Последствия ушибов в детстве
Черепно-мозговая травма у детей многим родителям представляется в виде раны на голове после очень тяжелого происшествия или аварии. На деле же к ней относится даже сотрясение головного мозга или ушиб мозга легкой степени тяжести, а также синдром детского встряхивания. Травмироваться ребенок может на прогулке, играя или изучая окружающий мир, или по вине взрослых при жестоком или просто неразумном обращении. Травмы головы требуют повышенного внимания из-за частого развития отсроченных когнитивных нарушений, которые сопровождаются неврологической симптоматикой. Дети после перенесенного недуга могут столкнуться с трудностями обучения и самообслуживания. Портал MedMe расскажет о последствиях черепно-мозговой травмы, полученной в детском возрасте.
Последствия черепно-мозговой травмы
За последнее время в силу доступности медицинского обслуживания, совершенствования технологий диагностики и интенсивной терапии наблюдается увеличение числа черепно-мозговых травм (ЧМТ) с благоприятным исходом. Срок госпитализации в остром периоде сократился, как и продолжительность периода реабилитации. Все это способствует раннему возвращению детей к нагрузкам и активному обучению. Однако такой, казалось бы, положительный момент привел к росту негативных последствий в будущем – травма проявляет себя спустя годы. У более 60% детей, перенесших ЧМТ, в отдаленном периоде возникают различные психоневрологические нарушения. Их выраженность определяется не только исходной степенью тяжести повреждения и его локализацией, но также возрастом ребенка, получившего ЧМТ, и сроком давности, прошедшего после нее.
Установлено, что, поскольку детский мозг пластичен, то благоприятных исходов после тяжелых ЧМТ у детей и подростков значительно больше, чем у взрослых. Однако в отдаленном периоде у них больше вероятности проявления когнитивных, неврологических, поведенческих, эмоциональных и социально-психологических проблем.
Нарушение когнитивных функций у детей
Отдаленные последствия ЧМТ коварны тем, что родители и сам ребенок могут уже забыть о травме головы, когда она вдруг в недалеком будущем напоминает о себе. Часто родители связывают ухудшение учебных результатов с ленью, неорганизованностью, плохим характером, подростковым периодом, а на самом деле это проявляют себя отсроченные посттравматические нарушения в различных мозговых отделах. Даже легкая форма сотрясения мозга, способна привести к нарушению памяти и внимания, потере умения быстро переключаться с предмета на предмет.
После среднетяжелой и тяжелой ЧМТ дополнительно могут развиться нарушения сна, координации, моторики, речи, головокружение. При таких симптомах сложно говорить об успешной учебе, поскольку происходит снижение скорости переработки информации, теряется или не формируется навык планирования, возникают трудности в принятии решений. Ребенок быстро утомляется, не справляется с эмоциями, испытывает неловкость в коллективе сверстников. Деятельность, которая раньше давалась легко, теперь требует повышенного внимания и дополнительных сил, как следствие, ребенок не успевает за учебным процессом.
На уроках такой ребенок не организован, с трудом включается в учебный процесс, сложно запоминает материал, теряет способность обращаться к помощи для выполнения заданий, не может сформулировать выводы и обобщить данные, знания его имеют неоднородный и отрывочный характер.
Помимо когнитивных наблюдаются отсроченные эмоциональные и поведенческие нарушения, причем они тесно взаимосвязаны.
Травматическая церебрастения приводит к выраженной утомляемости и раздражительности. На ее фоне нередки случаи развития истерических и неврастенических симптомов. А если прибавить проблемы школьной успеваемости или другие сложные жизненные ситуации, в которые зачастую попадает ребенок или подросток, то возможно возникновение психогенных или невротических расстройств. Затем существенно страдает социальная адаптация.
Периоды течения ЧМТ
Различают три периода течения ЧМТ: острый, промежуточный и отдаленный. Острый период длится:
- при легкой степени тяжести – до 10 суток;
- при средней – 15-20 суток;
- при тяжелой – 21-28 суток.
У детей острый период короче, чем у взрослых, а вот промежуточный, наоборот, занимает больше времени: до полугода при сотрясении головного мозга и до 2 лет при тяжелой форме ЧМТ. Травма может проявить себя в отдаленном периоде в течение 4 лет в зависимости от первоначальной тяжести.
Ввиду такого отсроченного действия лечению и реабилитации необходимо уделять максимум внимания, поэтому комплексные терапевтические мероприятия должны интенсивно проводиться не только в первые месяцы после ЧМТ, но и значительно позже, учитывая, что мозг и центральная нервная система продолжают развиваться. Мероприятия включают не только медикаментозную поддержку (препараты ноотропного ряда, антиконвульсанты, сосудистые средства, антидепрессанты, нейролептики), но также методы психотерапии, ЛФК.
Сотрясение головного мозга – легкая форма ЧМТ
Взрослые в большинстве случаев не воспринимают сотрясение головного мозга (СГМ) как черепно-мозговую травму. Они представляют себе ЧМТ как нечто более серьезное. Однако поскольку СГМ есть не что иное, как легкая форма ЧМТ, отношение к нему должно быть соответствующее.
По медицинской статистике СГМ занимает 80% от числа всех полученных детьми черепно-мозговых травм. Причем в половине случаев развиваются различные осложнения в отдаленном периоде.
Большинство пострадавших в остром периоде СГМ испытывают головную боль, слабость, шум в ушах, тошноту, головокружение, нарушение сна. Первые минуты после травмы могут сопровождаться кратковременной потерей сознания и амнезией.
Исследования показывают, что спустя 2 года после травмы 2/3 детей вне зависимости от возраста жаловались на нарушение сна (затрудненное засыпание, частое пробуждение, неудовлетворенность качеством сна, сонливость в дневное время), повышенную утомляемость, раздражительность, обидчивость, снижение успеваемости. Неврологический статус у них был осложнен диффузной мышечной гипотонией, тремором век и рук. Причем до СГМ дети таких жалоб не предъявляли.
Также проведение тестов позволило определить ухудшение познавательных функций в отдаленном периоде, что проявилось в увеличение времени выполнения заданий.
Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», – писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.
Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.
1. Насилие и отсутствие опеки в детстве – расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте
У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.
2. Родители с зависимостями в детстве – гиперответственность во взрослом возрасте
Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.
3. Эмоциональный абьюз в детстве – желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте
Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.
4. Много времени за просмотром ТВ в детстве – проблемы в общении во взрослом возрасте
Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.
Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей – играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.
5. Жестокое обращение в детстве – неумение устанавливать личные границы
Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.
6. Бедность в детстве – плохая кратковременная память во взрослом возрасте
В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.
7. Отсутствие выбора в детстве – созависимые отношения во взрослом возрасте
Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.
В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.
8. Развод родителей в детстве – высокие требования к отношениям во взрослом возрасте
То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными – тогда человеку может быть сложно найти свою пару.
9. Психологическая травма в детстве – аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте
События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.
10. Табу на вопросы о деньгах в детстве – неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте
Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.
11. Травма, полученная от родителей в детстве, – влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте
Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.
Что делать
Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.
Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям – лучше, чем ничего.
Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?
Иллюстратор Natalia Okuneva-Rarakina
специально для
AdMe.ru
Источник
Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми и даже заболевания, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве. «Афиша Daily» с помощью психотерапевтов составила список типичных психотравм, которые влияют на отношения человека с миром уже во взрослом возрасте.
Александра Меньшикова
Клинический психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, член Американской психологической ассоциации
Анфиса Белова
Психолог, психоаналитик
Дороти Берман
Врач-психиатр, психотерапевт клиники «Преображение»
Екатерина Василевская
Психотерапевт
Наталия Феоктистова
Психоаналитик, кандидат психологических наук
Психотравма – это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Последние бывает сложно распознать без участия психиатра, потому что они проявляются на физиологическом уровне. Чаще всего жертвами физического или психологического насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя.
Также именно в детском возрасте происходят самые сложные психотравмы – и они, как правило, связаны с насилием в семье. Психотерапевт Екатерина Василевская говорит, что у 90% процентов ее клиентов проблемы начались из-за детских травм. «Труднее всего скорректировать те, которые связаны с игнорированием ребенка», – добавляет она.
Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. – Прим. ред.) и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его.
Тот факт, что детская травма влияет на физическое здоровье человека во взрослом возрасте, также доказан. Психиатр Дороти Берман говорит, что последствия психотравмы могут выходить на физиологический уровень: «Это такие психосоматические болезни, как нейродермит, стенокардия, инфаркт миокарда или язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта». По словам Берман, такие последствия появляются из-за того, что психотравма не прожита, гештальт не завершен и эмоции продолжают давить на человека.
Психотерапевт Александра Меньшикова считает, что психотравма оказывает влияние на мозг, вследствие чего люди теряют способность адаптироваться к стрессу и получают повышенный уровень тревожности и депрессивности.
Люди с психотравмой в течение всей жизни переживают процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие.
Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие. К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное.
Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи. «Нет ни одной семьи с идеальными родителями. Всегда недостает каких-то ресурсов, в которых нуждается ребенок, поэтому психотравмирующие события случаются в жизни каждого», – считает Берман.
Ниже мы приводим список типичных психотравм, которые чаще всего переживаются в детстве. Специалисты настаивают: если вы узнали себя в этих ситуациях и почувствовали, что травмирующие события до сих пор на вас влияют, обратитесь за профессиональной помощью.
6 типичных детских психотравм
«От тебя одни неприятности»
Оскорбления, обесценивания
Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, – говорит психоаналитик Анфиса Белова. – То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.
Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования – когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.
К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм – болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне – это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», – говорит Берман.
Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.
Подробности по теме
«Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей
«Отец меня не любил»: почему взрослые люди все еще обижаются на своих родителей
«Давай потом»
Пренебрежение
Как выглядит: Вместо того чтобы общаться с ребенком, родители все свое время работают над тем, чтобы его обеспечить. Анфиса Белова называет это «подменой понятий», когда под любовью к ребенку подразумевается лишь содержание его в комфортных условиях. «Внешне такая семья может выглядеть вполне благополучно: ребенок сыт и одет, у него хорошие игрушки, он ходит на различные развивающие занятия, но при этом счастья они ему не приносят», – добавляет она.
Александра Меньшикова говорит, что в такой ситуации, если ребенок пытается поговорить о своих проблемах, ему отвечают: «Ты не видишь? Мы устали! Отстань!» Ребенка никто не слушает, он чувствует себя отвергнутым.
К чему приводит: «Возникает ощущение одиночества, брошенности и недоверия, – говорит психотерапевт Екатерина Василевская. – Эти ощущения остаются с человеком в дальнейшей жизни. Он может вступать в отношения, но детское чувство брошенности никуда не уйдет». Меньшикова добавляет, что такой человек не будет находиться в контакте со своими эмоциональными потребностями, не сможет осознавать своих границ – это значит, что ему будет легче соглашаться на неудобные для себя условия. В будущем он может выбирать себе партнеров, которые также будут отвергать и игнорировать его чувства.
Психоаналитик Белова предупреждает, что нехватка внимания и общения дома может приводить к тому, что ребенок начнет искать его в другом месте, где он почувствует, что в нем нуждаются и его ценят. Часто дети, не получающие тепло в семье, рано вступают в романтические и сексуальные отношения. Чтобы справиться с одиночеством, некоторые прибегают к помощи алкоголя или наркотических средств. Они могут использовать вызывающее или асоциальное поведение, для того чтобы завоевать любовь и внимание родителей.
Как справиться: Василевская и Белова говорят, что ощущение безопасности и заботы, которое не было получено в детстве, должно компенсироваться в будущем. Построение собственных гармоничных взаимоотношений может помочь справиться с этой травмой. Также компенсировать нехватку родительской любви могут и другие родственники (бабушки, дедушки). Если таких взаимоотношений нет, безопасную среду, в которой человек сможет получить недостающую заботу, может создать психотерапевт.
«Вместе ради ребенка»
Неблагополучная семейная обстановка
Как выглядит: «Это происходит в семьях, где люди несчастны друг с другом, но продолжают жить вместе ради ребенка, когда между родителями нет коммуникации и есть откровенная ненависть, – говорит психотерапевт Меньшикова. – Ребенок замечает эти страдания и получает сигнал, что источник зла – он сам». Анфиса Белова говорит, что в таких семьях родители приносят свою жизнь в жертву ради мнимого благополучия ребенка. Но даже если они стараются не проявлять свое отношение друг к другу открыто, напряжение все равно витает в воздухе, выражаясь в мелочах. И ребенок, конечно, все это чувствует. Еще хуже, если родители постоянно ругаются при ребенке или заставляют его вставать на чью-то сторону.
К чему приводит: «Ребенок учится чему-то на примере родителей, и если он не видит любви и коммуникации между мамой и папой, то и сам не научается любить и выражать свои чувства, – говорит Екатерина Василевская. – Такой человек будет эмоционально закрытым и холодным, будет жить с ощущением, что он – проблема для других людей. Такая установка способствует появлению суицидальных мыслей и наклонностей».
Анфиса Белова считает, что в результате такого опыта человека часто преследует сильное чувство вины. Он может винить себя за то, что разрушил жизнь родителей, считать, что без него их жизнь была бы лучше. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений, нежеланию и страху заводить собственную семью.
Как справиться: «Понять, что жизнь вместе – это выбор родителей и ребенок за него ответственности не несет», – советует Белова. Психотерапевт Василевская утверждает, что с проблемой можно справиться, если удастся построить теплые доверительные отношения с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья, учителя, наставники, любимый человек и все те люди, с которыми человек получает опыт принятия, поддержки и заботы. В роли такого человека может выступить психолог или психотерапевт.
Подробности по теме
Когда пора идти к психологу и как выбрать профессионала
Когда пора идти к психологу и как выбрать профессионала
«Мамино золотко»
Гиперопека
Как выглядит: «Со стороны гиперопека может выглядеть как сильная любовь родителей к ребенку и забота о его безопасности и благополучии, – говорит Белова. – Но за этой заботой скрывается нежелание отпускать ребенка от себя и видеть в нем личность, стремление реализовать собственные амбиции через ребенка, страхи и даже агрессия». Белова и Берман утверждают, что гиперопека – результат повышенной тревожности родителей.
Екатерина Василевская говорит, что в ситуации гиперопеки ребенок не участвует в принятии семейных решений, за него решают все: на какие кружки ходить, в какой университет поступать. От ребенка скрывают важные семейные события – например, похороны и развод. «Для ребенка гораздо более травмирующим опытом станет правда, которую он узнает спустя время, – говорит психоаналитик Наталия Феоктистова. – Если детей не берут на похороны близкого человека, у них не будет возможности пережить совершенно естественный процесс потери. Совсем недавно я наблюдала на детской площадке конфликт девочек пяти лет и девочек постарше. Одна из бабушек побежала спасать свою внучку от лап страшных взрослых девочек, тем самым формируя у нее позицию жертвы. Нужно дать возможность ребенку самому справиться с этой ситуацией или подсказать, как быть, но не решать конфликт за него».
К чему приводит: Василевская и Белова говорят, что в гиперопекающей семье ребенок часто не учится слышать себя, свои чувства и желания, потому что за него все решают родители. Он не знает, чего он хочет, и не может отделить свои желания от родительских установок. Ему кажется, что он не может на себя положиться.
Феоктистова считает, что из-за гиперопеки человек вырастает несамостоятельным. Он всегда будет ориентироваться на мнение других людей. «Подросший ребенок либо начнет бунтовать, чтобы отстоять свое право быть отдельной личностью, либо капитулирует и поплывет по течению, – говорит Анфиса Белова. – Во втором случае это может привести к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям».
Как справиться: Екатерина Василевская советует учиться понимать свои желания, определять, что важно, а что второстепенно, ставить цели и принимать решения. Психоаналитик Анфиса Белова говорит, что в этом случае надо физически и эмоционально отделиться от родителей: иногда достаточно начать жить отдельно и начать обеспечивать себя.
«Для профилактики»
Физическое насилие
Как выглядит: Меньшикова и Белова говорят, что в нашей культуре насилие – это размытая категория. Многие считают, что бить детей нормально – мол, так они лучше усвоят урок. В российском обществе под физическим насилием до сих пор понимается лишь избиение ребенка до травм и синяков, хотя на самом деле любое посягательство на его личные границы (подзатыльник, шлепок по попе или битье ремнем) тоже является насилием. Единственное, чему учится ребенок в такой ситуации, – это бояться и ненавидеть наказующего.
Меньшикова и Феоктистова говорят, что если единственный контакт родителей с ребенком возникает, только когда они его бьют, у него возникает связь, что битье лучше безразличия. «Часто родители жалуются, что их дети нарочно делают что-то плохое. Возможно, это и есть та ситуация, когда ребенок вызывает вас на контакт, потому что это единственный способ получить внимание», – добавляет Меньшикова.
Феоктистова считает, что больший вред психологическому состоянию ребенка наносит не систематическое битье, а непредсказуемая реакция родителей. Когда за один и тот же проступок ребенка бьют, а через некоторое время этой же ситуации не придают никакого значения. В таком случае ребенок не знает, чего ожидать, он не может адаптироваться и понять, как ему поступать. «В так называемой благополучной семье ребенка могут наказывать ремнем за плохие оценки, считая это всего лишь методом воспитания, а в семье, где родители, например, страдают алкогольной зависимостью, ребенок может подвергаться насилию только за то, что он есть», – заключает Белова.
К чему приводит: Меньшикова и Белова говорят, что у ребенка может нарушиться контакт с телом: будет сложно расслабиться из-за высокого уровня тревоги и постоянного внутреннего напряжения.
Чаще всего, если физическое насилие есть дома, этот опыт продолжается и в школе: бьют его или он. Физическое насилие в семье может задавить личность ребенка, поставив его навсегда в положение жертвы. Есть много детей, которые не могут постоять за себя, потому что дома у них подчиненная позиция. Не имея возможности дать отпор родителю, ребенок может начать отыгрываться на тех, кто младше и слабее (в том числе на животных), а впоследствии, когда он станет взрослым, будет вести себя так же по отношению к своим детям.
Как справиться: Психоаналитик Белова и психотерапевт Василевская говорят, что в некоторых случаях с последствиями физического насилия в семье человек может справиться самостоятельно: через осознание причин такого поведения родителей и работы над собой. Но, как и при других детских травмах, здесь чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет переосмыслить этот непростой опыт.
Подробности по теме
«Не ты – так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля
«Не ты – так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля
«Это будет нашим секретом»
Сексуальное насилие
Как выглядит: Психотерапевт Меньшикова говорит, что дети и подростки плохо осознают границы своего тела, ведь часто им никто не объясняет, что такое насилие, а что такое нормальная коммуникация. Из-за этого они могут подвергаться сексуальному насилию и оказаться в ловушке. По статистике каждая четвертая девочка и один из шести мальчиков сталкиваются с этим до 18 лет. Сексуальным насилием считается не только пенетрация, но и любое нарушение границ тела, например поглаживание.
«Взрослым человеком это может преподноситься как «игра», как нечто безобидное, ребенок же в силу своего возраста не всегда полностью осознает происходящее, не знает, как на это реагировать, боится сказать нет», – говорит Белова. Меньшикова и Белова уверяют, что чаще всего дети сталкиваются с сексуальным насилием от близких людей. «Все происходит за закрытыми дверями, когда все члены семьи знают и молчат, – рассказывает Александра Меньшикова. – Популярная история, когда дочь – расплата за счастье матери: мама делает вид, что дочку не насилуют, потому что боится, что от нее уйдет мужчина. Больше всего от сексуального насилия страдают девочки. Что касается мальчиков, то многие из них не воспринимают ранний сексуальный опыт как насилие, им кажется, что иметь секс до 14 лет со взрослой тетенькой якобы круто».
К чему приводит: Эксперты Белова и Меньшикова говорят, что люди, пережившие сексуальное насилие, достаточно негативно относятся к себе и своему телу. Их преследует чувство стыда, они считают себя грязными и недостойными любви. Тем, кто пережил сексуальное насилие в детстве, бывает сложно построить здоровые и гармоничные отношения во взрослом возрасте.
Последствиями сексуального насилия также могут быть невротические расстройства, страхи, фобии, депрессии. По некоторым данным, самым распространенным последствием сексуального насилия становится посттравматический стресс. Вызывающее поведение, низкая самооценка, гиперсексуальность и злоупотребление психоактивными веществами также часто встречаются среди жертв сексуального злоупотребления.
Как справиться: «С последствиями сексуального насилия справиться самостоятельно очень сложно. Для проработки этой травмы необходима индивидуальная или групповая работа с психологом или психотерапевтом», – говорит психоаналитик Белова. Психотерапевт Василевская также считает, что пережить опыт сексуального насилия необходимо с поддержкой специалиста, который поможет сформировать здоровое отношение к себе и своему телу.
Источник