Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Физическая реабилитация при переломе костей стопы thumbnail
Поделиться с друзьями

Лечение перелома любой кости предполагает иммобилизацию, то есть фиксацию положения на долгий срок. За это время кость должна срастись. Долгая неподвижность приводит к нарушению эластичности мышц и связок, ослаблению кровотока, потере подвижности сустава. Стопа принимает на себя вес тела, от ее гибкости зависит походка и удержание равновесия.

Перелом нижней части конечности – частая травма. Важно не просто вылечить перелом стопы – реабилитация после травмы позволит полноценно двигаться, предотвратить отеки и болезненность ноги и избежать последствий.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Виды переломов стопы

Скелетную часть стопы составляют 26 костей. Переломы этой части тела более характерны для взрослых. Они возникают обычно:

  • при прыжках с высоты (страдает чаще пяточная часть);
  • при резком смещении влево и вправо;
  • от падения на ногу тяжелых предметов, особенно с резкими гранями и краями.

Падение предметов обычно провоцирует травмирование плюсневых костей, которые могут ломаться не по одной. Еще одной нередкой причиной переломов является усталость и чрезмерная нагрузка. Стопа часто травмируется у профессиональных танцоров, спортсменов, у которых перенапряженные мышцы и связки не в состоянии защитить скелет.

При травме повреждаются также окружающие ткани и сосуды.

Повреждения костей делят на виды:

  • со смещением – лечение и реабилитация осложняются из-за усиленного травмирования тканей и необходимости возврата костей в естественное положение;
  • без смещения;
  • открытый;
  • закрытый.

Травма может быть множественной, внутрисуставной. Могут быть повреждены любые кости. Наиболее часто сломанными оказываются плюсневые части скелета. Другие виды переломов:

  • пальцев;
  • предплюсны;
  • ладьевидной;
  • клино- и кубовидных костей.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

При травме любой части наблюдается схожая симптоматика, для выявления места разрушения назначают рентген. Симптомом повреждения скелета нижней части конечности являются:

  • боль, невозможность наступить на ногу;
  • отек и покраснение;
  • деформация, нарушение естественного вида.

Для лечения проводят иммобилизацию, фиксируя правильное положение. Нередко необходима операция, чтобы вернуть кости на естественное место и удалить осколки.

Важно: даже неосложненный перелом небольших костей требует обращения к врачу, наложения гипса или тугой повязки и реабилитационных мероприятий.

Особенности реабилитации после перелома стопы

Гипс или фиксирующая повязка накладывается на срок от 3-4 недель до нескольких месяцев при осложненных травмах. Реабилитация начинается после окончания иммобилизации и продолжается до года.

Ее основные задачи:

  • предотвратить контрактуру (ограничение подвижности);
  • побороть атрофию мышц;
  • вернуть нормальную походку.

Готовиться к снятию гипса нужно заранее. При несложных травмах через 2-3 недели после фиксации рекомендуется снимать лангету и совершать движения в голеностопном суставе, не опираясь на конечность. Также рекомендованы комплексы упражнений для улучшения кровообращения, которые не задействуют больную ногу, но улучшают в ней кровоток.

После снятия повязки реабилитация включает:

  • массаж;
  • физиопроцедуры;
  • ЛФК;
  • диета, которая начинается еще при лечении;
  • ношение специальной обуви, стелек, супинаторов.

Комплексный подход к восстановлению позволяет быстрее вернуть полноценную двигательную функцию.

Массаж

Массажные действия выполняют еще до снятия повязок на свободную часть конечности. После освобождения ноги нужно научиться основным приемам у медперсонала и выполнять разминание ноги самостоятельно или с помощью родственников. Лучшим вариантом будет профессиональный массаж у специалиста.

Массаж способствует улучшению движения крови и лимфы, повышает тонус сосудов и мышц, помогает снять отеки.

Физиопроцедуры

Аппаратные процедуры можно начинать во время иммобилизации и продолжать после снятия гипса. Показаны следующие виды лечения:

  • УВЧ;
  • амплипульс;
  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • ультразвук;
  • воздействие лазером;
  • переменные токи.

Аппаратные методы улучшают микроциркуляцию, помогают рассасыванию отеков, гематом, ускоряют формирование костной мозоли.

Так, например, после двухлодыжечного перелома с подвывихом стопы реабилитация включает:

  • ультразвуковые процедуры;
  • ионофорез;
  • грязелечение;
  • ванны с теплой минеральной водой.

Последовательность проведения процедур определяет врач. Из-за долгой иммобилизации после такого перелома функции стопы восстанавливаются долго.

ЛФК

Комплекс упражнений лечебной физкультуры выбирается с учетом места и характера травмы, индивидуально в каждом случае. Нормированные упражнения помогают восстановить мышечную память, улучшить трофику тканей, простыми действиями подготовить к полноценному участию ноги в движении.

Диета

Правильно сформировать рацион питания необходимо сразу после травмы. Он поможет повысить иммунитет и укрепить кости.

Полезны:

  • продукты с высоким содержанием кальция, витаминов D, C, группы B – морская рыба, бананы, соя, орехи;
  • фрукты и овощи;
  • растительное масло;
  • крупы;
  • нежирные бульоны;
  • кисломолочные продукты.

Следует отказаться от чрезмерного употребления сладкого, алкоголя, кофеиносодержащих напитков.

Осложнить лечение перелома и процесс реабилитации могут сопутствующие заболевания и состояния:

  • варикозная болезнь;
  • сахарный диабет и другие гормональные расстройства;
  • остеопороз;
  • пожилой возраст;
  • общее ослабление иммунитета.

В этом случае к восстановительному периоду нужно отнестись с особым вниманием.

Этапы реабилитации

Находясь в гипсе, необходимо выполнять упражнения для бедренного и коленного суставов, чтобы поддерживать тонус мышц и улучшать кровоснабжение.

