Оказание первой медицинской помощи при ушибах 5 класс

Оказание первой медицинской помощи при ушибах 5 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Инфоурок

ОБЖ
›Другие методич. материалы›Урок 30 в 5 классе по теме: “Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах”

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Занятие теоретическое 30 5 класс.doc

Выбранный для просмотра документ пмп при травмах.ppt

Оказание первой медицинской помощи при травмах занятие по безопасности жизне...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Оказание первой медицинской помощи при травмах занятие по безопасности жизне

Описание слайда:

Оказание первой медицинской помощи при травмах занятие по безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-7 классов

2 слайд

Цель занятия Познакомимся с основными видами травм и научимся оказывать перву

Описание слайда:

Цель занятия Познакомимся с основными видами травм и научимся оказывать первую помощь при травмах.

3 слайд

Что самое дорогое для человека? Самое дорогое, что есть у человека, – это жиз

Описание слайда:

Что самое дорогое для человека? Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь.

4 слайд

Подумай и ответь на вопросы: Получал ли ты травмы? Кто чаще всего бывает вино

Описание слайда:

Подумай и ответь на вопросы: Получал ли ты травмы? Кто чаще всего бывает виноват в получении травмы? Где чаще всего ребята получают травмы? Какие необходимые для вас предметы могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться?

5 слайд

ЗАПОМНИ! ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРИВЫКШИЙ ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, РЕДКО ПОЛ

Описание слайда:

ЗАПОМНИ! ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПРИВЫКШИЙ ОБДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, РЕДКО ПОЛУЧАЕТ ТРАВМУ

6 слайд

Легкие травмы (травмы-царапины). Освободить раненое место от одежды. Смазать

Описание слайда:

Легкие травмы (травмы-царапины). Освободить раненое место от одежды. Смазать края раны йодом. Наложить чистую повязку. Нельзя класть на рану вату, мази.

7 слайд

Ушибы Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место у

Описание слайда:

Ушибы Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце). При ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна. При ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок. При ушибах груди – полный покой. При ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

8 слайд

Переломы При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого

Описание слайда:

Переломы При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

9 слайд

Солнечный удар При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может

Описание слайда:

Солнечный удар При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение: перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение; дайте ему холодное питье; положите на голову холодный компресс.

10 слайд

Ваши действия: На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слав

Описание слайда:

Ваши действия: На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку.

11 слайд

Ваши действия: Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил поднож

Описание слайда:

Ваши действия: Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

12 слайд

Ваши действия: На пляже Маша находилась без головного убора. Неожиданно Маша

Описание слайда:

Ваши действия: На пляже Маша находилась без головного убора. Неожиданно Маша побледнела и потеряла сознание.

13 слайд

Ваши действия: Работая в розарии, Алёна наколола руку о шип. Выступило неболь

Описание слайда:

Ваши действия: Работая в розарии, Алёна наколола руку о шип. Выступило небольшое количество крови.

14 слайд

Дорогие ребята! Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или в

Описание слайда:

Дорогие ребята! Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим уберечь себя от несчастья.

15 слайд

Спасибо за внимание! Домашнее задание: с 7-9, ответить на вопросы.

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Домашнее задание: с 7-9, ответить на вопросы.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах 5 класс

Курс повышения квалификации

Оказание первой медицинской помощи при ушибах 5 класс

Курс повышения квалификации

Оказание первой медицинской помощи при ушибах 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т.

Тема:
9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

Номер материала:

ДБ-1109977

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Класс 5

Тема: Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Цели и задачи:

образовательные:

• систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки (основные приемы) оказания первой медицинской помощи;

•     повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;

Читайте также:  Что делать при ушибах колен

•     позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;

•  создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, аптечки (4 шт), презентация, учебники, ТПО.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах.

Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка.

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

ХОД УРОКА

Ребята, посмотрите на доску. Какое грозное явление природы изображено на картинке? (цунами, ураган, извержение вулкана, гроза, наводнение, песчаная буря, лавина, землетрясение, лесной пожар)

-что такое цунами?

-что такое ураган?

-чем сопровождается извержение вулкана?

– опишите грозу

-что такое песчаная буря?

– как возникает лавина?

-что такое землетрясение?

-какие причины возникновения лесного пожара?

Ребята, что у нас получилось? (на слайде появляется красный крест)

А что он означает? (первую медицинскую помощь)

Какая тема сегодняшнего урока? (оказание первой помощи…)

А в каких случаях мы оказываем ПМП? (при различных травмах)(на слайде – тема урока)

А как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? (научимся оказывать первую помощь при различных видах травм)

Включение в работу. Отвечают на вопросы. Называют тему и цель урока.

7

3

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности. А какие травмы мы можем получить в горах? (переломы, растяжения, ушибы, солнечный удар, отравление, ожоги и др.) Сегодня мы с вами поговорим о четырех видах травм – это раны, ушибы, ожоги, солнечный удар.

Ребята, а собираясь в поход, что необходимо взять в первую очередь?

А что должно быть в каждой аптечке?

Да, правильно. А сейчас попробуйте собрать походную аптечку, работая в парах. На краю стола у вас лежат листочку, с перечисленными предметами, из которых вы должны собрать походную аптечку. Берите только самое необходимое!

Молодцы! А сейчас я вас научу, как правильно пользоваться походной аптечкой в походных условиях. Самым распространенным видом травм, которые могут случиться в походе, являются раны. Как правило, это небольшие раны — кто-то порезал руку, когда резал хлеб, у кого-то сорвался консервный нож, когда открывал консервы, и т. п. Помощь в этом случае очень проста. Надо дать немного стечь крови, чтобы вместе с ней удалить грязь, которая могла попасть в рану. Затем края раны обработать йодом или спиртом. Совсем небольшие раны можно смазать по всей поверхности. Затем заклеить лейкопластырем или забинтовать узким стерильным бинтом.

Небольшие ушибы — довольно часто встречающаяся в походе травма. Видя, что кожа не повреждена, юный турист склонен не придавать случившемуся значения, и скоро на месте ушиба появляются припухлость и кровоподтек. Ничего страшного тут нет, но радость от похода может быть испорчена. Поэтому надо помнить, что даже при небольшом ушибе нужно сразу же приложить к месту ушиба холод (носовой платок, смоченный в воде, какой-нибудь металлический предмет: нож, топор, кружку и т. д.). Холод способствует прекращению кровоизлияния в мягких тканях и предотвращает появление болезненных синяков и припухлостей. В случае сильного ушиба принимаются дополнительные меры — нужно создать покой травмированному органу (особенно это важно при ушибах суставов) и наложить давящую повязку. Ожоги возникают обычно в результате неосторожного обращения с костром либо общего беспорядка вокруг очага. Чаще всего это небольшие и неопасные ожоги: кто-нибудь взялся за горячую дужку ведра или, поправляя дрова, прикоснулся рукой к углям или пламени. При небольших ожогах рекомендуется побыстрее поместить место ожога в холодную воду минут на 15. Затем наложить компресс из марлевых салфеток, пропитанных раствором пищевой соды. Желательно, плюс к этому  на обожженное место накладывают минут на 15 тугую повязку, это в значительной мере предотвращает образование пузырей. А чтобы вы быстро смогли сориентироваться при получении какой либо травмы, составьте алгоритм ваших действий самостоятельно.

Мистер Гид предлагает нам передохнуть и полюбоваться природой. Но для этого нужно встать и повторять за мной.

Вправо-влево посмотри

И до речки добеги

Прыгай в речку и ныряй

Глубину ты всю узнай.

А теперь наверх бежим,

Быстрее ветра быть хотим.

Бабочка летит вдали

Мы поймать её хотим.

И за ней мы прыгаем, и руками дрыгаем.

Силы кончились, устали

А теперь мы посидим

Во время отдыха некоторые члены нашей группы получили травмы. Я предлагаю вам разделиться по 4 человека и оказать им первую помощь.

Читайте также:  Ихтиоловая мазь при ушибах можно

Отвечают на вопрос.

Аптечка

Йод, зеленка, бинты и др.

Один ученик зачитывает ответ, остальные либо соглашаются, либо нет, используя таблички красного и зеленого цвета.

Слушают рассказ учителя.

Составляют алгоритм действий при определённой травме.

Оказывают ПМП пострадавшим.

7

5

10

3

4

Подведение итогов, рефлексия

Учитель спрашивает, понравилось ли путешествие учащимся, трудно ли было им справляться с возникнувшими трудностями. Проводит рефлексию. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

5

5

Дом.зад.

Все вы, наверное, смотрели мультик «Аркадий Паровозов». Я предлагаю вам составить небольшой рассказ, в котором был бы пострадавший и вы оказывали ему первую помощь. Рассказ записать в рабочую тетрадь

Запись домашнего задания в дневник

1

Источник

1

Конспект урока на тему:

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и

различных отравлениях.

Тип урока: урок изучения и закрепления, комбинированный.

Цель урока. Изучить правила оказания первой медицинской помощи при

ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, травме глаз и отравлении.

Сформировать умение оказания первой медицинской помощи.

Задачи урока:

1. Научить оказывать первую медицинскую помощь при различных видах

повреждений. Основные понятия: ушиб, ссадина, травма глаз, отравление.

2.Воспитывать ответственность и аккуратность, милосердие, умение слушать

и вступать в диалог.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, давать

оценку своим действиям и действиям других, выбирать способы решения

задач в зависимости от конкретных условий.

Методы: словесные – рассказ с элементами беседы, практический.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ответы детей: Первая медицинская помощь при различных видах

повреждений. Сегодня мы продолжим с вами изучение этой темы, а именно

«Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах и различных

отравлениях».

СЛАЙД 1. Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без

существенного нарушения их структуры

При ушибе могут быть повреждены мелкие кровеносные сосуды, что

приводит к образованию синяка. Наиболее часто встречаются ушибы мягких

тканей конечностей или туловища. Основным признаком ушиба являются боль

и отек, возникающие в месте ушиба.

2

Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, ягодица, мышцы ног), для

уменьшения боли и кровоизлияния к ушибленному месту необходимо

приложить холод: полотенце, смоченное холодной водой, или пузырь со льдом.

Полотенце необходимо через 1 —2 мин менять, смачивая его снова

холодной водой.

СЛАЙД 2-5

 Первая помощь при ушибах конечностей, как и при ушибе колена,

должна проводиться следующим образом:

1. для уменьшения припухлости прикладывают холод

2. накладывают давящую повязку

3. конечность должна находиться в приподнятом положении.

СЛАЙД 6

 При ушибе головы необходимо:

1. приложить холод в место ушиба, что вызовет спазм сосудов, тем

самым уменьшит припухлость

2. необходимо срочно показаться к врачу, так как есть риск того, что

открылось внутренне кровоизлияние сосудов.

 Ушиб глаза имеет несколько иную практику оказания первой помощи:

1. необходимо обеспечить полный покой глазу,

2. наложить стерильную марлевую повязку

3. отправиться к врачу

СЛАЙД 7. Если на коже в месте ушиба образовались ссадины,

то ушибленное место не следует мочить водой. Его необходимо перевязать

стерильным бинтом, после чего положить на него грелку с холодной водой или

пузырь со льдом. После снятия боли на ушиб накладывают тугую повязку,

затем обеспечивают ушибленной конечности полный покой: руку

подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение.

2. Разъяснить учащимися правила оказания первой медицинской помощи

при ссадинах.

3

Ссадина — более значительный по площади дефект поверхностных

слоев кожи.

ПМП при ссадинах:

• Промыть рану водой с мылом.

• Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку,

промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

• Смазать кожу вокруг раны спиртом.

• Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану необходимо вызвать

врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут возникнуть через два

дня после травмы (появления ссадины): область вокруг раны припухает,

краснеет и становится более теплой на ощупь. В этом месте пострадавший

может испытывать пульсирующую боль.

СЛАЙД 8 3. Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе

носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а

также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину

туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и

подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу

положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не

сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить

кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.

СЛАЙД 9 4.Травма глаз – это повреждение органа зрения как

следствие влияния на него механических, термических или химических

факторов.

К механическим факторам можно отнести: песчинки, насекомые,

Читайте также:  Что делать когда ушиб на кисти ноги

соринки или другие острые, тупые предметы. К химическим факторам

4

относятся: химические вещества, которые несут раздражительное действие

(кислоты, аэрозоли и др.). К термическим факторам отнесем:

ожоги (вызванные пламенем, водным паром, горячим маслом или водой,

расплавленным металлом).

Симптомы:

· сильная боль;

·светобоязнь;

·слезоточивость;

·непроизвольное смыкание век;

·покраснение век и самого глазного яблока;

·нарушение зрения, его резкое ухудшение или отсутствие зрения;

·отечность век;

·чувство жжения в глазу;

·кровотечение.

Ребят, а как вы думаете, что нельзя делать при повреждении глаз?

Ответы детей: не трогать руками, показать врачу и т.д.

Нельзя делать при повреждении глаз:

·тереть глаза;

·накладывать слишком объемную повязку;

·извлекать из глазного яблока внедрившееся инородное тело – это

должен сделать специалист!

Что нужно делать при травме глаза:

1 Нужно быстрее прекратить воздействие повреждающего фактора.

2. Выясните, что попало в глаз (инородное тело или химическое

вещество).

3. Осмотреть слизистую нижнего и верхнего века

При механическом повреждении нужно промыть глаз или извлечь

инородное тело уголком чистого носового платка или плотным ватным

тампоном. Нельзя использовать вату и острые инструменты. Какие

медикаменты, можно использовать в домашних условиях: глазные капли

5

(противовоспалительные, противоаллергические и противобактериальные)

или сульфацил натрий 30 % раствор в пораженный глаз 1-2 капли, мазь

сульфацил-натриевая 30 %.

При попадании химического вещества необходимо пострадавшему

промыть глаз чистой водой в течение 15-30 минут. Для этого эму необходимо

наклониться над сосудом с водой и промывать глаз, открывая и закрывая его.

Во время промывания, нужно двигать глазным яблоком в разные

направления. Если есть в наличии твердые частички химического вещества,

их необходимо убрать плотным влажным тампоном.

При термическом поражении или поражении ультрафиолетовым

излучением, излучением при электросварке, при использовании кварцевых

ламп требуется прикладывать холодный компресс и ношение очков с

затемнением, что бы уменьшить влияние раздражающего фактора на

поврежденный глаз.

СЛАЙД 10. 6. Отравление никотином, как правило, наблюдается при

первой попытке курения, когда развивается острое отравление. Острое

отравление может развиваться у начинающих курильщиков при большом

количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной

комнате. При остром отравлении появляются тошнота, рвота, общая слабость,

сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

• вывести пострадавшего на свежий воздух;

• дать обильное питье.

Отравление угарным газом. Угарный газ, или окись углерода, образуется

при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении

масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при

пожарах.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ,

часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание

6

воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение

1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого

нарушается процесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту-

пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели

человека. Отравление угарным газом обычно развивается

постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей

слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове,

ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная

слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем

раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более

вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь при отравлении:

• вывести пострадавшего на свежий воздух.

• освободить пострадавшего от стягивающей одежды.

• быстро начать делать искусственное дыхание и вызвать скорую

медицинскую помощь.

Отравляющие вещества могут попасть в организм несколькими путями:

1. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды,

слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной.

2. Из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств.

Перед рефлекторным вызыванием рвоты выпить несколько

стаканов воды, или раствора питьевой или раствора марганцовки. Рвоту

нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии

судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают

активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно

отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах,

при преждевременном закрытии печных заслонок.

7

Итак, ребят мы узнали сегодня много новой информации, так давай же

повторим её:

1. С какими видами травм мы познакомились?

2. Проверка домашнего задания.

Ну что же ребята, а теперь проверим, как вы выполнили домашнее

задание.

Кто мне сможет назвать состав аптечки первой помощи, который мы

проходили на прошлом уроке?

Ответы детей:

1. Бинты (широкий, узкий);

2. лейкопластырь бактерицидный для порезов и царапин;

3. рулончик лейкопластыря;

4. 5%-ный раствор йода;

5. ножницы;

6. градусник;

7. зелёнка;

8. нашатырный спирт;

9. вата;

10. обезболивающее (анальгин);

11. аспирин (от температуры);

12. жгут;

13. карандаш, блокнот;

14. перекись водорода,

15. активированный уголь.

Молодцы, ну что же настало время оценить вашу работу на уроке.

Сегодняшний урок прошёл плодотворно и познавательно, а теперь откройте

дневники и запишите д/з.

Источник