Как восстановить руку после перелома ребенку

Как восстановить руку после перелома ребенку thumbnail
Поделиться с друзьями

Переломы у детей – не редкость. Зимой травмы случаются из-за гололеда, катания на лыжах и коньках, с ледяных горок и на опасных ватрушках, летом – из-за велосипедов, скейтов, роликов, и в любое время года на детских площадках. Как правильно восстанавливаться после перелома, чтобы не спровоцировать осложнения или следующую травму? MedMe рассказывает про реабилитацию после переломов конечностей у детей.

Как распознать перелом у ребенка?

Костные ткани у ребенка содержат меньше минералов, но больше воды и органических соединений. А еще между «головкой» трубчатых костей и самой «трубкой» в детском возрасте находится не костная, а хрящевая ткань, зона роста. Это самое слабое место, которое чаще всего травмируется.

Факт!

В первые 10 лет переломы случаются у каждого 15-го ребенка в России, а к 15 годам – у каждого восьмого.

Чаще всего ломаются кости предплечья – 37% всех детских переломов, в 22% – голень и лодыжка, в 9% – ключица.

С любой серьезной травмой или с той, на которую ребенок жалуется (как бы она не выглядела), нужно идти в травмпункт или к врачу. У закрытых переломов костей и трещин есть свои признаки. Они не совсем специфичные, но с любым таким симптомом нужна срочная помощь.

  • После падения, ушиба появляется сильная боль, которая не проходит. Хотя и не обязательно: бывают переломы без боли.
  • На месте травмы образуется обширная гематома (синяк) и отек, место выглядит опухшим.
  • Самый показательный признак – рука или нога укорочена, деформирована, выглядит не так, как раньше.

У детей старшего школьного возраста, активно занимающихся спортом, танцами и т. д., возможны стрессовые переломы со своим спектром симптомов.

Открытый перелом не спутать ни с чем: на месте травмы есть рана, кровотечение, видна поврежденная кость.

Когда надо начинать реабилитацию после перелома?

После перелома кажется, что самое сложное – пережить период до снятия гипса, а уж потом будет легче. Однако по факту оказывается, что самый тяжелый период только наступает. Особенно непросто родителям детей до 6 лет с переломами ног. Нередко кажется, что малыш за время иммобилизации разучился ходить – и на самом деле примерно так и есть. Что делать, чтобы все прошло быстрее?

Сколько будет длиться восстановление после перелома, зависит от состояния ребенка, особенностей травмы – ее места, обширности, сложности, смещения костей и иных факторов. Но при сравнении длительности периода у детей с реабилитационными мероприятиями и без них, а также начале работы над восстановлением функций, исследования четко показывают: чем раньше и активнее человек занимается, тем быстрее все проходит. Итак, когда начинать?

Как ни удивительно, реабилитацию надо начать тогда, когда рука или нога еще в гипсе. В целом – как только состояние ребенка позволит двигаться. Причем двигать надо не больной конечностью, а здоровой! Это нужно, чтобы сохранять двигательную память мышечных волокон.

Для полноценного восстановления после перелома может потребоваться не только ЛФК, но и массаж, физиотерапия и даже диеты.

Поврежденную конечность начинают разрабатывать, когда сняли гипс. Комплекс лечебно-профилактических упражнений вводят в режим постепенно, начиная с простых движений и увеличивая сложность, амплитуду, нагрузку осторожно, но планомерно.

Зачем нужна реабилитация после перелома?

За время срастания костных тканей в поврежденной конечности происходит немало неприятных процессов. Сначала они возникают из-за травмы, затем из-за вынужденной неподвижности, а нередко и из-за наложения гипсовой повязки. Реабилитация после перелома помогает:

  • Восстанавливать утраченную подвижность, двигательные способности;
  • Улучшать кровообращение – оно нарушается из-за того, что конечностью не пользуются, а порой и из-за гипса;
  • Уменьшать отечность, вернуть тонус тканям;
  • Возвращать подвижность суставам, а связкам – эластичность. Особенно хорошо помогает плавание;
  • Восстанавливать атрофированную мышечную массу – из-за неподвижности мышечных волокон становится меньше. Нередко это заметно внешне – когда гипс снимают, больная рука или нога выглядят «усохшими», тоньше здоровой.

Совет!

Быстрее справиться с отеком и восстановлением кровообращения поможет массаж. А ускорению выздоровления способствуют овощи и фрукты с их витаминами и обязательный прием препаратов кальция по назначению врача.

Начинаем занятия: когда и что делать?

Заниматься надо начинать практически сразу.

До снятия гипса

Первый период – иммобилизация, когда поврежденная конечность еще жестко зафиксирована. В это время нужны упражнения для профилактики вторичных нарушений:

  • Нагрузка на неповрежденные и нефиксированные мышцы больной руки или ноги, чтобы сохранить их подвижность и не допустить атрофии.
  • Статическая нагрузка на иммобилизированную конечность – чтобы поддержать мышечный тонус (напрягать и расслаблять мышцы).
  • Разработка здоровой конечности для улучшения кровообращения и сохранения двигательных навыков.
  • Идеомоторная группа. Надо мысленно представлять себе движения поврежденной конечностью, «как будто» рисовать, «как будто» маршировать, малышам помогает смотреть при этом на картинки, мультфильмы и мысленно повторять движения.

Это нужно, чтобы не допустить координационные нарушения моторики, сохранить наработанные динамические стереотипы.

Факт!

Мысленное представление движений помогает не только при переломах. В известном эксперименте взрослым музыкантам предлагали три варианта разучивания новой пьесы: одна группа тренировалась на инструменте, вторая «проигрывала» его только в представлениях, контрольная после первого знакомства с нотами не делала ничего.

Так вот по итогам мысленные тренировки были в 2 раза более эффективны, чем ничего, и только на 30% уступали реальным занятиям! Все потому, что нейронным связям и управлению мышцами достаточно умственных усилий.

После снятия гипса

В постиммобилизационном периоде основная цель – уменьшение контрактуры тканей. Что назначают?

  • ЛФК с увеличением объема активного движения для устранения контрактур.
  • Пассивные компоненты движения – ЛФК с нагрузкой.
  • Обучение правильному позиционированию конечности: помочь руке или ноге «вспомнить», как надо двигаться правильно.
  • Лечебную физкультуру в воде.
  • Возможно применение криотерапии, физиопроцедур.

Основная цель этого периода – восстановить структурный компонент движения, подвижность, амплитуду, объем мышц.

Восстановительный период

Реабилитация не заканчивается с постиммобилизационным периодом. Можно заметить, что ребенок, например, уже может уверенно брать карандаш или правильно ходить, но рисует или двигается не так ловко, хорошо, долго, как раньше. Это – восстановительный период.

На этом этапе рекомендованы разнообразные манипуляции с предметами, чтобы вернуть ловкость, двигательное мастерство, выносливость. Для этого показаны различные игры – с мячом, со спортивными снарядами, бытовая активность – самостоятельная еда, раскрашивание, уборка и т. д.

Читайте также:  Гимнастика для разработки пальцев после перелома

После травмы дети часто «берегут» поврежденную конечность даже тогда, когда нет ни боли от перелома, ни дискомфорта от контрактур. Они опасаются опять использовать больную ногу или руку.

В этом случае надо обязательно постепенно поправлять ребенка, давать ложку в правильную руку, уменьшать помощь там, где нужны две руки, меньше поддерживать при ходьбе, чтобы вернуть уверенность в себе и побороть страхи.

Восстановление ребенка после переломов – комплексная задача, в которой нужна не только медицинская, но и социальная реабилитация. По данным статистики, только 50% детей проходят реабилитационные процедуры в государственных клиниках, и чаще всего все ограничивается вопросами физического здоровья. Остальным приходится заниматься родителям. К счастью, компенсаторные возможности у детей весьма велики, важно только начать заниматься вовремя.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Для восстановления подвижности верхних конечностей после переломов обязательно назначается лечебная гимнастика. Руку, перенесшую травму и долгое время находившуюся в фиксированном положении, нужно разрабатывать специальными упражнениями. Лечебная физкультура – важная часть реабилитационной программы, наряду с массажем, растираниями и физиотерапевтическими процедурами.

ЛФК при переломе руки: восстановление первичных функций

Разработка больной руки начинается с восстановления элементарных двигательных способностей. Для этой цели используются следующие виды упражнений:

  • лежа или сидя, лучше за столом, прижать ладони друг к другу и аккуратно наклонять их вправо-влево;
  • крепко сжимать кисть в кулак;
  • вертеть в руках два небольших мячика (можно использовать теннисные);
  • ловить мячики, отскакивающие от стены;
  • разминать пальцами пластилин.

На первый взгляд, эти простые упражнения кажутся не слишком эффективными. Но они вполне способны вернуть подвижность ослабевшей конечности и подготовить ее к более сложным нагрузкам. Этот комплекс упражнений может оказаться не таким уж простым для человека, которому тяжело поднять обычную чашку с водой. После перелома и длительного периода неподвижности нужно начинать с элементарного: повышать мышечный тонус, заново учить костно-мышечные структуры работать и обеспечивать совершение простейших действий.

ЛФК при переломе включает в себя упражнения, которые разрабатывают не только место травмы, но и всю конечность целиком. На начальном этапе реабилитации необходимо восстановить в руке нормальную циркуляцию крови и дать всем мышцам, от кисти до плеча, адекватную нагрузку. Здесь эффективны следующие общеукрепляющие и тонизирующие движения:

  • поднимать разрабатываемую конечность, сопровождая подъем пожиманием плеч;
  • поднимать обе руки к потолку, разводя их в стороны или выводя вперед;
  • выполнять вращения в локтевом суставе, совершая повороты в разных направлениях;
  • хлопать в ладоши спереди и сзади (за спиной) по несколько раз в день.

В дополнение к гимнастике нужно чаще нагружать разрабатываемую руку в течение дня, совершая ею обычные повседневные действия: застегивание одежды, причесывание, удержание столовых приборов и т. п.

Комплекс ЛФК: упражнения в воде

В первое время выполнение комплексов ЛФК может причинять боль. Чтобы уменьшить ее, рекомендуется погружать тренируемую руку в теплую воду. Водная среда действует смягчающе. Она снимает излишнее напряжение с мускулов, притупляет боль. Емкость нужно использовать большую, чтобы в ней свободно помещалась рука до локтевого сустава. Вода должна быть теплая – от 36 градусов и выше. Комплекс упражнений:

  • держа руку по локоть в воде, активно сжимать ладонь в кулак – не менее 6 повторений;
  • делать кистью вращения и сгибания в разные стороны – от 6 повторений;
  • положить кисть на дно емкости ладонью вниз и по очереди поднимать пальцы – 6 повторов;
  • поворачивать кисть в воде, прикасаясь ко дну емкости то внутренней, то внешней стороной.

Этот комплекс ЛФК можно выполнять один раз в день. Водные тренировки травмированной конечности обычно проводятся на самом первом этапе реабилитации, в первые 1-2 недели после снятия гипса.

Комплекс упражнений ЛФК на столе

Для выполнения упражнений, разрабатывающих руку после перелома, удобно использовать обычную столешницу. На гладкой твердой поверхности можно делать такую гимнастику:

  • положить кисть на столешницу и сжимать ее в кулак, стараясь с каждым днем прилагать все большее усилие;
  • ударять пальцами по столу, копируя движения человека, играющего на фортепиано;
  • большим пальцем гладить и тереть другие пальцы больной руки;
  • положить кисть на стол ладонью вниз и по одному поднимать пальцы вверх; при поднятии должна ощущаться легкая болезненность; это упражнение хорошо снимает отечность;
  • прижать кисть ладонью к поверхности стола, раздвигать и сдвигать пальцы; здесь также может чувствоваться слабая боль;
  • активно щелкать пальцами, поставив конечность на локоть вертикально; щелчки выполняются большим пальцем и остальными пальцами по очереди;
  • продолжая удерживать предплечье вертикально, проводить большим пальцем по внутренней стороне других пальцев; движение начинается от основания пальца (от ладони) и продолжается до его кончика;
  • в том же положении надавливать большим пальцем на подушечки остальных пальцев, фиксируя нажим в течение двух секунд;
  • прикасаясь большим пальцем к основанию остальных пальцев, к подушечкам, несколько раз пройтись от одной стороны ладони к другой и обратно;
  • упереть в стол оба локтя, соединить ладони и плавно разворачивать кисти вправо-влево.

Сколько нужно тренироваться для быстрого восстановления руки после перелома? Следует придерживаться такой частоты занятий, чтобы, с одной стороны, не перенапрягать руку, а с другой, давать конечности достаточную нагрузку. Оптимальным считается повторять комплекс лечебных упражнений 2-3 раза в день, делая по шесть повторений каждого движения.

Упражнения для разработки запястья

Восстановить нормальную подвижность запястий поможет несложный комплекс ЛФК:

  • сомкнуть ладони и, мягко надавливая ими друг на друга, склонять кисти в разные стороны;
  • положить предплечье на стол и, оставляя локоть неподвижным, поворачивать кисть ладонью вверх и вниз;
  • упереть локоть травмированной руки в стол, поставить предплечье вертикально, сжать кисть в кулак; обхватить запястье другой рукой и мягко склонять кисть в направлении вперед и назад; в крайних точках останавливаться на несколько секунд;
  • удерживая руки в том же положении, повращать кистью в разные стороны.

Все движения нужно повторять 5-7 раз в трех подходах. Это займет около 30 минут, если работать плавно и аккуратно – а именно так следует заниматься ЛФК при переломах.

Читайте также:  Год после перелома позвоночника

Другие методы реабилитации после перелома лучевой кости

Чтобы полностью восстановиться после перелома, понадобится 1-2 месяца. Но придется сочетать ЛФК с другими реабилитационными мероприятиями: массажем, физиопроцедурами, диетой. Для синтеза костной ткани необходимы витамины и минеральные вещества, в особенности кальций. Их можно получить из витаминно-минеральных комплексов и из продуктов питания. В период реабилитации основу рациона должны составлять молочные продукты, орехи, семена, зелень, крупы. Восстановление мелкой моторики будет протекать успешнее, если дополнить стандартные комплексы ЛФК при переломе рисованием, лепкой, шитьем, собиранием пазлов.

Источник

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом [1] . К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья – 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте – переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления – в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами – «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, – и диафизами – «трубками» кости с костномозговым каналом – у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» – перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом – сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы – разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы – отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости – апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические . Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые , когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей – чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения , когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением , когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция – нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей – компрессионные переломы позвоночника , которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков – возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома :

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!

В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить – это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

Читайте также:  Как разработать ногу после перелома самой

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь-десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным .

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения [2] . Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух-трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный – с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный – с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный – до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации – это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения – мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений – профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия – добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия – противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля – к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы – комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы – сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат – и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики – чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Мнение редакции

Ре­а­би­ли­та­ци­он­ные цент­ры обя­за­тель­но долж­ны обес­пе­чи­вать вы­со­кий ком­форт про­жи­ва­ния ма­лень­ких па­ци­ен­тов: жиз­не­ут­верж­да­ю­щую эмо­ци­о­наль­ную ат­мо­сфе­ру, иг­ро­вые ком­на­ты, при­вет­ли­вый пер­со­нал, пол­но­цен­ное и раз­но­об­раз­ное пи­та­ние и, ко­неч­но, воз­мож­ность пре­бы­ва­ния ро­ди­те­лей, ба­бу­шек или де­ду­шек на про­тя­же­нии все­го кур­са ре­а­би­ли­та­ции. По­это­му обя­за­тель­но кон­тро­ли­руй­те, ка­кие усло­вия со­зда­ны в ме­дуч­реж­де­нии для пре­бы­ва­ния ва­ших де­тей.

Источник