Мероприятия по восстановлению функций нужно проводить последовательно, чтобы не перегрузить конечность чрезмерными нагрузками. Основные этапы правильной реабилитации:

  1. Первый этап. Начинать восстановление нужно с разогревания стопы массажем. Для этого подходят простые действия по разминанию ноги без использования силы. Движения легкие, разминающие и поглаживающие. Не нужно сразу пытаться ходить, особенно без костылей. Эта ошибка часто встречается во время реабилитации пациентов с переломом плюсневой кости стопы.
  2. Второй этап. Во время второго этапа нужно подключать специально подобранный комплекс ЛФК, регулярно увеличивая нагрузку. Ходьба необходима. Важно сразу правильно ходить, не допуская хромоты, которая может закрепиться в сознании. Необходима тренировка свода стопы, мышцы которого атрофировались в результате неподвижности.
  3. Третий этап. Во время заключительного этапа нельзя прекращать упражнения, следует продолжать придерживаться диеты, посещать физиопроцедуры. В этот период подключаются задания на развитие рессорных функций – небольшие прыжки.

Результатом реабилитационного периода должна стать полная подвижность суставов, ровная походка без хромоты. Для облегчения передвижения нужно продолжать носить супинаторы. Это обязательно для реабилитации пациентов с любой локализацией травмы, не исключая перелом пятой плюсневой кости стопы, который встречается наиболее часто.

Реабилитационные упражнения

Упражнения нужно выполнять несколько раз в день, не допуская чрезмерной усталости и боли. Они помогают снять отеки и болезненность, вернуть подвижность и эластичность мышц. Полезны упражнения на сгибание и разгибание пальцев, повороты стопы и движения всей конечности.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Приведем несколько типичных упражнений, рекомендованных при реабилитации после перелома 5 плюсневой кости стопы:

  1. Больная стопа на колене здоровой ноги – сгибать и разгибать пальцы. 10-15 повторов.
  2. Положение то же. Поворот внутрь и наружу. 10 раз.
  3. Вращение в голеностопном суставе по часовой стрелке, затем против.
  4. Сидя на стуле. Разбросать мелкие предметы, захватывать их пальцами ноги.
  5. Сидя. Катать больной ногой по полу мячики разных размеров.
  6. Стоя. Переносить тяжесть тела по очереди на разные ноги.
  7. Стоя. Вставать по очереди на носки и на пятки.
  8. Стоя или сидя. Больной ногой толкать к стене и ловить легкий мячик.
  9. Ходить по ткани, зацепляя ее пальцами и приподнимая.
  10. Стоя. Переносить тяжесть по очереди на внутреннюю и внешнюю часть стопы.
  11. Махи ногой с большой амплитудой, поочередные подъемы конечностей для укрепления бедренных мышц.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Во время ходьбы нужно удерживать осанку и стараться сразу вернуться к правильной походке. При возникновении отеков следует сообщить врачу.

К сведению: для уменьшения боли можно воспользоваться разогревающими мазями типа Троксевазин, Лиотон или другими, по совету травматолога.

Также на одном из последних этапов можно подключать упражнения на баланс борде:

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Постскриптум

Правильная выбранная схема реабилитации помогает избежать неприятных последствий травмы:

  • плоскостопия;
  • хромоты;
  • роста пяточной шпоры;
  • искривления пальцев;
  • контрактуры суставов.

Восстановительный период не менее важен, чем правильная фиксация костей при лечении. При недостаточной настойчивости в занятиях и тренировках полную подвижность конечности можно утратить. Своевременное начало, точное следование рекомендациям травматолога, терпение и трудолюбие помогут полностью восстановить двигательные функции и успешно закончить лечение перелома стопы.

Источник

Перелом голеностопного сустава приводит к достаточно длительной реабилитации. Считается, что более 10% всех случаев травм костей скелета попадает на эту область. Чтобы быстрее восстановить поврежденную стопу, нужно провести ряд мероприятий.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Виды переломов стопы

Реабилитация после перелома костей стопы зависит от характера и сложности самого повреждения. Перелом может быть открытым или закрытым, со смещением или без смещения. Его делят на такие виды, в зависимости от линии разлома:

  • косой;
  • продольный;
  • поперечный;
  • винтообразный;
  • оскольчатый.

Повреждения стопы подразделяются на патологические и травматические.

Когда на кость оказывается сильное внешнее воздействие, например, удар ногой о твердую поверхность и упавший тяжелый предмет, перелом называют травматическим. Некоторые заболевания или осложнения после перенесенных болезней снижают уровень кальция и прочность костной ткани, в результате чего кость ломается. Такие переломы называют патологическими.

Среди основных симптомов, сопровождающих перелом, выделяют сильный боль, отек и синяк в травмированной области. Боль усиливается при любой нагрузке на поврежденную ногу.

Голеностопный сустав правой ногиГоленостопный сустав правой ноги

Назначение ЛФК после перелома стопы

Реабилитация после перелома стопы ставит такие задачи перед больным:

  • восстановление подвижности стопы;
  • активизация тонуса связок и мышц поврежденной области;
  • укрепление основания голеностопа;
  • устранение отечности и активизация обменных процессов;
  • возвращение нормальной походки.

Основные методы лечения включают:

  • ЛФК — комплекс двигательных и гимнастических упражнений;
  • массаж;
  • ортопедическая обувь, супинатор;
  • питьевой режим (не менее двух литров в сутки).

Лечебная физкультура назначается с первого дня травмы и продолжается на протяжении нескольких месяцев до полного восстановления.

Описание комплексов упражнений

Лечебные методики, направленные на реабилитацию после перелома стопы в домашних условиях, включают утреннюю зарядку, упражнения стоя, упражнения в движении, упражнения в положении сидя.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Утренняя зарядка — так называемая гигиеническая зарядка, которую нужно проводить сразу после пробуждения. Она состоит из трех частей. Первую часть необходимо выполнять в кровати — сгибать и разгибать пальцы ноги, вращать ее наружу и внутрь, делать круговые движения. Затем рекомендуется выполнять самомассаж с кремом или мазью.

Обще развивающие упражнения, которые необходимо проводить утром:

  • последовательный подъем на пальцы ног и опускание на пятки;
  • колено одной ноги сгибается, руки опираются о стену; вторая нога отведена назад на пальцы; икроножная мышца и ахиллово сухожилие сильно растягиваются;
  • стопы, стоящие параллельно друг к другу, перекатываются с наружной к внутренней части;
  • колени поднимаются к груди, голеностоп тянется;
  • выпад в бок с поворотом туловища в сторону.

Важно. Лучше всего проводить упражнения босиком на протяжении 30-40 минут.

Реабилитация после перелома стопы:

  • пальцы ног сгибаются таким образом, что упор делается на внешнюю сторону стоп;
  • перекаты с пятки на носок;
  • положение полуприсед, стопы одновременно перекатываются налево и направо;
  • положение присед, пятки оторваны от пола.

Данные упражнения выполняются в 2 подхода по 10-15 раз.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Популярные упражнения в движении:

  • прыжки на месте: ноги ставятся врознь и вновь сводятся вместе;
  • ходьба спиной вперед;
  • ходьба на четвереньках;
  • подскоки правой и левой ногой поочередно;
  • бег трусцой.

В положении сидя также можно разминать поврежденную стопу:

  • теннисный шарик катается ногой назад и вперед;
  • тряпка или полотенце подбирается пальцами ног;
  • полотенце оборачивается вокруг голеностопа и тянется на себя;

Весь комплекс упражнений ЛФК, приведенных выше, рекомендуют закачивать статической позицией. Это может быть поза ласточки.

Также со временем можно добавить упражнения с еще одним популярным тренажером:

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Петр Попов разработал свою систему реабилитации стопы после перелома. Она основывается на микродвижениях, которые заставляют работать весь организм. Такая небольшая нагрузка на поврежденные кости, по мнению многих специалистов, дает лучший эффект.

Правила проведения упражнений для полного восстановления после перелома стопы

Условно процесс реабилитации стопы после перелома лодыжки можно разделить на три этапа.

1 этап

Пострадавшему назначаются минимальные нагрузки. Все упражнения должен рассчитывать врач, который определит их объем. Они назначаются индивидуально, в зависимости от характера перелома. 1 этап проходит во время лечения в стационаре.

Реабилитация после оперативного лечения перелома стопы назначается раньше, чем после снятия гипса.

2 этап

Вторая стадия лечения начинается тогда, когда человек возвращается домой после лечения в стационаре и начинает ходить без костылей. ЛФК специалист дает ряд рекомендаций, которые человек должен выполнять сам. Упражнения увеличивают нагрузку на голеностопный сустав. На данном этапе можно задействовать эспандеры, обручи и мячи.

3 этап

Последняя стадия реабилитации после перелома ладьевидной кости стопы проводится для того, чтобы восстановить функции поврежденной конечности в полной мере. Человек, перенесший травму, уже может выполнять обычные физические нагрузки и делать активные движения. Рекомендуется заниматься спортом, который будет задействовать голеностопный сустав. Это может быть легкий бег, плавание, упражнения с мячом, аэробика и пр.

Проводить упражнения всех трех этапов нужно регулярно, чтобы укрепить мышечно-связной аппарат и предупредить новые травмы.

Применение массажных процедур

Сеансы массажа проводятся на разных этапах лечения. В сочетании с другими терапевтическими методами они особенно эффективны, так как совершают:

  • устранение застойных явлений;
  • устранение остатков мышечной атрофии;
  • повышение эластичности мышц и связок;
  • улучшение подвижности составов стопы.

Физическая реабилитация при переломе костей стопы

Применение массажных процедур возможно при наличии гипса. Способы:

  • массажируют ту часть ноги, которая находится без гипса;
  • легкие и не частые постукивания по гипсу;
  • легкие нажатия на область ноги около гипса.

После удаления гипса процедуры, в основном, проводят специалисты, однако можно научиться технике самомассажа. Выполняются поглаживающие движения кончиками пальцев в обе стороны лодыжки, поперек и вдоль конечности. Нужно двигаться от голени до пальцев. Нельзя допускать дискомфорта, массаж не должен вызывать болезненные ощущения.

Дополнительные рекомендации

Чтобы сформировать естественный свод стопы после травмы и предупредить вывихи и переломы, нужно носить ортопедическую обувь. Она максимально комфортно фиксирует ногу и улучшает кровообращение.

Важно. Ортопедическая обувь предотвращает мозоли, отечность, усталость, помогает вылечить косточки на ногах и диабетическую стопу.

Каркасные стельки важны для реабилитации после перелома стопы, позволяя правильно распределить нагрузку и снизить болевые ощущения. При длительной ходьбе значительно уменьшается дискомфорт и увеличивается устойчивость.

В комплексе с ЛФК и массажем можно использовать народные средства, например, ванночки:

  1. 3 столовые ложки ромашки или череды заливаются 500 мл горячей воды, настаиваются на протяжении 1 часа. Жидкость процеживается и выливается в теплый тазик, куда нужно поместить ноги. Длительность процедуры — 20 минут.
  2. Полстакана морской соли растворяется в тазе с теплой водой. Ноги держат в емкости не меньше 15 минут.

Ответственное отношение к своему здоровью и регулярное выполнение комплексных упражнений ЛФК способствуют скорому выздоровлению и восстановлению всех функций поврежденной стопы.

Источник

ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè

ÒÅÌÀ:

«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñòîïû»

Äîíåöê 2009

Ïëàí

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà.

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà.

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ òàðàííîé, ïÿòî÷íîé è ïëþñíåâûõ êîñòåé.

4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ôëàíãîâ ïàëüöåâ.

5. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ Àõèëëîâîãî ñóõîæèëèÿ.

6. Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ïëîñêîñòîïèåì.

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà

Ïîâðåæäåíèå ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ÷àùå âñåãî áûâàåò â âèäå ðàñòÿæåíèÿ èëè ðàçðûâà íàðóæíîé (òàðàííî-ìàëîáåðöîâîé) ñâÿçêè è òðàâìû àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ. Ïðè÷èíîé ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâà íàðóæíîé ñâÿçêè îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ïîäâåðòûâàíèå ñòîïû, îñîáåííî ïðè âûïîëíåíèè îïîðíîãî ïðûæêà. Ðàñòÿæåíèå è ðàçðûâ íàðóæíîé ñâÿçêè ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèïóõëîñòüþ, îêîëîñóñòàâíûì êðîâîèçëèÿíèåì, à ïðè ðàçðûâå íàðóæíîé ñâÿçêè åùå è íàðóøåíèåì óñòîé÷èâîñòè ñòîïû. Ïðè ðàñòÿæåíèè è ðàçðûâå íàðóæíîé ñâÿçêè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó «ñàïîæîê» îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ãîëåíè ñ ìåòàëëè÷åñêèì ñòðåìåíåì. ËÔÊ ïðîâîäèòñÿ ïî òîé æå ñõåìå, ÷òî è ïðè ïåðåëîìå ëîäûæêè, íà÷èíàÿ çàíÿòèÿ ÷åðåç 2–3 äíÿ, êîãäà âûñîõíåò «ñàïîæîê».

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà

Íàèáîëåå ÷àñòîé òðàâìîé â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ÿâëÿåòñÿ ïåðåëîì ëîäûæêè è ïîâðåæäåíèå ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà. Ðàçëè÷àþò ñóïèíàöèîííûå ïåðåëîìû îäíîé èëè îáåèõ ëîäûæåê è ïðîíàöèîííûå ïåðåëîìû, íåðåäêî ñî÷åòàþùèåñÿ ñ ïåðåëîìîì ïåðåäíåãî èëè çàäíåãî êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû âíóòðåííåé èëè íàðóæíîé ëîäûæêè áåç ñìåùåíèÿ. Ëå÷àò ãèïñîâîé ïîâÿçêîé, íàëîæåííîé äî ÊÑ íà 3–4 íåäåëè, ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì è âûâèõîì ñòîïû èììîáèëèçàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ 6–8 íåäåëü. Áîëåå ñëîæíûå ïåðåëîìû ëîäûæåê, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ îòðûâîì çàäíåãî êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè, èììîáèëèçóþòñÿ 10–12 íåäåëü. Åñëè íå óäàåòñÿ ñîïîñòàâèòü îòëîìêè ðó÷íûì ñïîñîáîì, ïðîèçâîäÿò îñòåîñèíòåç ñïèöàìè, à ðàçðûâ äèñòàëüíîãî ñî÷ëåíåíèÿ êîñòåé ãîëåíè óñòðàíÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ «áîëòà-ñòÿæêè».

Ðåàáèëèòàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ â 3 ïåðèîäà. Îñîáåííîñòè åå ñëåäóþùèå.  ïåðâûé ïåðèîä äîçèðîâàííóþ íàãðóçêó íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü ïðè èçîëèðîâàííûõ ïåðåëîìàõ ëîäûæåê áåç ñìåùåíèÿ ðàçðåøàþò ÷åðåç íåäåëþ, à ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì – ÷åðåç 2.  ñëó÷àå îïåðàòèâíîãî ñîïîñòàâëåíèÿ îòëîìêîâ ñ ôèêñàöèåé ìåòàëëè÷åñêèìè êîíñòðóêöèÿìè íå ðàíüøå ÷åì ÷åðåç 3 íåäåëè, à ïðè îòðûâå çàäíåãî êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè – ÷åðåç 6–8 íåäåëü. Ñ öåëüþ ùàæåíèÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è âìåñòå ñ òåì äëÿ îáåñïå÷åíèÿ íàãðóçêè íà áîëüíóþ íîãó â ãèïñîâóþ ïîâÿçêó âìîíòèðóþò ìåòàëëè÷åñêîå ñòðåìÿ.

Âî âòîðîé ïåðèîä äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ ñ îïîðîé ñòîïû íà êà÷àëêó, ïåðåêàòûâàíèå öèëèíäðà èëè ãèìíàñòè÷åñêîé ïàëêè, òðåíèðîâêè íà âåëîòðåíàæåðå, ðàáîòó íà íîæíîé øâåéíîé ìàøèíå è äð. Öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü òðåíèðîâêè â áàññåéíå.  ýòî âðåìÿ áîëüíîé ñíà÷àëà ïåðåäâèãàåòñÿ ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé, à çàòåì ñ ïàëêîé, âàæíî ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì âûïîëíåíèåì âñåõ ýëåìåíòîâ õîäüáû.

 òðåòèé ïåðèîä, êîãäà àìïëèòóäà äâèæåíèé è ñîñòîÿíèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà âîññòàíîâëåíû, â òðåíèðîâêó âêëþ÷àåòñÿ õîäüáà, à çàòåì ïîäñêîêè, ïðûæêè è áåã. Íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü ñóñòàâ ýëàñòè÷åñêèì áèíòîì, íîñèòü îáóâü ñî ñòåëüêîé-ñóïèíàòîðîì äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïëîñêîñòîïèÿ.

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ òàðàííîé, ïÿòî÷íîé è ïëþñíåâûõ êîñòåé

Ñòîïà, âûïîëíÿÿ ôóíêöèþ îïîðû è äâèæåíèÿ, èãðàåò î÷åíü âàæíóþ ðîëü â ñòàòèêî-äèíàìè÷åñêîì ðàâíîâåñèè òåëà ÷åëîâåêà. Êðîìå òîãî, îíà âûïîëíÿåò ðåññîðíóþ ôóíêöèþ, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò ñìÿã÷åíèå îòòàëêèâàíèÿ âî âðåìÿ õîäüáû, áåãà, ïðûæêîâ, îáåðåãàþùóþ âíóòðåííèå îðãàíû îò ñîòðÿñåíèé è ðåçêèõ òîë÷êîâ. Ñòîïà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîâîëüíî ñëîæíûé îðãàí, îáðàçîâàííûé áîëüøèì êîëè÷åñòâîì êîñòåé è ñóñòàâîâ, ñîåäèíåííûõ áîëüøèì ÷èñëîì ñâÿçîê è ìûøö.

Ïðè ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè ñòîïû ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ âàæíîå çíà÷åíèå èìååò íå òîëüêî âîññòàíîâëåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè, íî è âîññòàíîâëåíèå ðåññîðíîé ôóíêöèè ñòîïû.

Ïåðåëîìû òàðàííîé êîñòè ïëþñíû. Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ òàðàííîé êîñòè áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ íà÷èíàåòñÿ ñ íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè íà 5–7 íåäåëü. Ïðè êîìïðåññèîííîì ïåðåëîìå òàðàííîé êîñòè áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ ãèïñîâóþ ïîâÿçêó íàêëàäûâàþò íà 2–4 ìåñÿöà.  ïåðâîì ñëó÷àå õîäèòü íà êîñòûëÿõ ðàçðåøàåòñÿ ñ 7-ãî äíÿ, âî âòîðîì – äëèòåëüíî îãðàíè÷èâàþò íàãðóçêó íà ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü. Ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû àíàëîãè÷íà îïèñàííîé ïðè ïåðåëîìå ëîäûæåê.

Ïðè ïåðåëîìàõ ïÿòî÷íîé êîñòè áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ íà 6–8 íåäåëü íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äî êîëåííîãî ñóñòàâà. Õîäüáà ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 1–2 íåäåëè ñ ïðèãèïñîâàííûì ñòðåìåíåì. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ ïîñëå ðåïîçèöèè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó ñ çàõâàòîì êîëåííîãî ñóñòàâà â ïîëóñîãíóòîì ïîëîæåíèè ïðè ïîäîøâåííîì ñãèáàíèè ñòîïû ñðîêîì íà 7–8 íåäåëü. Õîäüáà íà êîñòûëÿõ ðàçðåøàåòñÿ òàêæå ÷åðåç 1–2 íåäåëè.

Ïåðåëîìû ïëþñíåâûõ êîñòåé. Ïðè ïåðåëîìàõ ïëþñíåâûõ êîñòåé áåç ñìåùåíèÿ ãèïñ íàêëàäûâàåòñÿ äî êîëåííîãî ñóñòàâà. Ñðîê èììîáèëèçàöèè ïðè ïåðåëîìå îäíîé ïëþñíåâîé êîñòè – 3–4 íåäåëè, ïðè ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ è ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêî⠖ 8 íåäåëü.

Õîäüáà ðàçðåøàåòñÿ ïðè ïåðåëîìå îäíîé ïëþñíåâîé êîñòè ñ 3–7-ãî äíÿ ïîñëå íàëîæåíèÿ ãèïñà ñî ñòðåìåíåì. Ïðè ìíîæåñòâåííûõ ïåðåëîìàõ ïëþñíåâûõ êîñòåé äîçèðîâàííàÿ íàãðóçêà ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 6–7 íåäåëü ïîñëå òðàâìû.

4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ôëàíãîâ ïàëüöåâ

Ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ôàëàíã ïàëüöåâ
áåç ñìåùåíèÿ íà ïîâðåæäåííûé ïàëåö öèðêóëÿðíî íàêëàäûâàþò ëèïêèé ïëàñòûðü â íåñêîëüêî ñëîåâ íà 2–3 íåäåëè. Ïåðåëîìû îñíîâíîé ôàëàíãè ïàëüöåâ, îñîáåííî ïåðâîãî, ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ ëå÷àò îäíîìîìåíòíûì âïðàâëåíèåì èõ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íà 3 íåäåëè.

Ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè òðàâìàõ â îáëàñòè ñòîïû.
Ïîâðåæäåíèå êîñòíî-ñóñòàâíîãî, ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî è ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ñòîïû ìîæåò ïðèâåñòè ê ñòîéêîìó íàðóøåíèþ åå îïîðíîé è ðåññîðíîé ôóíêöèé, ïîýòîìó ïðè ëå÷åíèè è ðåàáèëèòàöèè ïîñòðàäàâøèõ äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ:

· òî÷íîå ðåïîíèðîâàíèå îòëîìêîâ è íàèëó÷øåå âîññòàíîâëåíèå êîíãðóýíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé,

· òùàòåëüíîå ìîäåëèðîâàíèå ñâîäîâ ñòîïû ïðè íàëîæåíèè ãèïñà,

· ñâîåâðåìåííîå íàçíà÷åíèå õîäüáû ñ äîçèðîâàííîé íàãðóçêîé,

· ñíÿòèå ãèïñîâîé ïîâÿçêè â îïòèìàëüíûå äëÿ êàæäîãî ïîâðåæäåíèÿ ñðîêè,

· ìàêñèìàëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè, íà÷èíàÿ ñ èììîáèëèçàöèîííîãî ïåðèîäà,

· íîøåíèå ñòåëüêè-ñóïèíàòîðà ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ èììîáèëèçàöèè è çàâåðøåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè.

 ïåðâîì ïåðèîäå (èììîáèëèçàöèîííîì) çàäà÷àìè ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ è ðåãåíåðàòèâíûõ ïðîöåññîâ â îáëàñòè ñòîïû è ïîâûøåíèå îáùåãî òîíóñà îðãàíèçìà. Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîò ïåðèîä îòíîñÿòñÿ: äâèæåíèÿ ïàëüöàìè, äàâëåíèå íà ïîäîøâåííóþ ïîâåðõíîñòü, ñîêðàùåíèå êîðîòêèõ ïîäîøâåííûõ ìûøö ïîä ãèïñîì, äâèæåíèÿ â êîëåííîì è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâàõ. Âî âðåìÿ õîäüáû íà êîñòûëÿõ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò äîçèðîâàííàÿ íàãðóçêà íà ïîâðåæäåííóþ íîãó è ïðàâèëüíàÿ ïîñòàíîâêà ñòîïû. Îñíîâíîé çàäà÷åé âòîðîãî ïåðèîäà ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèå îïîðíî-ðåññîðíîé ôóíêöèè ñòîïû, âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïîäâèæíîñòè âî âñåõ ñóñòàâàõ ñòîïû, óêðåïëåíèå ìûøö, ïîääåðæèâàþùèõ åå ñâîäû. Ïðè íàëè÷èè áàññåéíà óêðåïëåíèå ñòîïû ïðåäïî÷òèòåëüíåå íà÷èíàòü â íåì, ïðèìåíÿÿ ðàçëè÷íûå âèäû õîäüáû è óïðàæíåíèé â âîäå, ïëàâàíèå ñ ëàñòàìè.  çàëå ËÔÊ áîëüíûå âûïîëíÿþò øèðîêèé êðóã óïðàæíåíèé äëÿ ñòîïû ñ ðàçëè÷íûìè ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, à òàêæå òðåíèðîâêè íà òðåíàæåðàõ.  êîìïëåêñû óïðàæíåíèé âêëþ÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå óïðàæíåíèÿ íà ñóïèíàöèþ è ïðîíàöèþ ñòîïû, óäåðæàíèå ïàëüöàìè ðàçëè÷íûõ ìåëêèõ ïðåäìåòîâ; çàõâàòû ñòîïàìè íàáèâíûõ ìÿ÷åé, öèëèíäðîâ; ðàáîòà ñòîïîé íà ðàçëè÷íûõ òðåíàæåðàõ è äð. Äîëæíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèþ ïðàâèëüíîé õîäüáû.

Ê òðåòüåìó ïåðèîäó ïåðåõîäÿò, êîãäà áîëüíîé õîðîøî ïåðåäâèãàåòñÿ ñòîÿ. Îñíîâíûìè çàäà÷àìè òðåòüåãî ïåðèîäà ÿâëÿþòñÿ: îêîí÷àòåëüíîå âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé áèîìåõàíèêè õîäüáû, âîññòàíîâëåíèå ñïîñîáíîñòè áåãàòü, ïðûãàòü, âîññòàíîâëåíèå ñèëû è âûíîñëèâîñòè ìûøö ñòîïû.  ýòî âðåìÿ êðîìå óïðàæíåíèé âòîðîãî ïåðèîäà, íî ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ïîâòîðåíèé è ñ áîëüøèìè íàãðóçêàìè ïðèìåíÿþò áåã, ïîäñêîêè, íåáîëüøèå ïðûæêè íà ìÿãêîì ãðóíòå è äð.

5. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ Àõèëëîâîãî ñóõîæèëèÿ

Âñòðå÷àþòñÿ â âèäå ïîäêîæíîãî ÷àñòè÷íîãî èëè ïîëíîãî ðàçðûâà. Ïðè ÷àñòè÷íîì ðàçðûâå íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà, ïðè ïîëíîì ðàçðûâå ïðîèçâîäèòñÿ îïåðàöèÿ ñøèâàíèÿ ñóõîæèëèÿ. Ïîñëå îïåðàöèè áîëüíîìó íà 6 íåäåëü íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ëîíãåòó äî âåðõíåé òðåòè áåäðà è êëàäóò â ïîñòåëü ñ ïðèïîäíÿòîé êîíå÷íîñòüþ.

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðîâîäèòñÿ â ïàëàòå â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå, áîêó, æèâîòå, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ. Âûïîëíÿþòñÿ îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, îõâàòûâàþùèå âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, è ñïåöèàëüíûå (àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû, íàïðÿæåíèå òðåõãëàâîé ìûøöû ãîëåíè, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ êîëåííîãî è ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, àêòèâíûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå). Ýêñïîçèöèÿ èçîìåòðè÷åñêèõ íàïðÿæåíèé òðåõãëàâîé ìûøöû ãîëåíè äîëæíà óâåëè÷èâàòüñÿ ïîñòåïåííî îò 1–2 äî 6–8 ñ. Íàïðÿæåíèÿ ìûøö ÷åðåäóþò ñ äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè è óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå.

×åðåç 3 íåäåëè ëîíãåòó çàìåíÿþò ãèïñîâûì «ñàïîæêîì» (äî êîëåíà) èâ çàíÿòèå âêëþ÷àþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå. Ýôôåêòèâíû çàíÿòèÿ íà âåëîýðãîìåòðå è ãðåáíîì òðåíàæåðå.

Ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé ïåðèîä (1,5–3 ìåñÿöà). Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè ó áîëüíûõ íàáëþäàåòñÿ ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíàÿ êîíòðàêòóðà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, ãèïîòîíèÿ è ãèïîòðîôèÿ òðåõãëàâîé ìûøöû ãîëåíè, íàðóøåíèå ïîõîäêè. Áîðüáà ñ ýòèìè îñëîæíåíèÿìè è îïðåäåëÿåò çàäà÷è ýòîãî ïåðèîäà.  áëèæàéøèå 2 íåäåëè ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü äâèæåíèÿ ñòîïîé â òåïëîé âîäå (ñ ïîìîùüþ ëÿìîê è ñàìîñòîÿòåëüíî).  äàëüíåéøåì â çàíÿòèÿ âêëþ÷àþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ ñòîïîé (òûëüíîå è ïîäîøâåííîå ñãèáàíèå, êðóãîâûå äâèæåíèÿ), ïåðåêàòûâàíèå ñòîïàìè ìÿ÷à, ãèìíàñòè÷åñêîé ïàëêè. Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ëèêâèäàöèè êîíòðàêòóðû èìååò òðåíèðîâêà â õîäüáå. Öåëåñîîáðàçíî â ïåðâûå 2–3 äíÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà õîäèòü â îáóâè ñ êàáëóêàìè âûñîòîé 4–5 ñì, îñóùåñòâëÿÿ ïåðåêàò ñ ïÿòêè íà íîñîê ïðè ìèíèìàëüíîé äëèíå øàãà. Ïî ìåðå óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà âûñîòó êàáëó÷êà óìåíüøàòü (äî 2 ñì), óâåëè÷èâàòü äëèíó øàãà äî íîðìàëüíîãî.

 ýòîò ïåðèîä ýôôåêòèâíû çàíÿòèÿ â áàññåéíå, ãäå áîëüíûå âûïîëíÿþò ñëåäóþùèå óïðàæíåíèÿ: ïîäúåìû íà íîñêè, ïîëóïðèñåäàíèÿ íà íîñêàõ, õîäüáà íà íîñêàõ, ïëàâàíèå ñ ëàñòàìè òðåáîâàíèÿìè, ïðåäúÿâëÿåìûìè îðãàíèçìó ñïîðòñìåíà çàíÿòèÿìè ñïîðòîì.

Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìåþò äàííûå àíàìíåçà. Óêàçàíèÿ íà ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ è òðàâìû, ÷àñòîòó è êîëè÷åñòâî îáîñòðåíèé õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, îñëîæíåíèÿ ïðè ëå÷åíèè îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ âëèÿþò íà ïðèíÿòèå ýêñïåðòíîãî ðåøåíèÿ. Òùàòåëüíîé îöåíêå ïîäëåæàò êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè ñïîðòñìåíà. Ïîìèìî îáùåêëèíè÷åñêèõ ó÷èòûâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè (ïíåâìîòàõîìåòðèÿ, ÝÌÃ, ãîíèîìåòðèÿ, äèíàìîìåòðèÿ, ÐÍ-ìåòðèÿ, òîíóñîìåòðèÿ è ïð.). Ðó÷íûå òåñòû ïîìîãàþò îöåíèòü ñèëîâûå âîçìîæíîñòè îòäåëüíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï, óñòîé÷èâîñòü ñóñòàâîâ. Äâèãàòåëüíûå òåñòû, â îñíîâó êîòîðûõ ïîëîæåíû ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, íàèáîëåå èíôîðìàòèâíû: îíè íàèëó÷øèì ñïîñîáîì âûÿâëÿþò ñèëîâûå è àìïëèòóäíûå âîçìîæíîñòè, êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé ñïîðòñìåíà ïðè íàãðóçêàõ, ïðèáëèæåííûõ ê òðåíèðîâî÷íûì.

Ïîäëåæàò îöåíêå òàêæå âîçðàñò, ïîë, ñîöèàëüíûé ñòàòóñ ñïîðòñìåíà è ñïîðòèâíàÿ êîíúþíêòóðà (ñïåöèàëèçàöèÿ, êâàëèôèêàöèÿ, ñïîðòèâíûé ñòàæ, ðîëü ïàöèåíòà â êîìàíäå, êàëåíäàðü ïðåäñòîÿùèõ ñîðåâíîâàíèé è ïð.). Âñå ïîëó÷åííûå äàííûå ñîïîñòàâëÿþòñÿ ñ ïðåäñòîÿùèìè ñïîðòñìåíó ñïîðòèâíûìè íàãðóçêàìè. Îöåíêå ïîäëåæàò êîîðäèíàöèîííàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ ñëîæíîñòü, îáúåì, ìîùíîñòü íàãðóçîê, ðåæèì ìûøå÷íîé äåÿòåëüíîñòè è äðóãèå ïàðàìåòðû. Äëÿ ñïîðòñìåíîâ ñ ïîñëåäñòâèÿìè òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì âàæíî îöåíèòü êîíêðåòíîå âîçäåéñòâèå ñïåöèôè÷åñêèõ ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê íà òîò èëè èíîé ñóñòàâ, îòäåë ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà è äð.

Ñîïîñòàâëÿÿ âñå âûøåíàçâàííûå ôàêòîðû, ýêñïåðòíàÿ êîìèññèÿ âûíîñèò ñâîå ðåøåíèå:

· î âîçîáíîâëåíèè ñïîðòèâíîé òðåíèðîâêè (âîçìîæíî ñ íåêîòîðûì îãðàíè÷åíèåì);

· ñðîêàõ âîçìîæíîãî ó÷àñòèÿ â ñîðåâíîâàíèÿõ;

· ïðîäîëæåíèè ðåàáèëèòàöèè;

· ñïîðòèâíîé ïåðåîðèåíòàöèè;

· ïåðåõîä íà îçäîðîâèòåëüíóþ ôèçè÷åñêóþ êóëüòóðó.

6. Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ïëîñêîñòîïèåì

Ïîä ïëîñêîñòîïèåì
ïîíèìàþò äåôîðìàöèþ ñòîïû, çàêëþ÷àþùóþñÿ â óìåíüøåíèè âûñîòû ïðîäîëüíûõ ñâîäîâ â ñî÷åòàíèè ñ ïðîíàöèåé ïÿòêè è ñóïèíàöèîííîé êîíòðàêòóðîé ïåðåäíåãî îòäåëà ñòîïû. Èíîãäà ïëîñêîñòîïèå ñî÷åòàåòñÿ ñ âàëüãóñíûì ïîëîæåíèåì ñòîïû è íàçûâàåòñÿ ïëîñêîâàëüãóñíîé ñòîïîé. Ïðè ïëîñêîñòîïèè îäíîâðåìåííî ñ óìåíüøåíèåì ñâîäîâ ïðîèñõîäèò ñêðó÷èâàíèå ñòîï, â ñâÿçè ñ ÷åì îñíîâíàÿ íàãðóçêà ïðèõîäèòñÿ íà óïëîùåííûé âíóòðåííèé ñâîä. Ðåññîðíûå ñâîéñòâà ñòîïû ïðè ýòîì ðåçêî ñíèæàþòñÿ. Ðàçëè÷àþò ïðîäîëüíîå è ïîïåðå÷íîå ïëîñêîñòîïèå. Äàííàÿ ïàòîëîãèÿ íàáëþäàåòñÿ â ðàâíîé ñòåïåíè êàê ó ëèö ñèäÿ÷èõ ïðîôåññèé, òàê è ó âûïîëíÿþùèõ ðàáîòó ñòîÿ, îäíàêî ïîñëåäíèå æàëóþòñÿ íà áîëè â ñòîïàõ â 2 ðàçà ÷àùå, ÷åì ëèöà ñèäÿ÷èõ ïðîôåññèé.

 ñëó÷àå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïðîäîëüíîãî ïëîñêîñòîïèÿ äëèíà ñòîï óâåëè÷èâàåòñÿ â îñíîâíîì âñëåäñòâèå îïóñêàíèÿ ïðîäîëüíîãî ñâîäà, à ïðè ðàçâèòèè ïîïåðå÷íîãî ïëîñêîñòîïèÿ äëèíà ñòîï óìåíüøàåòñÿ çà ñ÷åò âååðîîáðàçíîãî ðàñõîæäåíèÿ ïëþñíåâûõ êîñòåé è îòêëîíåíèÿ ïåðâîãî ïàëüöà êíàðóæè. Ïëîñêîñòîïèå íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ìàññû òåëà: ÷åì áîëüøå ìàññà è, ñëåäîâàòåëüíî, íàãðóçêà íà ñòîïû, òåì áîëåå âûðàæåíî ïðîäîëüíîå ïëîñêîñòîïèå. Äàííàÿ ïàòîëîãèÿ èìååò ìåñòî â îñíîâíîì ó æåíùèí. Ïðîäîëüíîå ïëîñêîñòîïèå âåòðå ÷àåòñÿ ÷àùå âñåãî â âîçðàñòå îò 16 äî 25 ëåò, à ïîïåðå÷íîå – â 35-50.

