Первая помощь при ушибах для дошкольников

Поделиться с друзьями

Все мамы точно знают: с детьми вечно что-то случается! То они в лужу упадут, то пальцы в розетку сунут. Для того, чтобы быть подготовленным к любым чрезвычайным ситуациям, мы опишем все необходимые действия родителя до приезда бригады скорой помощи. Ведь главное в этом деле – не навредить, а помочь.

Солнечный или тепловой удар

Ситуация возникает при длительном нахождении ребенка под открытым солнцем без головного убора. Из-за прилива крови к мозгу появляются следующие симптомы:

  • тошнота;
  • рвота;
  • поверхностное дыхание;
  • судороги;
  • потеря сознания.

Для того, чтобы оказать первую помощь, необходимо перенести пострадавшего в тень, раскрыть или снять с него одежду и уложить таким образом, чтобы голова находилась выше туловища. Лицо, шею и грудь ребенка следует обтереть холодной водой. Также для охлаждения необходимо положить на лоб холодное мокрое полотенце. Температуру сбивать детскими жаропонижающими средствами. Давать как можно больше пить.

Обморожение

Повреждение тканей под воздействием холода может произойти не только в лютые морозы, но и даже при температуре 0 – +3 градуса. Такая ситуация нередко возникает в случае, если ребенок гулял в мокрой одежде или на сильном ветру.

Для оказания доврачебной помощи необходимо сохранить на поверхности поврежденного участка кожи минусовую температуру. Для этого накладывается термоизолирующая повязка, включающая в себя 4 слоя: бинт+вата+клеенка (или полиэтиленовый пакет)+шарф. Ребенку необходимо предоставить теплое питье, сверху укрыть одеялом.

Внимание! Ни в коем случае нельзя растирать кожу в месте обморожения снегом или варежками. Это приведет к повреждению кожи и в результате может возникнуть инфицирование. Также нельзя отогревать обмороженный участок теплой (а тем более горячей!) водой – могут возникнуть тяжелые последствия.

Ожог

По статистике ожоги считаются самыми распространенными травмами в детском возрасте. При возникновении ожога необходимо оросить пострадавший участок холодной струей воды. Эти манипуляции продолжать в течение 10-15 минут. Никогда нельзя обрабатывать ожог йодом, марганцовкой, маслом. Никаких «пописов» на поврежденную кожу, никаких прикладываний картошек и других немыслимых методов! При обширном ожоге важна каждая секунда – заворачиваем ребенка в чистую, только что проглаженную простыню, даем ему теплый чай и как можно скорее везем в клинику.

Удар током

При получении электрической травмы ребенка незамедлительно нужно убрать от источника электроэнергии. Однако следует понимать, что в этот момент пострадавший сам становится проводником тока, и к нему можно дотрагиваться исключительно в резиновых перчатках или стоя на резиновой поверхности. Также электрические провода можно откинуть от ребенка при помощи сухой ветки.

В случае остановки дыхания необходимо провести массаж сердца. Для этого 30 раз нажимаем руками на грудь, затем 2 раза выдыхаем в рот воздух. Действия следует повторять до приезда скорой.

Даже если ребенок, получивший удар током, не жалуется на самочувствие, его в любом случае необходимо показать врачу. Отрицательное воздействие тока на организм может проявиться не сразу.

Ушиб

Ушибами называются повреждения тканей организма без нарушения целостности кожных покровов. Основной симптом ушиба – синяк или гематома. После получения травмы ребенок ощущает боль, может возникнуть припухлость.

Главное действие родителей при ушибах – прикладывание к поврежденной области холода. Подойдет любой замороженный продукт из морозильной камеры, предварительно завернутый в платок или тонкое полотенце. Спустя 2-3 дня к месту ушиба, наоборот, прикладывается теплая грелка. В случае ушиба в области сустава необходимо его обездвижить.

Внимание! При сильном ударе в обязательном порядке нужно показать ребенка врачу для исключения серьезных вывихов и переломов.

Растяжение или разрыв связок

В большинстве случаев при растяжении или разрыве связок страдает голеностопный сустав. После того, как ребенок подвернул стопу, он ощущает резкую боль. В это время на наружной поверхности сустава появляется отек.

При растяжении и разрыве связок на поврежденный сустав необходимо приложить холод и зафиксировать его восьмиобразной повязкой. Для того, чтобы подвернувшаяся нога не стала причиной трещины кости, ребенка рекомендуется показать врачу.

Перелом

Это одна из наиболее опасных травм, требующая не только знаний о безотлагательной помощи, но и о последующей реабилитации. Наиболее опасными считаются открытые переломы, так как существует большой риск инфицирования через поврежденные ткани.

В случае открытого перелома, первые действия родителя – остановить кровотечение при помощи стерильной повязки (ниже по тексту мы подробнее разберем кровотечения). Если были обнаружены концы костей и осколки – ни в коем случае не пытаться их погрузить вглубь раны. Сломанные конечности необходимо обездвижить при помощи шины из подручных материалов. Это могут быть доски, палки, куски картона и т.д. При переломе руки можно прибинтовать ее к туловищу. Сломанную ногу можно аккуратно прибинтовать к неповрежденной ноге. Перемещать пострадавшего необходимо очень осторожно, не подвергая дополнительному травмированию.

При переломе позвоночника ребенка необходимо перемещать в положении лежа. Сидячее положение не допускается. Транспортировка происходит на щите или носилках с твердым каркасом. При подозрении на перелом тазовых костей пострадавшего следует положить на носилки, подложив под его согнутые разведенные колени валик.

Рана

Любые, даже самые небольшие, раны являются открытыми воротами для инфекции. Нередко инфицирование происходит в результате неправильно оказанной помощи.

Читайте также:  Ушиб опухоль носа как лечить

При возникновении раны поврежденную кожу очистить от грязи (движения совершаем от краев раны к ее наружной части), укрыть стерильной повязкой. При оказании помощи не исследуйте рану пальцами, не промывайте ее никакими жидкостями. При обработке зеленкой или йодом следите, чтобы средство не попало на саму рану, только на ее края.

Если наложенная повязка пропитывается кровью, не пытайтесь ее снять, лучше сверху наложите еще один дополнительный слой бинта.

Кровотечение

Тактика остановки кровотечений зависит от его вида. Так, при венозном или капиллярном кровотечении следует поднять травмированную конечность ребенка и наложить на рану давящую повязку. При артериальном – потребуется наложение жгута.

Для того, чтобы правильно наложить жгут, его следует зафиксировать на мягкую подкладку (подойдет любая ткань). При наложении необходимо следить за кровотечением: как только оно остановилось, давление жгута необходимо оставить на этом уровне. Туже не нужно!

Необходимо записать время наложения жгута и следить за тем, чтобы длительность перетягивания в летнее время не превышало 40 минут, в зимнее – 20. Для контроля над ситуацией не следует закрывать жгут одеждой.

Черепно-мозговая травма

Главная задача родителей при получении ребенком травмы черепа – создание полного покоя. В случае открытой раны накладывается тугая стерильная повязка. При возникновении рвоты необходимо следить за тем, чтобы ребенок не захлебнулся рвотными массами. К врачу пострадавшего лучше нести на руках.

Внимание! При любых черепно-мозговых травмах ребенка необходимо в обязательном порядке показать врачу. Недооценка серьезности произошедшего может привести к серьезным последствиям: головным болям, нарушениям памяти, быстрой утомляемости и т.д.

Все эти рекомендации помогут вам не растеряться при несчастном случае и вовремя оказать своему ребенку грамотную доврачебную помощь. Но чтобы этого не пришлось делать, берегите своих детей!

Автор: Ирина Еловикова, Педиатр, Автор научной работы по теме: «Предикторы развития вируса гепатита С у детей, рожденных от матерей с HCV-инфекцией»

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/761/

Источник

Елена Николаева
НОД по развитию познавательной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Ушиб. Оказание первой помощи».

Возраст детей: старшая группа (подгруппа 8-10 детей)

Цель применения ИКТ: повышение уровня мотивации познавательной деятельности у детей; внесение разнообразия в образовательную деятельность детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ: Использование яркой, интересной, современной формы наглядности при изучении нового материала и закреплении знаний в самостоятельной деятельности. Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов.

Продолжительность использования цифрового ресурса в данной разработке: 8 минут.

Цель: ознакомление детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи при ушибах.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ушибах и носовом кровотечении.

3. Воспитывать желание быть здоровым, оказывать помощь и чувство ответственности за личную безопасность.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Активизировать речь детей, развивать умение рассуждать и делать выводы.

6. Развивать моторику пальцев рук.

7.В индивидуальной игровой деятельности на компьютере:

a) закрепить знания о первой помощи при солнечном (тепловом) ударе, носовом кровотечении;

b) самостоятельно применить предложенный в игре способ действия для получения новых знаний – первой помощи при ссадине, колотой ране (ориентировка на зону ближайшего развития).

Предварительная работа:

• Подбор дидактического материала по теме.

• Беседы о здоровом образе жизни.

• Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой о содержимом аптечки первой помощи.

• Рассматривание плакатов по оказанию первой помощи.

•Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека». Введение роли диспетчера и журнала приёма вызовов в сюжетно-ролевой игре «Больница».

• Использование в совместной со взрослым игровой деятельности д/и: «Если малыш поранился».

Оборудование:

• Мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерные презентации.

• Ноутбуки по количеству детей.

• Журнал записи вызовов в игровом уголке «Больница».

• Тазики с водой (один на двоих, полотенце (на каждого ребёнка, деревянные палочки или очищенные спички (на каждого ребёнка, йод (один на двоих, вата, клеёнки (на каждый стол).

• Кукла Маша.

Конспект НОД

Мотивация детей к проведению занятия

Презентация. Слайд 2.

Появление главного героя – Маши.

Воспитатель привлекает внимание играющих детей к экрану и сообщает детям, что в гости пришла Маша (из мультфильма «Маша и медведь»).

-Что мы скажем Маше?

-Мы поздоровались,сказали: «Здравствуй». А что же это значит?

-А что значит быть здоровым?

-Что мы делаем, если заболели?

-А что делаем, если у нас очень высокая температура и никакие таблетки и микстуры не помогают?

Подводит детей к выводу о том, что надо вызывать «Скорую помощь». Заинтересовываются и рассаживаются полукругом для беседы с Машей (воспитателем).

(Активное слушание, ответы на вопросы, рассуждение.)

Мотивация к общей игре. Фронтальная игровая деятельность

Слайд 3-13 Игра «Собери сундучок доктора».

Во время игры включаются анимационные эффекты и звучит голос Маши (при правильном выполнении задания).

Воспитатель:

Читайте также:  Как по снимку понять перелом или ушиб

-Маша любит играть в «Скорую помощь» и быть доктором. Сейчас она как раз собирается к больному. Предлагаю вместе с Машей собрать сундучок доктора.

Во время игры просит уточнить, зачем конкретно нужен тот или иной предмет, активизируя мышление детей. Индивидуальная работа. (Дети глядя на экран, последовательно называют те предметы, которые нужны для оказания первой помощи. Индивидуальные ответы.)

Мотивация к физкультминутке. Динамическая пауза.

Слайд 14

Песня «Детская Зверобика» включается при нажатии на управляющую кнопку «звук».

Приложение 1.

Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и показать Маше несколько упражнений, чтобы быть здоровым и как можно реже обращаться к докторам. Включает песню «Детская Зверобика» и выполняет зарядку вместе с детьми. (Дети выполняют зарядку по показу воспитателя.)

Мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 15-16

Отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» (Маша едет на машине «Скорая помощь»).

Переход слайдов автоматический.

Воспитатель:

-Посмотрим, к кому же так спешит Маша…

После показа слайда:

-Уехала, а куда, к кому – не сказала.

Предлагает угадать с помощью загадки:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге –

От мороза прячет нос.

Показывает запись в журнале приёма вызова.

Предлагает прочитать детям (читающим)

(Дети читают запись о том, что случилось с медведем (сильный ушиб).)

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь и встречает куклу Машу, которая вернулась за помощью, так как не знает, какую помощь оказать пострадавшему при ушибе.

Вместе с детьми рассуждает о том, что можно повредить, если случился сильный ушиб, какую помощь при этом нужно оказать.Активизирует мышление детей вопросами:

-Обо что можно удариться и что при этом можно повредить?

-Что мы делаем, если стукнулись головой?

-Что холодное можно приложить к месту ушиба? (монетку, завёрнутый в полотенце лёд, намоченное холодной водой полотенце и т. д.) Просмотр видео фрагмента.

Индивидуальная исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где находятся заранее приготовленные тазики с водой и сухие полотенца и, намочив полотенце водой, приложить его себе на лоб, как бы отрабатывая способ действия в подобной ситуации. Обращает внимание на способ выкручивания полотенца при отжиме воды.

-А если ушибли руку или ногу, что нужно делать?

Предлагает детям накрутить ватку на деревянную палочку и окунув её в йод, нарисовать йодовую сеточку друг другу, вновь отрабатывая способ действия в подобной ситуации. Показывает способ накручивания ватки на палочку.

-А если стукнулись носом, и потекла кровь из носа, открылось носовое кровотечение, что нужно делать?

Предлагает детям из ватки изготовить жгутики для остановки носового кровотечения, которые в дальнейшем можно использовать только для лечения кукол в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Скорая помощь», «Поликлиника».

Обращает внимание на то, что ватный жгутик нельзя вставлять в нос просто так, без острой необходимости, обучая детей правилам безопасного поведения. При необходимости показывает способ скручивания жгутика из ваты.

Индивидуальная работа. (Самостоятельная практическая деятельность. Индивидуальная работа. Слушают объяснение и выполняют самостоятельную практическую деятельность. Работа в парах.)

Воспитатель от имени Маши благодарит детей за объяснения и показ способов действий при оказании помощи больному, получившему ушиб. Провожает Машу.

(Дети слушают и прощаются с куклой Машей.)

Мотивация к индивидуальной игре «Что сначала – что потом…». Индивидуальная игровая деятельность

Приложение дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Предлагает детям представить себя в роли врача «Скорой помощи» и самостоятельно «оказать» первую помощьпри следующих травмах: солнечный удар, носовое кровотечение, ссадина, колотая рана.

Воспитатель приглашает детей к столам с ноутбуками, где приготовлены индивидуальные игровые задания.

Обращает внимание детей на то, что способ действия в первых двух заданиях им известен, а для выполнения двух других заданий им необходимо проявить смекалку.

Индивидуальная работа. Дети проходят к индивидуальным ноутбукам и самостоятельно выполняют игровые задания по оказанию первой помощипри следующих травмах: солнечный удар, носовое кровотечение (закрепление, ссадина, колотая рана (новый материал).

Во время выполнения задания ребёнок выбирает (нажимает) на слайде правильный вариант ответа (рисунок с гиперссылкой) и переходит на следующий этап игры. Во время игры включаются анимационные эффекты и звучит голос Маши (при правильном выполнении задания).

Итог НОД

Воспитатель:

– Подумайте и скажите, что нового вы сегодня узнали и чему научились. (Дети слушают, отвечают на вопросы. Индивидуальные ответы.)

Использованные ресурсы:

1. Мультфильм «Маша и медведь» находится в свободном пользовании на yandex.ru/.

2.Картинки для презентации: https://images.yandex.ru/

3. Песня «Детская Зверобика» https://www.muznarod.net/song/50268

4. Электронный вариант дидактического пособия «Если малыш поранился»: https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-56-55/148-2011-04-12-13-39-15

Приложение 1.

Детская Зверобика

1. Уселась кошка на окошко

И стала лапой уши мыть, (руки перед собой согнуты в локтях, скрестить опущенные вниз ладошки сначала влево, потом вправо)

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можно повторить. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори,

3-4-5, повтори опять. (выполняем движение «кошка моет ушки» то левой, то правой рукой)

Читайте также:  Эффективная мазь при ушибах ребер

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

2. Стоит весь день в болоте цапля, (стоя на левой ноге руки на поясе)

И ловит клювом лягушат, (стоя ноги вместе, сложить пальцы рук как клюв птицы, выполнять перед собой движение «раскроем» клюв)

Не трудно нам стоять ни капли,

Для нас, для тренированных ребят. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори, (стойка на левой ноге правая рука, со сложенными в клюв пальцами вверху)

3-4-5, повтори опять. (стойка на правой ноге левая рука, со сложенными в клюв пальцами вверху)

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

3. Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит, (волнообразные движения перед собой руками, сложенными друг с другом ладошками)

Ее движение такое

Рукою можно так изобразить. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори, (волнообразные движения правой рукой влево левая рука на поясе)

3-4-5, повтори опять. (волнообразные движения левой рукой вправо правая рука на поясе)

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

4. Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей,

Но человек он друг природы.

Он должен знать повадки всех зверей. (стоя ноги вместе, попеременная смена прямых рук вперёд-назад с одновременным полуприседом).

Припев:

1-2-3, ну-ка повтори,

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо (стоя ноги вместе, руки скрестить перед собой, выпрямляем руки вверх, «рисуем» разводя руки в разные стороны большой круг).

Источник

Консультация для родителей и воспитателей

«Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах»

Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус. Ребенок не может вырасти без падений и ушибов, поэтому родителям нужно знать, что делать и как помочь ребенку, когда он упал и ушибся, нужно уметь правильно и быстро действовать в ситуациях получения ссадин на коже, при порезах и ожогах.

При ушибе головы

Уложите ребенка, приложите компресс с холодной водой к ушибу, но сразу меняйте его, как только компресс согреется. Если у ребенка началась рвота, головокружение, головная боль, немедленно вызывайте скорую помощь, так как возможно сотрясение мозга.

При ушибах и растяжениях

При повреждении конечностей необходимо обеспечить ребенку покой и разгрузку поврежденной конечности. На поврежденный сустав наложите мягкую фиксирующую повязку, в первые сутки накладывайте пузырь со льдом. Не стоит делать согревающих компрессов, а также не используйте раздражающих мазей и растираний.

Порезы и царапины

Тщательно промойте раствором перекиси водорода поврежденное место, чтобы дезинфицировать его и остановить кровотечение. Края смажьте йодом или зеленкой, наложите стерильную повязку. Если же рана глубокая и продолжает кровоточить, немедленно обратитесь к хирургу.

При ожогах

Если ребенок получил небольшой ожог, локальная гипотермия (холод) поможет снять боль в первый момент, поэтому как можно быстрее опустите пострадавшую конечность в холодную воду. Если ожог сильный (больше чем ладонь ребенка), необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. До приезда врача накройте стерильной повязкой поврежденное место. Не стоит ничем смазывать и присыпать место ожога.

Травма ногтя или кончика пальца

После сильного удара по пальцу ноготь в течение нескольких часов синеет или чернеет. Более 90% повреждений кончиков пальцев не требует врачебной помощи, сильная боль вызвана скоплением крови между ногтем и костью.

Обратитесь к врачу, если:

  • деформация кости дает основание подозревать перелом или вывих;
  • ребенок не может выпрямить палец, что позволяет подозревать травму сухожилия;
  • не проходит сильная боль;
  • движения пальца болезненны;      

Средства первой необходимости: лед или холодная вода.

Кровотечение из носа

При кровотечении из носа,  ребенку необходимо слегка наклонить голову вперед (если он сидит), или повернуть в сторону (если лежит). Нельзя сморкаться или задерживать нос платком. Ребенка нужно сначала успокоить, затем носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода, а на переносицу положить кусочек льда (снега) завернутые в непромокаемую ткань. Если кровотечение не останавливается, ребенка необходимо доставить в медицинское учреждение.

Отморожение

У детей чаще бывают местные отморожение рук, ног, щек, носа, ушных раковин. Пораженные участки бывают бледные или синюшные, их нужно осторожно растереть чистой рукой до восстановления кровообращения, можно смочить руку спиртом. Употребление снега, мазей, жира при растирании противопоказано.

При общем замерзании ребенка нужно вначале согреть в теплом помещении, напоить горячим чаем, растереть конечности, затем поместить в ванну с теплой водой.

Уважаемые взрослые! От адекватно оказанной доврачебной помощи ребенку во многом будет зависеть его дальнейшее здоровье и жизнь.

Источник