Растяжение связок вывих суставов переломах костей

Растяжение связок вывих суставов переломах костей thumbnail
Поделиться с друзьями

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
  • определить цели доврачебной помощи;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление, творческие способности  с помощью проблемных ситуаций;  
  • развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
  • обеспечить смену видов деятельности

     Тип урока: комбинированный

Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.

Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»

Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

– Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится!

– Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

– Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)

Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.

Тест.  Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.

–  А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего

 Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

– Хорошо, молодец.

  1. Изучение новой темы

Вы знаете, что в  различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это “но вдруг”, Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача,  фельдшера,  медицинскую сестру…  А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной  помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

– Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?

(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

– А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:

  1. Травма 
  1. Травматология 
  1. Хирургия 
  1. Ортопедия 
  1. Рентгенография
  1. Ампутация
  1. Перелом
  1. Вывих

– Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma – рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа)

В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

 – Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18)  Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение).  В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя  текст учебника (параграф 16),  заполните таблицу.

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

Схематическое изображение травмы

Тип травмы

Растяжение связок

Перелом

Вывих

ушиб

Симптомы травмы

Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)

Боль.

повреждении сосудов возможно развитие гематомы – ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.

Меры первой помощи

Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.

Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.

Зафиксировать конечности(шина).

Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.

При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.

В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.

Противопоказания

Нельзя травмировать движениями.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.

Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.

нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать  
-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4—5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)

Читайте также:  История болезни по травматологии перелом обеих костей голени

Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.

– Хорошо, молодцы.

– Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)

-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый.  Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)

– Молодцы!

– Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19)  (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

– Отдохнули? Поехали дальше.

Работа в группах. Разбор ситуации.  (Приложение 3)  Слайд 20.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?  (ответы учащихся)

НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

–  У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации.  Время выполнения 5 мин.

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы. 
Ситуация  2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы. 

2 группа.

Ситуация  1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация  2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои. 
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по – этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация  2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.

4 группа

Ситуация 1.  Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком:  «Смотрите, как я могу!»  – покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие,  упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы. 

Ситуация 2.  Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.

Проверка выполненного задания. 

Учащиеся высказывают свои мнения.

–  Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)

5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.

Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.

Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.

2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.

3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.

4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.

Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.

Читайте также:  Перелом проксимального метаэпифиза большеберцовой кости

– Закончили, хорошо.

6. Рефлексия. (Слайд 25).

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)

– Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)

– Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!

И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение: 
сегодня я узнал(а)… 
было интересно… 
было трудно… 
я почувствовал(а), что… 
я приобрел(а)… 
я научился(лась)… 
я попробую… 

Напишите свои впечатления на листочках.

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

Задание на дом.

§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.

Приготовить памятки –  Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей 

Дополнительно (в оставшееся время):

– В оставшееся время хотелось бы узнать – знаете ли вы о видах травм?

 Учащиеся встают и отвечают:

– Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный.                                                                                                              

  Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни.                                                                                                        Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг. 

Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.

Источник

В травматологической практике врачей вывихи и переломы встречаются чаще остальных видов травм. Количество больных с подобными травмами увеличивается в зимний период, а причиной их становится падение на твердую поверхность или же удар тупым предметом. Травме может поддаться любой сустав или позвоночник, но чаще всего отмечается повреждение верхних или нижних конечностей. Существует несколько видов и классификаций травм, но при появлении любой из них, человек нуждается в оказании первой доврачебной помощи.

Растяжение связок вывих суставов переломах костей

Чтобы оказать первую помощь при переломах и вывихах необязательно иметь медицинское образование. Достаточно обладать некоторыми навыками и понимать, что от ее качества зависит прогноз на выздоровление и даже жизнь человека.

Общие правила

Оказывать помощь пострадавшему нужно непосредственно на месте происшествия, при этом важно оценить состояние больного и характер самой травмы. Человеку без медицинского образования сложно квалифицировать степень повреждений и характер травмы, но любой человек сможет отличить закрытый перелом от открытого.

При закрытом переломе присутствует нарушение целостности кости внутри. Они бывают со смещением и без смещения. Перелом со смещением более тяжелый, поскольку отломки теряют свое правильное положение, смещаются относительно друг друга. При открытом переломе присутствует разрыв кожи и мышц, кровотечение, может развиться болевой шок, потеря сознания и другие ужасающие симптомы.

Обезболивание и правильная иммобилизация – основа первой доврачебной помощи.

В независимости от характера травмы, при открытых и закрытых переломах, человек находящийся рядом должен знать принципы оказания первой доврачебной помощи и применить их на практике.

Алгоритм действий должен включать:

  • Вызов скорой помощи.
  • Обезболивание.
  • Остановка кровотечения и обработка раны при открытых переломах или рваных ранах.
  • Обездвиживание.
  • Фиксация.
  • Транспортировка.

Все выполняемые действия требуют предварительной оценки состояния больного и степени тяжести полученной травмы.

Первая помощь при переломах и вывихах

При переломе отмечается полное или частичное нарушение целостности кости с возможным повреждением мягких тканей. В соответствии с локализацией травмы, состоянием потерпевшего нужно оказать помощь. Вывих в отличие от перелома предоставляет собой смещение суставных поверхностей. Закрытый перелом легко спутать с вывихом, поэтому после полученной травмы нужно как можно быстрее доставить потерпевшего в стационар.

При оказании первой помощи важно не навредить потерпевшему. Категорически запрещено менять положение конечности, вытягивать сустав или вправлять их. Такие необдуманные действия могут навредить, спровоцировать осложнения.

Симптомы перелома

Клинические признаки переломов во многом зависят от локализации и тяжести травмы. К общим симптомам можно отнести следующие изменения в области повреждения:

  • острая боль;
  • нарушение функциональности;
  • выраженная деформация;
  • гематома;
  • припухлость и покраснение кожи.

Если перелом открытый, помимо всех указанных симптомов присутствует повреждение кожи, чаще рваные раны, сопровождающиеся кровотечением. Иногда из ран может торчать сломанная кость. На фоне сильной боли может развиться болевой шок, потеря сознания, остановка дыхания и другие симптомы.

Что делать при закрытом переломе

Доврачебная помощь при закрытом переломе заключается в следующих действиях:

  1. Вызов скорой помощи или доставка пострадавшего в травматологическое отделение. При подозрении на перелом позвоночника, лучше дождаться бригады медиков.
  2. Приложить холод к месту повреждения – это поможет уменьшить боль, отечность и гематому.
  3. Если человек находится в сознании, для купирования боли можно дать обезболивающее средство – Кетанов, Темпалгин, Анальгин.
  4. Иммобилизация места перелома при помощи шины. Сделать ее можно из подручных средств: доска, книга, палка. Сломанная нога или рука плотно привязывается к ровному предмету. Это поможет исключить дополнительные травмы, улучшить общее самочувствие, поскольку любое движение только усиливает боль.

Что делать при открытом переломе

При открытом переломе оказывать первую помощь достаточно сложно, поскольку здесь нужно уметь обладать собой, убрать панику и страх от увиденной картины. Алгоритм действий заключается в следующем:

  • Вызов бригады медиков.
  • Остановка кровотечения – при сильном кровотечении нужно наложить жгут выше раненой области.
  • Края раны обработать антисептиком, сверху положить асептическую повязку.
  • Холод к больному месту – поможет уменьшить кровотечение и боль.
  • Дать обезболивающий препарат, если человек находится в сознании.
  • Шина при открытом переломе не накладывается, только в случае самостоятельной транспортировки пострадавшего.
  • При интенсивной кровопотере контролировать состояние пострадавшего: давление, пульс, дыхание.
Читайте также:  Открытые переломы длинных костей

По приезду медиков, нужно рассказать, какую помощь получил потерпевший, как можно быстрее доставить его в стационар, где ему будет оказана необходимая помощь.

Симптомы вывихов

Вывих суставов встречается достаточно часто и его легко спутать с закрытым переломом, поэтому следует знать основные симптомы такой травмы. В основном повреждению поддается локтевой, плечевой, коленный, тазобедренный сустав или голеностоп. При этом состоянии сустав выходит из своей полости, часто сопровождается повреждением связок и нервных окончаний, что вызывает выраженную клинику:

  • Сильная боль, которая усиливается при попытке пошевелить конечностью.
  • Деформация в области травмы.
  • Кровоподтек, гематома.
  • Неестественное положение кости.
  • Укорочение конечности.
  • Быстро нарастающий отек при разрыве связок.

Иногда вывих сопровождается надрывом кожи, появлением раны и кровотечения в области повреждения. Симптоматика может немного отличатся, зависит от степени повреждения кости, сосудов, мышц и нервных окончаний.

Первая помощь при вывихе

При вывихе, первая помощь практически аналогична перелому, состоит из следующих мероприятий:

  • Обеспечить покой поврежденному суставу.
  • Холод к поврежденному суставу.
  • Прием анальгетика — Нурофен, Анальгин, Темпалгин.
  • Иммобилизация конечности при помощи шины.

В процессе оказания первой доврачебной помощи не нужно пытаться самостоятельно вправить сустав, это только усугубит ситуацию, может привести к болевому шоку. После поступления в стационар, нужно пройти рентген обследование, которое поможет определить характер травмы, оценить степень повреждения окружающих тканей, исключить перелом.

Растяжение связок вывих суставов переломах костей

Способы оказания ПМП при растяжениях и ушибах

Ушиб — травма мягких тканей или внутренних органов без нарушения целостности кожного покрова. Основным признаком ушиба считается гематома (синяк), который развивается при капиллярном кровотечении. После получения ушиба нужно обеспечить оптимальный отток венозной крови от места травм, это позволит избежать появлению больших гематом.

Растяжение связок — частичное нарушение целостности волокон связочного аппарата без разрыва волокон связочного аппарата. Чаще растяжению поддается голеностоп, тазобедренный или коленный сустав. Провести мероприятия по оказанию первой помощи при ушибе или растяжении может сам потерпевший, если травма не обширная или человек находящийся вблизи.

Симптомы растяжений

Растяжение связок, как и любая другая травма, имеет выраженную клинику, которая отмечается сразу после повреждения. Характеризуется следующими признаками:

  • острая боль в области повреждения;
  • затрудненное движение;
  • припухлость, возможен кровоподтек;
  • повышение местной температуры.

Боль при растяжении усиливается при малейшем движении конечности, может появиться гематома при повреждении кровеносных сосудов.

Первая помощь при растяжении

Помочь потерпевшему при ушибе можно следующим образом:

  • Обездвижить поврежденный сустав, можно использовать бандаж или эластичный бинт.
  • Приложить холод.
  • Приподнять конечность вверх.
  • Выпить обезболивающий препарат.

После оказания помощи, нужно обратиться в клинику, сделать рентген, это поможет исключить другие виды травмы – перелом, вывих. Оказывая первую помощь при ушибах, переломах, нужно отталкиваться от состояния больного и внешних изменений, которые присутствуют в области травмы.

Симптомы ушиба

Общеизвестным признаком ушиба считается боль, интенсивность которой зависит от глубины и области повреждения. При незначительном ушибе, боль проходит в течение 3 дней, но при обширных, беспокоит человека несколько дней. Помимо болевого синдрома в области травмы появляется покраснение, затем гематома, припухлость и отечность.

Сразу после ушиба синяк имеет тёмно-красный оттенок, позже — синей или сине-черной, затем зеленый, а перед тем как исчезнуть – желтый. Симптомы зависят от локализации травмы. При повреждении нижней конечности ограничивается ее подвижность, а при травме внутренних органов – может нарушаться их функциональность.

Первая помощь при ушибе

При получении ушиба важно вовремя принять меры по оказанию первой помощи, это поможет исключить кровоподтеки обширных размеров.

  • Приложить холод к месту удара на 15–20 минут.
  • Обездвижить конечность, можно забинтовать эластичным бинтом.
  • Немного приподнять конечность вверх.
  • При сильной боли можно принять противовоспалительный или обезболивающий препарат.
  • При гематоме без повреждения кожи, можно нанести мазь: Вольтарен, Траумель, Троксерутин, Долобене.
  • Если на коже присутствует рана, ссадины, можно воспользоваться Гепариновой мазью, мазью Вишневского или сделать компресс с Димексидом.

Ускорить процесс заживления синяка помогут народные средства: отвары трав, яблочный уксус, эфирные масла или продукты пчеловодства. Использовать их можно сразу после ушиба или через несколько дней после полученной травмы.

При ушибах внутренних органов потерпевшего нужно уложить на поверхность, вызвать Скорую помощь. Запрещается давать любые лекарственные препараты, особенно если травма присутствует в области живота.

Транспортировка

Основным и главным правилом при оказании первой доврачебной помощи считается вызов бригады медиков. До их приезда человек должен самостоятельно следить за состоянием потерпевшего и выполнять необходимые мероприятия по улучшению его самочувствие. В случае когда вызов Скорой невозможный, больного нужно самостоятельно доставить в стационар или травмпункт. При транспортировке пострадавшего нужно придерживаться следующих пунктов:

  • Сидя можно перевозить больных с переломом плеча, предплечья или руки, также при растяжении или вывихе верхних конечностей.
  • Если присутствует перелом нижних конечностей, человек транспортируется в положении лежа на носилках, при этом сломана нога, она должна быть приподнята вверх, находится над уровнем сердца.
  • В лежачем положении перевозятся больные с травмой черепа или внутренними органами.
  • В горизонтальном положении на спине перевозятся лица с травмой таза или позвоночника, при этом поверхность должна быть твердая и ровная.
  • С переломом ребер транспортировка проводится в положении сидя или лежа.

Перед тем как самостоятельно доставлять потерпевшего в стационар, нужно позаботиться об обездвиженности травмированного участка. При неправильной транспортировке, состояние человека может только ухудшиться, что отобразится на лечении и прогнозе выздоровлении.

Методы устранения травматического шока

Одним из опасных состояний при переломах, вывихах или растяжениях считается травматический шок. В основном он появляется на фоне сильной боли, кровопотери и паники. Такое состояние требует неотложных мер, поскольку может привести к смерти человека.

Неотложная помощь при болевом шоке состоит из следующего алгоритма действий:

  • Остановка кровотечения с помощью жгута, косынки или тугой повязки.
  • Прием анальгетика. При потере сознания вводить препараты нужно внутривенно или внутримышечно.
  • Искусственная вентиляция легких.
  • Обильное питье за исключением травм живота или потери сознания.
  • Контроль над давлением и пульсом.
  • Быстрая транспортировка в ближайший травмпункт.

Все эти действия помогут немного улучшить состояние потерпевшего до приезда Скорой помощи.

Обработка раны

Прежде чем проводить обработку раны после травмы, нужно оценить ее глубину повреждения и характер. Так, при рваной ране, которая может присутствовать при открытых переломах, человека нужно как можно быстрее доставить в стационар, ставить жгут не рекомендуется, лучше наложить на открытую рану плотную марлевую повязку.

Существует ряд рекомендаций, которых нужно придерживаться при обработке ран:

  • Наложите жгут при повреждении крупных сосудов и обильном кровотечении (немного выше повреждения).
  • Удалите загрязнения и промойте рану антисептиком (при неглубоких повреждениях).
  • Если в области травмы присутствуют инородные тела их не нужно удалять до приезда медиков.
  • Края ранения нужно обработать антисептиком – йод, зеленка.
  • Не нужно в очаг повреждения накладывать вату, это может привести к заражению. Рекомендуется использовать стерильный бинт, марлю или чистую ткань.

Если рана после травмы незначительная, нет обильного кровотечения, травмированный участок нужно промыть проточной водой, обработать антисептиком, края засушить зеленкой, затем положить стерильную повязку. Если остановить кровь своими силами не удаётся, нужно как можно быстрее доставить человека в клинику, где ему будет оказана необходимая медицинская помощь.

Растяжение связок вывих суставов переломах костей