Ïî ïðîèñõîæäåíèþ ïëîñêîñòîïèÿ ðàçëè÷àþò âðîæäåííóþ ïëîñêóþ ñòîïó, òðàâìàòè÷åñêóþ, ïàðàëèòè÷åñêóþ, ðàõèòè÷åñêóþ è ñòàòè÷åñêóþ.

Âðîæäåííîå ïëîñêîñòîïèå óñòàíîâèòü ðàíüøå 5–6-ëåòíåãî âîçðàñòà íå ëåãêî, òàê êàê ó âñåõ äåòåé ìîëîæå ýòîãî âîçðàñòà îïðåäåëÿþòñÿ âñå ýëåìåíòû ïëîñêîé ñòîïû, îäíàêî ïðèáëèçèòåëüíî â 3% âñåõ ñëó÷àåâ ïëîñêîñòîïèÿ ïëîñêàÿ ñòîïà áûâàåò âðîæäåííîé.

Òðàâìàòè÷åñêîå ïëîñêîñòîïèå – âñëåäñòâèå ïåðåëîìà ëîäûæåê, ïÿòî÷íîé êîñòè, ïðåäïëþñíåâûõ êîñòåé.

Ïàðàëèòè÷åñêàÿ ïëîñêàÿ ñòîïà – ðåçóëüòàò ïàðàëè÷à ïîäîøâåííûõ ìûøö ñòîïû è ìûøö, íà÷èíàþùèõñÿ íà ãîëåíè (ïîñëåäñòâèÿ ïîëèîìèåëèòà).

Ðàõèòè÷åñêîå ïëîñêîñòîïèå îáóñëîâëåíî íàãðóçêîé òåëà íà îñëàáëåííûå êîñòè ñòîïû.

Ñòàòè÷åñêîå ïëîñêîñòîïèå, âñòðå÷àþùååñÿ íàèáîëåå ÷àñòî (82,1%), âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ñëàáîñòè ìûøö ãîëåíè è ñòîïû, ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà è êîñòåé.

Ëå÷åíèå è ðåàáèëèòàöèÿ. Îñíîâíîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ èñïðàâëåíèå äåôîðìàöèè ñòîï, óêðåïëåíèå ìûøö ñòîïû è ãîëåíè. Ïîä èñïðàâëåíèåì äåôîðìàöèè ñòîï ïîíèìàåòñÿ óìåíüøåíèå èìåþùåãîñÿ óïëîùåíèÿ ñâîäîâ, ïðîíèðîâàííîãî ïîëîæåíèÿ ïÿòîê è ñóïèíàöèîííîé êîíòðàêòóðû ïåðåäíåãî îòäåëà ñòîïû.

Ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö ãîëåíè è ñòîïû â íà÷àëå ëå÷åáíîãî êóðñà ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü è ëåæà è ñèäÿ. Èñêëþ÷àþòñÿ íåðàöèîíàëüíûå ïîëîæåíèÿ ñòîÿ, îñîáåííî ñ ðàçâåðíóòûìè ñòîïàìè, êîãäà ñèëà òÿæåñòè ïðèõîäèòñÿ íà âíóòðåííèé ñâîä ñòîïû. Óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò ÷åðåäîâàòü ñ îáùå-ðàçâèâàþùèìè äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï è ñ óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå. Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ èìåþò îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïëîñêîñòîïèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé ôèçè÷åñêè îñëàáëåííûõ.

Îñíîâíîé ïåðèîä ëå÷åáíîãî êóðñà íàïðàâëåí íà äîñòèæåíèå êîððåêöèè ïîëîæåíèÿ ñòîïû è çàêðåïëåíèÿ åãî. Ñ ýòîé öåëüþ èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüøåáåðöîâûõ ìûøö è ñãèáàòåëåé ïàëüöåâ ñ óâåëè÷èâàþùåéñÿ îáùåé íàãðóçêîé, ñîïðîòèâëåíèåì, ñ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþùåéñÿ ñòàòè÷åñêîé íàãðóçêîé íà ñòîïû (ñ ó÷åòîì äîñòèãíóòîé êîððåêöèè), óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè (çàõâàò ïàëüöàìè ñòîï øàðèêîâ, êàðàíäàøåé è èõ ïåðåêëàäûâàíèå, êàòàíèå ïîäîøâàìè íîã ïàëêè è ò.ï.). Äëÿ çàêðåïëåíèÿ êîððåêöèè èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ â ñïåöèàëüíûõ âèäàõ õîäüáû – íà íîñêàõ, íà ïÿòêàõ, íà íàðóæíîì ñâîäå ñòîï, ñ ïàðàëëåëüíîé ïîñòàíîâêîé ñòîï. Äëÿ óñèëåíèÿ èõ êîððèãèðóþùåãî ýôôåêòà ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå ïðèñïîñîáëåíèÿ – ðåáðèñòûå äîñêè, ñêîøåííûå ïîâåðõíîñòè è ò.ï. Âñå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ â ñî÷åòàíèè ñ óïðàæíåíèÿìè, íàïðàâëåííûìè íà âîñïèòàíèå ïðàâèëüíîé îñàíêè, îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè è â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòíûìè îñîáåííîñòÿìè çàíèìàþùèõñÿ.

Âàæíûì ýëåìåíòîì ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð (òåïëûå âàííû, ëàìïà Ñîëëþêñ, ëîêàëüíîå îòðèöàòåëüíîå äàâëåíèå è äð.) è ìàññàæà ñòîï è â öåëîì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ñëîæíûå äåôîðìàöèè òðåáóþò