Кости детей меньше подвержены переломам

Поделиться с друзьями

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Вариант 1 Часть 1

А1. После длительного прокаливания кость сохраняет свою форму, но становится хрупкой. Это указывает на то, что

  1. органические вещества не входят в состав костей
  2. органические вещества придают костям эластичность
  3. минеральные вещества обеспечивают рост кости
  4. вода придает костям твердость

А2. Рост кости в толщину происходит благодаря работе

  1. желтого костного мозга
  2. красного костного мозга
  3. губчатого вещества
  4. надкостницы

A3. В черепе человека, в отличие от других приматов,

  1. преобладает лицевой отдел
  2. мозговой отдел развит сильнее лицевого
  3. кости соединены подвижно
  4. отсутствует височная кость

А4. Стягивание костей в суставе обеспечивает элемент, обозначенный на рисунке цифрой

1) 1

2) 2

  1. 3
  2. 4

А5. Какой из перечисленных отделов позвоночника состоит из сросшихся позвонков?

  1. Грудной        2)поясничный

3) крестцовый   4)шейный

А6. Пояс верхних конечностей составляют

  1. плечевая и лучевая кости
  2. лопатка и ключица
  3. предплюсна и плюсна
  4. лучевая кость и запястье

А7. Антагонистами являются

  1. мышцы, сгибающие туловище, и мышцы, разгибающие его
  2. мышцы, сгибающие ногу, и мышцы, сгибающие руку
  3. мышцы, с помощью которых человек выражает эмоции
  4. мышцы, управляемые автономной нервной системой

А8. Производительность физического труда будет выше, а утомление наступит позже при

  1. большом ритме мышечных сокращений
  2. большой физической нагрузке
  3. среднем ритме и средней нагрузке
  4. медленном ритме и малой нагрузке

А9. У человека в связи с прямохождением стопа

  1. сводчатая               2)выполняет хватательную функцию

3)имеет пять пальцев  4)состоит из предплюсны, плюсны и фаланг пальцев

А10. При переломах костей конечностей, чтобы обездвижить сломанную кость, необходимо наложить

  1. жгут выше места перелома
  2. тугую повязку ниже места перелома
  3. шину
  4. лед

Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Неправильная осанка может привести к

  1. искривлению позвоночника
  2. сдавливанию внутренних органов
  3. росту костей в толщину
  4. защемлению корешков спинномозговых нервов
  5. увеличению содержания органических соединений в костях
  6. увеличению прочности костей

Ответ        

В2. Установите соответствие между типами костей и их примерами.

Примеры

Типы костей

А) большая берцовая

1) трубчатые

Б) бедренная

2) плоские

В) грудина

Г) затылочная

Д) плечевая

Е) лопатка

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Основу скелетных мышц составляет ткань        (А), состоящая из        (Б), собранных в пучки. К костям мышцы прикрепляются с помощью        (В), образованных___(Г) тканью.

Термины:

  1. хрящи                        2)поперечнополосатая мышечная

3)гладкая мышечная    4)соединительная

5)мышечные волокна   6)сухожилия

Часть 3

С1. Почему легче один час проходить, чем один час простоять на месте? Дайте ответ, используя знания о работе мышц.

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  Вариант 2   Часть 1

А1. Если в течение суток вымачивать кость в 10%-ном растворе соляной кислоты, то она становится очень гибкой. Это происходит из- за того, что из кости вымываются

  1. органические вещества
  2. соли кальция
  3. витамины
  4. клетки надкостницы

А2. Красный костный мозг

  1. выполняет кроветворную функцию
  2. обеспечивает рост кости в длину
  3. обеспечивает рост кости в толщину
  4. служит местом накопления запасных питательных веществ

A3. К мозговому отделу черепа не относится кость

  1. теменная
  2. лобная
  3. верхнечелюстная
  4. затылочная

А4. Гибкость позвоночника обеспечивают позвонки, соединенные

  1. путем срастания
  2. костным швом
  3. хрящевыми дисками
  4. подвижно

А5. У человека, как и у других млекопитающих, количество шейных позвонков составляет

  1. 5    2)6    3)7    4)8

А6. Бедренная кость соединена суставом с костью

  1. лучевой        2)берцовой

3)плечевой        4)локтевой

А7. Мышцы прикрепляются к костям при помощи !) сухожилий

  1. суставных связок
  2. мышечных волокон
  3. двигательных нейронов

А8. Координация работы мышц-сгибателей и разгибателей руки осуществляется в соответствующих

  1. 1)нервных центрах   2)рецепторах
  2. 3)суставах                    3)гладких мышечных волокнах

А9. Слишком низкий рабочий стол может стать причиной развития

1)плоскостопия     2)сутулости

3)гиподинамии     4)рахита

А10. Какой вид травмы показан на рисунке?

