Обж 11 класс первая медицинская помощь при переломах

Обж 11 класс первая медицинская помощь при переломах thumbnail
Поделиться с друзьями

Урок 8
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика
(переломы)

Перелом

Перелом — внезапное нарушение целостности кости в результате механического воздействия.

Переломы бывают открытыми и закрытыми (рис. 5).

image

Признаки перелома: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение ее функций, изменение ее положения и формы, появление отечности и кровоподтека, укорочение и патологическая подвижность кости (появляется подвижность в необычном месте).

Открытый перелом — это перелом, при котором имеется рана в зоне перелома, и область перелома сообщается с внешней средой. Он может быть опасен для жизни вследствие развития травматического шока, потери крови, инфицирования.

Закрытый перелом — это перелом, при котором отсутствует рана в зоне перелома. Характерные внешние признаки закрытых переломов: нарушение прямолинейности и появление «ступеньки» в месте перелома, ненормальная подвижность, боль, хруст отломков, припухлость.

Оказывая помощь при переломах, ни в коем случае нельзя пытаться сопоставить отломки кости: устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом. Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в медицинское учреждение (схемы 13, 14).

image

image

В оказании помощи при переломах и повреждениях суставов главное — надежная и своевременная иммобилизация (обездвижение) поврежденной части тела. Этим достигается неподвижность поврежденной части тела, что приводит к уменьшению боли и предупреждает усиление травматического шока. Устраняется также опасность дополнительного повреждения, снижается возможность инфекционных осложнений. Временную иммобилизацию проводят, как правило, при помощи стандартных шин, а при их отсутствии — подручными материалами (доски, палки, фанера, картон, свернутые журналы, весла, зонтики и другие предметы). В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге.

Способы иммобилизации при переломах верхних и нижних конечностей представлены на рис. 6.

image

image

Неправильно выполненная иммобилизация может привести к дополнительной травматизации пострадавшего во время его транспортировки (следования) в медицинское учреждение.

Основные принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами:

• шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома), а иногда три (при переломах бедра, плеча);

• при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей естественное положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется;

• при открытых переломах вправление отломков не производят, накладывают стерильную повязку на место повреждения и конечность фиксируют в том положении, в каком она находится в момент повреждения;

• при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно;

• нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить под нее мягкую прокладку (вата, полотенце);

• во время перекладывания больного на носилки (с носилок) поврежденную конечность должен поддерживать помощник;

• при транспортировке пострадавшего с переломом ноги он должен лежать на спине с приподнятой поврежденной конечностью.

Несоблюдение этих принципов может привести к дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму.

Не привязывайте шину слишком туго — это может нарушить кровообращение и вызвать боль. Ослабьте повязки, если: пальцы пострадавшего отекли и посинели, ими невозможно пошевелить; участок под шиной онемел, и в нем чувствуется покалывание, под шиной не прощупывается

Вопросы и задания

1. Какие виды повреждений относят к закрытым травмам?

2. Что называют ушибом?

3. Какие признаки характерны для ушиба?

4. Дайте определение растяжения.

5. Назовите характерные признаки растяжения.

6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий?

7. Назовите признаки разрыва связок.

8. Какие признаки характерны для разрыва мышц?

9. Что называют вывихом?

10. Что называют переломом?

11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них?

12. Назовите основные принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших с переломами.

Задание 25

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:

а) наложить на место ушиба тугую повязку;

б) обеспечить пострадавшему покой;

в) наложить на место ушиба холод;

г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 26

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при растяжении:

Читайте также:  Какую доврачебную помощь следует оказать человеку при переломе позвоночника

а) обеспечить поврежденной конечности покой;

б) придать поврежденной конечности возвышенное положение;

в) наложить на поврежденное место холод;

г) наложить на поврежденное место тугую повязку;

д) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 27

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц:

а) придать поврежденной конечности возвышенное положение;

б) наложить на поврежденное место холод;

в) дать пострадавшему обезболивающее средство;

г) наложить тугую повязку и обеспечить пострадавшему покой;

д) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 28

Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при вывихах:

а) при повреждении конечности сделать тугую повязку;

б) дать пострадавшему обезболивающее средство;

в) обеспечить поврежденной конечности покой;

г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание 29

Определите, какие из перечисленных ниже признаков характерны для переломов:

а) нарушение функции конечности;

б) тошнота и рвота;

в) появление сильной боли при попытке движения поврежденной конечностью;

г) деформация и некоторое укорочение поврежденной конечности;

д) временная потеря зрения и слуха;

е) подвижность костей в необычном месте.

Задание 30

Из приведенных ниже вариантов действий выберите те, которые недопустимы при оказании первой медицинской помощи при переломах:

а) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;

б) вставлять на место обломки костей и вышедшую наружу кость;

в) устранять искривление конечности;

г) останавливать кровотечение.

Задание 31

После эвакуации пострадавшего из разрушенного взрывом здания и проведения первичного осмотра обнаружено, что у него закрытые переломы плеча и кисти правой руки. Вам необходимо:

а) дать определение закрытого перелома и назвать его признаки;

б) ответить, как и в какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при закрытых переломах;

в) назвать порядок иммобилизации плеча и кисти пострадавшего при закрытом переломе.

Задание 32

Вы стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия. У пострадавшего водителя автомобиля открытый перелом бедра. Вам необходимо:

а) ответить, какие переломы называют открытыми и каковы их признаки;

б) ответить, как и в какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при открытых переломах;

в) назвать порядок иммобилизации бедра при открытом переломе.

Источник

Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

Задачи урока:

  • Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.

  • Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.

  • Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

  • Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Место урока: Предыдущий урок по теме: «Кровотечения и способы остановки кровотечений» необходим для качественного овладения темой «Переломы и оказание первой помощи при них». Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей при переломах».

Приемы работы на уроке:

  • «Карусель»;

  • «Броуновское движение»;

  • «Дерево решений»;

  • «Рука».

Преимущества данных приемов работы:

  • Детям легче и приятней работать общаясь;

  • Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения)

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму, организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников, которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке (консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

Ход урока

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлом занятии.

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся?

А сейчас вам необходимо определить тему нашего урока.

СЛАЙД 1 и СЛАЙД2 Учитель обращает внимание на тему урока «Переломы и оказание первой помощи при них» 

Переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека. Проверка домашнего задания. 

Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, проведём опрос домашнего задания по той теме которую изучали на прошлом уроке- это «Кровотечения». И проверить ваши знания, поможет, известный вам прием «Карусель».

Мы с вами на прошлом уроке подготовили вопросы для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить по моей команде по часовой стрелки.

Читайте также:  Признаки закрытого и открытого перелома и первая помощь при

Учащиеся в центре класса образуют внутренний и внешний круги «Карусель”

Основная часть урока. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке?

Используем для этого прием игры «Рука». в группах вам необходимо обвести руку одного из ваших соседей. Большой палец- это наша цель урока, остальные 4 – задачи.

Учитель предлагает вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока.  СЛАЙД 3

Ребята, как по – вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке двое из вас попробуют себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Работа с карточками-посредниками.

Карточки – посредники

Для изучения нового материала бедем применять Прием «Броуновское движение» О времени смены деятельности буду предупреждать вас я.

После изучения темы:

Наши учителя выбирают по два ученика которые будут излагать материал урока по своим карточкам перед классом и сопровождать свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее.

1-й ученик  – с 4 СЛАЙДА Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее; по 8 СЛАЙД – Признаки перелома

2-й ученик 9 СЛАЙД- Алгоритм оказания первой помощи при переломах

3-й ученик с 10 СЛАЙДА Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе; по 12 СЛАЙД- Правила иммобилизации:

4-й ученик с -13СЛАЙДА-Как сделать кости крепкими? по –17 СЛАЙД – Вот несколько советов

Применение знаний в новой нестандартной ситуации.

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал голень. При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана, из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Вы можете спорить, сомневаться, высказывать свое мнение, доказывать свою правоту, но помните, что необходимо УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО – это основное правило построения нашего «Дерева решений»

Заключительная часть урока.

Рефлексия.

У вас на столах лежат карточки самоконтроля и самооценки.

Вам необходимо их заполнить.

После заполнения опрос

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Домашнее задание.

Доклад на тему: «История изобретения иммобилизационных шин» или ” Интересные факты о костях”

Оранжевая карточка:

Перело́м ко́сти — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Классификация переломов:

1.По тяжести поражения

  • Полные.

  • Неполные — трещины и надломы.

2. По форме и направлению перелома

  • Поперечные — линия перелома условно перпендикулярна оси трубчатой кости.

  • Продольные — линия перелома условно параллельна оси трубчатой кости.

  • Косые — линия перелома проходит под острым углом к оси трубчатой кости.

  • Винтообразные — происходит вращение костных отломков, костные отломки «повёрнуты» относительно своего нормального положения.

  • Оскольчатые — нет единой линии перелома, кость в месте повреждения раздроблена на отдельные отломки.

3. По целостности кожных покровов

  • Закрытые — не сопровождаются ранениями тканей, проникающих к месту перелома, и не сообщаются с внешней средой.

  • Открытые —переломы костей сопровождающиеся ранениями мягких тканей и сообщающиеся с внешней средой.

Относительные признаки перелома

  • Боль — усиливается в месте перелома.

  • Отёк — возникает в области повреждения.

  • Гематома — появляется в области перелома.

  • Нарушение функции повреждённой конечности.

  • Изменение формы конечности.

Абсолютные признаки перелома

  • Патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет сустава.

  • Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома.

  • Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.

Читайте также:  Переломы первая мед помощь при переломах

Голубая карточка:

Первая доврачебная помощь

Человек, оказывающий первую доврачебную помощь, может:

  • Оценить тяжесть состояния пострадавшего.

  • При наличии кровотечения — остановить его.

  • Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника.

  • Иммобилизовать повреждённый участок, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).

Задачи первой помощи :

– уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой. Пострадавшего следует уложить, успокоить, дать обезболивающее средство (анальгин, промедол) и создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезать в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома не допускается.

Красная карточка:

Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе. Выполняется для того, чтобы снизить риск осложнений и осуществляется с использованием шин медицинских и импровизированных.

Шины — приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждении костей.

Правила иммобилизации:

  • Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, но не пытаться вправить кость на место.

  • Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава.

  • При наложении шины и наличии ран сначала обработать раны и остановить кровотечение.

Первая помощь при переломах ребер достигается путем наложения тугой повязки (из бинтов, полотенца или полос лейкопластыря) на грудную клетку.

Первая помощь больным с переломами костей таза включает проведение соответствующих противошоковых мероприятий (при наличии травматического шока), выполнение транспортной иммобилизации. Специальной фиксации здесь не требуется. Пострадавшего укладывают в горизонтальном положении на жесткие носилки или на деревянный щит. Ногам придают полусогнутое и слегка разведенное положение («положение лягушки»), для чего под колени подкладывают плотные толстые валики, свернутые одеяла, одежду.

Зелёная карточка:

Как сделать кости крепкими?

Кости – это каркас нашего тела, благодаря которому оно имеет форму. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:

  • Принимайте солнечные ванны: Витамин D играет важную роль в сохранении здоровья костей. Получить витамина D можно через воздействие прямых солнечных лучей. Принимайте солнечные ванны по 10-15 минут три раза в неделю.

  • Ешьте зеленые овощи: Темно-зеленые овощи – это не только источник кальция. Они содержат витамин К, укрепляющий кости, иммунную систему и очищающий кровь.

  • Пейте молоко ежедневно: Когда речь заходит о продуктах, которые богаты кальцием, первое, что приходит в голову – молоко. Один стакан молока в день дает вам 300 мг кальция.

  • Скажите “нет” кофеину: 4 или больше чашек кофе в день приводят к тому, что кальций выводится из организма и кости становятся ломкими и хрупкими.

  • Добавьте в ваш рацион больше кальция: Если вы не получаете достаточное количество кальция вместе с едой, альтернативой для вас могут стать пищевые добавки. Конечно, они не так хороши, как природные источники кальция, но они могут быть использованы в дополнительном качестве.

  • Уменьшите стресс: Кортизол – это гормон, вырабатываемый нашим организмом во время стресса. Он имеет тенденцию увеличивать кровяное давление, но этот эффект сдерживается кальцием. Таким образом стресс делает ваши кости более ослабленными. Попробуйте медитировать, если вы чувствуете, что вам необходимо снять напряжение.

  • Ешьте больше фруктов: Бананы чрезвычайно богаты калием и кальцием, которые помогают костям становиться крепче и сильнее. Чернослив и яблоки также помогают в предотвращении ортопедических проблем.

  • Делайте упражнения: Регулярные упражнения, стимулируют ваши кости и помогают им оставаться сильными. Это не только поднятие тяжестей, но и бег, ходьба, танцы и т.д.

Карта самоконтроля и самооценки учащегося класса ________________________

Больше всего понравилось на уроке:

Испытал определенные трудности, когда…

Понравились формы работы на уроке («да» или «нет») Обведи

Источник