Как уберечься от порезов ушибов переломов

Как уберечься от порезов ушибов переломов thumbnail
Поделиться с друзьями

Травмы и переломы – одни из самых распространенных патологий в российской медицине. Особенно много таких случаев фиксируется зимой, когда так легко поскользнуться. Однако упасть и получить травму можно даже дома, например, в ванной. Как же избежать болезненных последствий неожиданных падений?

Меры безопасности

Самый простой способ профилактики переломов и травм на улице – правильно подобрать обувь.

Риск упасть и что-нибудь повредить растет прямо пропорционально высоте каблука. Чем выше, тем опаснее передвигаться, в особенности по гололеду. Вероятность получить травму или перелом, прогуливаясь зимой на шпильках – максимальная. Поэтому стоит обратить внимание на более практичные модели с низким каблуком или вообще на плоском ходу.

И обязательно проверить подошву: она не должна скользить. Хорошими противоскользящими свойствами обладает качественный пенополиуретан. А вот на подошве из пластика вы покатитесь по льду, как на коньках.

Спешка ни к чему

Опросы пациентов травматологических отделений показывают: большинство из этих людей в момент падения куда-то очень спешили. И вовремя не заметили опасный участок.

Чтобы потом не пришлось долго отдыхать в больнице, лучше не торопиться, заранее рассчитав время на дорогу с запасом. И внимательно смотреть под ноги.

Падаем грамотно

Практика показывает: упасть намного сложнее, если ходить правильно. Для этого нужно наступать на землю сразу всей стопой, не перекатываясь с пятки на носок. Немного расслабить ноги в коленях, а тело чуть наклонить вперед.

Если же вы чувствуете, что падаете, делайте это правильно. Чаще всего, по статистике, встречаются переломы голеностопных суставов и лучевых костей рук. Именно выставляя руку или ногу, мы пытаемся сохранить равновесие.

Это неразумно, поскольку от падения такой метод, скорее всего, не спасет, а вот травма или перелом могут произойти.

Самый безопасный способ падать – на бок, при этом локти лучше прижать к туловищу. Если же земля в буквальном смысле уходит из-под ног, и вы падаете на спину, прижмите подбородок к груди, чтобы защитить голову от удара. Руки в этом случае стоит раскинуть и попытаться упереться ими о землю.

Физподготовка

Предотвратить падение и следующие за ним травмы и переломы помогут крепкие мышцы. Занятия в бассейне, аэробика, фитнес, йога, походы в тренажерный зал и обычная зарядка стимулируют работу мышечной системы, делают тело более сильным и гибким. И, что очень важно в профилактике травм и переломов, – улучшают координацию движений.

Укрепляем кости

Иногда перелом случается даже от незначительного удара. Самые распространенные места таких переломов – запястье и шейка бедра. Основная причина подобных случаев «на ровном месте» – остеопороз. Разрежение костной ткани делает кости хрупкими, и они могут сломаться даже при небольших травмах. Особенно часто это происходит с людьми старше пятидесяти лет.

Поддержать здоровье костей можно, если вовремя обратиться к врачу. А в домашних условиях – внимательно следить за своим рационом, включая в него достаточное количество продуктов, богатых кальцием и витамином Д. Эти вещества можно также употреблять в виде аптечных препаратов, например Кальций Д3 Никомед.

Профилактика переломов и травм – задача вполне выполнимая. Нужно только заботиться о своем здоровье, не забывать о физических упражнениях, выбирать устойчивую обувь и … просто смотреть под ноги.

Источник

Теоретическое занятие « Как уберечься от парезов, ушибов,

переломов».
Цель:  познакомить учащихся с различными видами травматизма и мерами их предупреждения.

Задачи:

-совершенствовать умение слаженно работать в группах;

-воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-развивать стремление быть здоровым.

Оборудование: презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели

2. Вступительная часть.

Сегодня на занятии мы начнем разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься. 
3.Основная часть.

– Как вы думаете, что такое травма? (выслушиваются ответы учащихся)

– Давайте прочитаем в вашем раздаточном материале, что же такое травма. 
Что такое травма? Так называют и царапину, и ушиб, и синяк, и ожог, и перелом. Словом, травма – это любое повреждение организма.

– Вопросы после чтения: 1. Что же такое травма?

Какие травмы вы можете назвать?

– Условно все получаемые детьми и взрослыми людьми травмы врачи делят на 5 групп.

– бытовой

– уличный

– школьный

– спортивный

– прочие виды

Об этих группах травм мы будем с вами говорить на протяжении нескольких уроков.

– А сегодня мы начнем разговор о первой группе – бытовом травматизме.

Работа в группах.

– Объясните смысл этого выражения – бытовой травматизм. Какие травмы случаются чаще всего в быту?

(Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, порезы, переломы, ожоги, отравления, электротравмы) 
Разбор конкретных бытовых травм 
Самый легкий вид травм – это ушиб.

– Что это такое? (Когда человек ударился)

– Какой отличительный признак ушиба вы знаете? (Синяк) 
– Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся? (Приложить что-нибудь холодное, лучше всего лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную холодной водой.

– Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него сонливость и болит голова? (Нет, не подойдет, это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга)

– Что нужно делать в этом случае? (Срочно обратиться к врачу) 
Следующий вид бытовых травм – это ссадины, порезы.

– Кто из вас может объяснить, что это такое? (Когда содрана кожа, идет кровь)

– Чем ссадина отличается от пореза? (Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокая)

– Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться?

Выслушиваются рассказы заранее подготовленных детей с демонстрацией медицинских средств.

Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Дома у вас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств в вашей домашней аптечке.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать – уничтожить микробов, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, чтобы йод или зеленка не попали в ранку и не вызвали боль, жжение и пощипывание.

Если из ранки течет кровь, то необходимо взять 3%-ный раствор перекиси водорода. Чистую марлю или вату обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь. Его удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывают сухими руками на сухую, предварительно обработанную поверхность.

В домашней аптечке должен быть и пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу удалить занозу не удается, надо несколько минут подержать палец в ванночке с горячей водой. Распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив ее, обработайте ранку зеленкой или йодом. Но если удалить занозу самостоятельно не удалось, необходимо обратиться к врачу. 
Вопросы после прослушивания рассказов

– Какими средствами, находящимися в аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Еще при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае? 
Выслушиваются ответы детей.

– Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать. Дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода. Ни в коем случае не запрокидывать голову.

Другие виды бытовых травм – это вывихи, растяжения.

– В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение? (Споткнуться, поскользнуться)

– У кого из вас было растяжение? Что взрослые делали в этом случае? (Накладывали тугую повязку или обращались к врачу)

– Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы учащихся.

Вывих – более серьезный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.
Следующий вид бытовых травм – это ожог.

– Когда дома можно получить ожог? (Если дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых)
Творческая работа в группах – нарисовать на листочках, лежащих на партах, любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подписать советом, как избежать травмы. 

Отгадайте загадки, подумайте, что объединяет эти предметы.

а) Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (пылесос)

б) Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул. (утюг)

в) Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)

– Что объединяет эти приборы? (Это электроприборы)

– Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними? (Удар током)

– Относится ли удар током к бытовым травмам?

– Как надо обращаться с электроприборами?

– Что делать, если кого-то ударило током? (Отключить электроприбор, оттащить пострадавшего)

– Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается? (Нельзя. Надо взять какой-нибудь сухой предмет, который не проводит ток- деревянную палку, книгу – и сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».) 
Следующий вид бытового травматизма – отравление.

– Чем можно отравиться? (Некачественными продуктами, лекарственными, предметами бытовой химии)

– Сегодня мы поговорим о том, что делать, чтобы не «отравиться» обычным градусником. 
Рассказ заранее подготовленного ученика.

Обычный градусник есть в аптечке в каждом доме. Если использовать его по назначению, т.е. для измерения температуры, то ничего опасного в нем нет. Но если взять его без разрешения, уронить и разбить, он может стать очень опасным. Ртуть, находящаяся в нем, блестящими шариками выкатиться на пол, а это сильный яд, очень вредный для живых организмов. Сама по себе ртуть не так опасна, опасны ее пары. А испаряется она быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям в центральной нервной системе.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение, повышается температура.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по сему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволоки

Собранную ртуть нужно поместить в плотно закрывающийся контейнер или баночку и сдать в специальную службу при СЭС санитарно-эпидемиологической станции) или Службе спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение. Где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти и в тонометрах (аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света (люминесцентных). Вы наверняка видели эти длинные белые трубки. Когда лампы перегорают, их обязательно надо сдавать на специальный завод, где их уничтожают. А часто взрослые, не задумываясь о последствиях, выбрасывают их в мусорные контейнеры.

У нас остался еще один вид бытовых травм – это перелом.

– В результате чего может произойти перелом? (В результате падения)

– Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. При этой травме помочь может только врач. Хорошо, если обойдется переломом руки или ноги. Но ведь бывает еще и перелом позвоночника. А это значит – неподвижность на всю оставшуюся жизнь.

– О каких травмах мы говорили сегодня на уроке? (бытовых)

– Проверим, усвоили ли вы, как справляться с некоторыми видами травм. Для этого поработайте в группах и ответьте на вопросы теста 
Тест 

  1. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно: 

а) приложить что-нибудь холодное;

б) наложить повязку;

в) срочно обратиться к врачу. 

  1. Для того, чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться: 

а) своими руками;

б) деревянной ручкой от щетки;

в) железной линейкой. 

3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге: 

а) баночка с кремом;

б) холодная вода;

в) йод или зеленка. 

4. Собрать пролитую ртуть можно: 

а) пылесосом;

б) медной фольгой;

в) веником. 

– Что такое травма?

– Какие виды травматизма вы можете назвать?

– Каким травмам был посвящен сегодняшний урок?

– Перечислите бытовые травмы.

– Из-за чего дети получают травмы? (Из-за неосторожности, рассеянности, в результате шалостей, необдуманных поступков.)

– Как оказывают первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, вывихах, ожогах?

4. Итог занятия.
– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Желаю всем вам быть внимательными и осторожными, чтобы никогда не попадать в неприятные ситуации и не получать травм. Ну а если это с вами все-таки случится, я уверена, вы сможете оказать помощь себе и своим близким. 

