Введение первая медицинская помощь при переломах
Оказание первой помощи при травмах – являются одними из самых необходимых умений, который должен иметь не только медицинский работник, но и просто любой человек.
Необходимость имения знаний из области медицины, особенно знаний по оказанию перовой медицинской помощи, могут очень пригодиться в жизни.
В процессе своей деятельности человек постоянно подвержен опасности, как со стороны окружающего его мира, так и от других людей, ну а так же самого себя.
Целью написания данной работы является краткая характеристика четырех видов травм: ушибов, переломов, растяжений и вывихов, которая подразумевает под собой описание симптомов, причин возникновения, а также приведение некоторых видов классификации. Кроме того, для каждого вида травм приводятся рекомендации по их диагностике и оказанию первой медицинской помощи, доступные для понимания лиц, не обладающих медицинской подготовкой.
Перелом — это нарушение целостности кости. Переломы могут быть полными и неполными, открытыми и закрытыми. Перелом, который возникает от давления или сплющивания, называется компрессионным.
Большинство переломов сопровождается смещением отломков. Это объясняется тем, что мышцы, сокращаясь после травмы, тянут отломки кости и смещают их в сторону. Кроме того, направление силы удара тоже способствует смещению отломков.
При переломе больной жалуется на сильную боль, усиливающуюся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, невозможность ею пользоваться. Также можно отметить появление отечности и кровоподтека в области перелома, укорочение конечности и ненормальную ее подвижность.
При ощупывании места перелома больной жалуется на сильную боль, часто удается определить неровные края отломков кости и хруст (крепитацию) при легком надавливании. Оказывающему помощь нужно действовать очень осторожно, чтобы не причинить пострадавшему лишней боли и еще более не сместить отломки кости.
При открытом переломе в ране иногда можно заметить отломок кости, что говорит о явном переломе.
Первая помощь при переломах имеет решающее значение для дальнейшего лечения больного. Если помощь оказана быстро и грамотно, то это поможет больному избавиться от многих неприятностей и осложнений при дальнейшем лечении (шок, кровотечение, смещение отломков).
Основными моментами первой помощи при переломах костей являются:
- 1. обеспечение неподвижности кости в области перелома (иммобилизация);
- 2. меры борьбы с обмороком, шоком и коллапсом;
- 3. быстрейшая госпитализация в лечебное учреждение.
Иммобилизация
Фиксация отломков костей нужна для того, чтобы предупредить их смещение, уменьшить опасность ранения костью мышц, сосудов и нервов, уменьшить опасность болевого шока. Достигается иммобилизация наложением шин из любого подсобного материала (палка, прутья, доски, лыжи, картон, пучки соломы и т. д.).
Наложение шины надо производить осторожно, чтобы не причинить лишнюю боль (шок!) и не допустить смещения отломков. Не рекомендуется самому пытаться исправить положение поврежденной кости или (не дай Бог!) сопоставлять отломки. Тем более не следует вправлять в глубину раны торчащие отломки.
При открытом переломе перед иммобилизацией на рану обязательно накладывают стерильную повязку. Кожу вокруг раны обрабатывают йодом или любым подсобным антисептическим средством (спирт, водка, одеколон). Если рана кровоточит, то должны быть применены способы временной остановки кровотечения (наложение жгута, закрутки, прижатие артерии на протяжении пальцем, давящая повязка и т. д.).
Если поблизости нет никаких подходящих предметов для проведения иммобилизации, то травмированную конечность плотно прибинтовывают к здоровой части тела.
При наложении шины надо стараться придерживаться следующих правил:
- · шина всегда накладывается не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома);
- · шина не накладывается на обнаженную часть тела (под нее обязательно подкладывают вату, марлю, одежду и т. д.);
- · накладываемая шина не должна болтаться.
Прикреплять ее надо прочно и надежно;
· если имеется перелом в области бедра, то шиной должны быть фиксированы все суставы нижней конечности.
Транспортировка больного при переломах должна производиться осторожно; надо учитывать, что малейший толчок или перекладывание больного могут привести к смещению обломков кости (а это значит к усилению болей, чем увеличивается опасность возникновения болевого шока). Для транспортировки пострадавшего можно использовать любое подсобное средство: носилки, машину, телегу и т. д. Больных с переломом верхних конечностей можно транспортировать в положении сидя, с переломом нижних — только в лежачем положении.
Для предупреждения шока больному с переломом обязательно надо дать что-нибудь болеутоляющее: анальгин, темпалгин, амидопирин, промедол, спирт, водку и т. п.
Необходимо помнить, что при оказании помощи пострадавшему не должно быть суеты, излишних разговоров и проволочек. Действия помогающих должны быть конкретными и четкими. Не стоит при больном обсуждать его травму и говорить о возможных ее последствиях.
Если несчастье произошло в холодное время года, то перед транспортировкой больного его необходимо прикрыть одеялом или чем-нибудь теплым.
ПЕРЕЛОМ РЕБЕР. При этом виде перелома больной испытывает очень сильные боли в области перелома. Ему трудно (и больно) дышать, кашлять, поворачиваться и двигаться. При оказании первой помощи такому больному в первую очередь надо наложить на грудную клетку давящую циркулярную повязку. При отсутствии достаточного количества бинтов грудную клетку плотно обертывают простыней, полотенцем или другим большим куском ткани. Концы ее следует зашить в момент выдоха. Для уменьшения болей надо дать больному что-нибудь болеутоляющее.
ПЕРЕЛОМ КЛЮЧИЦЫ. Основным моментом в оказании первой помощи при переломах ключицы является иммобилизация верхней конечности на стороне перелома. В этом случае накладывается или повязка Дезо или иммобилизация проводится с помощью ватно-марлевых колец.
ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА. Один из самых тяжелейших видов переломов. В данном случае неправильно оказанная первая помощь может привести к смерти пострадавшего (при переломах позвоночника происходит сдавление или разрыв спинного мозга). Оказание помощи при переломах позвоночника требует величайшей осторожности. Больному надо создать максимальный покой, уложив его на твердую, ровную поверхность. Ни в коем случае больного нельзя ставить на ноги или сажать. Самым удобным видом транспортировки является транспортировка в положении на животе или на спине. При этом под плечи и голову подкладывается подушечка или одежда. Укладывать и перекладывать больного должны одновременно 3-4 человека, удерживая туловище все время на одном уровне.
Совет. Учтите, что при переломах позвоночника жизнь больного в первую очередь зависит от правильной транспортировки!
ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ТАЗА. Переломы костей таза относятся к числу очень тяжелых, так как часто сопровождаются повреждением внутренних органов, кровотечениями и шоком. При транспортировке пострадавшего ему придают такое положение, при котором возникает минимум болевых ощущений. Транспортировка осуществляется в положении больного на спине с полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами. При этом бедра несколько разводятся в стороны, а под колени подкладывается валик, сделанный из подушки, одежды или любого подвернувшегося материала.
Транспортировка больного производится на твердом щите после проведения различных противошоковых мероприятий (снятие болей, остановка кровотечения).
Оказание первой помощи детям. Кости ребенка при травмах чаще дают трещину, а не ломаются (в медицине существует термин детского перелома — «по типу зеленой веточки»). Ломаются кости ребенка только при очень сильном физическом воздействии. Диагностика переломов у детей обычно затруднена из-за особенностей строения кости. Переломы конечностей у детей характеризуются следующими признаками:
- * боль при прикосновении;
- * отек в области перелома;
- * деформация конечности;
- * потеря силы и движения.
Ребенок не всегда может признаться в том, что он падал или терял сознание. Поэтому его надо спокойно и внимательно расспросить, отчего у него болит ручка или ножка. Ребенка всегда нужно успокоить, объяснить ему, что случилось. По возможности не следует разрешать ему двигать поврежденной конечностью. Часто после травмы у детей начинается рвота, поэтому всегда нужно следить за его дыханием (особенно если ребенок находится в бессознательном состоянии).
Обязательна при переломах у детей иммобилизация поврежденной конечности. Для этого используется любой подсобный материал (шарфы, платки, простыни).
При переломе в области нижней конечности для фиксации больная нога плотно прибинтовывается к здоровой (или накладывается шина).
При переломах верхней конечности или накладывается шина, или поврежденная конечность плотно прибинтовывается к туловищу.
При переломах пальцев они плотно прибинтовываются друг к другу.
После оказания первой помощи ребенка обязательно показывают врачу.
Лечение переломов по рецептам народной медицины. Для быстрейшего заживления переломов народная медицина рекомендует разные средства.
Приготовить мазь из живицы (еловая смола) — 20 г; растертой луковицы средних размеров — 1 шт.; масла оливкового — 50 г; порошка медного купороса — 15 г. Все хорошо растереть и топить на малом огне 30 минут. До кипения не доводить. Втирать в место перелома два раза в день в течение 10 дней. Полученная мазь очень жгучая. Ею лечат нарывы, ушибы и переломы костей.
перелом медицинский помощь ушиб вывих
Окопник (чернокорень) — готовят мазь из корня растения. Его тщательно моют, пропускают через мясорубку и смешивают с несоленым сливочным маслом (или вазелином) в соотношении 1:1. Растирать место перелома 2-3 раза в день в течение двух недель.
Василек — растение высушивают, измельчают в порошок и смешивают с соком терна в соотношении 1:1. Принимать 1 раз в день утром натощак в течение 10 дней.
Мумие — суточная доза 0,2 г. Принимать утром натощак. Разводить в теплой воде. Курс лечения — 10 дней, затем перерыв 5 дней, после чего курс повторить. При переломах крупных костей рекомендуется провести три курса лечения.
Медь — старинное средство: настругивали медный порошок от монеты или проволоки, небольшое количество порошка (0,1-0,2 г) растирали с яичным желтком и давали больному пить два раза в неделю
Источник
Àíàëèç ïðèçíàêîâ ïåðåëîìà êîñòè è õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ åãî âèäîâ. Îïðåäåëåíèå îñíîâíûõ çàäà÷ ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó. Ñïåöèôè÷åñêèå ïðèåìû îêàçàíèÿ ïåðâîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà, êîñòåé òàçà è êîíå÷íîñòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
«Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé àãðîèíæåíåðíûé óíèâåðñèòåò
èìåíè Â. Ï. Ãîðÿ÷êèíà»
Ôàêóëüòåò çàî÷íîãî îáðàçîâàíèÿ
Êàôåäðà: Áåçîïàñíîñòü æèçíåäåÿòåëüíîñòè
Ðåôåðàò
íà òåìó: «Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ»
Âûïîëíèë: Êàìûíèí È. Ñ.
Ãðóïïà: 40 Ýë (1)
Øèôð: 10152
Âàðèàíò: 52
Ïðîâåðèë: Èâàêèíà Å. Ã.
Ìîñêâà 2014
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ
Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ êîñòåé
Îáùèå ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàçëè÷íûõ âèäàõ ïåðåëîìîâ
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Ïåðåëîìû – ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ êîñòè. Êîñòü õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå òâåðäîé èç âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, òåì íå ìåíåå, åå ïðî÷íîñòü òàêæå èìååò îïðåäåëåííûå ãðàíèöû. Ïåðåëîìû ìîãóò âîçíèêàòü êàê âñëåäñòâèå òðàâìû, òàê è â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ èçìåíåíèÿìè â ïðî÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèêàõ êîñòíîé òêàíè. Òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïðè ïåðåëîìàõ îáóñëîâëåíà ðàçìåðàìè ïîâðåæä¸ííûõ êîñòåé è èõ êîëè÷åñòâîì. Ìíîæåñòâåííûå ïåðåëîìû êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ìàññèâíîé êðîâîïîòåðè è òðàâìàòè÷åñêîìó øîêó. Òàêæå áîëüíûå ïîñëå òàêèõ òðàâì ìåäëåííî âîññòàíàâëèâàþòñÿ, âûçäîðîâëåíèå ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
Ïåðåëîì êîñòè ÿâëÿåòñÿ òÿæåëûì ðàíåíèåì è òðåáóåò íåìåäëåííîãî îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ïåðåëîìàííîé êîíå÷íîñòüþ íè â êîåì ñëó÷àå íå ñëåäóåò ñîâåðøàòü ðåçêèõ äâèæåíèé, çà íåå íåëüçÿ òÿíóòü èëè ïîâîðà÷èâàòü, ïðè îòêðûòîì ïåðåëîìå îòëîìêè êîñòåé íåëüçÿ çàòàëêèâàòü â ðàíó. Îòêðûòûé ïåðåëîì ñíà÷àëà îáðàáàòûâàþò ïî ïðèíöèïó îáðàáîòêè ðàí, à çàòåì óæå êàê ïåðåëîì. Íà ìåñòî çàêðûòîãî ïåðåëîìà íàêëàäûâàåòñÿ êîìïðåññ. Çàòåì ïåðåëîìàííóþ êîíå÷íîñòü èëè ÷àñòü òåëà èììîáèëèçèðóþò. Ïåðåëîìû êîñòåé ðàçëè÷àþò ïî òÿæåñòè, è ïðè ðàçíûõ ïåðåëîìàõ ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî åñòü òî, ÷åãî íèêîãäà íå ñëåäóåò äåëàòü ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ: íå ïûòàéòåñü âåðíóòü ïîëîæåíèå êîñòè, ñäåëàåòå åù¸ õóæå, à òàêæå íå ñòîèò îáìûâàòü ðàíó, ÷ðåâàòî çàðàæåíèåì.
Ïåðåëîìû êîñòåé îäíà èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ òðàâì â æèâîé ïðèðîäå. Âñå æèâûå ñóùåñòâà, îáëàäàþùèå âíóòðåííèì ñêåëåòîì, èñïûòûâàþò ñõîæèå ïðîáëåìû ïðè íàðóøåíèè åãî öåëîñòíîñòè.
Êëàññèôèêàöèÿ ïåðåëîìîâ
Ïåðåëîìû – íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè ïîä äåéñòâèåì òðàâìèðóþùåé ñèëû, ïðåâîñõîäÿùåé óïðóãîñòü êîñòíîé òêàíè. Ðàçëè÷àþò òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåëîìû, âîçíèêàþùèå îáû÷íî âíåçàïíî ïîä äåéñòâèåì çíà÷èòåëüíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû íà íåèçìåíåííóþ, íîðìàëüíóþ êîñòü, è ïàòîëîãè÷åñêèå, ïðîèñõîäÿùèå â èçìåíåííîé êàêèì-ëèáî ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì êîñòè ïðè ñðàâíèòåëüíî íåáîëüøîé òðàâìå èëè ñïîíòàííî. Òåðìèí «ïåðåëîì» èñïîëüçóþò äëÿ îáîçíà÷åíèÿ àíàëîãè÷íûõ ïîâðåæäåíèé íåêîòîðûõ äðóãèõ òêàíåé, íàïðèìåð ïåðåëîì õðÿùà.
