Клиника переломов костей у детей

Клиника переломов костей у детей thumbnail
Поделиться с друзьями

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Читайте также:  Реабилитация при переломе кости предплечья со смещением

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Читайте также:  Накостный остеосинтез при переломах большеберцовой кости

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник

Общими клиническими признаками переломов являются

  • боль,
  • нарушение функции,
  • травматическая припухлость,
  • деформация,
  • патологическая подвижность и крепитация (рис. 16).

Однако не всегда эти признаки могут быть выражены. Они наблюдаются лишь при полных переломах костей со смещением отломков. В то же время любая травма с нарушением целости кости сопровождается болью и хотя бы частичной потерей функции.

Клиника переломов костей у детей

Рис. 16. Деформация области локтевого сустава и нижней трети предплечья вследствие чрезмыщелкового перелома плечевой кости и костей предплечья со смещением костных отломков.

При полных переломах обнаруживают изменения контуров конечности, иногда значительный прогиб. Пассивные и активные движения в травмированном сегменте конечности усиливают боль. Пальпировать область перелома всегда нужно очень осторожно, а от определения патологической подвижности и крепитации следует отказаться, так как это усиливает страдания ребенка и вызывает страх перед предстоящими манипуляциями.

Симптомы, характерные для полного перелома, могут отсутствовать при надломах. В известной степени возможно сохранение движений, патологическая подвижность отсутствует, контуры поврежденной конечности, которую щадит ребенок, остаются неизменными, и только при ощупывании определяется болезненность на ограниченном участке соответственно месту перелома. В подобных случаях только рентгенологическое исследование помогает установить правильный диагноз.

Особенностью переломов костей у ребенка является повышение температуры в первые дни после травмы от 37 до 38°С, что связано с всасыванием содержимого гематомы.

Диагностика переломов костей у детей затруднена при определении поднадкостничных переломов, при эпифизеолизах и остеоэпифизеолизах без смещения. Сложность в установлении диагноза возникает и при эпифизеолизах у новорожденных и грудных детей, так как даже рентгенография не всегда вносит ясность из-за отсутствия ядер окостенения в эпифизах. У маленьких детей также большая часть эпифиза состоит из хряща и проходима для рентгеновских лучей, а ядро окостенения дает тень в виде небольшой точки. Только при сравнении со здоровой конечностью на рентгенограммах в двух проекциях удается установить смещение ядра окостенения по отношению к диафизу кости. Подобные затруднения возникают при родовых эпифизеолизах головок плечевой и бедренной костей, дистального эпифиза плечевой кости и т. п. В то же время у более старших детей остеоэпифизеолиз без смещения или с небольшим смещением диагностируется легче, так как на рентгенограммах отмечается отрыв костного фрагмента метафиза трубчатой кости.

Ошибки при диагностике перелома чаще наблюдаются у маленьких детей. Недостаточность анамнеза, хорошо выраженная подкожная жировая клетчатка, затрудняющая пальпацию, и отсутствие смещения отломков при поднадкостничных переломах затрудняют распознавание и приводят к диагностическим ошибкам. Нередко при наличии перелома ставят диагноз ушиба. В результате неправильного лечения в таких случаях наблюдаются искривления конечности и нарушение ее функции.

Припухлость, болезненность и нарушение функции конечности, сопровождающиеся повышением температуры тела, иногда наводят врача на мысль о воспалительном процессе, в частности об остеомиелите, поэтому тактически необходимо во всех случаях при местной припухлости и болезненности в области костей и суставов, сопровождающихся щажением конечности, делать рентгеновский снимок. В процессе диагностики и лечения переломов костей конечностей у детей иногда необходимо более детальное обследование с измерением абсолютной и относительной длины конечностей, определением объема движения в суставах (рис.17).

Клиника переломов костей у детей

Рис. 17. Объем движений (в градусах). А — в плечевом суставе: сгибание — разгибание, отведение — приведение. Измерение длины верхней конечности: а — длина верхней конечности от акроминального отростка лопатки до шиловидного отростка лучевой кости; б — длина плеча от акромиального отростка до локтевого отростка или наружного надмыщелка плечевой кости; в — длина предплечья от локтевого отростка до шиловидного отростка локтевой кости. Б — в локтевом суставе; сгибание—разгибание. В — в лучезапястном суставе: сгибание—разгибание, отведение—приведение. Г — ротационные движения предплечья: супинация—пронация. Д — в тазобедренном суставе: отведение — приведение. Измерение длины нижней конечности сантиметровой лентой: а — относительная длина нижней конечности от передней поверхности ости подвздошной кости до внутренней лодыжки голени; б — абсолютная длина бедра от большого вертела до суставной щели коленного сустава; в — длина голени от суставной щели коленного сустава до нижнего края наружной лодыжки; г — абсолютная длина нижней конечности от большого вертела до нижнего края наружной лодыжки. Е — сгибание—разгибание в тазобедренном суставе, коленном и голеностопном суставах.

Читайте также:  Перелом одной ветви лобковой кости

Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.

Источник

Ведущие специалисты в области травматологии и ортопедии

Сикилинда Владимир Данилович

Сикилинда Владимир Данилович

Сикилинда Владимир Данилович, Профессор, Доктор медицинских наук, Заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Ростовского государственного медицинского университета, Вице-президент Всероссийской Ассоциации травматологов-ортопедов ЮФО

Подробнее

Запись на консультацию

Голубев Георгий Шотавич

Голубев Георгий Шотавич

Голубев Георгий Шотавич, Профессор, Доктор медицинских наук, Заведующий кафедрой травматологии и ортопедии ФПК и ППС РостГМУ, Зав. ортопедическим отделением МБУЗ «ГБ №1 им. Н.А. Семашко, Главный травматолог-ортопед ЮФО, Член Международной ассоциации по изучению и внедрению метода Илизарова (ASAMI)

Подробнее

Запись на консультацию

Шамик травматолог-ортопед

Шамик Виктор Борисович

Шамик Виктор Борисович, Профессор кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ, Доктор медицинских наук, Член диссертационного совета Ростовского медицинского университета по специальности «детская хирургия», Член ученого совета педиатрического факультета, Врач детский травматолог-ортопед высшей квалификационной категории

Подробнее

Запись на прием к специалисту

Винников травматолог-ортопед

Винников Сергей Владимирович

Винников Сергей Владимирович, Детский травматолог-ортопед травматолого-ортопедического отделения для детей поликлиники МБУЗ «Городская больница №20» города Ростова-на-Дону

Подробнее

Запись на прием к специалисту

Лукаш травматолог-ортопед

Лукаш Юлия Валентиновна

Лукаш Юлия Валентиновна Кандидат медицинских наук, врач травматолог-ортопед, доцент кафедры детской хирургии и ортопедии

Подробнее

Запись на прием к специалисту

Клиника переломов костей у детейРедактор страницы: Крючкова Оксана Александровна — врач травматолог-ортопед

У детей надкостница рыхло связана с костью, окружает кость, как футляр.

Перелом – нарушение целости кости.

Перелом в детском возрасте - понятие, клиника, диагностика, лечение

Перелом в детском возрасте — понятие, клиника, диагностика, лечение

Перелом в детском возрасте – классификация

  1. Полные – обломки теряют связь друг с другом
  2. Частичные – один кортикальный слой целостный
  3. Прямые – в зависимости от точки воздействия травмирующего агента
  4. Непрямые – развивается вдали от точки воздействия травмирующего агента
  5. Травматический – вследствие воздействия травмирующего агента на здоровую ткань.
  6. Патологический – травмирующий агент воздействует на поврежденную ткань (остеомиелит, опухоль, остеохондропатии и т.д.)
  7. Открытый – первично-открытый, вторично-открытый. Возникают как при прямом, так и при непрямом механизме травмы.
  8. Закрытый – без нарушения целостности кожных покровов
  9. Перелом со смещением – смещение может быть по длине кости, по ширине кости, ротационные, вколоченные, угловое, косое
  10. Перелом без смещения

В зависимости от локализации переломы могут быть:

Эпифизарные

Апофизарные

Метафизарные

Диафизарные

При смещении эпифиза относительно метафиза можно говорить об эпифизиолизе.

Остеоэпифизиолиз – линия перелома частично переходит на ростковую зону – вместе с эпифизом смещается метафиз.

Поднадкостничный перелом – несмотря на перелом кости надкостница цела, формируется гематома, отслаивающая надкостницу от кости.

Перелом по типу «зеленой ветки» — кортикальный слой и надкостница повреждаются, но при этом только с одной стороны.

Переломы могут быть осложненными и неосложненными.

Осложненные – повреждение сосудисто-нервного пучка (контузии, сдавление, растяжение, разрыв). При этом нерв страдает в первую очередь.

По расположению линии излома переломы могут быть: поперечными, поперечно-зубчатыми, винтообразными, оскольчатыми, продольными, фрагментарными.

Осколок кости зачастую представляет собой часть кортикального слоя кости, а фрагмент может иметь не все слои кости.

Перелом в детском возрасте – клиническая картина.

Различают абсолютные и относительные клинические признаки перелома.

Абсолютные – укорочение конечности, крепитация костных отломков, патологическая подвижность.

Относительные – деформация конечности, боль при пальпации и осевой нагрузке, отек, вынужденное положение конечности.

Перелом в детском возрасте – лабораторная диагностика

  1. Рентгеновское исследование. R-грамма выполняется в 2-х проекциях в прямой и боковой. Для кисти и стопы — применима прямая косая проекция, для ключицы – прямая. Обязательно при исследовании должны быть захвачены 2 смежных сустава. Рентгенограммы должны отражать все этапы диагностики и лечения.

Перелом в детском возрасте - понятие, клиника, диагностика, лечение

Перелом в детском возрасте — понятие, клиника, диагностика, лечение

Перелом в детском возрасте – лечение

  1. Консервативное

— гипсовая повязка

— закрытая одномоментная ручная репозиция костных отломков. Этапы – 1. Обезболивание (новокаин 1% 1 мл/г), ждем 10 минут. 2. Тракция по оси 3.Репозиция 4. Удержание конгруэнтности до момента застывания гипсовой повязки.

— скелетное вытяжение (тянем за дистальный отломок. Далее проводится спица через кость дистальнее месте перелома. Существует 3 периода скелетного вытяжения.

1 период – тракция по оси постепенным наращиванием груза (сначала 50% от допустимого груза, а к концу вторых суток – полный груз).

2 период –репозиция

3 период –период удержания костных отломков

4 период – наложение гипсовой повязки

  1. Оперативное

А. Остеосинтез

— интрамедуллярный – внутрь костномозгового канала.

— накостный

— внеочаговый – аппарат Илизарова, стержневые аппараты

— кортикальный

Абсолютные показания к оперативному лечению.

  1. Внутрисуставные переломы
  2. 3-х кратная безуспешная попытка ручной репозиции
  3. Открытые переломы
  4. Неправильно сросшиеся переломы с деформацией конечности
  5. Различные осложнения перелома.

Вы можете записаться на прием к травматологу-ортопеду по телефону 8-863-322-03-16 или воспользоваться электронной записью на консультацию.

Перелом в детском возрасте - понятие, клиника, диагностика, лечение

Перелом в детском возрасте — понятие, клиника, диагностика, лечение

В.ОК. 12.01.18
ОПТ.ОК 12.01.18

Источник