В слове ушиб звук ш мягкий или твердый

В слове ушиб звук ш мягкий или твердый thumbnail
Поделиться с друзьями

Объяснение правил деление (разбивки) слова «ушиб» на слоги для переноса.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «ушиб» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «ушиб».

Слово ушиб по слогам

Слоги в слове «ушиб» деление на слоги

Количество слогов: 2
По слогам: у-шиб

  • у — начальный, неприкрытый, открытый, 1 буква
  • шиб — конечный, прикрытый, закрытый, 3 буквы
  • Как перенести слово «ушиб»

    Ушиб

    Морфологический разбор слова «ушиб»

    Часть речи:

    Глагол (личная форма)

    Грамматика:

    часть речи: глагол (личная форма);
    род: мужской;
    число: единственное;
    вид: совершенный;
    переходность: переходный;
    время: прошедшее;
    наклонение: изъявительное наклонение;
    отвечает на вопрос: (он) Что сделал?

    Разбор слова «ушиб» по составу

    уприставка
    шибкорень
    øнулевое
    окончание

    ушиб

    Сходные по морфемному строению слова «ушиб»

    Сходные по морфемному строению слова

  • укус
  • укол
  • урон
  • упряжь
  • упад
  • Синонимы слова «ушиб»

    1. болезнь

    2. повреждение

    3. контузия

    4. ушибание

    5. буба

    6. болячка

    7. желвак

    8. гугля

    9. гогуля

    10. опухоль

    Ударение в слове «ушиб»

    уши́б — ударение падает на 2-й слог

    Фонетическая транскрипция слова «ушиб»

    [ушып]

    Фонетический разбор слова «ушиб» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

    БукваЗвукХарактеристики звукаЦвет
    у[у]гласный, безударныйу
    ш[ш]согласный, глухой парный, твёрдый, шипящий, шумныйш
    и[ы]гласный, ударныйи
    б[п]согласный, глухой парный, твёрдый, шумныйб

    Число букв и звуков:
    На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 4 буквы и 4 звука.
    Буквы: 2 гласных буквы, 2 согласных букв.
    Звуки: 2 гласных звука, 2 согласных звука.

    Предложения со словом «ушиб»

    Порой при сильном ушибе может произойти перелом кости.

    Источник: Илья Мельников, Всё о безопасности детей и оказании первой помощи, 2012.

    Медики считают, что на месте ушиба образовывается костная мозоль.

    Источник: В. И. Дикуль, Болит шея? Лучшие лечебные упражнения.

    Кажется, я на время потерял сознание, от многочисленных ушибов и боли.

    Источник: Александр Чернега, Подводная история, 2013.

    Сочетаемость слова «ушиб»

    1. сильные ушибы

    2. лёгкие ушибы

    3. многочисленные ушибы

    4. ушиб головного мозга

    5. ушиб головы

    6. ушиб мягких тканей

    7. место ушиба

    8. пара ушибов

    9. множество ушибов

    10. отделаться ушибами

    11. получить ушибы

    12. потирать ушибы

    13. (полная таблица сочетаемости)

    Значение слова «ушиб»

    УШИ́Б , -а, м. 1. Действие по знач. глаг. ушибить—ушибать и ушибиться—ушибаться. (Малый академический словарь, МАС)

    Склонение слова «ушиб» по подежам

    ПадежВопросЕдинственное числоЕд.ч.Множественное числоМн.ч.
    ИменительныйИм.что?ушибушибы
    РодительныйРод.чего?ушибаушибов
    ДательныйДат.чему?ушибуушибам
    ВинительныйВин.что?ушибушибы
    ТворительныйТв.чем?ушибомушибами
    ПредложныйПред.о чём?ушибеушибах

    Как правильно пишется слово «ушиб»

    Правильно слово пишется: уши́б

    Нумерация букв в слове
    Номера букв в слове «ушиб» в прямом и обратном порядке:

    • 4
      у
      1
    • 3
      ш
      2
    • 2
      и
      3
    • 1
      б
      4

    Ассоциации к слову «ушиб»

    • Ссадина

    • Перелом

    • Сотрясение

    • Порез

    • Синяк

    • Царапина

    • Ожог

    • Травма

    • Мазь

    • Повреждение

    • Голень

    • Ран

    • Ранение

    • Падение

    • Ключица

    • Ребро

    • Рана

    • Увечье

    • Позвоночник

    • Опухоль

    • Шишка

    • Кровотечение

    • Диагноз

    • Приземление

    • Йод

    • Бальзам

    • Простуда

    • Заноза

    • Коленка

    • Настой

    • Сустав

    • Пластырь

    • Почка

    • Пострадавший

    • Предплечье

    • Мозг

    • Отвар

    • Воспаление

    • Укус

    • Побои

    • Боль

    • Лодыжка

    • Трещина

    • Конечность

    • Связка

    • Язва

    • Ранка

    • Разрыв

    • Шок

    • Множественный

    • Ноющий

    • Болезненный

    • Незначительный

    • Головной

    • Грудной

    • Многочисленный

    • Поверхностный

    • Целебный

    • Отделаться

    • Ныть

    • Саднить

    • Потирать

    • Заживать

    • Зажить

    • Ушибить

    • Сломать

    • Смазать

    • Прикладывать

    • Растирать

    • Поскользнуться

    • Кровоточить

    • Хромать

    • Заныть

    • Оступиться

    • Болеть

    • Ощупать

    • Лечить

    • Споткнуться

    • Прихрамывать

    • Ободрать

    • Оправиться

    • Пострадать

    • Стукнуться

    • Ощупывать

    • Переломать

    • Причинять

    • Постанывать

    • Удариться

    • Распухнуть

    • Обрабатывать

    • Содрать

    • Уберечь

    • Проломить

    • Промыть

    • Ударяться

    • Разболеться

    • Поранить

    • Перевязать

    • Морщиться

    Источник

    tiqre­nok
    [15.2K]

    3 года назад

    По транскрипции мы всегда разбираем звуки и звук ш всегда будет твёрдый непарный.Независимо стоит смягчающие звук гласных букв и,е,ё,ю,я,ь или нет.Правило нужно знать и помнить.

    Помнить тоже надо,что ж,ц всегда будут твёрдые непарные.

    система выбрала этот ответ лучшим

    Rogne­da
    [390K]

    3 года назад

    Чтобы выяснить, звук [ш] твердый или мягкий, послушаю, как звучат слова:

    шорох [ш о р о х],

    шёрстка [ш о р с т к а],

    шерстинка[ш э р с’т’и н к а]

    широкий [ш ы р о к’и й’]

    И сделаю вывод, что согласный звук [ш], даже если за ним в словах располагаются гласные е, ё, ю, я, и, которые обычно смягчают предыдущие согласные (сравним: лес, плёс, флюс, фляга, лиса), все равно звучит твердо.

    Согласный звук [ш] твердый. В русской фонетике он не имеет пары по признаку мягкости, как например другие согласные:

    [б] – [б’]: бой – бить;

    [в] – [в’] вой – вить;

    [г]- [г’] : гам – гиря;

    [д] – [д’] дом – дело.

    Марин­а Волог­да
    [187K]

    более года назад

    Если в слове, которое Вы пишете попалась буква “ш”, то при фонетическом разборе напротив звука “ш” надо поставить – согласный, твердый, непарный.

    Это надо запомнить, так как мягким он не может быть никогда, даже если после идут смягчающие гласные.

    Пример слов: шорох, штатный, машина (везде звук “ш” твердый).

    Алиса в Стран­е
    [278K]

    более года назад

    Звук [ш] всегда твердый, даже те гласные, которые обычно могут смягчить некоторые твердые звуки, если стоят после них, на твердость звука [ш] не оказывают никакого воздействия. Звуку [ш] все равно, какие буквы и звуки будут идти после него, его не смягчает даже мягкий знак. Сравним:

    шорох – шепот – мышь

    Во всех трех случаях звук [ш] твердый.

    Ответ: твердый.

    Irina L
    [125K]

    3 года назад

    В фонетике современного русского языка согласный звук [ш], обозначаемый буквами “ш” и “ж” (в слабой позиции), является твёрдым непарным независимо от звукового окружения, например: мышь-[мыш], рожь – [рош], шить – [шыт*], парашют- [пъръшу’т].

    lady v
    [627K]

    3 года назад

    Большинство согласных букв дают парные, твердые или мягкие звуки в зависимости от того, на какой позиции эта согласная стоит в слове. Только три согласных буквы оказываются непарными твердыми, то есть не смягчаются ни при каких условиях. Буква Ш – одна из них. Она всегда, в любом слове останется твердой, даже если после нее будет стоять мягкий знак, как например в окончаниях глаголов (Кушаешь) или существительных третьего склонения (Мышь).

    Итак, согласная Ш – всегда непарная твердая.

    Чосик
    [186K]

    более года назад

    Такая буква, как “Ш” является глухой, шипящей и твердой. Вне зависимости от ее положения, буква “Ш” будет оставаться твердой. И поэтому часто сложно разобрать, какая гласная следует за ней, поскольку ожидаемого смягчения нет. По этой же причине в русских слова идут сочетания ша, шу, ши, ше, иные гласные – в заимствованных словах.

    -Irink­a-
    [143K]

    более года назад

    В школьной программе на уроке русского языка ученикам иногда задают произвести фонетический разбор слова.

    Данный разбор предусматривает определение звуков, как твёрдые или мягкие.

    Звук [ш] всегда твёрдый и непарный.

    Рассмотрим примеры слов с данным звуком: мышей, шорох, шум, школа, парашют.

    35768­9092
    [278K]

    более года назад

    Буква “ш” является твердой также эта буква шипящая и глухая.

    Чтобы понять какая же буква “ш” твердая или мягкая достаточно произнести несколько слов с этой буквой чтобы это понять.

    Произносим – “шорох”, “широкий”, “шоколад” – везде буква звучит твердо.

    Красн­ое облак­о
    [217K]

    более года назад

    Звук “ш” твердый, то есть не мягкий.

    Причём твёрдый всегда и в любом случае.

    Ш глухая шипящая и твёрдая согласная буква.

    То есть звуку “ш” не важно какие буквы, ну или звуки идут после него, он останется твёрдым.

    Знаете ответ?

    Источник

    все

    Читайте также:  Чем лечить ушибы мягких тканей головы

    по составу

    морфологический

    фонетический

    Разбор по составу слова ушиб

    у
    шиб

    Состав слова «ушиб»: приставка [у] + корень [шиб]
    Основа(ы) слова: ушиб
    Способ образования слова: префиксальный (приставочный)

    Дополнительные варианты разбора

    у
    ши
    б

    Обратите внимание: разбор слова “ушиб” по составу произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

    Схожие по составу слова

    • а
      хать

    • в
      бить

    • в
      деть

    • вз
      весь

    • вз
      деть

    • вз
      рыв

    • в
      лить

    • во
      -первых

    • в
      обрать

    • во
      влечь

    Морфологический разбор слова ушиб

    Для слова “ушиб” предложено несколько вариантов разбора:

    1. имя существительное: неодушевлённое, мужской род единственное число, именительный падеж
    2. имя существительное: неодушевлённое, мужской род единственное число, винительный падеж
    3. глагол (личная форма): совершенный вид, переходный мужской род, единственное число, прошедшее время, изъявительное наклонение

    Обратите внимание: морфологический разбор слова “ушиб” произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

    Фонетический разбор слова ушиб

    Ударение, транскрипция: уши́б→[ушып]

    В слове «уши́б»: слогов—2 (у-шиб), букв—4, звуков—4

    Возможные переносы: ушиб

    Разбор по буквам:

    • у: [у]:гласный
    • ш: [ш]:согласный, парный глухой, непарный твёрдый
    • и: [ы]:гласный
    • б: [п]:согласный, парный глухой, парный твёрдый

    Обратите внимание: фонетический разбор слова “ушиб” произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

    Значение слова ушиб

    Словарь Ушакова:

    ушиб, ушиба, муж.

    1. Действие по гл. ушибить и ушибиться. Синяк от ушиба. Получить ушиб.

    2. Ушибленное место. Ушиб быстро зажил. Приложить к ушибу холодный компресс. Ушиб болит.

    Все значения

    Предложения со словом ушиб

    Источник

    Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

    Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

    Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

    Типичная ошибка:
    Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

    Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
    Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

    Отличительные признаки мягких и твердых звуков

    Какой звук стоит после согласного:

    • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
    • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

    Отработка на примерах:
    В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
    В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

    • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
    • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

    Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
    Всегда мягкие – й, ч, щ.
    Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

    Мягкий знак и твердый знак

    • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

    Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

    Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

    При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
    При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

    Таблица признаков твердых и мягких звуков

    Твердые:

    1. Перед а,о,у,э,ы.
    2. В конце слова перед согласным.
    3. Ж, ц, ш.

    Мягкие:

    1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
    2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
    3. Й, ч, щ.

    признаки мягких и твердых звуков

    Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

    Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

    заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

    Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

    Звонкие и глухие согласные звуки

    В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
    Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

    Читайте также:  Как долго лечится ушиб ноги

    Таблица звонких и глухих звуков

    Таблица звонких и глухих звуков
    Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
    Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

    Примеры заданий для детей

    Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

    Задания на тренировку различия парных согласных
    Задания на различие пары согласных Г/К

    Задания на тренировку различия парных согласных

    Читайте также:

    Источник

    Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

    Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

    § Как научиться различать твердые и мягкие звуки

    Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

    Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

    В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

    Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

    Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

    А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

    При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

    Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

    § Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

    На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

    Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

    Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

    баран[б][б`]белье
    ворс[в][в`]вяз
    горб[г][г`]гиря
    дом[д][д`]дядя
    золото[з][з`]земля
    кот[к][к`]кит
    лыжи[л][л`]лимон
    мусор[м][м`]мяч
    нора[н][н`]Нюра
    полы[п][п`]пение
    робот[р][р`]река
    солнце[с][с`]семя
    тон[т][т`]темя
    фурор[ф][ф`]финал
    хомяк[х][х`]хижина

    Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

    § Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

    Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

    Читайте также:  Обезболивающие таблетки при ушибе головы

    Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

    Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

    Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

    § Понятие о звонких и глухих звуках

    В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

    Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

    Звонкие звукиГлухие звуки
    [б][ж][к][х]
    [в][з][п][ц]
    [г][л][с][ч]
    [д][м][т][ш]
    [й][н][ф][щ]

    Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

    Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

    Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

    Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

    § Таблица твердых и мягких звуков

    Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

    Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

    Твердые и мягкие согласные
    Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
    в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
     ж, ц, ш.
    Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
    перед гласными: е, е, и, ю, я.
    й, ч, щ.

    § Развивающие игры для закрепления материала

    Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

    ✍ Угадай-ка

    Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

    Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

    Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

    ✍ Выбирай твердые!

    Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
    Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

    ✍ Найди пару

    Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
    Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

    ✍ Физкультминутка

    Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
    Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

    ✍ Споем друзья!

    Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

    Учитель: Па-па-па…

    Дети: Пи-пи-пи…

    У: Хо-хо-хо…

    Д: Хи-хи-хи… и т. д.

    Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

    При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

    § Вместо заключения

    Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

    Источник