Ушиб мозга последствия дети

Ушиб мозга последствия дети thumbnail
Поделиться с друзьями

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок ударился головой

Дети любознательны и непоседливы, а потому совсем избежать травм, падений и ушибов ни у кого не получается. В процессе познавания мира малыши падают довольно часто. Но если падение на попу или спину не вызывает у родителей приступов паники, то ситуация резко меняется в случае, если ребенок ударился головой. Авторитетный педиатр, автор многочисленных книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, чем опасны такие падения и когда нужно начинать беспокоиться.

Ушиб мозга последствия дети

Особенности детской физиологии

Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам. Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм — большое количество спинномозговой жидкости.

Ушиб мозга последствия дети

Если ребенок в 6-7 месяцев, когда он становится более подвижным, перевернулся неудачно и упал с дивана или пеленального столика, не стоит сразу впадать в панику. Малыш, конечно, будет истошно орать. Но родители должны понимать, что плачет он не от ужасной боли, а больше от испуга, вызванного резким перемещением в пространстве. Если кроха уже через полчаса улыбается, гулит и ведет привычный для него образ жизни, ничего в его поведении не изменилось, то причин для тревог, обследования у врачей, нет, утверждает Комаровский.

Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев. Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить.

Ушиб мозга последствия дети

Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

Черепно-мозговые травмы

Не имеет значения возраст и пол ребенка, высота, с которой он упал головой вниз, размер синяка или шишки на лбу, а также наличие или отсутствие ссадин и крови. Всем мамам и папам следует знать, что во всех ситуациях, связанных с наличием травмы головы, ребенку нужна квалифицированная медицинская помощь.

Наличие травмы можно заподозрить, если у ребенка наблюдается помутнение сознания, потеря сознания любой продолжительности и кратности. Наблюдение очень важно, так как родители, которые знают особенности поведения своего ребенка, смогут вовремя заметить изменения в его поведении. Любые неадекватные изменения могут говорить о возможной травме головы.

Ушиб мозга последствия дети

Если ребенок перестает нормально засыпать, или, наоборот, необычно долго спит, у него появилась головная боль, и она не проходит даже через час-полтора после падения, следует обратиться за квалифицированной врачебной помощью.

Характерный симптом травмы головы — рвота, особенно если она имеет неоднократный характер. У ребенка может стать шаткой и неуверенной походка, наблюдаться головокружения, судороги, могут быть заметны нарушения координации движений, слабость руках, ногах, невозможность двигать одной или сразу двумя парными конечностями. Во всех этих случаях следует обязательно вызвать «неотложку».

Выделения из носа и ушей, будь они кровянистыми, сукровичными или прозрачными и бесцветными — однозначный повод предположить травму.

Также симптомами травм могут являться разные нарушения функционирования органов чувств (снижение слуха, ухудшение зрения, полное, а может быть, частичное отсутствие реакции на тактильный контакт). Чадо может начать жаловаться на то, что ему холодно или жарко. На каждый из этих симптомов Евгений Комаровский советует обратить внимание.

Сотрясение мозга

Это довольно простая черепно-мозговая травма, при которой ребенок может потерять сознание, но такая потеря будет носить кратковременный характер (не более, чем на 5 минут), возможна тошнота, головокружение. Мозг не повреждается, но при сотрясении временно нарушаются некоторые функции клеток мозга. Доктор Комаровский утверждает, что это самое легкое последствие падения на голову, потому что через пару-тройку дней функции мозга нормализуются и состояние ребенка приходит в норму.

Ушиб мозга последствия дети

Ушиб мозга

Это травма, при которой повреждаются непосредственно оболочки мозга, а также более глубокие его структуры с образованием гематомы и возникновением отека. То, насколько продолжительным будет состояние потери сознания, влияет на степень ушиба, он может быть легким, средней степени и тяжелым. При первой степени симптомы похожи на сотрясение мозга, только бессознательное состояние у ребенка может длиться более 5 минут. Средняя тяжесть травмы характеризуется продолжительностью обморока от 10-15 минут до часа и чуть более. При тяжелой форме сознание может отсутствовать как несколько часов, так и несколько недель.

Ушиб мозга последствия дети

Сдавление головного мозга

Это крайне опасное состояние, когда в результате травмы головы возникает компрессия внутри черепа. При такой патологии возникает рвота, которая имеет затяжной и многократный характер. Периоды потери сознания сменяются так называемыми «светлыми» периодами, когда ребенок ведет себя обычно, никак не проявляя признаков мозгового нарушения. Такие периоды могут длиться до 48 часов.

Первая помощь

Если ребенок упал, ударился головой и возникло рассечение кожных или волосяных покровов, при этом ребенок не терял сознанияя. и через сутки признаком травмы не наблюдается, вести его к врачу не надо, говорит Евгений Комаровский. Достаточно обработать ранку антисептиком, приложить к месту наружной травмы лед. При обширной ране (более 7 мм) следует обратиться в травмпункт, ребенку наложат несколько шво, и на этом лечение можно считать законченным.

Ушиб мозга последствия дети

Если рана открытая (при открытой черепно-мозговой травме) давить на нее для остановки кровотечения ни в коем случае нельзя. Маме следует обложить рану по краям льдом до приезда врача.

Если ребенок упал, ударился затылком или лбом об пол, и родители сразу или спустя несколько часов обнаружили у ребенка признаки травмы, ребенка надо уложить и позвонить в больницу. Устанавливать тип травмы, ее характер и тяжесть — задача врачей.

Ушиб мозга последствия дети

Если травма головы тяжелая, чадо находится без сознания, у него отсутствует дыхание, ребенку нужно оказать реанимационные меры воздействия до приезда «неотложки». Чадо следует положить на спину, зафиксировать голову, провести сердечно-легочную реанимацию, после того, как малыш придет в себя, ему нельзя давать двигаться, пить и разговаривать до приезда врачей.

Последствия

При черепно-мозговых травмах страдают жизненно важные центры и отделы мозга. Если ребенку не оказать своевременной медицинской помощи, изменения, которые вызываются при ушибе или сдавлении, могут быть необратимыми. Тяжелая травма может привести к летальному исходу.

Ушиб мозга последствия дети

Советы доктора Комаровского

Если ребенок ударился головой, находясь вдалеке от родителей, например, в оздоровительном летнем лагере или интернате, родители по объективным причинам не могут 24 часа после удара наблюдать за поведением и состоянием ребенка. В этой ситуации следует с пониманием относиться к тому, что врачи и воспитатели детского учреждения «перестраховываются» и сразу отправляют ваше чадо в больницу. По словам Комаровского, в 99% случаев такая госпитализация требуется не для того, чтобы ребенка лечить, а для того, чтобы за ним было, кому наблюдать.

Если спустя некоторое время после удара головой или по голове ребенок, поплакав, успокоился и уснул, Комаровский не советует ему препятствовать — пусть спит.

Однако маме очень важно помнить, что чадо надо будить раз в три часа и оценивать его состояние, например, задавая простой вопрос (сколько пальцев он видит, как его зовут и т. д.). Это поможет понять, не происходит ли изменений в сознании ребенка.

Если разбудить не удается или ответы невразумительны, следует незамедлительно вызвать врача.

Ушиб мозга последствия дети

Специфической профилактики травм головы не существует. Однако, задача родителей, как можно лучше, продумать все опасные ситуации и, по мере возможности, сделать все для защиты малыша.

Начиная с 8 месяцев, нельзя оставлять ребенка одного в комнате, пока он бодрствует, если он находится не в манеже. Упасть и удариться он может в любой момент.

Детям постарше к подарку в виде велосипеда следует обязательно дарит и специальный шлем, а к роликовым конькам — шлем и щитки на руки и ноги. В ванной комнате следует обязательно положить на пол и на дно ванны нескользящие коврики.

О том, когда действительно падение опасно и как оказать неотложную помощь, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Источник

Исходы и последствия черепно-мозговой травмы у ребенка

а) Исходы случайной травмы головного мозга у ребенка. Прогноз для детей с черепно-мозговой травмой зависит непосредственно от первичной оценки по шкале ШКГ, длительности нарушения перфузии, что видно по снижению перфузионного давления, и длительности посттравматической амнезии, которую может быть сложно оценить в связи с пролонгированной седацией, принятой в настоящее время в отделениях интенсивной терапии. Современные методы визуализации и доступность нейрохирургических отделений должны привести к снижению смертности от поддающихся лечению причин, таких как острые экстрадуральные гематомы. Смертность пациентов с экстрадуральными гематомами до начала использования КТ составляла от 10% до 30% (Natelson и Sayers, 1973; Choux et al., 1975), а в настоящее время практически сведена к нулю.

В целом по результатам большинства исследований детей с тяжелыми черепно-мозговыми травмами сочетанная смертность и заболеваемость составили приблизительно 30%. Около 10% детей умирает, из них — 5% на месте травмы и 5% в первые несколько дней, у оставшихся 20% в дальнейшем формируются двигательные нарушения. У 10% пациентов отмечаются стойкие нарушения, затрагивающие когнитивные функции и поведение.

б) Отдаленные последствия повреждения белого вещества. Среди выживших пациентов повреждение белого вещества отмечается во многих случаях тяжелой стойкой инвалидизации. Такие повреждения приводят к атрофии головного мозга со сморщиванием белого вещества и, как следствие, к расширению желудочков. При повреждении белого вещества развивается достаточно выраженный отек головного мозга с повышением внутричерепного давления и вторичными гипоксическо-ишемическими повреждениями. Возникающие в итоге атрофия белого вещества, вентрикуломегалия и глиоз при неслучайных черепно-мозговых травмах формируются более стремительно (в соответствии в данными МРТ) и могут появляться менее чем через 10 дней после травмы.

У пациентов может отмечаться восстановление цикла «сон-бодрствование», но сохраняется слабая реакция на зрительные и слуховые раздражители, афазия и акинетический мутизм исключаются. В данном «вегетативном состоянии» обычно отмечается спастическая декортикационая поза и тяжелое поражение когнитивных функций с посттравматической деменцией. Изначально пациенты не могут самостоятельно дышать, но затем спонтанное дыхание и стабильное артериальное давление восстанавливаются. Даже после прекращения искусственной вентиляции у пациентов сохраняется недержание, они не могут самостоятельно питаться, и может потребоваться трахеотомия и гастростомия с формированием полной зависимости от сестринского ухода. Эпилепсия обычно не является основной или нерешаемой проблемой, что соответствует клинике повреждения белого вещества. Плохой долгосрочный прогноз при неслучайной черепно-мозговой травме коррелирует с повреждением белого вещества и формированием сморщивания и атрофии белого вещества.

При менее тяжелых травматических повреждениях головного мозга прогноз может быть гораздо более благоприятным, чем при первом впечатлении. Выраженность любой гемиплегии с большой вероятностью уменьшается, афазия в большинстве случаев проходит, но сохраняются стойкие проблемы с речью и трудности при правописании. Наиболее стремительно улучшение происходит в первые 6 месяцев и продолжается до 18 месяцев, тем не менее, нельзя сказать о формировании стойкой инвалидности, так как улучшение может происходить в течение 5 лет после травмы. Следует с осторожностью делать прогнозы, так как в настоящее время существует предположение о поздней деградации с утратой способностей, встречающейся с частотой до 7%; ухудшение может быть связано с припадками или гидроцефалией, но наиболее вероятна последующая зависимая от цитокинов регрессия после травмы головного мозга. Общий исход можно оценивать через 6 и 12 месяцев с помощью шкалы исходов Глазго (GOS) (Jennett и Bond, 1975) или шкалы KOSCHI (Crouchman et al., 2001).

Лечение черепно-мозговой травмы у детей

в) Последствия для когнитивных функций и поведения. Трудности обучения, поведенческие изменения, двигательные нарушения и эпилепсия являются основными существенными последствиями черепно-мозговой травмы. Посттравматическая эпилепсия рассмотрена ниже. Плохая концентрация внимания и головные боли являются наиболее частыми жалобами. Когнитивные нарушения, нарушения памяти и поведенческие проблемы часто встречаются после умеренной и тяжелой черепно-мозговой травмы, их развитие можно ожидать при повреждении лобной и антеромедиальной части височной доли. У детей после тяжелых травм головного мозга поведенческий диагноз дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в большей степени затрагивает внимание, исполнительное функционирование и память, чем первичный СДВГ (Slomine et al., 2005).

Концентрация внимания плохая, а расстройства памяти могут быть столь выражены, что классифицируются как посттравматический синдром Корсакова, изменения личности и приступы сильного гнева могут сделать жизнь родителей невыносимой, хотя при поверхностном неврологическом обследовании или рутинной стандартизованной психометрии выявляется мало изменений. Тем не менее, с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (SPECT) выявлено, что у многих детей с глубокими проблемами в обучении и поведении отмечаются определенные стойкие патологические изменения. Изменения поведения и трудности в обучении могут быть легко упущены при проведении небрежного обследования.

Минимальные или легкие травмы обычно не сопровождаются какими-либо последствиями (Bijur et al., 1990), но наличие минимальной на первый взгляд травмы не исключает вторичных изменений обучения или поведения, а на МРТ или SPECT-исследовании можно выявить неожиданные патологические изменения. Однако последствия гораздо чаще развиваются после тяжелой травмы, сопровождающейся комой, и отмечается явная взаимосвязь между продолжительностью комы и наличием последствий (Mahoney et al., 1983; Filley et al., 1987). Кома более недели связана с повышением частоты когнитивных нарушений, в то время как при меньшей продолжительности комы таких последствий не отмечается (Jennett и Teasdale, 1977; Chadwick, 1985). Значимая часть посттравматических нарушений у детей имеет реактивный характер и, таким образом, может быть предотвращена путем корректирующей психологической помощи во время выздоровления. У детей с поведенческими проблемами до несчастного случая травма головного мозга может привести к их ухудшению. Тенториальное вклинение с повреждением миндалин и гиппокампа предположительно приведет к тяжелым нарушениям памяти, в особенности вновь формирующейся долговременной памяти (посттравматический синдром Корсакова).

Некоторые поведенческие и личностные изменения могут быть вторичными по отношению к стрессу на фоне нарушения восприятия и когнитивных функций. Выявлено, что после острой фазы коэффициент IQ (Klonoff et al., 1993) является достоверным прогностическим признаком исхода. Отмечено, что субъективные последствия, выявленные у 31% из 159 детей, наблюдение за которыми проводилось в течение 23 лет, явно связаны с обширностью повреждений головы и низким коэффициентом IQ. По результатам исследования необходимости реабилитации после тяжелой черепномозговой травмы выявлено, что у 18 из 43 детей отмечались стойкие неврологические изменения, а 15 нуждались в специальной программе образования (Scott-Jupp et al., 1992).

Посттравматические головные боли и возникающий после сотрясения «субъективный синдром» у детей встречаются гораздо реже, чем у взрослых (Barlow, 1984). Большое беспокойство может причинять посттравматическая мигрень, возникающая у предрасположенных детей после минимальной травмы. Очень часто встречаются нарушения сна (Guilleminault et al., 1983). 12-недельный курс лечения агонистами дофамина, амантадина гидрохлоридом, используемый в педиатрической практике для лечения последствий черепномозговых травм, являлся безопасным и согласно отзывам родителей приводил к улучшению поведения (Beers et al., 2005).

В результате гидроцефалии или гематомы может развиваться нарушение зрения, в частности, атрофия зрительного нерва (Gerber et al., 1992). Травма зрительного нерва возникает при тряске и сопровождается кровоподтеками и кровоизлияниями во влагалище зрительного нерва. Полный разрыв зрительного нерва может произойти под давлением большого крыла клиновидной кости. Данное повреждение приводит к формированию фиксированного расширенного зрачка и слепоты у пациента, находящегося в сознании без нарушения движений глаз. Острая слепота, длящаяся несколько дней, может возникать после тяжелых ушибов затылочной области, иногда она сочетается с разрядами припадков. У предрасположенных детей также может возникать тяжелая посттравматическая мигрень со зрительными феноменами. Корковая зрительная агнозия может возникать при инфаркте в зоне водораздела между средней и задней мозговыми артериями. Инфаркты в области шпорной борозды с формированием корковой слепоты возникают при сдавлении задних мозговых артерий в результате повышения внутричерепного давления с тенториальным вклинением.

Нарушения зрительного восприятия встречаются чаще, чем принято считать. Висконсинский тест на сортировку карточек (Heaton, 2005) позволяет выявить данную проблему, возникающую после травмы лобной доли. При сравнении 78 детей, перенесших легкую черепно-мозговую травму и не нуждавшихся в госпитализации, и 86 детей контрольной группы, перенесших другие виды травм, отмечалось меньшее, чем в контрольной группе количество баллов при выполнении заданий по чтению и решению зрительных задач.

Нарушения зрения преобладают при неслучайных режущих черепно-мозговых травмах, что связано с первичным повреждением сетчатки, атрофией белого вещества зрительной лучистости или вторичным инфарктом в области шпорной борозды на фоне тяжелого отека головного мозга.

Глухота встречается редко, чаще всего имеет односторонний характер и легко пропускается при обследовании. Следует помнить о поддающемся лечению смещении стремечка.

Посттравматическая эпилепсия описана в отдельной статье на сайте.

– Также рекомендуем “Неслучайные черепно-мозговые травмы у детей: причины, механизмы, клиника”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 26.12.2018

Источник