Âèäû ïåðåëîìîâ. Ñàìóþ ìíîãî÷èñëåííóþ ãðóïïó ïðèîáðåò¸ííûõ ïåðåëîìîâ ñîñòàâëÿþò òðàâìàòè÷åñêèå, êîòîðûå âîçíèêàþò îò îäíîìîìåíòíîãî âîçäåéñòâèÿ ÷ðåçìåðíîé ìåõàíè÷åñêîé ñèëû ïðè òðàíñïîðòíîé, ïðîèçâîäñòâåííîé, áîåâîé è äðóãèõ âèäàõ òðàâì. Òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåëîìû ñîïðîâîæäàþòñÿ áîëüøèì èëè ìåíüøèì ïîâðåæäåíèåì ìÿãêèõ òêàíåé, îêðóæàþùèõ êîñòü. Åñëè ïîä äåéñòâèåì òðàâìèðóþùåãî ïðåäìåòà èëè îñòðîãî îòëîìêà êîñòè íàðóøàåòñÿ öåëîñòü êîæè, òî îáðàçóåòñÿîòêðûòûé ïåðåëîì. Åñëè öåëîñòü êîæè íå íàðóøåíà, òî ïåðåëîì íàçûâàþò çàêðûòûì.
Ïî ñòåïåíè ïîâðåæäåíèÿ ïåðåëîì áûâàåò ïîëíûé, ïðè êîòîðîì êîñòü ïåðåëîìàíà ïîëíîñòüþ, è íåïîëíûé, êîãäà èìååòñÿ òîëüêî íàäëîì êîñòè èëè òðåùèíà åå. Ïîëíûå ïåðåëîìû äåëÿòñÿ íà ïåðåëîìû ñî ñìåùåíèåì è áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ êîñòåé.
Ïî íàïðàâëåíèþ ëèíèè ïåðåëîìà îòíîñèòåëüíî äëèííîé îñè êîñòè ðàçëè÷àþò (ðèñ. 1) ïîïåðå÷íûå (à), êîñûå (á) è âèíòîîáðàçíûå (â) ïåðåëîìû. Åñëè ñèëà, âûçâàâøàÿ ïåðåëîì, áûëà íàïðàâëåíà âäîëü êîñòè, òî îòëîìêè åå ìîãóò áûòü âäàâëåíû îäèí â äðóãîé. Òàêèå ïåðåëîìû íàçûâàþò âêîëî÷åííûìè.
Ðèñ. 1. Âèäû ïåðåëîìîâ:
à – ïîïåðå÷íûé; á – êîñîé; â – âèíòîîáðàçíûé; ã – âêîëî÷åííûé; ä – îñêîëü÷àòûé.
Ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ïóëÿìè è îñêîëêàìè, ëåòÿùèìè ñ áîëüøîé ñêîðîñòüþ è îáëàäàþùèìè áîëüøîé ýíåðãèåé, â ìåñòå ïåðåëîìà îáðàçóåòñÿ ìíîæåñòâî îòëîìêîâ êîñòè – ïîëó÷àåòñÿ îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì (ä).
Ïðèçíàêè ïåðåëîìîâ êîñòåé
Ïðè íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòè â îáëàñòè òðàâìû ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíàÿ ïðèïóõëîñòü, êðîâîïîäòåê, èíîãäà ñãèáàíèå êîíå÷íîñòè âíå ñóñòàâà, åå óêîðî÷åíèå.  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà èç ðàíû ìîãóò âûñòóïàòü êîíöû êîñòè. Ìåñòî ïîâðåæäåíèÿ ðåçêî áîëåçíåííî. Ïðè ýòîì ìîæíî îïðåäåëèòü íåíîðìàëüíóþ ïîäâèæíîñòü êîíå÷íîñòè âíå ñóñòàâà, ÷òî èíîãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ õðóñòîì îò òðåíèÿ îòëîìêîâ êîñòè. Ñïåöèàëüíî ñãèáàòü êîíå÷íîñòü, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â íàëè÷èè ïåðåëîìà, íåäîïóñòèìî – ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îïàñíûì îñëîæíåíèÿì.  íåêîòîðûõ, ñëó÷àÿõ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé âûÿâëÿþòñÿ íå âñå óêàçàííûå ïðèçíàêè, íî íàèáîëåå õàðàêòåðíû ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü è âûðàæåííîå çàòðóäíåíèå ïðè äâèæåíèè.
Î ïåðåëîìå ðåáðà ìîæíî ïðåäïîëàãàòü, êîãäà âñëåäñòâèå óøèáà èëè ñäàâëèâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè ïîñòðàäàâøèé îòìå÷àåò ñèëüíóþ áîëü ïðè ãëóáîêîì äûõàíèè, à òàêæå ïðè îùóïûâàíèè ìåñòà âîçìîæíîãî ïåðåëîìà.  ñëó÷àå ïîâðåæäåíèÿ ïëåâðû èëè ëåãêîãî ïðîèñõîäèò êðîâîòå÷åíèå, èëè âîçäóõ ïîïàäàåò â ãðóäíóþ ïîëîñòü. Ýòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàññòðîéñòâîì äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ.
