Первая помощь при ушибах переломах вывихах 8 класс

Первая помощь при ушибах переломах вывихах 8 класс thumbnail
Поделиться с друзьями

Образовательная цель: опираясь на
знания, полученные учащимися при изучении
скелета человека и строения костей, научить
характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать
первую доврачебную помощь при ушибах,
растяжениях связок, вывихах суставов, переломах
костей.

Воспитательная цель: воспитание
гигиенических правил.

Оборудование: таблицы, скелет
человека, бинты, шины, портрет Рентгена,
рентгеновские снимки.

Проверка знаний о строении и составе
костей, типах их соединений.

Тест. Решите, правильно или
неправильно то или иное предложенное суждение.
Выпишите номера правильных суждений.

1.Костная ткань состоит из живых клеток
и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены
упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной
тканью.

4.Опорно-двигательная система
выполняет опорную, двигательную и кроветворную
функции.

5.Тело трубчатой кости внутри
заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют
приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение
костей.

8.К плоским костям скелета относят
кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям
прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри
заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину
осуществляется за счет деления клеток
внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из
губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной
тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных
и органических веществ в костях почти не
меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину
осуществляется за счет деления клеток
образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

Учитель: Повреждение костей и
суставов – наиболее распространенные виды травм
опорно-двигательного аппарата. Каждый из вас
может оказаться в экстремальной ситуации: в
походе, на экскурсии, на реке. И все вы должны
уметь оказать первую помощь. У вас было домашнее
задание, поработать с дополнительной
литературой, а сегодня на уроке вы практически
покажите, как правильно оказать помощь при
различных травмах. На уроке вы будите работаеть в
группах.

Обратите внимание на доску, сегодня на
уроке нам необходимы следующие понятия:

Травма (от греческого trauma – рана),
повреждение тканей организма человека или
животного с нарушением их целостности и функций,
вызванных внешним механическим воздействием)

Травматология (от травма и логия),
раздел клинической медицины, изучающий травмы,
их причины, виды и методы профилактики и лечения.

Хирургия (от греческого cheir – рука,
и ergon – работа) древнейшая медицинская
специальность, изучающая заболевания, основной
метод которых операция.

Ортопедия (от греческого ortos –
прямой, правильный) раздел клинической медицины,
изучающий врожденные и приобретенные деформации
и нарушения функции опорно-двигательного
аппарата.

Рентгенография метод
рентгенодиагностики, заключайщийся в получении
фиксированного рентгеновского изображения
объекта на фотоматериале.

Ампутация (от латинского amputatio –
отсечение) хирургическая операция – удаление
периферической части органа, (чаще конечности)
или травматическое отсечение.

1 ученик: Растяжение связок. Для
того, чтобы кости не выскакивали из суставов и
могли совершать многообразные, точные движения,
они соединены связками. Связки похожи на гибкие и
упругие ремешки. Но иногда при подвертывании
стопы, голени или запястья, при большом давлении
на суставы руки или ноги, а также, если в суставе
было совершено резкое движение, может возникнуть
травма связок или растяжение. Это серьезная
травма, проявляет себя болью, иногда вокруг
сустава появляется синюшный отек. В первую
очередь необходимо наложить тугую повязку и
приложить холод.

Чтобы избежать растяжения нужно уметь
двигаться, но и уметь падать.

Вспомните, главное правило. При
падении не выставляй в стороны руки или ноги, не
пытайся опереться на них. Наоборот, постарайся
стать “колобком”: подбородок прижимай к груди,
ноги и руки к животу. Можно руками обхватить
голову. И ни в коем случае не напрягайся, тело
должно быть расслаблено.

2 ученик: Вывих. При вывихе
происходит стойкое смещение суставных
поверхностей. Обычно оно сопровождается и
разрывом капсулы сустава. Для вывиха характерны
укорочение или удлинение конечности, сильная
боль в суставе, ограничение подвижности.
Изменение сустава, вывихнутая кость выступает на
новом необычном месте. При вывихе могут быть
повреждены связки, сосуды и нервы. Вправлять
вывих может только медицинский работник. Самим
это делать ни в коем случае нельзя, так как
неумелыми действиями можно еще больше
травмировать связки, сосуды и нервы. Первая
помощь заключается, прежде всего, в том, чтобы
создать поврежденной конечности неподвижность.
Для этого накладывается тугая повязка, чтобы
уменьшить боль и отек прикладывается холод.
Пострадавшего необходимо доставить в лечебное
учреждение.

3 ученик: Переломы грудины и ребер
часто бывают при сдавлении грудной клетки,
резкий удар при падении. Чаще страдают средние
ребра 4, 5, 6, 7. Распознать перелом ребра нетрудно.
При глубоком дыхании пострадавший ощущает боль.
Особенно при кашле и чихании. В месте перелома
можно увидеть небольшой отек. Пострадавшему
необходимо сделать глубокий выдох и в таком
положении наложить тугую давящую повязку, для
этого грудь обернуть полотенцем или простыней и
закрепить ткань булавками. В травмпункте сделают
снимки и окажут квалифицированную помощь.

4 ученик. Перелом ключицы может
быть следствием удара по ней или падение.
Распознать перелом несложно. При любой попытке
движения рукой пострадавший ощущает резкую боль,
в области ключицы наблюдается отек, рука
повисает, костные отломки отчетливо проступают
под кожей.

Ни в коем случае не пытайтесь
вправлять выступающие под кожей отломки! Первое,
необходимо поврежденной конечности
пострадавшего придать неподвижность. Для этого
необходимо отвести руки назад, заложить за спину
любую палку, так чтобы он удерживал ее в локтевых
сгибах. В таком положении пострадавшего
доставляют в медицинское учреждение. Или
поврежденную руку повесить на косыночной
повязке под прямым углом.

5 Ученик. Часто могут возникать
травмы костей голени при падении в результате
дорожно-транспортного проишествия.

В области перелома быстро нарастает
отек, возникает острая боль. Поэтому
поврежденной ноге необходимо придать правильное
положение, сразу снять обувь. Необходимо
наложить шины. Можно использовать подручные
средства, прутья, досточки, их нужно обернуть
мягкой тканью. Зафиксировать необходимо два
сустава: коленный и голеностопный. В крайнем
случае, поврежденную ногу можно прибинтовать к
здоровой. Если нет бинтов, закрепите шину с
помощью шарфа, рубашки, полотенца. Пострадавшего
необходимо как можно быстрее доставить в
медицинское учреждение на носилках.

6 ученик. Как “склеить”
сломанную кость?

Если подозрение на перелом кости,
обязательно нужно отправиться к врачу. А врач,
даже самый опытный, обязательно сделает
рентгеновский снимок повреждения. Только
рентген – единственный надежный, способ узнать,
сломана ли кость и в каком она состоянии. Если
снимок подтвердит наши неприятные подозрения,
начинается лечение. Оно напоминает починку
разбитой чашки. Все кусочки нужно сложить вместе.
Если кусочков много или они далеко друг от друга,
то под наркозом делают операцию и специальными
гвоздями скрепляют отломки. Если же кость
разломилась пополам, и половинки не разошлись в
стороны, то обходятся без операции. Когда все
кусочки на местах накладывают гипсовую повязку.
Сначала эта повязка мокрая и мягкая, а когда
высохнет, становится твердой, как камень, и не
дает поврежденной кости двигаться После травмы
на месте перелома с огромной скоростью начинают
образовываться новые клетки. Уже через три дня
трещинки будто смазаны молодой костной тканью.
Обычно после перелома, чтобы кость хорошо
срослась, проходит 3 – 4 недели.

7 Ученик. Вильгельм Конрад Рентген
родился в 1845 году. Он был профессором физики.
Преподавал в университете. В ноябре 1895 года
открыл странный вид излучения. Новые лучи
свободно проникали через непрозрачное тело,
бумагу, металл, живую ткань. Уже в январе
следующего года Рентген с помощью открытых им
лучей получил на фотопластинке изображение
своей кисти, на которой были четко видны все
кости. Таинственные лучи он назвал лучами Х (икс).
8 ноября 1895 года я случайно заметил, как холодным
зеленоватым светом сияют кристаллы одной из
солей. Это свечение я видел не раз, разбуженное
солнцем. Но за окном была ночь. Недавно пробило
четверть двенадцатого, и последний солнечный луч
давно уже покинул засыпавший Вюрцбург. Может
мираж? Устал! Вот и разрядную трубку, прикрытую
чёрным колпаком, забыл выключить. Щелчок
рубильника – и свечения как не бывало. Не единой
искорки не осталось. Неужели трубка при
прохождение тока высокого напряжения стала
источником дотоле неизвестных “икс-лучей”,
породивших волшебный свет? Вскоре эти лучи нашли
широкое применение во многих отраслях науки и в
медицине.. Они и теперь применяются для получения
изображений органов, расположенных в глубине
человеческого тела. За заслуги в области физики
Вильгельм Конрад Рентген в 1901 году был удостоен
Нобелевской премии. Слава, от которой Рентген
бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в
мире памятник Рентгену был установлен в
Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Ушиб вывих пальца руки симптомы

8 ученик. В последние годы
благодаря появлению операционных микроскопов,
специального шовного материала и
микрохирургических инструментов возможно
приживление оторванной конечности или пальца.
Необходимо остановить кровотечение, наложить
тугую повязку, поврежденному месту придать
возвышенное положение. Ампутированную часть
конечности завернуть в чистую ткань, поместить в
полиэтиленовый пакет и туго завязать. Затем
положить этот пакет в другой с холодной водой или
снегом. Пакет должен все время находится в
подвешенном состоянии, класть его не
рекомендуется. Как можно быстрее пострадавшего
доставить в медицинское учреждение, где будет
решен вопрос о траспортировке в центр
микрохирургии.

9 ученик. Хочу рассказать о хорошем
человеке. Наша республиканская больница дала
многим врачам возможность достигнуть цели в
жизни, самоутвердится, стать настоящим Доктором.
И таковым можно назвать хирурга, обладателя
звания “Человек года-95” в номинации медицина,
заслуженного работника здравоохранения
Республики Тыва, кандидата медицинских наук,
сотрудника Московской клиники ФЦЭРИ
(Федеральный центр экспертизы и реабилитации
инвалидов), консультанта фирмы “Biomet” (Англия) по
регионам России, о котором. московские газеты
писали “Он – дар”, – это Вячеслав Судер-оолович
Ондар. Вот уже восемь лет он работает в Москве,
люди его любят и ценят. Когда он приезжает в
родную республику в отпуск. И, верный клятве
Гиппократа, никому не отказывает, так в очередном
отпуске он провел десять сложных операций на
позвоночнике, на тазобедренном суставе, включая
микрохирургическую операцию на кисти. Слава
богу, все они прошли без осложнений, хотя условия
республиканской больницы оставляют желать
лучшего. Эта больница дала мне путевку в большую
хирургию – говорит Вячеслав Ондар. Я к этой
профессии шел очень долго, чтоб почувствовать
себя настоящим профессиональным врачом. Моя
профессия – это моя жизнь. Работа хирурга, я
считаю, самая трудная и самая ответственная из
всех профессий: мы не имеем право на ошибку – это
человеческие жизни.

Учитель: Мы сегодня много говорили
о различных травмах, я вам предлагаю несколько
вопросов, а вы по описанию должны сказать, какая
это травма, и какую помощь вы бы могли оказать.

1.В многодневном туристическом походе
в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный
сустав быстро распухает и острая боль не
позволяет наступить на больную ногу. Укажите
меры первой помощи. Как помочь пострадавшему в
последующие дни?

(Пострадавшему туристу от острой боли
поможет – холод. Для этого ногу можно поместить в
лесной ручей или приложить полиэтиленовый мешок
с холодной водой. Необходимо на голеностопный
сустав наложить тугую повязку, обеспечить покой.
Желательно не ходить. Это, скорее всего,
растяжение связок.)

2.Мальчик после падения с велосипеда
стал жаловаться на боль в плечевом суставе.
Больной может поднять левую руку, но боль,
покраснение и опухоль свидетельствуют о травме.
Какой бы вы поставили диагноз?

(Если сустав сохранил свою
подвижность, при вывихе руку поднять невозможно,
  как и при переломе, скорее всего у
пострадавшего растяжение связок или ушиб
сустава, возможны разрывы суставной сумки и
связок).

3. Группа туристов, пройдя пешком
большое расстояние, находят место для привала на
лесистом берегу реки. Сброшены тяжелые рюкзаки.
Самые молодые, самые нетерпеливые, снимая на ходу
одежду, бегут к реке. Один с разбега прыгает вниз
головой в чистую прозрачную воду. Но почему-то он
долго задержался под водой? И вот всплывает
странно обмякшее, будто неживое тело. Товарищи
спешат на выручку и вытаскивают ныряльщика на
берег. Что же случилось?

(По видимому, юноша нырнул и ударился
головой то ли о дно водоема, толи о какой-то
предмет, находившийся под водой. Вероятно,
произошел перелом и вывих шейного позвонка. Это
очень тяжелая травма. В 70% случаев такие травмы
бывают смертельными. Если пострадавшего удается
спасти, то он чаще остается инвалидом. Ныряльщика
необходимо подхватить под мышки, повернуть к
себе спиной, приложить к бедру и плыть к берегу.
Голову поддерживать под водой. На берегу уложить
его на спину на твердую ровную поверхность.
Поворачивать и наклонять голову нельзя ее
необходимо обездвижить. Вызвать скорую помощь.
Прежде чем нырять, узнайте глубину водоема,
обследуйте его дно. Помните, ваша жизнь и
безопасность зависят от вашей осторожности).

4. При переломах первая помощь
заключается в том, что у пострадавшего

Необходимо обездвижить поврежденное
место, почему?

(Обездвиживают пострадавшее место,
чтобы уменьшить боль и предупредить смещение
обломков кости, которые могут повредить своими
острыми краями окружающие ткани)

5.В какой последовательности надо
оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

(Б В Г А)

6. Ваши действия при переломе локтевой
кости.

А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.

(В А Г Б).

Домашнее задание: Заполните таблицу о
мерах первой помощи при повреждении скелета. 

ПоврежденияСимптомыМеры первой помощиОбоснование помощи
    

Литература:

1.Л. Г. Воронин Р. Д. Маш “Методика
опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и
гигиене человека” М. “Просвещение” 1983 г.

2.И. Д. Зверев “Книга для чтения по
анатомии, физиологии и гигиене человека”. М.
“Просвещение” 1978 г.

3.Г. М. Муртазин “Активные формы и
методы обучения биологии”. М. “Просвещение” 1989
г.

4.А. Г. Хрипкова “Анатомия, физиология и
гигиена человека”. М. “Просвещение” 1975 г.

5.Энциклопедия для детей Человек том 18.
Издательский центр “Аванта” 2001 г.

6.Детская энциклопедия “Я познаю мир”
“Тайны человека”. М. Астрель 2000 г.

7.Детская энциклопедия “Я познаю мир”
“Медицина” М. АСТ 1995 г.

8.Журнал “Здоровье”.

Источник

Урок в 8 классе

по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Задачи:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
  • определить цели доврачебной помощи;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление, творческие способности  с помощью проблемных ситуаций;  
  • развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
  • формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
  • обеспечить смену видов деятельности

     Тип урока: комбинированный

Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.

Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»

Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

– Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно и тогда у нас все получится!

– Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
Читайте также:  Лекарство от ссадин и ушибов

– Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)

Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.

Тест.  Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.

–  А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего

 Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

– Хорошо, молодец.

  1. Изучение новой темы

Вы знаете, что в  различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это “но вдруг”, Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача,  фельдшера,  медицинскую сестру…  А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной  помощи, обосновывая каждое действие).

-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

– Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?

(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

– А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:

  1. Травма 
  1. Травматология 
  1. Хирургия 
  1. Ортопедия 
  1. Рентгенография
  1. Ампутация
  1. Перелом
  1. Вывих

– Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma – рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа)

В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е

 – Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18)  Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение).  В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя  текст учебника (параграф 16),  заполните таблицу.

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

Схематическое изображение травмы

Тип травмы

Растяжение связок

Перелом

Вывих

ушиб

Симптомы травмы

Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)

Боль.

повреждении сосудов возможно развитие гематомы – ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.

Меры первой помощи

Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.

Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.

Зафиксировать конечности(шина).

Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.

При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.

В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.

Противопоказания

Нельзя травмировать движениями.

Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.

Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.

нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать  
-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4—5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)

Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.

– Хорошо, молодцы.

– Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)

-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый.  Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)

– Молодцы!

– Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19)  (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

– Отдохнули? Поехали дальше.

Работа в группах. Разбор ситуации.  (Приложение 3)  Слайд 20.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?  (ответы учащихся)

НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Читайте также:  Как понять что у меня ушиб копчика

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

–  У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации.  Время выполнения 5 мин.

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы. 
Ситуация  2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы. 

2 группа.

Ситуация  1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация  2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои. 
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по – этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация  2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.

4 группа

Ситуация 1.  Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком:  «Смотрите, как я могу!»  – покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие,  упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы. 

Ситуация 2.  Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.

Проверка выполненного задания. 

Учащиеся высказывают свои мнения.

–  Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)

5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.

Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.

Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.

2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.

3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.

4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.

Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.

– Закончили, хорошо.

6. Рефлексия. (Слайд 25).

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)

– Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)

– Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!

И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение: 
сегодня я узнал(а)… 
было интересно… 
было трудно… 
я почувствовал(а), что… 
я приобрел(а)… 
я научился(лась)… 
я попробую… 

Напишите свои впечатления на листочках.

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

Задание на дом.

§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.

Приготовить памятки –  Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей 

Дополнительно (в оставшееся время):

– В оставшееся время хотелось бы узнать – знаете ли вы о видах травм?

 Учащиеся встают и отвечают:

– Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный.                                                                                                              

  Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни.                                                                                                        Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами ?