Ребенок часто получает ушибы

Ребенок часто получает ушибы thumbnail
Поделиться с друзьями

: Время прочтения:

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Читайте также:  Как можно вылечить ушиб стопы

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Источник

Яна Неизвестная

Просветленный

(38040)

8 лет назад

У Вас всё внимание и энергии в голове, а ноги – обесточены.
Травмы случаются именно там, где существует недостаток энергии, а дети – перенимают энергию с родителей – вот ребёнок и бьётся.
Выход только один – научитесь спускать своё внимание к стопам ног.
Это не сложно, представьте что лежите на пляже у самой воды: на вдох представляете что волна поднимается от ног к голове, на выдох – позволяете волне отступить обратно к ногам. . Старайтесь получить от этого максимальное удовольствие.
После 3-4 вдоховвыдохов сами почувствуете как с головы к ногам скатывается напряжение и ноги становятся тёплыми.
Чаще общайтесь с ребёнком в таком ровном состоянии и научите его самостоятельно прогонять по себе волну. . и он перестанет разбивать ноги.

Читайте также:  У ребенка после ушиба шишка на кости

Удачи Вам

Инга Васильева

Мудрец

(10527)

8 лет назад

надо смотреть его что имено такое происходит

*Сч@стлив@я***Знаток (252)

8 лет назад

врачи не видят ничего такого! никаких противопоказаний с их стророны нет! стала только сейчас появляться хордочка, сказали, что только очень быстро бегать нельзя и всё!…а падала и травмировалась она с раннего детства….если раньше просто ушибы и синяки были, то с годами только всё сложнее и сложнее травмы.

Мария Иванова

Высший разум

(2492598)

8 лет назад

Ребенка нужно научить осторожности, внимательности и умению падать, и не класть девочку на второй этаж. Неплохо поработать с детским психологом. И хорошо было бы, чтобы она занималась зарядкой, если нельзя определить её на спортивную секцию – очень хорошо на плавание. Удачи.

*Comatose*

Оракул

(85320)

8 лет назад

только предположение, о нежелании куда то идти, двигаться в определённом направлении… по чужой воле… типа как когда ребенок хочет петь, а его тащат на пианино и гимнастику… причём может не с ней, а у вас эти проблемы.

*Сч@стлив@я***Знаток (252)

8 лет назад

Много раз анилизировала жизнь и её и мой подход к этому. Я считаюсь с желаниями дочери, превый раз она играла во дворе с девочками и прыгнула с турника, повредила ногу… на кровати она сама просилась спать именно на втором этаже, хотя я всегда настаивала чтобы младший сын там спал….и в санаторий она очень хотела, где и подскользнулась… Она у нас рано пошла.. в 9 месяцев.. не ползала совсем. Я знаю есть какой то обычай разрезать как бы невидимую нить между ногами, когда ребёнок начинает ходить… мы этого не делали.. может всё дело в этом?

Евгения Голованова

Гуру

(3473)

8 лет назад

Мне кажеться все дети получают кучу травм. А некоторые – кучу и чуть больше. Я из таких была. Причем парадокс: когда лазила по крышам, домам заброшенным, деревьям, забоам и еще в куче других опасных мест, пыталась нахимичить чегонибудь (даж серная кислота раз попалась в руки =3), строила сама домики, ковырялась во всякой старой технике.. . ну короче делала что-тотреально опасное НИ ЦАРАПИНКИ, НИ СИНЯЧКА. Зато дома и в шклде умудрялась так биться, что не передать…. Бедные мои родители, постоянно зеленку и бинты с собой брали, так как знали, что дитятко обязательно стукнеться.. . В 18 лет умудрилась палец на ноге сломать дома на кухне, и челюсть – выходя из ванной в 16… Так вот дело все в банальнейшей рассеяности. Не переживайте с возрастом пройдет все, потом меньше стукаться будет. Магия и карма тут совсем не при чем.

*Сч@стлив@я***Знаток (252)

8 лет назад

Моя доча похожа на вас! на деревьях сидела, на самом верху и махала мне ( а мы тогда жили на 5 этаже)… у меня сердце замирало.. на крышу какого то неказистого соседнего дома забиралась… и ничего.. ни царапинки… а на ровной дороге падает ! и рассеянность – это про неё!.. Хотелось бы как то её уберечь, а как не знаю!

Ягарма

Оракул

(81606)

8 лет назад

У многих знаков по гороскопу травмоопасное детство. Я уже скоро бабушкой стану, но как жарю пирожки, обязательно обожгусь)
Так что если у ребенка предрасположенность к травмам нужно следить за ним, и буквально напоминать перед каждым выходом из дома вести себя по спокойнее.
Храни вас Бог!

Источник

Сдержите гнев! Что такое синдром детского сотрясения?

Почему нельзя трясти и подбрасывать ребёнка? К каким последствиям могут привести подобные действия?

О синдроме детского сотрясения (синдроме встряхнутого ребёнка), о том, когда его можно получить, мы поговорили с детским неврологом «Клиники Эксперт» Тула Юлией Александровной Эбергард.

— Юлия Александровна, что такое синдром детского сотрясения? Почему и как он возникает?

— Синдром детского сотрясения, или синдром встряхнутого ребёнка, – это совокупность симптомов, свидетельствующих о повреждениях головного мозга и сосудов головного мозга. Синдром возникает у детей при определённых видах травмы (чаще всего это поступательно-колебательные движения, которые возникают при тряске ребёнка).

— В каких ситуациях ребёнок может получить синдром детского сотрясения?

— В большинстве случаев причиной синдрома детского сотрясения является недостаточно бережное отношение к ребёнку со стороны родителей и/или ухаживающих за ним. Это встряхивание, жёсткие укачивания и иногда подбрасывания вверх. И редкий случай, но это тоже описано, когда ребёнок в результате дорожно-транспортных происшествий получает травму, если ехал не в автолюльке.

— Дети какого возраста находятся в группе риска?

— По данным литературы, этому синдрому чаще всего подвержены дети до 1,5 лет. Это связано с анатомическими особенностями ребёнка: размер головы относительно поверхности тела больше, слабый мышечный корсет шеи (ребёнок не может удерживать голову в пространстве), особенность строения черепа и мозговых сосудов.

Читайте также:  Чем лечить ушибы челюсти

— Какие симптомы у синдрома встряхнутого ребёнка и когда они проявляются?

— В зависимости от тяжести синдрома детского сотрясения и полученных повреждений симптомы могут быть разными. Чаще всего возникает рвота, срыгивание, необоснованное беспокойство ребёнка. Очень грозные симптомы – нарушение дыхания, когда ребёнок бледнеет, и утрата сознания. В любом случае нужно обращаться к врачу. Признаки синдрома встряхнутого ребёнка могут возникать непосредственно сразу после травмы. При этом нет внешних повреждений, черепная коробка цела. Т. е. повреждения, кровоизлияния возникают именно внутри головного мозга.

— Как диагностируется синдром детского сотрясения?

— Во-первых, ребёнка осматривает офтальмолог. Кровоизлияния в сетчатку глаза – характерный симптом, с высокой вероятностью подтверждающий факт синдрома детского сотрясения. Для диагностики также применяется нейросонография (УЗИ головного мозга), которая показывает гематомы, и в тяжёлых случаях проводят РКТ (рентгеновскую компьютерную томографию, также известную как КТ) или МРТ головного мозга.

— Какой врач лечит синдром встряхнутого ребёнка?

— Невролог. А в совсем тяжёлых случаях, если есть гематомы, требующие оперативных вмешательств, подключается нейрохирург.

— Как лечат синдром детского сотрясения?

— Лечат в зависимости от того, что нашли. По факту это черепно-мозговая травма. Просто вопрос, какой степени тяжести. Если это разрывы и кровоизлияния, то проводится длительное неврологическое, гемостатическое лечение (остановка кровотечений).

Понимаете, синдром так назвали с целью показать механизм получения травмы. Фактически при этом происходит далеко не сотрясение головного мозга, а более тяжёлые вещи: либо ушибы головного мозга, либо гематомы. Часто это приводит к летальному исходу.

— Расскажите подробнее, какие могут быть последствия? Можно ли полностью вылечить синдром детского сотрясения?

— Вылечить полностью этот синдром довольно сложно. Но на что мы всегда надеемся? Головной мозг ребёнка (и здоровый, и повреждённый) до двух лет очень активно развивается. Т. е. в этом возрасте даже окончательно не ставятся диагнозы аномалий развития головного мозга, не делаются прогнозы, потому что головной мозг до двух лет способен на практически полную компенсацию. Если вовремя диагностировать синдром и начать лечение, то прогнозы, как правило, хорошие. Исход зависит от тяжести полученных повреждений. Проблема в том, что очень часто родители вовремя не обращаются за медицинской помощью, и диагностика происходит тогда, когда уже развились судороги. Впоследствии, при тщательном сборе всей клинической картины, выясняется, что имело место такое воздействие на ребёнка.

Инвалидизация при получении синдрома детского сотрясения – до 30–40 % с исходом в эпилепсию, в двигательные нарушения.

— Как можно предотвратить синдром детского сотрясения?

— Можно перенять опыт зарубежных стран, в которых каждому родителю при выписке из роддома показывают на специальном манекене, что происходит с головным мозгом ребёнка при тряске. Т. е. надо говорить о последствиях, чтобы избежать этих моментов. Активно пропагандировать использование автолюлек при перевозке детей в машине, а также рассказывать о том, что в семье все должны помогать друг другу. Не надо оставлять уставшую маму наедине с ребёнком, если она с ним не справляется, не может его успокоить обычным способом. Нужно дать ей отдохнуть. От того, что ребёнок просто поплачет, последствий будет гораздо меньше, чем если мама в отчаянии и усталости начнёт его трясти с силой большей, чем нужно для его успокоения.

— Что ещё вы могли бы посоветовать родителям и всем тем, кто работает с детьми?

— Каждый взрослый человек должен понимать, что его ребёнок – это только его ответственность, и обращаться с ним нужно бережно. Это необходимо прежде всего для себя самого и для своего спокойствия.

Все члены семьи, родственники должны помогать маме, чтобы она имела возможность отдохнуть, успокоить свою нервную систему. И если ребёнок очень беспокойный, имеется необходимость в постоянном его укачивании, то нужно понимать, что это тоже не совсем нормально. Обычно здоровый младенец, которого ничего не беспокоит, не требует такого пристального к себе внимания. Т. е. лучше обратиться к специалисту. Тем более сейчас их масса, и педиатрическая помощь представлена достаточно широко. Есть горячие линии по грудному вскармливанию, по уходу, кормлению, по обращению с ребёнком. Специалисты дадут советы, как максимально избежать дискомфорта в уходе за ребёнком.

Беседовала Марина Воловик

Записаться на приём к врачу-детскому неврологу можно здесь

Редакция рекомендует:

Вам назначили УЗИ. Что необходимо знать перед исследованием?
Когда КТ незаменима?
Можно и нельзя в МРТ

Для справки:

Эбергард Юлия Александровна

В 2008 г. окончила педиатрический факультет Ивановской государственной медицинской академии.
2009 г. – интернатура по специальности «Неврология».
2014 г. – интернатура по специальности «Детская психиатрия».
В настоящее время – детский невролог в «Клинике Эксперт» Тула.
Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.

Источник