Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время физических упражнений

Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время физических упражнений thumbnail
Поделиться с друзьями

1. Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями.

2. Что понимается под двигательным опытом? Его значе­ние для освоения новых двигательных действий.

Ответы

1. Во время занятий физическими упражнениями могут возникнуть различные травмы, и тогда надо своевременно и бы­стро оказать первую доврачебную помощь.

Ушибы обычно возникают при ударах о твердую поверхность. При легких ушибах рук или ног повреждаются мягкие ткани и мелкие кровеносные сосуды, что вызывает постепенное опуха­ние тканей и кровоизлияния. Если это произошло, надо постарать­ся на место ушиба побыстрее приложить что-нибудь холодное (На­пример, губку или полотенце, смоченное холодной водой, кусочки льда или снега). Ушибленному месту надо постараться придать возвышенное положение и после этого обратиться к врачу.

При ушибах живота повреждению подвергаются внутренние органы. В этих случаях пострадавшему нельзя давать пить, разрешать употреблять пищу. Ему надо обеспечить покой и срочно вызвать врача. Так же следует поступать и при сильном ушибе груди.

Ушибы головы могут сопровождаться потерей сознания, го­ловокружением, тошнотой и рвотой. Если это произошло, по­страдавшему необходимо обеспечить покой и срочно вызвать врача.

Во время занятий можно пораниться. Раны могут быть по­верхностными и глубокими. К поверхностным ранам относят ссадины и царапины. При таких травмах необходимо: промыть рану дезинфицирующим раствором (например, перекисью во­дорода или слабым раствором марганцовки); промазать рану зеленкой или йодом; наложить повязку на рану.

При глубоких ранах возникает обильное кровотечение. Поэтому, чтобы не допустить значительной потери крови, сна­чала необходимо остановить кровь. Для этого выше раны на­кладывают жгут и крепко его стягивают. В качестве жгута мож­но использовать платок, поясной ремень или кусок скрученной ткани. Когда удалось остановить кровотечение, область вокруг раны протирают дезинфицирующим раствором. Все движения при протирании направляют от раны, чтобы не занести в нее инфекцию. Края раны смазывают йодом или зеленкой и накла­дывают стерильную повязку.

После наложения жгута надо обязательно запомнить или записать время наложения, поскольку более чем на 1,5-2 часа жгут накладывать нельзя. Обработав рану, требуется срочно обратиться к врачу.

2. Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт. Например, каждый человек умеет ходить. Но не каждый человек может ходить строевым шагом или спортивной ходьбой, по узкой, ка­чающейся доске, спиной или боком вперед. Не всякий человек может выполнять и различные способы прыжков и бега, лаза­нья и метания. Отсутствие достаточного и разнообразного дви­гательного опыта может стать причиной многих травм.

Большое значение приобретает двигательный опыт при ос­воении новых движений, в том числе и профессиональных дви­гательных действий. Чем разностороннее и богаче двигатель­ный опыт, тем легче осваиваются новые движения и действия. Поэтому в процессе обучения важно не только освоить двигательное действие, но и научиться его выполнять разными способами, в различных условиях, при решении разнообразных двигательных задач.

Date: 2015-12-13; view: 1864; Нарушение авторских прав

Источник

Оказание первой медицинской помощи при занятиях спортом может понадобиться в любой момент. К сожалению, спорт и травмы неотделимы друг от друга. Причин получения травм много. Ими могут быть как элементарное несоблюдение правил безопасности, так и некачественный спортивный инвентарь, различные неровности спортивных площадок и других мест для занятий спортом, поведение других игроков и т.д. Самыми распространенными травмами считаются ушибы разной степени тяжести, открытые и закрытые переломы, кровотечения, растяжения связок, вывихи суставов. Во всех этих случаях своевременная первая медицинская помощь не только облегчает состояние пострадавшего спортсмена, но и позволяет избежать осложнений, способных возникнуть при бездействии в первые минуты после получения травмы.

Первая помощь при ушибах

В первую очередь необходимо приложить к ушибленному месту холод. Оптимальным вариантом будет завернутый в какую-то чистую ткань лед, но также подойдет и мокрое холодное полотенце. Холод в первые минуты и часы после ушиба позволяет не только уменьшить болевые ощущения, но и минимизировать внутренние кровоизлияния и избежать обширных гематом и связанных с ними отеков мягких тканей. Первая помощь пострадавшему должна начинаться именно с охлаждения. После этого следует сделать тугую фиксирующую повязку из бинта. Ушибленное место должно находиться в состоянии покоя. Также следует воспользоваться противовоспалительной мазью, которую следует нанести под повязку. Таким же способом оказывается и первая помощь при растяжении связок.

Первая помощь при переломах, вывихах и кровотечениях

Оказание первой помощи в случае кровотечения должно быть максимально быстрым, в особенности, если кровотечение интенсивное. В таком случае необходимо наложить жгут выше раны. Также сразу же следует обработать рану антисептиком, раствором перекиси водорода, тогда попавшая в рану грязь вымоется, и риск возникновения гноя значительно снизится. Если речь идет о носовом кровотечении, больного надо уложить таким образом, чтобы голова его не была запрокинута. В ноздрю надо вставить пропитанный перекисью водорода марлевый тампон, а на переносицу – смоченную холодной водой ткань или марлю.

Первая медицинская помощь при травмах, приведших к перелому, сводится к охлаждению участка тела, а также максимальному обеспечению неподвижности сломанной кости. В качестве шины, которая должна зафиксировать суставы выше и ниже травмированного участка, могут служить какие-нибудь палочки, доски, куски фанеры и т.д. Если сломана рука, ее сгибают в локте и подвязывают косынкой, а если перелом в плечевой области, то конечность приматывают к туловищу. Поломанную ногу при транспортировке приматывают к здоровой.   При открытых переломах на рану необходимо наложить стерильную повязку. В случае вывиха ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно вправить поврежденный сустав. Можно лишь усугубить проблему.

В заключение хочется отметить, что после оказания первой неотложной медицинской помощи пострадавшего необходимо сразу же доставить в больницу либо травмпункт для осмотра больного врачом. Не забудьте сообщить о травме в страховую компанию.

Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время физических упражнений

Источник

Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ òðàâìû èëè ïîâðåæäåíèÿ. Îñíîâíûå ïðè÷èíû ïîâðåæäåíèé èõ êëàññèôèêàöèÿ ïî âèäó âîçäåéñòâèÿ è êðàòêîå îïèñàíèå. Ïîðÿäîê îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ è òðàâìàõ ãîëîâû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè è âûâèõàõ

2. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáå

3. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê

4. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ñäàâëèâàíèè

5. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè âûâèõàõ

6.Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

7. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè òðàâìàõ ãîëîâû

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

9. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Àíàòîìè÷åñêèå èëè ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ òêàíåé è îðãàíîâ, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ âíåøíèõ ôàêòîðîâ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà, íàçûâàþòñÿ òðàâìîé, èëè ïîâðåæäåíèåì. Âîçäåéñòâèÿ ìîãóò áûòü ìåõàíè÷åñêèìè (óäàð, ñäàâëèâàíèå, ðàñòÿæåíèå), ôèçè÷åñêèìè (âîçäåéñòâèå òåïëà è õîëîäà, ýëåêòðè÷åñòâà, ðàäèîàêòèâíîãî èçëó÷åíèÿ), õèìè÷åñêèìè (îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì êèñëîò, ùåëî÷åé, ÿäîâ), ïñèõè÷åñêèìè (èñïóã, ñòðàõ). Òÿæåñòü ïîâðåæäåíèÿ çàâèñèò îò ñèëû è âðåìåíè âîçäåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ.

Íàèáîëåå ÷àñòî ïîâðåæäåíèÿ âûçûâàþòñÿ ìåõàíè÷åñêèìè âîçäåéñòâèÿìè, ò. å. íåïîñðåäñòâåííûì äåéñòâèåì ìåõàíè÷åñêîé ñèëû (óäàð, ñäàâëèâàíèå, ðàñòÿæåíèå) íà òêàíè îðãàíèçìà. Ìåõàíè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çàêðûòûìè è îòêðûòûìè. Çàêðûòûìè ïîâðåæäåíèÿìè ñ÷èòàþòñÿ òàêèå, ïðè êîòîðûõ íåò íàðóøåíèÿ öåëîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Ê íèì îòíîñÿòñÿ óøèáû, ðàñòÿæåíèÿ, ïîäêîæíûå ðàçðûâû ìÿãêèõ òêàíåé (ìûøö, ñóõîæèëèé, ñîñóäîâ, íåðâîâ). Îòêðûòûå ïîâðåæäåíèÿ — ïîâðåæäåíèÿ îðãàíîâ è òêàíåé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì öåëîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ èëè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê (ðàíû, îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé).

Ïîâðåæäåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ðåçóëüòàòå îäíîìîìåíòíîãî, âíåçàïíîãî ñèëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà òêàíè îðãàíèçìà, íàçûâàþòñÿ îñòðîé òðàâìîé, à âîçíèêàþùèå îò ìíîãîêðàòíûõ è ïîñòîÿííûõ âîçäåéñòâèé ìàëîé ñèëû, íåñïîñîáíûõ ïðè îäíîðàçîâîì äåéñòâèè íàíåñòè òðàâìó – õðîíè÷åñêîé òðàâìîé. Ê õðîíè÷åñêîé òðàâìå îòíîñèòñÿ áîëüøèíñòâî ïðîôåññèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèé (ïëîñêîñòîïèå ó ëèö, çàíÿòûõ òÿæåëûì ôèçè÷åñêèì òðóäîì, òåíäîâàãèíèòû ó ìàøèíèñòîê, îçíîáëåíèÿ ó ïðà÷åê, ýêçåìû è ÿçâû íà ðóêàõ ðåíòãåíîëîãîâ è ò. ä.).

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, ðàñòÿæåíèÿõ, ðàçðûâàõ, ñäàâëèâàíèè è âûâèõàõ

Êîæà îáëàäàåò çíà÷èòåëüíîé ïðî÷íîñòüþ è ïðè òðàâìàõ íàðóøåíèÿ åå öåëîñòè ÷àñòî íå ïðîèñõîäèò, â òî âðåìÿ êàê ìÿãêèå òêàíè è êîñòè ìîãóò çíà÷èòåëüíî ðàçðóøàòüñÿ.

Óøèá. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïîâðåæäåíèåì ìÿãêèõ òêàíåé ÿâëÿåòñÿóøèá, êîòîðûé ÷àùå âñåãî âîç-ïèêàï âñëåäñòâèåóäàðà òóïûì ïðåäìåòîì. Íà ìåñòå óøèáà áûñòðî ïîÿâëÿåòñÿ ïðèïóõëîñòü, à ÷àñòî è êðîâîïîäòåê (ñèíÿê). Ïðè ðàçðûâå êðóïíûõ ñîñóäîâ ïîä êîæåé ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ñêîïëåíèÿ êðîâè (ãåìàòîìû). Óøèáû ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ ôóíêöèè ïîâðåæäåííîãî îðãàíà. Åñëè óøèáû ìÿãêèõ òêàíåé òåëà âûçûâàþò ëèøü áîëü è óìåðåííîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé êîíå÷íîñòåé, òî óøèáû âíóòðåííèõ îðãàíîâ (ìîçã, ïå÷åíü, ëåãêèå, ïî÷êè) ìîãóò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì íàðóøåíèÿì âî âñåì îðãàíèçìå è äàæå ê ñìåðòè.

Ïðè äâèæåíèÿõ â ñóñòàâå, ïðåâûøàþùèõ åãî ôèçèîëîãè÷åñêèé îáúåì, èëè ïðè äâèæåíèè â íåñâîéñòâåííîì ñóñòàâó íàïðàâëåíèè âîçíèêàþò ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâû ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñóñòàâ. Ðàñòÿæåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ðåçêèõ áîëåé, áûñòðûì ðàçâèòèåì îòåêà â îáëàñòè òðàâìû è çíà÷èòåëüíûì íàðóøåíèåì ôóíêöèé ñóñòàâîâ. Áîëüøîå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâîâ ñâÿçîê èìåþò âíåçàïíîñòü è áûñòðîòà òðàâìû.

Î÷åíü òÿæåëîé òðàâìîé êîíå÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ òàê íàçûâàåìîå ñäàâëèâàíèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò ðàçìîçæåíèå ìûøö, ïîäêîæíîé æèðîâîé êëåò÷àòêè, ñîñóäîâ èíåðâîâ. Ýòè ïîâðåæäåíèÿ âîçíèêàþò îò äàâëåíèÿ áîëüøèõ òÿæåñòåé (ñòåíà, áàëêà, çåìëÿ) âî âðåìÿ îáâàëîâ, áîìáàðäèðîâîê, çåìëåòðÿñåíèé. Ñäàâëèâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàçâèòèåì øîêà, à â ïîñëåäóþùåì — îòðàâëåíèåì îðãàíèçìà ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ðàçðóøåííûõ ìÿãêèõ òêàíåé.

2. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáå

Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé ïîâðåæäåííîìó îðãàíó. Íà îáëàñòü óøèáà íåîáõîäèìî íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó, ïðèäàòü ýòîé ÷àñòè òåëà âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïðåêðàùåíèþ äàëüíåéøåãî êðîâîèçëèÿíèÿ â ìÿãêèå òêàíè. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé è âîñïàëèòåëüíûõ ÿâëåíèé ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò õîëîä — ïóçûðü ñî ëüäîì, õîëîäíûå êîìïðåññû.

3. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàñòÿæåíèè ñâÿçîê

Ïîìîùü òàêàÿ æå, êàê è ïðè óøèáàõ, ò. å. ïðåæäå âñåãî èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè. Ïðè ðàçðûâå ñóõîæèëèé, ñâÿçîê ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè áîëüíîìó ïîëíîãî ïîêîÿ, â íàëîæåíèè òóãîé ïîâÿçêè íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà, ÷òîáû ïðî÷íî ôèêñèðîâàòü åãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëåé ïîñòðàäàâøåìó ìîæíî äàòü 0,25–0,5 ã àíàëüãèíà èëè àìèäîïèðèíà, à ê îáëàñòè òðàâìû ïðèëîæèòü ïóçûðü ñî ëüäîì. Ïðè ëþáîì ðàñòÿæåíèè íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, òàê êàê ïîäîáíàÿ ñèìïòîìàòèêà ìîæåò áûòü è ïðè òðåùèíàõ êîñòè.

Ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ñäàâëèâàíèÿ: âîçíèêàåò ïðè äëèòåëüíîì ñäàâëèâàíèè òêàíåé. Ñèíäðîì ïîçèöèîííîãî ñäàâëèâàíèÿ – êîãäà ïüÿíûé ïðèæèìàåò ñâîþ êîíå÷íîñòü è ëåæèò äîëãîå âðåìÿ. Êëàññèôèêàöèÿ (ïî Ñàâèöêîìó)- ñäàâëèâàíèÿ êîíå÷íîñòåé, òàçà, ãðóäè, çàòûëêà è äð. Ìîæåò áûòü ñ ñî÷åòàíèåì ïîâðåæäåíèÿ äðóãèõ îðãàíîâ. Ìîæåò áûòü â êîìáèíàöèè ñ îæîãàìè, ñ îòìîðîæåíèÿìè. Îïðåäåëåíèå òÿæåñòè çàâèñèò îò âðåìåíè ñäàâëèâàíèÿ è îò ïëîùàäè ñäàâëèâàíèÿ. Ñàìûå òÿæåëûå ôîðìû, êîãäà ñäàâëèâàíèÿ â òå÷åíèå 6 ÷àñîâ è áîëåå. Ñìåðòåëüíûå èñõîäû íàáëþäàþòñÿ è â ðàííåì è ïîçäíåì ïåðèîäå. Ôîðìû ñðåäíåé òÿæåñòè ðåäêî. Ëåãêèå ôîðìû – ñäàâëèâàíèå äî 4 ÷ è ìåíüøå. Ýòà áîëåçíü êîâàðíà, òàê êàê ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ ñîñòîÿíèå íîðìàëüíîå, à ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé ïîñòðàäàâøèé óìèðàåò. Ðàçëè÷àþò ïåðèîäû: ñêðûòûé ïåðèîä (êîìïðåññèîííûé è äåêîìïðåññèîííûé) – îòåêè, ñíèæåíèå äàâëåíèÿ, ÷òî íàïîìèíàåò øîê; ðàííèé ïåðèîä – ïåðâûå òðè äíÿ: çàòîðìîæåííîñòü, óõóäøåíèå ñîñòîÿíèÿ; ïðîìåæóòî÷íûé ïåðèîä (4-8 äíåé): ÿâëåíèÿ ñî ñòîðîíû ïî÷åê – îëèãîóðèÿ, àíóðèÿ, çàòåì ïîÿâëåíèå ïðèçíàêîì óðåìèè. Ìèîãëîáèí ïðè ýòîé áîëåçíè çàêóïîðèâàåò ïî÷êè, è îíè íå ðàáîòàþò.

Ïîìîùü: îñâîáîæäåíèå îò ñäàâëèâàíèÿ, æãóò âûøå, íîâîêàèíîâóþ áëîêàäó, ÷òîáû çàìåäëèòü âñàñûâàíèå, èììîáèëèçàöèÿ, îáåçáîëèâàíèå. Íà ÌÏÏ – áëîêàäû, íàðêîòèêè, ñåðäå÷íûå, àíòèáèîòèêè. Ïðè îáøèðíûõ ñäàâëèâàíèÿõ íàäî ñäåëàòü ôàñöèîòîìèþ ëàìïàñíûìè ðàçðåçàìè.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ àìïóòàöèÿ. Ëåòàëüíîñòü äî 60%, â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ äî 30%. Ïîñëåäñòâèÿ – îáðàçîâàíèå ÿçâ, ðóáöîâ, ãàíãðåíû, ñàìîå ÷àñòîå – òÿæåëûå íåâðèòû (65%).

4. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ñäàâëèâàíèè

Îñíîâíîé çàäà÷åé ïåðâîé ïîìîùè ïðè ñäàâëèâàíèè ÿâëÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ìåð ïî íåìåäëåííîìó èçâëå÷åíèþ ïîñòðàäàâøåãî èç-ïîä îáðóøèâøèõñÿ íà íåãî òÿæåñòåé. Ñðàçó ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ îò òÿæåñòåé äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ ÿäîâèòûõ ïðîäóêòîâ ðàñïàäà â îðãàíèçì èç ðàçìîçæåííûõ òêàíåé êîíå÷íîñòåé íà ïîñëåäíèå íåîáõîäèìî íàëîæèòü æãóòû êàê ìîæíî áëèæå ê îñíîâàíèþ êîíå÷íîñòè, êàê ïðè îñòàíîâêå àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, îáëîæèòü êîíå÷íîñòè ïóçûðÿìè ñî ëüäîì èëè òêàíüþ, ñìî÷åííîé õîëîäíîé âîäîé. Ïîâðåæäåííûå êîíå÷íîñòè èììîáèëèçèðóþò ïðè ïîìîùè øèí. Ó òàêèõ áîëüíûõ î÷åíü ÷àñòî óæå â ìîìåíò òðàâìû ðàçâèâàåòñÿ òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå — øîê. Äëÿ áîðüáû ñ øîêîì èëè äëÿ åãî ïðîôèëàêòèêè áîëüíîãî ñëåäóåò òåïëî óêðûòü, äàòü âîäêè, âèíà, ãîðÿ÷åãî êîôå èëè ÷àÿ. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò ââåñòè íàðêîòèêè (îìíîïîí, ìîðôèé–1 ìë 1% ðàñòâîðà), ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà. Áîëüíîé ïîäëåæèò íåìåäëåííîé òðàíñïîðòèðîâêå â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå â ïîëîæåíèè ëåæà.

Âûâèõè. Ïîâðåæäåíèÿ ñóñòàâîâ, ïðè êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ñìåùåíèå ñîïðèêàñàþùèõñÿ â ïîëîñòè ñóñòàâà êîñòåé ñ âûõîäîì îäíîé èç íèõ ÷åðåç ðàçðûâ êàïñóëû èç ïîëîñòè ñóñòàâà â îêðóæàþùèå òêàíè, íàçûâàþòñÿ âûâèõîì. Âûâèõ ìîæåò áûòü ïîëíûì, êîãäà ñóñòàâíûå ïîâåðõíîñòè êîñòåé ïåðåñòàþò ïîëíîñòüþ ñîïðèêàñàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì, è íåïîëíûì (ïîäâûâèõ), êîãäà ìåæäó ñóñòàâíûìè ïîâåðõíîñòÿìè èìååòñÿ ÷àñòè÷íîå ñîïðèêîñíîâåíèå.

Íàçâàíèå âûâèõ ïîëó÷àåò ïî òîé êîñòè, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ äèñòàëüíåå (ïåðèôåðèéíåå) ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà: íàïðèìåð, âûâèõ ñòîïû — ïðè ñìåùåíèè êîñòåé â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå; âûâèõ ïëå÷à — ïðè âûâèõå â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è ò. ï. Âîçíèêàþò âûâèõè â îñíîâíîì ïîä äåéñòâèåì íåïðÿìîé òðàâìû. Òàê, âûâèõ áåäðà âîçìîæåí ïðè ïàäåíèè íà ñîãíóòóþ íîãó ñ îäíîâðåìåííûì ïîâîðîòîì íîãè âíóòðü, âûâèõ ïëå÷à — ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ ðóêó.

Ñèìïòîìàìè âûâèõà ÿâëÿþòñÿ: áîëü â êîíå÷íîñòè, ðåçêàÿ äåôîðìàöèÿ (çàïàäàíèå) îáëàñòè ñóñòàâà, îòñóòñòâèå àêòèâíûõ è íåâîçìîæíîñòü ïàññèâíûõ äâèæåíèé â ñóñòàâå, ôèêñàöèÿ êîíå÷íîñòè â íååñòåñòâåííîì ïîëîæåíèè, íå ïîääàþùåìñÿ èçìåíåíèþ; èçìåíåíèÿ äëèíû êîíå÷íîñòè, ÷àùå åå óêîðî÷åíèå.

5. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè âûâèõàõ

Ïîìîùü ïðè âûâèõàõçàêëþ÷àåòñÿ â ïðîâåäåíèè ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà óìåíüøåíèå áîëåé: õîëîä íà îáëàñòü ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà, ïðèìåíåíèå îáåçáîëèâàþùèõ (àíàëüãèí, àìèäîïèðèí, ïðîìåäîë è äð.), èììîáèëèçàöèÿ êîíå÷íîñòè â òîì ïîëîæåíèè, êîòîðîå îíà ïðèíÿëà ïîñëå òðàâìû. Âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå èëè ïåðåâÿçêå èç áèíòà, íèæíþþ – èììîáèëèçóþò ïðè ïîìîùè øèí èëè ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ. Ñâåæèå âûâèõè âïðàâëÿòü çíà÷èòåëüíî ëåã÷å, ÷åì çàñòàðåëûå. Óæå ÷åðåç 3 – 4 ÷ ïîñëå òðàâìû â îáëàñòè ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà ðàçâèâàåòñÿ îòåê òêàíåé, ñêàïëèâàåòñÿ êðîâü, ÷òî çàòðóäíÿåò âïðàâëåíèå. Âïðàâëåíèå âûâèõà – âðà÷åáíàÿ ïðîöåäóðà, ïîýòîìó ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî ñêîðåå äîñòàâèòü ê âðà÷ó. Ïðè âûâèõàõ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé áîëüíûå ìîãóò ïðèéòè ñàìè â áîëüíèöó èëè áûòü äîñòàâëåíû íà ëþáîì òðàíñïîðòå â ïîëîæåíèè ñèäÿ, áîëüíûõ ñ âûâèõîì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé òðàíñïîðòèðóþò â ïîëîæåíèè ëåæà.

Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ âïðàâèòü âûâèõ, òàê êàê èíîãäà òðóäíî óñòàíîâèòü, âûâèõ ýòî èëè ïåðåëîì, òåì áîëåå ÷òî ÷àñòî âûâèõè ñîïðîâîæäàþòñÿ òðåùèíàìè è ïåðåëîìàìè êîñòåé.

6. Ïåðåëîìû. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ

Ïåðåëîìîì íàçûâàåòñÿ íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû òðàâìàòè÷åñêèå è ïàòîëîãè÷åñêèå. Âîçíèêíîâåíèå ïîñëåäíèõ îáóñëîâëåíî íàëè÷èåì ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â êîñòè (òóáåðêóëåç, îñòåîìèåëèò, îïóõîëè), ïðè êîòîðûõ îáû÷íàÿ íàãðóçêà íà îïðåäåëåííîì ýòàïå òå÷åíèÿ ýòèõ áîëåçíåé ïðèâîäèò ê ïåðåëîìó. Òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåëîìû äåëÿòñÿ íà çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ êîæè) è îòêðûòûå, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîâðåæäåíèå êîæè â çîíå ïåðåëîìà.

Îòêðûòûå ïåðåëîìû îïàñíåå çàêðûòûõ, òàê êàê åñòü âåðîÿòíîñòü èíôèöèðîâàíèÿ îòëîìêîâ è ðàçâèòèÿ îñòåîìèåëèòà, ÷òî çíà÷èòåëüíî çàòðóäíÿåò ñðàñòàíèå êîñòíûõ îòëîìêîâ.

Ïåðåëîì ìîæåò áûòü ïîëíûì è íåïîëíûì. Ïðè íåïîëíîì ïåðåëîìå íàðóøàåòñÿ êàêàÿ-íèáóäü ÷àñòü ïîïåðå÷íèêà êîñòè, ÷àùå â âèäå ïðîäîëüíîé ùåëè — òðåùèíà êîñòè.

Ïðàâèëüíî è ñâîåâðåìåííî îêàçàííàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ èõ ëå÷åíèÿ. Áûñòðî îêàçàííàÿ ïåðâàÿ ïîìîùü âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò çàæèâëåíèå ïåðåëîìîâ, ïîçâîëÿåò ÷àñòî ïðåäóïðåäèòü ðàçâèòèå ðÿäà îñëîæíåíèé (êðîâîòå÷åíèå, ñìåùåíèå îòëîìêîâ, øîê è ò. ä.).

Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÿâëÿþòñÿ: 1) ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîãòåé â îáëàñòè ïåðåëîìà; 2) ïðîâåäåíèå ìåð, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó èëè ïðåäóïðåæäåíèå ðàçâèòèÿ øîêà; 3) îðãàíèçàöèÿ áûñòðåéøåé äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî âëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Áûñòðîå ñîçäàíèå íåïîäâèæíîñòè êîñòåé âîáëàñòè ïåðåëîìà — èììîáèëèçàöèÿ — óìåíüøàåò áîëü è ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ìîìåíòîì â ïðåäóïðåæäåíèè ðàçâèòèÿ øîêà.

Îñíîâíóþ ìàññó ïåðåëîìîâ ñîñòàâëÿþò ïåðåëîìû êîíå÷íîñòåé. Èììîáèëèçàöèÿ äîñòèãàåòñÿ íàëîæåíèåì òðàíñïîðòíûõ øèí èëè øèíèðîâàíèåì êîíå÷íîñòè ïðè ïîìîùè èìïðîâèçèðîâàííûõ øèí èç ïîäðó÷íîãî òâåðäîãî ìàòåðèàëà. Íàëîæåíèå øèíû íóæíî ïðîâîäèòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, è òîëüêî ïîñëå ýòîãî ìîæíî òðàíñïîðòèðîâàòü áîëüíîãî. Øèíû íåîáõîäèìî íàêëàäûâàòü îñòîðîæíî, ÷òîáû íå ñìåñòèòü îòëîìêè è íå âûçâàòü ó ïîñòðàäàâøåãî áîëü. Êàêèå-ëèáî èñïðàâëåíèÿ, ñîïîñòàâëåíèÿ îòëîìêîâ ïðîâîäèòü íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Èñêëþ÷åíèåì ÿâëÿþòñÿ ñëó÷àè, êîãäà èìååòñÿ óãðîçà ïîâðåæäåíèÿ êîæè òîð÷àùèì îñòðûì êîíöîì êîñòè. Ïåðåíîñèòü áîëüíîãî íóæíî î÷åíü îñòîðîæíî, êîíå÷íîñòü è òóëîâèùå ñëåäóåò ïîäíèìàòü îäíîâðåìåííî, âñå âðåìÿ, óäåðæèâàÿ íà îäíîì óðîâíå.

Ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå ïåðåä èììîáèëèçàöèåé êîíå÷íîñòè ðàíó íåîáõîäèìî îáðàáîòàòü íàñòîéêîé éîäà èëè äðóãèì àíòèñåïòèêîì è íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó. Ïðè îòñóòñòâèè ñòåðèëüíîãî ìàòåðèàëà ðàíà äîëæíà áûòü çàêðûòà ëþáîé ÷èñòîé õëîï÷àòîáóìàæíîé òêàíüþ. Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ óäàëÿòü èëè âïðàâëÿòü â ðàíó òîð÷àùèå êîñòíûå îòëîìêè — ýòî ìîæåò âûçâàòü êðîâîòå÷åíèå è äîïîëíèòåëüíîå èíôèöèðîâàíèå êîñòè è ìÿãêèõ òêàíåé. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàíû äîëæíû áûòü ïðèìåíåíû ñïîñîáû âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ (äàâÿùàÿ ïîâÿçêà, íàëîæåíèå æãóòà, çàêðóòêè èëè ðåçèíîâîãî áèíòà).

ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû î÷àãîâîãî ïîðàæåíèÿ ìîçãà: íàðóøåíèå ðå÷è, ÷óâñòâèòåëüíîñòè, äâèæåíèé êîíå÷íîñòåé, ìèìèêè è ò. ä.

Ïðè áîëåå òÿæåëûõ òðàâìàõ âîçìîæåí ïåðåëîì êîñòåé ÷åðåïà. Ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà ïðè ýòîì ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíûìè íå òîëüêî îò óäàðà, íî è îò âíåäðåíèÿ îòëîìêîâ êîñòåé è èçëèâàþùåéñÿ êðîâè (ñäàâëèâàíèå ãåìàòîìîé). Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò îòêðûòûå ïåðåëîìû êîñòåé ñâîäà ÷åðåïà. Ïðè ýòîì âîçìîæíî èñòå÷åíèå ìîçãîâîãî âåùåñòâà è, ÷òî îñîáåííî îïàñíî, èíôèöèðîâàíèå ìîçãà.

7. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè òðàâìàõ ãîëîâû

Ïîâðåæäåíèÿ ÷åðåïà è ìîçãà.Íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü ïðè óøèáàõ ãîëîâû ïðåäñòàâëÿþò ïîâðåæäåíèÿ ìîçãà, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü äàæå áåç ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé ÷åðåïà. Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ïîâðåæäåíèé ìîçãà: ñîòðÿñåíèå, óøèá (êîíòóçèÿ) è ñäàâëèâàíèå. Ïðè ñîòðÿñåíèè íàáëþäàþòñÿ îòåê è íàáóõàíèå ìîçãà, ïðè óøèáå è ñäàâëèâàíèè åùå è ÷àñòè÷íîå ðàçðóøåíèå ìîçãîâîé òêàíè.

Äëÿ òðàâìû ìîçãà õàðàêòåðíû îáùåìîçãîâûå ñèìïòîìû: ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíàÿ áîëü, òîøíîòà è ðâîòà, çàìåäëåíèå ïóëüñà. Âûðàæåííîñòü ñèìïòîìîâ çàâèñèò îò ñòåïåíè è îáøèðíîñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ñîòðÿñåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Îñíîâíûå ñèìïòîìû: ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ (îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî ñóòîê è áîëåå) è ðåòðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ — ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñïîìíèòü ñîáûòèé, êîòîðûå ïðåäøåñòâîâàëè òðàâìå. Ïðè óøèáå è ñäàâëèâàíèè ìîçãà

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ñîçäàíèè ïîêîÿ ïîñòðàäàâøåìó, åìó ïðèäàþò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, äëÿ óñïîêîåíèÿ ìîæíî äàòü íàñòîéêó âàëåðèàíû (15–20 êàïåëü), êàïëè Çåëåíèíà, ê ãîëîâå — ïóçûðü ñî ëüäîì èëè òêàíü, ñìî÷åííóþ õîëîäíîé âîäîé. Åñëè ïîñòðàäàâøèé áåç ñîçíàíèÿ, íåîáõîäèìî î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà îò ñëèçè, ðâîòíûõ ìàññ, óëîæèòü åãî â ôèêñèðîâàííîå, ñòàáèëèçèðîâàííîå ïîëîæåíèå è ïðîâîäèòü âñå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèå äûõàíèÿ, ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ñâîäà ÷åðåïà îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëèòü çàùèòå ðàíû îò èíôèöèðîâàíèÿ – íà ðàíó íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

Ïðè òðàíñïîðòèðîâêå íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûì, òàê êàê âîçìîæíà ïîâòîðíàÿ ðâîòà, à ñëåäîâàòåëüíî, àñïèðàöèÿ ðâîòíûõ ìàññ è àñôèêñèÿ. Òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøèõ ñëåäóåò â ïîëîæåíèè ëåæà, îáåñïå÷èâ èììîáèëèçàöèþ ãîëîâû ñ ïîìîùüþ âàòíî-ìàðëåâûõ ïîäóøåê, òðàíñïîðòíûõ øèí èëè ïîâÿçêè, ïðîâåäåííîé ïîä ïîäáîðîäêîì è ôèêñèðîâàííîé ê íîñèëêàì.

8. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà

Äàííîå ïîâðåæäåíèå îáû÷íî âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû, çàâàëèâàíèè òÿæåñòÿìè ïðÿìîì è ñèëüíîì óäàðå â ñïèíó (àâòîòðàâìà); ïåðåëîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ÷àñòî âûÿâëÿåòñÿ ïðè óäàðå î äíî ïðè íûðÿíèè. Ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà — ÷ðåçâû÷àéíî òÿæåëàÿ òðàâìà. Ïðèçíàêàìè åå ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ áîëü â ñïèíå ïðè ìàëåéøåì äâèæåíèè.

Íàèáîëüøàÿ îïàñíîñòü ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà çàêëþ÷àåòñÿ â âîçìîæíîé òðàâìå ñïèííîãî ìîçãà (ðàçðûâ ñäàâëèâàíèå), ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ïàðàëè÷à êîíå÷íîñòåé (îòñóòñòâèå â íèõ äâèæåíèé, ÷óâñòâèòåëüíîñòè).

Ïîäîáíîå îñëîæíåíèå ìîæåò ðàçâèòüñÿ è ïðè íåïðàâèëüíî îêàçàííîé ïåðâîé ïîìîùè.

Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ ñàæàòü ïîñòðàäàâøåãî, ñòàâèòü åãî íà íîãè. Ïîñòðàäàâøåìó, ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ïîêîé, óëîæèâ åãî íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü (äåðåâÿííûé ùèò, äîñêè). Ýòè æå ïðåäìåòû èñïîëüçóþò äëÿ òðàíñïîðòíîé èììîáèëèçàöèè. Ïðè îòñóòñòâèè äîñêè è áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè ïîñòðàäàâøåãî òðàíñïîðòèðîâêà íàèìåíåå îïàñíà íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè íà æèâîòå ñ ïîäëîæåííûìè ïîä ïëå÷è è ãîëîâó ïîäóøêàìè.  ñëó÷àå ïåðåëîìà øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà òðàíñïîðòèðîâêó îñóùåñòâëÿþò íà ñïèíå ñ èììîáèëèçàöèåé ãîëîâû, êàê ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ÷åðåïà. Òðàíñïîðòèðîâàòü ïîñòðàäàâøèõ ñ òðàâìàìè ïîçâîíî÷íèêà ñëåäóåò îñîáî îñòîðîæíî. Ïåðåêëàäûâàíèå, ïîãðóçêó â òðàíñïîðò äîëæíû ïðîèçâîäèòü îäíîâðåìåííî 3–4 ÷åëîâåêà, óäåðæèâàÿ âñå âðåìÿ íà îäíîì óðîâíå òóëîâèùå ïîñòðàäàâøåãî.

9. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà

Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà — îäíà èç íàèáîëåå òÿæåëûõ êîñòíûõ òðàâì, ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâðåæäåíèåì âíóòðåííèõ îðãàíîâ è òÿæåëûì øîêîì. Çàäà÷åé ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ ïðèäàíèå ïîñòðàäàâøåìó ïîëîæåíèÿ, ïðè êîòîðîì ìåíüøå âñåãî âîçíèêàþò èëè óñèëèâàþòñÿ áîëè è ïðåäóïðåæäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîâðåæäåíèÿ êîñòíûìè îòëîìêàìè âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Áîëüíîãî ñëåäóåò óëîæèòü íà ðîâíóþ òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü, íîãè ñîãíóòü â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, áåäðà íåñêîëüêî ðàçâåñòè â ñòîðîíû (ïîëîæåíèå «ëÿãóøêè»), ïîä íîãè íàäî ïîëîæèòü âàëèê èç ïîäóøêè, îäåÿëà, ïàëüòî, ñåíà è ò. ä.

òðàâìà ïîìîùü ñïîðòèâíûé ôèçè÷åñêèé

Çàêëþ÷åíèå

Ïðåäñòàâëåííîå âûøå îçíàêîìëåíèå ñ ïðè÷èíàìè òðàâìàòèçìà è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, òðåáóåò âíèìàòåëüíîñòè è ïðåäîñòîðîæíîñòè â ïðîöåññå ôèçêóëüòóðíî-ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé. Ïðè âîçíèêíîâåíèè òðàâìû, å¸ íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ìîãóò áûòü ñóùåñòâåííî îáëåã÷åíû áëàãîäàðÿ õîðîøèì çíàíèÿì è óìåíèÿì ïî îêàçàíèþ ïåðâîé ïîìîùè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ó÷. «Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè êàòàñòðîôàõ». Ïîä ðåä. ïðîô. Õ.À. Ìóñàëàòîâà;

2. «Âîåííî-ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ». Þ.Ã. Øàïîøíèêîâ;

3. Ò.Å. Îñòðîâåðõîâ «Îïåðàòèâíàÿ õèðóðãèÿ è òîïîãðàôè÷åñêàÿ àíàòîìèÿ»;

4.Ó÷. «Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ». Ïîä ðåä. ïðîô. Õ.À. Ìóñàëàòîâà, Ã.Ñ. Þìàøåâà;

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник