Урок оказание первой помощи при ушибах и переломах
Урок СБО
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ УШИБАХ И ПЕРЕЛОМАХ
Выполнила учитель СБО Григорьева Е.О
Цель урока: научить распознавать ушибы и переломы и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных ситуациях.
Задачи урока:
-стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
-повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
– сформировать у учащихся представления о травмах опорно- двигательного аппарата.
– развивать навыки наблюдения, сравнения и обобщения.
– формировать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: ИКТ, бинт эластичный, марлевый бинт, импровизированные шины
Ход урока
1.Организация класса.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Работа над новым материалом.
Ушиб – это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целости кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.
Оказание первой медицинской помощи:
К ушибленному месту сразу прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1-2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).
Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.
После примочек, если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку и обеспечить полный покой, для чего руку необходимо подвесить на перевязь, а ноге придать горизонтальное положение.
Перелом – это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.
При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.
Первая медицинская помощь при переломах является началом их лечения.
При оказании первой медицинской помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).
При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.
Существует ряд общих правил при оказании первой медицинской помощи при переломах.
Для прочной иммобилизации (иммобилизация – создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины – специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал – лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.
Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.
Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.
Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку – к туловищу, ногу – к здоровой ноге.
3. Закрепление изученного материала.
Работа в группах.
Практическая работа.
Детям предлагается оказать друг другу первую медицинскую помощь при ушибах и переломах (наложение повязок, импровизированных шин)
4.Итог урока.
Работа над изученным материалом.
Вопросы и задания:
Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?
Каковы общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах?
Окончание урока.
Выставление оценок
Источник
Инфоурок
›
ОБЖ
›Другие методич. материалы›Урок 33 в 7 классе по теме: “Оказание первой помощи при ушибах и переломах “
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Занятие теоретическое 33.doc
Выбранный для просмотра документ пмп при ушибах и переломах.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибах и переломах
2 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах Ушиб – это механическое повреждение мягких тканей без видимoгo нарушения целости кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтек, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отека.
3 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах К ушибленному месту сразу прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1-2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).
4 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.
5 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах После примочек, если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку и обеспечить полный покой, для чего руку необходимо подвесить на перевязь, а ноге придать горизонтальное положение.
6 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах Перелом – это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.
7 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах При закрытом переломе кожный покров остается неповрежденным. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану. Первая медицинская помощь при переломах является началом их лечения.
8 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах При оказании первой медицинской помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: все, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).
9 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к поврежденной конечности.
10 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах Существует ряд общих правил при оказании первой медицинской помощи при переломах Повязки при переломах: 1 – ключицы и лопатки; 2 – ребер; 3 – бедренной кости; 4 – костей таза. 1 3 4
11 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах 1. Для прочной иммобилизации (иммобилизация – создание неподвижности поврежденной части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины – специальные устройства и приспособления для иммобилизации поврежденных участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал – лыжи, доски, картон, пучки соломы и т.д. Шины или подручный материал необходимо приложить к поврежденной поверхности с двух противоположных сторон.
12 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах 2. Шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.
13 слайд
Описание слайда:
Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах 3. Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.
14 слайд
Описание слайда:
Первая медицинская помощь при травме предплечья Попросите пострадавшего поддержать поврежденную руку; проденьте один конец косыночной повязки (треугольный лоскут какой-нибудь материи или платок) под поврежденной рукой поверх здорового плеча; расположите прямой угол косынки под локтем поврежденной конечности; постарайтесь, чтобы рука была согнута под углом 90′. Завяжите концы повязки: один конец протяните поверх другого плеча; завяжите концы повязки на шее со стороны, противоположной травме; подложите мягкую ткань под узел повязки. Закрепите повязку у локтя.
15 слайд
Описание слайда:
Первая медицинская помощь при травме предплечья (наложение фиксирующей повязки) Наложите фиксирующую повязку: протяните косыночную повязку вокруг груди со стороны поврежденной руки; завяжите концы повязки на противоположной стороне под здоровой рукой; подложите мягкую ткань под узел повязки.
16 слайд
Описание слайда:
Первая медицинская помощь при травме голеностопного сустава Не снимая обувь и носки с пострадавшего, наложите три повязки: одну под стопой и две под голенью. Сложите и осторожно обмотайте одеяло или подушку вокруг голеностопного сустава. Последовательность закрепления шины повязками: закрепите одеяло или подушку двумя повязками вокруг голени; завяжите третью повязку вокруг стопы; проверьте, чтобы повязки были завязаны крепко, но не слишком туго.
17 слайд
Описание слайда:
Вопросы и задания Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чем состоит первая медицинская помощь при ушибах? Каковы общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах?
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т.
Тема:
8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах
Номер материала:
ДБ-1142692
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».
Преподаватель: Квитченко А.В. гр.192 дата 2.02.2018
Урок- комбинированный с практической частью.
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах – научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунки, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие
2. Актуализация знаний
Выступление студента с докладом «Актуальность, обучения студентов, навыкам первой медицинской помощи».
На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал. Внимание на экран.
Назовите виды ран, изображенных на слайде
На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»
– Ребята, на столах у вас предметы, которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.
Итак, отвечаем. Кто готов?
Ответы на задания.
– К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран.
3. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?
Ответы.
А как вы будете проверять пульс?
Ответы.
Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.
Изучение нового материала.
Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.
Преподаватель: Какие виды травм вы можете определить у волка?
Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.
Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?
Ответы: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Преподаватель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу и т.д…
Когда речь заходит о первой помощи, многие наши соотечественники сталкиваются с рядом вопросов: «Имею ли я право оказывать первую помощь, если я не медик?», «Ждет ли меня ответственность, если я наврежу пострадавшему?
Работа с источниками:
Рассмотрим ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством.
1.ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
3. Ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса РФ).
4. Смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание.
5. Уголовный кодекс РФ.ст.39
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях ст.2.7
5. Работа в тетради: Число, тема урока.
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.
Иммобилизация– это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.
Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.
Преподаватель: Какие предметы могут заменить шины? Ответы.
Разработаем наш алгоритм действий. Но прежде чес оказывать первую помощь мы должны спросить: «Согласны ли вы, чтобы я вам оказал первую помощь?». И после ответа можно приступать к оказанию первой помощи.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
6. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”. (Перерыв на пяти минутку)
7. Практическая работа.
Преподаватель: Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».
Преподаватель: какие правила нужно знать при оказании первой помощи?
Ответы.
Преподаватель: эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Вы поделены на группы. На дом вам было дано задание по группам, изучить правила оказания помощи при переломах, в разных жизненных ситуациях. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
Практическая работа в группах.
1 группа перелом голени в лесу
2 перелом предплечья на тренировке
3 перелом кисти во время урока физкультуры
4 перелом бедра на горнолыжной базе
Условия выполнения нормативов.
Преподаватель: статист при иммобилизации верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней конечности лежит. Табельные средства иммобилизации верхней конечности: шины Крамера (длина 60 см, ширина 10 см) и (длина 110 см и ширина 12см). Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, а также бинты, косынки и вата — в нужном количестве лежат на столе.
Подбирают, моделируют шины и подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием.
Время на их подготовку не учитывается. Иммобилизация при переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Плохо подогнаны подручные средства иммобилизации; неправильное положение, приданное конечности; имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра неподвижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностопный суставы); при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.
Время выполнения нормативов. Иммобилизация при переломе плеча: отлично — 4 мин, хорошо — 4 мин 30 с, удовлетворительно — 5 мин. Иммобилизация при переломе предплечья: отлично — 2 мин 40 с, хорошо —3 мин 10 с, удовлетворительно —3 мин 40 с. Иммобилизация при переломе бедра: отлично — 4 мин 45 с, хорошо —5 мин 30 с, удовлетворительно — 6 мин. Иммобилизация при переломе голени: отлично — 4 мин, хорошо — 5 мин, удовлетворительно — 6 мин.
Преподаватель: прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
8. Домашнее задание.
Повторить материал урока
9. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с переломами. Ответьте на вопрос: что такое перелом? Какие виды переломов существуют? какие предметы могут служить шинами при переломах?
10. Подведение итогов.
Рефлексия. На экране недописанные предложения:
Я сегодня узнал….
Мне было интересно… и т.д.
Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.
Выставление оценок за урок.
-Спасибо всем за работу
Источник