Вся в ушибах и ссадинах обж 5 класс

Вся в ушибах и ссадинах обж 5 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Класс 5

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Цели и задачи:

образовательные:

• систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;

•     повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

•     позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

•  создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, аптечки (4 шт), презентация, учебники, ТПО.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.

Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

ХОД УРОКА

Ребята, посмотрите на доску. Какое грозное явление природы изображено на картинке? (цунами, ураган, извержение вулкана, гроза, наводнение, песчаная буря, лавина, землетрясение, лесной пожар)

-что такое цунами?

-что такое ураган?

-чем сопровождается извержение вулкана?

– опишите грозу

-что такое песчаная буря?

– как возникает лавина?

-что такое землетрясение?

-какие причины возникновения лесного пожара?

Ребята, что у нас получилось? (на слайде появляется красный крест)

А что он означает? (первую медицинскую помощь)

Какая тема сегодняшнего урока? (оказание первой помощи…)

А в каких случаях мы оказываем ПМП? (при различных травмах)(на слайде – тема урока)

А как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? (научимся оказывать первую помощь при различных видах травм)

Включение в работу. Отвечают на вопросы. Называют тему и цель урока.

7

3

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности. А какие травмы мы можем получить в горах? (переломы, растяжения, ушибы, солнечный удар, отравление, ожоги и др.) Сегодня мы с вами поговорим о четырех видах травм – это раны, ушибы, ожоги, солнечный удар.

Ребята, а собираясь в поход, что необходимо взять в первую очередь?

А что должно быть в каждой аптечке?

Да, правильно. А сейчас попробуйте собрать походную аптечку, работая в парах. На краю стола у вас лежат листочку, с перечисленными предметами, из которых вы должны собрать походную аптечку. Берите только самое необходимое!

Молодцы! А сейчас я вас научу, как правильно пользоваться походной аптечкой в походных условиях. Самым распространенным видом травм, которые могут случиться в походе, являются раны. Как правило, это небольшие раны — кто-то порезал руку, когда резал хлеб, у кого-то сорвался консервный нож, когда открывал консервы, и т. п. Помощь в этом случае очень проста. Надо дать немного стечь крови, чтобы вместе с ней удалить грязь, которая могла попасть в рану. Затем края раны обработать йодом или спиртом. Совсем небольшие раны можно смазать по всей поверхности. Затем заклеить лейкопластырем или забинтовать узким стерильным бинтом.

Небольшие ушибы — довольно часто встречающаяся в походе травма. Видя, что кожа не повреждена, юный турист склонен не придавать случившемуся значения, и скоро на месте ушиба появляются припухлость и кровоподтек. Ничего страшного тут нет, но радость от похода может быть испорчена. Поэтому надо помнить, что даже при небольшом ушибе нужно сразу же приложить к месту ушиба холод (носовой платок, смоченный в воде, какой-нибудь металлический предмет: нож, топор, кружку и т. д.). Холод способствует прекращению кровоизлияния в мягких тканях и предотвращает появление болезненных синяков и припухлостей. В случае сильного ушиба принимаются дополнительные меры — нужно создать покой травмированному органу (особенно это важно при ушибах суставов) и наложить давящую повязку. Ожоги возникают обычно в результате неосторожного обращения с костром либо общего беспорядка вокруг очага. Чаще всего это небольшие и неопасные ожоги: кто-нибудь взялся за горячую дужку ведра или, поправляя дрова, прикоснулся рукой к углям или пламени. При небольших ожогах рекомендуется побыстрее поместить место ожога в холодную воду минут на 15. Затем наложить компресс из марлевых салфеток, пропитанных раствором пищевой соды. Желательно, плюс к этому  на обожженное место накладывают минут на 15 тугую повязку, это в значительной мере предотвращает образование пузырей. А чтобы вы быстро смогли сориентироваться при получении какой либо травмы, составьте алгоритм ваших действий самостоятельно.

Читайте также:  Компрессионный перелом позвоночника у детей или ушиб

Мистер Гид предлагает нам передохнуть и полюбоваться природой. Но для этого нужно встать и повторять за мной.

Вправо-влево посмотри

И до речки добеги

Прыгай в речку и ныряй

Глубину ты всю узнай.

А теперь наверх бежим,

Быстрее ветра быть хотим.

Бабочка летит вдали

Мы поймать её хотим.

И за ней мы прыгаем, и руками дрыгаем.

Силы кончились, устали

А теперь мы посидим

Во время отдыха некоторые члены нашей группы получили травмы. Я предлагаю вам разделиться по 4 человека и оказать им первую помощь.

Отвечают на вопрос.

Аптечка

Йод, зеленка, бинты и др.

Один ученик зачитывает ответ, остальные либо соглашаются, либо нет, используя таблички красного и зеленого цвета.

Слушают рассказ учителя.

Составляют алгоритм действий при определённой травме.

Оказывают ПМП пострадавшим.

7

5

10

3

4

Подведение итогов, рефлексия

Учитель спрашивает, понравилось ли путешествие учащимся, трудно ли было им справляться с возникнувшими трудностями. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

5

5

Дом.зад.

Все вы, наверное, смотрели мультик «Аркадий Паровозов». Я предлагаю вам составить небольшой рассказ, в котором был бы пострадавший и вы оказывали ему первую помощь. Рассказ записать в рабочую тетрадь

Запись домашнего задания в дневник

1

Источник

Видимо, нет такого человека, который не имел бы ни одного ранения за свою жизнь. Очень многие люди ещё в детстве получали различные ранения. Причиной ранения от незначительного до очень серьёзного, опасного для жизни могут стать невнимательность при игре или работе, переоценка своих сил, неосторожное обращение с колющими или режущими предметами, неумелое обращение с молотком, пилой или другими инструментами.

imageРаной называют открытое повреждение кожи или глубоколежащих тканей и внутренних органов. Чаще всего оно происходит в результате непосредственного воздействия на человека различных острых предметов (нож, пила, лобзик, топор, гвоздь, осколок стекла, ножницы, вилка и т. п.). Все ранения имеют общие признаки: боль, кровотечение, видимое или скрытое разрушение тканей.

Очень сильные ранения могут вызывать тяжёлые изменения в состоянии здоровья.

Раны различаются размером, формой, глубиной повреждения, характером кровотечения и тем, каким предметом они были нанесены. В одном случае края раны ровные, повреждения поверхностные, в другом — края неровные, а раны рваные и очень глубокие. Они бывают, например, в виде небольшой царапины, разреза или имеют округлую форму.

Почти всегда раны, особенно глубокие, кровоточат. Кровь, вытекающая из них, бывает или тёмной, или очень яркой, алой. Тёмная кровь вытекает из вен спокойно, ярко – красная (алая) кровь из артерий всегда пульсирует, как бы фонтанирует. Чем больше диаметр повреждённого сосуда, тем выше фонтан.

Кроме открытых ранений нередко встречаются и закрытые повреждения. При этом на коже повреждения часто не видно: оно находится в глубине тканей. К таким повреждениям относятся ушибы, растяжения и разрывы связок, закрытые переломы костей, вывихи.

Признаки закрытых повреждений: болезненность, изменение цвета кожи (она становится синей), может появиться большая шишка (припухлость). Если повреждена рука или нога, то очень больно сделать даже малейшее движение. Если повреждение очень сильное, то человек может потерять сознание.

При любых ранениях и повреждениях человек нуждается в помощи. Её надо оказать правильно и как можно быстрее. Первую помощь, как правило, оказать не сложно, надо только знать, как это сделать. Умелые действия при оказании первой помощи уменьшат страдания человека, боль утихнет, и состояние пострадавшего улучшится. Но самое главное — правильно и своевременно оказанная первая помощь может сохранить человеку жизнь.

Мелкие ранки, уколы, ссадины, порезы, царапины необходимо смазать 5%-м раствором йода или зелёнки. Можно также использовать клей БФ-6, который обладает дезинфицирующим действием и одновременно предохраняет рану от заражения.

При значительных повреждениях рану необходимо тщательно промыть перекисью водорода, края её обработать раствором йода или зелёнки. В этом случае категорически нельзя обрабатывать йодом саму рану. После обработки раны необходимо наложить стерильную повязку на место повреждения.

image

При кровотечениях, возникающих в результате глубоких и обширных ранений, вначале надо остановить кровотечение. Способы временной остановки кровотечений изложены в § 29. Затем продезинфицировать рану. После этого наложить стерильную повязку и обеспечить неподвижность повреждённой части тела. Пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в ближайший травматологический пункт для оказания специализированной медицинской помощи и лечения.

