Шины для переломов костей
ШИНИРОВАНИЕ – иммобилизация поврежденных или пораженных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений – шин.
Первые сведения о шинировании при травмах относятся к глубокой древности. Им пользовались при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата А. Цельс и К. Гален, позднее А. Паре. В период первой мировой войны для шинирования широко использовали картон, а в последующем – фанерные шины.
Применяемые в настоящее время шины разделяют по своему назначению на транспортные и лечебные. Транспортные шины используют для временной иммобилизации (см.) при оказании первой помощи (см.) и на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, лечебные – для фиксации поврежденного участка тела или сегмента конечности в оптимальном положении до конца срока лечения.
По принципу действия различают фиксационные и дистракционные шины. С помощью фиксационных шин создают неподвижность в поврежденном сегменте конечности или области тела за счет внешних элементов фиксации. Дистракционные шины позволяют также осуществлять вытяжение (дистракцию) поврежденного сегмента, что обеспечивает репозицию отломков и создает устойчивость их в натянутом положении.
Шины, выпускаемые промышленностью, называют стандартными (табельными), а изготовляемые в условиях лечебного учреждения в единичных экземплярах и не принятые на снабжение,- нестандартными. Шинирование может быть проведено с помощью импровизированных шин из подручных средств и материалов (доски, палки и др.). Импровизированное шинирование может состоять в фиксации поврежденной конечности к здоровой конечности или к телу. Например, при повреждении верхней конечности импровизированное шинирование может быть достигнуто путем фиксации руки к туловищу с помощью подогнутой в виде косынки полы пиджака или гимнастерки, пристегнутой английскими булавками.
Современные стандартные шины изготавливают из металла, дерева, пластмасс и других материалов. Лечебное и, реже, транспортное шинирование может быть осуществлено с помощью гипсовых повязок и гипсовых шин (см. Гипсовая техника). В наст, время эффект шинирования нередко обеспечивается путем иммобилизации сегментов конечностей с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов (см.), хотя они в строгом понимании не являются шинами, так как предусматривают внедрение элементов конструкции в ткани организма. Также условно к шинированию можно отнести методы погружного остеосинтеза (см.).
Рис. 1. Лестничная шина, наложенная на верхнюю конечность: а -вид спереди, б – вид сзади.
Рис. 2. Медицинская пневматическая шина для голени и стопы:1 – клапанное устройство; 2 – застежка «молния»; 3 – двухслойная пластиковая оболочка-камера
Транспортное шинирование осуществляется чаще всего фиксационными шинами. Основными из них являются лестничные шины (модифицированные шины Крамера). Они применяются для иммобилизации верхних (рис. 1) и нижних конечностей как самостоятельно, так и для укрепления гипсовых повязок и шин. Основное достоинство лестничных шин – возможность их моделирования. В последние годы применяются пневматические шины из двухслойной полимерной пленки, снабженные застежкой «молнией» и клапаном для нагнетания воздуха. Существуют пневматические шины для предплечья и кисти, для стопы и голени (рис. 2), для коленного сустава. К преимуществам таких шин относятся их малый вес, простота наложения и возможность наблюдать за состоянием поврежденной конечности через прозрачную стенку оболочки-камеры. Основным недостатком является ограниченный срок, в течение которого пневматическая шина может находиться на конечности, так как она может вызывать сдавление тканей и местное нарушение кровообращения. Пластмассовые шины имеют ограниченное применение для транспортной иммобилизации, так как они моделируются при нагревании, что не всегда возможно в реальных условиях. В ряде случаев продолжают применяться для транспортной иммобилизации фанерные фиксационные шины. Главный их недостаток – невозможность моделирования.
Рис. 3. Дистракционная транспортная шина Дитерихса. Пострадавший с наложенной шиной, фиксированной гипсовыми кольцами.
Из дистракционных транспортных шин наибольшее распространение получили шина Дитерихса (рис. 3) и ее модификации. Шина состоит из двух боковых частей (браншей) и фанерной подошвы, фиксируемой к стопе. Обе бранши раздвижные; при наложении шины наружная, более длинная бранша, упирается в подмышечную впадину, внутренняя -в промежность. Обе бранши соединяются П-образно на дистальном конце подвижной дощечкой. Вытяжение конечности осуществляют с помощью шнура-закрутки, прикрепленного к фанерной подошве. Бранши фиксируют к туловищу и между собой специальными ремнями либо марлевыми бинтами, а для длительной транспортировки – гипсовыми бинтами.
