Ушиб тела после аварии

Ушиб тела после аварии thumbnail
Поделиться с друзьями

УшибУшиб это закрытое повреждение мягких тканей. Наверное нет ни одного человека, который не испытал бы на себе этот вид травм. В большинстве случаев ушибы лечения не требуют, и заживают самостоятельно. Как правило, при ушибе не происходит нарушения целостности тканей, кроме разрыва мелких сосудов (капилляров). Но иногда ушиб может причинить значительные повреждения, например, ушиб головы. Кроме того, ушиб может сопровождать другие раны, такие как перелом. В этом случае говорят об ушибленных ранах.

Симптомы ушиба

Симптомы ушиба всем известны – это резкая боль в непосредственном месте повреждения, опухание и покраснение. В случае несильного ушиба боль стихает через несколько минут, а на месте покраснения возникает гематома, которая в народе называется синяком. Гематома возникает вследствие кровоизлияния, произошедшего в результате разрыва мелких капилляров. Величина гематомы не всегда зависит от силы ушиба. Имеет значение проницаемость капилляров, а также место, где возник ушиб. У людей с повышенной проницаемостью капилляров незначительный ушиб или даже неосторожное прикосновение может вызвать значительную гематому, в то время как сильный ушиб может не проявить себя наружной гематомой, в то время как внутреннее кровотечение будет довольно значительным.

Боль после сильного ушиба симптом более стойкий. Характер боли с течением времени меняется, от резкой вначале, при воздействии травмирующего фактора, до ноющей впоследствии. Боль, сохраняющаяся после ушиба длительное время, является неблагоприятным симптомом и поводом обратиться за медицинской помощью, так как может свидетельствовать о повреждении внутренних структур (перелом, ушиб с кровоизлиянием внутреннего органа, разрыв связки, сотрясение мозга и т.п.). Чаще всего отдаленная боль после ушиба связана с образованием гематомы, сдавливающей нервные окончания, особенно при прикосновениях или движениях поврежденной частью тела.

Симптомом ушиба сустава является его значительное опухание. Симптомом ушиба головы – сильная головная боль. Необходимо знать, что если при ушибе головы произошла потеря сознания, пусть даже кратковременная, или пострадавший не может вспомнить момента травмы, это признак сотрясения мозга. В этом случае необходимо врачебное вмешательство, как минимум диагностика на предмет наличия внутричерепной гематомы.

Если произошел ушиб грудной клетки, брюшной полости или живота, симптомы ушиба могут быть довольно грозными. Такие признаки повреждения внутренних органов, как появление крови в моче, ослабление дыхания, возрастание боли, помутнение сознания, словом все нарастающие, а не убывающие симптомы ушиба, должны быть поводом немедленного обращения за медицинской помощью.

Последствия ушиба

В подавляющем большинстве случаев, несильные и даже сильные ушибы проходят без последствий, или последствия ушиба бесследно исчезают в течение двух-трех недель. Однако бывают ситуации, когда последствия ушиба могут быть довольно серьезными. В первую очередь, это касается уже упоминавшихся ушибов головы. Дело в том, что черепная коробка – это замкнутое пространство, и та гематома, которая в любом другом месте тела рассосалась бы со временем, не причинив значительного беспокойства, в черепе приводит к сдавливанию жизненно важных структур мозга. В этом случае последствием ушиба могут быть неврологические нарушения различной степени тяжести и локализации, сильная головная боль, сопровождаемая тошнотой и рвотой, и даже летальный исход.

Первая помощь при ушибе ногОдним из последствий ушиба, хотя и довольно редким, может быть обызвествление гематомы. В этом случае в мягких тканях остается уплотнение, которое при движении может быть причиной довольно значительной болезненности. В некоторых случаях отдаленным последствием ушиба мягких тканей молочной железы у женщин или яичка у мужчин может стать развитие злокачественной опухоли этих органов.

Серьезным последствием ушиба является нарушение целостности крупного сосуда. В этом случае возможно значительное кровоизлияние и даже внутреннее кровотечение, возможно образование тромба с последующим тяжелым осложнением – тромбоэмболией, когда кровяной сгусток с движением крови попадает сосуд меньшего диаметра и перекрывает его. Тромбоэмболия может привести к инфаркту, инсульту, некрозу внутреннего органа, и летальному исходу.

Также значительную опасность представляют последствия ушибов внутренних органов, например, ушиб сердца, ушиб почек, печени, селезенки. В этом случае возможны различные их повреждения, нарушения их функций, несущие опасность для жизни.

Учитывая все вышеизложенное, не стоит недооценивать ушибы, особенно серьезные.

Помощь при ушибах

Все знают, как оказывать помощь при ушибах, но не все знают, как оказывать помощь при ушибах правильно. Первая помощь при ушибе состоит в том, чтобы осмотреть поврежденное место, если это конечность, то проверить ее функции (сгибание-разгибание, другие движения). Если имеются только симптомы ушиба, а не более серьезного повреждения, необходимо приложить к травмированному участку холод. Это вызывает спазм сосудов микроциркуляторного русла и способствует остановке внутреннего кровоизлияния.

Читайте также:  Ушибы внутренних органов чем лечить

Обезболивающие препараты лучше не применять, чтобы не пропустить ухудшение состояния, в случае присоединившихся осложнений. Однако если есть уверенность, что ушиб не повредил внутренние органы, можно дать обезболивающий препарат, за исключением аспирина (ацетилсалициловая кислота). Аспирин для лечения ушибов применять не нужно, так как он способствует усилению кровотечения.

Если произошел сильный ушиб головы с потерей сознания, сильный ушиб поясницы, живота или грудной клетки, помимо прикладывания холодного компресса, пострадавшего необходимо уложить и вызвать скорую помощь, или своими силами доставить в травмпункт, стараясь по возможности обездвижить ушибленное место и соблюдать покой.

Нужно помнить, что холод эффективен лишь в течение первых тридцати минут. Затем необходимо помощь при ушибе состоит в предоставлении покоя ушибленному месту. Спустя двое суток после ушиба требуется мягкое тепло на поврежденную область. Прикладывание теплого компресса в этот период обеспечивает приток крови к месту ушиба, что ускоряет рассасывание гематомы без риска возобновления кровотечения.

Лечение ушибов

Лечение ушиба лечебным пластыремЛечение ушибов требуется тогда, когда произошел ушиб значительной силы. Ушибы головы, живота, поясницы и грудной клетки требуют госпитализации в хирургическое отделение, где после проведения соответствующей диагностики принимается решение о дальнейшем лечении ушиба. В тяжелых случаях проводится хирургическое лечение ушиба. Доступ к поврежденному месту осуществляется либо эндоскопическим способом, либо открытым, ушиваются разрывы крупных сосудов, разрывы паренхиматозных органов, удаляется излившаяся кровь. Затем рану дренируют. Параллельно назначаются противовоспалительные и обезболивающие средства.

Лечение ушиба в стадии регенерации состоит в применении средств физиотерапии с целью ускорения рассасывания гематомы и скорейшего восстановления поврежденных тканей.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Читайте также:  Когда пройдет ушиб у котенка

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Читайте также:  Как понять ушиб или трещина на пальце ноги

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник