Ушиб у ребенка рвота

Ушиб у ребенка рвота thumbnail
Поделиться с друзьями

1049 просмотров

29 мая 2020

Сегодня утром ребенок упал, поднее его вырвало, потом ещк и еще, в больнице по рентгену только ушиб, его снова стало рвать, сделали кт, сотрясения нет, но домв ребенка постоянно рвет двже от регидрона. Что нам делатт? Сейчас спит слабый, может это из за слабости, низкого давления так как е чего не ел? Может ли быть рвота без сотрясения?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация нейрохирурга по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Офтальмолог, Окулист

Здравствуйте.

Сколько лет ребёнку? Как именно упал?

Анастасия, 29 мая 2020

Клиент

Вера, 2.5 на бок головы с дивпна на плитку кухни

Невролог

Здравствуйте. Какой возраст малыша? Как упал , подробнее расскажите, какой частью головы ударился? имеется ли синяк, припухлость. Какая температура?

Анастасия, 29 мая 2020

Клиент

Яна, боком головы 2.5 года, есть синяк сбоку глаза и щеки

Анастасия, 29 мая 2020

Клиент

Яна, темп норм, даже холодный, ослаб((( вся еда вышла

Невролог

Анастасия, скажите пожалуйста, в этот момент Вы были рядом, не было ли кратковременного отключения сознания, буквально на 20-30 секунд?

Невролог

Сотрясение головного мозга не ставится на основании КТ, так как изменения не возможно уловить на снимках при сотрясении, изменения идут на молекулярном уровне, они не обширны. И у маленьких деток даже может и не быть потери сознания. То что после травмы рвота сохраняется – это все же дает основания думать о сотрясении головного мозга. Через 2-3 симптомы регрессируют, не переживайте.

Продолжайте давать регидрон и обычную водичку.

Невролог

Пристально следите за динамикой состояния, не будет ли угнетения сознания, странностей. Если подозрения возникнут то лучше не рисковать и вызвать скорую помощь и госпитализироваться. КТ не самый объективный метод в данном случае.

Анастасия, 30 мая 2020

Клиент

Ортопед, Травматолог

Сотрясение головного мозга по рентгенографии даже по КТ не определяется. Эти исследования исключают переломы костей черепа, внутричерепные гематомы и другие серьезные осложнения ушиба.

Сотрясение головного мозга – выставляется на основании клинической картины, то есть тех симптомов, которые Вы наблюдаете. Судя по всему, сотрясение таки есть и даже не первой, а второй степени.

Ребенка нужно госпитализировать в нейрохирургическое, а при невозможности, в детское неврологическое отделение. Он нуждается в интенсивной терапии. Рвота вызвана отеком мозга после его сотрясения.

Вызывайте скорую, все расскажите, покажите заключение КТ и настаивайте на госпитализации в детскую неврологию. Это нужно сделать сейчас. Завтра нельзя. Опасно для жизни. При критическом нарастании отека мозга не исключен летальный исход.

Я не пугаю. Это совершенно объективно.

Анастасия, 29 мая 2020

Клиент

Константин, нас отказались госпитализировать, тк по всем внешним признакам и активности ребенка отека говорят нет, наблюдать еще завтра, если завтра рвота не прекратится, ехать в больницу, Ваше мнение? Ребенок в меру активен, ходил в больнице, активничал, говорит голова не болит итд, рвота осталась, но интервалы увеличились после приема воды, еду дадим завтра после церукала, сегодня ночью будем давать по чуть чуть воду, как Вы считаете, мы правы?

Ортопед, Травматолог

Отек мозга после ЗЧМТ развивается постепенно, достигая пика на 2-3 день. Сразу после травмы симптомов сотрясения может, вообще, не быть. Мнение такое:

1. Сотрясение мозга точно есть и не самой легкой степени.

2. Даже если симптомы пошли на убыль ребенок нуждается в интенсивной терапии для минимизации последствий этого сотрясения. Ну, Вы же не хотите, чтобы чрез полгода у него вдруг началась эпилепсия или развился синдром ликворной гипертензии, или другие осложнения?

3. Сотрясение головного мозга лечится стационарно первые 10-14 дней. Потом еще дома до месяца или более длительно принимают лечение. Даже это не гарантирует отсутствие отдаленных последствий.

4. Может ли все закончиться хорошо без всякого лечения? Да, может. Вероятность этого неизвестна. Наше “авось” не редко помогает. Хотите рискнуть?

Невролог

По КТ не определяется, есть сотрясение или нет. Цель обследования – исключить наличие внутричерепных кровоизлияний.

Особенность черепно-мозговых травм, тем более у детей, что они могут происходить без нарушения сознания; в то время как рвота – может быть признаком ЧМТ.

Вас нейрохирург видел? Посмотрите на состояние ребенка, возможно необходима повторная очная консультация.

Если говорить чисто по человечески – ребенка в машину и в больницу. Ни одна консультация по интернету не заменит очного осмотра, а это дети.

Окулист, Офтальмолог

Здравствуйте.

1) Действительно, учитывая возраст ребенка и описанные Вами симптомы, не исключено, что у ребенка сотрясение головного мозга. КТ отличный метод диагностики, но он помогает исключить образования , гематомы, переломы костей черепа. Но диагноз ЧМТ, сотрсение ГМ модно поставить клинически, на основании симптомов.

Читайте также:  Витафон инструкция по применению при ушибах

2) Есть ли повышение температуры тела? Нет ли судорог? Нет ли признаков кишечной инфекции? В Вашем случае, это та ситуация, которая требует срочного повторного очного осмотра ребенка неврологом, нейрохирургом.

Невролог

Здравствуйте,не исключаются проявления сотрясения головного мозга,возможна неукротимая рвота,сильная слабость,сонливость,а по КТ может не быть никаких изменений,вам лучше вызвать скорую помощь,у ребенка уже обезвоживание, слабость может быть из-за этого

Хирург

Здравствуйте, по КТ исключили и рентгену наличие переломов и гематом и крупных образований головного мозга. А вот по клиническим проявлениям все таки сотрясение есть. То что была многократная рвота говорит о том что нужна госпитализация. Вызовите скорую помощь и не тяните время. Лучше несколько дней побыть под наблюдением , чем другой результат. Будьте здоровы!

Педиатр

Здравствуйте обязательно нужна госпитадизация

Кт лишь целостность костей смотрит

По клинике сотрясение головного мозга

Нужно уколоть Церукал внутримышечно

Педиатр, Терапевт

Здравствуйте. Рекомендую ГЛИЦИН, таблетку растереть между 2-мя ложками в порошок, добавить воды до состояния кашицы и чистым маминым пальцем нанести на десну и аккуратно помассировать в течение 1 минуты. Препарат способствует сохранению нейронов мозга, за счет укрепления мембран. Решать вопрос с госпитализацией, если сохраниться рвота

С уважением. Здоровья и удачи.

Невролог

Сотрясение головного мозга ставится по факту травмы , жалобам и клиники. Судя по вашему описанию, у ребенка есть сотрясение головного мозга. Хорошо, что на рентгене, КТ нет патологии, если бы была,это уже был бы ушиб мозга.Что гораздо тяжелее.

А сейчас хорошо, что ребёнок спит. Главное, что ему сейчас надо, это покой, тишина, притемнённый свет. Сотрясение лечится постельным режимом.Можно дать таб.глицина под язык- 3 раза. При прекращении рвоты дайте сироп пантогама 5,0 мл- 3 раза 1 мес.В течении месяца воздержитесь от шумных,подвижных игр.Если после сна будет продолжатся рвота, повторно обратитесь в больницу, на очный осмотр.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовал 1 человек,

средняя оценка 5

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою онлайн консультацию врача.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Ребенок растет, постепенно развивается и в это время бесстрашно познает мир. Он набивает шишки и учится на своих ошибках. К сожалению, многие из таких промахов далеко не безобидны. Только в 2016 году травмы и ожоги получили более 2,5 млн детей до 14 лет по всей России [1] . К числу опасных относятся в том числе и тяжелые повреждения головы: черепно-мозговая травма по частоте возникновения занимает среди этих случаев первое место и составляет 30-40% от общего количества [2] . ЧМТ влияют на здоровье ребенка, ухудшают его развитие и нередко приводят к инвалидности.

Причины, виды и специфика ЧМТ у ребенка

Черепно-мозговая травма – не совсем исчерпывающее название. Объективнее звучит определение на английском – injury, или повреждение головы. Сюда относится много разных травм, которые не обязательно сопровождаются переломами черепа.

  • Травмы могут быть закрытыми и открытыми (с нарушением целостности мягких тканей головы). При наличии перелома можно выделить повреждение костей свода и перелом основания черепа.
  • По тяжести черепно-мозговые травмы могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми. Тяжесть состояния у детей сложно определить сразу после травмы, ведь оно может ухудшаться.
  • По типу повреждения мозга (от легкого к более опасному) выделяют сотрясение, ушиб и сдавление мозга.

Основными причинами ЧМТ у детей являются:

  • падения;
  • дорожно-транспортные происшествия;
  • удары по голове (или удары головой);
  • нападения (криминальные травмы) и другие.

Для каждого возраста характерны свои причины нейротравмы. По данным Центра контроля и предотвращения заболеваний (США) [3] , до четырех лет основной причиной являются падения, с пяти до 14 лет среди причин появляются еще и удары по голове и ДТП, а дети старше 15 лет получают травмы головы одинаково часто при ДТП, падениях и в результате криминальных причин.

Согласно данным ВОЗ [4] , Россия лидирует среди стран Европы и СНГ по уровню смертности детей от дорожно-транспортного травматизма. Из всех несмертельных повреждений, получаемых в ДТП детьми, 43% приходится на травмы головы.

Признаки травмы головы у детей

Симптомы ЧМТ у ребенка быстро проходят. Кроме того, детям труднее описать свое состояние. Поэтому определить истинную картину только по внешним признакам может быть сложно. Однако можно выделить следующие особенности проявления ЧМТ у детей разного возраста:

Читайте также:  Фото при ушибе почке

Младенец (дети до года-двух лет)

Один из признаков ЧМТ у грудного ребенка – это постоянный крик, плач малыша либо, наоборот, вялость, отсутствие реакции, сонливость. Вместо такого симптома ЧМТ, как тошнота, могут быть частые срыгивания. Возможно резкое повышение температуры.

Малыши и дошкольники (с двух-трех до шести лет)

У детей дошкольного возраста нередко происходит потеря памяти после травмы. Потеря сознания не всегда заметна (она может быть всего на несколько секунд), ребенок после ЧМТ заторможен, не реагирует на слова и раздражители, речь становится бессвязной. Также дети нередко жалуются на головную боль, тошноту и рвоту.

Школьники (с шести лет и старше)

Черепно-мозговая травма у детей в этом возрасте чаще сопровождается теми же симптомами, что и у взрослых. Наиболее частые признаки травмы головы у ребенка:

  • Нарушение или отсутствие сознания – от нескольких минут в легких случаях до нескольких дней или недель при тяжелой ЧМТ. Для оценки сознания используется педиатрическая шкала комы Глазго.
  • Головная боль, головокружение.
  • Потеря памяти.
  • Тошнота и рвота.

Реже встречаются очаговые симптомы, их появление говорит о более тяжелом состоянии:

  • Напряжение мышц или судороги.
  • Зрачки отличаются по размеру между собой (или не реагируют на свет).
  • Нарушение дыхания, пульс ускоряется или замедляется.
  • Нарушение глотания.
  • Повышение температуры.

Признаки перелома основания черепа:

  • Выделения прозрачной желтоватой жидкости (может быть с примесью крови) из носа или ушей.
  • Кровоподтеки за ушами или в форме очков (вокруг глаз).

Первая помощь ребенку при ЧМТ

Самое главное при черепно-мозговой травме – как можно быстрее доставить ребенка в специализированный стационар (рекомендуется сделать это в течение часа). По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, более половины детей, поздно поступивших в больницу, имеют различные осложнения [5] . Поэтому первое, что нужно сделать, – вызвать скорую медицинскую помощь.

Это важно!

В Москве телефонный номер для вызова скорой помощи – 103, он также работает для всех мобильных операторов. При необходимости можно попросить переключить на справочную, где врач расскажет, что нужно сделать. Для вызова с мобильных телефонов используется и номер Единой службы спасения – 112. Звонок по нему доступен даже при заблокированной SIM-карте.

Что нужно сделать до приезда скорой?

  • Нет пульса, ребенок не дышит – необходимо проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
  • Ребенок без сознания – нужно очистить дыхательные пути, уложить голову на бок.
  • Лучшее положение – лежа, даже если пострадавший хорошо себя чувствует. Сидящий ребенок может упасть, если его состояние резко ухудшится. Головной конец лучше приподнять. Не нужно без необходимости перемещать ребенка, нельзя оставлять его без присмотра.
  • Если на голове есть рана, аккуратно наложите стерильную повязку. Если в ране находятся отломки кости, инородные предметы или осколки, ни в коем случае не трогайте их! В этой ситуации повязку накладывают вкруговую, обходя инородные тела.
  • Приложить холод. В домашних условиях это может быть, например, упаковка замороженного горошка или лед, насыпанный в пластиковый пакет. Источник холода заворачивают в полотенце, чтобы предотвратить обморожение, и после этого прикладывают к месту травмы.

Диагностика черепно-мозговых травм у детей

Стандартным исследованием является рентген черепа – краниография – в прямой и боковой проекциях. С помощью рентгенографии легко выявить наличие переломов, так как кости черепа на снимках хорошо просматриваются.

При ЧМТ оптимально использовать компьютерную томографию (КТ). Она позволяет быстро оценить состояние мозга, определить наличие повреждений, внутричерепных кровоизлияний, их расположение. Это важно для выбора метода лечения.

Для более точной оценки состояния мозга используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ лучше выявляет ушибы мозга и определяет участки ишемии. Метод также полезен для диагностики диффузного аксонального повреждения.

Если нет возможности провести КТ или МРТ, то для детей до года можно использовать нейросонографию – ультразвуковое исследование головного мозга. С помощью УЗИ можно увидеть очаги кровоизлияний и другие внутричерепные повреждения.

Лечение

Независимо от вида травмы лечение ЧМТ у детей следующее.

  • Строгий постельный режим . Длительность зависит от степени тяжести: от одного-трех дней при легком сотрясении и до нескольких недель. При улучшении состояния врач разрешает сначала садиться в постели, а затем и вставать, но под присмотром специалистов.
  • Охлаждение. Используют для уменьшения кровоизлияния и отека мозга, снижения интенсивности головной боли. Применяют пакеты со льдом или специальные приспособления. Через каждые два-три часа необходимо делать перерыв.
  • Прием успокоительных и снотворных препаратов. Позволяют создать условия покоя для поврежденного органа (мозга), продлить естественный сон.
  • Прием антигистаминных препаратов.
Читайте также:  Как долго проходит ушиб мизинца ноги

Назначение остальных средств зависит от клинической ситуации:

  • Для уменьшения отека мозга применяют мочегонные средства.
  • С целью снижения давления ликвора проводят разгрузочные спинномозговые пункции.
  • Для защиты нейронов используют препараты, улучшающие микроциркуляцию, уменьшающие потребность мозга в кислороде.
  • При повышении температуры – противовоспалительные средства.
  • Антиагреганты и антикоагулянты – для профилактики тромбозов.
  • При судорогах назначают противоэпилептические препараты.

При тяжелых ушибах, сдавлении мозга может потребоваться нейрохирургическая операция.

Последствия и осложнения в детском возрасте

Тяжелые ЧМТ у детей не обходятся без последствий. Их проявления заключаются в нарушении тех или иных функций организма и зависят от того, какой именно участок мозга поражен. Наиболее опасны проблемы с дыханием или глотанием. В этом случае показано реанимационное лечение: ребенок подключается к аппарату искусственного дыхания, а питательные вещества получает внутривенно или через зонд. Но и применение таких мер может оказаться безрезультатным, тогда исход будет летальным.

Менее тяжелые последствия заключаются в нарушении двигательных или когнитивных функций. Бывают случаи, когда ребенок перестает говорить, снижаются его интеллектуальные способности. Здесь большую роль играют реабилитационные мероприятия.

Возможно и такое, что спутником ребенка, перенесшего тяжелую ЧМТ, надолго станет такой диагноз, как посттравматическая энцефалопатия. Ее проявления зависят от тяжести заболевания: оно может привести как к проблемам со сном, так и к судорогам, психозам, снижению интеллекта. Высока вероятность развития эпилепсии. Тогда ребенку придется пожизненно проходить противосудорожную терапию.

Некоторые последствия черепно-мозговых травм могут быть отсроченными. Так, развитие лобных долей головного мозга длится до 16 лет. При травме, полученной в совсем раннем возрасте, ее осложнения могут проявиться через достаточно большой срок. Это касается, в частности, проблем с мелкой моторикой и функциями речи.

Какими бы ни были последствия ЧМТ, от дальнейшего наблюдения у невролога отказываться нельзя. Перед врачом стоит задача контролировать процесс развития ребенка, чтобы вовремя заподозрить отклонение от нормы и подобрать методы коррекции.

Особенности реабилитации детей после ЧМТ

Оптимально начинать курс реабилитации уже с первого месяца после травмы. В реабилитационном процессе можно условно выделить три этапа.

  • Первый этап происходит одновременно с процессом лечения. Задача – максимально сохранить здоровье мозга, чтобы дальнейшее восстановление было успешным.
  • Второй этап направлен на реабилитацию утраченных функций ребенка.
  • Третий этап необходим для перехода и приспособления к повседневной жизни. Он направлен на дальнейшую адаптацию к учебе, общению со сверстниками и самообслуживанию.

Восстановление после ЧМТ у детей часто совмещается с обучением, закреплением новых навыков, с физическим и психическим развитием ребенка.

Какие применяются методы реабилитации после травмы головы у детей?

Нейропсихологическая реабилитация. Подразумевает работу с нейропсихологом. В занятия входит работа по восстановлению памяти, контроля над эмоциями и поступками, по повышению концентрации внимания.

Психотерапия может потребоваться даже при легких травмах головы. Психотерапевт работает со страхами, тревожностью, которые часто сопровождают травму, помогает корректировать другие психические нарушения. Для работы с детьми используется игровая и арт-терапия, музыкотерапия. Занятия в группах позволяют налаживать коммуникативные навыки.

Логопедическая реабилитация. Занятия с логопедом актуальны при нарушениях речи. В качестве вспомогательных методик может выступать специальная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, работа над растормаживанием речи.

Акватерапия . Нахождение в воде облегчает движения, успокаивает, снимает напряжение. Использование различных механизмов, емкостей, игрушек помогает в развитии тактильной чувствительности и тонкой моторики.

Бобат-терапия . Суть метода – в формировании новых нейронных связей взамен утраченных. Пациент с помощью терапевта много раз повторяет движение, максимально близкое к нормальному. Движение запоминается благодаря вновь образованным нейронным связям. У метода существуют противопоказания. К их числу относится эпилепсия, шизофрения или судорожная готовность.

PNF-терапия . Идея данного метода в том, что у каждого человека есть нереализованный потенциал движений. Терапевт стимулирует проприоцепцию (через «датчики», информирующие мозг о положении тела), чтобы получить ответ от нервной системы в виде адекватной работы мышц.

Экзарта. Это система подвесов, которая позволяет прицельно работать с каждой отдельной мышцей. Экзарту применяют при любой патологии, чтобы снизить боль, улучшить контроль движения, повысить выносливость.

Нейропсихологическая реабилитация требует немало времени и сил. Однако, если реабилитационные программы своевременно начинать и проводить в полной мере, у детей они дают замечательный результат. Современные методики помогают детям восстанавливаться даже после тяжелых черепно-мозговых травм и жить полноценно.

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Мнение редакции

Для ре­а­би­ли­та­ции пос­ле травм де­тям тре­бу­ет­ся не толь­ко по­мощь вра­чей, но и вни­ма­ние ро­ди­те­лей. Бе­се­ды с ре­бен­ком по­мо­гут ему вос­ста­но­вить эмо­ци­о­наль­ный фон, а ло­го­пе­ди­чес­кие иг­ры и за­ня­тия мо­гут про­во­дить ма­мы и па­пы. Ле­чеб­ной физ­куль­ту­рой то­же мож­но за­ни­мать­ся всей семь­ей. Это по­зво­лит ре­бен­ку чувст­во­вать се­бя ком­форт­нее, а про­цесс вос­ста­нов­ле­ния при этом мо­жет толь­ко уско­рить­ся.

Источник