Читайте также:  Ушибла ногу но не опухла больно ходить

При ушибах и растяжениях для уменьшения боли и припухлости в первые часы на место повреждения надо положить холод. Это может быть целлофановый пакет, заполненный льдом (взятым, например, из холодильника) или холодной водой. Затем сделать давящую повязку, используя обычный бинт, и обеспечить покой повреждённой части тела.

imageВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое рана?

2. Какие бывают раны?

3. Чем отличаются закрытые повреждения от открытых ранений?

4. Назовите признаки закрытых повреждений.

5. Какое значение имеет первая помощь при ранениях и повреждениях?

6. Как правильно оказать первую помощь при небольших ранках, уколах, ссадинах, порезах и царапинах?

7. Расскажите, в какой последовательности необходимо оказывать первую помощь при глубоком и обширном ранении.

8. Для чего при ушибах и растяжениях к месту повреждения прикладывают холод?

imageЗАДАЧА 31. Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Приложить к ране тёплый компресс.

2. Продезинфицировать рану.

3. Обеспечить неподвижность повреждённой части тела.

4. Измерить температуру тела пострадавшего.

5. Остановить кровотечение.

6. Наложить стерильную повязку.

7. Доставить пострадавшего в травматологический пункт.

8. Перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему горячее питьё (чай, кофе).

imageЗАДАЧА 32. Во время игры в прятки один из мальчиков упал и ударился рукой о твёрдый предмет. На месте ушиба кожа посинела, появились шишка (припухлость) и боль в руке. Необходимо оказать ему первую помощь. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Положить на место ушиба грелку для согревания ушиба.

2. Сделать давящую повязку.

3. На место повреждения положить холод.

4. Смазать ушиб йодом.

5. Обеспечить повреждённой руке покой.

Источник

Технологическая карта урока по ОБЖ в 5 классе.

Учитель ОБЖ: Юрьев А.В.

Задачи урока

1. Актуализировать и обобщить знания, полученные на прошлых уроках по теме «Оказание первой помощи».

2. Вызвать у учеников устойчивый интерес к данной теме, побудить к активной работе на уроке.

3. Систематизировать новое знание в процессе решения задач, поставленных на стадии вызова.

4. Подвести итог занятия и провести рефлексию учеников.

Предметные умения

УУД

Оценивать обстановку в ситуациях необходимости оказания первой помощи.

Определять необходимость вызова скорой помощи.

Оказывать первую помощь при некоторых видах повреждений.

Познавательные УУД: Анализировать необходимость применения полученных знаний.

Сопоставлять свои практические действия со знанием алгоритма.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Фронтальная, групповая.

Аптечка (бинт, жгут, стерильные салфетки, перекись водорода, йод, зеленка), подручные материалы для изготовления перевязи для иммобилизации конечностей и изготовления шины..

1. Вызов

– Что такое первая помощь?

– Кто может оказывать первую помощь?

– Какой порядок действий при оказании первой помощи?

– Какова последовательность (первоочередность) действий при непосредственном оказании первой помощи?

– Что такое ушиб и какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при ушибе?

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, литературы и др. источников о различных видах повреждений и формулируют вывод о необходимости изучения, отработки на практике приемов и способов оказания первой помощи.

2. Осмысление

Предлагает на основе имеющихся знаний попробовать сформулировать определение ушиба.
В ходе поиска определения ушиба задает вопросы для уточнения информации и выводит учеников на правильные ответы:

– Что такое мягкие ткани?

– Чем может быть вызвано появление боли, отека, синяка на месте повреждения?

– Какова первая реакция пострадавшего на ушиб? Что он делает и почему?

– Что можно использовать для длительного перетягивания места ушиба?

– Как действует на нервную систему холод?

– Где можно взять холод для снятия боли при ушибе?

– Итак, какая первая помощь может быть оказана при ушибах?

– Что надо учитывать, если на месте ушиба имеются ссадины?

– Какие способы остановки носового кровотечения вы знаете?

Ученики предлагают различные варианты определений, записывают новую информацию:

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей, вызванное ударом тупым предметом или падением с небольшой высоты.

– Кожные покровы, жировая прослойка, внутренние органы

– Сигнал нервной системы на повреждение кровеносных сосудов, истечение крови и появление гематомы и работа лимфосистемы.

– За место ушиба пострадавший хватается и прижимает – пережимает поврежденные кровеносные сосуды.

– Наложение тугой повязки на место ушиба.

– Заморозка служит обезболивающим средством.

– Лед, снег, продукты из холодильника, смоченное в холодной воде полотенце.

– При ушибах необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

– Необходимость продезинфицировать рану во избежание риска начала воспалительных процессов. Далее – тугая повязка и холод.

– Посадить пострадавшего, попросить его зажать ноздри и подержать их 10-15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

Читайте также:  Ушиб среднего пальца правой кисти

3. Рефлексия

Подводит итог занятия. Предлагает составить общий СИНКВЕЙН по теме урока.

Ученики работают над общим синквейном, предлагая свои варианты.

Источник

Урок по ОБЖ для 5 класса

Тема урока: «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений (травмах)».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правилах оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Задачи урока:

1.Образовательные (формирование познавательных УУД). Научить оказывать первую медицинскую помощь при различных видах повреждений.

2.Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД). Воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие, умение слушать и вступать в диалог.

3. Развивающие (формирование регулятивных УУД). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, давать оценку своим действиям и действиям других, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах повреждений.

Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, оценивать свои действия, отвечать на вопросы, видеть важность и актуальность темы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками при получении травмы и оказании первой медицинской помощи.

ХОД УРОКА

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со взрослыми.

2.

Актуализация знаний.

Озвучивает тему урока.

Предлагает ученикам разбиться на пары и ответить на поставленные проблемные ситуации. Раздаёт карточки с указанием проблемы, которую необходимо решить.

Во время игры на спортивной площадке, твой друг упал и жалуется на сильную боль в голеностопном суставе. Определи вид травмы. Какова должна быть первая мед. помощь? Предлагает заполнить заранее подготовленную таблицу (письменное задание).

Предлагает рассказать о своих действиях при получении травмы.

Учитель просит обменяться таблицами с партнёром и дать оценку.

Учитель исправляет неправильные ответы, указывает на симптомы травмы и рассказывает правильный алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

Самостоятельно создают пары.

Работают в паре.

Учащиеся высказывают своё мнение, спорят.

Учащиеся работают самостоятельно по заполнению таблицы.

Рассказывают алгоритм действий.

Обмениваются таблицами , самостоятельно выставляют оценку друг другу, комментируют.

Класс даёт оценку работы каждой пары.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими.

Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками, готовность оказать помощь в случае необходимости, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

3.

Постановка учебных задач.

Задаёт вопросы:

1.Что такое травма?

2.Назови причины травматизма.

3.Что вам известно о такой травме как перелом?

4.Каковы симптомы ушиба, вывиха, растяжения связок?

Отвечают на поставленные вопросы, вступают в диалог.

Личностные : развить интерес к способам получения знаний, практическим умениям.

Коммуникативные: готовность к коллективным формам деятельности.

4.

Открытие нового.

Показывает презентацию на тему «Как предупредить детский травматизм».

Самостоятельная работа. Тест «Травма. Симптомы».

Предлагает выполнить практическую работу. Наложить шину.

Смотрят презентацию, после просмотра делятся своими впечатлениями, задают вопросы учителю.

Выполняют тест. По окончании работы тест сдают учителю.

Распределяют роли для выполнения задания. Выполняют практическую работу.

Личностные: формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, которые могут привести к травматизму.

Регулятивные: прогнозировать возможность получения травмы во время игры, занятий физкультурой.

Познавательные: ознакомление с причинами возникновения детского травматизма.

5.

Первичное закрепление

Учитель предлагает – Выполним практическую работу, которая находится у вас на листах, пункты № 3, 4 (Приложение 2).

– Ребята, мы много с вами говорили по теме «Травматизм». И я думаю, вы уже можете ответить на такой вопрос.

– Можно ли нам уберечься от всех этих несчастных случаев? (Да)

Выполняют практическую работу.

Личностные: ориентация в межличностных отношениях.

Регулятивные: уметь анализировать последствия пренебрежения правилами безопасности.

Познавательные ознакомление с симптомами травм

6.

Рефлексия.

Просит ответить на вопрос «Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?

Отвечают на поставленный вопрос, проговаривают своё отношение к данной теме урока.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Регулятивные: умение рефлексировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и действия.

7.

Подведение итога урока.

Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика, даёт замечания. Задаёт задание на дом (задания разноуровневые).

Записывают домашнее задание.

Личностные: умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные :умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Источник