Литературная деятельность толстого до и после идейного перелома
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ
Родился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.
1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.
Автобиографическая трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856). Главный герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.
Анализ некоторых сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя – по выбору учащихся.
Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ.
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1851 г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера – не моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО
1859 г. Для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса – личность ученика, обучение ведется методом свободной беседы.
«Школьная деятельность Толстого носила разнообразный характер, но более других заметно было в ней все-таки литературное направление» (Е. Маймин).
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА.
РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЯ
1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.
И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие произведения Л. Н. Толстого:
«Война и мир» (1864–1869).
«Анна Каренина» (1870–1877).
«Власть тьмы» (1866).
«Крейцерова соната» (1887–1889).
«Воскресение» (1889–1899).
«Хаджи-Мурат» (1896–1905).
Комедия «Плоды просвещения» (1900).
Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др.
(1908).
«После бала» (1903).
Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)
2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.
3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.
5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.
Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.
5. «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…» (М. Горький)
Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».
1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой).
7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.
Приложение 1
Работа с дневниковыми записями Л. Н. Толстого.
Весной 1847 г. Л. Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.
Задание.
Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам:
— Проследите становление личности Л. Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
— Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
— Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
Из дневниковых записей.
1847 год (Толстому 19 лет).
17 марта. … Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля. … Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной…
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1848 год.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей.
1849 год.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9) Написать правила.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
1854 год.
2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных…
20 ноября.
Когда же, когда, наконец, перестану
Без цели и страсти своей век проводить,
И в сердце глубокую чувствовать рану,
И средства не знать, как ее заживить.
1855 год.
18 марта… вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.
2 августа. … Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
21 сентября… Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава ли-тературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
1878 год.
22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу…
9 мая. … Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 3 десятины на душу. Грамотных два.
28 июня. У нас обед огромный с шампанским… Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ…
5 сентября. Москва. … Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбив-шие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
1881 год.
Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных… Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)… Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе…
1883 год.
1 января. Москва. … Собственность как она теперь — зло… Не было ложки, было полено — я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием — городовым с пистолетом — это зло.
30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.
3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки — вот суд.
13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.
21 июня. … Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
1883 год.
27 ноября. … Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.
7 декабря. … Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
1889 год.
23-26 февраля. Москва. … Политического изменения, социального строя не может быть. Из-менение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?
30 апреля…. думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:
1) Церковь, обман, суеверие, траты;
2) Войско, разврат, жестокость, траты;
3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;
4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;
5) Фабрика — убийство жизни;
6) Пьянство;
7) Проституция.
1900 год.
30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…
23 ноября. Москва. … 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
1902 год.
21 марта. … 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.
1904 год.
18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
1905 год.
31 июля. Ясная Поляна. … Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, се-ребро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!…
… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
1906 год.
3-4 октября. Ясная Поляна. …5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.
1907 год.
26 октября. Ясная Поляна. … 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием — не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.
1908 год.
19 апреля. Ясная Поляна. … Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.
3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
Из «тайного» дневника 1908 года.
2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно — уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти…
1910 год.
7 … Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…
Поиск по сайту:
Источник
Литературная деятельность толстого до и после идейного перелома
Основное меню:
Библиография:
Писатели — классики:
Советский период:
Русский язык:
Поиск по сайту:
ИДЕЙНЫЙ ПЕРЕЛОМ ТОЛСТОГО
К концу XIX в. яснополянская усадьба превращается в своеобразный культурный центр, куда из разных концов России и других стран света приезжают писатели, учёные и общественные деятели, чтобы познакомиться с Толстым.
М. Горький с изумлением и гордостью писал: «Весь мир, вся земля смотрит на него, из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые трепетные нити, его душа — для всех и — навсегда».
В Ясной Поляне Толстого посещают писатели — И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П. Чехов, М. Горький, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. В. Вересаев и др.; художники — И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге,М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. А. Серов, Н. А. Ярошенко и др.; скульпторы — П. П. Трубецкой, И. Я. Гинзбург; композиторы и музыканты — С. И. Танеев. А. Б. Гольденвейзер, А. С. Аренский, К. Н. Игумнов; учёные — И. И. Мечников и др.
В 80-х и 90-х годах (с 1881 по 1901 г.) Толстой Последние в интересах детей, которых нужно было учить, годы жизни жил ПреиМуЩественно в Москве. Здесь, в Хамоз-ническом переулке (теперь улица Льва Толстого), он приобрёл себе дом.
Девятнадцать зим прожил Толстой в Москве (летом он неизменно уезжал в Ясную Поляну). Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал к себе посетителей так же, как и яснополянская усадьба.
Толстой в Москве вёл такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Достаточно указать, что в семьдесят лет он легко катался на коньках, в семьдесят пять лет увлекался велосипедным спортом, в восемьдесят лет быстро ездил верхом на лошади. Помимо литературной работы, он по-прежнему много внимания уделял и общественной деятельности. В 1882 г. он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 г.- в неурожайные годы — он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.
В конце 1901 г. Толстой опасно заболел воспалением лёгких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с М. Горьким и А. П. Чеховым, которых очень любил и ценил. Прекрасную характеристику Толстого на этом этапе его жизни мы находим в воспоминаниях М. Горького.
Вернувшись из Крыма, Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где прошла почти вся его жизнь, и до конца дней уже не покидает её.
Развитие взглядов Толстого последовательно привело его к пересмотру всей предшествующей литературной деятельности.
В трактате «Так что же нам делать?» он пишет: «Мы произвели пропасть людей и великих писателей, разобрали этих писателей по косточкам и написали горы критик, и критик на критики, и критик на критики критик, и картинные галереи собрали, и школы искусств разные изучили до тонкостей, и симфонии, и оперы у нас такие, что уже нам самим трудно становится их слушать. А что мы прибавили к народным былинам, легендам, сказкам, песням, какие картины передали народу и какую музыку?» Толстой утверждает, что «литература, так же как и откупы, есть только искусная эксплуатация, выгодная только для её участников и невыгодная для народа».
Он приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, видя в ней лишь средство возбуждения греховных страстей. «В соответствии с этим взглядом он переходит в 80-х годах к художественным произведениям, в которых главной своей задачей ставит учить народ нравственности. Так появляется целый ряд его маленьких нравоучительных рассказов для народа: «Чем люди живы?», «Свечка», «Два старика», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и т. п. Поучительная тенденция звучит и в более крупных его произведениях 80-90-х годов: «Смерть Ивана Ильича» ( 1886), «Власть тьмы» (1886), «Крейперова соната» (1890), «Плоды просвещения» (1891), «Хозяин и работник» (1895) и др.
В 80-х годах, с целью дать дешёвую и полезную литературу для народа, Толстой организует книжное издательство «Посредник». Книжки «Посредника» ценой в одну-полторы копейки в громадном количестве распространялись в народной массе.
Решение Толстого покончить с художественной литературой взволновало его друзей и поклонников. И. С. Тургенев, умирая, пишет ему в предсмертном письме: «Друг мой. вернитесь к литературной деятельности. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»
Впрочем, и сама жизнь, и потребность в литературной деятельности, и желание осветить в широком художественном полотне своё новое отношение к действительности толкали Толстого к художественному творчеству. Под влиянием всего этого отношение его к искусству в 90-х годах снова меняется. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. В 1891 г. он записывает в дневнике: «Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи».
Источник статьи: https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/62-tolstoj-ln-russkaya-literatura/330-idejnyj-perelom-tolstogo-.html
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА.
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ
Родился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.
1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.
Автобиографическая трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856). Главный герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.
Анализ некоторых сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя – по выбору учащихся.
Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ.
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1851 г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера – не моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО
1859 г. Для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса – личность ученика, обучение ведется методом свободной беседы.
«Школьная деятельность Толстого носила разнообразный характер, но более других заметно было в ней все-таки литературное направление» (Е. Маймин).
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО ДО И ПОСЛЕ ИДЕЙНОГО ПЕРЕЛОМА.
РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПИСАТЕЛЯ
1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.
И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие произведения Л. Н. Толстого:
«Крейцерова соната» (1887–1889).
Комедия «Плоды просвещения» (1900).
Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др.
Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)
2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.
3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.
5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.
Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.
5. «ВЕСЬ МИР, ВСЯ ЗЕМЛЯ СМОТРИТ НА НЕГО…» (М. Горький)
Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».
1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой).
7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.
Работа с дневниковыми записями Л. Н. Толстого.
Весной 1847 г. Л. Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе. Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей. Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.
Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам:
— Проследите становление личности Л. Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
— Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
— Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?
17 марта. . Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля. . Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной.
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро.
Бойся праздности и беспорядка. Бойся лжи и тщеславия. Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли. Не верить мыслям, родившимся в споре. Не повторять чужих мыслей.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных.
Когда же, когда, наконец, перестану
Без цели и страсти своей век проводить,
И в сердце глубокую чувствовать рану,
И средства не знать, как ее заживить.
18 марта. вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.
2 августа. . Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.
21 сентября. Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава ли-тературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу.
9 мая. . Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 3 десятины на душу. Грамотных два.
28 июня. У нас обед огромный с шампанским. Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ.
5 сентября. Москва. . Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбив-шие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.
Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных. Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни). Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе.
1 января. Москва. . Собственность как она теперь — зло. Не было ложки, было полено — я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием — городовым с пистолетом — это зло.
30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.
3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки — вот суд.
13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.
21 июня. . Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.
27 ноября. . Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.
7 декабря. . Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.
23-26 февраля. Москва. . Политического изменения, социального строя не может быть. Из-менение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?
30 апреля. думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:
1) Церковь, обман, суеверие, траты;
2) Войско, разврат, жестокость, траты;
3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;
4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;
5) Фабрика — убийство жизни;
30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом.
23 ноября. Москва. . 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.
21 марта. . 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.
18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.
31 июля. Ясная Поляна. . Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, се-ребро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно.
… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.
3-4 октября. Ясная Поляна. . 5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно. Все чаще и чаще чувствую это.
26 октября. Ясная Поляна. . 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием — не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.
19 апреля. Ясная Поляна. . Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.
3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.
Из «тайного» дневника 1908 года.
2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно — уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти.
7 . Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью.
Источник статьи: https://mykonspekts.ru/1-169761.html
Источник