В детстве был ушиб

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.
Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.
1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте
У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.
2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте
Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.
3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте
Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.
4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте
Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.
Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.
5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы
Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.
6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте
В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.
7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте
Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.
В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.
8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте
То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.
9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте
События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.
10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте
Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.
11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте
Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.
Что делать
Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.
Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.
Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?
Иллюстратор Natalia Okuneva-Rarakina
специально для
AdMe.ru
Источник
От автора: Счастливое детство должно быть не только у каждого ребенка, но и у каждого взрослого. В своей статье я затрагиваю некоторые моменты психологических травм, которые некоторые взрослые получают в детстве и, которые впоследствии очень сильно мешают жить, накладывая отпечаток на всё то, что происходит с человеком во взрослой жизни.
Найти себя настоящего.«Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
Многие люди, страдающие от тех или иных психологических проблем, затрагивающих страхи, комплексы, фобии, тревоги и депрессии, отношения с социумом и т.д., считают, что причины их подобных состояний заключаются во влиянии негативных факторов внешнего мира. Они, зачастую, даже не подозревают, что корни их сегодняшних проблем растут из детства. Следы психологических травм детства часто оказывают влияние на то, каким человек становится во взрослом возрасте и могут передаваться последующим поколениям.
Счастливое детство должно быть у каждого ребенка, но, к сожалению, его обладателями становятся не все дети. Пережитые в детстве насилие, издевательства, жестокость со стороны родителей, пренебрежение и прочее увеличивают риски развития различных психических проблем, таких, как депрессии, зависимости, фобии, посттравматические расстройства, сложности в построении отношений или их отсутствие, и многое другое. Психика ребенка довольно хрупкая и большинство тяжелых и сильно травмирующих событий вытесняется из памяти или остается в смутном представлении, что-то утрачивает актуальность. Однако, пережитые психологические травмы детства, которые не воспринимаются на сознательном уровне, очень прочно «сидят» на уровне бессознательного, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека. В результате этого воздействия качество жизни ухудшается, мешая радоваться ей и отравляя многие её сферы.
Какой бы ужасной не была травма, важно знать и понимать, что это не приговор, с ней можно и нужно работать – это жизненно необходимо. Можно это делать самостоятельно, осознав, что существуют какие-то моменты прошлого, которые портят жизнь сегодня, вооружившись литературой, обсуждая это на тематических форумах и тому подобное – это не быстрый, довольно болезненный процесс, при котором возможен результат. Но среди нескольких вариантов работы с психологической травмой детства, самым очевидным, эффективным и оптимальным будет терапия – работа со специалистом, который поможет наметить оптимальные пути к устойчивому эффективному результату обретения себя настоящего, целостного, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Чтобы начать решать эти задачи, для начала, необходимо задуматься и понять, каким образом и как влияют психологические травмы детства на личность. В психотерапии это называется установлением контакта со своим «раненным внутренним ребенком». В данном случае понятие «раненный внутренний ребенок» включает в себя весь психологический и эмоциональный опыт из детства, который продолжает создавать проблемы в настоящем.
Как этот «раненный ребенок» проявляется в настоящем? – Всё довольно просто, достаточно заметить, что в жизни уже взрослого человека снова и снова повторяются одни и те же негативные сценарии с переживаниями и соответствующим поведением, которые скопированы в детстве, при наблюдении за другими и проявлениями окружающей среды.
Пример 1: Девочка регулярно присутствует и видит, как отец жестоко избивает мать. Во взрослом возрасте она неоднократно вступает в отношения с мужчинами, которые жестоко обращаются уже с ней, взрослой.
Пример 2: Мать регулярно избивает дочь по любому поводу (не сделала, сделала плохо, плохое настроение, делаешь медленно, делаешь быстро, получила «плохую» по её мнению оценку 4 и т.д.). В возрасте 12 лет (начало пубертатного периода) девочка после очередного рукоприкладства пишет в школьной тетрадке «у меня никогда не будет детей!». Что в результате? – Долгие годы (8 лет) лечения от бесплодия, поиск причин на уровне организма, потерянные отношения.
Пример 3: Женщина очень сильно страдает от любой неудачи, причем проявления отражаются и на физическом уровне в виде острой и болезненной кожной реакции. Причина: сильно завышенные требования родителей к ребенку, при полном отсутствии желания знать о его интересах, мнении и возможностях. Они говорили ей: будь первой, иначе…, будь лучшей, иначе…, делай идеально, иначе… и так далее. В результате, хорошо развит «синдром отличника», который породил внутренний конфликт между «хочу, могу, буду» и «должен, обязан, надо», что лишило её перспективы счастливой жизни.
Условно, события, которые трудно переносятся ребенком и порождают психологические травмы можно разбить на несколько укрупненных групп:
- 1.Семья и общество (отношения между членами семьи, в том числе и к ребенку, нарушение внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение родителя от ребенка, гиперопека, дефицит родительского внимания, нестабильная стратегия воспитания, отсутствие единого подхода в требованиях к ребенку, аморальное воспитание, асоциальная среда окружения и т.д.)
- 2. Сильное негативное эмоциональное воздействие (болезнь самого ребенка или родителя, смерть близких, развод родителей, уход одного из семьи, несправедливость со стороны взрослых и друзей, обман, предательство, конфликты в коллективе ровесников, психологическое давление, разочарование и неудовлетворенность и пр.)
- 3. Насилие (моральное, физическое, сексуальное).
Приступая к работе над проблемами, связанными с травмой детства и затрагивающими психическое здоровье, важно знать, что они поддаются решению, и, что независимо от того, что пережито в детстве, в результате работы возможна счастливая гармоничная взрослая жизнь.
В терапии психологических травм детства существует несколько техник, одна из которых применяется в моей практике более часто – это техника эпистемологической метафоры.
Эпистемология – это область знаний каждого человека, которая отвечает на вопрос «как мы знаем о чем-то?». Метафоры в этой области содержатся в каждой нашей мысли, каждого чувства, ощущения и эмоции, являясь языком самого бессознательного, в котором, как было написано выше, очень прочно «сидят» события детства, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека.
Когда человек радуется, как он понимает, что это именно радость, а не что-то другое? Если попросить его описать это чувство, что он расскажет? Попробуйте выполнить это простое, но одновременно сложное упражнение и вы обнаружите, что говорите метафорой, наделяя радость некоторой сущностью, в своем роде материализуя её. Почему так происходит? – Потому, что есть эпистемологическая метафора, которая содержит всю историю и воспоминания, связанные с этим конкретным чувством. И, поверьте, каждая «радость» будет уникальна и специфична.
Использование данной техники в работе с психологической травмой достаточно эффективно и по своей экологичности находится на высоком уровне, уделяя большое внимание возможностям человека, проявляя уважение к целостности и индивидуальности личности, а также осторожность в обращении с самым ценным, что есть у него – его чувствам. При этом техника эпистемологической метафоры является довольно мощной и результативной, которая способна создать длительные и стабильные позитивные изменения.
В процессе совместной работы пробуждаются собственные эпистемологические метафоры человека, на основе которых развивается и разворачивается история, всплывают воспоминания и обнаруживаются фрагменты раненного внутреннего ребенка – такие элементы психики, которые составляют основу проблемы взрослого. В результате, у человека в меньшей степени присутствуют психологические защиты, что позволяет осуществлять изменение психологической структуры на более глубоких уровнях, чем при других подходах.
Самое главное, что отличает технику эпистемологической метафоры от других – это то, что травмы эффективно прорабатываются без эмоционального переживания, вовлечения и осознания ситуации, в том числе и в случаях психологического вытеснения, когда человек не может вспомнить травмирующую ситуацию.
Область применения техники не ограничивается психологическими травмами детства, также это эффективно для любого вида психологических травм любого возраста, полученных при различных обстоятельствах и решения других запросов.
Наличие желания человека в разрешении волнующих его моментов собственной жизни, вера и упорный труд над собой вместе с профессионализмом специалиста непременно приводят к хорошему результату.
Источник
Источник