Первая помощь при травмах и переломах обж 8 класс
Учебник для 8 класса
ОБЖ
Травма — это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешнего воздействия.
Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова). Наиболее распространенным видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях.
Выделяют четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.
Первая медицинская помощь при переломах
Перелом — это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях, в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми. При открытых переломах в месте перелома образуется рана.
Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное.
Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручными средствами с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома)
При оказании первой медицинской помощи при переломах в первую очередь выполняют приемы, которые обеспечивают сохранение жизни пострадавшего и исключают возможность превращения закрытого перелома в открытый.
Обеспечивается неподвижность кости в месте ее перелома путем иммобилизации конечности.
При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, пострадавшему вводят противоболевое средство и только после этого проводят иммобилизацию табельными или подручными средствами. Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручных средств с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома).
Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий
Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нем, изменение формы сустава.
Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в поврежденном суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.
Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения бедра или голени.
Во время оказания первой медицинской помощи при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо:
- не причинить пострадавшему дополнительной боли;
- помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность поврежденной части тела;
- перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.
При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно к травмированному месту прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль.
При растяжении связок и мышц после того как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления.
Вопросы
- Чем вызывается растяжение мышц и сухожилий?
- В каких случаях к травмированному месту прикладывают лед?
- Что образуется при открытых переломах в месте перелома?
- Какой наиболее распространенный вид травм вы знаете?
- С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома?
Задания
- Дайте определения травме и перелому.
- Назовите основные признаки переломов.
Источник
Слайд 2
1. Введение 2. Первая помощь при ранениях 3. Первая помощь при переломах 4. Первая помощь при ушибах 5. Первая помощь при вывихах 6. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок
Слайд 3
Травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешних воздействий . Повреждения делятся на закрытые и открытые (с нарушением кожного покрова) Наиболее распространённым видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях. Выделяют четыре основных вида травм опорно- двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.
Слайд 4
Перелом – это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми . При открытых переломах в месте перелома образуется рана. Основные признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтёк и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное кровотечение. При оказании ПМП при переломах в первую очередь обеспечивается неподвижность кости в месте перелома путём иммобилизации конечности. При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, вводят обезболивающее и затем проводят иммобилизацию.
Слайд 5
Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава. Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, поднятии тяжестей. При этом появляется боль в повреждённом суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.
Слайд 6
Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения бедра или голени. Во время оказания ПМП при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо: не причинять пострадавшему дополнительной боли; помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность повреждённой части тела; перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается прибытие «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.
Слайд 7
Слайд 10
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ Самое главное – не суетись Вздохни поглубже и вспомни последовательность действий ( Не продуманные и спонтанные поступки обречены на непоправимые ошибки ) ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ Прежде чем начать действовать – обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (Только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот) ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Только уверенные действия и чёткие команды позволят взять ситуацию под контроль ( Это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия ЗАПОВЕДЬ ЧЕРВЁРТАЯ Если ты остался с пострадавшим один – не отчаивайся! Главное повернуть его на живот (По крайней мере в этой ситуации ты сделал самое необходимое)
Слайд 11
При любой травме, за исключением открытого перелома целесообразно к травмированному месту прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. При растяжении связок и мышц после того, как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области Домашнее задание § 8.3 стр.212-215
Источник
Конспект урока
Предмет ОБЖ 8 класс
Тема урока «Первая медицинская помощь при травмах (переломах)».
Цели урока:
научить правилам оказания первой медицинской помощи при травмах (переломах);
формировать умение оказания первой медицинской помощи при переломах;
развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: компьютер, проектор, тренажер.
Предполагаемый результат:
понимание значимости изучаемого материала в курсе ОБЖ;
умение структурировать материал по изучаемой теме;
знание способов оказания первой помощи при травмах (переломах);
осуществление индивидуального подхода на уроке.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
-подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-обеспечить деловую атмосферу на уроке;
– настроить учащихся на свободное общение с учителем.
Задачи:
проверить готовность класса и оборудования урока к работе;
создать положительный эмоциональный настрой;
организовать внимание всех учащихся;
помочь учащимся быстро включиться в деловой ритм урока.
Метод: словесный
Учитель. Здравствуйте, ребята.
Тема нашего урока «Первая медицинская помощь при травмах».
Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности. Современная медицина требует массового обучения всех категорий населения навыкам оказания экстренной медицинской помощи. В ходе урока мы познакомимся с видами кровотечений, травм и оказанием первой медицинской помощи при переломах.
Сегодня нас ждет интересная работа, увлекательные совместные задания. Главное – будьте внимательны, сосредоточены и аккуратны. Давайте пожелаем себе удачи на уроке, и у нас обязательно все сегодня получится.
Вы готовы? (Да)
ИТОГ: Учащиеся мотивированы на учебную деятельность, слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель, которую учитель ставит перед учениками:
– должны знать основной состав домашней аптечки по назначению
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
– выявить пробелы в усвоении знаний и причины их появления, помочь их ликвидировать;
– выяснить степень усвоения обучающимися темы «Медицинская домашняя аптечка»
Формы работы:
– фронтально-индивидуальная;
– тестирование.
Методы организации работы:
– словесные;
– тестирование.
Методы оценивания:
– стимулирующее оценивание
Домашнее задание было направлено на подготовку материалов по теме «Медицинская домашняя аптечка».
Учитель. Итак, давайте проверим ваше домашнее задание, ответив на вопросы: (будьте внимательны, по завершении опроса, вы напишете небольшой тест)
Место хранения домашней аптечки (это должны быть легко доступные для взрослого человека места- на антресолях, на верхних полках шкафов …..)
Как хранить лекарства? (желательно выбрать такой ящик, в котором можно удобно разложить все лекарства, чтобы они не перепутались).
Что должно быть в аптечке? (в домашней аптечке, прежде всего, должны присутствовать те лекарства, которые могут применяться в случаях доврачебной помощи, то есть до того, как вы обратились к врачу.)
Перевязочные материалы (перечислить с кратким описанием назначения)
Материалы для обработки ран, ожогов, остановки кровотечений (перечислить с кратким описанием назначения)
Лекарственные средства для приема внутрь (перечислить с кратким описанием назначения)
Вспомогательные предметы (перечислить с кратким описанием назначения)
8. Какие средства индивидуальной защиты органов дыхания вы знаете?
Практическая работа: рассказ и показ изготовленных дома простейших средств индивидуальной защиты.
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовили домашнее задание. Предлагаю вам выполнить письменное задание в форме тестирования закрытого типа.
ИТОГ: учащиеся показали степень усвоения предыдущей темы «Медицинская домашняя аптечка». . Результаты их деятельности были оценены.
3. | Изучение нового учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: – Знать признаки переломов – Опознавать различные виды переломов – Уметь оказывать помощь при переломах Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: – способствовать формированию знаний и умений по теме «Первая медицинская помощь при травмах» Задачи: – обеспечить понимание значимости изучаемого материала; – организовать индивидуальный подход на уроке; – поощрять активность учащихся. Методы: – словесный, комментированная беседа; – наглядный Метод стимулирования: – похвала | Учитель. Сегодня мы рассмотрим с вами травмы опорно-двигательного аппарата, а именно переломы и оказание первой помощи, попробуем выполнить практическое задание по новой теме. Откройте тетради, запишите число, тему урока. Итак, самый распространенный вид травм это травмы опорно-двигательного аппарата. Их можно получить при падении, ударах, неловком движении, различных авариях. Слайд 1,2, 3 Более подробно мы рассмотрим переломы, их виды. Что же такое перелом? (Слайды) Запишите в тетрадь определение. Как отличить перелом? И как помочь пострадавшему? Очень важно оказать правильно помощь в первые з0 минут. А что делать, если перелом открытый? Конечно же надо остановить кровотечение, а оно тоже может быть различным: (слайд) Важный момент при оказании первой помощи при переломе это фиксация сломанной конечности при помощи наложения шины. Ее можно соорудить из любого подручного материала: палки, лыжи, крепкий картон. При наложении шины необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не причинить боль пострадавшему и не сместить кости. Если нет возможности наложить шину, то травмированную часть тела плотно прибинтовывают к здоровой конечности. (Слайд) Запишем в тетрадь правила оказания первой помощи при переломе (слайд) А сейчас посмотрим фильм «Оказание первой помощи при переломе руки». (демонстрируется фильм -3,4 мин) |
4. | Закрепление учебного материала, Цель, которую учитель ставит перед учениками: -уметь выполнять тренировочные задания по данной теме. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: – выработать навыки и умения оказания первой медицинской помощи при травмах (переломе); – закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для работы по новому материалу; – установить степень усвоения новых знаний по конечному результату. Задачи: – поддерживать активность учащихся; – своевременно устранять и корректировать пробелы в знаниях на уроке; – ликвидировать типичные ошибки учащихся; – организовать работу опережающего характера для учащихся, разобравшихся в материале. Методы организации: – диалогическая беседа; – практический, наглядный. Метод стимулирования: – оценка учителя | Учитель. А сейчас давайте закрепим всё, что вы увидели и услышали. 1. Назовите травмы, характерные для опорно-двигательной системы. (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). 2. Дополните фразу: «Нарушение целостности кости называется _____________________ 3. Назовите виды переломов по характеру повреждения кожного покрова (закрытые, открытые). 4. Повторим этапы оказания первой помощи при переломах. (учащиеся рассказывают по тетради) 5. На тренажере (практическая): «Максиму» попробуем оказать первую помощь при закрытом переломе руки. Учащиеся накладывают шину и транспортируют «Максима» в «травмпункт» ИТОГ: Ребята ответили на вопросы и выполнили практическую работу. |
5. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель, которую учитель ставит перед учениками: – осознание учащимися своей учебной деятельности; сформулировать чему научился на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: – установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами; – содействовать осознанию обучающимися результатов деятельности. Методы: – коррекция деятельности Задание на дом. Цель, которую учитель ставит перед учениками: – применять полученные знания в экстремальных ситуациях на практике Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: – закрепить знания и умения, полученные на уроке, применять их на практике; – стимулировать развитие творческих способностей. | Учитель. Чему вы научились на уроке? Понравилось ли вам работать на сегодняшнем уроке? Кто хочет высказаться? (Учащиеся по желанию высказывают свои мнения, говорят чему научились) ИТОГ: Ребята оценили свою работу на уроке. Проанализировали работу . Откройте дневники и запишите домашнее задание. 1. Прочитать с. 212 – 215 2. Ответить на вопросы на стр. 215 3. Подготовить презентацию по теме (по желанию). ИТОГ: Учащиеся мотивированы на выполнение задания |
Источник
Разработал: Малюгин Александр Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ №44»
Этапы урока
Действия учителя
Средства обучения
Действия учащихся
Организационный момент
(1-2 мин.)
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя.
Целеполагание
(2-3 мин.)
- Ребята. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
- Представим, что вы с друзьями катаетесь на велосипеде. Один из ваших друзей падает с велосипеда и лежит. Ваши действия?
- (После ответов, учитель продолжает историю) Мальчик встать не может, кричит, что у него болит нога. Какой вывод мы можем сделать?
- Можем ли мы сделать вывод какую?
- При осмотре ноги, внешних повреждений на коже не видно, при надавливании на одно место в области голени резкая боль. При постукивании о пятку – тоже резкая боль в голени.
- Исходя из услышанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Правильно. А чему мы должны научиться на уроке? Зачем необходимо знать правила первой помощи? Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока
Презентация
Ответы учащихся
-Он получил травму.
-Нет, нужно осмотреть больное место.
-Оказание первой помощи при травмах
- Рассмотреть различные виды травм; научиться отличать ушиб от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах чтобы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь своему ближнему, отработать на практике наложение шины на травмированную конечность.
Актуализация знаний. (5 мин.)
-Вспомним, какие виды травм бывают?
-Как вы думаете, какую травму мог получить мальчик в нашей истории?
– Рассмотрим все травмы более подробно. Для этого заполните таблички с помощью гаджетов (работа в парах)
Карточки Использование смартфонов, планшетов, ПК
Дети перечисляют виды травм
-Ушиб, перелом, растяжение, вывих.
Заполняют таблички
Изучение нового материала
(10-12 мин)
1. Ушиб – повреждение мягких тканей с внутренним кровоизлиянием.
Признаки ушиба – боль в месте ушиба, припухлость, кровоподтёк, который появляется не сразу.
Первая помощь – наложить тугую давящую повязку на место ушиба; положить холод поверх повязки; при сильном ушибе грудной клетки, живота, головы доставить пострадавшего в медицинское учреждение для квалифицированного обследования.
2. Растяжение – повреждение суставной сумки, которые возникли при движениях, превышающих физические возможности. В последствии может привести к разрыву мышц.
Признаки – резкая выраженная боль, болезненность движений в суставе, нарушение функции сустава, отёк, затем кровоизлияние.
Первая помощь – покой, тугое бинтование эластичным бинтом (если наблюдается внутренне кровоизлияние, то сразу плотно бинтовать не надо), холодный компресс, приподнятое положение конечности.
3. Вывих – выход суставной головки из суставной впадины.
Признаки – резкая боль, деформация сустава, нарушение функции сустава.
Первая помощь – зафиксировать конечность бинтом. Верхнюю конечность можно подвесить на косынку, нижнюю прибинтовать к здоровой конечности или зафиксировать подручными средства. Положить холод на место вывиха, транспортировать пострадавшего в больницу на носилках.
4. Перелом – это нарушение целостности кости.
Трещина кости – её можно спутать с сильным ушибом. Но боль при трещине сильнее, чем при ушибе. При сильной боли нужно подозревать трещину кости и принимать меры как при переломе.
Закрытый перелом – переломы кости без нарушения целостности кожи.
Признаки – резкая боль, припухлость, нарушение функции конечности (не сгибается колено, пальцы), при постукивании по кости ощущается резкая боль в месте перелома.
Открытый перелом – это переломы кости с нарушением целостности кожи. Видна рана, идёт кровь.
Первая помощь – остановить кровотечение, если оно есть. Нельзя вправлять самостоятельно костные отломки в рану. Дать обезболивающее средство, наложить шину, обеспечив неподвижность места перелома или сделать перевязку. Доставить в медицинское учреждение.
заполненные учениками таблички. Презентация
Записывают определения, проверяют записи по эталону презентации
Составление алгоритма действий
(2 мин)
-Вернемся к нашей истории. Какие действия ребят должны быть, чтобы помочь мальчику. Составим алгоритм действий
Составляют алгоритм действий
Практическая часть. Работа в больших группах (10 мин)
Практическое задание по оказанию первой помощи. Наложение шины на поврежденную конечность. Наложение жгута
шина, бинт марлевый, бинт эластичный
Оказывают первую помощь
Закрепление и контроль полученных знаний
(10 мин)
Работа в малых группах. Каждая группа получает листочек с заданием. В нем описана ситуация. Необходимо определить травму, подробно рассказать о своих действиях. Наложить шину одному из учеников своей группы
Работа в группах
Рефлексия.(2-3 мин).
Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Организует подводящий диалог.
Методика “Незаконченное предложение”
На уроке я работал…
Я узнал…
Я хотел бы узнать…
Мне удалось…
У меня вызвало затруднение…
Мое настроение…
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.
Домашнее задание. (1 мин).
§8.1 читать, отвечать на вопросы
Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания
Источник