После перелома носа не чувствую запахи
Отсутствие возможности чувствовать запахи врачи называют аносмией. Это нарушение может указывать на серьезные заболевания и в значительной мере снижать качество жизни человека.
Одной из опасностей аносмии является то, что при попадании в нос вредных веществ у человека не возникает естественной защитной реакции организма в виде чихания. Это приводит к тому, что токсины проникают дальше и наносят серьезный ущерб здоровью. Чтобы выяснить причину потери обоняния, нужно посетить специалиста.
Содержание:
- Описание заболевания
- Виды заболевания
- Причины отсутствия обоняния
- Анатомические изменения полости носа
- Симптомы отсутствия обояния
- Диагностика аносмии и гипосмии
- К какому врачу обратиться?
- Как восстановить обоняние?
- Когда потеря обоняния становится поводом для проведения операции
- Профилактика
Описание заболевания
Отсутствие обоняния – это проблема, которая отражается на состоянии организма в целом. Так, приятные ароматы пищи стимулируют активизацию работы органов ЖКТ, запускают выработку желудочного сока. Если человек не чувствует запаха блюд, то страдает пищеварительная система в целом.
При аносмии рецепторы носа перестают отзываться на воздействие раздражителей. Головной мозг не получает импульсы и не распознает запахи. Когда проблема кроется в заболеваниях ЦНС, то рецепторы, напротив, сигналы в мозг отправляют, но он воспринимать их отказывается. Третий механизм реализации аносмии сводится к тому, что рецепторы носа запахи распознают, отправляют их в головной мозг, но на подходе к нему они блокируются.
Виды заболевания
Существует несколько видов нарушения обоняния:
Гипосмия. В этом случае обоняние сохранено, но оно очень слабое. Человек имеет возможность распознавать только некоторые запахи.
Гиперсомния. В этом случае обоняние будет обостренным.
Какосмия. При этом виде нарушения человек приятные запахи считает неприятными.
Аносмия. Это нарушение характеризуется полной утратой обоняния. Развивается патология на фоне ОРВИ или после перенесенного инсульта.
У человека с нарушением обонятельной функции страдает качество жизни в целом. Это приводит к тому, что он становится раздражительным, может впасть в депрессию.
Полная или частичная потеря обоняния может быть как врожденной, так и приобретенной. Если нарушение возникает у человека с момента его появления на свет, то причина сводится к недоразвитию органов дыхания. Чаще всего у младенца будут диагностированы и другие патологии черепа и носа.
Приобретенная аносмия может развиваться из-за поражения ЦНС, либо после оказания отрицательного влияния на область носа.
Причины отсутствия обоняния
Причины периферической аносмии могут быть следующими:
Респираторные причины. Человек вдыхает воздух с ароматическими молекулами, но рецепторов носа они не достигают. Подобная ситуация наблюдается у людей с гипертрофией тканей носовых полостей, с искривлением носовых перегородок, с полипами и аденоидами. В целом, любые новообразования, растущие в полости носа способны приводить к нарушению обоняния.
Функциональные причины. К ним относят инфекционный и аллергический ринит. Человек не чувствует запахи из-за отечности слизистых оболочек носа. Иногда подобная ситуация развивается у людей, страдающих истерией или неврозом. После лечения обоняние полностью восстанавливается.
Старение организма. Запахи ощущаются пожилыми людьми хуже, так как у них происходит постепенная атрофия слизистых оболочек носа. Поэтому большинство пациентов в возрасте жалуются врачам на сухость в носу.
Патологии анализатора обоняния (эссенциальная аносмия). Причины ее развития: ожог носоглотки, атрофия эпителия слизистой носа, воспаление слизистых оболочек, интоксикация организма.
На периферическую аносмию указывает одновременное ухудшение или исчезновение не только обоняния, но и вкуса.
Центральная аносмия может развиваться на фоне следующих заболеваний:
Нарушение мозгового кровообращения.
Полученная ЧМТ.
Энцефаломиелит.
Менингит.
Арахноидит.
Болезнь Альцгеймера.
Этмоидит.
Когда аносмия развивается из-за нарушений в работе корковых центров обоняния, то запах человек чувствует, но понять его природу не может.
Почему пропадает обоняние при насморке?
Вирусная инфекция. Обоняние всегда снижается у людей с респираторной инфекцией. К ее симптомам относят насморк, чихание, зуд и заложенность носа.
Причины ухудшения обоняния:
Слизь обволакивает стенки носа и не позволяет им нормально контактировать с воздухом.
Вирусы сами по себе способны блокировать работу рецепторов носа.
Гайморит. Это заболевание проявляется воспалением слизистых оболочек носовых пазух. Чаще всего оно развивается на фоне недолеченной простуды. У человека повышается температура тела, нос остается заложенным, возникают сильные головные боли. Если вовремя не начать лечение, то размножение бактерий приведет к развитию гнойного процесса. Бактерии оказывают разрушающее действие на эпителий, в котором располагаются обонятельные рецепторы, поэтому человек перестает ощущать запахи.
Передозировка назальных капель. Использовать сосудосуживающие капли чаще 4 раз в день не рекомендуется. Интервал между их введением в носовые ходы должен составлять не менее 4 часов. Это правило справедливо для острой стадии болезни. Однако далеко не все люди с насморком придерживаются данной рекомендации. Частое использование назальных капель приводит к тому, что мышечный слой сосудов носа перестает нормально работать, ухудшается питание тканей и человек утрачивает обоняние.
Гормональные нарушения. Иногда причиной нарушения обоняния становятся гормональные колебания в организме. Аносмия может развиваться во время беременности, месячных, а также при приеме оральных контрацептивов. После стабилизации гормонального фона все приходит в норму.
Аллергия. При развитии аллергического ринита у человека пропадает обоняние. Это явление носит временный характер и после того как симптомы аллергии удастся купировать, возможность распознавать запахи вернется. Чтобы справиться с аллергической реакцией, потребуется прием антигистаминных препаратов.
Анатомические изменения полости носа
Обоняние может значительно ухудшаться или вовсе пропадать при таких нарушениях, как:
Разрастание полипов или аденоидов.
Искривление носовой перегородки.
Опухолевые новообразования.
Гипертрофия раковин носа.
Чтобы привести обоняние в норму, нужно устранить имеющиеся дефекты. Чаще всего таким пациентам требуется помощь хирурга.
Яды и химикаты. Проблемы с обонянием возникают у лиц, которые вынуждены в силу профессиональных обязанностей контактировать с токсическими веществами. К таковым относят: лакокрасочные изделия, продукты нефтяной отрасли, кислотные пары и пр. Работа на вредных производствах грозит полной утратой обоняния.
Симптомы отсутствия обоняния
Симптомы аносмии чаще всего выражены слабо. Нередко люди вовсе игнорируют их, считая нарушение обоняния чем-то незначительным и не требующим внимания. Во многом симптомы патологии зависят от причины, которая спровоцировала ее развитие. Основные проявления нарушения можно выделить следующие:
Затрудненное носовое дыхание, отек слизистых оболочек, выделение секрета из носовых ходов. Эти симптомы указывают на ринит.
Если нарушение обоняния развивается после недавно перенесенного ОРВИ или простуды, то это указывает на так называемую эссенциальную аносмию. Характеризуется нарушение заменой обонятельного эпителия на дыхательный.
Если человек запахи чувствует, но не может верифицировать их, то с высокой долей вероятности причина кроется в нарушениях в работе ЦНС.
Временная потеря обоняния наблюдается при травме. Иногда полученные повреждения носовых структур приводят к искажению обоняния.
Сухость носовых ходов, появление в них корок и ослабление обоняния указывает на атрофические процессы. Часто такая проблема возникает у людей пожилого возраста.
При ухудшении обонятельной функции носа нужно обращать внимание не только на самочувствие человека, но и на перенесенные в недавнем времени патологии.
Диагностика аносмии и гипосмии
Чтобы точно выяснить причину ухудшения обоняния нужно обратиться к доктору. Для начала врач проведет тестирование, направленное на распознавание запахов и вкусов пациентом. Для этого он будет предлагать ему понюхать различные вещества, которые имеют яркий аромат.
Для установления причины нарушения может потребоваться тщательная проверка носовой полости, уточнение информации о перенесенных травмах носа, о заболеваниях аллергической и инфекционной природ. Иногда необходимо исследовать состояние нервной ткани, отвечающей за иннервацию челюстно-лицевых мышц и органов дыхания.
К прочим диагностическим методикам относят:
Ольфактометрия. Проводят процедуру с применением специального прибора, который называется ольфактометр Цваардемакера. Исследование позволяет определить порог чувствительности обонятельных рецепторов и их способность к распознаванию запахов.
Риноскопия. Эта процедура направлена на оценку состояния носовых полостей, перегородки носа и слизистых оболочек органа. Проводится диагностика с использованием риноскопа.
Анализ слизи из носа. Иногда причиной нарушения обоняния становится хроническая инфекция. Ее возбудителя удастся выявить с помощью проведенного исследования.
МРТ головного мозга. Делается при подозрении на тяжелую патологию, врач получает возможность визуализировать изменения, которые происходят в его долях. В первую очередь специалиста интересует лобная доля головного мозга. Если обнаруживается нарушение, то пациента направляют на консультацию к невропатологу или нейрохирургу.
КТ носовой полости. Это исследование дает возможность визуализировать новообразования и уточнить их природу.
После установления причины нарушения обоняния больному назначают лечение.
К какому врачу обратиться?
При нарушении обоняния нужно обратиться к отоларингологу. Этот врач опросит пациента, выполнит его внешний осмотр, назначит необходимые анализы. После интерпретации полученных данных специалист назначит лечение. Если патология скрывается в нарушении работы головного мозга, то больного направляют на консультацию к невропатологу и нейрохирургу.
Как восстановить обоняние?
Если человек в течение долгого времени не чувствует запахи и не знает причины нарушения, то необходимо отправиться на прием к отоларингологу. Самостоятельно пытаться справиться с проблемой не следует. Восстановить обоняние поможет только врач.
Основные направления лечения:
Устранение влияния токсинов на организм. Коррекция образа жизни с отказом от курения, от употребления спиртных напитков и пр.
Прием препаратов, которые позволяют справиться с имеющейся патологией.
Физиотерапевтическое лечение.
Хирургическое лечение.
Лечение лекарствами
Право выбора конкретного лекарственного средства остается за врачом.
Чаще всего назначают такие препараты, как:
Средства для промывания носа. Они могут быть представлены морской водой или физиологическим раствором. К ним относятся: Аква Марис, Аквалор, Рино стоп (подробнее: как и чем промывать нос?).
Сосудосуживающие препараты, среди которых: Виброцил, Африн, Ринорус, Нафтизин, Галазолин, Назол, Називин. Эти препараты позволяют уменьшить степень выраженности отека и избавиться от заложенности носа.
Препараты для купирования симптомов аллергии, например, Кромогексал, Алерон, Супрастин, Лоратадин, Зодак, Эдем, Цетрин (подробнее об антигистаминных препаратах 1, 2 и 3 поколения).
Антибиотики, противовирусные и противогрибковые средства. Конкретный препарат подбирают в зависимости от типа возбудителя инфекции.
При наличии у больного патологии, связанной с ЦНС, препараты подбирает невролог в индивидуальном порядке.
Физиотерапевтическое лечение
Физиотерапевтическое лечение сводится к реализации следующих методов:
УВЧ-терапия.
Дарсонваль-терапия.
Электрофорез с Димедролом.
Лечение лазером.
Магнитотерапия.
Ингаляции со стероидными гормонами.
Когда потеря обоняния становится поводом для проведения операции
Избавиться от полипов в носу можно только оперативным путем. Аналогичным образом лечат любые другие новообразования. Если была диагностирована злокачественная опухоль, то пациенту кроме операции показано прохождение курса лучевой или химиотерапии. Даже в этом случае врачи не могут гарантировать полноценного восстановления обоняния.
К помощи хирурга потребуется прибегнуть пациентам с искривленной перегородкой носа. После ее исправления возможность ощущать запахи к больному возвращается.
Аносмия центрального генеза, спровоцированная опухолевыми новообразованиями, требует проведения операции, химиотерапии и лучевой терапии. Если болезнь диагностирована на последней стадии развития, то лечение сводится к устранению патологических симптомов и улучшению качества жизни больного. При этом обоняние вернуть человеку уже не удастся.
В комплексную схему терапии входит лечение препаратами цинка. Если в организме не хватает этого микроэлемента, то обоняние у человека ухудшается. Также это касается витамина А. Его дефицит приводит к атрофии слизистого эпителия носовой полости.
Профилактика
Чтобы не допустить потери обоняния, нужно избегать инфекционных заболеваний. Важно поддерживать в норме работу нервной и иммунной системы.
Основные рекомендации специалистов:
Поддержание стабильного эмоционального фона, избегание стрессовых и конфликтных ситуаций.
Приверженность режиму дня.
Соблюдение принципов правильного питания.
Прием витаминов.
Выполнение качественной и регулярной гигиены носа.
Увлажнение слизистых оболочек солевыми растворами и натуральными маслами (персиковым или миндальным).
Контроль влажности воздуха в помещении, регулярные проветривания.
Выполнение ежедневной влажной уборки.
Отказ от посещения мест со значительным скоплением людей. Особенно актуальна эта рекомендация в период массовых вспышек инфекций.
Автор статьи: Лазарев Олег Владимирович | ЛОР
Образование: В 2009 году получен диплом по специальности «Лечебное дело», в Петрозаводском государственном университете. После прохождения в интернатуры в Мурманской областной клинической больницы получен диплом по специальности «Оториноларингология» (2010 г.)
Наши авторы
Источник
Âîò è ìåíÿ íàêîíåö “îòïóñòèëî” îò ïåðåæèòîãî è ðåøèë íàïèñàòü ñâîé ïåðâûé äëèííîïîñò êàê ìíå ðîâíÿëè íîñîâóþ ïåðåãîðîäêó. Îãîâîðþñü ñðàçó, ÷òî ïðîáëåìû ÿ îñîáî íå îùóùàë äî ïðèìåðíî 30 ëåò. Âî ñíå ïðåèìóùåñòâåííî ñòàë äûøàòü ðòîì, ïîòîìó êàê íîñîì íå õâàòàëî âîçäóõà. Ïðîñòî íàâåðíîå ïðèâûê óæå, ÷òî îäíà íîçäðÿ äûøèò ÷óòü õóæå, à âòîðàÿ âñåãäà íîðìàëüíî.  þíîñòè áûëî ïîôèã, âðà÷è íàñòîé÷èâî íè÷åãî íå ñîâåòîâàëè, à ìîëîäîé îðãàíèçì ñïðàâëÿëñÿ êàê-òî â ïîëíîçäðè. È âîò, â 33 ðåøèë,÷òî ïîðà áðàòüñÿ çà ñâîå çäîðîâüå è ïîñëå î÷åðåäíîãî ïîõîäà ê ëîðó, ïî ïîâîäó õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà, ïåðèîäè÷åñêîãî õðàïà, â î÷åðåäíîé ðàç ïðè ïåðâîì æå îñìîòðå óñëûøàë óæå çíàêîìîå “ïåðåãîðîäî÷êà êðèâàÿ, çíàåòå? Íàäî ïîðîâíÿòü.” ß ðåøèë,÷òî õâàòèò ýòî òåðïåòü è ïîøåë ê ëîðó ïîëó÷øå. Ìíå ýòî ïîêàçàëîñü íîðìàëüíûì ðåøåíèåì. Ê òîìó æå ïåðâàÿ íå î÷åíü ìíå ïîíðàâèëàñü êàê âðà÷, íî íå ñóòü. Ê òîìó æå ìíå îçâó÷èëè, ÷òî êðèâàÿ ïåðåãîðîäêó è êàê ñëåäñòâèå – êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå, õîòü è ïåðèîäè÷åñêè, íî íè÷åãî õîðîøåãî íå íåñåò, à òàêæå ïëîõîå íîñîâîå äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ÷àñòûõ ñèíóñèòîâ, ðèíèòîâ, è äàæå èìåþùåãîñÿ ó ìåíÿ òîíçèëëèòà. Äðóãîé âðà÷ îçâó÷èë ìíå âñå ñëîâî â ñëîâî, ìíå ïðîëå÷èëè òîíçèëëèò è ÿ ïîøåë äîâîëüíûé äîìîé, à ìûñëè î ïåðåãîðîäêè íà÷àëè ìåíÿ ïîñåùàòü âñå ÷àùå. Çàëåç íà ïèêàáó è ïî÷èòàë “îò÷åòû” #íîñîâàÿïåðåãîðîäêà, óæàñíóëñÿ, çàêðûë ñ ìûñëüþ – íó íàôèã. Íî ÷åðåç ìåñÿö ñóïðóãà ñêàçàëà – ñêîëüêî ìîæíî õðàïåòü!? ß îñìåëåë è ïîøåë íà ãîñóñëóãè, çàòåì â ïîëèêëèíèêó ê ëîðó. Çàðàíåå îãîâîðþñü, ÷òî âñå ìåðîïðèÿòèå ñòîèëî ìíå 0ð., òîåñòü ïî ÎÌÑ. Ñòîèìîñòü òàêîé îïåðàöèè â íàøåì ðåãèîíå – îò 40 äî 60ê ðóáëåé, òîëüêî ó÷òèòå, ÷òî âàñ âûãîíÿò íà 3è ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè, à ìîæåò è ðàíüøå. Ñ îäíîé ñòîðîíû åñëè íåò âðåìåíè è íà óëèöå òåïëî, òî ýòî íå èìååò çíà÷åíèÿ, íî ÿ äåëàë ïî õîëîäó è ïîäöåïèòü âîñïàëåíèå íå õîòåëîñü, ïîýòîìó âàðèàíò ñ îïåðàöèåé ïî ÎÌÑ è ñòàöèîíàð 7 äíåé ìåíÿ âïîëíå óñòðàèâàë. Ê òîìó æå ÿ ïîïàë ïîä êàðàíòèí â áîëüíèöå è âûõîäèòü è âõîäèòü íå ðàçðåøàëè íèêîìó, ÷òî â öåëîì ïðàâèëüíî.
Ïîëó÷èâ çàâåòíûé òàëîí íà ãîñóñëóãàõ, ïðèøåë ê íàçíà÷åííîìó âðåìåíè ê ïîëèêëèíèêó â êàáèíåò è äîæäàâøèñü âûçîâà ñ óäèâëåíèåì áûë ïîñëàí â ðåãèñòðàòóðó çà òàëîíîì è êàðòîé. Åñëè âàì òàêîå áóäóò íàâÿçûâàòü – íèêóäà íå èäèòå, óïèðàéòåñü ðîãîì – êàðòà äîëæíà áûòü â êàáèíåòå âðà÷à ê âàøåìó ïðèõîäó. Ïðîñòî ðàáîòíèêè ðåãèñòðàòóðû íå õîòÿò íîñèòü ãîñóñëóãîâñêèå äîêóìåíòû, ïî÷åìó-òî. Íà ìîå âòîðîå ïîñåùåíèå âñå óæå áûëî ó âðà÷à, ïîýòîìó íå ïðîãèáàéòåñü åñëè âàñ ïîøëþò.
Ìíå âûïèñàëè ñòàíäàðòíûé íàáîð àíàëèçîâ íà ãîñïèòàëèçàöèþ(êðîâü âåíà,ïàëåö,âè÷è,ñèôèëèñ,ìî÷à,êàë) è îòïðàâèëè ñäàâàòü. Ñ 2019 ãîäà ñòàëè òðåáîâàòü äîïîëíèòåëüíûé àíàëèç íà ÈÔÀ àíòèòåëà, ýòî ðàçíîâèäíîñòü àíàëèçà ñèôèëèñà è ïîäîáíûõ èíôåêöèé, òàê ÷òî åñëè âàì íå âûïèñàëè – óòî÷íèòå, ÷òîáû íå áåãàòü ïîòîì â ñðî÷íîì ïîðÿäêå, äåëàþò åãî 3 ðàá äíÿ. Ïîòðàòèâ ÷àñ ðàííåãî óòðà ðàáî÷åãî äíÿ è îïîçäàâ íà ðàáîòó, ïîëó÷èëîñü âñå ñäàòü. Îñòàâàëîñü æäàòü ðåçóëüòàòû è òîïàòü çà íàïðàâëåíèåì íà îïåðàöèþ.
×åðåç 3-5 äíåé ïðèøåë ê ËÎÐó, çàáðàë íàïðàâëåíèå è íà÷àëèñü ñîìíåíèÿ… Âðîäå è òàê íîðìàëüíî íîñ äûøèò, âðîäå è íå íàäî, ìîæåò íó åå ýòó îïåðàöèþ, äðóãèå âîí æèâóò æå, è ïðî÷åå, ïðî÷åå…
Ñîâåò! Íå ÷èòàéòå â èíòåðíåòå ïðî òî êàê èìåííî èäåò îïåðàöèÿ, òî÷íåå íå ñìîòðèòå êàðòèíêè. Òåêñò åùå áîëåå ìåíåå ïîëåçåí, ÷òîáû çíàòü ÷òî òåáÿ æäåò è íå áîÿòüñÿ òàê ñèëüíî íåèçâåñòíîñòè, íî êàðòèíêè ñìîòðåòü íå ñîâåòóþ, ýòî æåñòü. Êàê ÿ óæå ãîâîðèë âûøå – ÿ ïðî÷èòàë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó è íåìíîãî óñïîêîèëñÿ, ÷òî â ïðèíöèïå íå ñìåðòåëüíî, åäèíñòâåííîå íàïðÿãàëè íåêîòîðûå ìîìåíòû, ãäå ëþäè ãîâîðèëè,÷òî ëó÷øå äåëàòü ïîä îáùèì íàðêîçîì, à íå ìåñòíûì. Ïðàâäà âîçíèêàåò âîïðîñ – êàê îíè ìîãóò ñðàâíèòü ÷òî ëó÷øå, ÷òî õóæå, åñëè îïåðàöèþ äåëàëè èì îäèí ðàç?
Íàñòàë ÷àñ Õý è ÿ ñ çàâåòíûì íàïðàâëåíèåì ïîøåë ê îïåðèðóþùåìó ËÎÐó, êîòîðîãî âñå â ãîðîäå õâàëèëè çà ïðîôåññèîíàëèçì. Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ(áåç èíñòðóìåíòîâ), ïîñìîòðåë àíàëèçû è ñêàçàë, ÷òî íóæíî òîò ñàìûé ÈÔÀ, ñäåëàåøü – ïðèõîäè íà ãîñïèòàëèçàöèþ. Òàê ÿ ïîòåðÿë åùå íåäåëþ, ñ ó÷åòîì ñäà÷è íà ñëàäóþùèé äåíü è îæèäàíèÿ 2-3 äíÿ. Ïðèäÿ â ñëåäóþùèé ðàç ìåíÿ íàêîíåö-òî ïîñìîòðåëè ñ “íîçäðåðàñøèðèòåëÿìè”(ïî÷èñòèòå íîñ îò ñîïëåé, ÷òîáû íå áûëî ñòûäíî), åñòåñòâåííî íàäî áûòü çäîðîâûì, à íå â îñòðîé ñòàäèè ñèíóñèòà, ðèíèòà è òä, ñ âîñïàëåíèåì âñå áóäåò ãîðàçäî äîëüøå è ñëîæíåå, åñëè âîîáùå âîçüìóò, à íå îòïðàâÿò íà ëå÷åíèå. Óòî÷íèâ ó äîêòîðà ïðî òèï íàðêîçà è ïîëó÷èâ îòâåò – “ìåñòíûé êîíå÷íî, çà÷åì òóò îáùèé?”, çàòðÿñëèñü êîëåíêè â “ïðåäâêóøåíèè” ýêçåêóöèè, íî ñïîêîéñòâèå è ñåðüåçíîñòü âðà÷à âíóøàëè äîâåðèå è íåìíîãî óñïîêîèëè. Âñå òàêè åìó âèäíåå. Ñðàçó ñêàæó, ÷òî, âîçìîæíî, íå ñòîèò æäàòü îòíîøåíèÿ ê ñåáå êàê ê îñîáîìó ïàöèåíòó, ñêîðåå âñåãî âû ïîëó÷èòå îòíîøåíèå êàê íà êîíâåéåðå, ýòî íîðìàëüíî, òàêèå îïåðàöèè îíè äåëàþò ïî 3-6 â íåäåëþ, à èíîãäà è áîëüøå. Ïîçàäàâàë ãëóïûå âîïðîñû âðà÷ó ïî òèïó – áóäåò ëè ÷òî-òî âèäíî ñíàðóæè, èçìåíèòñÿ ëè îáîíÿíèå, áîëüíî ëè ýòî, ïîëó÷èâ ñóõèå îòâåòû âðîäå íåò,íåò,íåò, íå âîëíóéñÿ, ïîøåë â ïàëàòó.
Îñòàâøóþñÿ ÷àñòü äíÿ(òî÷íåå ïî÷òè âåñü äåíü) çàíèìàåòåñü íè÷åãîíåäåëàíèåì, ñîâåòóþ ïîçàáîòèòüñÿ îá ýòîì. Ñïèñîê âåùåé êîòîðûå íóæíû îáÿçàòåëüíî, ïîìèìî ñìåííî îäåæäû è îáóâè:
-ìûëüíî-ðûëüíûå ïðèíàäëåæíîñòè
-êðóæêà
-òåëåôîí ñ çàðÿäêîé(âîçüìèòå äëèííûé êàáåëü, òàê êàê çàíÿòüñÿ íå÷åì è òåëåôîí ñàäèòñÿ áûñòðî, à ðîçåòêè îáû÷íî äàëåêî/âûñîêî), ëèáî íåáîëüøîé óäëèííèòåëü
-òðóáî÷êè äëÿ ïèòüÿ âîäû, ëó÷øå äëèííûå, íåñêîëüêî øòóê, äàëüøå áóäåò ïîíÿòíî
-íîñîâûå ïëàòêè øòóêè 3
-áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíî â êîðîáêàõ, õâàòèò îäíîé êîðîáêè â 150-200øò.
-ðàçâëå÷åíèÿ íà ñâîé âêóñ (êàðòû, êíèãè, íîóò ñ ôèëüìàìè/èíòåðíåòîì, âÿçàíèå, âàëÿíèå, âûøèâàíèå è òä)
Âå÷åðîì ñäåëàþò óêîë, ïðåäïîëîæèòåëüíî óñïîêîèòåëüíûé. Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ îñìîòð âðà÷îì, çàêàïûâàíèå êàïåëü ïðåäïîëîæèòåëüíî ñîñóäîñóæèâàþùèõ(ïî÷èñòèòå îò ñîïëåé), è ôðàçà äîêòîðà – äàëåêî íå óõîäè, ùàñ ïîéäåøü. ß çà âñþ ñâîþ æèçíü íè ðàçó íå áûë â îïåðàöèîííûõ è äàæå ó ñòîìàòîëîãà, ïîýòîìó çàðàíåå ïðåäóïðåäèë ÷òî åñòü ëè ó ìåíÿ ðåàêöèÿ íà ëèäîêàèí – íå çíàþ, ïîýòîìó åñëè âàñ íå ñïðîñÿò – óòî÷íèòå ñàìè, èíà÷å ýòî ìîæåò áûòü ôàòàëüíî è ïîòîì íå áóäåò èìåòü çíà÷åíèÿ êòî çàáûë ñïðîñèòü âû èëè âðà÷. Íà ýòî ìåäñåñòðà ñêàçàëà – õîðîøî, ýòî íå ïðîáëåìà, ñäåëàåì àíåñòåçèþ íå íà ëèäîêàèíå(çíàþùèå – ïîïðàâüòå). Ñêàçàëè ðàçäåòüñÿ ïî ïîÿñ ñâåðõó è ïðèãëàñèëè â îïåðàöèîííóþ. Äëÿ òåõ êòî òàì áûë ðàíüøå – çíàåòå ñàìè, ìîæíî ïðîïóñòèòü àáçàö.
Ñ ó÷åòîì òîãî,÷òî âåñíà, à îòîïëåíèå åùå íå îòêëþ÷èëè, áûëî íåìíîãî òåïëåå, ÷åì ÿ äóìàë, ëàìïû íàä ñòîëîì ïîòóøåíû è îáñòàíîâêà íåìíîãî õîððîðîâàÿ. Ïðîõîäèòå, ëîæèòåñü, â ñòîðîíêå õèðóðã ñ îïóùåííûì çàáðàëîì è ðóêàìè â ïåð÷àòêàõ êâåðõó.
“ß êîíå÷íî âèäó íå ïîäàë..”(ñ)(Ñåêòîð ãàçà – Ñòðàõ). Ïðîøåë, ëåã, íå çíàåøü êóäà äåòü ðóêè, òî ëè äåðæàòüñÿ, òî ëè íåò, òåïåðü òî÷íî ñêàæó – äåðæàòüñÿ! çà êðàÿ ñòîëà. Íå âàæíî çà ÷òî, ëèøü áû ðóêè çàíÿòü. Äàëåå ïðîòåðëè ëèöî ñïèðòîì îáèëüíî, íàêðûëè ïðîñòûíåé, ïðîðåçàëè â íåé îòâåðñòèå äëÿ îïåðàöèîííîãî ïîëÿ, çäåñü ÿ çàêðûë ãëàçà è äàë ñåáå æåëåçíóþ óñòàíîâêó äî êîíöà îïåðàöèè èõ íå îòêðûâàòü. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ ïóãàëî, ÷òî ïðèäåòñÿ äîëáèòü êîñòü ìîëîòêîì è äîëîòîì, ÷òî â îïèñàííîì ïîñòå íà ïèêàáó áûëî âåðøèíîé áîëåâûõ îùóùåíèé, ïðè÷åì ñ àíåñòåçèåé. Íî áîÿòüñÿ ñèëüíî íå ñòîèò.
Âêîëîëè èçíóòðè íîçäðè àíåñòåçèþ, îùóùåíèå îíåìåíèÿ ðàñòåêëîñü ïî âñåìó íîñó çà 30-40 ñåêóíä, ïåðåòåêëî íà ãîðëî, âåðõíèå çóáû, à ïîçæå è íà íèæíèå ïåðåäíèå, ÷òî ïîêàçàëîñü ìíå ñòðàííûì. ×óâñòâî ãëîòàíèÿ ïðèòóïëÿåòñÿ, íî íóæíî ãëîòàòü êîãäà õî÷åòñÿ è äåëàòü ýòî êàê îáû÷íî, âñå íîðìàëüíî. äûøàòü âî âðåìÿ îïåðàöèè êîíå÷íî ðòîì, è ìîæíî íå ñòåñíÿòüñÿ â îáúåìàõ.
Äàëåå íà÷àëàñü æåñòü è ÿ íè ðàçó íå æàëåþ,÷òî íå îòêðûâàë ãëàçà. Íè÷åãî íå ÷óâñòâóåòñÿ, íî ñêðåæåò ñêàëüïåëÿ ïî êîæå (âíóòðè) à ïîòîì êàêèå-òî íåèñòîâûå àäîâûå ìàíèïóëÿöèè êàê ìíå ïîêàçàëîñü íå ìåíåå 4-6 èíñòðóìåíòàìè ïî õðÿùàì. Ïîõîæå ÷òî âàì âûñêðåáàþò íîçäâðè èçíóòðè äëÿ óâåëè÷åíèÿ èõ ïðîñâåòà êàê â … ÿáëîêå ëîæêîé, çâóêè ïðèìåðíî òàêèå æå, íî îäíî ðàäóåò – íè÷åãî íå áîëüíî. ß ïûòàëñÿ äàæå ÷òî-òî ãîâîðèòü, íî ýòî ñêîðåå äëÿ ñàìîïîääåðæêè. Äàëåå ôðàçà ìåíÿ ÷óòü íå âûðóáèëà ïðÿì òàì – ùàñ íåìíîæêî ïîñòó÷èì, ãîâîðèò äîâòîð è ïðîñèë Âàëå÷êó ïåðåäàòü åìó êàê ÿ óæå ñàì çíàþ è ÷åãî ÿ îñîáåííî áîÿëñÿ – ìîëîòîê è äîëîòî(ïîïðàâüòå çíàþùèå),íî âñå ïðîøëî íå òàê ñòðàøíî êàê ïðåäñòàâëÿëîñü – 2-3 óäàðà ñî ñëîâàìè – õîðîøî, åùå. È åäèíñòâåííûé ìîìåíò êîòîðûé äî ñèõ ïîð â ïàìÿòè – ýòî õðóñò êîñòè âíóòðè ãîëîâû, êîãäà ñêîëîòûé åå êóñîê îí âûòàñêèâàë ùèïöàìè è äîëàìûâàë, ïîõîæå íà çâóê êðîøàùèõñÿ ÷èïñîâ ïðÿìî â ãîëîâå, íî êîãäà ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî òâîÿ êîñòü – æóòêîâàòî. Ìîæíî êðè÷àòü, ÷òî ÿ è äåëàë, õîòÿ áîëè íå áûëî, à òîëüêî íåìíîãî íåïðèÿòíîå îùóùåíèå âðîäå ïîêàëûâàíèÿ îò õîëîäà ïðè âäûõàíèè íîñîì, ãäå-òî òàì â ãëóáèíå. Ïîòîì ìåíÿ ïîïðîñèëè ïîäûøàòü íîñîì, ïðîâåðèòü òàê ñêàçàòü, íà óäèâëåíèå(ìîå, íå äîêòîðà) äûøàòüñÿ ñòàëî âîîáùå áåç ñîïðîòèâëåíèÿ, ëó÷øå ÷åì ðòîì(ìîæåò ïîòîìó, ÷òî íîñà íåò íà ìåñòå – ïîäóìàë ÿ). Äàëåå ìíå íàñóâàëè òàìïîíîâ â íîñ, ñíà÷àëà ðåçèíîâûõ, ïîòîì ìàðëåâûõ, ñâåðõó ïîâÿçêà ïîä íîñ â âèäå áîëüøîé ìàðëåâîé áóëüáû è ðàçðåøèëè âñòàâàòü è èäòè, êàê èñöåëåííûì. ß âñòàë ,íî èäòè íå ïîëó÷èëîñü, òî ëè îò ñòðàõà, òî ëè åùå îò ÷åãî, íî ÿ ïîíÿë, ÷òî óïàäó è íå äîéäó, ïîòîìó ìåíÿ ïîâåçëè â ïàëàòó ïîä èçóìëåííûå âçîðû ïàöèåíòîâ. Âñÿ îïåðàöèÿ çàíÿëà 10-15 ìèíóò.
Îòëåæàâøèñü ïîë÷àñà ïîíèìàåøü, ÷òî íè÷åãî ñòðàøíîãî â ýòîé îïåðàöèè íåò, ïîòîìó êàê: íè÷åãî íå ÷óâñòâóåøü. Ñîâñåì. Êðîìå òîãî, ÷òî âî âðåìÿ ìàíèïóëÿöèé ïî ñîñêðåáàíèþ øèïîâ è ãðåáíåé â íîñó âðà÷ äåðæèò ãîëîâó è óïèðàåòñÿ â íåå òàê ñèëüíî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè îí íåìíîãî ïðîìàõíåòñÿ è èíñòðóìåíò ñîñêî÷èò – òî ñíåñåò ìíå ïîëãîëîâû. Ñèëó îí ïðèëàãàåò ñóùåñòâåííóþ, âèäèìî õðÿùè íå òàêèå ìÿãêèå êàê íàì êàæåòñÿ.
Äàëåå ñäåëàëè óêîë îáåçáîëèâàþùåãî âíóòðèìûøå÷íî. Ñëåäóþùèå ñóòêè ïðèäåòñÿ õîäèòü ñ ïîâÿçêîé ïîä íîñîì è ìåíÿòü åå ïî ìåðå ïðîïèòûâàíèÿ êðîâüþ è ëèìôîé. ß çà ñóòêè ïîìåíÿë 8-9 øòóêè, ñíà÷àëà êàæäûé ÷àñ èëè äàæå ÷àùå,ïîòîì âñå ðåæå. Âîò çäåñü è ïîíàäîáÿòñÿ òðóáî÷êè äëÿ âîäû, ïîòîìó êàê ïîâÿçêà ìåøàåò ïîäíåñòè êðóæêó. Íîñ çàëîæåí ïîëíîñòüþ, íå îáðàùàéòå âíèìàíèÿ, ïåéòå êàê îáû÷íî, òàì âñå ïðèæàòî ïëîòíî è íèêóäà íå îòîðâåòñÿ íå îòâàëèòñÿ, íå îòîðâåòñÿ. Åäèíñòâåííîå íå ñòîèò ÷èõàòü, à åñëè è ïðèñïè÷èò, òî ïîñòàðàéòåñü íå ÷èõàòü íîñîì è äåðæèòå ïîâÿçêó ïîêðåï÷å, ÷òîáû òàìïîíû íå âûëåòåëè. Èíòåðåñíåå îáñòîèò äåëî ñ åäîé. Ìíå ñäåëàëè îïåðàöèþ óòðîì, äî ýòîãî ÿ óñïåë ïîçàâòðàêàòü, ïîòîì ïèë âîäè÷êó äî îáåäà, à íà îáåä ðåøèë âñå òàêè ïîéòè, è íå çðÿ. Åñòü êîíå÷íî ñ ïîâÿçêîé íåðåàëüíî – íå âèäíî êóäà ñóâàòü ëîæêó, ïëþñ îíà ñîäåðæèìûì öåïëÿåòñÿ çà ïîâÿçêó. Ïîýòîìó áûëî ðåøåíî åñòü â ïàëàòå ïåðåä çåðêàëîì, åñëè åãî òàì íå áóäåò – ïîïðîñèòå íà âðåìÿ ó ñåñòåð èëè ïàöèåíòîâ, îíî âàì ïîíàäîáèòñÿ ïàðó ðàç çà äåíü. Âîò ïåðåä çåðêàëîì äðóãîå äåëî – âñå ïîïàäàåò è íè÷åãî íå êàïàåò ìèìî. Ñîâåòóþ.
Âå÷åðîì è ñëåäóþùèì óòðîì – óêîë îáåçáîëèâàþùåãî. Äàëåå äíÿ 3 ïàðàöåòàìîë 3 ðàçà â äåíü. Óòðîì ñíÿëè ïîâÿçêó, âûòàùèëè òàìïîíû, íî îäíîãî íå íàøëè(!!!). “Òû åãî ñúåë ÷òîëè?” – ñïðîñèë äîêòîð. Íåò, íå ïîìíþ òàêîãî. Ðàçðåøèë ïðîìàêèâàòü âûäåëåíèÿ, íî íå ñìîðêàòüñÿ! Òàê ÿ è õîäèë åùå äåíü ñ ïîäòåêàþùåé êðîâüþ, çäåñü è ïîìîãëè áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíåå, ÷åì ïëàòîê, êîòîðûé ñî âðåìåíåì âåñü â êðîâè è ê òîìó æå áîëåå æåñòêèé è íàòèðàåò íîçäðè. Åñòü ñòàëî ëåã÷å, ïèòü òîæå, íî ïî ïðåæíåìó âñå çàëîæåíî. Íå ïîêèäàåò îùóùåíèå, ÷òî ÷óâñòâóþ êàêîé-òî çàïàõ íîñîì íàïîäîáèå àíòèñåïòèêà áîëüíè÷íîãî, êàê â îïåðàöèîííîé…
Íà ñëåäóþùèé äåíü ðàçðåøèëè ñìîðêàòüñÿ ïî-íåìíîãó. Ïîøåë äîâîëüíûé ïîñëå îñìîòðà â ïàëàòó øìûãàÿ â ñåáÿ è ÷óâñòâóþ – ÷òî-òî ëåçåò èç íîñà â ãîðëî, ïðè÷åì çíàòíûõ ðàçìåðîâ. Êîå-êàê íà ãëàçàõ äðóãèõ ïàöèåíòîâ â êîðèäîðå âûñìàðêèâàþ ÷åðåç ðîò çäîðîâåííûé òàìïîí ðàçìåðîì ñ óêàçàòåëüíûé ïàëåö, ðàäîñòíûé çàâîðà÷èâàþ â ïëàòîê è ðàçâîðà÷èâàþñü â ïðîöåäóðêó îòêóäà òîëüêî ÷òî âûøåë – âîò, ãîâîðþ! Íàøåëñÿ òàìïîí! È óëûáêà äóðàöêàÿ. Àãà, ìîëîäåö, âîçüìè ñ ïîëêè ïèðîæîê. Âñåòàêè íå ìåðåùèëñÿ ìíå çàïàõ àíòèñåïòèêà èëè ÷åãî-òî ïîõîæåãî. Òàêîå áûâàåò, òàìïîí ïðîâàëèëñÿ ïîãëóáæå â íîçäðþ, ýòî íåñòðàøíî, êàê ìåíÿ çàâåðèëè.
Íó à äàëüøå îáû÷íîå áîëüíè÷íîå ëåæàíèå, ñ ïðîöåäóðàìè â âèäå êàïåëü 3 ðàçà â äåíü è îñìîòðîâ, îòåê ñïàäàåò è äûøàòü âñå ëó÷øå è ëó÷øå.
ÁÎËÈ ÍÅÒ ÑÎÂÑÅÌ! Ýòî äëÿ òåõ, êòî áîèòñÿ áîëè. ÍÅìíîãî íåïðèÿòíî îòõîäèò àíåñòåçèÿ êîãäà çóáû îòïóñêàåò, ëîìèò êàê-òî ñòðàííîâàòî, êàæåòñÿ, ÷òî èãîëêè òîð÷àò îò âåðõíåé ãóáû äî ñàìîãî ãîðëà. Íî ýòî ïðîõîäèò â ïåðâûå ïîëäíÿ.
Ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè ÿ ñêàçàë æåíå – ïèêàáóøíèêè íàãëî âðóò, ÷òî íåñòðàøíî è ñäåëàëè áû ðàíüøå, åñëè áû çíàëè,÷òî òàê. Ñïóñòÿ óæå 4 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ÿ ïîìåíÿë ñâîå ìíåíèå è ñîãëàñåí ñ îòïèñàâøèìèñÿ ïèêàáóøíèêàìè – çíàë áû – ñäåëàë ðàíüøå. Ñòðàøíî ëè? Íå òî ñëîâî! Íî óñïîêîèòåëüíîå äåëàåò ñâîå äåëî, àíåñòåçèÿ âñå ìàñêèðóåò. Îáùèé íàðêîç? Îíî âàì íàäî? Îò íåãî îòõîäèòü 50/50, êòî-òî î÷åíü ëåãêî è áûñòðî, à êòî-òî çàâèñàåò íà +2 äíÿ îòõîäíÿêîâ. Åñëè î÷åíü ñòðàøíî – íå îòêðûâàéòå ãëàçà íà îïåðàöèè, ìíå, íàïðèìåð, î÷åíü íå õîòåëîñü äàæå ñëó÷àéíî óâèäåòü ÷òî-òî, ÷òî áóäåò ïîòîì ñíèòüñÿ ïîëãîäà, íàïîäîáèå êóñêà õðÿùà â ùèïöàõ èëè êîñòè, èëè êðîâàâîãî èíñòðóìåíòà. Êðîâè, êñòàòè, êàê ìíå ïîêàçàëîñü, íåìíîãî.
Èñïðàâëåíèå íîñîâîé ïåðåãîðîäêè, êñòàòè, îäíà èç ñàìûé ÷àñòûõ îïåðàöèé â ïðàêòèêå îïåðèðóþùåãî ËÎÐ âðà÷à. Òàê ÷òî âûáèðàéòå âðà÷à, êîòîðûé äàâíî îïåðèðóåò, êîòîðîãî õâàëÿò. Ïóñòü îí áóäåò íåìíîãîñëîâåí, ñåðüåçåí è íåîáùèòåëåí, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû – íà êàæäîãî âðåìÿ òðàòèòü, áåñåäîâàòü ïî äóøàì, ðàáîòû ó íèõ è òàê õâàòàåò. Ãëàâíîå, ÷òîáû ïðàâèëüíî ïîðåçàëè, à ïîãîâîðèòü ìîæíî è â äðóãîé ðàç.
 îáùåì äåëàéòå, åñëè ãîâîðÿò, ÷òî íàäî, è ÷åì â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå, òåì áûñòðåå âñå çàðàñòåò è çàáóäåòñÿ. Îíî òîãî ñòîèò.
Âñåì çäîðîâüÿ è äîáðà!
Источник