 ñëó÷àå ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå áîëè â ñïèíå, ïàðåç è ïàðàëè÷ ìûøö íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Ìîæåò ïðîèçîéòè íåïðîèçâîëüíîå âûäåëåíèå ìî÷è è êàëà èç-çà íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ñïèííîãî ìîçãà.
Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé òàçà ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò âñòàòü è ïîäíÿòü íîãè, à òàêæå ïîâåðíóòüñÿ. Óêàçàííûå ïåðåëîìû ÷àñòî ñî÷åòàþòñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì êèøå÷íèêà è ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.
Ïåðåëîìû êîñòåé îïàñíû ïîâðåæäåíèåì ðàñïîëàãàþùèõñÿ îêîëî íèõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è íåðâîâ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ êðîâîòå÷åíèåì, ðàññòðîéñòâîì ÷óâñòâèòåëüíîñòè è äâèæåíèé, ïîâðåæäåííîé îáëàñòè.
Âûðàæåííàÿ áîëü è êðîâîòå÷åíèå ìîãóò âûçâàòü ðàçâèòèå øîêà, îñîáåííî ïðè íåñâîåâðåìåííîé èììîáèëèçàöèè ïåðåëîìà. Îòëîìêè êîñòè ìîãóò ïîâðåäèòü òàêæå è êîæó, âñëåäñòâèå ÷åãî çàêðûòûé ïåðåëîì ïðåâðàùàåòñÿ â îòêðûòûé, ÷òî îïàñíî ìèêðîáíûì çàãðÿçíåíèåì. Äâèæåíèå â ìåñòå ïåðåëîìà ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì, ïîýòîìó íåîáõîäèìî êàê ìîæíî áûñòðåå ïðîèçâåñòè èììîáèëèçàöèþ ïîâðåæäåííîé îáëàñòè.
Îáùèå ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé
×òîáû îñìîòðåòü ìåñòî ïåðåëîìà è íàëîæèòü ïîâÿçêó íà ðàíó (â ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà), îäåæäó è îáóâü íå ñíèìàþò, à ðàçðåçàþò.  ïåðâóþ î÷åðåäü îñòàíàâëèâàþò êðîâîòå÷åíèå è íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó. Çàòåì ïîðàæåííîé îáëàñòè ïðèäàþò óäîáíîå ïîëîæåíèå è íàêëàäûâàþò èììîáèëèçèðóþùóþ ïîâÿçêó.
Ïîä êîæó èëè âíóòðèìûøå÷íî èç øïðèö-òþáèêà ââîäèòñÿ îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî.
Äëÿ èììîáèëèçàöèè ïåðåëîìîâ èñïîëüçóþòñÿ ñòàíäàðòíûå øèíû èëè ïîäðó÷íûå ñðåäñòâà.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ðàçëè÷íûõ âèäàõ ïåðåëîìîâ
Ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû òåë ïîçâîíêîâ, ïîïåðå÷íûõ è îñòèñòûõ îòðîñòêîâ ïîçâîíêîâ è ïåðåëîìîâûâèõè.
Ïðè ïîâðåæäåíèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ îòìå÷àåòñÿ ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü â îáëàñòè øåè. Ãîëîâà áîëüíîãî ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, êîòîðîå îí èçìåíèòü íå ìîæåò (ôèêñàöèÿ ãîëîâû â ñîãíóòîì èëè ðàçîãíóòîì ïîëîæåíèè). Ïðè òðàâìå ñïèííîãî ìîçãà – îíåìåíèå âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé (ïðè íåïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà) ëèáî ïàðàëè÷ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé (ïðè ïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà). Ïðè ïåðåëîìå îñòèñòîãî îòðîñòêà – ðåçêàÿ áîëü è ïîäâèæíîñòü ïîçâîíêà.
Âåäóùèìè ñèìïòîìàìè ïðè ïîâðåæäåíèè ãðóäíûõ è ïîÿñíè÷íûõ ïîçâîíêîâ ÿâëÿþòñÿ: ëîêàëèçîâàííàÿ áîëü, èððàäèàöèÿ áîëè â æèâîò è íèæíèå êîíå÷íîñòè, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè ïî ëèíèè îñòèñòûõ îòðîñòêîâ, íàïðÿæåíèå ìûøö ñïèíû, ïàðåç êèøå÷íèêà. Âîçìîæåí òðàâìàòè÷åñêèé øîê. Ïðè ïåðåëîìå îñòèñòîãî îòðîñòêà – ïîäâèæíîñòü ïîçâîíêà, ïðè ïåðåëîìå ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ – ðåçêàÿ áîëü íà 4-8 ñì â ñòîðîíó îò îñòèñòîãî îòðîñòêà, ïðè ïåðåëîìå òåëà ïîçâîíêà – ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü ïðè îòñóòñòâèè ïîäâèæíîñòè.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Ïðåæäå âñåãî, ïðè îêàçàíèè ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà ñëåäóåò ñîáëþäàòü áîëüøóþ îñòîðîæíîñòü, íå äîïóñêàÿ ñãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà.  êà÷åñòâå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ ïîñòðàäàâøåìó ââîäèòñÿ áàðàëãèí èëè íàðêîòè÷åñêèé àíàëüãåòèê. Ïðè íàëè÷èè ðàíû íàêëàäûâàþò ïîâÿçêó.
Ïðè ïåðåëîìàõ ãðóäíîãî è ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áîëüíîãî òðàíñïîðòèðóþò íà ùèòå â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, ïîä ïîÿñíèöó ïîäêëàäûâàþò âàëèê. Æåëàòåëüíî ïðè ýòîì çàôèêñèðîâàòü áîëüíîãî íà íîñèëêàõ âî èçáåæàíèå ñîñêàëüçûâàíèÿ òóëîâèùà. Ïðè ïîâðåæäåíèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ ïîñòðàäàâøåãî óêëàäûâàþò íà íîñèëêè íà ñïèíó, à ïîä øåþ ïîäêëàäûâàþò ïîäóøêó èëè ñâåðòîê îäåæäû. Æåëàòåëüíî ïðè ýòîì íàëîæèòü íà îáëàñòü øåè èììîáèëèçèðóþùèé âîðîòíèê.
Ïåðåëîìû êîñòåé òàçà. Ïîìèìî áîëåâûõ îùóùåíèé (áîëü â îáëàñòè ïåðåëîìà ïðè ïàëüïàöèè è ïðè ñäàâëèâàíèè òàçà ñ áîêîâ íà óðîâíå áîëüøèõ âåðòåëîâ) íàáëþäàåòñÿ ðÿä õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ äëÿ òðàâìû òàçîâûõ êîñòåé.
Òèïè÷íûå ïîëîæåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî:
– ïðè ðàçðûâå ñèìôèçà – íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ è ïðèâåäåíû, ïàöèåíò íå ìîæåò èõ ðàçâåñòè;
– ïðè ïåðåëîìàõ ëîáêîâûõ èëè ñåäàëèùíûõ êîñòåé – ïîëîæåíèå «ëÿãóøêè» – íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ è îòâåäåíû.
Äëÿ ïåðåëîìà â îáëàñòè âåðòëóæíîé âïàäèíû õàðàêòåðåí ñèìïòîì «ïðèëèïøåé ïÿòêè».
Íåðåäêî ïîâðåæäåíèÿ òàçà ñîïðîâîæäàþòñÿ ÿâëåíèÿìè øîêà. Çà÷àñòóþ øîê óñóãóáëÿåòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿìè âî âíóòðèòàçîâóþ êëåò÷àòêó, âûçûâàþùèìè íàïðÿæåíèå ìûøö æèâîòà è ñèìïòîìû ðàçäðàæåíèÿ áðþøèíû, à òàêæå ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà â îòëîãèõ ìåñòàõ, íå ïåðåìåùàþùååñÿ ïðè èçìåíåíèè ïîëîæåíèÿ òåëà (ñèìïòîì Äæîéñà).
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Îáåçáîëèâàíèå íàðêîòè÷åñêèìè è íåíàðêîòè÷åñêèìè àíàëüãåòèêàìè. Òðàíñïîðòèðîâêà íà æåñòêèõ íîñèëêàõ èëè äåðåâÿííîì ùèòå â ïîëîæåíèè «ëÿãóøêè» (äëÿ ýòîãî ïîä êîëåíè ïîäêëàäûâàþò ïëîòíûå òîëñòûå âàëèêè). Ïðè íàëè÷èè ðàçðûâà ñèìôèçà è ïîâðåæäåíèÿ ïåðåäíåãî îòäåëà òàçà íåîáõîäèìî òóãî ñòÿíóòü ïîëîòåíöåì òàç è âåðõíèå îòäåëû áåäåð. Åñëè ìî÷åâîé ïóçûðü ïåðåïîëíåí, îñóùåñòâëÿåòñÿ åãî êàòåòåðèçàöèÿ.
Ïåðåëîìû êîñòåé êîíå÷íîñòåé. Ïîìèìî âûøåíàçâàííûõ ñèìïòîìîâ õàðàêòåðèçóþòñÿ íàðóøåíèåì ôóíêöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, óñèëåíèåì áîëè ïðè ïîïûòêå ïðîèçâåñòè åþ äâèæåíèå, êîñòíîé êðåïèòàöèåé (õðóñò ïðè ïåðåäâèæåíèè êîñòíûõ îòëîìêîâ), âîçìîæíî óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè. Ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà îòìå÷àåòñÿ õàðàêòåðíûé ñèìïòîì «ïðèëèïøåé ïÿòêè» (íåñïîñîáíîñòü ïîäíÿòü ââåðõ âûïðÿìëåííóþ íîãó) è íàðóæíàÿ ðîòàöèÿ ñòîïû íà ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè (ýïèôèçàðíûé ïåðåëîì).
Øèíó íåîáõîäèìî îáåðíóòü âàòîé èëè áèíòàìè è îòìîäåëèðîâàòü íà çäîðîâîé êîíå÷íîñòè ïåðåä íàëîæåíèåì íà ïîâðåæäåííóþ ïîâåðõíîñòü. Íèæíþþ êîíå÷íîñòü íàäî ôèêñèðîâàòü â âûïðÿìëåííîì ïîëîæåíèè, à âåðõíþþ – â ïîëîæåíèè ïðèâåäåíèÿ ïëå÷à ê òóëîâèùó è ñîãíóòóþ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä ïðÿìûì óãëîì. Ôèêñèðîâàòü êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî êàê â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ, òàê è â äâóõ ñîñåäíèõ ñóñòàâàõ (ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ôèêñèðóþò ëó÷åçàïÿñòíûé è ëîêòåâîé ñóñòàâû; ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷à – ëó÷åçàïÿñòíûé, ëîêòåâîé è ïëå÷åâîé; ïðè ïåðåëîìå áåäðà – ãîëåíîñòîïíûé, êîëåííûé, òàçîáåäðåííûé).  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà ðàíó ïðåäâàðèòåëüíî íåîáõîäèìî ïåðåâÿçàòü, ïîñëå ÷åãî íàêëàäûâàåòñÿ øèíà.
Ïðè ïåðåëîìå ôàëàíã ïàëüöåâ âåðõíåé êîíå÷íîñòè øèíîé ôèêñèðóþòñÿ âñå òðè ôàëàíãè, íåçàâèñèìî îò òîãî êàêàÿ ôàëàíãà ñëîìàíà.
Ïðè ïåðåëîìå ïÿñòíûõ êîñòåé – íà øèðîêóþ (ñ ëàäîíü) øèíó, äëèíîé îò êîí÷èêîâ ïàëüöåâ äî íèæíåé òðåòè ïðåäïëå÷üÿ, ïîä ëàäîíü óêëàäûâàåòñÿ êîìîê ìÿãêîé òêàíè è ïëîòíî ïðèáèíòîâûâàåòñÿ ê øèíå êèñòü ñ ïîëóñîãíóòûìè ïàëüöàìè.
Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ øèíà äîëæíà áûòü äëèííîé îò êîí÷èêîâ ïàëüöåâ äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà; åå ðàñïîëàãàþò ñ ëàäîííîé ñòîðîíû ïðåäïëå÷üÿ, âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå; ïîä ëàäîíü ïîäêëàäûâàþò êîìîê òêàíè è ïîâÿçêîé ê øèíå ôèêñèðóþò êèñòü, ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâ, ïðåäïëå÷üå, è ñîãíóòûé ëîêòåâîé ñóñòàâ. Èììîáèëèçîâàííóþ êîíå÷íîñòü ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå ê øåå.
Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷åâîé êîñòè êîíå÷íîñòü ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå, îäíó èìïðîâèçèðîâàííóþ øèíó íàêëàäûâàþò íà ïðåäïëå÷üå îò êîí÷èêîâ ïàëüöåâ è äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà, à âòîðóþ – îò ëîêòåâîãî è äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà.  ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó âñòàâëÿþò âàòíûé âàëèê, è âñþ èììîáèëèçîâàííóþ êîíå÷íîñòü ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêå ê øåå. Åñëè åñòü ëåñòíè÷íàÿ øèíà, òî åå ñãèáàþò òàê, ÷òîáû áûë äîïîëíèòåëüíî çàôèêñèðîâàí ïëå÷åâîé ñóñòàâ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.
Èììîáèëèçàöèÿ íèæíåé êîíå÷íîñòè ïðîâîäèòñÿ ïîñòðàäàâøåìó â ïîëîæåíèè ëåæà. Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ñòîïû îäíà èìïðîâèçèðîâàííàÿ øèíà íàêëàäûâàåòñÿ íà ïîäîøâó ñòîïû, à äðóãàÿ ïîä ïÿòêó ñ çàõâàòîì íèæíåé òðåòè ãîëåíè. Òàêèì îáðàçîì, ôèêñèðóåòñÿ âñÿ ñòîïà è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâ.
Ïðè ïåðåëîìå êîñòåé ãîëåíè øèíà íàêëàäûâàåòñÿ ïîä ìÿãêèå òêàíè ãîëåíè, äëèíîé îò ïÿòêè äî íèæíåé òðåòè áåäðà. Êîëåííûé ñóñòàâ äîëæåí áûòü ðàçîãíóò. Ôèêñèðóþò ãîëåíîñòîïíûé è êîëåííûé ñóñòàâû. Åñëè èñïîëüçóåòñÿ ñòàíäàðòíàÿ øèíà, òî åå ñãèáàþò ó ïÿòêè è äîâîäÿò äî êîí÷èêîâ ïàëüöåâ ñòîïû.
Ïðè ïåðåëîìå áåäðà èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû íàêëàäûâàþò ñíàðóæè îò áîêîâîé ïîâåðõíîñòè ñòîïû äî ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû; ñíèçó îò ïÿòêè äî ÿãîäèö; ñ âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ñòîïû äî ïðîìåæíîñòè. Òàêèì îáðàçîì, ôèêñèðóþòñÿ ãîëåíîñòîïíûé, êîëåííûé è òàçîáåäðåííûé ñóñòàâû.
Ïîðÿäîê îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ äîëæåí ñòðîãî ñîáëþäàòüñÿ. Ñàìûì îïàñíûì ïðè äàííûõ ïåðåëîìàõ ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå êðîâîòî÷àùåé ðàíû. Èñõîäÿ èç ýòîãî íåîáõîäèìî: ïåðâàÿ ïîìîùü ïåðåëîì
– îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå;
– îáðàáîòàòü êðàÿ ðàíû àíòèñåïòèêîì è íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó;
– èììîáèëèçîâàòü êîíå÷íîñòü.
Çàäà÷à ïåðâîé ïîìîùè – óìåíüøèòü áîëü, îáåñïå÷èòü ðàíåíîìó ïîëíûé ïîêîé è, ãëàâíîå, íå äîïóñòèòü ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé (ìûøö, ñóõîæèëèé), îêðóæàþùèõ ìåñòî ïåðåëîìà. Ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò óëîæèòü, óñïîêîèòü, äàòü îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî (àíàëüãèí, ïðîìåäîë) è ñîçäàòü íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ íà ðàíó íàêëàäûâàåòñÿ ñòåðèëüíàÿ ïîâÿçêà. Îêàçûâàÿ ïîìîùü ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ, íå ñëåäóåò áåç îñîáîé íåîáõîäèìîñòè ñíèìàòü îäåæäó, îáóâü ñ ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà. Èõ ëèøü ðàçðåçàòü â íóæíîì ìåñòå. Âïðàâëåíèå ïåðåëîìà äîïóñêàåòñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè êòî-ëèáî èç ñïóòíèêîâ âëàäååò òåõíèêîé ýòîé ïðîöåäóðû.
Çàêëþ÷åíèå
Ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ðàçëè÷àþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò âèäà ïåðåëîìà è ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî.
Ãëàâíîå íå ðàñòåðÿòüñÿ â òðóäíîé ñèòóàöèè, ëåãêî îïðåäåëèòü, ïåðåëîì ïåðåä íàìè èëè ïðîñòî óøèá, îêàçàòü ïîìîùü, êîòîðàÿ äåéñòâèòåëüíî ïîìîæåò ÷åëîâåêó, à íå ñäåëàåò òîëüêî õóæå.
Îñíîâíûå ïðèåìû è ñïîñîáû îêàçàíèÿ ïåðâîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè äîëæíû áûòü èçâåñòíû êàæäîìó.  ýòîì ñëó÷àå òàêèå, äàæå ýëåìåíòàðíûå, íî âñ¸ æå ïîêà äåéñòâåííûå ñîâåòû ïîìîãóò óáåðå÷ü ñåáÿ è îêðóæàþùèõ îò ëèøíèõ òðàâì è èõ ïîñëåäñòâèé.
Ïðîáëåìà ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ âñåãäà ÿâëÿëàñü çíà÷èìîé, êàê äëÿ îòäåëüíîãî èíäèâèäà, òàê è äëÿ ñîöèóìà. Âî âñåõ ÷åëîâå÷åñêèõ öèâèëèçàöèÿõ åñòü àíàëîã ïðîôåññèè «êîñòîïðàâà» – ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïðîôåññèîíàëüíî çàíèìàåòñÿ âîññòàíîâëåíèåì ñëîìàííûõ êîíå÷íîñòåé ëþäåé è æèâîòíûõ.
 ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà òîãî èëè èíîãî ñåãìåíòà êîíå÷íîñòè âàæíî â ìàêñèìàëüíî êîðîòêèå ñðîêè ñâîåâðåìåííî îêàçàòü ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü è äîñòàâèòü ïàöèåíòà â ñòàöèîíàð, ãäå íåîáõîäèìî ïîñòàâèòü äèàãíîç è îêàçàòü ñïåöèàëèçèðîâàííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.
Îäíî èç ãëàâíûõ óñëîâèé, êîòîðîå íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü äëÿ ïîëó÷åíèÿ ñòîéêîãî ðåçóëüòàòà – ëå÷åíèå ïåðåëîìà è ïîñëåäñòâèé òðàâì äîëæíî ïðîèñõîäèòü â ñòàöèîíàðíûõ óñëîâèÿõ. Òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå ïðîöåññ ëå÷åíèÿ áóäåò áûñòðûì, à ðåàáèëèòàöèÿ – ýôôåêòèâíîé.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. Çàêðûòûå òðàâìû êîíå÷íîñòåé. Êîòåëüíèêîâ Ã. Ï., Ìèðîøíå÷åíêî Â. Ô. Ìîñêâà 2009.
2. Ïîëÿêîâ Â. À. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî òðàâìàòîëîãèè. – Ì.: Ìåäèöèíà, 1980. – 272 ñ.
3. Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ïîä. ðåä. Àêàäåìèê Á.Â.Ïåòðîâñêèé. Ìîñêâà. 1981.
4. Ïåòðîâ Ñ. Â. Îáùàÿ õèðóðãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ. – 2-å èçä. – 2004. – 768 ñ.
5. Ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè.Åïèôàíîâ Â.À., Åïèôàíîâ À.Â. Ìîñêâà 2010.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник