Ушибы при авариях на

Ушибы при авариях на thumbnail
Поделиться с друзьями

Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий, с каждым годом число происшествий продолжает расти. А соответственно, количество пострадавших в авариях также увеличивается. Следует знать, что причинами аварий могут быть тысячи случайных или внезапных факторов. Также и для пассажиров последствием в ДТП могут стать разнообразные травмы опорно-двигательного аппарата. Как известно, большая часть населения не соотносит себя с возможностью попадания в число пострадавших от всевозможных автокатастроф. Однако, участниками несчастного случая могут стать не только автомобилисты, но и люди, которые передвигаются на общественном транспорте или просто переходят улицу.

В случае ДТП можно вызвать реанимационную бригаду Юсуповской больницы. Высококвалифицированные врачи окажут необходимую помощь и, при необходимости, срочную транспортировку в реанимацию.

Травмы после ДТП

Травмы при аварии

Высокая степень смертности и травматизма в результате автокатастроф остаётся признанным фактом во всём мире. Травмами средней тяжести при ДТП считают такие повреждения тканей, для которых характерно нарушение их целостности и функционирования. Виды травм при ДТП могут быть очень разнообразными и варьироваться от легких ушибов до серьёзных переломов или разрывов внутренних органов. Если после ДТП болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Согласно статистике, большая часть травм происходит с опорно-двигательной системой. Современная медицина объединяет их в большую группу под названием травмирование конечностей.

К возможным видам повреждений нижних конечностей относят переломы бедренной кости и вывихи бедренной кости. Для вывихов характерно выпрямленное или согнутое положение бедра с неестественным отведением его в сторону. Попытки совершить любое движение приводят к мучительным болям. При такой симптоматике первым делом необходимо провести обезболивание, затем перенести и транспортировать в больницу человека, который пострадал, на носилках и на спине. Ногу следует оставить в вывихнутом и отведенном положении. Её можно для этого обложить подушками или одеждой. Для переломов бедренной кости характерны повреждения в верхней части нижней конечности. Эти травмы также являются очень тяжелыми и требуют немедленного обезболивания и госпитализации. В случае перелома бедра травмированную ногу следует обязательно уложить в правильное положение и сразу же наложить шину.

Верхние конечности также довольно часто подвергаются травмированию. Чаще всего встречаются ушибы или переломы кистей, а затем идут всевозможные переломы рук.

Травма позвоночника при аварии

Травмы, связанные с позвоночником, являются самыми тяжелыми в плане лечения и всевозможных осложнений. Например, осложнением от переломов позвоночника может стать онемение ног или рук, вплоть до паралича. Самым незащищенным отделом позвоночника является шейный отдел. В результате резкого торможения или резких ударов могут образоваться вывихи или перелом шейных позвонков при ДТП. Уточнить такой диагноз можно только с помощью рентгенографии в Юсуповской больнице. Травма шеи при ДТП является довольно частым событием. Очень важно в такой ситуации осторожно переложить потерпевшего человека на носилки, следить, чтобы шея и голова находились на одном уровне. Перелом шейных позвонков при ДТП последствия может иметь очень плохие для пострадавшего, поэтому первую помощь нужно оказать как можно скорее.

При травмах поясничного и грудного отделов также нужно следить, чтобы не произошли прогибы в спине во время транспортировки пострадавшего в больницу.

При перевороте машины или просто при оказании сильного давления с различных сторон на кости таза они подвержены переломам. Самым опасным является повреждение сочленения позвоночника и таза, оно может вызвать очень сильное внутреннее кровотечение. Как правило, признаками переломов таза считают его деформацию и наружные кровоизлияния. Также повреждения таза могут сопровождаться разрывами мочевого пузыря, почек, сосудов. В такой ситуации пострадавшему необходимы жесткие и не прогибающиеся носилки, а также правильное положение при госпитализации. Пострадавший должен лежать на спине, ноги следует согнуть в коленях и тазобедренных суставах.

Открытые переломы являются характерными травмами при ДТП и одними из тяжелейших травм, которые вообще могут быть при ДТП. От таких травм развивается очень сильный травматический шок, который необходимо в срочном порядке преодолевать обезболивающими. Врачи накладывают на открытые раны стерильные повязки и жгуты для остановки кровотечений, а после этого накладывают шины. Во время перекладывания на носилки кровотечение обычно всегда усиливается. При таких тяжелых травмах после ДТП пациента доставляют сразу в реанимацию. В случае отрывов конечностей принцип оказания первой помощи такой же, а оторванную конечность реанимационная бригада доставляет в реанимацию вместе с пострадавшим.

Травмы после аварии грудной клетки могут быть различные. К ним относят переломы ребер и ушибы. Симптомами переломов являются:

  • резкие боли в груди;
  • внешние деформации;
  • боли при вдыхании и выдыхании;
  • удушье;
  • кровохаркание.

Тяжелыми осложнениями после травм при аварии на мотоцикле считаются следующие ушибы грудной клетки:

  • пневмоторакс закрытый;
  • повреждение обломками ребер легких;
  • гемоторакс;
  • пневмоторакс открытый.

Восстановление после ДТП

Как показывает современная научная практика, ДТП происходят за считанные секунды. Следовательно, сгруппироваться, чтобы как-то обезопасить себя, практически не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Уменьшить степень травматизма могут обычные пристегнутые ремни, так как они сокращают риск травматизма в два раза. Также пристегивание ремней влияет и на степень тяжести полученных травм. Перенесенные травмы могут значительно ухудшить дальнейшее качество жизни. Травмы водителя при ДТП, как правило, самые значительные, поэтому очень важно, садясь за руль, пристёгивать ремень безопасности.

Если после аварии болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как полученные травмы при ДТП могут послужить началом серьёзных заболеваний. В клинике реабилитации работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут пройти восстановительный этап после ДТП максимально быстро и комфортно для пациента. Записаться на приём к специалисту можно круглосуточно по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, но чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.

Статистика

Но вначале немного статистики. Все ДТП можно разделить по видам:

  1. Столкновение ТС друг с другом.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезд одного ТС на неподвижный другой.
  4. Наезд на пешехода, велосипедиста, животных.
  5. Наезд автомобиля на статичное препятствие.
  6. Падение транспортного средства с высоты.
  7. Прочие дорожно-транспортные инциденты.

Основными причинами, наносящими травму человеку, можно назвать:

  • переезд (или наезд);
  • сжатие (сдавливание, деформация);
  • удар;
  • проникновение чужеродных предметов (осколков) в организм человека.

При этом травму может нанести не только сам автомобиль, но и элементы дороги или придорожные конструкции.

Например, широко известен случай, когда пассажир на скорости в 120 километров в час ехал с вытянутой в открытое окно рукой, а близко стоящий к проезжему полотну дорожный знак практически оторвал руку пассажира, когда протянутая рука на большой скорости столкнулась с этим знаком.

Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, по чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.

Самыми тяжелыми при ДТП являются повреждения, полученные при ударе об:

  • дверь;
  • руль;
  • лобовое стекло транспортного средства при лобовом столкновении.

Согласно статистике ДТП, при анализе травм, явившихся причинами смертельного исхода, сотрудники судебной медицины выяснили, что:

  • более 52% повреждений, приведших к смерти пострадавшего от аварии, получены в результате деформации кузова автомобиля;
  • около 40% — от удара пострадавшего о внутренние части салона.
Читайте также:  После ушиба стопы чем лечить боль

Кроме скорости ТС, на тяжесть и характер травмы может повлиять форма столкновения:

  • по касательной;
  • боковое столкновение;
  • лобовое;
  • марка и масса транспортного средства;
  • наличие или отсутствие подушек и ремней безопасности.

Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности в тяжелых авариях с лобовым столкновением, особенно на большой скорости, количество травматических повреждений, несовместимых с жизнью, зарегистрировано в три раза меньше, чем без ремня безопасности.

Среди участников аварии, не использующих страховочные ремни, ранения по статистике получают около 46 процентов, а гибнут 3 процента участников ДТП.

Картина с использованием ремня совершенно другая – девятнадцать процентов травмированных и около одного процента смертельных исходов из общего числа попавших в аварию.

Самыми многочисленными и особенно опасными являются:

  • раны шеи;
  • головы, в том числе – тяжелые сотрясения мозга;
  • груди;
  • ребер;
  • органов грудной клетки;
  • брюшной полости;
  • травмы позвоночника.

Среди основных причин смерти пострадавших при аварии статистика называет:

  • сочетание острого обильного кровотечения и шока;
  • черепно-мозговая травма;
  • повреждения, не совместимые с жизнью.

Кроме тяжелых травм, нередко причиной смертельного исходя становятся:

  • временной фактор (правило «золотого часа»);
  • невысокий уровень подготовки сотрудников полиции, а также водителей, порой не умеющих и не понимающих, как оказать первую помощь пострадавшему.

Что представляет собой повреждение от дорожно-транспортного происшествия? Это повреждение, причиненное внутренними или наружными элементами движущегося ТС, либо травма, возникшая при выпадении и автомобиля.

Есть несколько видов автотравм:

  • удар любым элементом конструкции ТС при столкновении с человеком;
  • переезд пострадавшего одним или несколькими колесами;
  • выпадение из ТС при движении;
  • удар о внутреннюю поверхность автомобиля или сдавливание частей тела частями машины в салоне;
  • сдавливание (зажатие) тела между элементами ТС и посторонними предметами;
  • комбинированные.

По результатам исследований статистика травматизма при авариях показывает, что различные части тела травмируются по-разному:

  • чаще всего пострадавшие получают различные травмы головы (около 60% случаев);
  • следующими по частоте повреждений идут переломы или ушибы ног (примерно 10%);
  • третьими названы травмы рук (каждая двенадцатая).

Основные причины получения тяжелого вреда здоровью и летальных исходов названы удары о:

  • приборную панель;
  • ветровое стекло;
  • рулевую колонку.

Тяжесть повреждения зачастую зависит от месторасположения пострадавшего в салоне – чем больше рядом конструктивных элементов, о которые человек может удариться, тем большая вероятность получить повреждение, поэтому самыми травмоопасными в автомобиле являются передние места.

Какие травмы можно получить при аварии

Одной из самых распространенных во время аварии травм являются:

  • переломы;
  • ушибы;
  • другие повреждения костей.

Намного реже происходят:

  • вывихи конечностей;
  • мышечные травмы;
  • часто переломам сопутствуют кровотечения, при этом при существенной потере крови резко падает артериальное давление, и, если пострадавшему не будет быстро оказана первая медицинская помощь, он может погибнуть от потери крови;
  • случается остановка сердца во время резкого удара грудной клеткой о твердую поверхность, например, о руль, при отсутствии подушки или ремней безопасности.

Опасными можно назвать колотые раны в области плевральной полости, особенно когда воздух при вдыхании пострадавшего начинает поступать через рану в саму полость.

Рисунок. Виды травм у пострадавших при различных видах столкновений ТС.

Таблица степени тяжести травм при ДТП

Вред здоровью подразделяется на:

  • легкий;
  • средний;
  • тяжелый;
  • летальный исход.

Любой вред здоровью определяется в соответствии с отдаленными его последствиями: чем тяжелее они, тем более сложный вред здоровью определяется и более суровое наказание ждет виновного в происшествии.

Таблица. Последствия тяжести травм в зависимости от степени тяжести вреда здоровью

 Квалификация степени тяжести вреда здоровью Признаки  Последствия
 Тяжкий  1.Опасность для жизни.
2.Тяжкие
последствия.
Полная слепота.
Полная глухота.
Полная немота.
Потеря органа или стойкое нарушение его работы.
Общие тяжелые патологические состояния.
Утрата способности к деторождению.
Обезображивание лица.
 Средней тяжести1.Нет опасности для жизни
2.Хороший прогноз к восстановлению здоровья более, чем на 70% 
Продолжительное (более 21 дня) расстройство здоровья.

Утрата трудоспособности не более, чем на 30%.

 Легкий Прогноз к полному восстановлению более, чем на 95%Непродолжительное расстройство здоровья (менее 21 дня)
Утрата трудоспособности не более пяти процентов

Первая помощь

Промедление при оказании первой помощи пострадавшим нередко приводит к смерти раненого. Первую медицинскую помощь при любой аварии подразделяют на самопомощь и взаимопомощь.

Существует три примерных организационных этапа оказания помощи при аварии, которую смогут оказать водители, пассажиры, очевидцы происшествия:

  • • экстренная помощь на месте аварии (извлечение пострадавшего из автомобиля и неотложная помощь при угрозе жизни);
  • вызов скорой помощи;
  • транспортировка всех пострадавших в медучреждение.

Для минимизации физического вреда при травмах рекомендуется следующий алгоритм действий:

  1. Прекратить дальнейшее травмирующее воздействие на пострадавшего (оттащить от горящей машины, по возможности вытащить из обломков и т.п.).
  2. До прибытия скорой помощи поддерживать у раненого жизненно важные функции организма (сердцебиение, дыхание).
  3. Встретить машину скорой помощи, передать медикам пострадавшего.
  4. Если медпомощь задерживается и есть возможность эвакуировать потерпевшего самостоятельно – произвести транспортировку.

В критических ситуациях не все могут сосредоточиться и трезво реагировать на произошедшее, не паниковать, не делать неверных шагов.

Последовательность оказания первой помощи следующая:

  • остановить кровотечение;
  • установить – дышит ли пострадавший самостоятельно, если дыхание отсутствует – делать искусственной или до появления признаков жизни у раненого, или до приезда реанимобиля;
  • пощупать пульс, при его отсутствии – проводить непрямой массаж сердца до приезда медиков;
  • при переломах – наложить шину или хотя бы зафиксировать пострадавшую конечность подручными материалами;
  • обработать раны, наложить повязку.

При проведении неотложных мероприятий стараться, по возможности, не причинять раненому излишней боли.

Как составить исковое заявление для возмещения ущерба

Возмещение ущерба здоровью пострадавшего включает:

  • утраченную на время нетрудоспособности заработную плату или иной доход;
  • затраты на лечение (сюда включаются дополнительное питание, лекарственные препараты, другие средства ухода за раненым);
  • расходы на сиделок, протезирование, лечение в санатории;
  • затраты на профессиональное переобучение.

Причиненный дорожно-транспортным происшествием вред здоровью компенсируется только в судебном порядке.

Для инициации процесса необходимо подать иск о возмещении вреда здоровью и приложить к нему копии документов, которые подтверждают факты, изложенные в исковом заявлении.

Компенсацию вреда здоровью выплачивает лицо, признанное виновным в ДТП, причем, по правилам подсудности, иск рассматривает тот районный суд, который выберет заявитель.

Здесь есть три варианта:

  • по месту жительства истца;
  • по месту проживания ответчика;
  • по месту происшествия.

Рисунок 2. Образец искового заявления по возмещению вреда здоровью.

Порядок оплаты травм

Ответственными за причиненный вред при ДТП считаются страховая компания виновника аварии и сам водитель, по вине которого произошла авария.

Раньше, до апреля 2015 года, пострадавший должен был собирать чеки, документы, подтверждающие затраты на восстановление, а страховую премию можно было получить после полного излечения.

Читайте также:  Ушиб сдавление спинного мозга

Важный нюанс: если в аварию попал автомобиль организации или предприятия при выполнении производственных обязанностей, то будет считаться, что пострадавший водитель получил производственную травму.

В таких случаях пострадавший работник имеет право дополнительно подать иск по производственной травме в результате ДТП в адрес работодателя. Но рассчитывать на какие-либо льготы после производственной травмы, если ущерб здоровью восстановлен полностью, он не может.

Если виновная сторона в ДТП получила травмы, но имеется страховка по ОСАГО, не будет доказательств, что виновник был в состоянии алкогольного опьянения, то он тоже может рассчитывать на возмещение ущерба здоровью по ОСАГО.

Теперь потерпевший может не ждать выздоровления, достаточно будет предъявить в СК справку из медучреждения, где будут указаны полученные повреждения.

Документы, необходимые для получения выплаты по ОСАГО, если при ДТП пострадавший получил вред здоровью:

  • паспорт;
  • банковские реквизиты, куда необходимо перечислить страховые выплаты;
  • справка о ДТП;
  • документы из ГИБДД, в которых будет указан виновник аварии;
  • медицинские справки, где будут указаны характер травм и их тяжесть;
  • заключение судмедэкспертизы о степени утраты трудоспособности.

Страховая компания не вправе требовать от пострадавшего никаких дополнительных документов.

Конечно, лучше не попадать в дорожно-транспортное происшествие. Конечно, лучше водить ТС аккуратно, соблюдая все правила дорожного движения.

Но если уж вы попали в аварию, лучше для всех будет, чтобы участники ДТП имели хотя бы минимальные знания о травмах, как помочь пострадавшему, как впоследствии получить компенсацию ущерба здоровью.

Видео: Смотреть обязательно ВСЕМ. Как помочь при ДТП и почему автоаптечка опасна.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник

Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.

«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»

— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!

Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.

Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов

— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.

Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.

От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника

— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.

Читайте также:  Смерть от ушибов сердца

По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.

Ноги оказываются зажаты педалями

— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.

Ребра ломаются о рулевое колесо

— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.

Задний пассажир наносит сокрушительный удар

— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.

Что делать очевидцам и как уберечься?

— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.

У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы

— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.

Все лицо водителя в царапинах

— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.

Что делать очевидцам и как уберечься водителю?

— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.

Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.

Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».

Источник