Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Поделиться с друзьями

Учебник для 8 класса

ОБЖ

   
   

Травма — это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешнего воздействия.

Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова). Наиболее распространенным видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях.

Выделяют четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Первая медицинская помощь при переломах

Перелом — это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях, в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми. При открытых переломах в месте перелома образуется рана.

Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное.

Неподвижность в месте перелома

Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручными средствами с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома)

При оказании первой медицинской помощи при переломах в первую очередь выполняют приемы, которые обеспечивают сохранение жизни пострадавшего и исключают возможность превращения закрытого перелома в открытый.

Обеспечивается неподвижность кости в месте ее перелома путем иммобилизации конечности.

При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, пострадавшему вводят противоболевое средство и только после этого проводят иммобилизацию табельными или подручными средствами. Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручных средств с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома).

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нем, изменение формы сустава.

Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в поврежденном суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения бедра или голени.

Во время оказания первой медицинской помощи при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо:

  • не причинить пострадавшему дополнительной боли;
  • помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность поврежденной части тела;
  • перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно к травмированному месту прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль.

При растяжении связок и мышц после того как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления.

Вопросы

  1. Чем вызывается растяжение мышц и сухожилий?
  2. В каких случаях к травмированному месту прикладывают лед?
  3. Что образуется при открытых переломах в месте перелома?
  4. Какой наиболее распространенный вид травм вы знаете?
  5. С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома?

Задания

  1. Дайте определения травме и перелому.
  2. Назовите основные признаки переломов.

Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс

Источник

Слайд 2

1. Введение 2. Первая помощь при ранениях 3. Первая помощь при переломах 4. Первая помощь при ушибах 5. Первая помощь при вывихах 6. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

Слайд 3

Травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешних воздействий . Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова) Наиболее распространённым видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях. Выделяют четыре основных вида травм опорно- двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Слайд 4

Перелом – это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми . При открытых переломах в месте перелома образуется рана. Основные признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтёк и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное кровотечение. При оказании ПМП при переломах в первую очередь обеспечивается неподвижность кости в месте перелома путём иммобилизации конечности. При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, вводят обезболивающее и затем проводят иммобилизацию.

Слайд 5

Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава. Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в повреждённом суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.

Читайте также:  Меры оказания первой медицинской помощи при закрытом переломе

Слайд 6

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения бедра или голени. Во время оказания ПМП при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо: не причинять пострадавшему дополнительной боли; помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность повреждённой части тела; перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается прибытие «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.

Слайд 7

Слайд 10

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ Самое главное – не суетись Вздохни поглубже и вспомни последовательность действий ( Не продуманные и спонтанные поступки обречены на непоправимые ошибки ) ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ Прежде чем начать действовать – обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (Только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот) ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Только уверенные действия и чёткие команды позволят взять ситуацию под контроль ( Это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия ЗАПОВЕДЬ ЧЕРВЁРТАЯ Если ты остался с пострадавшим один – не отчаивайся! Главное повернуть его на живот (По крайней мере в этой ситуации ты сделал самое необходимое)

Слайд 11

При любой травме, за исключением открытого перелома целесообразно к травмированному месту прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. При растяжении связок и мышц после того, как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области Домашнее задание § 8.3 стр.212-215

Источник

Конспект урока

Предмет ОБЖ 8 класс

Тема урока «Первая медицинская помощь при травмах (переломах)».

Цели урока:

  • научить правилам оказания первой медицинской помощи при травмах (переломах);

  • формировать умение оказания первой медицинской помощи при переломах;

  • развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: компьютер, проектор, тренажер.

Предполагаемый результат:

  • понимание значимости изучаемого материала в курсе ОБЖ;

  • умение структурировать материал по изучаемой теме;

  • знание способов оказания первой помощи при травмах (переломах);

  • осуществление индивидуального подхода на уроке.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-обеспечить деловую атмосферу на уроке;

– настроить учащихся на свободное общение с учителем.

Задачи:

  • проверить готовность класса и оборудования урока к работе;

  • создать положительный эмоциональный настрой;

  • организовать внимание всех учащихся;

  • помочь учащимся быстро включиться в деловой ритм урока.

Метод: словесный

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Тема нашего урока «Первая медицинская помощь при травмах».

Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности. Современная медицина требует массового обучения всех категорий населения навыкам оказания экстренной медицинской помощи. В ходе урока мы познакомимся с видами кровотечений, травм и оказанием первой медицинской помощи при переломах.

Сегодня нас ждет интересная работа, увлекательные совместные задания. Главное – будьте внимательны, сосредоточены и аккуратны. Давайте пожелаем себе удачи на уроке, и у нас обязательно все сегодня получится.

Вы готовы? (Да)

ИТОГ: Учащиеся мотивированы на учебную деятельность, слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

– должны знать основной состав домашней аптечки по назначению

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– выявить пробелы в усвоении знаний и причины их появления, помочь их ликвидировать;

– выяснить степень усвоения обучающимися темы «Медицинская домашняя аптечка»

Формы работы:

– фронтально-индивидуальная;

– тестирование.

Методы организации работы:

– словесные;

– тестирование.

Методы оценивания:

– стимулирующее оценивание

Домашнее задание было направлено на подготовку материалов по теме «Медицинская домашняя аптечка».

Учитель. Итак, давайте проверим ваше домашнее задание, ответив на вопросы: (будьте внимательны, по завершении опроса, вы напишете небольшой тест)

  1. Место хранения домашней аптечки (это должны быть легко доступные для взрослого человека места- на антресолях, на верхних полках шкафов …..)

  2. Как хранить лекарства? (желательно выбрать такой ящик, в котором можно удобно разложить все лекарства, чтобы они не перепутались).

  3. Что должно быть в аптечке? (в домашней аптечке, прежде всего, должны присутствовать те лекарства, которые могут применяться в случаях доврачебной помощи, то есть до того, как вы обратились к врачу.)

  4. Перевязочные материалы (перечислить с кратким описанием назначения)

  5. Материалы для обработки ран, ожогов, остановки кровотечений (перечислить с кратким описанием назначения)

  6. Лекарственные средства для приема внутрь (перечислить с кратким описанием назначения)

  7. Вспомогательные предметы (перечислить с кратким описанием назначения)

Читайте также:  Отсутствие оказания помощи при переломе

8. Какие средства индивидуальной защиты органов дыхания вы знаете?

Практическая работа: рассказ и показ изготовленных дома простейших средств индивидуальной защиты.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовили домашнее задание. Предлагаю вам выполнить письменное задание в форме тестирования закрытого типа.

ИТОГ: учащиеся показали степень усвоения предыдущей темы «Медицинская домашняя аптечка». . Результаты их деятельности были оценены.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

– Знать признаки переломов

– Опознавать различные виды переломов

– Уметь оказывать помощь при переломах

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– способствовать формированию знаний и умений по теме «Первая медицинская помощь при травмах»

Задачи:

– обеспечить понимание значимости изучаемого материала;

– организовать индивидуальный подход на уроке;

– поощрять активность учащихся.

Методы:

– словесный, комментированная беседа;

– наглядный

Метод стимулирования:

– похвала

Учитель. Сегодня мы рассмотрим с вами травмы опорно-двигательного аппарата, а именно переломы и оказание первой помощи, попробуем выполнить практическое задание по новой теме.

Откройте тетради, запишите число, тему урока. Итак, самый распространенный вид травм это травмы опорно-двигательного аппарата. Их можно получить при падении, ударах, неловком движении, различных авариях.

Слайд 1,2, 3

Более подробно мы рассмотрим переломы, их виды. Что же такое перелом? (Слайды)

Запишите в тетрадь определение.

Как отличить перелом? И как помочь пострадавшему? Очень важно оказать правильно помощь в первые з0 минут.

А что делать, если перелом открытый? Конечно же надо остановить кровотечение, а оно тоже может быть различным: (слайд)

Важный момент при оказании первой помощи при переломе это фиксация сломанной конечности при помощи наложения шины. Ее можно соорудить из любого подручного материала: палки, лыжи, крепкий картон.

При наложении шины необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не причинить боль пострадавшему и не сместить кости.

Если нет возможности наложить шину, то травмированную часть тела плотно прибинтовывают к здоровой конечности. (Слайд)

Запишем в тетрадь правила оказания первой помощи при переломе (слайд)

А сейчас посмотрим фильм «Оказание первой помощи при переломе руки». (демонстрируется фильм -3,4 мин)

4.

Закрепление учебного материала,

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

-уметь выполнять тренировочные задания по данной теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– выработать навыки и умения оказания первой медицинской помощи при травмах (переломе);

– закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для работы по новому материалу;

– установить степень усвоения новых знаний по конечному результату.

Задачи:

– поддерживать активность учащихся;

– своевременно устранять и корректировать пробелы в знаниях на уроке;

– ликвидировать типичные ошибки учащихся;

– организовать работу опережающего характера для учащихся, разобравшихся в материале.

Методы организации:

– диалогическая беседа;

– практический, наглядный.

Метод стимулирования:

– оценка учителя

Учитель. А сейчас давайте закрепим всё, что вы увидели и услышали.

1. Назовите травмы, характерные для опорно-двигательной системы. (ушибы, растяжения, вывихи, переломы).

2. Дополните фразу: «Нарушение целостности кости называется _____________________

3. Назовите виды переломов по характеру повреждения кожного покрова (закрытые, открытые).

4. Повторим этапы оказания первой помощи при переломах. (учащиеся рассказывают по тетради)

5. На тренажере (практическая): «Максиму» попробуем оказать первую помощь при закрытом переломе руки.

Учащиеся накладывают шину и транспортируют «Максима» в «травмпункт»

ИТОГ: Ребята ответили на вопросы и выполнили практическую работу.

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

– осознание учащимися своей учебной деятельности;

сформулировать чему научился на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами;

– содействовать осознанию обучающимися результатов деятельности.

Методы:

– коррекция деятельности

Задание на дом.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

– применять полученные знания в экстремальных ситуациях на практике

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– закрепить знания и умения, полученные на уроке, применять их на практике;

– стимулировать развитие творческих способностей.

Учитель. Чему вы научились на уроке? Понравилось ли вам работать на сегодняшнем уроке?

Кто хочет высказаться? (Учащиеся по желанию высказывают свои мнения, говорят чему научились)

ИТОГ: Ребята оценили свою работу на уроке. Проанализировали работу .

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

1. Прочитать с. 212 – 215

2. Ответить на вопросы на стр. 215

3. Подготовить презентацию по теме (по желанию).

ИТОГ: Учащиеся мотивированы на выполнение задания

Читайте также:  Обж первая помощь при закрытом переломе

Источник

Разработал: Малюгин Александр Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ №44»

Этапы урока

Действия учителя

Средства обучения

Действия учащихся

Организационный момент

 (1-2 мин.)

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Целеполагание

(2-3 мин.)

  • Ребята. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
  • Представим, что вы с друзьями катаетесь на велосипеде. Один из ваших друзей падает с велосипеда и лежит. Ваши действия?
  • (После ответов, учитель продолжает историю) Мальчик встать не может, кричит, что у него болит нога. Какой вывод мы можем сделать?
  • Можем ли мы сделать вывод какую?
  • При осмотре ноги, внешних повреждений на коже не видно, при надавливании на одно место в области голени резкая боль. При постукивании о пятку – тоже резкая боль в голени.
  • Исходя из услышанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
  • Правильно. А чему мы должны научиться на уроке? Зачем необходимо знать правила первой помощи? Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока

Презентация

Ответы учащихся

-Он получил травму.

-Нет, нужно осмотреть больное место.

-Оказание первой помощи при травмах

  • Рассмотреть различные виды травм; научиться отличать ушиб от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах чтобы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь своему ближнему, отработать на практике наложение шины на травмированную конечность.

Актуализация знаний. (5 мин.)

-Вспомним, какие виды травм бывают?

-Как вы думаете, какую травму мог получить мальчик в нашей истории?

– Рассмотрим все травмы более подробно. Для этого заполните таблички с помощью гаджетов (работа в парах)

Карточки Использование смартфонов, планшетов, ПК

Дети перечисляют виды травм

-Ушиб, перелом, растяжение, вывих.

Заполняют таблички

Изучение нового материала

(10-12 мин)

1. Ушиб – повреждение мягких тканей с внутренним кровоизлиянием.  

Признаки ушиба – боль в месте ушиба, припухлость, кровоподтёк, который появляется не сразу.

Первая помощь – наложить тугую давящую повязку на место ушиба; положить холод поверх повязки; при сильном ушибе грудной клетки, живота, головы доставить пострадавшего в медицинское учреждение для квалифицированного обследования.

2. Растяжение – повреждение суставной сумки, которые возникли при движениях, превышающих физические возможности. В последствии может привести к разрыву мышц.

Признаки – резкая выраженная боль, болезненность движений в суставе, нарушение функции сустава, отёк, затем кровоизлияние.

Первая помощь – покой, тугое бинтование эластичным бинтом (если наблюдается внутренне кровоизлияние, то сразу плотно бинтовать не надо), холодный компресс, приподнятое положение конечности.

3. Вывих – выход суставной головки из суставной впадины.

Признаки – резкая боль, деформация сустава, нарушение функции сустава.

Первая помощь – зафиксировать конечность бинтом. Верхнюю конечность можно подвесить на косынку, нижнюю прибинтовать к здоровой конечности или зафиксировать подручными средства. Положить холод на место вывиха, транспортировать пострадавшего в больницу на носилках.

4. Перелом – это нарушение целостности кости.

Трещина кости – её можно спутать с сильным ушибом. Но боль при трещине сильнее, чем при ушибе. При сильной боли нужно подозревать трещину кости и принимать меры как при переломе.

Закрытый перелом – переломы кости без нарушения целостности кожи.

Признаки – резкая боль, припухлость, нарушение функции конечности (не сгибается колено, пальцы), при постукивании по кости ощущается резкая боль в месте перелома.

Открытый перелом –  это переломы кости с нарушением целостности кожи. Видна рана, идёт кровь.

Первая помощь – остановить кровотечение, если оно есть. Нельзя вправлять самостоятельно костные отломки в рану. Дать обезболивающее средство, наложить шину, обеспечив неподвижность места перелома или сделать перевязку. Доставить в медицинское учреждение.

заполненные учениками таблички. Презентация

Записывают определения, проверяют записи по эталону презентации

Составление алгоритма действий

(2 мин)

-Вернемся к нашей истории. Какие действия ребят должны быть, чтобы помочь мальчику. Составим алгоритм действий

Составляют алгоритм действий

Практическая часть. Работа в больших группах (10 мин)

Практическое задание по оказанию первой помощи. Наложение шины на поврежденную конечность. Наложение жгута

шина, бинт марлевый, бинт эластичный

Оказывают первую помощь

Закрепление и контроль полученных знаний

(10 мин)

Работа в малых группах. Каждая группа получает листочек с заданием. В нем описана ситуация.  Необходимо определить травму, подробно рассказать о своих действиях. Наложить шину одному из учеников своей группы

Работа в группах

 Рефлексия.(2-3 мин).

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог.

 Методика “Незаконченное предложение”

На уроке я работал…

Я узнал…

Я хотел бы узнать…

Мне удалось…

У меня вызвало затруднение…

Мое настроение…

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

 Домашнее задание. (1 мин).

§8.1 читать, отвечать на вопросы

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Источник