Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Тема урока: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.
Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,
вывихах, растяжениях.
Задачи урока: 
• образовательные: охарактеризовать различные виды травм.
• развивающие: научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; ознакомить с мерами предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
• воспитательные: продолжить формирование знаний и умений о здоровье человека, о бережном отношении к нему. Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации,  шины, бинты, дощечки, косынки; на каждый стол – задания в конвертах для работы.

                                                Ход урока 
I. Оргмомент

   Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Актуализация знаний и практических и умственных умений

  1. Игра  “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

(Череп, позвоночник, свободная нижняя конечность.)

2. Из предложенного списка костей выберите те, которые образуют скелет  верхней конечности: грудная кость, кости кисти, тазовая, локтевая, бедренная, лучевая, плечевая, малая берцовая.

 3. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.)  
Ребро. (Грудная клетка.)

2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.)
3-я группа  
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)  
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Фаланги пальцев кисти. (Скелет свободной верхней конечности.)  
Кости предплечья. (Скелет свободной верхней конечности.)

III. Изучение нового материала.

Учитель.   В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи.  Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе,  в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости.  Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы.  

ТРАВМА – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.  Травмы бывают, химические, психические, механические.

    – Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.

РАСТЯЖЕНИЕ – это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы – боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов.  Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают при неловких движениях, ушибах.
Первая помощь-

  • наложение тугой повязки
  • создать суставу покой
  • Холод

Ситуации при которых могут быть растяжения. примеры Как избежать.

ВЫВИХ-это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможноть движений.

Виды вывихов:

  • вывих плечевого сустава
  • Вывих локтевого сустава
  • Вывих голеностопного сустава

 Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность – это может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач.  

Оказание первой помощи:

  • покой суставу
  • Мягкая давящая повязка
  • Косыночная повязка
  • Холод

ПЕРЕЛОМ-  это повреждение костей.

Бывают открытые и закрытые.

Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.

Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков.

– Чем вызваны переломы?

Не прямым воздействием

При падении на руку приводит к перелому ключицы.

Прямым воздействием

Прямой удар в грудь – перелом ребра.

Как распознать перелом.

Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.

Оказание первой помощи:

1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
 Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.  
 При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:
1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.
2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный.

Читайте также:  Алгоритм неотложной помощи при переломе плечевой кости

ПРИЧИНЫ:

  1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам – удар об угол подоконника –ушиб головы или перелом конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
  2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
  3. Пренебрежение правилами техники безопасности.

ЛЕЧЕНИЕ травм – это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

Учебно-тренировочные задания.

Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические, фанерные), перевязочный материал.
Задание для 1-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте.
Задание для 2-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте.
Задание для 3-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана ключица. Свои действия обоснуйте.

Оценки за урок.

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии 9 класс: “Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей”

Практическая работа: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Практическая работа: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

Описание слайда:

Практическая работа: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» Цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжении связок, переломах костей.

2 слайд

Задачи практической работы: 1. Углубить знания о видах травм скелета, их приз

Описание слайда:

Задачи практической работы: 1. Углубить знания о видах травм скелета, их признаках; 2. Определить последовательность действий при оказании первой помощи;

3 слайд

Основные виды травм ОДА человека: Перелом – это нарушение целостности кости.

Описание слайда:

Основные виды травм ОДА человека: Перелом – это нарушение целостности кости. Причины переломов: 1. падение; 2. неожиданное движение; 3. любая катастрофа

4 слайд

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

5 слайд

Открытый перелом Признаки: Повреждена кость, мышца и кожа; Кровотечение; Боль

Описание слайда:

Открытый перелом Признаки: Повреждена кость, мышца и кожа; Кровотечение; Боль

6 слайд

Первая помощь Стерильная повязка на рану; Давящая ватно-марлевая повязка для

Описание слайда:

Первая помощь Стерильная повязка на рану; Давящая ватно-марлевая повязка для прекращения кровотечения; На повреждённую конечность наложить шину; Доставить в медучреждение.

7 слайд

Закрытый перелом Признаки: Повреждена кость и мышцы, но целостность кожных по

Описание слайда:

Закрытый перелом Признаки: Повреждена кость и мышцы, но целостность кожных покровов не нарушена; Боль; Подкожное кровотечение.

8 слайд

Первая помощь На повреждённую конечность наложить шину; Доставить в медучрежд

Описание слайда:

Первая помощь На повреждённую конечность наложить шину; Доставить в медучреждение.

9 слайд

Перелом грудной клетки Признаки: 1. Повреждены кости и мышцы, но целостность

Описание слайда:

Перелом грудной клетки Признаки: 1. Повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена; 2. Боль. 3. Нарушение функции дыхания и кровообращения (работы сердца)

10 слайд

Первая помощь Пострадавший делает глубокий выдох; Дыхание неглубокое; Туго пе

Описание слайда:

Первая помощь Пострадавший делает глубокий выдох; Дыхание неглубокое; Туго перебинтовать грудную клетку; Доставить в медучреждение.

11 слайд

Перелом позвоночника (закрытый) Признаки: 1.Повреждены кости и мышцы, но цело

Описание слайда:

Перелом позвоночника (закрытый) Признаки: 1.Повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена; 2. Боль.

12 слайд

Первая помощь Положить пострадавшего вниз лицом на носилки или что-нибудь зам

Описание слайда:

Первая помощь Положить пострадавшего вниз лицом на носилки или что-нибудь заменяющее; Пострадавшего уложить спиной на ровную жёсткую поверхность – щит; Доставить в медучреждение.

13 слайд

Перелом черепа (закрытый) Признаки: 1. 1.Повреждены кости и мышцы, но целостн

Описание слайда:

Перелом черепа (закрытый) Признаки: 1. 1.Повреждены кости и мышцы, но целостность кожного покрова не нарушена; 2. Боль.

14 слайд

Первая помощь Уложить пострадавшего на спину; 2. Голову слегка приподнять во

Описание слайда:

Первая помощь Уложить пострадавшего на спину; 2. Голову слегка приподнять во избежание внутричерепных кровоизлияний; 3. Немедленно вызвать врача

15 слайд

Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе.

Описание слайда:

Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Причины вывихов: Воздействие большой силы Признаки: Головка одной кости частично или полностью выходит из суставной впадины другой кости; Острая боль

16 слайд

Первая помощь Холод и покой; Плотно забинтовать повреждённый сустав. 3. Немед

Описание слайда:

Первая помощь Холод и покой; Плотно забинтовать повреждённый сустав. 3. Немедленная доставка пострадавшего в медучреждение.

17 слайд

Растяжение и разрыв связок – кость выходит за пределы обычной амплитуды движ

Описание слайда:

Растяжение и разрыв связок – кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Причины: 1.Чрезмерная нагрузка; 2. Неожиданное движение; Наибольшему растяжению подвержены связки голенно-стопного и колленного суставов, пальцы и запястья.

18 слайд

Признаки: Припухлость; Сильная боль; Нередко кровотечение Первая помощь Холод

Описание слайда:

Признаки: Припухлость; Сильная боль; Нередко кровотечение Первая помощь Холод; Через 15-20 минут сустав туго забинтовать; Добавить в медучреждение.

19 слайд

Основные правила первой доврачебной помощи: Покой; Обеспечение неподвижности

Описание слайда:

Читайте также:  Доврачебная мед помощь при переломах

Основные правила первой доврачебной помощи: Покой; Обеспечение неподвижности повреждённой части тела; Холод; Приподнятое положение повреждённой части тела

Выберите книгу со скидкой:

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

Курс повышения квалификации

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Первая помощь при переломах костей биология 9 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В повседневной жизни очень часто при выполнении различных работ по дому, экскурсиях, походах, при участии в спортивных праздниках и соревнованиях люди получают травмы. Всегда ли мы в состоянии оказать первую помощь пострадавшему? Данная презентация помогает разобраться во всех поставленных вопросах первой доврачебной помощи человеку, получившему травму. Классифицируя вид травм и варианты оказания помощи легко разобраться и не спасовать в возникшей непредвиденной ситуации. Используя простые приспособления: бинты, верёвки, подобранные палки – все эти предметы можно использлвать при оказании первой помощи.

Оставьте свой комментарий

Источник

Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область

Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.

Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.

Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи. 

Задачи урока: 

1.Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.

2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.

3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: лекция – беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа

ФОПД: индивидуальная, групповая

Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016   

Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины 

Ход урока:

Организационный момент

    Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

    1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета

    Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»

    2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?

    Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)

    3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

    4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).

    Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)

    6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?

    Что обозначено цифрами 1 и 2?

      Объяснение нового материала

      Проанализируйте ситуацию

      Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

      – Что бы вы сделали на месте девочек?

      Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

      Тема урока:

      Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)

      Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:

      Большая берцовая кость – 1650 кг .

      Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка -600 кг.

      Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.

      Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита –в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность

      Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время

      перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

      – занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

      Читайте также:  Первая помощь переломы костей голени

      – учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

      – соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

      В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

      Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

      Работа в группах

      Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.

      План работы:

      1. Дайте определение вида травмы

      2. Перечислите симптомы этого вида травмы?

      3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?

      4. Практическое задание: окажите первую помощь

      1. Группа – специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)

      2. Группа – специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)

      3. Группа – специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)

      4. Группа – специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)

      5. Группа – специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)

      Выступление представителей групп.

      Ученики заполняют таблицу:

      1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.

      2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.

      Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).

      3. Обратиться в травмопункт

      1. Полный покой сустава. Приложить холод.

      2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.

      3. Вправлять сустав может только врач

      Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг

      Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.

      Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту

        Закрепление нового материала

        1. Перечислите виды повреждений скелета

        2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?

        3. Другие переломы.

        4. Транспортировка пострадавшего.

        Тесты

        1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.

        2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности

        3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав

        4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину

        5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко

        Биологические ситуации

        1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?

        Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.

        Биологические ситуации  4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

        Дополнительные вопросы на закрепление

        1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?

        2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?

          Домашнее задание

          Пар.24 читать, отвечать на вопросы

          Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов

          Составить кроссворд

            Подведение итогов урока, оценивание

            Источник