èòü òåëåâèçîð, ðàäèî, ïðåêðàòèòü òåëåôîííûå ðàçãîâîðû, çàêðûòü îêíà. Íåëüçÿ íàõîäèòüñÿ íà îòêðûòîé ìåñòíîñòè èëè óêðûâàòüñÿ ïîä îäèíîêî ñòîÿùèìè äåðåâüÿìè, ñòîÿòü âáëèçè ìà÷ò, ñòîëáîâ.
· íåîáõîäèìî êàê ìîæíî áûñòðåå ïðåêðàòèòü äåéñòâèå ôàêòîðà îæîãîâîãî ïîðàæåíèÿ;
· ïîòóøèòü ïëàìÿ (âîäà, îãíåòóøèòåëü è äð.);
· äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè è ïîñëåäóþùåãî ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé, îõëàæäåíèÿ ìåñòà îæîãà â ïåðâûå 20 ìèíóò ïîñëå òðàâìû èñïîëüçóþò õîëîä: îõëàæäàþò ëüäîì èëè äðóãèìè ñðåäñòâàìè, ïîëèâàþò ïðîòî÷íîé õîëîäíîé âîäîé èëè ïðèêëàäûâàþò òêàíü, êîòîðàÿ ñìî÷åíà åþ (íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ó ìàëåíüêèõ äåòåé äëèòåëüíîå îõëàæäåíèå ìîæåò âûçûâàòü îïàñíóþ äëÿ æèçíè ãèïîòåðìèþ);
· ïðè ýëåêòðè÷åñêèõ îæîãàõ èñòî÷íèê äîëæåí áûòü èçúÿò îò ïîñòðàäàâøåãî íåïðîâîäÿùèì ýëåêòðè÷åñòâî îáúåêòîì (äðåâåñèíîé, ðåçèíîé è äð.);
· ïðè õèìè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ àãåíò äîëæåí áûòü ðàçâåäåí îáèëüíîé è äëèòåëüíîé âîäíîé èððèãàöèåé;
· ïðè îæîãàõ âÿçêèìè âåùåñòâàìè (ñìîëîé, ãóäðîíîì è äð.), êîòîðûå òÿæåëî ñìûâàòü èç-çà èõ âÿçêîãî õàðàêòåðà, ñíà÷àëà íàäî îñòóäèòü ñìîëó ïðîìûâàíèåì õîëîäíîé âîäîé è äîâåñòè äî òâåðäîãî ñîñòîÿíèÿ, ïîòîì óñòðàíÿþò ñàìî âåùåñòâî (îñòîðîæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü âòîðè÷íîãî ìåõàíè÷åñêîãî ïîâðåæäåíèÿ), ìîæíî ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèíåðàëüíîãî ìàñëà è âàçåëèíà ñ öåëüþ ÷àñòè÷íîãî óâëàæíåíèÿ è ðàçìÿã÷åíèÿ çàñòûâøåãî âåùåñòâà (äîáàâëåíèå ñîðáèòàíòà (ïîëèñîðáàòà) ìîæåò óñêîðèòü ïðîöåññ óñòðàíåíèÿ âÿçêîãî âåùåñòâà ïóòåì ýìóëüãèðóþùåãî äåéñòâèÿ);
· åñëè òðàâìèðîâàííûå, íà êîòîðûõ âîñïëàìåíèëàñü îäåæäà, ñòîÿò èëè áåãóò – óëîæèòü èõ, ïîòîìó ÷òî íà áåãó ðàçäóâàåòñÿ ïëàìÿ, à âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå òåëà ñïîñîáñòâóåò ïîâðåæäåíèþ ëèöà, âîëîñ, îðãàíîâ äûõàíèÿ;
· îäåæäó, êîòîðàÿ ïðèñòàëà ê îáîææåííîé êîæå, íå îòðûâàþò, à, ïðè íåîáõîäèìîñòè, îáðåçàþò âîêðóã ðàí;
· îäåæäó, ÷òî íå ñãîðåëà, íå íàìîêëà, íå òëååò – ëó÷øå íå ñíèìàòü;
· îáîææåííûõ íåîáõîäèìî ñîãðåòü, íàïîèòü (ëó÷øå – æèäêîñòüþ ñ ïîâàðåííîé ñîëüþ è ïèòüåâîé ñîäîé).
2. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÕÈÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÎÆÎÃÀÕ
ïîðàæåíèå òîê õèìè÷åñêèé îæîã
Îñíîâîé îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè áîëüøèíñòâå õèìè÷åñêèõ îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ ðàííåå è äëèòåëüíîå ïðîìûâàíèå, îáèëüíàÿ èððèãàöèÿ äëÿ óäàëåíèÿ àãåíòà è çàùèòû ïîâåðõíîñòè êîæè, ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ðàíû íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå íà÷àòü ïðîìûâàòü âîäîé, â òî âðåìÿ êàê ñîëåâûå ðàñòâîðû ëó÷øå äëÿ ïðîìûâàíèÿ ñëèçèñòûõ è îáîëî÷åê ãëàç. Ïåðâûé ïðèíöèï – ðàçâåäåíèå, à íå íåéòðàëèçàöèÿ. Îøèáî÷íàÿ íåéòðàëèçàöèÿ îæîãîâ êèñëîòîé èëè ùåëî÷üþ ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ ýêçîòåðìè÷åñêèõ ðåàêöèé. Ãëóáîêèå îæîãè ùåëî÷àìè äîëæíû ïðîìûâàòüñÿ 24 ÷àñà. Ïðîìûâàíèå õèìè÷åñêîãî îæîãà äîëæíî íà÷èíàòüñÿ êàê ìîæíî áûñòðåå – åùå íà ìåñòå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, åñëè ýòî âîçìîæíî, è äîëæíî ïðîäîëæàòüñÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ â ñëó÷àå áîëüøèõ ïîâðåæäåíèé.
Äîïîëíèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ âêëþ÷àþò:
· îñòîðîæíóþ î÷èñòêó îò ïîãèáøèõ òêàíåé;
· èíôóçèîííóþ òåðàïèþ (êàê äëÿ ëþáûõ òåðìè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé, ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî õèìè÷åñêèå îæîãè ÷àùå âñåãî áûâàþò ãëóáîêèìè);
· ïðèìåíåíèå ìåñòíîé àíòèñåïòèêè è ðàííåãî èññå÷åíèÿ è çàêðûòèÿ ãëóáîêèõ ïîâðåæäåíèé, òàê êàê è ïðè òåðìè÷åñêèõ îæîãàõ.
Ìíîãèå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà ïîñëå âñàñûâàíèÿ â îðãàíèçìå âûçûâàþò îñîáåííûå ñäâèãè ðàçíûõ ñèñòåì è ìîãóò ïîíàäîáèòüñÿ ìåðû, òàêèå êàê îáìåííûå òðàíñôóçèè èëè ãåìîäèàëèç. Ñþäà âêëþ÷àþòñÿ íåêîòîðûå ðåàêöèè òèïà ãèïîêàëüöèåìèè – îñíîâíîãî îñëîæíåíèÿ îæîãîâ ôòîðèñòîâîäîðîäíîé êèñëîòîé èëè àáñîðáöèè ùàâåëåâîé êèñëîòû. Òÿæåëîå ïå÷åíî÷íîå è ïî÷å÷íîå òîêñè÷åñêîå ïîðàæåíèå ìîæåò íàñòóïèòü èç-çà äåéñòâèÿ ôîñôîðà è êèñëîò òèïà äóáèëüíîé, ìóðàâüèíîé, õðîìîâîé, ïèêðèíîâîé è ôåíîëîâîé. Ïðè ïîðàæåíèè êðåçîëîì (ëèçîëîì) ïîñòðàäàâøèå íóæäàåòñÿ â ýêñòåíñèâíîì ãåìîäèàëèçå.
×òî êàñàåòñÿ îæîãîâ ñ îïðåäåëåííûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè, òî ñóùåñòâóþò îñîáûå ìåðû, êîòîðûå ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ñîêðàùåíèÿ îáúåìà ïðîãðåññèðóþùåãî ðàçðóøåíèÿ òêàíåé:
· Ïðè îæîãàõ ôòîðèñòîâîäîðîäíîé êèñëîòîé íà îæîãîâóþ ðàíó íàíîñèòñÿ 10% ðàñòâîð ãëþêîíàòà êàëüöèÿ, ÷òî ïîìîãàåò äåçàêòèâèðîâàòü êèñëîòó ïóòåì ñâÿçûâàíèÿ èîíîâ ôòîðà ñ ââåäåííûì êàëüöèåì;
· Ïðè îæîãå ôåíîëîì ïîâðåæäåííûå òêàíè äîëæíû áûòü îáèëüíî ïðîìûòû âîäîé. Ïîïåðåìåííî ïðîìûâàÿ ïîâðåæäåííóþ êîæó ïîëèýòèëåíãëèêîëåì èëè ýòèëîâûì ñïèðòîì, äîñòèãàþò óâåëè÷åíèÿ ðàñòâîðèìîñòè ôåíîëà è, îòñþäà, ïðîìûâàíèÿ âîäîé áóäåò áîëåå ýôôåêòèâíûì;
· Áåëûé ôîñôîð – èìååò íåïðèÿòíîå ñâîéñòâî ñïîíòàííîãî ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîçäóõîì. Ñ ýòîé öåëüþ ïðîìûâàíèå âîäîé äîëæíî ïðîäîëæàòüñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå èñ÷åçíóò âñå ïðèçíàêè ãîðåíèÿ. Äëÿ äåçàêòèâàöèè ôîñôîðà ðåêîìåíäóþò 1% ðàñòâîð ñóëüôàòà ìåäè, íî åãî ïðèìåíåíèè â áîëüøèõ îáúåìàõ ïðèâîäèò ê òîêñè÷åñêîìó ãåïàòèòó;
· Öåìåíò – ñîäåðæèò çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ùåëî÷è ñ âûñîêèì pÍ. Îá ýòîì íóæíî ïîìíèòü è ïðîäîëæàòü ïðîìûâàíèå òêàíåé, êîòîðûå áûëè ïîâðåæäåíû öåìåíòîì, ÷òîáû ñìûòü ùåëî÷ü è ñäåëàòü äåçàêòèâàöèþ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник