Реабилитация после перелома большеберцовой кости у детей
Перелом большеберцовой кости. Реабилитация. Ребенок 3года
Добрый день, уважаемые консультанты
29 декабря 2018 года, катаясь на санках с горки, сын неудачно “приехал” в дерево.
Удар пришелся ступнёй (ступнями) в ствол дерева. Получилось, что прямыми ногами ударился. Знаю со слов бабушки, она с сыном находилась на прогулке в это время.
Сыну 3 года на момент травмы
После удара сам встал, сел на санки, но по приходу домой становится на травмированную ногу отказался. Обратились в детский травмпункт спустя несколько часов после травмы. Ребенок вел себя нормально, не капризничал, но категорически отказывался становится на левую ногу.
При осмотре сын вел себя спокойно, врач ощупал всю ногу вдоль и поперек. Во время осмотра, сын не проявлял беспокойства. Однако, когда врач попробовал поставить его на ноги, сыну стало больно.
Сделали снимок. Диагностировали перелом большеберцовой кости (к сожалению, правильно не запомнила какой трети, если очень требуется точно – найду в выписке).
Наложили гипс на месяц – от середины бедра и до кончиков пальцев. Сын на травмированную ногу становиться почти не пытался, только в последнюю неделю перед снятием гипса чуть припадал на неё, но поняв безуспешность мероприятия, от идеи отказывался.
Гипс после повторного снимка и заключения врача, что все срослось, сняли 29 января.
Ребенок на вторые сутки после снятия гипса нормально ногу начал сгибать в колене, в принципе весьма активно двигать ею. Ближе к выходным, гипс сняли во вторник), начал вставать на травмированную ногу. Но нога выпрямлена как по струнке.
Мы пошли на физиопроцедуры, с ЛФК пока врач в отпуске не получается, попадем только 11 февраля. К ортопеду-травматологу по месту жительства – запись на 14 февраля.
Сейчас сын очень хочет ходить, но все, что у него получается – это перебираться, держась за стенку, подволакивая зажившую ногу, держа её строго выпрямленной. Хотя, если прошу топнуть ногой – он сгибает в колене и топает. Сидя – топает обеими ногами. Но получается, что он не может полностью перенести вес на эту ногу, чтобы ходить.
У меня возникли сомнения – не нужно ли было делать рентгеновских снимков, может, ступней? Стоит ли на этом настаивать при визите к ортопеду-травматологу? Я имею в виду, он же приехал в дерево ступнями, могло ли там что-то повредиться, почему ему теперь больно в ступне опереться на ногу? Либо же ещё очень мало времени прошло для полноценной реабилитации и я рано навожу панику? Я переживаю, потому что если там, в пятке/ступне, какие-то проблемы, то его попытки ходить могут усугубить ситуацию?
Врач при выписке в травмпункте сказал, что в целом никаких дополнительных средств для реабилитации не нужно, ребенок должен пойти сам, но дискомфорт может сохраняться до двух недель.
Снимки непосредственно в день перелома и в день снятия гипса прилагаю. К сожалению, на руки не дали снимки, получилось сфотографировать
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
Источник
Травмы у детей – явление не редкое, так как они весьма подвижны. При ушибах и ссадинах родители точно знают, как действовать. А что делать при переломе? По статистике, травмы костей у детей возникают в быту, на улице, на спортивной площадке. Перелом верхних конечностей встречается в два раза чаще, нежели нижних. Распространенное место – локтевой сустав, кости предплечья.
Как оказать первую помощь, какая необходима реабилитация детей после переломов – разберемся ниже.
Лечение переломов у детей
Распознать перелом у детей не составляет особой сложности. После травматизма чувствуется сильная боль. Место начинает опухать, образуется синяк. Конечность деформируется.
Подтвердить его можно, обратившись в поликлинику и воспользовавшись аппаратной диагностикой.
Незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи необходимо в следующем случае:
- потеря сознания;
- повышение температуры тела;
- рвота;
- подозрительное поведение;
- нарушение координации движений.
Важно не медлить с обращением к врачу. Так как утраченное время может стать причиной развития различных осложнений.
При обычном переломе пользуются консервативным методом лечения. Чаще всего накладывают специальную фиксирующую повязку. Гипсовая лонгета используется для иммобилизации, она должна покрывать ⅔ конечности, фиксировать два соседних сустава.
В процессе лечебной терапии показано прохождение рентгенологического исследования, что позволяет исключить повторное смещение фрагментов кости.
Вытяжение применяется при переломе плечевой кости, голени, бедра. Вид вытяжения зависит от возраста, локализации, характера травмы. Оно позволяет устранить смещение отломков.
При подобной травме верхних конечностей важно само лечение и реабилитация ребенка после перелома руки.
Если имеет место смещение, проводят закрытую репозицию как можно раньше после травмы. Важный этап – обезболивание. При хорошей анестезии врач может провести репозицию с минимальным повреждением близлежащих тканей. В условиях стационара применяют наркоз, как правило, местный. Для этого в область гематомы вводят раствор новокаина.
Хирургическое лечение проводится при следующих случаях:
- при около и внутрисуставном переломе со смещением;
- при проведении репозиции более двух раз;
- открытый перелом с повреждением мягких тканей;
- в случае неправильного сращения кости, которая приведет к деформации;
- травмы, имеющие патологический характер.
Репозицию открытого типа проводят с минимальным травматизмом. Металлические конструкции, для правильного сращения суставов, детям вставляют очень редко.
Срастание костной ткани у детей проходит быстрее, нежели у взрослых.
Если фиксация была непродолжительной, реабилитация после компрессионного перелома у детей практически отсутствовала, была ранняя нагрузка на сустав, высока вероятность повторной травмы.
У детей практически не встречаются несросшиеся кости, ложные суставы. Если отсутствует необходимый контакт между отломками, то это может привести к долгому несрастанию костной ткани.
Реабилитация после перелома ноги или руки у ребенка должна быть умеренной и безболезненной.
Разновидности реабилитационных мероприятий
Период времени, который требуется для восстановления кости, зависит от вида и места травмы. Быстрее срастаются кости у детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет. При повреждении верхних и нижних конечностей время заживления составляет 1-2 месяца.
Выделяют следующие реабилитационные мероприятия:
- ЛФК. Восстановительную гимнастику необходимо начинать после снятия фиксирующей повязки. Важно как можно быстрее разработать мышцы, восстановить нормальную работу сустава. Заметных результатов можно добиться, используя методы ЛФК. Необходимый перечень упражнений разрабатывает врач, индивидуально для каждого пациента. Упражнения способны замедлить процессы дегенерации.
- УВЧ позволяет за короткий промежуток времени избавиться от болевого синдрома, снизить отечность.
- Магнитотерапия заключается в беспрерывном воздействии на пораженный участок магнитного поля. Методика позволяет восстановить поврежденные ткани. Применяется как метод реабилитации после перелома бедра у детей. Данный способ является новым, но он уже прекрасно себя зарекомендовал.
- С помощью массажных процедур можно быстро восстановить поврежденную конечность, разогреть мышцы и сухожилия, которые несколько атрофировались из-за отсутствия двигательной активности.
В восстановительный период необходимо придерживаться правильного питания. Для быстрого срастания мышц рацион необходимо обогатить кальцием, белком и витамином D. Ежедневный рацион должен включать творог, кефир.
Для лучшего усвоения кальция необходим витамин D, который содержится в жирных сортах рыбы и печени трески.
Большое количество белка содержится в яйцах, сыре, курином мясе.
Если перелом возник у малыша, который находится на грудном вскармливании, выше перечисленные продукты должна употреблять кормящая мать.
Каждый из названных методов направлен на достижение определенного эффекта. Максимального успеха можно достигнуть, используя комплекс мероприятий.
Правила перехода на реабилитационные упражнения
Начало выполнения реабилитационных упражнений зависит от места повреждения.
Перелом лодыжки
Данный вид повреждения наиболее распространенный. Реабилитация после перелома лодыжки начинается задолго до снятия гипса. Родители должны знать, что ношение гипсовой повязки приводит к ухудшению кровообращения, при этом кожный покров отекает, приобретает синюшный цвет.
Врачи рекомендуют ногу держать на возвышении. При этом очень часто стараться шевелить пальцами.
Через несколько дней после контрольного снимка конечности идет обучение ходьбе на костылях. На удивление, у детей это очень хорошо получается, они даже умудряются бегать.
Срок ношения гипса индивидуальный для каждого пациента. При легких травмах и трещинах гипсовую повязку можно снять через две недели. При сложных конечность может оставаться загипсованной на протяжении одного и более месяцев.
После снятия гипса назначаются физиотерапевтические процедуры, а также гимнастика. Ниже варианты упражнений, которые обычно выполняют после перелома:
Перелом бедра
Является наиболее тяжелым видом повреждения. Независимо от того, какое лечение было назначено, для скорейшего выздоровления большое значение имеют реабилитационные мероприятия.
Если на протяжении долгого времени показан постельный режим, то от недостатка движения страдают мышцы всего тела. Можно привязать специальную палку или веревку, держась за которую можно будет подтягиваться и приподниматься.
Важно должное внимание уделять кожному покрову. Правильная гигиена, легкий массаж пойдут на пользу.
Реабилитация после перелома бедренной кости у детей заключается в выполнении различных упражнений в постели. После снятия гипсовой повязки рекомендуется выполнять комплекс упражнений в бассейне.
Дополнительные упражнения возможны со временем:
Перелом теменной кости
Реабилитация после перелома теменной кости у ребенка заключается в полном покое. Показано правильное питание, ограничение физических и психоэмоциональных нагрузок.
По рекомендации врача применять ЛФК, а также физиопроцедуры.
Перелом позвоночника
В первые три-пять дней назначается физиотерапия, упражнения ЛФК, которые выполняются лежа. Запрещено поднимать голову и ноги.
Следующие десять дней назначается магнитотерапия, электрофорез.
Реабилитация после компрессионного перелома позвоночника у детей включает симметричный массаж, а также лечебную гимнастику, которая включает перевороты на живот.
Спустя 20 дней уже можно выполнять упражнения на четвереньках. Результат – позвоночник полностью восстанавливается.
Перелом руки
Реабилитация после перелома руки ребенка 2 года включает физкультуру, массаж, плавание, а также физиотерапевтические процедуры. Период восстановления должен длиться не менее 2-х недель. В тяжелых случаях реабилитация может проводиться в стационарных условиях.
Психологическое восстановление ребенка
При переломе руки дети лучше себя чувствуют, нежели при травме нижней конечности. Высока вероятность возникновения психологической травмы. Главная задача родителей – помочь справиться с нею.
Дети очень чувствуют эмоциональное состояние родственников. Пребывать возле ребенка необходимо в бодром настроении.
Только спокойные и уравновешенные родители, правильная диета и выполнение всех рекомендаций врача помогут быстро восстановиться.
Выводы
Родители должны наблюдать за детьми младшего возраста, не допускать травматизма. Ведь лечение, а также реабилитация – длительный процесс. Подобные виды травм влияют на физическое и психологическое состояние детей.
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник