После перелома носа не чувствую запахи

После перелома носа не чувствую запахи thumbnail
Поделиться с друзьями

Отсутствие возможности чувствовать запахи врачи называют аносмией. Это нарушение может указывать на серьезные заболевания и в значительной мере снижать качество жизни человека.

Одной из опасностей аносмии является то, что при попадании в нос вредных веществ у человека не возникает естественной защитной реакции организма в виде чихания. Это приводит к тому, что токсины проникают дальше и наносят серьезный ущерб здоровью. Чтобы выяснить причину потери обоняния, нужно посетить специалиста.

Содержание:

  • Описание заболевания
  • Виды заболевания
  • Причины отсутствия обоняния
  • Анатомические изменения полости носа
  • Симптомы отсутствия обояния
  • Диагностика аносмии и гипосмии
  • К какому врачу обратиться?
  • Как восстановить обоняние?
  • Когда потеря обоняния становится поводом для проведения операции
  • Профилактика

Описание заболевания

Описание заболевания

Отсутствие обоняния – это проблема, которая отражается на состоянии организма в целом. Так, приятные ароматы пищи стимулируют активизацию работы органов ЖКТ, запускают выработку желудочного сока. Если человек не чувствует запаха блюд, то страдает пищеварительная система в целом.

При аносмии рецепторы носа перестают отзываться на воздействие раздражителей. Головной мозг не получает импульсы и не распознает запахи. Когда проблема кроется в заболеваниях ЦНС, то рецепторы, напротив, сигналы в мозг отправляют, но он воспринимать их отказывается. Третий механизм реализации аносмии сводится к тому, что рецепторы носа запахи распознают, отправляют их в головной мозг, но на подходе к нему они блокируются.

Виды заболевания

Виды заболевания

Существует несколько видов нарушения обоняния:

  • Гипосмия. В этом случае обоняние сохранено, но оно очень слабое. Человек имеет возможность распознавать только некоторые запахи.

  • Гиперсомния. В этом случае обоняние будет обостренным.

  • Какосмия. При этом виде нарушения человек приятные запахи считает неприятными.

  • Аносмия. Это нарушение характеризуется полной утратой обоняния. Развивается патология на фоне ОРВИ или после перенесенного инсульта.

У человека с нарушением обонятельной функции страдает качество жизни в целом. Это приводит к тому, что он становится раздражительным, может впасть в депрессию.

Полная или частичная потеря обоняния может быть как врожденной, так и приобретенной. Если нарушение возникает у человека с момента его появления на свет, то причина сводится к недоразвитию органов дыхания. Чаще всего у младенца будут диагностированы и другие патологии черепа и носа.

Приобретенная аносмия может развиваться из-за поражения ЦНС, либо после оказания отрицательного влияния на область носа.

Причины отсутствия обоняния

Причины отсутствия обоняния

Причины периферической аносмии могут быть следующими:

  • Респираторные причины. Человек вдыхает воздух с ароматическими молекулами, но рецепторов носа они не достигают. Подобная ситуация наблюдается у людей с гипертрофией тканей носовых полостей, с искривлением носовых перегородок, с полипами и аденоидами. В целом, любые новообразования, растущие в полости носа способны приводить к нарушению обоняния.

  • Функциональные причины. К ним относят инфекционный и аллергический ринит. Человек не чувствует запахи из-за отечности слизистых оболочек носа. Иногда подобная ситуация развивается у людей, страдающих истерией или неврозом. После лечения обоняние полностью восстанавливается.

  • Старение организма. Запахи ощущаются пожилыми людьми хуже, так как у них происходит постепенная атрофия слизистых оболочек носа. Поэтому большинство пациентов в возрасте жалуются врачам на сухость в носу.

  • Патологии анализатора обоняния (эссенциальная аносмия). Причины ее развития: ожог носоглотки, атрофия эпителия слизистой носа, воспаление слизистых оболочек, интоксикация организма.

На периферическую аносмию указывает одновременное ухудшение или исчезновение не только обоняния, но и вкуса.

Центральная аносмия может развиваться на фоне следующих заболеваний:

  • Нарушение мозгового кровообращения.

  • Полученная ЧМТ.

  • Энцефаломиелит.

  • Менингит.

  • Арахноидит.

  • Болезнь Альцгеймера.

  • Этмоидит.

Когда аносмия развивается из-за нарушений в работе корковых центров обоняния, то запах человек чувствует, но понять его природу не может.

Почему пропадает обоняние при насморке?

Почему пропадает обоняние

Вирусная инфекция. Обоняние всегда снижается у людей с респираторной инфекцией. К ее симптомам относят насморк, чихание, зуд и заложенность носа.

Причины ухудшения обоняния:

  • Слизь обволакивает стенки носа и не позволяет им нормально контактировать с воздухом.

  • Вирусы сами по себе способны блокировать работу рецепторов носа.

Гайморит. Это заболевание проявляется воспалением слизистых оболочек носовых пазух. Чаще всего оно развивается на фоне недолеченной простуды. У человека повышается температура тела, нос остается заложенным, возникают сильные головные боли. Если вовремя не начать лечение, то размножение бактерий приведет к развитию гнойного процесса. Бактерии оказывают разрушающее действие на эпителий, в котором располагаются обонятельные рецепторы, поэтому человек перестает ощущать запахи.

Передозировка назальных капель. Использовать сосудосуживающие капли чаще 4 раз в день не рекомендуется. Интервал между их введением в носовые ходы должен составлять не менее 4 часов. Это правило справедливо для острой стадии болезни. Однако далеко не все люди с насморком придерживаются данной рекомендации. Частое использование назальных капель приводит к тому, что мышечный слой сосудов носа перестает нормально работать, ухудшается питание тканей и человек утрачивает обоняние.

Гормональные нарушения. Иногда причиной нарушения обоняния становятся гормональные колебания в организме. Аносмия может развиваться во время беременности, месячных, а также при приеме оральных контрацептивов. После стабилизации гормонального фона все приходит в норму.

Аллергия. При развитии аллергического ринита у человека пропадает обоняние. Это явление носит временный характер и после того как симптомы аллергии удастся купировать, возможность распознавать запахи вернется. Чтобы справиться с аллергической реакцией, потребуется прием антигистаминных препаратов.

Анатомические изменения полости носа

Разрастание полипов

Обоняние может значительно ухудшаться или вовсе пропадать при таких нарушениях, как:

  • Разрастание полипов или аденоидов.

  • Искривление носовой перегородки.

  • Опухолевые новообразования.

  • Гипертрофия раковин носа.

Чтобы привести обоняние в норму, нужно устранить имеющиеся дефекты. Чаще всего таким пациентам требуется помощь хирурга.

Яды и химикаты. Проблемы с обонянием возникают у лиц, которые вынуждены в силу профессиональных обязанностей контактировать с токсическими веществами. К таковым относят: лакокрасочные изделия, продукты нефтяной отрасли, кислотные пары и пр. Работа на вредных производствах грозит полной утратой обоняния.

Симптомы отсутствия обоняния

Симптомы отсутствия обоняния

Симптомы аносмии чаще всего выражены слабо. Нередко люди вовсе игнорируют их, считая нарушение обоняния чем-то незначительным и не требующим внимания. Во многом симптомы патологии зависят от причины, которая спровоцировала ее развитие. Основные проявления нарушения можно выделить следующие:

  • Затрудненное носовое дыхание, отек слизистых оболочек, выделение секрета из носовых ходов. Эти симптомы указывают на ринит.

  • Если нарушение обоняния развивается после недавно перенесенного ОРВИ или простуды, то это указывает на так называемую эссенциальную аносмию. Характеризуется нарушение заменой обонятельного эпителия на дыхательный.

  • Если человек запахи чувствует, но не может верифицировать их, то с высокой долей вероятности причина кроется в нарушениях в работе ЦНС.

  • Временная потеря обоняния наблюдается при травме. Иногда полученные повреждения носовых структур приводят к искажению обоняния.

  • Сухость носовых ходов, появление в них корок и ослабление обоняния указывает на атрофические процессы. Часто такая проблема возникает у людей пожилого возраста.

Читайте также:  Массаж и гимнастика после перелома

При ухудшении обонятельной функции носа нужно обращать внимание не только на самочувствие человека, но и на перенесенные в недавнем времени патологии.

Диагностика аносмии и гипосмии

Диагностика аносмии и гипосмии

Чтобы точно выяснить причину ухудшения обоняния нужно обратиться к доктору. Для начала врач проведет тестирование, направленное на распознавание запахов и вкусов пациентом. Для этого он будет предлагать ему понюхать различные вещества, которые имеют яркий аромат.

Для установления причины нарушения может потребоваться тщательная проверка носовой полости, уточнение информации о перенесенных травмах носа, о заболеваниях аллергической и инфекционной природ. Иногда необходимо исследовать состояние нервной ткани, отвечающей за иннервацию челюстно-лицевых мышц и органов дыхания.

К прочим диагностическим методикам относят:

  • Ольфактометрия. Проводят процедуру с применением специального прибора, который называется ольфактометр Цваардемакера. Исследование позволяет определить порог чувствительности обонятельных рецепторов и их способность к распознаванию запахов.

  • Риноскопия. Эта процедура направлена на оценку состояния носовых полостей, перегородки носа и слизистых оболочек органа. Проводится диагностика с использованием риноскопа.

  • Анализ слизи из носа. Иногда причиной нарушения обоняния становится хроническая инфекция. Ее возбудителя удастся выявить с помощью проведенного исследования.

  • МРТ головного мозга. Делается при подозрении на тяжелую патологию, врач получает возможность визуализировать изменения, которые происходят в его долях. В первую очередь специалиста интересует лобная доля головного мозга. Если обнаруживается нарушение, то пациента направляют на консультацию к невропатологу или нейрохирургу.

  • КТ носовой полости. Это исследование дает возможность визуализировать новообразования и уточнить их природу.

После установления причины нарушения обоняния больному назначают лечение.

К какому врачу обратиться?

При нарушении обоняния нужно обратиться к отоларингологу. Этот врач опросит пациента, выполнит его внешний осмотр, назначит необходимые анализы. После интерпретации полученных данных специалист назначит лечение. Если патология скрывается в нарушении работы головного мозга, то больного направляют на консультацию к невропатологу и нейрохирургу.

Как восстановить обоняние?

Как восстановить обоняние

Если человек в течение долгого времени не чувствует запахи и не знает причины нарушения, то необходимо отправиться на прием к отоларингологу. Самостоятельно пытаться справиться с проблемой не следует. Восстановить обоняние поможет только врач.

Основные направления лечения:

  • Устранение влияния токсинов на организм. Коррекция образа жизни с отказом от курения, от употребления спиртных напитков и пр.

  • Прием препаратов, которые позволяют справиться с имеющейся патологией.

  • Физиотерапевтическое лечение.

  • Хирургическое лечение.

Лечение лекарствами

Право выбора конкретного лекарственного средства остается за врачом.

Чаще всего назначают такие препараты, как:

  • Средства для промывания носа. Они могут быть представлены морской водой или физиологическим раствором. К ним относятся: Аква Марис, Аквалор, Рино стоп (подробнее: как и чем промывать нос?).

  • Сосудосуживающие препараты, среди которых: Виброцил, Африн, Ринорус, Нафтизин, Галазолин, Назол, Називин. Эти препараты позволяют уменьшить степень выраженности отека и избавиться от заложенности носа.

  • Препараты для купирования симптомов аллергии, например, Кромогексал, Алерон, Супрастин, Лоратадин, Зодак, Эдем, Цетрин (подробнее об антигистаминных препаратах 1, 2 и 3 поколения).

  • Антибиотики, противовирусные и противогрибковые средства. Конкретный препарат подбирают в зависимости от типа возбудителя инфекции.

При наличии у больного патологии, связанной с ЦНС, препараты подбирает невролог в индивидуальном порядке.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапевтическое лечение сводится к реализации следующих методов:

  • УВЧ-терапия.

  • Дарсонваль-терапия.

  • Электрофорез с Димедролом.

  • Лечение лазером.

  • Магнитотерапия.

  • Ингаляции со стероидными гормонами.

Когда потеря обоняния становится поводом для проведения операции

Избавиться от полипов в носу можно только оперативным путем. Аналогичным образом лечат любые другие новообразования. Если была диагностирована злокачественная опухоль, то пациенту кроме операции показано прохождение курса лучевой или химиотерапии. Даже в этом случае врачи не могут гарантировать полноценного восстановления обоняния.

К помощи хирурга потребуется прибегнуть пациентам с искривленной перегородкой носа. После ее исправления возможность ощущать запахи к больному возвращается.

Аносмия центрального генеза, спровоцированная опухолевыми новообразованиями, требует проведения операции, химиотерапии и лучевой терапии. Если болезнь диагностирована на последней стадии развития, то лечение сводится к устранению патологических симптомов и улучшению качества жизни больного. При этом обоняние вернуть человеку уже не удастся.

В комплексную схему терапии входит лечение препаратами цинка. Если в организме не хватает этого микроэлемента, то обоняние у человека ухудшается. Также это касается витамина А. Его дефицит приводит к атрофии слизистого эпителия носовой полости.

Профилактика

Профилактика

Чтобы не допустить потери обоняния, нужно избегать инфекционных заболеваний. Важно поддерживать в норме работу нервной и иммунной системы.

Основные рекомендации специалистов:

  • Поддержание стабильного эмоционального фона, избегание стрессовых и конфликтных ситуаций.

  • Приверженность режиму дня.

  • Соблюдение принципов правильного питания.

  • Прием витаминов.

  • Выполнение качественной и регулярной гигиены носа.

  • Увлажнение слизистых оболочек солевыми растворами и натуральными маслами (персиковым или миндальным).

  • Контроль влажности воздуха в помещении, регулярные проветривания.

  • Выполнение ежедневной влажной уборки.

  • Отказ от посещения мест со значительным скоплением людей. Особенно актуальна эта рекомендация в период массовых вспышек инфекций.

После перелома носа не чувствую запахи

Автор статьи: Лазарев Олег Владимирович | ЛОР

Образование: В 2009 году получен диплом по специальности «Лечебное дело», в Петрозаводском государственном университете. После прохождения в интернатуры в Мурманской областной клинической больницы получен диплом по специальности «Оториноларингология» (2010 г.)

Наши авторы

Источник

Âîò è ìåíÿ íàêîíåö “îòïóñòèëî” îò ïåðåæèòîãî è ðåøèë íàïèñàòü ñâîé ïåðâûé äëèííîïîñò êàê ìíå ðîâíÿëè íîñîâóþ ïåðåãîðîäêó. Îãîâîðþñü ñðàçó, ÷òî ïðîáëåìû ÿ îñîáî íå îùóùàë äî ïðèìåðíî 30 ëåò. Âî ñíå ïðåèìóùåñòâåííî ñòàë äûøàòü ðòîì, ïîòîìó êàê íîñîì íå õâàòàëî âîçäóõà. Ïðîñòî íàâåðíîå ïðèâûê óæå, ÷òî îäíà íîçäðÿ äûøèò ÷óòü õóæå, à âòîðàÿ âñåãäà íîðìàëüíî.  þíîñòè áûëî ïîôèã,  âðà÷è íàñòîé÷èâî íè÷åãî íå ñîâåòîâàëè, à ìîëîäîé îðãàíèçì ñïðàâëÿëñÿ êàê-òî â ïîëíîçäðè. È âîò, â 33 ðåøèë,÷òî ïîðà áðàòüñÿ çà ñâîå çäîðîâüå è ïîñëå î÷åðåäíîãî ïîõîäà ê ëîðó, ïî ïîâîäó õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà, ïåðèîäè÷åñêîãî õðàïà, â î÷åðåäíîé ðàç ïðè ïåðâîì æå îñìîòðå óñëûøàë óæå çíàêîìîå “ïåðåãîðîäî÷êà êðèâàÿ, çíàåòå? Íàäî ïîðîâíÿòü.” ß ðåøèë,÷òî õâàòèò ýòî òåðïåòü è ïîøåë ê ëîðó ïîëó÷øå. Ìíå ýòî ïîêàçàëîñü íîðìàëüíûì ðåøåíèåì. Ê òîìó æå ïåðâàÿ íå î÷åíü ìíå ïîíðàâèëàñü êàê âðà÷, íî íå ñóòü. Ê òîìó æå ìíå îçâó÷èëè, ÷òî êðèâàÿ ïåðåãîðîäêó è êàê ñëåäñòâèå – êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå, õîòü è ïåðèîäè÷åñêè, íî íè÷åãî õîðîøåãî íå íåñåò, à òàêæå ïëîõîå íîñîâîå äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ÷àñòûõ ñèíóñèòîâ,  ðèíèòîâ, è äàæå èìåþùåãîñÿ ó ìåíÿ òîíçèëëèòà. Äðóãîé âðà÷ îçâó÷èë ìíå âñå ñëîâî â ñëîâî, ìíå ïðîëå÷èëè òîíçèëëèò è ÿ ïîøåë äîâîëüíûé äîìîé, à ìûñëè î ïåðåãîðîäêè íà÷àëè ìåíÿ ïîñåùàòü âñå ÷àùå. Çàëåç íà ïèêàáó è ïî÷èòàë “îò÷åòû” #íîñîâàÿïåðåãîðîäêà, óæàñíóëñÿ, çàêðûë ñ ìûñëüþ – íó íàôèã. Íî ÷åðåç ìåñÿö ñóïðóãà ñêàçàëà – ñêîëüêî ìîæíî õðàïåòü!? ß îñìåëåë è ïîøåë íà ãîñóñëóãè, çàòåì â ïîëèêëèíèêó ê ëîðó. Çàðàíåå îãîâîðþñü, ÷òî âñå ìåðîïðèÿòèå ñòîèëî ìíå 0ð., òîåñòü ïî ÎÌÑ. Ñòîèìîñòü òàêîé îïåðàöèè â íàøåì ðåãèîíå – îò 40 äî 60ê ðóáëåé, òîëüêî ó÷òèòå, ÷òî âàñ âûãîíÿò íà 3è ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè, à ìîæåò è ðàíüøå. Ñ îäíîé ñòîðîíû åñëè íåò âðåìåíè è íà óëèöå òåïëî, òî ýòî íå èìååò çíà÷åíèÿ, íî ÿ äåëàë ïî õîëîäó è ïîäöåïèòü âîñïàëåíèå íå õîòåëîñü, ïîýòîìó âàðèàíò ñ îïåðàöèåé ïî ÎÌÑ è ñòàöèîíàð 7 äíåé ìåíÿ âïîëíå óñòðàèâàë. Ê òîìó æå ÿ ïîïàë ïîä êàðàíòèí â áîëüíèöå è âûõîäèòü è âõîäèòü íå ðàçðåøàëè íèêîìó, ÷òî â öåëîì ïðàâèëüíî.

Читайте также:  Рука после перелома кости

Ïîëó÷èâ çàâåòíûé òàëîí íà ãîñóñëóãàõ, ïðèøåë ê íàçíà÷åííîìó âðåìåíè ê ïîëèêëèíèêó â êàáèíåò è äîæäàâøèñü âûçîâà ñ óäèâëåíèåì áûë ïîñëàí â ðåãèñòðàòóðó çà òàëîíîì è êàðòîé. Åñëè âàì òàêîå áóäóò íàâÿçûâàòü – íèêóäà íå èäèòå, óïèðàéòåñü ðîãîì – êàðòà äîëæíà áûòü â êàáèíåòå âðà÷à ê âàøåìó ïðèõîäó. Ïðîñòî ðàáîòíèêè ðåãèñòðàòóðû íå õîòÿò íîñèòü ãîñóñëóãîâñêèå äîêóìåíòû, ïî÷åìó-òî. Íà ìîå âòîðîå ïîñåùåíèå âñå óæå áûëî ó âðà÷à, ïîýòîìó íå ïðîãèáàéòåñü åñëè âàñ ïîøëþò.

Ìíå âûïèñàëè ñòàíäàðòíûé íàáîð àíàëèçîâ íà ãîñïèòàëèçàöèþ(êðîâü âåíà,ïàëåö,âè÷è,ñèôèëèñ,ìî÷à,êàë) è îòïðàâèëè ñäàâàòü. Ñ 2019 ãîäà ñòàëè òðåáîâàòü äîïîëíèòåëüíûé àíàëèç íà ÈÔÀ àíòèòåëà, ýòî ðàçíîâèäíîñòü àíàëèçà ñèôèëèñà è ïîäîáíûõ èíôåêöèé, òàê ÷òî åñëè âàì íå âûïèñàëè – óòî÷íèòå, ÷òîáû íå áåãàòü ïîòîì â ñðî÷íîì ïîðÿäêå, äåëàþò åãî 3 ðàá äíÿ. Ïîòðàòèâ ÷àñ ðàííåãî óòðà ðàáî÷åãî äíÿ è îïîçäàâ íà ðàáîòó, ïîëó÷èëîñü âñå ñäàòü. Îñòàâàëîñü æäàòü ðåçóëüòàòû è òîïàòü çà íàïðàâëåíèåì íà îïåðàöèþ.

×åðåç 3-5 äíåé ïðèøåë ê ËÎÐó, çàáðàë íàïðàâëåíèå è íà÷àëèñü ñîìíåíèÿ… Âðîäå è òàê íîðìàëüíî íîñ äûøèò, âðîäå è íå íàäî, ìîæåò íó åå ýòó îïåðàöèþ, äðóãèå âîí æèâóò æå, è ïðî÷åå, ïðî÷åå…

Ñîâåò! Íå ÷èòàéòå â èíòåðíåòå ïðî òî êàê èìåííî èäåò îïåðàöèÿ, òî÷íåå íå ñìîòðèòå êàðòèíêè. Òåêñò åùå áîëåå ìåíåå ïîëåçåí, ÷òîáû çíàòü ÷òî òåáÿ æäåò è íå áîÿòüñÿ òàê ñèëüíî íåèçâåñòíîñòè, íî êàðòèíêè ñìîòðåòü íå ñîâåòóþ, ýòî æåñòü. Êàê ÿ óæå ãîâîðèë âûøå – ÿ ïðî÷èòàë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó è íåìíîãî óñïîêîèëñÿ, ÷òî â ïðèíöèïå íå ñìåðòåëüíî, åäèíñòâåííîå íàïðÿãàëè íåêîòîðûå ìîìåíòû, ãäå ëþäè ãîâîðèëè,÷òî ëó÷øå äåëàòü ïîä îáùèì íàðêîçîì, à íå ìåñòíûì. Ïðàâäà âîçíèêàåò âîïðîñ – êàê îíè ìîãóò ñðàâíèòü ÷òî ëó÷øå, ÷òî õóæå, åñëè îïåðàöèþ äåëàëè èì îäèí ðàç?

Íàñòàë ÷àñ Õý è ÿ ñ çàâåòíûì íàïðàâëåíèåì ïîøåë ê îïåðèðóþùåìó ËÎÐó, êîòîðîãî âñå â ãîðîäå õâàëèëè çà ïðîôåññèîíàëèçì. Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ(áåç èíñòðóìåíòîâ), ïîñìîòðåë àíàëèçû è ñêàçàë, ÷òî íóæíî òîò ñàìûé ÈÔÀ, ñäåëàåøü – ïðèõîäè íà ãîñïèòàëèçàöèþ. Òàê ÿ ïîòåðÿë åùå íåäåëþ, ñ ó÷åòîì ñäà÷è íà ñëàäóþùèé äåíü è îæèäàíèÿ 2-3 äíÿ. Ïðèäÿ â ñëåäóþùèé ðàç ìåíÿ íàêîíåö-òî ïîñìîòðåëè ñ “íîçäðåðàñøèðèòåëÿìè”(ïî÷èñòèòå íîñ îò ñîïëåé, ÷òîáû íå áûëî ñòûäíî), åñòåñòâåííî íàäî áûòü çäîðîâûì, à íå â îñòðîé ñòàäèè ñèíóñèòà, ðèíèòà è òä, ñ âîñïàëåíèåì âñå áóäåò ãîðàçäî äîëüøå è ñëîæíåå, åñëè âîîáùå âîçüìóò, à íå îòïðàâÿò íà ëå÷åíèå. Óòî÷íèâ ó äîêòîðà ïðî òèï íàðêîçà è ïîëó÷èâ îòâåò – “ìåñòíûé êîíå÷íî, çà÷åì òóò îáùèé?”, çàòðÿñëèñü êîëåíêè â “ïðåäâêóøåíèè” ýêçåêóöèè, íî ñïîêîéñòâèå è ñåðüåçíîñòü âðà÷à âíóøàëè äîâåðèå è íåìíîãî óñïîêîèëè. Âñå òàêè åìó âèäíåå. Ñðàçó ñêàæó, ÷òî, âîçìîæíî, íå ñòîèò æäàòü îòíîøåíèÿ ê ñåáå êàê ê îñîáîìó ïàöèåíòó, ñêîðåå âñåãî âû ïîëó÷èòå îòíîøåíèå êàê íà êîíâåéåðå, ýòî íîðìàëüíî, òàêèå îïåðàöèè îíè äåëàþò ïî 3-6 â íåäåëþ, à èíîãäà è áîëüøå. Ïîçàäàâàë ãëóïûå âîïðîñû âðà÷ó ïî òèïó – áóäåò ëè ÷òî-òî âèäíî ñíàðóæè, èçìåíèòñÿ ëè îáîíÿíèå, áîëüíî ëè ýòî, ïîëó÷èâ ñóõèå îòâåòû âðîäå íåò,íåò,íåò, íå âîëíóéñÿ, ïîøåë â ïàëàòó.

Îñòàâøóþñÿ ÷àñòü äíÿ(òî÷íåå ïî÷òè âåñü äåíü) çàíèìàåòåñü íè÷åãîíåäåëàíèåì, ñîâåòóþ ïîçàáîòèòüñÿ îá ýòîì. Ñïèñîê âåùåé êîòîðûå íóæíû îáÿçàòåëüíî, ïîìèìî ñìåííî îäåæäû è îáóâè:

-ìûëüíî-ðûëüíûå ïðèíàäëåæíîñòè

-êðóæêà

-òåëåôîí ñ çàðÿäêîé(âîçüìèòå äëèííûé êàáåëü, òàê êàê çàíÿòüñÿ íå÷åì è òåëåôîí ñàäèòñÿ áûñòðî, à ðîçåòêè îáû÷íî äàëåêî/âûñîêî), ëèáî íåáîëüøîé óäëèííèòåëü

-òðóáî÷êè äëÿ ïèòüÿ âîäû, ëó÷øå äëèííûå, íåñêîëüêî øòóê, äàëüøå áóäåò ïîíÿòíî

-íîñîâûå ïëàòêè øòóêè 3

-áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíî â êîðîáêàõ, õâàòèò îäíîé êîðîáêè â 150-200øò.

-ðàçâëå÷åíèÿ íà ñâîé âêóñ (êàðòû, êíèãè, íîóò ñ ôèëüìàìè/èíòåðíåòîì, âÿçàíèå, âàëÿíèå, âûøèâàíèå è òä)

Âå÷åðîì ñäåëàþò óêîë, ïðåäïîëîæèòåëüíî óñïîêîèòåëüíûé. Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ îñìîòð âðà÷îì, çàêàïûâàíèå êàïåëü ïðåäïîëîæèòåëüíî ñîñóäîñóæèâàþùèõ(ïî÷èñòèòå îò ñîïëåé), è ôðàçà äîêòîðà – äàëåêî íå óõîäè, ùàñ ïîéäåøü. ß çà âñþ ñâîþ æèçíü íè ðàçó íå áûë â îïåðàöèîííûõ è äàæå ó ñòîìàòîëîãà, ïîýòîìó çàðàíåå ïðåäóïðåäèë ÷òî åñòü ëè ó ìåíÿ ðåàêöèÿ íà ëèäîêàèí – íå çíàþ, ïîýòîìó åñëè âàñ íå ñïðîñÿò – óòî÷íèòå ñàìè, èíà÷å ýòî ìîæåò áûòü ôàòàëüíî è ïîòîì íå áóäåò èìåòü çíà÷åíèÿ êòî çàáûë ñïðîñèòü âû èëè âðà÷. Íà ýòî ìåäñåñòðà ñêàçàëà – õîðîøî, ýòî íå ïðîáëåìà, ñäåëàåì àíåñòåçèþ íå íà ëèäîêàèíå(çíàþùèå – ïîïðàâüòå). Ñêàçàëè ðàçäåòüñÿ ïî ïîÿñ ñâåðõó è ïðèãëàñèëè â îïåðàöèîííóþ. Äëÿ òåõ êòî òàì áûë ðàíüøå – çíàåòå ñàìè, ìîæíî ïðîïóñòèòü àáçàö.

Ñ ó÷åòîì òîãî,÷òî âåñíà, à îòîïëåíèå åùå íå îòêëþ÷èëè, áûëî íåìíîãî òåïëåå, ÷åì ÿ äóìàë, ëàìïû íàä ñòîëîì ïîòóøåíû è îáñòàíîâêà íåìíîãî õîððîðîâàÿ. Ïðîõîäèòå, ëîæèòåñü, â ñòîðîíêå õèðóðã ñ îïóùåííûì çàáðàëîì è ðóêàìè â ïåð÷àòêàõ êâåðõó.

“ß êîíå÷íî âèäó íå ïîäàë..”(ñ)(Ñåêòîð ãàçà – Ñòðàõ). Ïðîøåë, ëåã, íå çíàåøü êóäà äåòü ðóêè, òî ëè äåðæàòüñÿ, òî ëè íåò, òåïåðü òî÷íî ñêàæó – äåðæàòüñÿ! çà êðàÿ ñòîëà. Íå âàæíî çà ÷òî, ëèøü áû ðóêè çàíÿòü. Äàëåå ïðîòåðëè ëèöî ñïèðòîì îáèëüíî, íàêðûëè ïðîñòûíåé, ïðîðåçàëè â íåé îòâåðñòèå äëÿ îïåðàöèîííîãî ïîëÿ, çäåñü ÿ çàêðûë ãëàçà è äàë ñåáå æåëåçíóþ óñòàíîâêó äî êîíöà îïåðàöèè èõ íå îòêðûâàòü. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ ïóãàëî, ÷òî ïðèäåòñÿ äîëáèòü êîñòü ìîëîòêîì è äîëîòîì, ÷òî â îïèñàííîì ïîñòå íà ïèêàáó áûëî âåðøèíîé áîëåâûõ îùóùåíèé, ïðè÷åì ñ àíåñòåçèåé. Íî áîÿòüñÿ ñèëüíî íå ñòîèò.

Âêîëîëè èçíóòðè íîçäðè àíåñòåçèþ, îùóùåíèå îíåìåíèÿ ðàñòåêëîñü ïî âñåìó íîñó çà 30-40 ñåêóíä, ïåðåòåêëî íà ãîðëî, âåðõíèå çóáû, à ïîçæå è íà íèæíèå ïåðåäíèå, ÷òî ïîêàçàëîñü ìíå ñòðàííûì. ×óâñòâî ãëîòàíèÿ ïðèòóïëÿåòñÿ, íî íóæíî ãëîòàòü êîãäà õî÷åòñÿ è äåëàòü ýòî êàê îáû÷íî, âñå íîðìàëüíî. äûøàòü âî âðåìÿ îïåðàöèè êîíå÷íî ðòîì, è ìîæíî íå ñòåñíÿòüñÿ â îáúåìàõ.

Читайте также:  Разработка коленного сустава после перелома надколенника

Äàëåå íà÷àëàñü æåñòü è ÿ íè ðàçó íå æàëåþ,÷òî íå îòêðûâàë ãëàçà. Íè÷åãî íå ÷óâñòâóåòñÿ, íî ñêðåæåò ñêàëüïåëÿ ïî êîæå (âíóòðè) à ïîòîì êàêèå-òî íåèñòîâûå àäîâûå ìàíèïóëÿöèè êàê ìíå ïîêàçàëîñü íå ìåíåå 4-6 èíñòðóìåíòàìè ïî õðÿùàì. Ïîõîæå ÷òî âàì âûñêðåáàþò íîçäâðè èçíóòðè äëÿ óâåëè÷åíèÿ èõ ïðîñâåòà êàê â … ÿáëîêå ëîæêîé, çâóêè ïðèìåðíî òàêèå æå, íî îäíî ðàäóåò – íè÷åãî íå áîëüíî. ß ïûòàëñÿ äàæå ÷òî-òî ãîâîðèòü, íî ýòî ñêîðåå äëÿ ñàìîïîääåðæêè. Äàëåå ôðàçà ìåíÿ ÷óòü íå âûðóáèëà ïðÿì òàì – ùàñ íåìíîæêî ïîñòó÷èì, ãîâîðèò äîâòîð è ïðîñèë Âàëå÷êó ïåðåäàòü åìó êàê ÿ óæå ñàì çíàþ è ÷åãî ÿ îñîáåííî áîÿëñÿ – ìîëîòîê è äîëîòî(ïîïðàâüòå çíàþùèå),íî âñå ïðîøëî íå òàê ñòðàøíî êàê ïðåäñòàâëÿëîñü – 2-3 óäàðà ñî ñëîâàìè – õîðîøî, åùå. È åäèíñòâåííûé ìîìåíò êîòîðûé äî ñèõ ïîð â ïàìÿòè – ýòî õðóñò êîñòè âíóòðè ãîëîâû, êîãäà ñêîëîòûé åå êóñîê îí âûòàñêèâàë ùèïöàìè è äîëàìûâàë, ïîõîæå íà çâóê êðîøàùèõñÿ ÷èïñîâ ïðÿìî â ãîëîâå, íî êîãäà ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî òâîÿ êîñòü – æóòêîâàòî. Ìîæíî êðè÷àòü, ÷òî ÿ è äåëàë, õîòÿ áîëè íå áûëî, à òîëüêî íåìíîãî íåïðèÿòíîå îùóùåíèå âðîäå ïîêàëûâàíèÿ îò õîëîäà ïðè âäûõàíèè íîñîì, ãäå-òî òàì â ãëóáèíå. Ïîòîì ìåíÿ ïîïðîñèëè ïîäûøàòü íîñîì, ïðîâåðèòü òàê ñêàçàòü, íà óäèâëåíèå(ìîå, íå äîêòîðà) äûøàòüñÿ ñòàëî âîîáùå áåç ñîïðîòèâëåíèÿ, ëó÷øå ÷åì ðòîì(ìîæåò ïîòîìó, ÷òî íîñà íåò íà ìåñòå – ïîäóìàë ÿ). Äàëåå ìíå íàñóâàëè òàìïîíîâ â íîñ, ñíà÷àëà ðåçèíîâûõ, ïîòîì ìàðëåâûõ, ñâåðõó ïîâÿçêà ïîä íîñ â âèäå áîëüøîé ìàðëåâîé áóëüáû è ðàçðåøèëè âñòàâàòü è èäòè, êàê èñöåëåííûì. ß âñòàë ,íî èäòè íå ïîëó÷èëîñü, òî ëè îò ñòðàõà, òî ëè åùå îò ÷åãî, íî ÿ ïîíÿë, ÷òî óïàäó è íå äîéäó, ïîòîìó ìåíÿ ïîâåçëè â ïàëàòó ïîä èçóìëåííûå âçîðû ïàöèåíòîâ. Âñÿ îïåðàöèÿ çàíÿëà 10-15 ìèíóò.

Îòëåæàâøèñü ïîë÷àñà ïîíèìàåøü, ÷òî íè÷åãî ñòðàøíîãî â ýòîé îïåðàöèè íåò, ïîòîìó êàê: íè÷åãî íå ÷óâñòâóåøü. Ñîâñåì. Êðîìå òîãî, ÷òî âî âðåìÿ ìàíèïóëÿöèé ïî ñîñêðåáàíèþ øèïîâ è ãðåáíåé â íîñó âðà÷ äåðæèò ãîëîâó è óïèðàåòñÿ â íåå òàê ñèëüíî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè îí íåìíîãî ïðîìàõíåòñÿ è èíñòðóìåíò ñîñêî÷èò – òî ñíåñåò ìíå ïîëãîëîâû. Ñèëó îí ïðèëàãàåò ñóùåñòâåííóþ, âèäèìî õðÿùè íå òàêèå ìÿãêèå êàê íàì êàæåòñÿ.

Äàëåå ñäåëàëè óêîë îáåçáîëèâàþùåãî âíóòðèìûøå÷íî. Ñëåäóþùèå ñóòêè ïðèäåòñÿ õîäèòü ñ ïîâÿçêîé ïîä íîñîì è ìåíÿòü åå ïî ìåðå ïðîïèòûâàíèÿ êðîâüþ è ëèìôîé. ß çà ñóòêè ïîìåíÿë 8-9 øòóêè, ñíà÷àëà êàæäûé ÷àñ èëè äàæå ÷àùå,ïîòîì âñå ðåæå. Âîò çäåñü è ïîíàäîáÿòñÿ òðóáî÷êè äëÿ âîäû, ïîòîìó êàê ïîâÿçêà ìåøàåò ïîäíåñòè êðóæêó. Íîñ çàëîæåí ïîëíîñòüþ, íå îáðàùàéòå âíèìàíèÿ, ïåéòå êàê îáû÷íî, òàì âñå ïðèæàòî ïëîòíî è íèêóäà íå îòîðâåòñÿ íå îòâàëèòñÿ, íå îòîðâåòñÿ. Åäèíñòâåííîå íå ñòîèò ÷èõàòü, à åñëè è ïðèñïè÷èò, òî ïîñòàðàéòåñü íå ÷èõàòü íîñîì è äåðæèòå ïîâÿçêó ïîêðåï÷å, ÷òîáû òàìïîíû íå âûëåòåëè. Èíòåðåñíåå îáñòîèò äåëî ñ åäîé. Ìíå ñäåëàëè îïåðàöèþ óòðîì, äî ýòîãî ÿ óñïåë ïîçàâòðàêàòü, ïîòîì ïèë âîäè÷êó äî îáåäà, à íà îáåä ðåøèë âñå òàêè ïîéòè, è íå çðÿ. Åñòü êîíå÷íî ñ ïîâÿçêîé íåðåàëüíî – íå âèäíî êóäà ñóâàòü ëîæêó, ïëþñ îíà ñîäåðæèìûì öåïëÿåòñÿ çà ïîâÿçêó. Ïîýòîìó áûëî ðåøåíî åñòü â ïàëàòå ïåðåä çåðêàëîì, åñëè åãî òàì íå áóäåò – ïîïðîñèòå íà âðåìÿ ó ñåñòåð èëè ïàöèåíòîâ, îíî âàì ïîíàäîáèòñÿ ïàðó ðàç çà äåíü. Âîò ïåðåä çåðêàëîì äðóãîå äåëî – âñå ïîïàäàåò è íè÷åãî íå êàïàåò ìèìî. Ñîâåòóþ.

Âå÷åðîì è ñëåäóþùèì óòðîì – óêîë îáåçáîëèâàþùåãî. Äàëåå äíÿ 3 ïàðàöåòàìîë 3 ðàçà â äåíü. Óòðîì ñíÿëè ïîâÿçêó, âûòàùèëè òàìïîíû, íî îäíîãî íå íàøëè(!!!). “Òû åãî ñúåë ÷òîëè?” – ñïðîñèë äîêòîð. Íåò, íå ïîìíþ òàêîãî. Ðàçðåøèë ïðîìàêèâàòü âûäåëåíèÿ, íî íå ñìîðêàòüñÿ! Òàê ÿ è õîäèë åùå äåíü ñ ïîäòåêàþùåé êðîâüþ, çäåñü è ïîìîãëè áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíåå, ÷åì ïëàòîê, êîòîðûé ñî âðåìåíåì âåñü â êðîâè è ê òîìó æå áîëåå æåñòêèé è íàòèðàåò íîçäðè. Åñòü ñòàëî ëåã÷å, ïèòü òîæå, íî ïî ïðåæíåìó âñå çàëîæåíî. Íå ïîêèäàåò îùóùåíèå, ÷òî ÷óâñòâóþ êàêîé-òî çàïàõ íîñîì íàïîäîáèå àíòèñåïòèêà áîëüíè÷íîãî, êàê â îïåðàöèîííîé…

Íà ñëåäóþùèé äåíü ðàçðåøèëè ñìîðêàòüñÿ ïî-íåìíîãó. Ïîøåë äîâîëüíûé ïîñëå îñìîòðà â ïàëàòó øìûãàÿ â ñåáÿ è ÷óâñòâóþ – ÷òî-òî ëåçåò èç íîñà â ãîðëî, ïðè÷åì çíàòíûõ ðàçìåðîâ. Êîå-êàê íà ãëàçàõ äðóãèõ ïàöèåíòîâ â êîðèäîðå âûñìàðêèâàþ ÷åðåç ðîò çäîðîâåííûé òàìïîí ðàçìåðîì ñ óêàçàòåëüíûé ïàëåö, ðàäîñòíûé çàâîðà÷èâàþ â ïëàòîê è ðàçâîðà÷èâàþñü â ïðîöåäóðêó îòêóäà òîëüêî ÷òî âûøåë – âîò, ãîâîðþ! Íàøåëñÿ òàìïîí! È óëûáêà äóðàöêàÿ. Àãà, ìîëîäåö, âîçüìè ñ ïîëêè ïèðîæîê. Âñåòàêè íå ìåðåùèëñÿ ìíå çàïàõ àíòèñåïòèêà èëè ÷åãî-òî ïîõîæåãî. Òàêîå áûâàåò, òàìïîí ïðîâàëèëñÿ ïîãëóáæå â íîçäðþ, ýòî íåñòðàøíî, êàê ìåíÿ çàâåðèëè.

Íó à äàëüøå îáû÷íîå áîëüíè÷íîå ëåæàíèå, ñ ïðîöåäóðàìè â âèäå êàïåëü 3 ðàçà â äåíü è îñìîòðîâ, îòåê ñïàäàåò è äûøàòü âñå ëó÷øå è ëó÷øå.

ÁÎËÈ ÍÅÒ ÑÎÂÑÅÌ! Ýòî äëÿ òåõ, êòî áîèòñÿ áîëè. ÍÅìíîãî íåïðèÿòíî îòõîäèò àíåñòåçèÿ êîãäà çóáû îòïóñêàåò, ëîìèò êàê-òî ñòðàííîâàòî, êàæåòñÿ, ÷òî èãîëêè òîð÷àò îò âåðõíåé ãóáû äî ñàìîãî ãîðëà. Íî ýòî ïðîõîäèò â ïåðâûå ïîëäíÿ.

Ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè ÿ ñêàçàë æåíå – ïèêàáóøíèêè íàãëî âðóò, ÷òî íåñòðàøíî è ñäåëàëè áû ðàíüøå, åñëè áû çíàëè,÷òî òàê. Ñïóñòÿ óæå 4 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ÿ ïîìåíÿë ñâîå ìíåíèå è  ñîãëàñåí ñ îòïèñàâøèìèñÿ ïèêàáóøíèêàìè – çíàë áû – ñäåëàë ðàíüøå. Ñòðàøíî ëè? Íå òî ñëîâî! Íî óñïîêîèòåëüíîå äåëàåò ñâîå äåëî, àíåñòåçèÿ âñå ìàñêèðóåò. Îáùèé íàðêîç? Îíî âàì íàäî? Îò íåãî îòõîäèòü 50/50, êòî-òî î÷åíü ëåãêî è áûñòðî, à êòî-òî çàâèñàåò íà +2 äíÿ îòõîäíÿêîâ. Åñëè î÷åíü ñòðàøíî – íå îòêðûâàéòå ãëàçà íà îïåðàöèè, ìíå, íàïðèìåð, î÷åíü íå õîòåëîñü äàæå ñëó÷àéíî óâèäåòü ÷òî-òî, ÷òî áóäåò ïîòîì ñíèòüñÿ ïîëãîäà, íàïîäîáèå êóñêà õðÿùà â ùèïöàõ èëè êîñòè, èëè êðîâàâîãî èíñòðóìåíòà. Êðîâè, êñòàòè, êàê ìíå ïîêàçàëîñü, íåìíîãî.

Èñïðàâëåíèå íîñîâîé ïåðåãîðîäêè, êñòàòè, îäíà èç ñàìûé ÷àñòûõ îïåðàöèé â ïðàêòèêå îïåðèðóþùåãî ËÎÐ âðà÷à. Òàê ÷òî âûáèðàéòå âðà÷à, êîòîðûé äàâíî îïåðèðóåò, êîòîðîãî õâàëÿò. Ïóñòü îí áóäåò íåìíîãîñëîâåí, ñåðüåçåí è íåîáùèòåëåí, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû – íà êàæäîãî âðåìÿ òðàòèòü, áåñåäîâàòü ïî äóøàì, ðàáîòû ó íèõ è òàê õâàòàåò. Ãëàâíîå, ÷òîáû ïðàâèëüíî ïîðåçàëè, à ïîãîâîðèòü ìîæíî è â äðóãîé ðàç.

 îáùåì äåëàéòå, åñëè ãîâîðÿò, ÷òî íàäî, è ÷åì â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå, òåì áûñòðåå âñå çàðàñòåò è çàáóäåòñÿ. Îíî òîãî ñòîèò.

Âñåì çäîðîâüÿ è äîáðà!

Источник