Тема 6 занятие 1 первая помощь при переломах и вывихах

Первая помощь при переломах и вывихах.
ПЕРЕЛОМЫ – нарушение целости кости под действием травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани.
По происхождению переломы подразделяются на: травматические, возникающие обычно внезапно под действием значительной механической силы на неизмененную, нормальную кость, ипатологические, происходящие в измененной каким-либо патологическим процессом кости при сравнительно небольшой травме или спонтанно.
Все травматические переломы разделяют на закрытые, при которых не нарушена целость кожи или слизистых оболочек, иоткрытые, сопровождающиеся их повреждением.
Переломы могут быть полныеинеполные. К неполным переломам относятся надломы, если плоскость излома распространяется не более чем на 1/2 диаметра трубчатой кости и трещины, если излом
более 1/2 диаметра кости.
Полные переломы по положению костных отломков относительно друг друга подразделяются: со смещением и безсмещения.
Полные переломы без смещения встречается практически исключительно в детском возрасте. Это так называемые поднадкостничные переломы (сломанная кость остается покрытой надкостницей, целостность которой не нарушена). Характерными для данного возраста являются надломы по типу «зелёной веточки» (кость слегка согнута; на выпуклой стороне есть надлом, а на вогнутой сохраняется нормальная структура кости). Особенность этих повреждений связана с гибкостью и эластичностью костей у детей, а также с большей, чем у взрослых толщиной надкостницы.
Внутрисуставные переломы могут сочетаться с вывихами и подвывихами. Такие повреждения называют переломовывихами.
ВЫВИХИ – стойкое изменение правильных анатомических взаимоотношений (конгруэнтности) суставных поверхностей, сопровождающееся нарушением функции пораженного сустава.
ПРИЗНАКИ ПЕРЕЛОМА можно разделить на достоверные и косвенные.
К косвенным (вероятным) признакам относятся: боль, отёк (припухлость), нарушение функции конечности.
Достоверные признаки: при открытых переломах – костные отломки в ране; деформация конечности, укорочение её длины (реже – удлинение), костный хруст (крепитация), патологическая подвижность.
Боль, постоянный субъективный признак перелома и вывиха, возникает в месте повреждения, усиливается при движении.
Припухлость появляется вследствие травматического отёка тканей, кровоизлияния.
Нарушение функции конечности проявляется отсутствием, реже ограничением, активных движений. Пассивные движения вызывают резкую болезненность, так же, как и самостоятельные (активные) попытки совершить движение.
При открытых переломах обязательно наличие раны, кровотечения (часто – артериального). В ране обнаруживаются отломки костей.
При переломах со смещением, вывихах возникает деформация конечности, её укорочение (реже удлинение).
Патологическая подвижность и костный хруст являются достоверными признаками перелома, но вследствие значительной дополнительной травматизации тканей специально проверять их не следует.
ДЛЯ ВЫВИХА ХАРАКТЕРНЫМ ЯВЛЯЮТСЯ: боль, припухлость, нарушение функции, вынужденное положение конечности, деформация её в области сустава. Активные движения невозможны, пассивные – вызывают резкую болезненность и ограничены. При попытке изменить положение отмечается пружинящее сопротивление.
При неполных переломах (трещинах), поднадкостничных переломах и переломах по типу «зелёной веточки» достоверных признаков перелома не отмечается; их сложно отличить от ушиба и растяжения. Во всех сомнительных случаях действуют при оказании первой помощи как при более серьёзном повреждении (как при закрытом переломе).
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАКРЫТОМ ПЕРЕЛОМЕ
Первая помощь при закрытых переломах заключается в обезболивании и иммобилизации.
Обезболивание можно обеспечить приёмом анальгетиков, местным применением холода и созданием покоя повреждённой конечности.
Из анальгетиков лучше использовать анальгин 1–2 таблетки (для взрослых и детей старше 12 лет). Таблетки лучше измельчить и дать в виде порошка. В этом случае обезболивающий эффект наступит через 10–20 минут. Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить, нет ли у пострадавшего непереносимости каких-либо препаратов. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.
ИММОБИЛИЗАЦИЯ – создание неподвижности части тела, конечности.
Для создания неподвижности необходимо зафиксировать два сустава: выше и ниже перелома. При переломе плечевой и бедренной кости фиксируют три сустава (при переломе плечевой кости – лучезапястный, локтевой, плечевой суставы; при переломе бедренной кости – голеностопный, коленный, тазобедренный суставы).
При закрытых переломах конечности придают физиологически правильное положение. Для верхней конечности – это угол 90° в локтевом суставе, ладонь обращена к туловищу, пальцы полусогнуты. Для нижней конечности – угол 90° в голеностопном суставе, лёгкое сгибание в коленном суставе (угол 165–170°).
Транспортную шину (лестничную Крамера и деревянную шину Дитерихса), а также импровизированные шины из подручного материала (доски, палки, лыжи и т. д.) не накладывают на голое тело. Под костные выступы дополнительно подкладывают мягкую ткань.
Одежду и обувь снимать не надо, если есть возможность осмотреть место повреждения.
В условиях города, когда «Скорая помощь» прибудет через несколько минут, повреждённой конечности необходимо обеспечить покой и приложить холод. Иммобилизацию проведут медицинские работники после инъекции обезболивающего лекарственного средства.
ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ПЕРЕЛОМОВ
При переломе ключицы руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, подвешивают на косынке и фиксируют бинтовой повязкой (иным материалом) к туловищу.
ЗАКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ
При закрытом переломе плечевой кости необходимо зафиксировать три сустава: лучезапястный, локтевой, плечевой. В этом случае транспортная шина идёт от здорового плеча к плечевому суставу на стороне повреждения, далее по наружной поверхности плеча, предплечья до фаланг пальцев. Рука находиться в физиологически правильном положении: угол 90° в локтевом суставе, ладонь обращена к туловищу, пальцы полусогнуты. Моделируют шину на себе или здоровой конечности. Под шину прокладывается ткань, под костные выступы дополнительно мягкая подкладка.
Шина должна быть надежно фиксирована, иначе она не будет полезной, а может нанести серьёзный вред вплоть до перехода закрытого перелома в открытый. После наложения шины рука подвешивается на косынке и (или) прибинтовывается к туловищу.
ЗАКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ КОСТЕЙ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
При переломах костей предплечья необходимо создать неподвижность в лучезапястном и локтевом суставах. Шина в этом случае идёт от верхней трети плеча до фаланг пальцев. Рука находится в физиологически правильном положении. После иммобилизации рука подвешивается на косынке и (или) фиксируется к туловищу.
ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ КИСТИ
на ладонь помещается валик (бинт), пальцы полусогнуты. Руку размещают ладонью вниз на кусок фанеры или другой плотный материал и фиксируют бинтовой повязкой (или другой тканью). При отсутствии импровизированной шины можно сделать тугую восьмиобразную повязку.
При отсутствии транспортных шин при переломах костей верхней конечности можно использовать подручный материал: доски, фанеру, палки и т. д.; при их отсутствии руку можно прибинтовать к туловищу.
При переломе бедренной кости необходимо зафиксировать три сустава – тазобедренный, коленный, голеностопный. Из транспортных шин наиболее удобной для иммобилизации является специализированная шина Дитерехса, представляющая собой набор деревянных конструкций. Длинная планка, имеющая вид костыля, располагается снаружи и идёт от подмышечной области до конца стопы плюс 8 – 10 см длиннее (строение шины предусматривает изменение её длины). Вторая планка располагается на внутренней поверхности нижней конечности от паховой области и моделируется длиннее стопы на 8 – 10 см.
Моделирование длины наружной и внутренней конструкции осуществляется на здоровой конечности. Обувь с пострадавшей конечности не снимают, к ней прибинтовывают деревянную «подошву», которая с наружной стороны имеет металлическую скобку с закруткой. В металлическое крепление подошвенной планки вставляют наружную деталь шины; также поступают с внутренней частью шины и застёгивают подошвенную перемычку. Шнурок, идущий от «подошвы» продевают в отверстие поперечной перемычки и закручивают, подтягивая конечность. Под костные выступы подкладывают вату или мягкую ткань. Шину фиксируют к туловищу и ноге.
Для иммобилизации можно использовать лестничные шины Крамера. Положение наружной и внутренней шины соответствуют аналогичным частям шины Дитерихса. Для увеличения длины наружной шины можно использовать две шины, связав их в одну. Ещё одна шина располагается на задней поверхности ноги. Она моделируется следующим образом: на шину укладывают здоровую конечность (шина должна выступать за край стопы на её длину), сгибают шину в пяточной области под углом 90°, несколько прогибают в подколенной ямке, чтобы угол сгибания в коленном суставе составлял 165–170°; затем переносят на повреждённую конечность, осторожно её приподнимая. Шина сверху должна доходить до верхней трети бедра. Обувь с пострадавшего не снимают, если нет жалоб на боль в области стопы или голеностопного сустава.
При отсутствии специализированных шин можно использовать подручный материал:
палки, доски, лыжи и т.д. или провести аутоиммобилизацию: прибинтовать повреждённую ногу к здоровой.
ПЕРЕЛОМ ГОЛЕНИ, КОСТЕЙ СТОПЫ
При переломе голени иммобилизируют голеностопный и коленный суставы. Шины Крамера располагаются с трёх сторон: по наружной и внутренней поверхности ноги – от верхней трети беда до конца стопы, по задней поверхности от верхней трети бедра, загибаясь на стопу, до кончиков пальцев.
Если нет шин промышленного изготовления – используют импровизированные из подручного материала или фиксируют повреждённую конечность к здоровой.
При переломах костей стопы верхняя граница шины может доходить до нижней трети бедра. Возможно наложение фиксирующей восьмиобразной повязки.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТКРЫТОМ ПЕРЕЛОМЕ
Алгоритм оказания первой помощи при открытом переломе:
Остановка кровотечения (при артериальном кровотечении – наложение кровоостанавливающего жгута)
Обезболивание.
Из анальгетиков лучше использовать анальгин 1–2 таблетки (для взрослых и детей старше 12 лет). Таблетки лучше измельчить и дать в виде порошка. В этом случае обезболивающий эффект наступит через 10–20 минут. Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить, нет ли у пострадавшего непереносимости каких-либо препаратов. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.
Наложение стерильной повязки на рану.
Иммобилизация.
В условиях города, когда «Скорая помощь» может прибыть через несколько минут, при открытом переломе останавливают кровотечение, накладывают стерильную нетугую повязку, придают конечности наименее болезненное положение, прикладывают холод к месту травмы. Транспортную иммобилизацию выполнят медицинские работники, предварительно проведя обезболивание.
Если нет возможности вызвать «Скорую помощь» и транспортировать пострадавшего вы собираетесь самостоятельно, необходимо выполнить транспортную иммобилизацию с помощью транспортных шин (при их наличии) или подручных средств.
ПРАВИЛА ИММОБИЛИЗАЦИИ ПРИ ОТКРЫТЫХ ПЕРЕЛОМАХ
Для создания неподвижности необходимо зафиксировать два сустава: выше и ниже перелома. При переломе плечевой и бедренной кости фиксируют три сустава (при переломе плечевой кости – лучезапястный, локтевой, плечевой суставы; при переломе бедренной кости – голеностопный, коленный, тазобедренный суставы).
При открытых переломах конечность фиксируют в том положении, в каком она находится после травмы.
Из раны ничего не вынимать, костные отломки не сопоставлять. Давящую повязку на рану не накладывать.
Первая помощь при вывихах заключается в обезболивании и иммобилизации.
Обезболивание можно обеспечить приёмом анальгетиков, местным применением холода и созданием покоя повреждённой конечности. Из анальгетиков лучше использовать анальгин 1–2 таблетки (для взрослых и детей старше 12 лет). Таблетки лучше измельчить и дать в виде порошка. В этом случае обезболивающий эффект наступит через 10–20 минут. Перед применением лекарственного средства необходимо выяснить нет ли у пострадавшего непереносимости каких-либо препаратов. Если таковая имеется, то медикаментов не давать.
При вывихах конечность фиксируют в том положении, в каком она находится после травмы (поступают так же, как при открытых переломах).
Нельзя пытаться самостоятельно вправить вывих, нужно помнить о том, что вывихи могут сочетаться с переломами.
В условиях города, когда «Скорая помощь» прибудет через несколько минут, повреждённой конечности необходимо обеспечить покой и приложить холод. Иммобилизацию проведут медицинские работники после инъекции обезболивающего лекарственного средства.
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БЖД ПО ТЕМЕ:
Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах.
Цель урока:
Изучить способы оказания первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах.
Задачи:
образовательные:
Дать представление оушибах, переломах, вывихах.
Ознакомить с признаками данных травм, сформировать представление о способах оказания первой помощи при данном виде травм.
развивающие:
Развивать логическое мышление, память, речь;
Развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;
Развивать умение самостоятельно мыслить;
воспитательные:
Привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда;
Воспитывать профессиональное поведение, чувство сострадания, милосердия, аккуратность, ответственность.
Формировать у студентов современное научное мировоззрение, основанное на гуманности, милосердии, сострадании, уважении к жизни и здоровью человека.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
– словесные: ( рассказ, беседа)
– наглядные ( демонстрация средств первой помощи ( бинты, шины. подручные средства)
– практический (составление опорного конспекта)
формы организации учебной деятельности – фронтальная
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тетрадь ручка, карандаш, иммобилизационные шины, эластичный бинт, марлевые бинты, солевая грелка, марлевые салфетки,
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Биология» – строение кровеносной системы, типы тканей.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: темы: «Асептика и антисептика», «Виды перевязочного материала», «Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 45 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент – 2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. – 3 минуты
Изложение нового материала.- 25 минут
Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.
Подведение итогов. – (3 минуты)
Домашнее задание – (2 минуты).
Приложение№1
Виды травм и способы оказания первой помощи.
№
Травма
Определение
Симптомы
Помощь
1
Ушибы
Повреждения мягких тканей, когда не нарушается целостность кожного покрова.
Сильная боль в момент получения и в первые часы после травмы. Затруднение движения. Припухлости, кровоподтеки (синяки).
Холод на месте ушиба. Давящая повязка, покой.
Носовое кровотечение
Кровотечение
Усадить пострадавшего, немного наклонив туловище вперед. В кровоточащую ноздрю засунуть ватный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода или просто холодной водой, зажать ноздрю пальцами и держать так примерно 5 мин.
Ушиб или сотрясение головного мозга
Головные боли, тошнота, иногда рвота, сознание у пострадавшего сохранено.
Создании полного покоя пораженному и применении холода на голову.
2
Перелом
это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.
Боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.
Холод, покой, иммобилизация шинированием.
3
Вывихи
Смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.
Припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении.
Уменьшение боли — холодные примочки. Обезболевание. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы.
4
Растяжение связок
надрыв волокон связки из-за чрезмерного её натяжения.
Резкая боль, быстро проявляющаяся припухлость, кровоподтек, болезненность движений в суставе.
Необходимо придание возвышенного положения пострадавшей части тела, применение холода и обезболивающих средств, а также тугая повязка на сустав и обеспечение покоя и неподвижности.
Синдром длительного сдавливания конечностей
Нарушение функционирования конечности в результате длительного давящего воздействия.
Боли в поврежденной части тела, тошнота, головная боль, жажда. На поврежденной части видны ссадины и вмятины, повторяющиеся очертания выступающих частей давивших предметов. Кожа бледная, местами синюшная, холодная на ощупь. Поврежденная конечность через 30-40 мин после освобождения ее начинает быстро отекать.
Жгут выше места сдавливания, стерильная повязка на ссадины. Иммобилизация.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?
Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?
Каково значение иммобилизации при травмах?
Что такое перелом? Признаки перелома?
Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?
Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основное содержание
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
( 2 МИН.)
ПРИВЕТСТВИЕ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ ЗАНЯТИЯ. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания
Приветствуют преподавателя. Включение группы в ритм занятия.
Индукция (Мотивация учебной деятельности. Целевая установка) 3 минут.
Организует работу по определению темы и цели занятия. Обращает внимание на актуальность темы.
Слушают, осмысляют и определяют тему занятия. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы в повседневной жизни.
По данным травмпункта петрозаводской БСМП, с 1 по 7 февраля 220 жителей столицы Карелии получили различные травмы. Большую часть ушибов и переломов горожане заработали с 4-го по 7-е число.
У 54 человек диагностированы ушибы, у 20 – переломы предплечья. Сломали лодыжки 17 жертв гололеда, 10 петрозаводчан повредили связки. У шестерых медики зафиксировали сотрясение головного мозга.
Ребра переломали два человека. Еще у троих специалисты травмпункта подозревают перелом позвоночника.
Напомним, массово падать и травмироваться на скользких улицах петрозаводчане начали в конце января: с 29-го по 31-е число травмы получили 78 человек. Сейчас в учреждении наблюдают спад числа пациентов.
Изучение нового материала ( 25 минут)
Проводит беседу с обучающимися, проверяет знание основных понятий. Знакомит с оформлением таблицы для опорного конспекта. Показывает мед. средства, рассказывает о их применении, демонстрирует иммобилизацию перелома.
Вспоминают основные понятия, оформляют опорный конспект в виде таблицы, рассказывают о видах травм и первой помощи опираясь на примеры из жизни.
Ткань – группа клеток одного вида. Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная. Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.
Закрепление знаний и освоение начальных умений.-10 минут.
Предлагает обучающимся ( 2 человека) практически оказать помощь «пострадавшему» при переломе бедренной кости.
Демонстрируют умение оказывать первую помощь, пользоваться перевязочным материалом, подручными средствами. Наблюдают за перевязкой, помогают в выполнении задания. Выявляют ошибки.
Тип перелома ( закрытый, кости верхних или нижних конечностей)
Подведение итогов. – (3 минуты)
Задает обучающимся вопросы по теме занятия. Слушает ответы. Корректирует ответы обучающихся. Делает выводы по уроку.
Отвечают на поставленные перед ними вопросы. Корректируют ответы одногрупников.
Назовите характерные признаки ушиба, опишите способы доврачебной помощи?
Что такое растяжение? Расскажите о признаках, способах доврачебной помощи?
Каково значение иммобилизации при травмах?
Что такое перелом? Признаки перелома?
Что такое вывих? Первая помощь при вывихах?
Что такое синдром длительного сдавливания? Оказание доврачебной помощи?
Домашнее задание ( 2 мин.)
Предлагает записать домашнее задание. Благодарит за работу обучающихся. Прощается
Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы.
Изучить опорный конспект. научиться распознавать типы повреждений, подготовить рассказ о способах оказания первой помощи. Отработать в домашних условиях перевязку и сфотографировать.
Основные понятия.
– Ткань – группа клеток одного вида.
– Типы тканей: соединительная, нервная, мышечная, костная.
– Иммобилизация – создание условий неподвижности (покоя) некоторых участков тела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. – Ростов н/Д, 2012. – С.447.
Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: Издательский дом «Гэотар», 2011.
Дополнительная:
Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. – Ростов н/Д: ЗЛО «Книга», 2010. – С. 101-119.
Первая помощь. Учебник для водителей. –М.: «Институт проблем управления здравоохранением».2009. – С.110-120 .
Источник