Источник

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ПОРЕЗОВ, УШИБОВ, ПЕРЕЛОМОВ, ПЕРВАЯ 
ПОМОЩЬ.
Травмы
I. Беседа по теме
Порезы, ушибы, переломы — все это различные виды травм. Травмой называют 
внезапное острое повреждение организма, вызванное внешним воздействием 
(механическим, химическим, электрическим). Наиболее часто случаются ушибы, 
ссадины и порезы. Необходима осторожность, когда вы играете, бегаете, спешите, 
пользуетесь ножом, ножницами, иголкой и другими острыми предметами. Именно 
на бегу мы задеваем острые предметы, падаем, набиваем синяки и шишки, ломаем 
руки и ноги. Много травм случается в гололед. Нередки у детей и раны на руках и 
ногах. Что нужно сделать, чтобы избежать травм? Чтобы избежать порезов, хорошо
бы научиться все делать, не спеша, хранить острые и режущие предметы в 
определенных, отведенных для них местах, быть аккуратным с разбитым стеклом.
П. Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – порезы, ссадины, 
ушибы, растяжения, переломы».
III Оказание первой помощи при порезах, ушибах (практическая работа в 
парах: обработка хрогекседином, наложение повязок: пластырь, бинт, 
косынка))
IV. Оздоровительная минутка: 
Я гуляю по дорожке (шаги на месте) 
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте) 
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика») 
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком) 
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика») 
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
V. Зачитывание с доски слов:
Если я буду осторожен, 
То не пораню себе кожи, 
Гвоздь, забивая молотком, 
VI. Итог 
Как можно избавить себя от травм?
И не ошпарюсь кипятком. 
Чтоб я ни делал — никогда 
Не причиню себе вреда.
Растяжение связок и вывих костей
I. Повторение
— Какие бывают травмы?
II. Беседа по теме
Растяжение связок суставов нередко происходит при падении или внезапных 
резких движениях. Чаще всего травмируются связки голеностопного сустава, когда
подвертывается стопа. В момент травмы пострадавший ощущает острую боль в 
1 суставе, он с трудом наступает на ногу. Через некоторое время может появиться 
припухлость и кровоподтек.
Врачи утверждают, что примерно в половине случаев вывих происходит в плечевом
суставе. Это объясняется тем, что, падая, мы опираемся на вытянутую руку. 
Вторым по частоте является вывих локтевого сустава.
III. Признаки растяжения связок и вывиха костей:
— сильная боль;
— припухлость;
— изменение цвета кожи.
IV. Оздоровительная минутка : самомассаж рук и ног 
V. Помоги себе сам:
— вызовите врача;
— туго перебинтуйте сустав, чтобы обеспечить неподвижность костей и уменьшить
отек тканей;
— приложите холодный компресс;
— спокойно посидите или полежите.
VI. Практическая работа (парная или групповая) Подготовка и наложение 
холодного компресса:
1) возьмите кусок марли или другой хлопчатобумажной ткани, сложенной в 
несколько слоев;
2) смочите холодной водой (лучше, если вода со льдом);
3) отожмите;
4) приложите к больному месту.
Менять компресс надо через 2­3 минуты в течение 1­2 часов.
VII. Итог
— Как оказать первую помощь при растяжении связок и вывихе костей?
Скелетная травма: перелом.
I. Повторение
Чем отличается  вывих от перелома?
II. Беседа по теме
Переломы бывают открытыми и закрытыми. Подумайте, чем они отличаются (по 
аналогии с вывихами). Открытые переломы часто сопровождаются развитием 
гнойных процессов мягких тканей, костей и инфекцией всего организма. Любой 
перелом опасен осложнениями.
III. Помоги себе сам
Вызовите врача, сообщите взрослым. 
При открытом переломе:
— остановите кровотечение, прижав пальцами крупные кровеносные сосуды выше 
и ниже раны;
—наложите стерильную повязку.
 При закрытом переломе:
2 — приложите холодный компресс;
— наложите временную шину, прибинтовав ее к месту перелома, чтобы не 
возникло смещения костей;
­ исключите всякое движение.
IV. Оздоровительная минутка: самомассаж конечностей.
V. Практическая работа (парная или групповая)  Наложение шины: 
1.Приготовьте шины (дощечки, кусочки фанеры, шины);
2. Смоделируйте шину на здоровой конечности;
3.Приложите шины к сломанному месту так, чтобы обеспечить ему спокойное 
состояние; как можно меньше трогать повреждённую конечность.
4. Прибинтуйте шину к сломанному месту.
VI. Итог:  Как оказать помощь при переломе костей?
Вместо ткани почему­то 
попадает игла в руку. 
Расцарапала ладошку 
­ как не сможет даже кошка
 Стонет Таня, слезы льет 
— больше платьице не шьет.
Если ты ушибся или порезался
I. Беседа по теме
Вы наверняка ушибались. Что вы чувствовали при ушибе? Как выглядит место 
ушиба? Что бы делали, если ушиблись?
Чтобы ослабить боль, снять отек, уменьшить кровоизлияние, надо приложить к 
месту ушиба холодный компресс.
II. Анализ ситуации
Таня шьет для куклы
 Кати замечательное платье, 
Лоскуток вязла красивый,
 ножницы и раскроила. 
Нитка есть, иголка 
— только мало толку: 
­ Какую травму получила Таня?
­ Как выглядит оцарапанное или порезанное место?
III. Оздоровительная минутка: самомассаж ушных мочек.
IV. Помоги себе сам:
­ промойте место повреждения струей воды (лучше кипяченой);
­ продезинфицируйте ранку хлогекседином
­ наложите стерильную повязку.
V. Пиши и говори правильно: хлоргекседин.
VI. Практическая работа (парная или групповая)
Как правильно забинтовать рану:
1) бинт располагаем «от себя», на любой конечности повязка начинается с узкого 
места
2) сделайте два или три тура ниже раны, на месте раны и заканчивайте перевязку 
ниже раны;
3) разрежьте конец бинта пополам и завяжите узел.
VII. Итог 
3 — Как оказать помощь при порезах?
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
I. Беседа по теме
Врачи утверждают, что инородные тела иногда попадают в глаз или горло, 
значительно реже — в ухо или в нос. Как вы думаете, почему?
Ухо, горло и нос хорошо защищены. Глаз всегда открыт, в него может залететь 
мошка, попасть соринка или ресница, которая должна его защищать. Можно ли 
самостоятельно достать постороннее тело из уха, горла, носа или глаза? Чаще 
приходится обращаться к врачу. Но первую помощь себе оказать необходимо.
II. Просмотр видеосюжета «Сам себе МЧС – первая помощь при травмах»
III. Если соринка попала в глаз:
­ не трите глаз;
— поморгайте глазами, чистым платочком (лучше стерильной салфеткой) 
попробуйте достать соринку. Если не получилось или инородное тело невозможно 
достать вообще, зовёте взрослых на помощь, закрываете оба глаза (повязка)  и 
отправляйтесь в поликлинику к врачу­окулисту.
IV. Оздоровительная минутка: гимнастика для глаз.
V. Когда крошка попала в горло:
— наклонитесь вперед так, чтобы голова опустилась ниже плеч;
­— попросите кого­нибудь похлопать вас ладонью по спине (между лопатками) 
так, чтобы вызвать кашель.
Если постороннее тело выскочило, маленькими глотками выпейте полчашки воды.
­ если сами не справились срочно зовите на помощь взрослых
VI. Если что­то попало в ухо
Признаки: звон в ухе, ухо хуже слышит, острая боль. Обращайтесь к врачу.
VII. Отгадывание кроссворда «Органы»
КРОССВОРД
1. Орган пищеварения. (Рот.)
2. Орган кровообращения. (Сердце.)
3. Орган зрения. (Глаз.)
Слово на пересечении: органы.
VIII. Итог 
Каковы правила поведения, если инородное тело попало в ухо, горло, нос или глаз?
4. Орган осязания. (Кожа.)
5. Орган обоняния. (Нос.)
6. Орган слуха. (Уши.)
Укусы насекомых
I. Беседа по теме
Вспомните, героями каких сказок и рассказов становились мухи, комары, 
тараканы, блохи? Одни из них вызывают у нас симпатию, других мы опасаемся и не
любим.
А зачем вообще нужны насекомые, какая от них польза? Вы хорошо знаете, что 
мухи, тараканы и блохи разносят инфекцию. Еще в средние века мух называли 
4 «адскими птичками» за то, что они вместе с мышами и крысами разносили по 
Европе чуму и холеру.
Пчелы, осы и даже комары — полезные насекомые. Но мы боимся их укусов. 
Опасен для человека и укус клеща. Клещи разносят инфекцию и высасывают из 
человека и животных кровь.
II. Анализ ситуации
Летит и пищит комар. Незнайка говорит:
— Смотрите, жук полетел.
— Это не жук, а комар, — поправляют Незнайку окружающие.
— А какая между ними разница, — удивляется Незнайка. Летит пчела, 
Незнайка опять говорит:
— Какой красивый жук и как ласково жужжит.
—. Это не жук, — говорят ему.
— А какая разница, — беспечно повторяет Незнайка.
В этот момент комар и пчела ужалили Незнайку в нос и губу. Незнайка закрыл 
лицо руками и завертелся юлой. Нос у него покраснел и зачесался, а губа опухла.
С той поры он хорошо запомнил разницу между комаром, пчелой и жуком. 
Теперь не перепутает.
— Что случилось с Незнайкой? Чем опасен укус пчелы (осы)?
Укусы пчел очень болезненны и могут вызвать приступ аллергии. У Незнайки 
наблюдается внешний признак аллергии — отек (припухлость).
III. Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – укусы насекомых»
IV. Признаки аллергии:
— большой отек;
— затрудненное дыхание;
— боли (спазмы) в животе;
— тошнота.
V. Помоги себе сам
Если вас укусила пчела:
— вытащите жало;
— приложите к ранке холодный компресс. 
Если место укуса сильно чешется:
— протрите больное место раствором питьевой соды;
— размельчите листья подорожника и приложите к месту укуса. 
Если заметили присосавшегося к телу клеща:
— капните на клеща подсолнечным маслом и наложите повязку на полчаса; затем 
вращая, вытащите его пинцетом;
— промойте ранку мыльной водой. Клеща сохранить и обязательно ( вместе с ним) 
обратиться в больницу
I.
Оздоровительная минутка: 
Поднимает кукла руки,
Вверх­вниз, вверх­вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
5 А потом она танцует, 
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
VII. Пиши и говори правильно: пинцет
VIII. Зачитывание с доски слов:
Если я буду соблюдать чистоту 
— Мне не опасны мухи и тараканы.
 Если я буду закрывать одеждой тело 
Во время прогулок в поле и в лесу 
­Мне не опасны пчелы, осы и клещи. 
Если я буду пользоваться защитными 
Жидкостями и мазями — Мне не 
опасны комары.
6 IX. Итог 
Будь аккуратным, чистоплотным и внимательным в быту и на прогулке.
Что мы знаем про собак и кошек
I. Беседа по теме:
У кого из вас есть домашние животные?
Кошки и собаки живут рядом с нами, и мы думаем, что знаем все о них. Так 
ли это?
Кошки в гневе царапают и хозяев, и гостей. Собаки кусают хозяев значительно
реже, чем посторонних. Есть мнение, что кусаются в основном бродячие 
собаки и кошки. Данные врачей говорят о другом: из десяти укушенных 
восемь человек пострадали от домашних животных. Ранки от укусов кошек и 
собак плохо заживают. Через укус животного передаются некоторые опасные 
болезни (тиф, чума, бешенство). Если погладить больную кошку, можно 
заразиться глистами или стригущим лишаем.
II. Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – домашние 
животные»
ПI. Обсуждение стихотворения
Не зря собака тех кусает,
 Кто камень зря в нее бросает. 
Но если кто с собакой дружит, 
Тому собака верно служит.
— Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание 
укусить.
IV. Правила обращения с животными:
— не пытайтесь играть с собакой или кошкой, если они этого не хотят (рычат,
шипят);
— не трогайте собаку или кошку во время еды;
— не отнимайте у животных детенышей;
— не шутите с хозяином собаки, пытаясь его обидеть;
— не гладьте незнакомых животных;
— мойте руки после игры с животными;
— не бегите от лающей собаки и не замахивайтесь на нее.
V. Оздоровительная минутка: 
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием 
колена)
Наклонюсь к цветам поближе:  красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько 
вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки) VI. Помоги себе сам
Если вас укусила собака:
— промойте рану водой с мылом, чтобы устранить слюну животного;
— наложите чистую повязку;
— сообщите взрослым;
— обратитесь к врачу.
VII. Это интересно!
У бультерьера есть одна привычка, отличающая его от других собак: если он 
дружелюбно виляет хвостом, значит, готовится к нападению. 
VIII. Итог 
­ Какие правила обращения с животными вы знаете?
Укусы змей
I. Беседа по теме
Встречали вы когда­нибудь змей, ужей? Как они выглядят? Чем отличаются? 
Знаете ли вы повадки змей?
Змея пуглива, старается не встречаться с человеком. Но если преградить ей 
дорогу или наступить на нее ­ ужалит. Чтобы избежать встречи со змеей, 
давайте вспомним ее привычки.
Змея охотится ночью; любит греться на солнце вблизи своей норы; устраивает
нору под старым пнем, в дупле или стволе упавшего дерева; плохо видит, не 
различает цветов; не слышит, но воспринимает сотрясения почвы и запахи.
П. Это интересно:
Из двух тысяч восьмисот известных науке видов змей лишь четыреста 
­ядовиты. В России это в основном гадюки.
III. Признаки укуса змеи:
— место укуса быстро отекает; опухоль может распространиться на зна­
чительную часть тела;
— бледность, головокружение, тошнота;
— частый слабый пульс.
IV. Оздоровительная минутка
V. Первая помощь при укусе змеи:
— обеспечьте пострадавшему возможность лежать не двигаясь;
— продезинфицируйте ранку йодом;
— наложите стерильную повязку;
­ постарайтесь запомнить внешний вид змеи и описать её врачу
— обратитесь к врачу.
Запомните: при змеином укусе яд быстро распространяется по организму, 
если не оказать первую помощь!
VI. Отгадывание кроссворда «Скелет»
КРОССВОРД
1. Часть руки, на которой самое большое количество костей. (Кисть.) 2. Гибкий футляр спинного мозга. (Позвоночник.)
3. Что защищает легкие. (Ребро.)
4. Что соединяет руку с туловищем. (Плечо.)
5. Костяной панцирь — защищает головной мозг от повреждений. (Череп.)
6. На чем стоит человек. (Стопа.) Слово на пересечении: скелет.
VIII. Итог 
­ Как оказать первую помощь при укусе змеи?

Источник