Перелом в войне с турцией наступил после его

Поделиться с друзьями

Узнаем, кто победил в многовековом военном противостоянии.

Почти 500 лет войны!

Моря раздора.

Исторически так сложилось, что Россия всегда имела выход к Черному морю. Вспомним, что князь Владимир крестил Русь именно на черноморском побережье – в крымском Херсонесе. Окрепшему Русское царство в XVI веке предстояло сражаться с “недобитками” монгольской империи, которых удачно захватила Турция – Крымское и Астраханское ханство. В 1556 году Иван Грозный захватил Астрахань, что разозлило турецкого султана. Османы, державшие в страхе всю Европу, вдруг оказались унижены какой-то “Московией”. Так и началась первая русско-турецкая война 1568-1570 гг.

Карта русско-турецкой войны 1568-1570.

В 1569 году турецкое 70-тысячная армада добралось до Астрахани. Османский султан планировал не только отрезать Россию от Каспийского моря и дельты Волги, но и соединить Волгу и Дон. Но 30-тысячное бравое войско русских воинов и казков передало привет “строителям Волгодона”. Османам не удалось вернуть контроль за Астраханью, а набеги крымских татар на юго-западную Россию не прекратились. Однако, именно в этой войне произошла первая победа России.

Ничья с привкусом победы.

Русско-турецкую войну 1672-1681 гг. иногда называют “Чигиринскими походами” – дело было у днепровского города Чигирин. К тому моменту, в 1654 году уже состоялось присоединение Украины к России, запорожские казаки присягали на верность русскому царю, а Речь Посполитая (она же Польша) с завистью смотрела на то, как Россия возвращает себе земли по Днепру. В это же время шла русско-польская война (1654-1667). Турки решили влезть.

Карта русско-турецкой войны 1672-1681 гг.

Именно за город Чигирин на среднем Днепре и разворачивались основные сражения. По итогам войны, ни одна сторона не добилась поставленных задач. Официальный итог – ничья. Но то, что Россия развязала себе руки в присоединении причерноморских и украинских земель, добавляет этой ничье привкус победы.

Вторая победа.

После решения вопроса с Польшей и заключения “Вечного мира”, Россия принялась разгребать проблемы на юге. В 1680-х войска крымского хана регулярно совершали набеги на близлежащие русские земли. Из-за этого и началась война 1686-1700 гг. Поначалу всё шло неудачно: князь Голицын совершил два похода (1687 и 1689), но оба закончились провалом.

Карта Азовских походов 1695-1696 гг.

Всё изменилось, когда на русских престол взошел молодой и идейный царь Пётр I. С его трудолюбивой руки Воронеж на некоторое время стал столицей русского флота. Азовские походы 1695-1696 гг. закончились крахом уже турецкого флота, которому пришлось оставить Азов. Эта победа позволила России выйти к Азовскому морю и начать экспансию на северные шведские земли. Вторая победа России.

Крах Петра в Прустком походе.

Погнанный от Полтавы шведский “золотой мальчик” Карл XII в 1710 году бежал в Османскую империю и уговорил турок начать войну против России. Именно на реке Прут состоялось одно из главных поражений Петра I – он вместе со своей армией оказался пленён 21 июля 1711 года.

Прутский поход в ходе войны 1710-1713 гг.

Нашим послам пришлось идти на огромные уступки, лишь бы спасти армию и царя. В частности, по итогам Прутского мирного договора Османской империи возвращался Азов, а новоиспечённые русские крепости вроде Таганрога были взорваны. Поражение России.

Ничья и 4 победы подряд.

Преемники Петра воинственно мстили за неудачу основателя Российской империи. Так, императрица Анна Иоановна замахнулась немного-немало на возвращение выхода к Черному морю. В течении войны 1735-1739 армии русских полководцев Миниха и Ласси неоднократно преследовали вспышки чумы. Поэтому, особых достижений в этой войне Россия не добилась, кроме выигранных сражений. Удалось вернуть только лишь Азов без права возводить укрепления. Зато потом..

Сравните, как изменились российские завоевания.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века ознаменовались триумфом русского оружия. Именно в этот период зажглись звёзды Орлова-Чесменского, Фёдора Ушакова, Григория Потёмкина, Румянцева и, конечно же, Суворова. За этот период Россия вернула Крым (1783), прочно обосновалась на Чёрном море и начала освобождение Кавказа. К русско-турецкой войне 1828-1829 гг. (последней из 4-х триумфальных), Россия уже контролировала Грузию, Армению и Бессарабию. В это время начался закат Османской империи.

Крымская война – разгром России.

Проигранная Крымская война (1853-1856) на фоне русских побед выглядит действительно мрачной историей, о которой не хочется говорить. Тем более, что повод для войны был совершенно несуразный – религиозные споры о владении храмом в Вифлееме. Из-за этого в воды Чёрного моря подгребала целая военная торсида – Великобритания, Франция, Турция и даже Сардинское королевство!

Крымская война 1853-1856 гг.

Читайте также:  Оскольчатый перелом пятки сколько нельзя ходить после операции

И если на Кавказе и в Румынии дела шли не катастрофически, то на Чёрном море и в Крыму случился полный крах. Защитники Севастополя и русские матросы героически сражались – в Синопской бухте был даже уничтожен весь турецкий флот! Но Севастополь вскоре пришлось сдать, а устаревший русский парусный флот ознаменовал горькую отсталость Российской империи от западных держав. По итогам войны, Чёрное море объявлялось нейтральным, а Россия отказывалась от дунайских завоеваний. Поражение России.

У самых стен турецкой столицы.

В 1870-х годах была уже другая Россия – реформистская, без крепостного права и жаждущая мести. Поводом для войны 1877-1878 гг. стали притязания турками балканских славян – в Сербии и Болгарии. Блистательный генерал Скобелев перевёл русскую армию через Дунай и нанёс туркам несколько колких поражений. В это же время сдаются одни за другой турецкие крепости в Закавказье.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В феврале 1878 года русская армия мчала к самой турецкой столице – Стамбулу, где буквально в его пригороде Сан-Стефанский мир остановил десятки тысяч русских штыков. По его итогам, Румыния и Болгария получали независимость, Россия получала земли в Восточной Турции, а славянские народы вскоре сами наваляют османам, почти изгнав их из Европейской части. Победа России.

Украденная победа.

К Первой Мировой войне Османская империя стала развалюхой, тенью той “Блистательной Порты”, которая держала в страхе всю Европу. Австрийцы и германцы выгодно втянули Турцию в 1914 году в войну против России. Словно немцы 22 июня 1941 года, турки вероломно обстреляют ночью 1 ноября 1914 года Одессу, Севастополь и др.

Кавказский фронт Первой Мировой (1914-1918).

Успешные действия России в Закавказье чередовались с британскими победами в Египте и Ираке. К 1916 году Турция находилась буквально на грани полного разгрома. Но последующая революция как в России, так и в Турции ознаменовали конец двух империй. Историки считают русско-турецкое противостояние 1914-1918 ничейным, однако именно в этот период русский солдат прошёл максимально вглубь Турции. Это была последняя война, когда две страны схлестнулись в военном конфликте.

Таким образом, Россия и Турция воевали 12 раз. Из них у России 7 побед, 3 ничьи и 2 поражения. Неплохо, учитывая, что историческая справедливость была восстановлена. О 12 русско-польских войнах можно узнать здесь.

Подпишись.

Источник

Цели урока:

  • повторить основные события  первой четверти
    XIX века,
  • обобщить знания по теме,
  • развить  умение пользоваться своими
    знаниями  при выполнении разнообразных
    заданий,
  • научить детей правильно вести себя во время
    игры.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель объясняет условия игры:

1. Каждый ведет борьбу самостоятельно, выкрики
не принимаются.
2. За каждый правильный ответ учащийся получает 1
очко.

Игра проводится в 3 раунда. В первом  раунде
участвуют все учащиеся. Во второй тур проходит
один учащийся от группы. Во втором раунде
выбирается 2 финалиста.  Третий раунд
определяет победителя игры.
Класс разбивается на группы (1 линия парт, 2 линия.
3 линия, 4 линия, 5 линия). В каждой группе 5–6
участников.

II. Ход игры

1 раунд

Звучит музыка или сигнал гонга.
Учитель предлагает 5 уровней вопросов:

1 уровень

Назовите в последовательности события времени
правления Александра I.  Как вариант,
последующим учащимся можно предложить
перечислить события внешней или внутренней
политики Александра I.

2 уровень

Дайте определения понятиям: министерства,
Негласный комитет, благородное сословие,
государственные крестьяне, военные поселения,
ярмарки, территориальная специализация,
Тарутинский маневр, народная война,
Отечественная война, битва народов, Венский
конгресс, багратионовы флеши, система
коллективной безопасности, Священный союз,
крепостное право, казачество.

3 уровень

Дайте характеристику  исторической
личности: Павел I, Александр I, Константин
Павлович, Николай I, Наполеон, граф Пален П.А.,
старец Федор Кузьмич, В.П.Кочубей,
А.А.Чарторыйский, П.А.Строганов, М.М.Сперанский,
А.А.Аракчеев, И.И.Дибич, М.И.Кутузов, А.П.Ермолов,
 М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Василиса
Кожина, Денис Давыдов, А.И.Чернышев,
Н.Н.Новосильцев, Н.Муравьев, П.Пестель,
М.А.Милорадович, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский.

Читайте также:  Перелом лучевой кости реабилитация после снятия гипса

4 уровень

Найдите на карте:

– р. Неман, Смоленск, Бородино, Фили, Москву,
Тарутино, Малоярославец, Р.Березину;
– Тильзит, Аустерлиц, Лейпциг, Ватерлоо, Париж;
– Англия, Пруссия. Австрия, о.Эльба, о.Святой
Елены;
– Петербург, Чернигов, г.Тульчин, Украина;
– Турция, Иран, Швеция, Царство Польское,
Финляндия.

5 уровень

О ком идет речь?

  • Не жаловал именитых и родовитых. Однажды во
    всеуслышание сказал, что в России лишь тот
    вельможа, «с кем я говорю и только пока я с ним
    говорю». (Павел I)
  • Его наставником был швейцарец Ф.С.де Лагарп. 
    Отец и бабушка плохо ладили. Он был вынужден все
    время лавировать и лукавить. (Александр I)
  • Ключевский о нем писал: «Принужденный говорить,
    что нравилось другим, он привык скрывать, что
    думал сам. Скрытность из необходимости
    превратилась в потребность». (Александр I)
  • Поэт П.А.Вяземский уподоблял его сфинксу, «не
    разгаданному до гроба». (Александр I)
  • А.С.Пушкин назвал его властителем слабым и
    лукавым. (Александр I)
  • Родился в семье бедного сельского священника.
    Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1803 г.
    стал статс-секретарем. (М.М.Сперанский)
  • Женился на англичанке, завел у себя в доме
    английские порядки, пренебрегал роскошью, ездил
    по городу в простой коляске. В одежде предпочитал
    сюртук английского фасона. (М.М.Сперанский)
  • Заслуженный генерал, герой  войны с
    Наполеоном, его в войсках знали  и уважали.
    Призывал собравшихся на Сенатской площади
    присягнуть Николаю I. Убит П.Г.Каховским.
    (М.А.Милорадович)
  • Полковник. Член «Союза спасения», «Союза
    благоденствия», «Южного общества». Создал
    «Русскую правду». (П.И.Пестель)
  • Родился в дворянской семье. Окончил Кадетский
    корпус. Участник заграничных походов русской
    армии. Работал в Петербургской  палате
    уголовного суда и торговой
    Российскоамериканской  кампании. Писал стихи.
    Член Северного общества. Ярый сторонник убийства
    императора. (К.Ф.Рылеев)
  • Друг царя. Попечитель Петербургского учебного
    округа. Составил проект Конституции для России.
    (Н.Н.Новосильцев)
  •  Брат царя. Наследник престола. Поселился в
    Варшаве. В 1823 году отказался от престола. (Константин
    Павлович)

2 раунд. Во втором раунде принимают 
участие 5–6 учащихся. 3 уровня вопросов.

1 уровень

– О каком явлении Отечественной войны 1812 г.
идет речь в документе: « …Поселяне одной
Калужской губернии с того времени, как
неприятель коснулся их границ, будучи
вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли
в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно
приходят они просить оружие, умоляют начальников
отрядов дать им случай к поражению врага, и
просьбы их по возможности выполняются. Много
есть подвигов знаменитых, учиненных почтенными
нашими поселянами…»? (Партизанское движение)

– Назовите документ.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить
благоприобретенных или родовых крестьян … на
волю и имеете с тем утвердить им участок земли…
имеет представить их при прошении своем … к
министру внутренних дел для рассмотрения…» (Указ
о вольных хлебопашцах)

– О ком идет речь.
Наводит порядок в артиллерии, издает
«Артиллерийский журнал», сам пишет статьи. С 1808 г.
становится военным министром и жестко проводит
реформирование в армии. Его взыскательность,
откровенность способствуют появлению врагов и
недоброжелателей. Активный участник завоевания
Финляндии, но от ордена Андрея Первозванного
отказался, объясняя тем, что непосредственно не
участвовал в военных действиях. Во время войны 1812
г. был личным докладчиком царя по делам
ополчений, участвовал в заграничных походах. В
1815—1825 гг. был фактическим руководителем
государства. (Государь подолгу жил за границей)

– Назовите программный документ декабристов:
«§ 4. Россия есть государство единое и
неразделимое
…постановляется коренным
законом Российского государства, что всякая
мысль о федеративном для него устройстве
отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и
величайшее зло. Избегать надлежит всего того, что
посредственно или непосредственно, прямо или
косвенно, открыто или потаенно к таковому
устройству государства вести бы могло.
Вследствие  всего  здесь  сказанного 
объявляется Российское государство в пределах,
выше обозначенных, единым и неразделимым,
отвергающим притом совершенно всякое
федеративное образовали», устройство и
существование государства…». («Конституция»
Никиты Муравьева)

– Назовите документ.
«Все должны быть перед законом равны <….>
Освобождение крестьян от рабства не должно
лишить дворян дохода, ими от поместий своих
получаемого; освобождение не должно произвести
волнений и беспорядков в государстве, для чего и
обязывается верховное правление беспощадную
строгость употреблять против всяких нарушителей
общего  спокойствия; освобождение сие должно
крестьянам доставить лучшее положение противу
теперешнего, а не мнимую свободу им
даровать<….> Военные поселения немедленно
уничтожаются. («Русская правда» П.И.Пестеля)

–  В каком документе содержалась идея
освобождения крестьян от крепостной зависимости
и наделения их землей в размере двух десятин на
двор. («Конституция» Никиты Муравьева).

2 уровень

Читайте также:  Лфк для голени после перелома видео

О ком или о чем идет речь?

– Обещаю «управлять Богом нам врученный народ
по законам и по сердцу в бозе почивающей
августейшей бабки нашей государыни
императрицы______». (Екатерина  II).

– Перелом в войне с Турцией наступил после его
назначения главнокомандующим русскими войсками.
Прибыв на Дунай, он смог стремительно окружить
турецкую армию и вынудить перейти султана к
переговорам о мире. (М.И.Кутузов).

– Писатель, историк. Историограф Александра I.
Автор «Истории государства Российского».
Отстаивал идею необходимости и блага для России
самодержавия. Был противником проводимых в
стране преобразований. (Н.М. Карамзин)

– «Самое страшное из всех моих сражений…
Французы в нем показали себя достойными одержать
победу, а русские оказались достойными быть
непобедимыми ». (Бородинское сражение.
Высказывание Наполеона)

– Отказавшись от принятия монашества, перешел
на госслужбу. По воле императора Павла I сразу
получил чин IX ранга и личное дворянство. За
четыре  года тридцатилетний чиновник
министерства внутренних дел становится
действительным тайным советником IV класса
(другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.
— статс-секретарь Александра I. Наполеон считал,
что этот человек — «единственно светлая голова в
России». (М.М. Сперанский)

– О каком событии  идет речь в  отрывке из
воспоминаний, записанных со слов очевидца
события, и укажите дату события.
«Во время допроса царем… Сергей
Муравьёв-Апостол стал бесстрашно говорить царю
правду, описывая в сильных выражениях внутреннее
положение России; Николай I, поражённый смелыми и
искренними словами Муравьёва, протянул ему руку,
сказав: «Муравьёв, забудем всё; служи мне». Но
Муравьёв-Апостол, заложив руки за спину, не подал
своей руки государю…». (Восстание
Черниговского полка)

– Укажите название войны, о событиях которой
идет речь в отрывке из «Записок» А.П. Ермолова.
«…Легко понимали все, что присланный от
Наполеона генерал  Лористон, пред войною
бывший послом при нашем дворе конечно имел
поручение объяснить желание прекратить войну.
Москва, древняя столица, собственными руками
превращенная  в пепел, доказывала, что нет
тяжёлых пожертвований для русского народа…
Генерал Лористон приехал чрез несколько дней
после прибытия армии в Тарутино. В самое это
время… я находился в квартире Кутузова». (Отечественная
война 1812 г.)

3 уровень

По какому принципу образованы ряды?

– П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский,
В. Кочубей. (Негласный комитет)
– Дворянство, «среднее состояние» (купцы,
мещане, государственные крестьяне), «народ
рабочий». (Сословия)
– Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина. (Партизаны
Отечественной войны 1812 года)

– Макарьевская, Нижегородская, Коренная,
Ирбитская. (Ярмарки)
– С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, П. Г.
Каховский, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев. (Декабристы)
– «Союз  спасения», «Общество истинных и
верных сынов Отечества», «Общество соединенных
славян», « Союз благоденствия». (Тайные
общества)

3 раунд. 2 учащихся составить речь
Александра I  в честь окончания
Отечественной  войны 1812 года (речь произнести
в течение 1 минуты)

III. Подведение итогов. Выставление
оценок.

IV. Домашнее задание: §1–12
повторить,подготовиться к
тестированию по теме «Александр I».

Литература:

1. Алексашкина Л.Н. История:
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/
Л.Н.Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
Серия «Интенсив».
2. Боханов А.Н. История России.  XIX век:
Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных
заведений.– 5 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС », 2005.
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России.
Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997.
4. Журавлева О.Н. Тесты по истории России XIX
века: 8 класс: К учебнику А.А.Данилова,
Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс. – М.:
Издательство «Экзамен», 2007. (Серия
«Учебно-методический комплекс)
5. Симонова Е.В. История. 9 класс. 
Государственная итоговая аттестация (по новой
форме). Типовые тестовые задания – 4-е изд.,
стереотип. – М., .: Издательство «Экзамен», 2008.
6. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с
древнейших времен до наших дней:Дидактические
материалы. – 2-е изд., стереотип.– М.:Дрофа, 2001.
7. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по
истории России. Практическое пособие для
учителей.– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Источник