1)ушиб     2)вывих   3)открытый перелом  4)закрытый перелом

Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Функции скелета

  1. опорная
  2. терморегуляция
  3. защитная
  4. участие в обмене веществ
  5. транспорт питательных веществ
  6. хранение запасных питательных веществ

Ответ        

В2. Установите соответствие между названием костей и отделами скелета, к которым они принадлежат.

Названия костей

Отдел скелета

  1. лучевая кость                                                                          Б) плечевая кость
  2. лопатка

Г) локтевая кость                                                                           Д) ключица                                                                                       Е) кости запястья

  1. пояс верхних конечностей
  2. скелет свободных конечностей

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В результате неосторожного движения или при падении у человека может произойти        (А). Чтобы уменьшить боль и отек

сустава, необходимо приложить холод и наложить        (Б). Если

в результате неосторожного движения головка одной кости выходит из суставной ямки другой, то происходит        (В). Иногда происходит перелом костей. Если сломана кость конечностей, то на нее накладывают        (Г), чтобы ограничить ее подвижность.

Термины:

  1. шина
  2. фиксирующая повязка
  3. теплая грелка
  4. вывих
  5. растяжение связок
  6. сколиоз      

  Часть 3

С1. Какие особенности имеет скелет человека, в отличие от животных, в связи с прямохождением?

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  Вариант 3   Часть 1

А1. Кости детей меньше подвержены переломам. Это связано с повышенным содержанием в костях

  1. органических веществ
  2. минеральных веществ
  3. углекислого газа
  4. железа

А2. Костная ткань является разновидностью

  1. эпителиальной ткани
  2. соединительной ткани
  3. мышечной ткани
  4. нервной ткани

A3. На рисунке цифрой 2 обозначена кость

  1. височная       2)теменная

3)затылочная    4)лобная

А4. Максимальная подвижность костей обеспечивается при их соединении

  1. с помощью сустава
  2. путем срастания
  3. посредством костного шва
  4. хрящевыми дисками

А5. В связи с прямохождением позвоночник человека

  1. состоит из 33—34 позвонков
  2. состоит из позвонков, соединенных хрящевыми дисками
  3. имеет S-образную форму
  4. имеет очень массивные шейные позвонки

А6. Что из перечисленного не относится к тазовым костям?

  1. поддерживают внутренние органы
  2. защищают органы таза
  3. образуют пояс нижних конечностей
  4. межлу собой соединены подвижно

А7. Произвольное сокращение скелетной мускулатуры происходит под влиянием импульсов нервной системы

  1. автономной                          2)симпатической

3)парасимпатической               4)соматической

А8. Гиподинамией называют

  1. пониженное артериальное давление
  2. повышенное артериальное давление
  3. недостаток двигательной активности
  4. недостаток витаминов

А9. Что из перечисленного не является результатом нарушения осанки?

  1. сдавливание внутренних органов и нарушение кровообращения в них
  2. увеличение прочности костей за счет возрастания в них содержания органических соединений
  3. неравномерное распределение нагрузки на отдельные позвонки
  4. деформирование и смещение межпозвоночных дисков

А10. С целью уменьшения боли и внутреннего кровотечения при ушибах применяют

  1. теплую грелку
  2. холод
  3. шину
  4. жгут

Часть 2

B1. Выберите три правильных ответа из шести. Причиной плоскостопия может быть

  1. избыточная масса тела
  2. хождение босиком
  3. регулярные занятия физкультурой
  4. неправильно подобранная обувь
  5. ношение тяжестей
  6. занятия плаванием

В2. Установите соответствие между особенностями позвонков и отделами позвоночника, к которым они относятся.

Особенности позвонков

Отдел позвоночника

  1. позвонки срослись

Б) соединяются с помощью хрящевых дисков

  1. неподвижно соединены с костями таза         Г) соединены с ребрами

Д) в состав отдела входят 12 позвонков                      Е) в состав отдела входят 5 позвонков

  1. грудной отдел
  2. крестцовый отдел

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Тело трубчатой кости образовано        (А). В головках кости оно переходит в        (Б), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится          (В), выполняющий кроветворную функцию. Рост кости в толщину происходит за счет

        (Г).

Термины:

  1. надкостница
  2. губчатое вещество
  3. компактное вещество
  4. красный костный мозг
  5. желтый костный мозг
  6. суставная жидкость

Часть 3 С1. Как оказать первую помощь при переломе голени, если нет шины?

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  Вариант 4

Часть 1

A1. При нарушении минерального обмена в костях развивается заболевание

  1. бронхит
  2. рахит
  3. гемофилия
  4. сахарный диабет

А2. Примером трубчатой кости не может служить

  1. бедренная кость
  2. большая берцовая кость
  3. плечевая кость
  4. лопатка

A3. Из всех костей черепа подвижное соединение характерно только для

  1. Верхнечелюстной  2)нижнечелюстной 3.) височной 4) затылочной

А4. Полуподвижно соединены

  1. 1)ребра с грудиной     2)плечевая кость с локтевой
  2. 3)бедренные кости с тазом   4)тазовые кости и крестец

А5. Крестцовый отдел позвоночника обозначен на рисунке цифрой

1) 1   2) 2   3)3    4)4

А6. В состав скелета верхних конечностей не входит кость

  1. 1)плечевая     2)локтевая
  2. 3)берцовая    4)лучевая

А7. В отличие от других млекопитающих у человека очень хорошо развиты мышцы

  1. Сгибатели    2)антагонисты  3)мимические  4)4) гладкие

А8. Сила текущего мышечного сокращения зависит от

  1. силы сокращения отдельных мышечных волокон
  2. объема мышцы
  3. длины мышечных волокон
  4. от количества сократившихся мышечных волокон

А9. При боковом искривлении позвоночника развивается

  1. плоскостопие  2)сутулость  3)сколиоз  4)рахит

А10. При неловком движении в суставе головка одной кости может выйти из суставной ямки другой, т. е. происходит

  1. закрытый перелом
  2. ушиб
  3. открытый перелом
  4. вывих и растяжение связок

Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Возникновению тренировочного эффекта в мышцах способствует

  1. гиподинамия
  2. работа, близкая к предельной
  3. полноценное питание
  4. достаточный отдых
  5. голодание
  6. отсутствие отдыха

Ответ        

В2. Установите соответствие между названиями костей и отделами черепа, к которым они относятся.

Названия костей

Отделы черепа

А) височная

1) мозговой

Б) верхнечелюстная

2) лицевой

В) скуловая

Г) теменная

Д) нижнечелюстная

Е) лобная

htlp: Jairokam.ru Ответ

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Существуют различные типы соединения костей. Там, где требуется максимальная прочность и защита, наблюдается        (А).

Примером может служить соединение костей черепа. Некоторые кости, например позвонки, соединены с помощью эластичного         (Б). Такой тип соединения называется        (В). Наибольшая подвижность и амплитуда движения достигается при соединении костей с помощью        (Г).

Термины:

  1. мышцы
  2. желтый костный мозг
  3. полуподвижное соединение
  4. неподвижное соединение
  5. хрящ
  6. сустав

Часть 3

CI. Почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы — у пожилых людей?

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА   Вариант 5 Часть 1

А1. У пожилых людей кости, как правило, более хрупкие. Это связано с тем, что с возрастом

  1. снижается эффективность работы красного костного мозга
  2. в костях накапливаются органические вещества
  3. в костях увеличивается содержание минеральных веществ и становится меньше органических
  4. костная ткань замещается хрящевой

     А2. Полость внутри трубчатых костей обеспечивает их

  1. прочность 2)легкость  3)рост в толщину  4)рост в длину

A3. На рисунке кость лицевого отдела черепа обозначена цифрой

1) 1    2) 2 3)3    4)4

А4. Суставная жидкость

  1. 1.обеспечивает рост костей в толщину
  2. 2.обеспечивает рост костей в длину
  3. 3.облегчает движение костей в суставе
  4. 4.выполняет кроветворную функцию

А5. Наиболее массивное тело имеют позвонки отдела

  1. шейного
  2. верхнего грудного
  3. нижнего грудного
  4. поясничного

А6. Плюсна — это часть

  1. черепа  2)стопы  3)кисти  4) позвоночника

А7. Основу скелетных мышц составляет ткань

  1. соединительная  2)мышечная поперечнополосатая

3) мышечная гладкая  4)костная

А8. Мышечное волокно сокращается под влиянием нервного импульса, полученного от

  1. чувствительного нейрона  2)вставочного нейрона

3)исполнительного нейрона   4)рецептора

А9. Формированию правильной осанки способствует

  1. соблюдение режима дня  2)рациональное питание
  2. занятие плаванием       4)сидячая работа

А10. На сломанную конечность шину накладывают, чтобы

  1. уменьшить отек конечности
  2. предотвратить заражение крови
  3. предупредить смещение сломанных костей
  4. остановить кровотечение

Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Защитную функцию выполняют кости

  1. тазовые  2)бедренные  3)ребра  4)теменные  4)плечевые  5)ключицы

Ответ        

В2. Установите соответствие между способами соединения костей и их примерами.

Примеры

Способы соединения

  1. теменная кость и затылочная

Б) кости таза и крестец

  1. плечевая кость и ключица

Г) бедренная кость и большая берцовая Д) лобная кость и височная

Е) локтевая кость и плечевая

  1. сустав
  2. неподвижное соединение

Ответ

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В позвоночнике человека выделяют пять отделов. Самое большое количество позвонков включает в себя        (А) отдел. К

его позвонкам прикрепляются ребра. Как у всех млекопитающих_______        (Б) отдел состоит из 7 позвонков. Наиболее массивными являются позвонки___(В) отдела, т.к. на них приходится основная тяжесть тела. Следующий отдел позвоночника —        (Г) —

состоит из пяти сросшихся позвонков, образующих единую кость.

Термины:

  1. шейный
  2. копчиковый
  3. поясничный
  4. грудной
  5. крестцовый
  6. хвостовой

Ответ

Часть 3

С1. Какие особенности строения костей обеспечивают одновременно их прочность и легкость?

Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА   Вариант 6 Часть 1

А1. Недостаток кальция и фосфора наблюдается в костях детей, страдающих

  1. малокровием 2)рахитом  3)бронхитом  4)гастритом

А2. Теменные кости являются

 1) длинными трубчатыми  2)короткими трубчатыми

3)плоскими    4)подвижными

A3. Внутреннее ухо и орган равновесия расположены в кости

  1. лобной  2)теменной   3)височной  4)верхнечелюстной

А4. Кости мозгового отдела черепа соединены

  1. связками  2)костным швом  3)полуподвижно  4)суставами

А5. Правильная последовательность отделов позвоночника, начиная от черепа,

  1. шейный, грудной, крестцовый, поясничный, копчиковый
  2. шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый
  3. шейный, грудной, копчиковый, крестцовый, поясничный
  4. шейный, крестцовый, грудной, копчиковый, поясничный

А6. Особенности скелета кисти человека

  1. позволяют выполнять мелкие и точные движения
  2. обеспечивают опорную функцию
  3. обеспечивают защиту
  4. позволяют совершать движения с большой амплитудой

А7. В каком состоянии находятся мышцы-сгибатели и разгибатели при удержании груза на вытянутой руке?

  1. сгибатели сокращаются, разгибатели расслабляются
  2. сгибатели расслабляются, разгибатели сокращаются
  3. сгибатели и разгибатели сокращаются
  4. сгибатели и разгибатели расслабляются

А8. Энергия, необходимая для сокращения мышц, выделяется

  1. в ходе пищеварения
  2. в результате биологического окисления органических веществ
  3. в результате синтеза белков
  4. в ходе газообмена

А9. Профилактике плоскостопия способствует

  1. поднятие тяжестей  2)длительное стояние

3)хождение босиком     4)ношение обуви на высоких каблуках

А10. Первая помощь при вывихе состоит в том, чтобы

  1. приложить теплую грелку
  2. постараться вправить сустав
  3. приложить холод и зафиксировать сустав
  4. обработать поверхность сустава дезинфицирующим раствором

Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Искривление позвоночника может быть результатом

  1. постоянного ношения портфеля в одной руке
  2. занятия плаванием
  3. подвижных игр
  4. неправильного положения тела при письме за столом
  5. неправильного питания
  6. несоответствия высоты письменного стола росту ребенка Ответ        

В2. Установите соответствие между веществами, входящими в состав костной ткани, и их характеристикой.

Характеристика

Вещества

  1. придают костям упругость

Б) обеспечивают твердость костей

  1. разрушаются при прокаливании кости

Г) содержание уменьшается в пожилом возрасте Д) можно удалить, выдержав кость в соляной кислоте Е) обмен регулируется витамином D

  1. минеральные
  2. органические

ВЗ. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. В отличие от животных в черепе человека преобладает        (А), в состав которого входят кости, соединенные с помощью        (Б). Единственная соединенная подвижно кость черепа —        (В) — относится к _____(Г).

Термины:

  1. 1)височная 2)лицевой отдел  3)нижнечелюстная 4)мозговой отдел 5)сустав
  2. 6)костный шов

Ответ

Часть 3

С1. Почему для ношения школьных принадлежностей врачи рекомендуют ранцы (рюкзачки)?

Источник

Кости детей меньше подвержены переломам почему

Наш эксперт – врач-педиатр Анна Михайлова.

Факторы риска

Специалисты называют такое состояние остеопенией – это означает, что минеральная плотность костей ниже нормы. По данным разных исследований нарушения подобного рода обнаруживают у каждого третьего подростка 11–17 лет.

Существуют четыре главных фактора риска:

  • Дефицит кальция, основного «строительного материала» для костной ткани.
  • Неправильное питание. Костям кроме кальция необходим белок, фосфор, железо, медь, цинк и марганец, витамины (с осени и до лета необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы). А все эти полезные вещества, как правило, присутствуют в тех продуктах, которые дети любят меньше всего.
  • Гиподинамия – для нарастания костной массы необходимо движение, которое нагружает и тренирует кости.
  • «Гормональный шторм»: обмен кальция в организме находится под жестким контролем гормональной системы, а в период полового созревания нередки нарушения в ее работе.

Нормальному усвоению кальция «мешают» и многие хронические заболевания: желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, печени, почек, щитовидной железы…

Коварство невидимки

Потеря плотности костей развивается неспешно и исподволь, заметить ее на глаз невозможно. Но есть пять косвенных признаков, которые должны насторожить родителей.

  • У ребенка участились случаи кариеса.
  • «Отчего-то» секутся волосы, слоятся и ломаются ногти.
  • Время от времени появляются боли в ногах, особенно в голенях.
  • Школьник все больше сутулится, у него устает спина после долгого сиденья за уроками или компьютером.
  • Ваш ребенок – аллергик, из-за этого у него есть ограничения в питании, он не ест молочных продуктов и рыбы.

Даже один такой симптом – сигнал, что ребенку нужно пройти обследование и выяснить, действительно ли ему не хватает кальция.

Норма и отклонения

Прежде всего педиатр назначит биохимические анализы крови и мочи, по которым можно понять, не нарушен ли фосфорно-кальциевый обмен. Эти минералы-партнеры участвуют во многих жизненно важных процессах обмена и работают рука об руку: организм не может усваивать кальций, если недостаточно фосфора, но если есть излишек последнего, кальций выводится из организма. Поэтому так важно поддерживать их баланс. Сравнивая данные с нормативами показателей для определенного возраста и обнаружив отклонения, можно заподозрить начальную стадию остеопении.

Для уточнения диагноза проводят денситометрию: оценку костной ткани (часто используют метод УЗИ). В отличие от взрослых у детей анализируют только так называемый Z‑критерий – то есть отклонения от нормы в показателях в зависимости от возраста и пола юного пациента, которые рассчитывают с помощью специальной компьютерной программы.

Все поправимо?

Процесс формирования здоровой костной ткани можно корректировать, пока ребенок растет. Для лечения назначают препараты, содержащие кальций.

Выбор большой: например, ради профилактики и при незначительном отклонении от нормы назначают препараты кальция с витамином D. Если выявлен дефицит не только кальция, но и некоторых микроэлементов, используют комплексные препараты (в них входит еще и марганец, бор, медь, цинк, магний).

Поскольку на усвояемость кальция влияют некоторые хронические заболевания, детям, у которых они есть, подбирают специальные препараты, например, при гастрите с повышенной кислотностью те, что «защищают» процесс его всасывания от агрессии желудочного сока. Курс продолжения лечения индивидуален.

Но только лекарствами не обойтись. Подкреплять лечение должна диета: рекомендуются творог, сыр, кефир или йогурты, рыба (лосось, сардины), мясо, яйца, брокколи, бананы, блюда из бобовых.

И конечно, нужно выкроить время на спорт: хотя бы на регулярные посещения бассейна или фитнес-зала. Именно регулярные, а не от случая к случаю. А если у ребенка есть нарушения осанки, плоскостопие – необходимо пройти лечение под наблюдением детского хирурга-ортопеда.

Смотрите также:

  • Не сдавайтесь раньше времени! С артрозом можно и нужно бороться →
  • Магия магния. Почему этот минерал важен для дам →
  • Как предупредить проблемы с суставами →

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.
  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизац?