5 класс ушибы и ссадины

5 класс ушибы и ссадины thumbnail
Поделиться с друзьями

Класс 5

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Цели и задачи:

образовательные:

• систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;

•     повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

•     позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

•  создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, аптечки (4 шт), презентация, учебники, ТПО.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.

Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

ХОД УРОКА

Ребята, посмотрите на доску. Какое грозное явление природы изображено на картинке? (цунами, ураган, извержение вулкана, гроза, наводнение, песчаная буря, лавина, землетрясение, лесной пожар)

-что такое цунами?

-что такое ураган?

-чем сопровождается извержение вулкана?

– опишите грозу

-что такое песчаная буря?

– как возникает лавина?

-что такое землетрясение?

-какие причины возникновения лесного пожара?

Ребята, что у нас получилось? (на слайде появляется красный крест)

А что он означает? (первую медицинскую помощь)

Какая тема сегодняшнего урока? (оказание первой помощи…)

А в каких случаях мы оказываем ПМП? (при различных травмах)(на слайде – тема урока)

А как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? (научимся оказывать первую помощь при различных видах травм)

Включение в работу. Отвечают на вопросы. Называют тему и цель урока.

7

3

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности. А какие травмы мы можем получить в горах? (переломы, растяжения, ушибы, солнечный удар, отравление, ожоги и др.) Сегодня мы с вами поговорим о четырех видах травм – это раны, ушибы, ожоги, солнечный удар.

Ребята, а собираясь в поход, что необходимо взять в первую очередь?

А что должно быть в каждой аптечке?

Да, правильно. А сейчас попробуйте собрать походную аптечку, работая в парах. На краю стола у вас лежат листочку, с перечисленными предметами, из которых вы должны собрать походную аптечку. Берите только самое необходимое!

Молодцы! А сейчас я вас научу, как правильно пользоваться походной аптечкой в походных условиях. Самым распространенным видом травм, которые могут случиться в походе, являются раны. Как правило, это небольшие раны — кто-то порезал руку, когда резал хлеб, у кого-то сорвался консервный нож, когда открывал консервы, и т. п. Помощь в этом случае очень проста. Надо дать немного стечь крови, чтобы вместе с ней удалить грязь, которая могла попасть в рану. Затем края раны обработать йодом или спиртом. Совсем небольшие раны можно смазать по всей поверхности. Затем заклеить лейкопластырем или забинтовать узким стерильным бинтом.

Небольшие ушибы — довольно часто встречающаяся в походе травма. Видя, что кожа не повреждена, юный турист склонен не придавать случившемуся значения, и скоро на месте ушиба появляются припухлость и кровоподтек. Ничего страшного тут нет, но радость от похода может быть испорчена. Поэтому надо помнить, что даже при небольшом ушибе нужно сразу же приложить к месту ушиба холод (носовой платок, смоченный в воде, какой-нибудь металлический предмет: нож, топор, кружку и т. д.). Холод способствует прекращению кровоизлияния в мягких тканях и предотвращает появление болезненных синяков и припухлостей. В случае сильного ушиба принимаются дополнительные меры — нужно создать покой травмированному органу (особенно это важно при ушибах суставов) и наложить давящую повязку. Ожоги возникают обычно в результате неосторожного обращения с костром либо общего беспорядка вокруг очага. Чаще всего это небольшие и неопасные ожоги: кто-нибудь взялся за горячую дужку ведра или, поправляя дрова, прикоснулся рукой к углям или пламени. При небольших ожогах рекомендуется побыстрее поместить место ожога в холодную воду минут на 15. Затем наложить компресс из марлевых салфеток, пропитанных раствором пищевой соды. Желательно, плюс к этому  на обожженное место накладывают минут на 15 тугую повязку, это в значительной мере предотвращает образование пузырей. А чтобы вы быстро смогли сориентироваться при получении какой либо травмы, составьте алгоритм ваших действий самостоятельно.

Мистер Гид предлагает нам передохнуть и полюбоваться природой. Но для этого нужно встать и повторять за мной.

Вправо-влево посмотри

И до речки добеги

Прыгай в речку и ныряй

Глубину ты всю узнай.

А теперь наверх бежим,

Быстрее ветра быть хотим.

Бабочка летит вдали

Мы поймать её хотим.

И за ней мы прыгаем, и руками дрыгаем.

Силы кончились, устали

А теперь мы посидим

Во время отдыха некоторые члены нашей группы получили травмы. Я предлагаю вам разделиться по 4 человека и оказать им первую помощь.

Отвечают на вопрос.

Аптечка

Йод, зеленка, бинты и др.

Один ученик зачитывает ответ, остальные либо соглашаются, либо нет, используя таблички красного и зеленого цвета.

Читайте также:  Ушиб прямой мышцы бедра лечение

Слушают рассказ учителя.

Составляют алгоритм действий при определённой травме.

Оказывают ПМП пострадавшим.

7

5

10

3

4

Подведение итогов, рефлексия

Учитель спрашивает, понравилось ли путешествие учащимся, трудно ли было им справляться с возникнувшими трудностями. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

5

5

Дом.зад.

Все вы, наверное, смотрели мультик «Аркадий Паровозов». Я предлагаю вам составить небольшой рассказ, в котором был бы пострадавший и вы оказывали ему первую помощь. Рассказ записать в рабочую тетрадь

Запись домашнего задания в дневник

1

Источник

Технологическая карта урока по ОБЖ в 5 классе.

Учитель ОБЖ: Юрьев А.В.

Задачи урока

1. Актуализировать и обобщить знания, полученные на прошлых уроках по теме «Оказание первой помощи».

2. Вызвать у учеников устойчивый интерес к данной теме, побудить к активной работе на уроке.

3. Систематизировать новое знание в процессе решения задач, поставленных на стадии вызова.

4. Подвести итог занятия и провести рефлексию учеников.

Предметные умения

УУД

Оценивать обстановку в ситуациях необходимости оказания первой помощи.

Определять необходимость вызова скорой помощи.

Оказывать первую помощь при некоторых видах повреждений.

Познавательные УУД: Анализировать необходимость применения полученных знаний.

Сопоставлять свои практические действия со знанием алгоритма.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Фронтальная, групповая.

Аптечка (бинт, жгут, стерильные салфетки, перекись водорода, йод, зеленка), подручные материалы для изготовления перевязи для иммобилизации конечностей и изготовления шины..

1. Вызов

– Что такое первая помощь?

– Кто может оказывать первую помощь?

– Какой порядок действий при оказании первой помощи?

– Какова последовательность (первоочередность) действий при непосредственном оказании первой помощи?

– Что такое ушиб и какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при ушибе?

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, литературы и др. источников о различных видах повреждений и формулируют вывод о необходимости изучения, отработки на практике приемов и способов оказания первой помощи.

2. Осмысление

Предлагает на основе имеющихся знаний попробовать сформулировать определение ушиба.
В ходе поиска определения ушиба задает вопросы для уточнения информации и выводит учеников на правильные ответы:

– Что такое мягкие ткани?

– Чем может быть вызвано появление боли, отека, синяка на месте повреждения?

– Какова первая реакция пострадавшего на ушиб? Что он делает и почему?

– Что можно использовать для длительного перетягивания места ушиба?

– Как действует на нервную систему холод?

– Где можно взять холод для снятия боли при ушибе?

– Итак, какая первая помощь может быть оказана при ушибах?

– Что надо учитывать, если на месте ушиба имеются ссадины?

– Какие способы остановки носового кровотечения вы знаете?

Ученики предлагают различные варианты определений, записывают новую информацию:

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей, вызванное ударом тупым предметом или падением с небольшой высоты.

– Кожные покровы, жировая прослойка, внутренние органы

– Сигнал нервной системы на повреждение кровеносных сосудов, истечение крови и появление гематомы и работа лимфосистемы.

– За место ушиба пострадавший хватается и прижимает – пережимает поврежденные кровеносные сосуды.

– Наложение тугой повязки на место ушиба.

– Заморозка служит обезболивающим средством.

– Лед, снег, продукты из холодильника, смоченное в холодной воде полотенце.

– При ушибах необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

– Необходимость продезинфицировать рану во избежание риска начала воспалительных процессов. Далее – тугая повязка и холод.

– Посадить пострадавшего, попросить его зажать ноздри и подержать их 10-15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

3. Рефлексия

Подводит итог занятия. Предлагает составить общий СИНКВЕЙН по теме урока.

Ученики работают над общим синквейном, предлагая свои варианты.

Источник

Последнее обновление: 21.01.2020

От того, насколько качественно и своевременно будет оказана первая помощь при ссадинах, во многом зависит скорость заживления повреждения. Поэтому каждый человек должен знать, что нужно делать в подобной ситуации и уметь компетентно оказать первую помощь при ушибах и ссадинах.

помощь при ссадинах - фото

Что это за травмы?

Чтобы разобраться с тем, как должна оказываться первая помощь при ссадинах, нужно выяснить, чем этот вид травм отличается от ран, ушибов, порезов и царапин.

Ссадина характеризуется поверхностным нарушением целостности эпидермиса. При этом более глубокие слои кожи (а также подкожный жир и мышцы) остаются неповрежденными. Площадь поражения может быть достаточно обширной, в связи с чем происходит повреждение мелких капилляров, находящихся близко к поверхности кожи. Чаще всего подобные травмы можно получить в быту, при неудачном падении и трении о шершавые поверхности (асфальт, землю), расчесах.

Сразу после получения травмы человек ощущает боль и жжение. Также имеет место кровотечение – обильное или менее интенсивное (в зависимости от глубины и обширности ссадины), отечность, припухлость и бледность близлежащей кожи. В течение первых 6-12 часов происходит подсыхание поврежденной поверхности с образованием тонкой защитной плёночки. Именно в это время важно как можно скорее и качественнее оказать первую медицинскую помощь при ссадинах, так как в них возможно попадание болезнетворных микроорганизмов, особенно если имел место контакт с землей (в таком случае возможно даже заражение столбняком).

В отличие от ссадины, рана является более серьезной и глубокой травмой, которая касается не только поверхностного слоя кожи, но и подкожной клетчатки, мышц, а в особо тяжелых случаях – даже внутренних органов. Она отличается сильным кровотечением и зиянием. Лечение раны намного более сложное по сравнению с оказанием первой помощи при ссадинах и должно производиться медицинским сотрудником.

Если рана и ссадина сопровождаются кровотечением, то ушиб обычно обходится без кровопотери. Он представляет собой травму, полученную вследствие удара тупым предметом, и сопровождается повреждением поверхностного слоя кожи, клетчатки, мышц, в некоторых случаях – надкостницы и костей. Если имел место сильный удар, возможно нарушение целостности костей вплоть до переломов и вывихов, а также ушиб внутренних органов. Травма может сопровождаться ссадинами, поэтому при их наличии лечение должно начинаться с оказания первой помощи при ушибах и ссадинах.

Читайте также:  Ушиб это травма легкой степени тяжести

Царапины обычно имеют линейную форму и отличаются небольшой глубиной (поражается только верхний слой кожи). Царапины легко получить в быту, особенно контактируя с домашними животными. Лечение царапин обычно не составляет труда, а для заживления требуется немного времени. Однако в некоторых случаях может произойти инфицирование (например, если царапина была нанесена когтями домашнего животного или грязным острым предметом), поэтому первая помощь при царапинах должна оказываться так же своевременно, как и при ссадинах.

Стадии заживления: что учитывать при оказании первой помощи?

Первая помощь при ссадине на колене или любом другом участке тела должна оказываться в соответствии с периодом восстановления кожи. Разумеется, чем раньше будут произведены первые лечебные мероприятия, тем лучше. Однако в некоторых случаях первая медицинская помощь при ушибах и ссадинах может быть оказана только спустя несколько часов после получения травмы, поэтому вы должны знать, как выглядит травма на каждом этапе восстановления:

  • В течение первых нескольких часов поверхность поврежденного участка имеет насыщенный красный цвет с розовым отливом. Она расположена несколько ниже по сравнению с неповрежденной кожей и имеет влажную поверхность.
  • Спустя сутки припухлость вокруг ссадины спадает, а болезненные ощущения идут на спад.
  • На вторые сутки место травмы находится немного выше неповрежденной кожи за счет того, что на ее поверхности появляется корочка. Начиная с этого времени, ранка постепенно сморщивается и уменьшается в размерах.
  • На пятый день края струпа становятся слегка подрытыми, а область кожи вокруг него начинается шелушиться.
  • Корочка самостоятельно отпадает приблизительно на 7-10 день, после чего на ее месте можно наблюдать бледно-розовую слегка лоснящуюся кожу.
  • Окончательное исчезновение следов травмы можно ожидать на 10-30 сутки.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах

Первая помощь при обработке ссадин и ран должна включать в себя несколько этапов: остановку кровотечения, очищение и обработку обеззараживающими средствами.

Первый этап- остановить кровотечение. Для этого возьмите чистую марлевую повязку (в идеале – стерильную) и приложите ее к месту повреждения, слегка придавливая. Если кровотечение продолжается более четверти часа, нужно обратиться в больницу.

Чтобы удалить с поверхности ссадины частички земли и другие загрязнения, необходимо промыть ее под несильной струей чистой воды (лучше всего прохладной или комнатной температуры) с детским или специальным антибактериальным мылом (например, Safeguard). Это поможет защититься от проникновения бактерий. Особенно большую опасность представляет возможность заражения столбняком, поэтому если в ранку попала земля, необходимо обязательно обратиться к врачу. Это же относится к тем случаям, когда ребенок не подвергался вакцинации против данного заболевания.

Далее необходимо обработать поврежденное место антисептическим средством. Для этого хорошо подходит раствор перекиси водорода. Затем нужно нанести на кожу вокруг ссадины спиртовой раствор йода или зеленки. При этом следите за тем, чтобы эти средства не попали непосредственно в место повреждения.

Далее необходимо наложить стерильный бинт и закрепить его при помощи лейкопластыря. Если же ссадина имеет небольшую площадь, лучше обойтись без повязки, так как такая ранка заживет быстрее.

Когда образуется струп, его ни в коем случае нельзя отрывать самостоятельно. Нужно дождаться, пока корочка не отпадет сама.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах: народные средства

Всем с детства знаком такой рецепт: при небольших ранках нужно сорвать лист подорожника, промыть его и размять до состояния кашицы, после чего наложить на место повреждения.

Ускорить заживления ссадины помогает отвар коры дуба. Столовую ложку этого средства нужно залить водой и кипятить на маленьком огне четверть часа, после чего настаивать еще в течение часа. В полученном отваре нужно вымочить бинт или ватный диск и прикладывать к ссадинам.

Также можно использовать репчатый лук. Его нужно растереть до состояния кашицы, завернуть в бинт и прикладывать к поврежденному участку.

Использование средств народной медицины возможно только после консультации со специалистом.

Продукция «Ла-Кри» поможет при восстановлении кожи после ссадины

Теперь вы знаете, как и какую первую помощь следует оказать при ссадине. Но как ускорить процесс восстановления кожи, после того, как струп отпадет? Для этого можно использовать  восстанавливающий крем «Ла-Кри» с экстрактами череды, грецкого ореха, фиалки, солодки, бисабололом, пантенолом и маслом авокадо. Это средство оказывает восстанавливающий, успокаивающий и заживляющий эффект

Клинические исследования

Проведенные клинические исследования доказали эффективность, безопасность и переносимость продукции ТМ «Ла-Кри». Средства подходят для ежедневного ухода за детской кожей с легкой и средней формой атопического дерматита и в период ремиссии, сопровождающегося снижением качества жизни больных.

Крем «Ла-Кри» устраняет сухость и шелушение, сохраняет собственную влагу кожи, защищает ее от ветра и холода. Крем для чувствительной кожи уменьшает зуд и раздражение, снимает покраснение кожи, увлажняет и бережно ухаживает за ней.

Отзывы потребителей

Falen84 о креме Ла-Кри (otzovik.com)

«…Но по-настоящему крем “Ла-Кри” я оценила совсем недавно. У старшей дочки с начала той недели внезапно началась крапивница. Первоначально причиной аллергического дерматита врачи назвали пищевой аллерген. Мы изломали голову над вопросом : то это может быть таким?! Все обычно, все как всегда, ничего нового и экзотичного… Анализы показали отсутствие пищевого раздражителя. Но не суть. Факт то, что крапивница сопровождается зудом. Ужасно, когда чешется одно место, а когда зудит в нескольких – это вообще ад.

Антигистаминными препаратами ребенка пичкать постоянно не будешь – чревато последствиями. До врачей спасались “Супрастином”, после уколов “скорой” и визита к врачу – “Зиртеком”, но опять же : капли капаешь капли в ночь, утром кожные покровы почти чистые, а со второй половины дня сыпь начинает себя проявлять, а антигистамин давать еще рано. Единичные болячки зудели очень сильно, особенно пальцы ног. По себе знаю, что эта “чесотка” невыносима. Дите в ожидании вечерней дозы “Зиртека” рисковало известись и меня извести ( я очень переживала). Потому необходимо было средство для местного. точечного применения. Я сразу же вспомнила о “Ла-Кри”. Для достоверности “погуглила-пояндексила”. Вообще авторы медицинских статей при таком деле как крапивница рекомендуют “Фенистил”, но и “Ла-Кри” тоже вполне пригоден для снятия аллергической реакции. Просто о “Ла-Кри” видимо знают меньше – все же у “Фенистила” в свое время был широкий прокат рекламного ролика.

В общем, намазали мы зудящие “крапивные” места кремом “Ла-Кри”, и зудение исчезло тут же. Восстановился кожный комфорт. Дочь сказала, что еще крем приятно смягчил кожу, что в нашем случае несомненный бонус – мазаться привычными кремами ( в том числе и детским кремом) на период апогея дерматита и его лечения было запрещено. А дочкина кожа – вся в меня! – также страдает от сезонной отопительной пересушки. Так вот и спасались при помощи “Ла-Кри” от некоторых беспокойных болячек, пока они совсем не сошли, благодаря комплексному лечению. “Ла-Кри” – славный крем!

Вот почему в моем детстве не было подобных средств? Комары были, да еще и позлее в деревне, а спасения от их укусов по сути не было. Да еще и ежегодно в конце июля-начале августа у меня, что тогда, что сейчас начинается аллергическая реакция на ногах. Именно на стопах и до середины икры. Знаю, что это реакция на какое-то цветение в сельской местности. В городе такого не наблюдается. Сейчас-то можно намазаться современными средствами, а в детстве от этих прыщей был явный дискомфорт, по которому никто не заморачивался : само приходило – само уходило. Так что радуюсь за своего ребенка, за детей в целом, что в этом сложном мире не приходится терпеть лишнее, ненужное, малоприятное».

KARAKALKA (otzovik.com)

«Приветствую всех читателей моего отзыва.Вот и пришло, наконец, к середине июня лето и в наши края. Погода уже несколько дней стоит просто чудесная, поэтому много времени проводим на даче. С наступлением тепла ещё больше активизировались комары и прочие кровососы, и почему-то от их укусов страдают в первую очередь дети. Различные защитные спреи применяем постоянно, но польза от них мало ощущается-ребёнок искусан с головы до ног. Места укусов опухли и сильно чешутся. Но я предусмотрительна, и к началу лета всегда запасаюсь средствами для устранения последствий укусов. Хочу рассказать вам об одном из них – креме для чувствительной кожи “Ла-Кри”. Изготавливает его фармацевтическая компания ЗАО «Вертекс»…

…И на коробке, и на тубе мы можем прочитать о предназначении крема Ла-Кри. Производитель также заявляет, что крем эффективен для снятия зуда после укусов насекомых и ожогов растениями.

Крем я покупала, в основном, для ребёнка, поэтому мне очень важно было знать его состав. Он оказался максимально натуральным, включающим в себя следующие компоненты:

  • Экстракт солодки
  • Бисаболол
  • Экстракт фиалки
  • Экстракт череды
  • Экстракт грецкого ореха

Все они обладают противовоспалительным, противоаллергическим и противозудным действием…

..Крем обладает светло-бежевым цветом и очень тонким приятным растительным ароматом. Он не содержит красителей и отдушек и подходит для детей даже грудного возраста, о чём свидетельствует пометка 0+. Длительность применения средства тоже не ограничивается.

При нанесении на кожу, крем Ла-Кри впитывается быстро. Действовать начинает почти моментально. Ребёнка перестают беспокоить места укусов, и исчезает потребность почесать их. По моим наблюдениям, эффект от применения крема довольно длительный. Имеют место и внешние изменения в виде снятия красноты и уменьшения припухлости.

Крем для чувствительной кожи “Ла-Кри” в нашем случае оказался весьма действенным, поэтому я смело могу рекомендовать его, тем более летом, когда он больше всего актуален. По всем критериям он заслуживает, на мой взгляд, высшей оценки.

Надеюсь, что мой отзыв будет полезен. Благодарю за внимание».

Источники:

  1. Кильдиярова Рита Рафгатовна, Педиатру на каждый день. Руководство для врачей, ГЭОТАР-Медиа, 2019.
  2. Чуролинов Петр, Фитотерапия в дерматологии и косметике, Медицина и физкультура, 1979.
  3. Шнайдерман Пол, Гроссман Марк, Дифференциальная диагностика в дерматологии. Атлас, Бином, 2017.
Читайте также:  Открытый перелом черепа ушиб головного мозга

Читайте также

Как правильно ухаживать за кожей лица в домашних условиях, чтобы выглядеть эффектно и здорово? Какие средства подойдут для ухода за проблемной кожей лица?

Царапина представляет собой нарушение целостности поверхностного слоя кожи (эпидермиса), полученное от контакта с тонким острым предметом и обычно имеющее линейную форму.

Рана представляет собой повреждение целостности кожи или слизистой оболочки (в некоторых случаях также мышц, сухожилий и внутренних органов), которое происходит под воздействием механических, термических или химических факторов. 

Каждый человек, получивший то или иное повреждение кожных покровов, подкожной жировой клетчатки, сухожилий и мышц, должен помнить о возможности воспаления раны.

Дети всегда активны, любят бегать и играть в подвижные игры. А это значит, что мелкие травмы для них – не редкость. 

Источник