Рис. 5. Скелетное вытяжение при переломе бедренной кости с использованием функциональной лечебной шины Шулутко.
К наиболее распространенным лечебным шинам относятся шина Брауна, шина Белера, шина Шулутко, отводящая шина ЦИТО и др. Шина Брауна для иммобилизации нижней конечности представляет собой подставку из металлических прутьев, выполненную так, что с помощью матерчатых «гамачков» конечность может быть помещена на ней в среднефизиологическом положении. Шина Белера в отличие от предыдущей имеет четыре блока на кронштейнах, с помощью которых можно выбрать направление вытяжения для каждого из сегментов нижней конечности (рис. 4). Основным достоинством этих шин является простота, недостаток заключается в невозможности изменять углы сгибания в тазобедренном и коленном суставах. Этот недостаток устранен в функциональных лечебных шинах для нижней конечности, например в функциональной шине Шулутко, которая позволяет производить движения в коленном суставе (рис. 5).
Рис. 6. Отводящая шина ЦИТО для верхней конечности: 1 – подставка для руки; 2 – полукорсет, укрепляемый на туловище с помощью ремней (3).
Стандартная отводящая шина для верхней конечности (шина ЦИТО) предназначена для лечения переломов плечевой кости, а также переломов ключицы. Она представляет собой подставку для руки, приспособленную для вытяжения плеча и обеспечивающую свободу движений в локтевом и лучезапястном суставах, которая прикреплена к полукорсету из проницаемого для рентгеновского излучения материала (рис. 6).
Основное показание к шинированию – повреждения опорно-двигательного аппарата, чаще всего – переломы костей, при которых шинирование позволяет устранить или ограничить подвижность костных отломков, предупреждает дополнительную травму сосудов и нервов в очаге повреждения, способствует предупреждению травматического шока (см.), снижает опасность развития инфекционных осложнений и жировой эмболии (см.). Шинирование – один из ведущих компонентов лечения многих ортопедических заболеваний (артритов, остеомиелита и др.), при которых оно обеспечивает покой и оптимальное положение пораженных костей и суставов. Шинирование используют также с целью иммобилизации при лечении многих повреждений и заболеваний, протекающих с поражением мягких тканей и сосудов (тромбофлебиты, флегмоны и др.).
Шинирование элементов опорно-двигательного аппарата требует соблюдения ряда общих принципов и требований. Основной принцип шинирования состоит в фиксации, помимо поврежденного сегмента конечности, не менее двух смежных суставов, что обеспечивает полноценную иммобилизацию. Перед шинированием пострадавшему вводят обезболивающие лекарственные средства. На области костных выступов (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плечевой кости и др.), особенно при наложении жестких (металлических или деревянных)шин, во избежание пролежней подкладывают защитные ватно-марлевые прокладки. Кровоостанавливающий жгут накладывают так, чтобы его можно было снять, не нарушая достигнутой иммобилизации. Гибкие шины, напр. проволочные, должны быть хорошо отмоделированы; по возможности их сначала моделируют на здоровой конечности, а затем накладывают на поврежденную. Прикрепляют шину к поврежденной части тела бинтом или специальными ремнями, но не слишком перетягивая конечность. При транспортировке пострадавшего в холодное время года конечность, подвергнутую шинированию, утепляют.
Шинирование отдельных сегментов туловища и конечностей имеет ряд особенностей. Транспортное шинирование головы, шейного отдела позвоночника может быть осуществлено мягкотканной повязкой, например воротником Шанца. При повреждениях других отделов позвоночника и костей таза шинирование производят с помощью специальных носилок с непрогибающимся дном. Пострадавшего укладывают на спину и фиксируют к носилкам марлевым бинтом. Могут быть использованы также подручные средства. Оптимальным средством шинирования в этих случаях является гипсовая кроватка.
Транспортная иммобилизация верхней конечности при отсутствии стандартных шин может быть осуществлена путем ее прибинтовывания к туловищу или с помощью подручных средств. Из стандартных шин наиболее распространена для этой цели лестничная шина. При переломах плечевой кости эту шину накладывают от медиального края лопатки до пальцев поврежденной конечности. При этом плечо должно быть отведено до 30°, рука – согнута в локтевом суставе до 90°, а кисть – находиться в положении, среднем между пронацией и супинацией.
При переломах предплечья шинирование осуществляют от средней трети плеча до пястно-фаланговых суставов при сгибании в локтевом суставе до 90°. Шинирование лучезапястного сустава производят при его тыльном сгибании. Шину накладывают от локтевого сустава до кончиков пальцев на ладонной стороне предплечья. Для шинирования пальцев кисти им придают полусогнутое положение, для чего вкладывают в руку вату, бинт и т. п., шинирование, как правило, осуществляют с помощью гипсовой шины.
Транспортное шинирование нижней конечности, особенно при переломах бедренной кости, является наиболее успешным при использовании дистракционных шин. При переломах костей голени наилучшие результаты достигаются с помощью лестничной шины, накладываемой от середины бедра. Эти же шины применяются при повреждениях стопы – их накладывают от подколенной ямки до кончиков пальцев при установке голеностопного сустава под прямым углом. Транспортное шинирование конечностей при возможности хорошо осуществляется с помощью гипсовых шин (лонгет) и повязок.
Лечебное шинирование чаще всего производят с помощью гипсовых шинирующих повязок, кроваток. При этом достигается оптимальное моделирование и надежная фиксация поврежденных сегментов опорнодвигательного аппарата. В последние годы для этой цели успешно применяются полимерные материалы- поливик, вспененный полиэтилен, полиуретан и др. Шины, изготовленные из этих материалов, легки, прочны, удобны для обработки. Основным их недостатком является не-гигроскопичность и отсутствие вентиляции.
Рис. 7. Пострадавший с наложенной шиной для фиксации шейных позвонков и головы.
Рис. 8. Отводящая шина для лечения врожденного вывиха бедра у детей.
Рис. 9. Скелетное вытяжение при переломе плюсневых костей с помощью лечебной шины.
Лечебное шинирование осуществляется также с помощью специальных стандартных шин. Так, при переломе шейных позвонков применяют шину для фиксации шейного отдела позвоночника, изготовленную из кожи с металлическими деталями (рис. 7). Отводящая шина ЦИТО, используемая при переломах плечевой кости и ключицы, обеспечивает одновременно вытяжение плечевой кости и ее фиксацию при сохранении свободных движений в локтевом и лучезапястном суставах.
При переломах бедренной кости и костей голени наиболее часто применяют шины Белера, Богданова, Шулутко, с помощью которых конечности придается физиологическое положение, а также осуществляется вытяжение поврежденного сегмента и его фиксация. Для лечения врожденных вывихов бедра (см. Тазобедренный сустав, патология) используют, в частности, стандартную лечебную шину в виде металлической распорки с манжетами для крепления на голенях ребенка (рис. 8). Шинирование костей кисти и стопы требует применения: специальных шин, действующих по принципу дистракционных. При этом вытяжение осуществляется обычно за фаланги пальцев (рис. 9).
Возможные осложнения при нарушении техники шинирования – сдавление магистральных сосудов и нервов конечности с развитием периферических нарушений кровообращения, парезов и параличей. Недостаточно эффективное шинирование может привести к смещению отломков кости, повреждению сосудов и нервов, а также является моментом, провоцирующим травматический шок или усугубляющим его тяжесть.
Металлические, пластмассовые, пневматические и деревянные шины, как правило, используются многократно. При этом они подлежат обязательной обработке. При радиоактивном заражении необходима их дезактивация (см.) с последующим дозиметрическим контролем (см.), при попадании на шины ОВ – их дегазация (см.). Деревянные шины при попадании на них радиоактивных или отравляющих веществ, а также при загрязнении гнойным отделяемым сжигают.
См. также Шинирование в стоматологии.
Библиогр.: См. библиогр. к ст. Иммобилизация, Хирургия военно-полевая.
А. Б. Русаков, С. А. Русанов.
Источник
Иммобилизация при переломах костей
Материалы и инструменты
Транспортные (стандартные) шины Крамера (60?8 см – 4 шт. 110?11 см), Дитерихса, пневматические, деревянный щит, ватно-марлевый или пневматический воротник, кольца Дельбе, ножницы хирургические, стерильная укладка с необходимыми инструментами и перевязочным материалом (для обработки раны), непромокаемый пакет или контейнер (для утилизации отходов класса Б), антисептический раствор (для обработки рук), дезинфицирующее средство, анальгетики по назначению врача, бинты (средние, широкие), вата медицинская, марля, косынка, медицинская клеенка, стерильный перевязочный материал, лейкопластырь, перчатки нестерильные, ремень (для фиксации бедер).
Иммобилизация при переломах костей проводится с целью придания неподвижности поврежденной части тела, предупреждения смещений отломков и повреждения ими кровеносных сосудов, периферической и центральной нервной системы, внутренних органов и мягких тканей.
При отсутствии стандартных шин иммобилизация может быть выполнена при помощи подручных средств.
До и после проведения процедуры необходимо провести гигиеническую обработку рук.
Во время процедуры следует обязательно использовать перчатки.
При транспортной иммобилизации необходимо руководствоваться общими принципами:
– Шину следует накладывать непосредственно на месте происшествия.
– Шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже места перелома), при повреждении плеча и бедра – три сустава.
– Перед тем, как накладывать жесткие шины, их следует обернуть ватой, фиксировать бинтом или надеть на стандартные шины чехол из ткани, которая моется.
– Если с пострадавшего невозможно снять одежду, не стоит пытаться это сделать. Чтобы осмотреть повреждение, следует разрезать ее по швам.
Перед тем, как накладывать шину, следует, если есть такая возможность, придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение.
Когда это не возможно, необходимо придать такое положение, при котором конечность меньше всего бы травмировалась.
Моделировать шину следует, прикладывая ее к неповрежденной конечности или к конечности здорового человека, у которого такой же рост.
Вправление отломков не проводят при открытых переломах. При этом следует становить кровотечение временными способами.
Необходимо наложить стерильную повязку, при этом зафиксировать конечность в том положении, в котором она находится.
При фиксации шины повязкой в случае закрытых переломов (особенно переломов нижних конечностей) необходимо проводить легкое и аккуратное вытяжение поврежденной конечности по оси.
Необходимо обязательно придерживать поврежденную конечность или часть тела, если пострадавшего с наложенной шиной перекладывают на носилки.
Алгоритм иммобилизации
Подготовительный этап
С самого начала следует придать пациенту удобное положение.
Затем идентифицировать пациента, представиться.
Пациент или его родители (законные представители) (для детей до 15 лет) должен быть информирован о иммобилизации, следует объяснить ход и цель процедуры.
Удостовериться в наличии добровольного информированного согласия на процедуру.
При его отсутствии справиться у врача о дальнейших действиях.
Затем следует гигиеническим способом обработать руки, осушить их.
Необходимо надеть перчатки.
Далее надо освободить от одежды место травмы.
С целью определения характера повреждения следует тщательно осмотреть место травмы.
Подготовить необходимые для иммобилизации шины.
Для этого их следует предварительно обернуть ватой, зафиксировать бинтом (марлей) или надеть не них специальный чехол.
Ход выполнения
1. Иммобилизация конечности при переломе костей кисти и пальцев
Подготовить лестничную шину. Длина ее должна быть от концов пальцев поврежденной конечности до локтевого сустава.
Затем с ладонной стороны на поврежденную конечность наложить шину.
Следует придать кисти физиологическое положение. Вложить в ладонь плотный ватный валик.
Зафиксировать шину к конечности бинтом, оставив при этом пальцы открытыми.
Поврежденную конечность иммобилизировать при помощи косынки.
2. Иммобилизация конечности при переломе костей предплечья
Подготовленную проволочную шину (длиной приблизительно 80 см) смоделировать от пястно-фаланговых суставов до середины плеча по контуру здоровой руки.
Аккуратно согнуть поврежденную конечность в локте под прямым углом.
Предплечье необходимо привести в среднее положение между пронацией и супинацией.
При этом кисть следует несколько разогнуть, вложив в ладонь плотный ватный валик.
Далее необходимо положить поврежденную конечность на подготовленную шину.
Следует зафиксировать ее бинтом.
Поврежденную конечность следует иммобилизировать при помощи косынки.
3. Иммобилизация конечности при переломе плечевой кости
Сначала следует подготовить лестничную шину необходимой длины (от концов пальцев поврежденной конечности до плечевого сустава противоположной стороны).
При этом моделировать ее необходимо по неповрежденной конечности.
В подмышечную впадину необходимо подложить ватно-марлевый валик диаметром 8-10 см, который следует зафиксировать бинтом, проведя его через грудь и завязать на здоровом надплечье.
Поврежденную конечность необходимо согнуть в локте под прямым углом.
Далее на внутреннюю поверхность шины положить кисть в среднем положении между супинацией и пронацией.
Следует подложить под согнутые пальцы ватно-марлевый валик.
По задненаружной поверхности поврежденной конечности направить шину через плечо на спину до плечевого сустава противоположной стороны.
Бинтом следует связать концы шины по неповрежденному надплечью и подплечной области.
Затем следует зафиксировать шину к конечности, накладывая бинт по спирали до локтевого сгиба или средней трети плеча.
Чтобы лучше зафиксировать конечность, следует наложить повязку Дезо.
4. Иммобилизация конечности при переломе ключицы, лопатки, головки шейки плеча
1) Иммобилизация с использованием косыночной повязки
Следует взять косынку. При этом два ее конца должны быть длинными и один короткий.
Середину косынки необходимо подвести под предплечье, согнутое в локте до 90 градусов.
Один конец косынки разместить между предплечьем и туловищем и провести через здоровое плечо.
При этом другой конец, который находится спереди от предплечья, провести по поврежденному плечу.
Оба конца необходимо завязать сзади на шее.
Третий конец косынки (ее вершину) следует загнуть в области локтя кпереди и закрепить булавкой.
2) Иммобилизация бинтованием
Сначала поврежденную руку следует немного отвести в сторону.
Чтобы поднять плечевой сустав и отодвинуть его от грудной клетки, плечо прижать к туловищу и наложить повязку в подмышечную область.
Необходимо подложить ватно-марлевый валик.
Затем следует согнуть поврежденную руку под прямым углом и прижать к груди.
При этом круговыми витками бинта необходимо прибинтовать поврежденную руку к туловищу. Делать это следует от здоровой стороны грудной клетки по направлению к поврежденной.
3) Иммобилизация кольцами Дельбе
Сначала по здоровому плечу смоделировать диаметр стандартных колец или изготовить кольца из марли и ваты.
При этом валик из ваты следует обернуть марлей квадратной формы (60?60 см) от одного угла на другой. Наружные углы марли, которые свободны от ваты, необходимо завязать узлом в форме кольца.
Кольца следует надеть на плечи с двух сторон (они напоминают лямки рюкзака).
При этом необходимо максимально свести лопатки.
Плечи отвести назад, а кольца связать за спиной при помощи бинта.
5. Иммобилизация конечности при переломе ребер и грудины
1) Иммобилизация бинтованием
Сначала необходимо осуществить нетугое бинтование грудной клетки Пострадавшего или стянуть его грудь полотенцем.
На глубоком выдохе широкими бинтами проводят тугое бинтование.
На грудную клетку можно наложить спиральную повязку.
При этом на выдохе ткань (простынь, марлю, полотенце) следует обернуть вокруг грудной клетки, зашить край нитками или фиксировать булавками.
Следует удостовериться, что нет открытого пневмоторакса (скопления воздуха или газов в плевральной полости).
При пневмотораксе перед бинтованием грудной клетки необходимо наложить герметизирующую асептическую повязку.
2) Иммобилизация с применением лейкопластыря
На место перелома следует из лейкопластыря наложить черепицеобразную повязку.
Широкие полоски лейкопластыря необходимо наложить от края грудины до позвоночника.
При этом последующая полоска должна перекрывать предыдущую на половину. Повязка должна захватывать область двух-трех ребер выше и ниже места перелома.
6. Иммобилизация конечности при переломе лодыжек и костей стопы
Необходимо подготовить 2 лестничные шины необходимой длины.
При этом первую шину (80?11 см) следует разместить от верхней трети голени по ее задней поверхности, под стопу до конца пальцев.
Вторую шину (120?8 см) необходимо смоделировать в форме дуги от верхней трети голени наружной стороны под стопу до верхней трети голени внутренней стороны.
На поврежденную конечность следует наложить шины, аккуратно фиксируя их марлевым бинтом.
7. Иммобилизация конечности при переломе костей голени
Следует подготовить 3 лестничные шины необходимой длины.
При этом первую (120?11 см) разместить от ягодичной складки поврежденной конечности по задней поверхности бедра, голени, под стопу до концов пальцев.
Вторую (80?8 см) разместить от верхней трети наружной поверхности бедра до наружного края стопы и загнуть ее под стопу.
Третью шину (80?8 см) следует смоделировать точно так же, как вторую, и расположить на внутренней поверхности поврежденной конечности.
Поврежденную конечность необходимо положить на первую шину, аккуратно подложив валики из ваты в подколенную ямку и над пяткой.
Оставшиеся две шины следует приложить к наружной и внутренней поверхностям поврежденной конечности.
Накладывать шины следует от верхней трети бедра до стопы, непременно фиксируя при этом коленный и голеностопный суставы.
Фиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.
8. Иммобилизация конечности при переломе бедра
1) Иммобилизация проволочными шинами Крамера
Необходимо подготовить 3 лестничные шины необходимой длины.
Первую шину следует моделировать от нижнего угла лопатки поврежденной стороны по задней поверхности бедра, голени, по стопе до конца пальцев.
Вторую шину необходимо моделировать от подмышечной ямки по наружной поверхности туловища, бедра, голени до наружного края стопы и загнуть под стопу.
Третью шину следует разместить от паховой области по внутренней поверхности поврежденной конечности под стопу.
Затем необходимо аккуратно приподнять пострадавшую конечность и положить ее на первую шину.
В подколенную ямку и над пяткой следует подложить валик из ваты.
Приложить две оставшиеся шины.
Затем зафиксировать шины бинтом.
2) Иммобилизация с использованием шины Дитерихса
Следует моделировать шину по здоровой конечности:
– короткую планку шины моделировать по внутренней стороне конечности, ее длина должна измеряться от паховой складки и быть длиннее конечности на 10-15 см;
– длинную планку шины смоделировать по наружной стороне конечности и туловища, ее длина должна измеряться от подмышечной впадины и быть длиннее конечности на 10-15 см.
Конечность следует немного согнуть в тазобедренном и коленном суставах.
По отношению к голени стопа должна располагаться под углом 90 градусов.
В область промежности в подмышечную впадину следует уложить ватно-марлевые валики.
При этом восьмиобразной повязкой следует обязательно фиксировать подошвенную часть шины к стопе (крепление для шнура наружу).
Нижнюю часть внутренней короткой планки следует завести во внутреннюю скобу подошвенной части шины. При этом шина должна находиться на расстоянии 10 см от «подошвы», валик шины должен прилегать к бедру и упираться в промежность.
Подвижную часть, находящуюся на торце внутренней планки с отверстием, следует установить под углом 90 градусов.
В отверстие необходимо аккуратно просунуть веревку от подошвенной части шины.
Нижнюю часть длинной наружной планки шины следует завести в наружную скобу подошвенной части шины, а ее шип – в паз торцовой планки, находящейся под углом 90 градусов. При этом шина должна отстоять от подошвы на 10 см.
В целях предупреждения сдавления и развития некроза под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) следует использовать прокладку из ваты.
Наружную шину необходимо положить вдоль конечности и туловища до подмышечной впадины.
Ее следует зафиксировать ремнем через плечо противоположной стороны и через талию, другим ремнем – к туловищу.
Необходимо ремнем зафиксировать внутреннюю шину к бедру.
При этом шину в области голени следует зафиксировать бинтами.
Закручивая веревку, при помощи палочки, которую необходимо зафиксировать, следует осуществить натяжение конечности.
9. Иммобилизация при переломе костей таза
Необходимо переложить пострадавшего на спину на деревянный щит, твердые носилки с помощью двух – трех помощников.
Все части тела следует поднимать одновременно.
Под колени пострадавшего необходимо положить валик из одеяла, подушки или одежды.
Конечности при этом должны быть полусогнуты в коленных и тазобедренных суставах (поза «лягушки»).
Бедра следует развести в стороны на 20-30 см и зафиксировать их ремнем, наложив его в форме восьмерки в области нижней трети бедер.
10. Иммобилизация при переломе позвоночника
Следует переложить пострадавшего на деревянный щит при помощи двух-трех помощников.
Все части тела необходимо при этом поднимать одновременно.
В области перелома под позвоночник следует подложить плоский валик (только под поясничный отдел позвоночника и под колени для разгрузки позвоночного столба).
При переломе шейного отдела позвоночника необходимо надеть на шею пострадавшего ватно-марлевый или пневматический воротник и закрепить его застежками.
Завершающий этап
Следует сообщить пострадавшему о результатах иммобилизации и дальнейших действиях, если он находится в сознании.
Необходимо перенести пострадавшего в машину с целью транспортирования в лечебное учреждение.
Затем снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.
Гигиеническим способом следует обработать руки и осушить их.
Справиться у пациента о его самочувствии, если он находится в сознании.
При иммобилизации его общее состояние не должно ухудшиться.
Шина должна обеспечить неподвижность двух суставов, выше и ниже места перелома, а при повреждении плеча и бедра – трех суставов.
При этом с пострадавшего ни в коем случае нельзя снимать одежду.
Перекладывать пациента с переломом позвоночника или костей таза можно только один раз.
Вторую транспортировку должны делать уже в медицинском учреждении.
Необходимо сделать запись об иммобилизации в сопроводительном листе, который принят в службе скорой медицинской помощи.
Источник